Полномочия палат парламента

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Классификация парламентов с точки зрения их полномочий. В зависимости от полномочий различают три вида парламентов: с неогра­ниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консуль­тативные. Считается, что в связи с концепцией верховенства парламента парламенты с неограниченными полномочиями существуют в большин­стве стран англосаксонского права: парламент может принять решение по любому вопросу. Однако и в таких странах есть королевская прерога­тива (например, вопросы войны и мира в Великобритании, хотя на прак­тике такие полномочия осуществляются парламентом или даже кабине­том министров). В тех странах этой группы, где принято жесткое разде­ление властей (например, в США), а также там, где есть органы консти­туционного контроля, обладающие правом объявлять законы неконсти­туционными, концепция верховенства парламента подвергается опреде­ленным ограничениям.

Концепция неограниченных полномочий высшего представительного органа принята и в странах тоталитарного социализма, конституции ко­торых обычно содержат перечень вопросов, относимых к компетенции этого органа, а затем следуют слова: «и другие», означающие, что выс­ший представительный орган может принять к своему рассмотрению любой вопрос (на практике парламент действует по указанию руководст­ва правящей коммунистической партии). Впрочем, и в тех демократичес­ких странах, где какая-либо партия имеет большинство в парламенте и ее лидеры образуют кабинет министров, парламент тоже действует под руководством партии большинства, кабинета.

Парламенты с ограниченными полномочиями существуют во Фран­ции и в некоторых франкоязычных странах Африки, ее бывших колониях (Сенегал, Мадагаскар, Габон и др.). Конституции перечисляют вопросы, по которым парламент может издавать законы — законы-рамки, устанав­ливающие основы правового регулирования (более детальное регулиро­вание в соответствии с этими законами вправе осуществлять исполни­тельная власть), и «исчерпывающие законы», т.е. издаваемые по вопро­сам, которые могут регулироваться только парламентом. Все остальные вопросы составляют сферу так называемой регламентарной власти: по ним издаются нормативные акты президента, правительства, министров, парламент же в эту сферу не должен вмешиваться.

Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульман­ских странах. Иногда они принимают законы с одобрения монарха, иног­да вообще не могут издавать законы (в ОАЭ, например, хотя существует назначаемое Национальное собрание, акты же, имеющие силу закона, издает Совет эмиров). В Саудовской Аравии подобные акты издает ко­роль (после обсуждения в Консультативном совете — совете аш-шура), но они не называются законами, так как считается, что все важнейшие отношения, являющиеся предметом законов, уже урегулированы в свя­щенных книгах — Коране и сунне.

. Полномочия парламента.Главная задача парламента — принятие законов. Среди них важнейшее значение имеют основные законы — кон­ституции (в некоторых странах они принимаются парламентами), по­правки к ним, органические законы, а также ежегодно принимаемые законы о государственном бюджете. Все они принимаются по особой процедуре, правда, неодинаковой для разных видов законов.

Парламент избирает, назначает, образует другие высшие органы го­сударства, формируя их целиком или в части (другую часть может назна­чать президент). Делает он это самостоятельно или утверждая, давая согласие на кандидатуры, предлагаемые другим высшим органом госу­дарства. Например, на Украине парламент дает согласие президенту на назначение председателя Антимонопольного комитета, председателя Фонда государственного имущества, генерального прокурора. В некото­рых странах парламент избирает президента (Израиль, Ливан, Турция и др.); парламент (Италия) или одна из его палат (бундестаг в Германии) является составной частью коллегии, избирающей президента. В стра­нах тоталитарного социализма парламент избирает постоянно действую­щий орган, который между сессиями выполняет многие полномочия пар­ламента (Государственный совет на Кубе, Постоянный комитет Всеки­тайского собрания народных представителей), избирает (Германия, Япо­ния) или назначает премьер-министра (в двухпалатном парламенте это делает нижняя палата). Во многих странах парламент образует весь состав правительства: путем голосования по программе правительства выражает ему доверие, после чего правительство назначается актом главы государства. Парламент (одна из палат) формирует конституцион­ный суд (или назначает часть его членов), верховный суд (или назначает его председателя), назначает генерального прокурора, генерального кон­тролера, некоторых других высших должностных лиц.

Полномочия по образованию высших органов и назначению высших должностных лиц разные палаты обычно осуществляют раздельно: у каждой из них своя компетенция. В США президент назначает мини­стров, членов Верховного суда с согласия верхней палаты; в Бразилии высшие судьи, генеральный прокурор, председатель Центрального банка назначаются президентом с согласия нижней палаты.

В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратифика­цию (при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь ратифицировать его в целом или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны. Он обладает некоторыми квазисудебными полномочиями: решает вопросы об импичменте (отрешении от должности) президента и некоторых иных долж­ностных лиц (например, в США — федеральных судей), выносит реше­ния о предании суду министров и других высших должностных лиц (Франция, Польша). Парламент наделен правом решать вопросы, отно­сящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию (прекращать наказание осужденных по определен­ным статьям уголовного кодекса).

Особое значение имеют финансовые и контрольные полномочия пар­ламента. В большинстве стран только он вправе устанавливать матери­альные обременения государства (в частности, принимать решения с государственных займах, о займах у иностранных государств и междуна­родных организаций), устанавливать налоги, принимать государствен­ный бюджет в виде единого закона о доходах и расходах государстве сроком на год (Франция) или в виде совокупности бюджетных (финансовых) законов (Япония). Вопросы государственной казны традиционно относятся к важнейшим полномочиям парламента.

Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Формы такого контроля различны в президентских республиках (а также в дуалистических мо­нархиях) и в парламентарных республиках и монархиях. Однако парла­мент всегда, будучи высшим органом народного представительства, об­ладает контрольными функциями.

Контроль парламента может иметь политический характер (напри­мер, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность со­зданных парламентом расследовательских комиссий).

Федеральное собрание Российской Федерации — двухпалатный парламент России, высший орган законодательной власти в РФ.

Федеральное собрание состоит из Государственной думы и Совета Федерации. Именно они принимают все федеральные законы, которые затем отправляются на подпись к президенту.

Федеральное собрание — постоянно действующий представительный орган. Его статус определен в главе 5 Конституции РФ.

Государственная дума и Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами. Нижняя палата — Государственная дума. Верхняя палата — Совет Федерации.

  • Государственная дума состоит из 450 депутатов. Они избираются сроком на пять лет по смешанной системе. 225 депутатов — по партийным спискам, еще 225 — по одномандатным округа.

  • Совет Федерации включает по два представителя от каждого субъекта России: один от исполнительной власти (губернатора), другой — от законодательной (регионального парламента). Неофициально членов Совета Федерации называют сенаторами.
    В настоящее время в РФ 85 субъектов, поэтому в Совет Федерации входит 170 членов. Еще не более 10% от этого числа — до 17 сенаторов — может назначить президент РФ.

Палаты заседают в различных зданиях в Москве (Дума — на Охотном Ряду, Совфед — на Большой Дмитровке), но могут собираться совместно. Например, депутаты и сенаторы вместе заслушивают послания президента РФ, послания Конституционного суда, выступления руководителей иностранных государств.

Один и тот же человек не может одновременно быть и депутатом, и членом Совета Федерации.

Послание президента Федеральному Собранию

Президент России ежегодно обращается к депутатам и сенаторам с посланием. Первый президент РФ Борис Ельцин ввел эту ежегодную практику после принятия Конституции 1993 года. Первое послание Федеральному собранию прозвучало 24 февраля 1994 года.

В статье 84 Конституции РФ упоминается, что президент «обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства». По факту эта речь обращена не только к парламентариям, но и к другим органам власти, к народу страны.

Президентское послание не является нормативным правовым актом и не обладает юридической силой. Его содержания и форма могут быть любыми.

Тем не менее, обе палаты Федерального Собрания нередко принимают специальные постановления о реализации намеченных в посланиях законодательных мероприятий.

Послание президента Федеральному собранию. Фото: пресс-служба президента РФ

Полномочия Федерального Собрания в сфере законотворчества являются наиболее важными и объемными по своему содержанию. Из принципов демократического правового государства с республиканской формой правления следует, что именно акты независимого парламента должны быть основными источниками регулирования прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также организации и функционирования публичной власти, собственности, федеративного устройства. Российский парламент обладает исключительной прерогативой по принятию законов, имеющих верховенство и прямое действие на всей территории государства.

Федеральное Собрание принимает законодательные акты в форме: законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов. Содержание этих актов определяется исходя из предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Исключением из законодательной компетенции Федерального Собрания является внесение изменений в положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, которые могут быть пересмотрены лишь специальным органом — Конституционным Собранием — либо всенародным голосованием. Вместе с тем, Совет Федерации и Государственная Дума наряду с иными субъектами могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Федеральное Собрание не является единственным органом, реализующим полномочия в сфере законодательной деятельности. Президент РФ обладает правом вето в отношении законопроектов, принятых Федеральным собранием. Правительство Российской Федерации дает заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. В странах, придерживающихся британского варианта парламентарного государства, глава государства считается частью парламента наряду с палатами (Великобритания, Индия). Согласно Конституции Ирландии Парламент должен включать Президента и две палаты: Палату представителей и Сенат.

Конституционное право отдельных государств может предусматривать институт так называемого «делегированного» законодательства, когда по вопросам, требующим законодательного регулирования, принимаются акты высших исполнительных органов, имеющие юридическую силу законов. Конституция Франции устанавливает, что Правительство может для выполнения своей программы просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять меры, обычно относимые к сфере законодательного регулирования, путем издания ордонансов. Ордонансы принимаются Советом Министров после рассмотрения их Государственным Советом.

В настоящее время отмечается существенное качественное изменение законодательных полномочий парламента, когда его деятельность утрачивает суверенный характер. Выделяют следующие основные направления таких изменений: законодательная инициатива практически полностью реализуется органами исполнительной власти (если вести речь не о всех вносимых законопроектах, а тех, которые в последующем становятся законами); наблюдается постоянный рост отсылочных норм в законодательных актах к актам правительства, учащаются случаи делегированного законодательства и иных видов административного нормотворчества; депутаты лишены самостоятельности при голосовании и руководствуются указаниями фракции.

Финансовые полномочия парламента реализуются через установление налогов и сборов, а также через утверждение бюджетов (росписи доходов и расходов государства) и отчетов об их исполнении, осуществление последующего контроля за их исполнением, формирование и определение правового статуса органов, осуществляющих такой контроль. Следует учитывать, что финансовые полномочия парламента появились ранее, чем законодательные. Так, парламент Англии участвовал в установлении налогов с XIII века, а право принимать законы появилось с XV века. При этом в ряде государств (США, Великобритании, Японии) бюджет не имеет формы закона, а реализуется в виде финансовой программы через систему отдельных законов об ассигнованиях и государственных доходах.

Система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Принятие федеральных законов относится к исключительным полномочиям Государственной Думы Российской Федерации. Законы по вопросам федеральных налогов и сборов подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете вносятся проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Федеральный закон о федеральном бюджете, принятый Государственной Думой, подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу годовой отчет об исполнении федерального бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает: доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета и доклад Председателя Счетной палаты Российской Федерации о заключении Счетной палаты на годовой отчет об исполнении федерального бюджета.

В соответствии с частью пятой статьи 101 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание образует Счетную палату Российской Федерации, которая осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета, и подотчетна парламенту.

В рамках реализации иных финансовых полномочий Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, подготовленные Банком России, и принимает по ним решение; рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение; заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России; направляет и отзывает трех представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете. Таким образом, Банк России подотчетен Государственной Думе.

Контрольные полномочия парламента реализуются через комплекс правовых и организационных мер, осуществляемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации с целью обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации.

Осуществление парламентского контроль основывается на следующих принципах: законности; соблюдения прав и свобод человека и гражданина; обеспечения разделения властей; самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля; системности и гласности при его осуществлении.

Не допускается вмешательство субъектов парламентского контроля в осуществление правосудия, расследование уголовных дел, оперативно-розыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции.

К субъектам федерального парламентского контроля относятся: палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума; комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы; парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы.

Федеральный парламентский контроль может осуществляться в следующих формах: утверждение Советом Федерации указов Президента Российской Федерации о введении военного положения, о введении чрезвычайного положения; дача согласия Государственной Думой Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; рассмотрение Государственной Думой вопросов, связанных с доверием Правительству Российской Федерации; рассмотрение Государственной Думой вопроса о ежегодном отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности; рассмотрение вопросов, связанных с взаимодействием со Счетной палатой Российской Федерации; направление парламентских запросов, депутатских запросов; участие в работе правительственных комиссий по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий; проведение парламентских расследований, правительственных часов, парламентских слушаний. Данный перечень не является исчерпывающим, могут использоваться и иные формы парламентского контроля.

Существует определенная зависимость между парламентским контролем, формой правления и политическим режимом. Парламентский контроль имеет место лишь в демократическом политическом режиме, наиболее обширны контрольные полномочия парламента в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках.

В России к полномочиям Государственной Думы относится выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации, а к полномочиям Совета Федерации — отрешение Президента Российской Федерации от должности по такому обвинению. Правовые основы условий и порядка выдвижения обвинения установлены статьей 93 Конституции России. Более подробно реализация этих полномочий раскрыта в параграфе четвертом настоящей главы.

К полномочиям Совета Федерации в сфере обороны и безопасности относятся следующие вопросы:

1) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации. Вопрос об утверждении указа должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения. В случае если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее указанного срока. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения.

2) Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа. Указ о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования.

При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

3) Вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации рассматривается Советом Федерации по предложению Президента Российской Федерации на ближайшем или внеочередном заседании палаты. Если решение о предоставлении такой возможности не принимается, Вооруженные Силы Российской Федерации не могут использоваться за пределами территории Российской Федерации. Президент Российской Федерации информирует Совет Федерации об отзыве формирований Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ратификация и денонсация международных договоров в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона.

Ратификации подлежат следующие международные договоры Российской Федерации:

  • исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
  • о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  • об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
  • об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Кроме того, подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

В Совете Федерации подлежат обязательному рассмотрению принятые Государственной Думой федеральные законы о ратификации международных договоров, а также о прекращении (в том числе о денонсации) или приостановлении действия международных договоров.

Непосредственная ратификация международного договора парламентом предусмотрена не во всех странах. Так, например, согласно Конституции США Президент имеет право по совету и с согласия Сената заключать договоры при условии одобрения их двумя третями присутствующих сенаторов, то есть участие парламента может выражаться и в даче согласия на ратификацию.

Полномочия парламента по формированию органов государственной власти, назначению должностных лиц, судей, а также участию в этих процедурах.

К полномочиям Государственной Думы относятся:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Более подробно реализация этих полномочий раскрыта в параграфе четвертом настоящей главы.

Совет Федерации обладает следующими полномочиями в указанной сфере:

  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации. Кандидатуры для назначения представляет Президент Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации. Кандидатуры для назначения представляет Президент Российской Федерации. Он же вносит предложения об освобождении от должности Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Кандидатуры для назначения рассматриваются по представлению Президента Российской Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

В парламентарных республиках глава государства может избираться парламентом. Согласно Конституции Греции избрание Парламентом Президента Республики осуществляется путем открытого голосования на специальном заседании. Израильский Кнессет также наделен правом избирать и освобождать от должности президента государства. Председатель Кнессета в случае отсутствия главы государства замещает его пост.

Активную роль парламент играет и в формировании правительств. В Германии Федеральный канцлер избирается без прений Бундестагом по предложению Федерального президента. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов членов Бундестага. Федеральный президент назначает избранное лицо Федеральным канцлером.

Назначение выборов Президента Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы. Если Совет Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации относится к полномочиям Совета Федерации. Этот вопрос рассматривается Советом Федерации по взаимному согласию субъектов Российской Федерации, границы между которыми предполагается изменить. Для рассмотрения данного вопроса в Совет Федерации должны быть представлены: соглашение (договор) об изменении границ; обоснование изменения границ (пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения границ между субъектами Российской Федерации, сведения о передаваемых территориях, перечень расположенных на них административно-территориальных и муниципальных образований, результаты выявленного в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации мнения населения, проживающего на передаваемых территориях, по данному вопросу); карта местности с нанесенными на ней линией границы между субъектами Российской Федерации и предлагаемой линией границы между ними, описание границ.

Объявление амнистии относится к полномочиям Государственной Думы и осуществляется путем принятия постановления об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии. В качестве поводов для амнистии чаще всего выступают торжественные или значительные события в жизни страны. Наиболее масштабной была амнистия 2000 года в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне.

При объявлении амнистии Государственная Дума не может выходить за конституционно обусловленные пределы, определяемые, прежде всего, общеправовыми принципами, обязательными в демократическом обществе. Согласно указанным принципам, не отвечало бы природе и предназначению акта об амнистии создание им условий для освобождения от уголовной ответственности за деяния, совершаемые после объявления амнистии, поскольку это провоцировало бы совершение преступлений и лишало бы потенциальных жертв преступлений защиты. Амнистия не может осуществляться в отношении индивидуально определенного круга лиц, так как это было бы присвоением властных полномочий, возложенных на другие конституционные органы, включая судебную власть.

Парламент в свете теории разделения властей — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Для успешной реализации своих функций парламент наделяется Конституцией необходимыми полномочиями. Совокупность полномочий и функций парламента образуют его компетенцию. Компетенция, в свою очередь, является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни общества, но и взаимоотношение его с другими высшими органами государственной власти.

Законодательные полномочия. Образуют главную часть компетенции парламентов; их реализация занимает зачастую наибольшее место в их деятельности. Согласно теории разделения властей законодательная власть должна принадлежать представительному органу — парламенту. Однако в настоящее время не может идти речь о каком-либо абсолютном разделении властей.

В целом, к законодательным полномочиям парламента, закрепленным, как правило, в конституциях, можно отнести следующее:

1. Право законодательной инициативы. В большинстве стран это право принадлежит правительству и парламентариям (Великобритания, Италия , Ирландия, В Швеции конституция ограничивает компетенцию Риксдага, но при этом так же упоминается, что Риксдаг может принимать законы и по вопросам, отнесенным к компетенции правительства). Однако гораздо чаще принимаемые парламентом акты разрабатываются именно правительством (США). Реализация права законодательной инициативы парламента осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев, однако предпочтение отдается все же групповым законопроектам. Законодательные полномочия парламента в ряде стран включают и полномочие принятия конституции страны и поправок к ней, конституционных законов.

2. Обсуждение законопроектов предполагает работу над законопроектом как на пленарных заседаниях палат, так и в комитетах и комиссиях.

3. Принятие законопроектов проводится либо сразу по проекту в целом, либо сначала по статьям и главам, а затем по проекту в целом. В двухпалатных парламентах закон считается принятым, если он одобрен в идентичной редакции обеими палатами. На случай расхождения между палатами Конституции часто предусматривают особые согласительные процедуры.

Законодательный процесс — порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа. Чаще всего он включает:

Ø Законодательная инициатива, её субъекты.

Законодательная инициатива – официальное внесение в компетентный орган парламента управомоченным субъектом законопроекта (или предложения закона).

Правом внесения предложения или проекта закона обладает ограниченный круг лиц, определяемый конституцией. Примеры: В США таким правом обладают только сенаторы и депутаты (кроме права представлять проект бюджета, которое принадлежит президенту). В Германии законопроекты вносят парламент и федеральное правительство. Во Франции право законодательной инициативы принадлежит премьер-министру, депутатам и сенаторам, причём первый вносит законопроекты, а члены парламента – предложения законов. В ряде других стран круг субъектов законодательной инициативы более широк и включает, кроме того, государственные органы нижестоящего уровня, внутрипарламентские образования, религиозные и др. объединения и т.д. Так же в некоторых странах признается право народно законодательной инициативы (В Швейцарии законопроект могут внести не менее 50 тыс. избирателей ,в Австрии 100 тыс.) Хотя глава государства обычно не входит в число субъектов законодательной инициативы, он иногда может реализовать это право косвенно (в США президент излагает программу законодательных мероприятий в посланиях Конгрессу).

В двухпалатных парламентах предложения поступают обычно в любую из палат (США) или только в нижнюю или верхнюю. Чаще всего проекты законов должны быть внесены на рассмотрение группой депутатов, минимальное число лиц в этой группе предусматривается конституцией или регламентом.

Иногда законопроекты, внесённые правительством, должны отвечать некоторым условиям. Пример: во Франции они должны сначала быть рассмотрены Государственным советом.

Ø Обсуждение законопроекта.

Рассмотрения законопроекта принято называть чтениями. Чаще всего в ЗС законопроект рассматривается в 3 чтениях (а в России бывает и до 5 хахахаха).

Процедура первого чтения: принятие к рассмотрению законопроекта и оглашение его наименования; он может быть направлен в комиссию в тех странах, которые имеют широкую систему постоянных комиссий (Италия, Испания).

Процедура второго чтения: предварительное рассмотрение содержания законопроекта, обсуждение его принципиальных положений; может быть направлен в комиссию, опять же в том случае, если это соответствует законодательной практике данной страны и на втором чтении был решен вопрос о передаче законопроекта в комиссию. Это наиболее длительная стадия, законопроекты могут быть заморожены и в них вносятся существенные изменения и дополнения. После рассмотрения в комиссии законопроект с ее заключением вновь поступает в палату. Лицо внесшее законопроект делает доклад, а затем зачитывается заключение комиссии. Далее законопроект переходит либо к третьему чтению либо отправляется на повторную доработку комиссиями (Пример: в Финляндии после рассмотрения законопроекта комиссиями и обсуждения его на планерном заседании, законопроект обязательно поступает в большую комиссию, и только после ее заключения обсуждается вновь)

Третье чтение: происходит постатейное обсуждение законопроекта на планерном заседании. Регламент и Парламентская практика чаще всего ограничивают возможности время выступления депутатов по законопроектам. Пример: В сенате США, где ранее не было формального ограничения времени выступления сенаторов, некоторые прибегали к «флибустьерству» — чтобы провалить неугодный им законопроект, они выступали с многочасовыми речами, в результате чего парламент не успевал принять законопроект, если он был поставлен на обсуждения незадолго до окончания сессии.

В некоторых государствах правительство, после заключения комиссии и при поддержки большинства депутатов обладает правом голосования без прений, т.е. непосредственному переходу к голосованию, без рассмотрения законопроекта в третьем чтении, либо правом укороченных прения — рассмотрения законопроекта только лицами непосредственно имеющими отношение к законопроекту.

Ø Принятие законопроекта палатой.

Для принятия законопроекта необходим кворум. В большинстве стран он составляет не менее половины членов парламента. За обычный законопроект должно быть подано простое большинство голосов присутствующих депутатов, за конституционный – как правило, квалифицированное. При равенстве голосов (во многих странах) проект считается отклоненным. В некоторых странах (Швеция, Финляндия) судьба законопроекта решается жеребьевкой (ФРГ – «бараний прыжок»- все депутаты покидают зал голосования и возвращаются через различные двери ,в зависимости от того как проголосуют- «за» или «против»).

Ø Преодоление разногласий между палатами.

После обсуждения в одной из палат, законопроект передается в другую, где рассматривается в том же порядке. Эта палата может принять законопроект, может внести в текст поправки, может отвергнуть. Если права нижней палаты шире, чем верхней, то возражения или поправки последней могут быть отклонены при повторном голосовании большинством членов в нижней палате. Причем в одних странах для этого требуется абсолютное большинство (Испания), в других квалифицированное (Япония). В странах, где палаты обладают равными правами в области законодательства применяются два метода:

1. Метод «челнока»: последовательная передача законопроекта из одной палаты в другую до тех пор, пока либо не примут идентичный текст, либо обе отвергнут законопроект.

2. Метод «Согласительная комиссия»: она вырабатывает текст законопроекта и передает его палатам, а они либо принимают текст, либо отвергают и вновь передают комиссии.

Ø Утверждение и опубликование.

1. Принятый парламентом законопроект направляется на утверждение главой государства (в Швеции закон окончательно принимается риксдагом и не нуждается в утверждении). Затем закон публикуется в официальном вестнике государства.

2. Если глава государства не подписывает законопроект, обладая при этом правом суспензивного или отлагательного вето, то он отправляется на повторное обсуждение, требующее обычно его принятия квалифицированным большинством (2/3, 3/4), после которого он должен быть принят главой государства; если глава государства не подписывает законопроект, обладая правом абсолютного вето, то законопроект считается непринятым.

Добавить комментарий