Полномочия минюста

IX. Организация деятельности территориальных органов

Минюста России

9.1. Территориальные органы Минюста России образуются приказом Минюста России для осуществления полномочий Минюста России на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения территориальных органов Минюста России.

В приказе Минюста России об образовании территориального органа определяются полное и сокращенное наименования территориального органа Минюста России.

9.2. В приказе Минюста России о реорганизации или ликвидации территориального органа регламентируются вопросы передачи полномочий реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций гражданским служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9.3. Территориальный орган Минюста России осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о Минюсте России, нормативными правовыми актами Минюста России, а также положением о территориальном органе Минюста России.

9.4. Положение о территориальном органе федеральной службы утверждается в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

9.5. Территориальный орган Минюста России возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России.

Начальник территориального органа Минюста России имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности приказом Минюста России по представлению начальника территориального органа, подготовленному и согласованному в установленном порядке.

Полномочия начальника территориального органа Минюста России определяются положением о территориальном органе Минюста России и иными нормативными правовыми актами Минюста России, а также должностным регламентом, утвержденным Министром.

Гражданские служащие территориального органа Минюста России осуществляют свою деятельность на основе должностных регламентов, утверждаемых начальником территориального органа Минюста России.

9.6. Структура территориального органа Минюста России включает в себя: руководство (начальник, его заместители), помощников; структурные подразделения по основным направлениям деятельности — отделы.

Положения об отделах утверждаются начальником территориального органа Минюста России.

9.7. Начальник территориального органа Минюста России организует его деятельность и несет персональную ответственность за осуществление территориальным органом возложенных на него задач и полномочий.

9.8. Положение о территориальном органе Минюста России утверждается приказом Минюста России.

9.9. В положении о территориальном органе Минюста России определяются его задачи, полномочия, организация деятельности, основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности соответствующих руководителей и иных должностных лиц территориального органа Минюста России за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, порядок представления отчетности территориального органа Минюста России, а также порядок контроля за его деятельностью.

9.10. По решению начальника территориального органа Минюста России проводятся оперативные совещания, на которых рассматриваются вопросы деятельности территориального органа.

Поручения начальника территориального органа Минюста России по результатам рассмотрения вопросов на оперативном совещании оформляются протоколом.

9.11. Начальник территориального органа Минюста России подписывает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения по вопросам организации деятельности территориального органа Минюста России.

9.12. Минюст России вправе приостановить действие и отменить приказы (распоряжения) и иные документы территориального органа Минюста России.

9.13. Министр принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о поощрении и награждении лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром, а также о применении к ним дисциплинарных взысканий.

9.14. На период временного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой начальника территориального органа Минюста России приказом территориального органа Минюста России исполнение его обязанностей возлагается на одного из его заместителей.

В случае отсутствия заместителей начальника территориального органа Минюста России исполнение обязанностей начальника территориального органа Минюста России приказом территориального органа Минюста России возлагается на одного из начальников отделов территориального органа Минюста России или помощника начальника территориального органа Минюста России.

В приказе об исполнении обязанностей указываются причины временного исполнения полномочий, срок их исполнения, ограничения по исполнению отдельных полномочий (при необходимости), устанавливаются оклад по временно замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, и надбавки к должностному окладу по временно замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.

Выезд начальника территориального органа Минюста России в командировку за пределы субъекта Российской Федерации осуществляется с разрешения Министра, первого заместителя Министра на основании письменного заявления начальника территориального органа Минюста России, направленного в Минюст России в установленном порядке.

9.15. Территориальные органы Минюста России финансируются Минюстом России за счет средств федерального бюджета, имеют счета в кредитных организациях Российской Федерации и органах федерального казначейства.

9.16. Территориальные органы Минюста России в установленном порядке взаимодействуют (в том числе ведут переписку) в пределах своей компетенции с территориальными органами федеральных служб, а также иных федеральных органов исполнительной власти.

В случаях, предусмотренных приказами и распоряжениями Минюста России, начальники территориальных органов Минюста России запрашивают у территориальных органов федеральных служб информационные, справочные и иные документы, необходимые для реализации полномочий территориального органа Минюста России, с указанием срока их предоставления.

9.17. При территориальных органах Минюста России образуются координационные советы.

Порядок формирования и работы координационных советов утверждается приказом Минюста России.

9.18. Исполнение поручений территориальными органами Минюста России осуществляется в порядке, установленном Министром.

Информация об исполнении поручения направляется в Минюст России письмом с подписью начальника территориального органа Минюста России (лица, исполняющего его обязанности).

Контроль за исполнением поручений осуществляется структурными подразделениями Минюста России по направлениям деятельности и Департаментом организации и контроля.

9.19. Поступившие в Минюст России обращения по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа Минюста России, руководители структурных подразделений Минюста России направляют в соответствующий территориальный орган Минюста России для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в Минюсте России.

Ответ направляется заявителю с подписью начальника (заместителя начальника) территориального органа Минюста России в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Минюсте России.

При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен начальником территориального органа Минюста России, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Руководители структурных подразделений Минюста России могут запрашивать копии ответов территориальных органов Минюста России заявителям.

9.20. В территориальном органе Минюста России рассматриваются и в пределах компетенции принимаются решения по поступившим непосредственно в территориальный орган Минюста России обращениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, а также граждан.

В случае если у территориального органа Минюста России недостаточно полномочий или информации для ответа на поставленные в обращении вопросы, начальник территориального органа Минюста России направляет его на рассмотрение в Минюст России с указанием срока регистрации обращения в территориальном органе Минюста России.

Ответ заявителю направляется Министром (заместителем Министра) или руководителем структурного подразделения Минюста России в течение 30 дней с даты регистрации обращения в территориальном органе Минюста России.

При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен заместителем Министра, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

9.21. В случае поступления жалоб в территориальный орган Минюста России они незамедлительно направляются в установленном порядке для принятия мер:

при обжаловании действий (бездействия) и решений начальника (руководителя) территориального органа ФСИН России или ФССП России — соответственно во ФСИН России или ФССП России с направлением копии жалобы в Минюст России;

при обжаловании действий (бездействия) и решений иных сотрудников, гражданских служащих, работников территориального органа (учреждения) ФСИН России или территориального органа ФССП России — начальнику (руководителю) соответствующего территориального органа ФСИН России или ФССП России.

9.22. Территориальные органы Минюста России взаимодействуют в пределах своей компетенции с территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти в порядке, предусмотренном федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами Минюста России. При решении совместных задач территориальные органы Минюста России обеспечивают необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

9.23. Территориальные органы Минюста России осуществляют рассмотрение в установленном нормативными правовыми актами Минюста России порядке запросов компетентных органов иностранных государств и запросов судебных и других компетентных органов Российской Федерации, иных обращений по вопросам оказания международной правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, входящим в компетенцию Минюста России.

В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 года № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (в редакции от 5 июня 2019 года)

Основными задачами Управления Минюста России

по Омской области являются:

1) обеспечение в пределах своих полномочий реализации Минюстом России государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) координация деятельности территориальных органов подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных бюджетных учреждений Минюста России в рамках координационных советов при управлениях Минюста России (далее — подведомственные федеральные службы и учреждения соответственно);

3) обеспечение единства правового пространства Российской Федерации на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации;

4) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

5) осуществление деятельности в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;

6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Управление Минюста России по Омской области

осуществляет следующие полномочия:

1) обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Минюста России;

2) обеспечивает в установленном порядке реализацию Минюстом России функции по координации выполнения подведомственными федеральными службами и учреждениями актов законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минюста России, поручений Министра юстиции Российской Федерации;

3) в установленном порядке разрабатывает и представляет в Минюст России предложения по внесению изменений в федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, другие документы по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных федеральных служб, а также о подготовке проектов таких законов, актов и документов;

4) в установленном порядке представляет в Минюст России предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Минюста России, а также о принятии таких нормативных правовых актов;

5) обеспечивает бюджетные полномочия получателя бюджетных средств;

6) осуществляет бюджетные полномочия администратора доходов бюджета;

7) ведет документы первичного бухгалтерского учета, составляет статистическую отчетность по основным направлениям деятельности и представляет ее в установленном порядке в Минюст России;

8) обеспечивает в пределах компетенции выполнение обязательств Минюста России, закрепленных в соглашении о взаимодействии между Минюстом России и органом государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации;

9) участвует в пределах компетенции в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации;

10) подготавливает обзоры нормотворчества субъекта (субъектов) Российской Федерации в соответствующей сфере правоотношений;

11) информирует в установленном порядке Минюст России обо всех направлениях деятельности в пределах своей компетенции, включая законодательные инициативы органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, направляет в Главное управление Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее — Главное управление) запрашиваемые материалы и информацию;

12) проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

13) ведет федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации, обеспечивает в установленном порядке представление сведений, содержащихся в федеральном регистре;

14) направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, письмо по вопросу представления акта для включения в федеральный регистр нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации;

15) направляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный правовой акт, в случае выявления несоответствия данного акта Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству, мотивированное экспертное заключение, содержащее предложение об отмене данного акта или приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством;

16) проводит повторные экспертизы нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации по поручению Минюста России, Главного управления, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации или по собственной инициативе;

17) проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

18) передает в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования копию экспертного заключения о несоответствии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству;

19) проводит в установленном порядке мониторинг применения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

20) осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

21) ведет государственный реестр уставов муниципальных образований Российской Федерации, обеспечивает в установленном порядке представление сведений из указанного реестра;

22) направляет запрос в орган местного самоуправления о представлении уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы на государственную регистрацию;

23) проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации;

24) направляет главе муниципального образования зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, выдает заверенные копии указанных документов;

25) готовит обзор практики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации;

26) оказывает органам государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации и местного самоуправления методическую помощь по вопросам совершенствования законодательства субъекта (субъектов) Российской Федерации, обеспечения соответствия уставов муниципальных образований Российской Федерации законодательству Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также организации учета их нормативных правовых актов;

27) ведет государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации;

28) направляет в органы прокуратуры информацию о случаях непредставления главой муниципального образования либо лицом, исполняющим его обязанности, уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований на государственную регистрацию;

29) осуществляет в установленном порядке реализацию прав и исполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам, в том числе в части истребования и пересылки копий наследственных дел и документов к ним, а также документов о регистрации актов гражданского состояния;

30) получает в установленном порядке запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и исполняет их либо направляет для исполнения в другие органы государственной власти, а также направляет в установленном порядке запросы о правовой помощи, рассматривает другие обращения в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации;

31) проставляет в установленном порядке апостиль на официальных документах, подлежащих вывозу за границу;

32) принимает участие в согласовании Минюстом России кандидатуры для назначения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;

33) вносит в Минюст России предложения о подготовке представления о временном изъятии полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае ненадлежащего их осуществления;

34) осуществляет полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации в случае их временного изъятия Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

35) контролирует осуществление полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния;

36) осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

37) принимает решение о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) средств от платежей в федеральный бюджет, администрирование которых возложено на Минюст России, в том числе за государственную регистрацию актов гражданского состояния, во взаимодействии с органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

38) ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации;

39) выдает адвокатам субъекта Российской Федерации соответствующие удостоверения, а также документы, подтверждающие статус адвоката (в случае изменения ими членства в адвокатской палате);

40) принимает участие в работе квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта Российской Федерации, в том числе по приему квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката;

41) вносит представление о прекращении статуса адвоката и представление о возбуждении дисциплинарного производства в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации;

42) обращается в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката в случае, если совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления представления не рассмотрел его;

43) требует проведения внеочередного собрания (конференции) адвокатов и (или) вносит представление в Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в случае неисполнения советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации требований федерального закона, решений Всероссийского съезда адвокатов или Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий совета, приостановлении полномочий президента адвокатской палаты субъекта Российской Федерации; осуществляет в пределах своей компетенции на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации иные функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;

44) направляет сведения, подтверждающие присвоение лицу статуса адвоката, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, и места его жительства в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица в установленный законодательством Российской Федерации срок;

45) в установленном порядке открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъекте (субъектах) Российской Федерации;

46) осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, профессиональных обязанностей;

47) ведет учет сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов;

48) ведет реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, а также осуществляет выдачу выписок из указанного реестра;

49) объявляет конкурс и совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации образует конкурсную комиссию на замещение вакантной должности нотариуса;

50) образует квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью;

51) совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации организует прохождение стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса;

52) осуществляет контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления;

53) совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой;

54) совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации принимает решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу;

55) в установленном порядке принимает решение об изменении территории деятельности нотариуса по согласованию с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации;

56) в установленном порядке представляет в орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе;

57) учреждает и ликвидирует должности нотариусов в субъекте Российской Федерации по согласованию с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации;

58) направляет сведения, подтверждающие назначение лица на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, места его жительства, а также сведения об идентификационном номере налогоплательщика в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица в установленный законодательством Российской Федерации срок;

59) принимает меры по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, координирует деятельность участников этой системы и их взаимодействие;

60) проводит мониторинг деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи, действующих на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения;

61) обеспечивает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи;

62) ведет список негосударственных центров бесплатной юридической помощи, созданных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, и размещает его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

63) принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций);

64) выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций);

65) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

66) осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности;

67) организует при государственной регистрации местных религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, проведение государственной религиоведческой экспертизы, образует в этих целях экспертный совет и утверждает положение о нем;

68) направляет представителей для участия в мероприятиях, проводимых политическими партиями, общественными объединениями, религиозными организациями и иными некоммерческими организациями;

69) ведет реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций) в соответствующем субъекте Российской Федерации;

70) ведет государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

71) предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам по их письменным запросам информацию о зарегистрированных региональных отделениях и иных структурных подразделениях политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединениях и их структурных подразделениях, религиозных организациях и иных некоммерческих организациях, сведения о которых внесены Управлением в реестр зарегистрированных некоммерческих организаций;

72) представляет в Минюст России копии вступивших в законную силу решений судов Российской Федерации о признании материалов экстремистскими для ведения федерального списка экстремистских материалов, о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3031; 2006, № 31, ст. 3447; 2007, № 21, ст. 2457; № 31, ст. 4008; 2008, № 18, ст. 1939; 2012, № 53 (ч. I), ст. 7580; 2013, № 27, ст. 3477), а также перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности;

73) по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций: выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращается в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий;

74) обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица;

75) организует работу по информированию населения о деятельности Минюста России, Управления в установленном Минюстом России порядке; во взаимодействии с органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации участвует в правовом просвещении граждан, взаимодействует со средствами массовой информации по вопросам реализации Минюстом России государственной политики в установленной сфере деятельности, ведет собственный Интернет-сайт;

76) осуществляет кадровую работу в соответствии с законодательством Российской Федерации;

76.1) утратил силу. — приказ Минюста России от 29.03.2019 № 65;

77) организует, осуществляет и обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

78) участвует в организации и выполнении мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

79) обеспечивает участие своих представителей в рассмотрении дел с участием Минюста России и (или) Управления в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;

80) осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

81) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по документационному обеспечению деятельности, а также комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов Управления;

82) участвует в проводимых Минюстом России проверках деятельности территориальных органов Минюста России;

83) по поручению Министра юстиции Российской Федерации (заместителей Министра юстиции Российской Федерации) принимает участие в проверках деятельности подведомственных федеральных служб и учреждений, проводимых органами прокуратуры;

84) обеспечивает участие своих представителей в аудиторских проверках территориальных органов Минюста России, проводимых структурными подразделениями Департамента организации и контроля Минюста России или Главного управления, на которые возложено осуществление внутреннего финансового аудита;

85) осуществляет закупки для нужд Управления в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;

86) составляет проекты планов и обоснование потребности Управления в государственных капитальных вложениях, топливно-энергетических, материально-технических ресурсах, автотранспорте, организует работу по эффективному использованию материально-технических ресурсов и сохранности имущества, улучшению условий труда, материального и социально-бытового обеспечения гражданских служащих и работников;

87) направляет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные и иную информацию, необходимую органам государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации для реализации своих полномочий и принятия решений по вопросам, находящимся в сфере их ведения, с соблюдением требований по защите информации с ограниченным доступом;

88) направляет в установленном порядке высшим должностным лицам субъекта (субъектов) Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации) предложения, касающиеся вопросов совместной деятельности Управления и органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также информацию об основных направлениях и результатах своей деятельности;

89) в рамках координации по согласованию с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, подведомственных федеральных служб и учреждений привлекает для выработки совместных решений и их реализации соответствующих специалистов, а также привлекает в установленном порядке для проработки вопросов, возникающих в деятельности Управления, научные и иные организации, ученых, специалистов и экспертов;

90) заключает с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, некоммерческими организациями и иными юридическими лицами, органами местного самоуправления соглашения о взаимодействии;

91) привлекает руководителей (представителей) органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации и иных организаций к работе совещаний, рабочих комиссий, групп по вопросам, находящимся в сфере их ведения;

92) направляет уполномоченных представителей для участия в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъекта (субъектов) Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации), а также в работе консультативно-совещательных и (или) координационных органов, создаваемых высшими должностными лицами субъекта (субъектов) Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации), коллегий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образованных этими органами;

93) представляет в согласованном порядке в Главное управление сведения о результатах своей деятельности;

94) вносит руководству Минюста России предложения, направленные на совершенствование работы деятельности территориальных органов подведомственных федеральных служб и учреждений, находящихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации;

95) рассматривает запросы высших должностных лиц субъекта (субъектов) Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации) и информирует их о принятых решениях;

96) в рамках координации запрашивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в том числе территориальных органов подведомственных федеральных служб и учреждений), органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностных лиц, а также от политических партий, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций информационные, справочные и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

97) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минюста России.

Полномочия Министерства юстиции РФ

Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.10

Основные полномочия Минюста РФ:

1. Обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства Российской Ф, а также международных договоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

2. Участвует в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;

3. Проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства Российской Федерации;

4. Проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;

5. Производится государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер. Предусмотрена также обязательность официального опубликования таких актов

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий. Считаются не действительными и поэтому не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.1

6. Ведет в установленном им порядке государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7. Проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер;

8. Осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

9. Проводит в установленном порядке антикоррупционную экспертизу уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований при их государственной регистрации, ведет государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации;

11. Указ Президента РФ от 23.05.1996 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», справочно-правовая система «Консультант Плюс» 2012г. — п.10.

10. Осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, государственную регистрацию соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, заключенных органами государственной власти субъектов РФ;

11. Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию Российской Федерации с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в РФ, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов;

12. Представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о заключении и выполнении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

13. Принимает в порядке, установленном законодательством РФ, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц. Принимает решения о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ РФ, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций. Осуществляет контроль над их деятельностью, а также за соблюдением ими законодательства РФ;

14. Осуществляет на территории Российской Федерации функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;

15. Открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;

16. Организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;

17. Направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы и иные документы по вопросам передачи лиц, осужденных к лишению свободы, в государства их гражданства или постоянного проживания в соответствии с международными договорами РФ. Получает от иностранных государств или их компетентных органов аналогичные запросы и документы и рассматривает их в установленном порядке;

18. Принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

19. Осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб;

20. Подготавливает ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах;

21. Организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов, в том числе профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;

22. Выдает в соответствии с законодательством РФ разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций;

23. Организует, осуществляет и обеспечивает в соответствии с законодательством РФ защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

24. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

25. Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Таким образом, современное Министерство юстиции — многопрофильный федеральный орган исполнительной власти, возглавляющий единую, централизованную систему органов и учреждений юстиции Российской Федерации.

На современном этапе развития Российского государства в системе правоохранительных органов Минюст России занимает особое место. В Положении о Минюсте России, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, по-прежнему декларируется основная цель данного правоохранительного органа: формирование и реализация государственной политики в сфере юстиции. Однако следует отметить, что в отличие от дореволюционного и даже советского периода, Минюст России не наделен исключительными полномочиями в этой сфере.

В соответствии с п. 1 указанного Положения на Минюст России возлагается осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в отдельных областях: в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации и контролю некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, а Министр юстиции, в свою очередь, напрямую подчиняется Президенту РФ.

Построение органов юстиции несколько отличается от судебной системы РФ или системы органов прокуратуры РФ. С одной стороны, Минюст России как федеральный орган исполнительной власти помимо собственных подразделений включает две федеральные службы (ФСИН России и ФССП России), имеющих собственную трехзвенную подсистему. С другой стороны, органы юстиции (как таковые, без федеральных служб) тоже имеют трехзвенную систему. Высшим, первым звеном этой системы является Центральный аппарат Минюста России (Министр юстиции, семь заместителей, 12 департаментов, включая Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека, около 70 отделов), нижестоящим, вторым по отношению к нему, являются территориальные управления юстиции по субъектам РФ, и, наконец, третье звено образуют учреждения на местах, так или иначе подотчетные территориальным управлениям юстиции. В данную неоднородную группу учреждений при Минюсте России входят Государственная регистрационная палата, Научный центр правовой информации, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Российская правовая академия, судебно-экспертные учреждения, государственные юридические бюро. Следует отметить, что некоторые учреждения имеют двойное подчинение: например, органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) действуют при соответствующих муниципальных образованиях, но в то же время подотчетны руководителю территориального управления Минюста России.

Функции Минюста России не нашли четкого нормативно-правового закрепления, В вышеуказанном Положении о Минюсте России предусмотрены задачи, полномочия и права рассматриваемого органа. В частности, задачами органов юстиции являются:

  • – разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • – нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
  • – обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • – обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека;
  • – организация деятельности по госрегистрации некоммерческих организаций;
  • – осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Анализ огромного перечня полномочий (на сегодняшний день – около 100), приведенных в Положении о Минюсте России, позволяет их систематизировать и классифицировать в соответствии с функциями (основными направлениями деятельности). Полагаем, можно выделить следующие функции-.

  • – аналитическая;
  • – исполнения судебных решений;
  • – контрольная;
  • – международного сотрудничества;
  • – научно-образовательная;
  • – нормотворческая;
  • – обеспечительная;
  • – регистрационная;
  • – экспертная;
  • – иные.

Аналитическая функция предполагает проведение Минюстом России мониторинга правоприменения с точки зрения реализации решений Конституционного Суда РФ и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие, изменение или отмена нормативных правовых актов РФ, а также мониторинга применения нормативных правовых актов субъектов РФ.

Кроме того, эта функция выражается в обобщении практики применения законодательства и проведении анализа реализации государственной политики в сфере юстиции, разработке на этой основе мер по совершенствованию своей деятельности, обобщении практики подготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных и федеральных законов, методическом обеспечении их подготовки и т.д.

Функция исполнения судебных (и иных) решений является одной из ключевых в деятельности Минюста России. Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) неоднократно в своих решениях (Ваньян против России и др.) указывал, что понятие «справедливое судебное разбирательство» охватывает не только собственно деятельность суда по рассмотрению и разрешению правовых споров, но и досудебную и постсудебную деятельность. Тем самым, ЕСПЧ подчеркивал, что ценность вынесения правильного судебного решения нивелируется его неисполнением. Поэтому и данное направление в работе Минюста России на современном этапе приобретает чрезвычайное значение. Реализация этой функции происходит по двум направлениям:

  • – исполнение наказаний но уголовным делам;
  • – исполнение иных решений судов и других государственных органов.

Значимость данного направления подчеркивается наличием в составе Минюста России двух федеральных служб: ФСИН России и ФССП России.

Функция международного сотрудничества охватывает взаимодействие с иностранными государствами в сфере юстиции от имени Российской Федерации: Минюст России получает от иностранных государств или их компетентных органов запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и либо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственной власти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентные органы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным или уголовным и другим делам. К исключительным полномочиям Минюста России относятся проставление апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу, удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств и т.п.

В рамках данной функции Минюст России представляет интересы Российской Федерации в ЕСПЧ. Именно заместитель Министра юстиции является Уполномоченным РФ при ЕСПЧ, существует специальное подразделение – Аппарат Уполномоченного – заместителя Министра, который осуществляет правовое и организационно-техническое обеспечение его как в ЕСПЧ (например, готовит необходимые документы с правовой аргументацией для обеспечения выступлений Уполномоченного в качестве представителя РФ при разбирательстве дел в ЕСПЧ и при рассмотрении вопросов об исполнении постановлений ЕСПЧ в Комитете министров Совета Европы), так и в российском правовом поле (например, осуществляет сбор, анализ и обобщение постановлений ЕСПЧ в целях изучения правовых последствий этих постановлений, вынесенных в отношении государств – членов Совета Европы, и подготовки с учетом практики ЕСПЧ и Комитета министров Совета Европы рекомендаций по совершенствованию российского законодательства и правоприменительной практики).

Контрольные полномочия органов юстиции занимают ключевое место в их деятельности, хотя и носят разноплановый характер. Условно их можно разделить на несколько блоков:

  • – «общий» контроль;
  • – контроль в сфере регистрации и деятельности некоммерческих организаций;
  • – контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами. Так, за три месяца 2013 г. в адвокатские палаты субъектов РФ территориальными органами Минюста России было направлено 33 представления о прекращении статуса адвоката. По результатам рассмотрения адвокатскими палатами указанных представлений, статус 11 адвокатов прекращен;
  • – контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
  • – контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • – контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной

этики и установленных требований к качеству юридической помощи.

Экспертная функция. На Минюст России и его учреждения возложено осуществление ряда полномочий, связанных с экспертной деятельностью. Данная функция реализуется посредством:

  • – проведения правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
  • – проведения антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ при проведении их правовой экспертизы; осуществляет аккредитацию экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы;
  • – упорядочения государственной религиоведческой экспертизы;
  • – осуществления организационного и методического руководства деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России.

Регистрационные полномочия органов юстиции носят разноплановый характер, но, вместе с тем, имеют очень важное значение в сфере правоохранительной деятельности. Так, государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, и ведение государственного реестра нормативных правовых актов, исключают использование в правоприменительной практике незаконных нормативных правовых актов Также эта функция реализуется путем регистрации некоммерческих организаций, государственной регистрации уставов муниципальных образований, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Органы юстиции ведут реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, политических партий и религиозных организаций, национально-культурных автономий, реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы, реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов субъектов РФ и адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ.

Нормотворческая функция осуществляется Минюстом России по нескольким направлениям, наиболее значимыми из которых, на наш взгляд, являются систематизация законодательства РФ и подготовка Свода законов РФ, а также подготовка законопроектов для Президента РФ и Правительства РФ.

Как уже отмечалось, отсутствие эффективной системы исполнения судебных решений влечет возникновение проблем не только в правовой сфере, но и в общесоциальном аспекте, поскольку способствует формированию в обществе правового нигилизма, неуважительного отношения к закону и суду, игнорированию своих гражданско-правовых, семейных, трудовых и иных обязанностей, установленных законом, развитию коррупции, поощрению противоправного и асоциального типа поведения.

Исходя из этого, в результате административной реформы в Российской Федерации, был создан специальный федеральный орган исполнительной власти – ФССП России, которая осуществляет следующие основные функции:

  • – принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц;
  • – обеспечение установленного порядка деятельности судов;
  • – предварительное расследование преступлений и производство по делам об административных правонарушениях.
  • Ваньян против Российской Федерации: Постановление Европейского Суда по правам человека от 15 декабря 2000 г. по жалобе № 53203/99 // СПС «КонсультантПлюс».

Добавить комментарий