Полномочия органа дознания

Главная

Вопросы и ответы

Карта сайта

О нас

Органы дознания и их полномочия

Методический материал

Дата: 2019-08-21

Переход на главную

Органы дознания и их полномочия

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

К ним относятся (ст. 40, 151 УПК):

1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции рФ, а также органы по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ);

2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта рФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда рФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы;

5) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

6) пограничные органы федеральной службы безопасности;

7) таможенные органы рФ.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).
Полномочия:
1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения либо производство дознания по уголовному делу;
2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю;
3) проверять материалы уголовного дела;
4) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;
5) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
6) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.
Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п. 7 ст. 5).

Правомочны (по должности) производить дознание руководители органов дознания, иначе говоря, начальники этих органов, их заместители и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания, делегируя свои полномочия, может уполномочить на производство дознания своего подчиненного.

Полномочия: 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда требуется получение согласия должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Выявление и расследование преступлений по преимуществу относятся к компетенции органов внутренних дел (главным образом милиции) и прокуратуры. В последнее время в законодательство по вопросам выявления и расследования преступлений были внесены существенные изменения и дополнения. В основном они связаны с новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который вступил в действие с 1 июля 2002 года.

Направлению уголовного дела в суд, который устанавливает факт наличия преступления, виновность (или невиновность) подсудимых, назначает им наказание за совершенное преступление или применяет иные меры реализации уголовной ответственности, предшествует предварительное расследование. Предварительное расследование осуществляется в двух формах — дознания и предварительного следствия.

Между органами дознания и предварительного следствия много общего, поэтому их часто путают. Это и неудивительно. По отношению к преступлениям у них по существу одни и те же задачи. При обнаружении признаков состава преступления эти органы обязаны возбудить уголовное дело в пределах их компетенции. В своей деятельности они руководствуются едиными требованиями уголовно-процессуального законодательства и уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.

В то же время дознание и предварительное следствие проводятся, как правило, разными органами и должностными лицами и в отношении разных преступлений. Предварительное следствие уполномочены вести следователи, а дознание — дознаватели. У них разный объем процессуальных полномочий. Начнем с того, что дознание возможно в отношении только тех преступлений небольшой и средней тяжести, которые перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК РФ и при этом относятся к категории так называемых «очевидных». На практике это означает, что лицо, совершившее такое преступление, известно. В отношении всех других преступлений (в том числе «неочевидных» или очевидных, но не указанных в перечне ч. 3 ст. 150 УПК РФ, или преступлений тяжких и особо тяжких), как правило, проводится расследование в форме предварительного следствия.

К органам дознания, согласно ст. 40 УПК РФ, относятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (например, оперативные подразделения Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Министерства юстиции РФ и др.); главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главные судебные приставы субъектов Федерации, их заместители, а также старшие судебные приставы Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы Государственной противопожарной службы РФ.

Органы дознания при расследовании уголовных дел обязаны действовать по двум направлениям. Во-первых, выполнить действия, образующие в своей совокупности собственно дознание. И, во-вторых, начать следственные действия, которые уголовно-процессуальное законодательство относит к числу неотложных. Следует отметить, что по подавляющему числу уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся милицией.

Неотложные следственные действия совершаются органом дознания сразу же после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. Лишь в этом случае возможно эффективное обнаружение и фиксация следов преступления, а также сбор доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Дознание ведется с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным следствием и отличается сжатостью сроков: согласно ст. 223 УПК РФ дознание должно быть завершено в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем еще на 10 суток.

После чего все собранные материалы необходимо передать следователю, который и будет вести дальнейшее предварительное следствие с соблюдением всех формальностей.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов прокуратуры.

Круг дел, по которым в обязательном порядке проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК РФ. Там же установлена подследственность, т. е. определяются конкретные категории дел, которые подлежат расследованию следователями различной ведомственной принадлежности.

Так, следователи прокуратуры уполномочены расследовать, в частности, преступления, связанные с посягательствами на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина; следователи федеральной службы безопасности — наиболее опасные преступления против государственного строя и общественной безопасности; следователи органов внутренних дел — преступления против собственности, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и др.

Закон наделяет следователей необходимыми полномочиями, которые обеспечивают их процессуальную независимость. Следователи свободны в принятии решений, связанных с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий. В предусмотренных законом случаях решения, принимаемые следователем, приобретают законную силу лишь после получения согласия или санкции суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, о прекращении уголовного дела, о заключении обвиняемого под стражу, об освобождении его под залог, о продлении срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, об обыске, выемке и т. д.).

Письменные указания прокурора по каждому конкретному делу обязательны для выполнения следователем. Вместе с тем предусматривается возможность при несогласии следователя с указанием прокурора передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В случае признания их убедительными указания нижестоящего прокурора будут отменены вышестоящим. В противном случае дело будет поручено другому следователю.

Следователи процессуально независимы, а их полномочия носят властный характер. Следователь имеет право давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся у него в производстве. Постановления следователя по делам, находящимся у него в производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Оперативно-розыскная деятельность, в отличие от деятельности по расследованию преступлений, опирается на несколько иную законодательную базу. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий регулируется Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят Государственной думой 5 июля 1995 года) и соответствующими ведомственными подзаконными нормативными актами, тогда как следователь в своей работе должен руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством.

Имеются и определенные процессуальные отличия: проведение следственных действий допускается только после возбуждения уголовного дела, тогда как оперативно-розыскные этим не ограничиваются. Они могут проводиться не только при наличии возбужденного уголовного дела, но и в тех случаях, когда стало известно о подготовке противоправного деяния, но достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нет, или, например, в случае сообщения о лицах без вести пропавших или при обнаружении неопознанных трупов.

Наконец, существуют различия и в характере получаемых результатов. Входе следственных действий, как правило, становятся известны источники тех фактов, которые могут стать доказательствами после их закрепления процессуальным путем. Результатом же оперативно-розыскных действий являются лишь предварительные сведения, требующие дальнейшей проверки в ходе необходимых оперативно-процессуальных действий.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет те ведомства, которые обладают правом осуществлять такую деятельность. К ним, в частности, относятся: оперативные подразделения органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы РФ, таможенных органов, органов службы внешней разведки РФ, министерства юстиции РФ.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление и раскрытие преступлений, их предупреждение и пресечение, установление лиц, участвовавших в совершении преступлений или их готовивших, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Для ведения оперативно-розыскной деятельности могут применяться не только гласные, но и негласные методы. Их перечень установлен законодательством и может быть изменен только федеральным законом. К числу оперативно-розыскных мероприятий относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

На проведение некоторых из названных действий требуется обязательная санкция прокуроров соответствующих уровней, на которых возложен и общий контроль за соблюдением законности всей оперативно-розыскной деятельности.

Важно отметить, что действующее законодательство не допускает частной деятельности в сфере оперативно-розыскных мероприятий. Частная детективная и охранная службы в какой-то мере схожи с оперативно-розыскными мероприятиями, но их не следует смешивать. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», принятый11.03.1992 (в редакции от 10.01.2003), определяет такую деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг (сыска и охраны) физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В ст. 1 указанного Закона прямо говорится, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. На граждан, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

По уголовным делам частные детективы могут собирать сведения на договорной основе с гражданами. Однако в течение суток после подписания контракта с клиентом на сбор сведений, представляющих интерес для производства по делу, частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Частным детективам запрещается скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан, а также ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, разглашать собранную информацию и т. д. Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Дознание — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.

Как правило, преступления, по которым проводится дознание, — это преступления небольшой и средней тяжести. По Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации — это преступления, по которым максимальное наказание не превышает 5-ти лет лишения свободы, хотя по письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства в форме предварительного следствия (ст. 150 УПК РФ).

Дознание, как форма досудебного следствия, предусмотрено в большинстве государств постсоветского пространства, стран Восточной Европы, Индокитая и Ближнего Востока. Несмотря на отдельные отличия, существуют общие требования, предъявляемые к институту дознания.

В Российской Федерации согласно ст. 223 УПК РФ дознание проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела и может быть продлено еще на 30 суток, в исключительных случаях до 1 года.

Россия

Формы дознания

Дознание в России осуществляется в двух формах:

  1. Сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждением уголовного дела и проведения предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием);
  2. Проведение неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела органом дознания до передачи уголовного дела следователю;

Небольшой период (до принятия УПК РФ) к дознанию можно было отнести сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно (т. е. протокольная форма досудебной подготовки материалов, в УПК РФ отсутствует).

От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объёму и срокам их процессуальной деятельности.

Когда производство предварительного расследования по уголовному делу обязательно, орган дознания возбуждает его и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания должен немедленно уведомить прокурора. По выполнению неотложных следственных действий орган дознания обязан передать дело следователю. Дела, по которым производство предварительного следствия не обязательно, полностью расследуются органами дознания.

Органы дознания

Основные статьи: Орган дознания, Дознаватель

Согласно российскому уголовному процессу к органам, имеющим право проводить дознания относятся:

  • Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
  • Органы Федеральной службы судебных приставов России;
  • Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  • Органы Государственного пожарного надзора.
  • капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершённых на данных судах;
  • Руководители геологоразведочных партий и зимовок, удалённые от мест расположения органов дознания по уголовным делам о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий и зимовок;
  • Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Обязанности органа дознания

  • Производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, — в порядке, установленном главой 32 Уголовно-процессуального кодекса;
  • Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 кодекса.

Примечания

Ссылки

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в действующей редакции.

Органы дознания, начальники подразделений дознания и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание (дознаватели), отнесены законом к стороне обвинения (ст. 40, 401, 41 УПК). Поэтому орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель выполняют в досудебном производстве процессуальную функцию обвинения.

Осуществляя уголовное преследование, орган дознания и дознаватель в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении.

В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

  • • органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять ОРД;
  • • органы Федеральной службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК);
  • • командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  • • органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Перечисленные органы дознания действуют в пределах своей компетенции. В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40 УПК) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания: производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, – в порядке, установленном гл. 32 и 321 УПК; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно (ст. 157 УПК). Помимо этого действующий закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия:

  • • принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 140–145 УПК);
  • • производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-разыскных мероприятий по письменному поручению следователя;
  • • оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 и 157 УПК).

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя письменным распоряжением (приказом) начальника или заместителя начальника того органа, в котором состоит в должности дознаватель. Запрещается возложение полномочий по производству дознания на должностное лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-разыскные мероприятия.

Независимо от ведомственной принадлежности все дознаватели имеют единый статус, они одинаково выполняют установленные в законе обязанности и наделены одними и теми же процессуальными правами с разграничением их компетенции лишь по признакам подследственности уголовных дел. В УПК разграничена подследственность органов дознания по предметному (родовому) признаку в зависимости от характера деяния, а также по персональным признакам субъекта преступления либо по месту его совершения.

Дознаватели органов внутренних дел осуществляют дознание по всем уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК, за исключением уголовных дел, указанных в п. 3–6 ч. 3 ст. 151 УПК.

Дознаватели пограничных органов ФСБ России осуществляют дознание по делам о нарушении законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253 УК), незаконной добыче водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами ФСБ России (ст. 256 УК), незаконном пересечении государственной границы РФ (ч. 1 и 2 ст. 322, ч. 1 ст. 323 УК).

Дознаватели органов Федеральной службы судебных приставов правомочны проводить дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК), за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК), воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования – без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 294 УК), неуважение к суду (ст. 297 УК), разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса – без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 311 УК), незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК), неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК).

Дознаватели органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы осуществляют дознание по уголовным делам об уничтожении или повреждении имущества по неосторожности (ст. 168 УК), о нарушении правил пожарной безопасности, совершенном лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 219 УК), об уничтожении или повреждении лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1, 2 ст. 261 УК).

Следователи Следственного комитета РФ ведут дознание по всем уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, совершенных лицами, указанными в ст. 447 УПК (членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, судьями и др.), а также о преступлениях, совершенных в отношении названных лиц в связи с их профессиональной деятельностью.

Для принятия решения о возбуждении уголовного дела дознавателю не требуется согласия прокурора, начальника органа дознания или начальника подразделения дознания. Однако незаконное или необоснованное постановление дознавателя о возбуждении уголовного дела может быть отменено прокурором (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК). Начальник подразделения дознания уполномочен отменять лишь необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу (п. 3 ч. 1 ст. 40′ УПК).

В соответствии с процессуальными правилами, закрепленными в ст. 2231 УПК, в случае если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания установлены достаточные данные, дающие основание подозревать конкретное лицо в совершении деяния, запрещенного уголовным законом, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и одновременно разъясняет ему права, перечисленные в ст. 46 УПК, о чем составляет протокол с отметкой о вручении копии уведомления. Копия такого уведомления направляется безотлагательно прокурору. В законе содержатся императивные требования о том, что в уведомлении о совершении преступления должны быть указаны: 1) дата и место его составления; 2) фамилия, инициалы лица, его составившего; 3) фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения; 4) описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию (п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК); 5) пункт, часть, статья УК, предусматривающие ответственность за данное преступление.

В случае если имеются данные, дающие основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями УК, то в таком уведомлении должно быть указано, в совершении каких деяний подозревается данное лицо по каждой из этих норм уголовного закона.

В тех случаях, когда по одному уголовному делу установлено несколько подозреваемых, уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них.

Дознаватель обязан в течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления допросить подозреваемого по существу подозрения.

Законом (ст. 2232 УПК) предусмотрено, что в случае сложности или большого объема уголовного дела производство по нему может быть поручено группе дознавателей. Принимать решение о производстве дознания группой дознавателей, а также об изменении ее состава уполномочен начальник органа дознания. Мотивированное решение об этом оформляется отдельным постановлением или излагается в постановлении о возбуждении уголовного дела. В постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, в том числе указывается, какой дознаватель назначается руководителем группы дознавателей.

Для работы в группе дознавателей могут привлекаться должностные лица органа, осуществляющего ОРД.

В законе закреплено требование о том, что состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, обвиняемому, это удостоверяется его подписью в соответствующем постановлении.

Круг полномочий руководителя группы дознавателей при производстве по большому и сложному уголовному делу четко определен в законе.

В соответствии со ст. 2232 УПК руководитель группы дознавателей уполномочен принимать такое дело к своему производству, организовывать работу всех дознавателей, включенных в группу, руководить их действиями по производству дознания, а также принимать решения: 1) о выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном ст. 153–155 УПК; 2) прекращении уголовного дела полностью или частично; 3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу; 4) письменном уведомлении о подозрении в совершении преступления; 5) о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения; 6) о направлении обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК; 7) возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания; 8) возбуждении с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК.

В законе предусмотрено, что руководитель и члены группы дознавателей вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими дознавателями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном в УПК.

На руководителя группы дознавателей законом возложена обязанность составления обвинительного акта (ч. 3 ст. 2232 УПК) и приложения к нему (ч. 31 ст. 225 УПК).

  • О дознавателе см. также параграф 4.3 настоящего учебника.

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные законом на принятие процессуальных, розыскных и иных мер по выявлению признаков преступления, осуществление досудебного расследования в форме дознания с целью установления обстоятельств преступления и лиц, его совершивших, а также исполнение иных видов процессуальной деятельности для обеспечения интересов досудебного следствия и правосудия по уголовным дела

Лицо, производящее дознание по делу, принятому к производству, в порядке, установленном УПК, самостоятельно вправе: признавать лиц потерпевшими, гражданскими истцами, гражданскими ответчиками, представителями указанных участников процесса (ст.ст. 49-52 УПК);

назначать подозреваемому защитника (ч. 1 ст. 47 УПК);

вызывать свидетелей, потерпевших, подозреваемых для допроса и производства иных процессуальных действий с их участием (ст. 66 УПК);

привлекать переводчика, специалиста, экспертов для выполнения их обязанностей во время проведения расследования (ст. 66 УПК);

требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан предъявления предметов и документов, которые имеют значение для установления фактических данных по делу (ст. 66 УПК);

требовать от руководителей предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности) проведения ревизий, ведомственных проверок и служебных расследований (ст. 66 УПК);

приобщать к делу предметы и документы в качестве вещественных доказательств (ст. 74 УПК);

принимать решение о производстве следственных действий, за исключением случаев, когда по закону предусмотрено получение санкций от прокурора или разрешение (решение) суда. Лицо, производящее дознание, несет ответственность за их законное и своевременное проведение;

оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению (ст. 67 УПК);

объединять и выделять дела (ст. 26 УПК);

обжаловать указания руководителя органа дознания прокурору, который осуществляет надзор за производством дознания по делу, а также указания последнего вышестоящему прокурору, не приостанавливая их выполнения.

Начальником органа дознания должны приниматься или утверждаться следующие решения по уголовному делу:

постановление о возбуждении уголовного дела и начале дознания или об отказе в возбуждении уголовного дела;

постановление о направлении по принадлежности заявления (уведомления, явки с повинной) и материалов по их проверке;

постановление о направлении дела по подследственности или о передаче его следователю;

постановление о выделении и объединении уголовных дел;

постановление о приостановлении и возобновлении дознании;

протокол о задержании лица по подозрению в совершении преступления;

постановление о проведении следственных действий, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или разрешения суда (обыск, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и пр.);

постановление о наложении ареста на имущество или его отмене;

постановление о прекращении уголовного дела.

Добавить комментарий