Полномочия бюджетного процесса

СТ 152 БК РФ

1. Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы);

исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Центральный банк Российской Федерации;

органы государственного (муниципального) финансового контроля;

органы управления государственными внебюджетными фондами;

главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

получатели бюджетных средств.

2. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), устанавливаются настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, а также в установленных ими случаях иными нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

4. Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

5. Участники бюджетного процесса вправе осуществлять бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом, при условии включения сведений о данных бюджетных полномочиях в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, формирование и ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 165 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 152 Бюджетного кодекса РФ

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ названы участники бюджетного процесса.

1. Президент РФ. Глава государства обладает рядом полномочий, позволяющих определить его как участника бюджетного процесса. Так, например, Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные отношения (ст. 3 Бюджетного кодекса РФ), распоряжается средствами резервного фонда Президента РФ (ст. 82 Бюджетного кодекса РФ), направляет Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ (ст. 170 Бюджетного кодекса РФ) и др.

2. Органы законодательной (представительной) власти.

Участие данных органов в бюджетном процессе на всех трех уровнях — федеральном, региональном и местном — определяется прежде всего тем, что федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетных территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, а местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам (ст. 153 Бюджетного кодекса РФ).

3. Органы исполнительной власти. К числу таких органов законодатель в комментируемой статье Бюджетного кодекса РФ отнес:

а) высшие должностные лица субъектов Российской Федерации и главы местного самоуправления, активно участвующие в бюджетном процессе соответственно на региональном и местном уровнях;

б) финансовые органы (Министерство финансов РФ и его территориальные органы, министерства финансов и департаменты (управления) финансов, создаваемые на уровне субъектов Российской Федерации, казначейство и т.д.);

в) органы, осуществляющие сбор доходов (налоговые и таможенные органы);

г) другие уполномоченные органы.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом РФ, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами представительных органов местного самоуправления.

Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам (ст. 154 Бюджетного кодекса РФ).

4. Органы денежно — кредитного регулирования. В соответствии с пунктом 3 статьи 151 Бюджетного кодекса РФ органом денежно — кредитного регулирования является Банк России.

Банк России в качестве участника бюджетного процесса (ст. 155 Бюджетного кодекса РФ):

а) разрабатывает совместно с Правительством РФ и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно — кредитной политики;

б) обслуживает счета бюджетов;

в) осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам России.

5. Органы государственного и муниципального финансового контроля.

Такими органами являются (п. 4 ст. 151 Бюджетного кодекса РФ):

а) Счетная палата РФ;

б) контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

в) контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.

Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 157 Бюджетного кодекса РФ).

6. Государственные внебюджетные фонды.

Государственный внебюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 Бюджетного кодекса РФ).

7. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — это орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Перечень главных распорядителей определяется ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета — это орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета (статья 158 Бюджетного кодекса РФ).

Распорядитель бюджетных средств — орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств (ст. 159 Бюджетного кодекса РФ).

8. Иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые полномочия (например, Министерство экономического развития и торговли РФ и др.).

Кроме перечисленных органов, в бюджетном процессе участвуют также:

а) получатели бюджетных средств, к числу которых относятся, например:

— бюджетные учреждения — организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально — культурных, научно — технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ);

— государственные и муниципальные унитарные предприятия — коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 113 Гражданского кодекса РФ);

б) кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Кредитная организации — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять предусмотренные законом банковские операции (ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности»).

Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Кроме того, они могут выполнять функцию Банка России по обслуживанию бюджетных счетов в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций (ст. 156 Бюджетного кодекса РФ).

Заметим, что в нормативных правовых актах, принимаемых на региональном и местном уровнях, может уточняться и конкретизироваться состав участников бюджетного процесса.

Так, например, участниками бюджетного процесса в Тюменской области являются: Тюменская областная Дума, губернатор области, Администрация Тюменской области, финансовый орган администрации области, Счетная палата Тюменской области, территориальные государственные внебюджетные фонды, главные распорядители, распорядители и получатели бюджетных средств, органы местного самоуправления Тюменской области, иные органы, учреждения и организации, на которые возложены бюджетные полномочия (ст. 1 Закона Тюменской области от 12 октября 2001 года «О бюджетном процессе в Тюменской области»). А перечень участников бюджетного процесса города Тюмени (муниципальный уровень содержится в Положении о бюджетном процессе в городе Тюмени, утвержденном решением Тюменской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 160 (ст. 1): «Участниками бюджетного процесса являются глава города, Тюменская городская Дума, Счетная палата города, Финансово — казначейское управление Администрации г. Тюмени, Главное управление Центрального банка Российской Федерации, Управление Федерального казначейства Российской Федерации по Тюменской области, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета города».

Участники бюджетного процесса и их полномочия должны быть понятны простым гражданам страны. Налогоплательщики хотят быть спокойны за то, что их деньги пойдут на решение важных проблем в стране, поэтому так важно сделать бюджетный процесс прозрачным. Технология расчета должна быть настолько отработанной, чтобы бюджет на следующий год формировался в положенный срок и был финансово эффективным.

Участники бюджетного процесса

Бюджетный процесс и его участники

Все стадии бюджетного процесса, его участники, принципы формирования, а также статьи доходов и расходов и прочие вопросы связанные с финансами страны регламентированы в Бюджетным Кодексом РФ. Статья №152 этого Кодекса полностью посвящена определению участников бюджетного процесса и их правам, обязанностям, сферам влияния и уровню ответственности.

Схема взаимодействия участников бюджетного процесса

Главным среди участников является Президент РФ. Помимо него к списку участников относятся все должностные лица, сфера работы которых, так или иначе, причастна к бюджету. Например:

  • главы субъектов страны и муниципалитетов;
  • вся законодательная и вся исполнительная власть;
  • ЦБ РФ;
  • государственные органы финансового контроля;
  • ответственные лица за управление внебюджетными фондами;
  • распределители средств из бюджета;
  • администраторы;
  • получатели.

Администрирование в бюджете играет важную роль. Контроль над доходами и финансированию дефицита бюджета осуществляют структуры-администраторы. Они существуют на федеральном и региональных уровнях.

Важно! Все ответственные лица, принимающие участие в главном процессе любого государства, должны действовать исключительно в рамках закона, осуществлять свою работу прозрачно для налогоплательщиков, своевременно выявлять нарушения и неточности в исполнении бюджета, выносить на рассмотрение новые законы и поправки в закон, способствующие улучшению финансовой политики России.

Видео — Государственный бюджет

Исполнительная власть и ее полномочия

Исполнительные органы занимаются сбором необходимой информации, составляют проект и передают его на утверждение государственной Думе. Для этого необходимо тщательно провести сбор материалов, подготовить документы и произвести расчеты. Проект должен быть передан законодательной власти вместе со всеми сопутствующими документами.

Структура исполнительной власти

В обязанности исполнительных органов входит также предоставление межбюджетных трансфертов. Иначе говоря, составляют план и контролируют передачу средств внутри бюджета. Это позволяет решать нехватку денежных средств в менее обеспеченных регионах, положительно сказывается на решении социальных проблем, работает в качестве стимула для глав муниципальных образований, чтобы те решали вопрос со стимуляцией налогового потенциала на своей территории. К трансфертам можно отнести также дотации, субсидии, субвенции и кредитные линии, выделенные из бюджетного фонда, в том числе и в адрес внебюджетных фондов (глава 16 БК РФ).

Справка. Контроль над государственным долгом также входит в круг обязанностей исполнительной власти. Именно органы исполнительной власти должны контролировать предоставление отчетности за использование государственных средств, составлять общий отчет об исполнении бюджета, проверяя его целевое направление и расхождение с утвержденным документом.

Законодательная власть и ее полномочия

Именно законодательный орган в российской системе иерархии управления бюджетом несет ответственность за рассмотрение, формирование и утверждение отдельных бюджетных фондов. Каждый фонд утверждается путем голосования. Перед тем, как приступить к голосованию, необходимо обсудить важность этого направления бюджета, его актуальность и своевременность. Законодательные органы берут на себя ответственность за контроль над принятым бюджетом. Они же отвечают и за осуществление финансового контроля, а также за назначение ответственных лиц по данному вопросу.

Структура законодательной власти

Для того, чтобы принять закон о бюджете и утвердить актуальный проект бюджета на следующий год, законодательные органы должны своевременно в полном объеме получить всю необходимую информацию от исполнительной власти, субъектов РФ, ЦБРФ и др. (глава 153 БК РФ).

Органы финансового контроля и их роль

Под определение органов финансового контроля подходят следующие организации (345-ФЗ от 03.07.2016 г.):

  1. Счетная палата РФ. Как беспрерывно действующий государственный орган, она отвечает за контроль над внешней и внутренней задолженностью Росси, участвует в распределении кредитных ресурсов, проводит экспертизы связанные с финансовой сферой на гос. уровне и дает заключения по поводу выявленных нарушений в экономической деятельности страны.
  2. Должностные лица региональной и муниципальной власти по осуществлению финансового контроля. Каждое должностное лицо на доверенном ему территории, обязан контролировать все хозяйственные и финансовые процессы, контролировать целевой расход вверенных ему ресурсов и своевременно предоставлять отчет о реальном положении дел в вышестоящие инстанции.
  3. Контрольно-счетные органы регионального значения. Осуществлять тщательный контроль над самыми маленькими территориальными образованиями на российских землях помогает сеть контрольно-расчетных органов.
  4. Федеральное казначейство (ФК). Именно здесь происходят все основные рассчетно-кассовые операции и управление всеми финансовыми потоками российского бюджета.

В обязанности этой структуры входит не только проверка целевого использования бюджета, но и эффективности, экономичности и результата от траты государственных средств. Проекты законов, направленные на бюджетирование и финансовую политику государства в первую очередь читают и редактируют представители органов фин. контроля. Они же занимаются экспертизой финансовых программ различного направления.

Схема финансового контроля

Справка. Бюджетное законодательство далеко от совершенства. Ежегодно в него вносятся поправки, выносятся на одобрение новые законы, проводятся аудиты и выявляются отклонения от изначально утвержденного проекта бюджета. Все это также часть работы ответственных за финансовый контроль людей. Для того, чтобы исправлять те ошибки, которые допускаются при составлении и исполнении бюджета, необходимо тщательно мониторить и анализировать все процессы, связанные с движением государственных средств.

ФК имеет право требовать от представителей муниципальных образований и субъектов РФ полного отчета о трате бюджетных средств и об исполнении местных бюджетов. Чтобы составить правильную и полную картину о том, как улучшить бюджетирование в стране, важно собирать информацию с каждого региона, анализировать ее и вносить изменения, способные улучшить социальное и финансовое положение каждого субъекта.

Роль Центрального Банка России

ЦБ РФ является важным участником финансовой политики страны. Совместно с правительством, он разрабатывает и составляет схему основных денежных потоков. Далее схема отправляется для одобрения или опровержение на голосование в Госдуму (статья 155 БК РФ).

Здание ЦБ РФ

Главный банк страны отвечает за проведение всех операций по счетам бюджетов, контроль над остатками по счетам и прочие операции необходимые для финансового контроля. Исключение составляют те счета, обслуживание которых доверяется коммерческим организациям по решению Федерального Казначейства (п. 4 ст. 156 БК РФ). Практика привлечения кредитных организаций в качестве агентов ЦБ РФ осуществляется на основании ФЗ No 63 с 2007 года. Пакет государственных ценных бумаг также находится под контролем Центробанка.

Распорядитель

Ответственное лицо или орган, назначенный распорядителем, должен обеспечить целевой расход бюджета, оправдать его трату показав результативность. В его руках находится лимит выделенных средств и ассигнований. У распорядителя федерального бюджета в подчинении находятся распорядители регионального масштаба, а в подотчетности — получатели денежных средств (главы муниципалитетов, губернаторы областей, различные фонды и прочее).

Определение главного распорядителя

Распорядитель обязан контролировать расходную часть бюджета, не выходя за рамки доверенных ему ассигнований и лимита. Перед каждой растратой, ему необходимо согласовать целесообразность расходного обязательства. Планирование трат также входит в его обязанности, важно не выйти за установленные финансовые рамки. Если траты необходимы и оправдывают себя, то распорядитель имеет право вносить вопрос об изменении лимита вверенного ему, на рассмотрение законодательного правительства.

Структура местной администрации

Сметы, полученные от казенных образований, муниципалитетов и регионов, распорядитель вправе откорректировать или утвердить. В его полномочия входит выделение средств по этим сметам, а затем требование отчета об их целевом использовании. Он отвечает за вверенные ему бюджетные средства и обязан отчитываться в документальной форме за все траты, движения денежных средств, финансирования и прочие вложений денег в различные фонды и мероприятия.

Справка. Распорядитель принимает непосредственное участие в формировании бюджета на стадии его планирования.

Главный администратор доходов

Доходя являются неотъемлемой и одной из главных частей любого бюджета. Для того, чтобы контролировать своевременное поступление денежных средств на нужные счета, полноту поступлений, своевременность, а также взыскивать задолженность и начислять штрафы и неустойки нужно отдельное ответственное лицо, которым и является контролер.

Определение главного администратора доходов

Помимо перечисленных обязанностей, контролер может принимать на себя ответственность за возврат излишне или ошибочно уплаченных денежных средств. Он контролирует своевременное оповещение о задолженности за оказание государственных услуг юридическим или физическим лицам.

Справка. Контролер имеет возможность единолично признать задолженность или ее часть безнадежной. Администратор доходов составляет отчет и план поступления доходов, который передает главному распорядителю для проверки.

Источники доходов бюджета

Администрирование источников финансирования

Лицо, ответственное за финансирование дефицита бюджета обязан сформировать список подотчетных ему ведомств и их администраторов. В его обязанности включено составление плана по финансированию, прогноза дефицита бюджета, график выплат по финансированию. Он контролирует поступление средств в фонды от источников финансирования, полноту и своевременность перечислений. В его полномочиях составлять ассигнования, предварительно обосновав их необходимость.

Выдержка из статьи 160 БК РФ

В распоряжении администратора находятся выделенные ассигнования, использовать которые он может с целью финансирования дефицита бюджета, перечисляя подотчетным ему администраторам. Все трат и перечисления должны носить адресный и целевой характер. Отчетность и сопутствующую документацию администратор должен регулярно предоставлять главному распорядителю.

Получатели бюджетных средств

Для того, чтобы стать получателем средств из бюджета, глава муниципалитета или владелец государственного фонда составляет смету и предоставляет ее на рассмотрение главному распорядителю. После обсуждения возможных изменений и корректировки сметы, распорядитель дает согласие на выплату финансирования под утвержденную смету.

Как производится бюджетная отчетность, кто является получателями бюджетных средств? Подробнее об этом вы можете узнать, прочитав статью на нашем сайте.

Определение получателя бюджетных средств

Важно! Полученные средства должны использоваться только в рамках утвержденной сметы. Финансирование должно быть оправдано хорошей результативностью, что должно быть подтверждено отчетом, подготовленным для распорядителя по итогам исполнения сметы.

Пошаговый цикл бюджетного процесса

Схема бюджетного процесса

Шаг 1. Составление или проектирование бюджета исполнительной властью.

Шаг 2. Рассмотрение проекта законодательной властью.

Шаг 3. Утверждение проекта законодательной властью.

Шаг 4. Исполнение утвержденного годового бюджета всеми участниками процесса.

Шаг 5. Сбор информации для составления отчета о тратах бюджетных средств и пополнении бюджета в течение года. Сопоставление полученного результата с изначально утвержденным бюджетом. Задействованы все участники.

Шаг 6. Утверждение отчета на законодательном уровне.

Из чего состоит бюджет?

Таблица. Составные части бюджета страны

Доходная часть Расходная часть
налоги содержание государственного аппарата
обслуживание государственного долга (внешнего и внутреннего)
финансирование развития научной деятельности
финансирование медицины
займы выделение финансов на развитие культуры и образования
расходы на социальные нужды
военное финансирование
выделение средств на отдельные хозяйственные отрасли
субсидирование и кредитование других стран

Если при составлении бюджета получается, что статья доходов значительно превышает по итоговой сумме статью расходов, то такой бюджет называется профицитным. Отрицательное сальдо указывает на дефицит бюджета. Бюджетирование проводится ежегодно, утвержденный финансовый план государства действует один год. Каждый новый год вступает в силу новый бюджет государства.

Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке Российской Федерации счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

  • зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря текущего финансового года.

Межбюджетные отношения

В бюджетной сфере очень актуальны вопросы бюджетного регулирования. Бюджетное регулирование ‑ это механизм перераспределения финансовых ресурсов (трансфертов) между бюджетами всех уровней. Проблемы эффективности перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы формируют такую сферу взаимоотношений властных структур как бюджетный федерализм.

В России бюджетная обеспеченность территорий (регионов, муниципальных образований) крайне неравномерная, что объясняется геополитическим расположением территорий, разной степенью удалённости от центра, обеспеченности природными и трудовыми ресурсами, развитости промышленной и социальной сфер и т.д.

В условиях неравномерного социально-экономического развития территорий страны возрастает значение механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности, реализующихся через такие формы межбюджетных финансовых потоков как дотации, субсидии, субвенции.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (создан в 1994 году).Различия в бюджетной обеспеченности регионов достигают 40 раз. После распределения дотаций из этого Фонда всем регионам гарантируется бюджетная обеспеченность не ниже 64% от среднего уровня.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

В целях содействия реформированию региональных и муниципальных финансов Правительство Российской Федерации приняло Положение «О предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов» (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.01.2005 г. №2). Данное Положение определяет основания, порядок и условия предоставления и расходования средств Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, в том числе порядок отбора субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) для предоставления субсидий из Фонда.

Фонд образуется в составе федерального бюджета в целях активизации деятельности по финансовому оздоровлению, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в субъектах Российской Федерации (муниципальных образованиях).

Субсидии из Фонда предоставляются субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям), определенным по результатам отбора и осуществившим программы реформирования региональных (муниципальных) финансов или их этапов. К участию в отборе допускаются только субъекты Российской Федерации (муниципальные образования), участвующие в проводимом Министерством финансов Российской Федерации мониторинге финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

К участию в отборе муниципальных образований допускаются муниципальные образования — столицы и административные центры субъектов Российской Федерации либо муниципальные образования с численностью постоянного населения на конец последнего отчетного года более 200 тыс. человек.

По результатам отбора определяются субъекты Российской Федерации (муниципальные образования), имеющие наилучшие показатели оценки, претендующие на получение субсидий из Фонда, но не более 10 субъектов Российской Федерации и 10 муниципальных образований.

Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования совместных расходных обязательств (социальную защиту ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплаты детских пособий, адресных жилищных субсидий населению).

Задачей Фонда регионального развития являлось оказание помощи регионам в развитии социальной инфраструктуры — строительстве школ, больниц, других объектов.

Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций. Под субвенциямибюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Фонд компенсаций передает в регионы средства в виде целевых субвенций на реализацию делегированных федеральных полномочий (на предоставление льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг участникам войны, инвалидам, чернобыльцам).

В 2006 году был создан Инвестиционный фонд, средства которого предназначались для реализации особо значимых инвестиционных и инновационных проектов. За счет предоставления государственных гарантий предполагалось расширить экспорт машин, оборудования и транспортных средств.

Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 339 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Бюджетный процесс

Заключительная часть (5 мин.).

1. подвести итоги;

2. задание на самоподготовку: изучить материал данной темы;

3. ответить на вопросы.

Вопросы:

1. Участники бюджетного процесса и их полномочия

2. Составление проектов бюджетов

3. Рассмотрение и утверждение бюджетов

4. Исполнение бюджетов

Бюджетный процесс, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органов государственной власти и органов , местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в об­ласти бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного про­цесса на всех его стадиях. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган выполняет свои собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

Участниками бюджетного процесса являются:

• Президент РФ;

• органы законодательной (представительной) власти;

• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъек­тов РФ. главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

• органы денежно-кредитного регулирования;

• органы государственного и муниципального финансового контроля;

• государственные внебюджетные фонды;

• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

• иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ воз­ложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса являются также бюджетные учреж­дения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Законодательные (представительные) органы власти имеют следую­щие полномочия:

• рассмотрение и утверждение бюджетов;

• рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов;

• формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней;

• другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом РФ. Органов власти.

Органы исполнительной власти осуществляют:

— составление проектов бюджетов;

— представление их на рассмотрение и утверждение законодательным (представительным) органам власти вместе с необходимыми документамии материалами;

— исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;

— управление государственным, муниципальным долгом;

— осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета;

— представление отчета об исполнении бюджета на утверждение за­конодательным (представительным) органам власти; другие обязанности, установленные Бюджетным кодексом РФ.

Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Банк России имеет следующие полномочия:

• совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу основные направления денежно-кредитной политики;

• обслуживает счета бюджетов;

• осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Особо обратим внимание на то, что счета бюджета могут обслуживаться только Банком России, однако это правило имеет исключение, что следует из полномочий кредитных организаций.

На кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как участников бюджетного процесса возложено выполнение двух задач: операции по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение отдельных функций Банка России там, где он их выполнять не может. Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, которые обслуживают расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозмож­ности выполнения ими этих функций).

Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях, представительные органы местного самоуправ­ления осуществляют:

• контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональ­ных целевых программ, нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответ­ствующего бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.

Главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главные распорядители включаются в ведомственную классификацию расходов бюджета. Необходимо отметить, что для феде­рального уровня таковым является орган государственной власти РФ, для регионального и местного уровня — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления.

Главный распорядитель средств соответствующего бюджета:

• определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

• утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

• составляет бюджетную роспись;

• распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответ­ствующую часть бюджета;

• осуществляет контроль над получателями бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования, своевременного возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг; а также выполняет другие функции.

Распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные средства по их подведомственным получателям и осуществлять связанные с этим функции. Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен:

— Правительством РФ — представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций;

— органом исполнительной власти субъекта РФ — представлять его сторону в договорах о предоставлении средств бюджета субъекта РФ на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций;

— органом местного самоуправления представлять сторону муници­пального образования в договорах о предоставлении средств местного бюджета на возвратной основе, муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.

Распорядитель бюджетных средств составляет бюджетную роспись, определяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет; утверждающий сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями, а также выполняет другие функции.

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государ­ственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-тех­нических или иных функций некоммерческого характера. Его деятельность финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государствен­ного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В ней должны быть отражены бюджетные и внебюджетные доходы бюджетного учреждения. Бюджетное учреждение наделено правом оперативного управ­ления государственным или муниципальным имуществом.

Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение (или иная организация), имеющее право на получение бюджетных средств в соот­ветствии с бюджетной росписью на очередной финансовый год.

В соответствии с ролью Минфина России в осуществлении бюджетного процесса в Бюджетном кодексе РФ отдельно установлены его полномочия:

• составление проекта федерального бюджета и участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• составление и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

• разработка прогноза консолидированного бюджета РФ;

• разработка программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ;

• сотрудничество с международными финансовыми организациями;

• методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;

• регистрация эмиссии займов субъектов РФ, ценных бумаг муниципальных образований;

• управление государственным долгом РФ в порядке, установленном Правительством РФ;

• организация исполнения федерального бюджета;

• составление отчетов об исполнениях федерального и консолидированного бюджетов РФ;

• осуществление целого ряда других полномочий в соответствии Бюджетным кодексом РФ, иными законодательными актами бюджетного законодательства РФ;

• выполнение полномочий, возложенных на Минфин России Президентом РФ и Правительством РФ.

В Бюджетном кодексе РФ установлены также исключительные полно­мочия руководителя Минфина России, которые в основном касаются про­цесса исполнения федерального бюджета, например право разрешительной надписи, применение мер ответственности за нецелевое использование средств федерального бюджета и др.

Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полно­мочиями:

• производит распределение доходов и иных поступлений между уровнями бюджетов по нормам, установленным действующим бюджетным законодательством, их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;

• открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;

• устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов;

• ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

• доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств;

• ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и предоставляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета;

• составляет на основании отчетности, предоставленной главными распорядителями средств федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Минфин России;

• осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Такова краткая характеристика бюджетных полномочий основных участников бюджетного процесса.

БК РФ определил полномочия законодательных, исполнительных органов власти, Банка России и других участников бюджетного процесса.

Участниками бюджетного процесса являются:

  • — Президент РФ;
  • — органы законодательной (представительной) власти;
  • — органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • — органы денежно-кредитного регулирования;
  • — органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • — государственные внебюджетные фонды;
  • — главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • — иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
  • — бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Законодательные (представительные) органы, органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ и другие полномочия.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления. А также они осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления и осуществляют другие полномочия.

Аналогичные полномочия органы законодательной и исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации могут осуществлять отдельные операции со средствами бюджета, т.е. привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и выполнять функции Банка России в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными (представительными) органами РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят их экспертизу. Также они проводят экспертизы федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, актов органов местного самоуправления.

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются БК РФ, Федеральным законом РФ «О счетной палате РФ», законами субъектов РФ о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.

Важной функцией главного распорядителя является контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Он представляет в Федеральное казначейство отчетность об исполнении федерального бюджета и материалы, необходимые для составления отчета об исполнении федерального бюджета. Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны РФ.

Распорядитель бюджетных средств представляет собой орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств выполняет следующие функции:

составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет;

определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;

утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен Правительством РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.

Ответственность главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств как органов исполнительной власти, а также должностных лиц главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств распространяется на:

целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств;

достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;

своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;

своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;

утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

составление бюджетной росписи показателям, утвержденным законом (решением) о бюджете;

соблюдение нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг при утверждении смет доходов и расходов;

эффективное использование бюджетных средств.

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В смете доходов и расходов бюджетного учреждения должны быть отражены все его доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг и другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.

На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Получатели бюджетных средств имеют право на:

своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером, с учетом сокращения и индексации;

своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Полномочия и ответственность участников бюджетного процесса федерального уровня регламентируются гл. 19 БК РФ.

К участникам бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, относятся:

  • — Президент РФ;
  • — Государственная Дума Федерального Собрания РФ (ГД);
  • — Совет Федерации Федерального Собрания РФ (СФ);
  • — Правительство РФ;
  • — Министерство финансов РФ;
  • — Федеральное казначейство;
  • — органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
  • — Банк России;
  • — Счетная палата РФ;
  • — государственные внебюджетные фонды;
  • — Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
  • — главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • — иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.

бюджетная система процесс финансовый

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики в РФ, осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Оно обладает следующими бюджетными полномочиями:

составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

по поручению Правительства РФ представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета;

осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;

составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;

разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внутренних заимствований РФ, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;

разрабатывает по поручению Правительства РФ Программу государственных внешних заимствований РФ, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьим сторонам и определяет порядок предоставления таких гарантий;

осуществляет методическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, если иное не предусмотрено законодательством РФ;

принимает в пределах своей компетенции нормативные акты;

получает от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления проекта федерального бюджета, отчета об исполнении федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ;

обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, и в порядке, установленном Правительством РФ;

предоставляет по поручению Правительства РФ от имени РФ государственные гарантии субъектам РФ, муниципальным образованьям и юридическим лицам в пределах лимита средств, утвержденного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий.

Министерство финансов РФ несет ответственность за:

утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета;

предоставление бюджетных кредитов из средств федерального бюджета;

введение режима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостатка не более 5 процентов утвержденных поступлений в федеральный бюджет;

перемещение ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ в пределах 10 процентов утвержденных расходов;

осуществление блокировки расходов и отмену решения о блокировке расходов.

Министр финансов имеет право назначить в федеральные органы исполнительной власти и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при установлении случаев нецелевого использования бюджетных средств.

Министр финансов РФ несет ответственность за:

  • — соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;
  • — своевременность составления бюджетной росписи;
  • — соблюдение порядка предоставления бюджетных кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций.
  • — введение режима сокращения расходов бюджета при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета.

Добавить комментарий