Полномочия прокуратура

В соответствии с законодательство РФ прокуратура России представляет единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени России надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России. В основе организации системы органов прокуратуры находится федеративное устройство России и ее административно-территориальное деление.

Система может быть представлена в виде трех звеньев: центральный орган прокуратуры России, органы прокуратуры субъектов Российской Федерации, органы прокуратуры районов (городов). Между органами прокуратуры всех звеньев установлены властеотношения с подчинением органов прокуратуры нижестоящего звена органам прокуратуры вышестоящего звена, т. е. деятельность органов прокуратуры основывается на принципе централизации. Структура органов прокуратуры РФ представлена на рисунке 1 .

Рисунок 1 — Структура органов прокуратуры РФ

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура России. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются одновременно старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ на правах структурного подразделения образуется Главная военная прокуратура. Исчерпывающий перечень структурных подразделений Генеральной прокуратуры РФ законом не установлен. Он устанавливается подзаконным нормативным правовым актом (приказом) Генерального прокурора РФ, который вправе изменять перечень в зависимости от потребностей формирующихся общественных отношений.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Порядок назначения его на должность и освобождения от занимаемой должности урегулированы в части 2 ст. 129 Конституции РФ, статье 12 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» , а также в статьях 179-188 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Буквальное толкование указанных норм позволяет выделить три этапа назначения на должность Генерального прокурора РФ: представление кандидатуры Президентом РФ, обсуждение кандидатуры в Комитете Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам, назначение на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Первый этап всегда должен быть началом рассмотрения вопроса о назначении на должность. Общая продолжительность срока решения вопроса о назначении на должность Генерального прокурора РФ (т.е. продолжительность двух последующих этапов) составляет 30 дней. Причем началом срока является следующий день после получения (вероятно, путем регистрации в канцелярии) представления Президента РФ. Кандидатура, представленная Президентом РФ, обсуждается в Комитете Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Результаты обсуждения излагаются в заключении по представленной кандидатуре .

Назначение на должность начинается с момента представления кандидатуры на заседании Совета Федерации Федерального Собрания ГФ. В ходе этого этапа вначале выступает Президент РФ или его официальный представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Затем выступает председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. В завершение выступает кандидат на должность Генерального прокурора РФ. В ходе выступления указанных лиц члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ вправе задавать им вопросы. Голосование осуществляется тайно. Генеральный прокурор РФ считается назначенным на должность, если за представленную кандидатуру проголосовало большинство членов Совета Федерации ФС РФ. Назначение на должность Генерального прокурора РФ оформляется постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Некоторые особенности имеются при освобождении от должности Генерального прокурора РФ. Здесь можно выделить два этапа: возбуждение

производства и рассмотрение предложения Президента РФ в заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Возбуждение производства предполагает наличие повода и основания. Поводом является факт поступления в Совет Федерации Федерального Собрания РФ соответствующего предложения Президента РФ, а основанием — само предложение Президента РФ с изложенными в нем обстоятельствами, которые, по мнению Президента РФ, позволяют решить вопрос об освобождении от занимаемой должности. Генеральный прокурор РФ считается освобожденным от должности, если в результате тайного голосования за его освобождение от должности проголосовало большинство членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Освобождение от должности Генерального прокурора РФ оформляется постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Генеральный прокурор РФ считается освобожденным от должности с момента принятия Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответствующего постановления .

Срок полномочии Генерального прокурора РФ — 5 лет. Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям. Промежуточным звеном между Генеральной прокуратурой РФ и низовым звеном являются прокуратуры субъектов Российской Федерации. Их состав и полномочия определены в статьях 13, 15 и 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» .

Прокуратуры субъектов Российской Федерации возглавляют соответствующие прокуроры, имеющие первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В прокуратурах субъектов Российской Федерации образуются коллегии в составе прокурора субъекта Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых на должность прокурором субъекта Российской Федерации. В прокуратурах субъектов Российской Федерации образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений ? помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации.

Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации составляет 5 лет. Порядок их назначения на должность и освобождения от нее предусматривает согласование с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом предусмотрено семь оснований освобождения прокуроров субъектов Российской Федерации от занимаемой должности: по собственному желанию; в связи с выходом в отставку; в связи с переводом на другую работу; в связи с невозможностью исполнять обязанности по состоянию здоровья; по результатам аттестации; в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда; по другим основаниям, законодательством России о труде. Приведенный перечень не является исчерпывающим, а норму по своему характеру следует рассматривать как бланкетную, предполагающую использование статей 77,81,84 ТК РФ .

Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов и районов, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Низовым звеном системы органов прокуратуры являются прокуратуры городов и районов. Их состав и полномочия определены в статьях 13 (п. 2), 16, 19 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» . Прокуроры городов и районов назначаются на должность сроком на 5 лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Прокуратуры городов и районов возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя, заместителей, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, назначаемых на должность и освобождаемых от должности прокурорами субъектов Российской Федерации. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов могут быть образованы отделы. Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.

В федеральных округах учреждены прокуратуры. Правовой основой для этого послужил ведомственный подзаконный нормативный правовой акт Генерального прокурора РФ, который в официальных источниках не публиковался. Оставляя в стороне вопрос о законности подобного подзаконного нормативного правового акта, считаем, однако, необходимым подчеркнуть, что по объему полномочий прокуратура федерального округа приравнивается к прокуратуре субъекта Российской Федерации. При этом прокуратура федерального округа имеет дополнительные административно-властные полномочия по отношению к прокуратуре субъекта Российской Федерации и возглавляется одним из заместителей Генерального прокурора РФ.

Таким образом, прокуратура представляет собой единую, федеральную и централизованную систему. Ее единство обеспечивается особым порядком формирования, подчиненности и деятельности. Прокуратура — орган федеральный, субъекты РФ собственных органов прокуратуры не имеют. Централизованный характер прокуратуры связан с особым порядком назначения и подчиненности органов прокуратуры: все прокуроры назначаются Генеральным прокурором и ему, а также вышестоящим прокурорам подчинены.

Понятие и классификация прокурорских полномочий

Под полномочиями прокурора, в соответствии с устоявшимися в науке прокурорского надзора подходам, понимают совокупность (объем) обязанностей и прав, которыми наделяется прокурор для осуществления им возложенных на органы прокуратуры функций. К рассматриваемому термину, с точки зрения правовых подходов, как правило, под полномочием понимается право конкретного лица совершать юридически значимые действия. Д.Н. Ушаков, например, под полномочием понимает «права, которые предоставлены учреждению или лицу органами власти». Если же рассматривать этимологию этого слова, то можно отметить, что «полно мочь» наиболее синонимично со словочетанием «иметь право», нежели выражению «быть обязанным». И анализируя действующие законодательные акты, дает примеры для объяснения схожести терминов «права» и «полномочия».

О применении прокурором полномочий, вопрос следует рассматривать с точки зрения:

  • закрепления определенного полномочия в законе или ином нормативном правовом акте, который регулирует данную деятельность;
  • возможности каждого прокурора применять в своей практике то или иное полномочие, что определяется его должностной компетенцией (см. ниже упомянутое понятие «уполномоченный прокурор» применительно к сфере надзора за исполнением законов в ОРД);
  • установленных законом оснований для применения полномочий в зависимости от сложившейся жизненной ситуации.

Стоит также учитывать, что прокурор является должностным лицом, который осуществляет государственную функцию (или же несколько функций). За это он получает из средств федерального бюджета материальное вознаграждение, точнее содержится налогоплательщиками, и в отличие от предпринимателя, который имеет возможность, исходя из прогнозируемых результатов своей деятельности, не совершать те или иные сделки, прокурор не имеет права задаваться вопросом о неприменении или применении своих полномочий в случаях, которые требуют от него надлежащего решения. Как федеральный государственный служащий, прокурор обязан беспристрастно и добросовестно исполнять свой служебный долг.

Полномочия прокурора, с учетом вышеизложенного, можно рассмотреть как совокупность закрепленных в законах и иных нормативных актах форм изъявления прокурора при осуществлении им надзорной и иной деятельности.

С термином «полномочие» тесно связано понятие «правовое средство», которое чаще всего применяется в надзорной деятельности прокурора, хотя обладает универсальным характером и распространяется на все виды прокурорской работы и при этом символизирует собой тезис о безусловной невозможности применения прокурором «неправовых средств», то есть тех, которые не предусмотрены нормами закона или иного правового источника регулирования. Например, участвуя в прокурорско-надзорных отношениях, которые являются разновидность административных отношений, прокурор не имеет права даже в благих целях, в том числе и при однозначно прогнозируемых позитивных результатах, руководствоваться знакомым гражданско-правовым принципом «разрешено все то, что не запрещено законом». Иначе в таком случае будет разрушен один из главных принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, который закреплен в Федеральном законе «О прокуратуре» в ст. 4., — принцип законности. Данный принцип предполагает обязанность прокурора осуществлять свои полномочия в строгом соответствии с законами, действующими на территории российского государства.

Также соотношение понятий «правовое средство» и «полномочие» можно раскрыть следующим примером. В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона, прокурор либо его заместитель имеет право, в случае установления факта нарушения закона, своим постановлением освободить лиц, которые незаконно были задержаны на основании решений вынесенных несудебными органами. При этом полномочием прокурора будет выступать его право (а по существу, обязанность, так как речь идет о незаконном ограничении права гражданина на свободу) принять меры, предусмотренные законом, по освобождению. А реализовываться данное полномочие будет с помощью правового средства, а именно, постановлением об освобождении лица, который был задержан по решению несудебного органа.

В данном случае, рассмотренное правовое средство является сходным к применяемому в практике и науке прокурорского надзора его осуществления понятию «акт прокурорского реагирования», так как прокурор реагирует, предпринимает меры, пресекает имеющиеся нарушения и освобождает незаконно задержанное лицо. Понятие «правовое средство» имеет наиболее широкое значение, так как распространяется не только на надзорную (в том числе не только в части реагирования), но и на функциональную деятельность прокуроров.

К примеру, в п.1 ст. 22 Закона о прокуратуре, прокурор имеет право или полномочие вызвать граждан и должностных лиц для объяснений по поводу нарушения закона. Но правовым средством реализации такого полномочия будет являться не акт реагирования, так как применяется для сбора доказательств, в процессе осуществления проверки, а повестка о вызове в прокуратуру для дачи объяснений по поводу нарушения закона. Такой ненадзорный вид прокурорской работы, как участие в правотворческой деятельности, сопряжен с полномочием (правом) прокурора вносить в законодательные и иные органы, которые обладают правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения о дополнении, изменении, о принятии и отмене законов и иных нормативных правовых актов. Путем применения такого правового средства, как информации прокурора, направляемое в соответствующий орган, уполномоченный принять надлежащие меры, и реализуется данное полномочие.

Прокурор обладает широким кругом полномочий, что определяется многоаспектностью его прокурорской деятельности, а в настоящее время, с учетом имеющего место отраслевого, функционального и предметного разделения труда между оперативными работниками органов прокуратуры. Найдется небольшое количество специалистов, которые знают весь спектр возможностей, и разрешающий прокурорской системе решать возложенные на нее различные задачи во многих сферах общественной жизни.

С учетом того, что в прокурорской деятельности доминируют функции прокурорского надзора, а также сохранявшегося на протяжении нескольких десятилетий названия учебной дисциплины «Прокурорский надзор» и научной специальности при классификации прокурорских полномочий подходы в основном затрагивали надзорные аспекты.

Так, классическое представление о надзорных полномочиях прокурора с незначительными возможными вариациями выглядит таким образом:

  • проверочные полномочия (полномочия, которые направлены на выявление нарушений законодательных актов);
  • полномочия по реагированию (направлены на устранение нарушений закона);
  • профилактические полномочия (направлены на предупреждение нарушений нормативно-правовых актов). Некоторые источники объединяют вторую и третью группу, что является обоснованным, так как они задействуются после проведения проверочных мероприятий.

Существует мнение, что фактически все полномочия содержат в себе профилактическое ядро, так как, к примеру, добившись отмены незаконного правового акта путем принесения протеста, прокурор подобным образом предупреждает наступление негативных последствий от применения незаконного документа.

Полномочия по реагированию нельзя рассматривать односторонне, которые направлены лишь только на устранение нарушений нормативно-правовых актов. Среди полномочий можно выделить те, при реализации которых единственной целью является привлечение нарушителя к ответственности, установленной законом. И в качестве примера можно рассмотреть право прокурора выносить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое предусмотрено ст. 28.4 КоАП РФ. Сюда также можно отнести установленное в ст. 37 УПК Российской Федерации право прокурора выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в орган дознания или следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Имеют место также полномочия по реагированию, которые преследуют две цели, — постановку вопроса о наказании виновного лица и об устранении нарушений. Сюда можно отнести право прокурора вносить представление об устранении нарушений закона, хотя это полномочие носит и профилактический характер, то есть, по сути, имеет, третью цель. Как правило, в представлении, прокурор ставит вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, реже материальной.

К примеру, двойную цель имеет обращение прокурора с исковым заявлением в суд общей юрисдикции о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, так как в случае положительного исхода дела, с одной стороны, будут назначены восстановительные выплаты, а с другой — виновный несет имущественную (эколого-правовую) ответственность.

Анализируя нормы действующего законодательства можно в качестве самостоятельной группы выделить согласовательные полномочия (полномочия, которые связаны с согласованием или санкционированием конкретных решений или действий), и здесь выступает примером ч. 5 ст. 10 Закона о защите права юридических лиц, право прокурора на согласование проведения контрольно-надзорными органами внеплановых проверок.

Стоит также обратить внимание и на другие подходы к классификации полномочий, стоит отметить, что в общем плане все полномочия можно разделить на внутриорганизационные и внешнефункциональные.

Рассматривая первую группу, стоит отметить, что здесь идет речь ведомственном наделении указаниями, приказами и распоряжениями Генерального прокурора РФ должностных лиц органов прокуратуры, которые выполняют отдельные задачи (по кадровым вопросам, контролю за исполнением, правовому обеспечению), соответствующими полномочиями.

Вторая группа образует совокупность форм изъявления, которая предоставлена прокурору для решения задач связанных с осуществление надзорной и иной деятельности. Здесь идет речь о закрепленных в нормативных актах полномочиях, хотя и в отношении нефункциональных направлений деятельности (к примеру, для правового просвещения, взаимодействия с институтами гражданского общества и органами публичной власти). Соответствующие полномочия закрепляются в организационно-распорядительных документах Генерального прокурора Российской Федерации. Но также Закон о прокуратуре предоставляет руководителю прокурорского ведомства право на издание документов, которые обязательны для исполнения работниками других органов. Таким образом, для их исполнения являются обязательными:

  • указания Генерального прокурора по вопросам, которые не требуют законодательного регулирования (п. 2. ст. 20 Закона о прокуратуре);
  • приказы Генерального прокурора по вопросам осуществления государственного единого статистического учета (ст. 51 Закона).

Внешнефункциональные полномочия

Внешнефункицональные полномочия подразделяются на:

  • надзорные;
  • ненадзорные.

При этом к надзорным полномочиям можно отнести как формы волеизъявления прокурора, которые закреплены в Законе «О прокуратуре РФ», УПК РФ, Законе об ОРД, а также положениях ряда других нормативных актов Российской Федерации, например, Закона о противодействии экстремизму. Что касается ненадзорных полномочий, то они нашли свое отражение не только в соответствующих нормах Закона о прокуратуре, но и в ряде других федеральных законов и иных источников.

Также надзорные и ненадзорные полномочия можно разделить на такие составляющие, как процессуальные и не процессуальные.

Рассматривая надзорную деятельность, к примеру, процессуальных полномочий можно отнести право прокурора:

  • проверять и истребовать обоснованность и законность решений руководителя следственного органа или следователя об отказе в приостановлении, возбуждении или прекращении уголовного дела (п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
  • в порядке надзора опротестовать постановление, которое вступило в законную силу по делу об административном правонарушении (ст. 30.14 КоАП РФ).

Следовательно, не процессуальные полномочия содержатся в нормах законодательных актов материального права, а именно, в Законе о прокуратуре. Сюда можно отнести такие права прокурора как:

  • рассмотрение и проверка жалоб, заявлений и иных сообщений о нарушении свобод и прав гражданина и человека (п. 1 ст. 27 Закона прокуратуре);
  • посещение органов и учреждений, которые исполняют наказания без имеющегося специального разрешения (п. «б» ч. 1 ст. 24 УИК РФ);

К процессуальным ненадзорным полномочиям прокурора можно отнести право:

  • представления доказательств, при рассмотрении дел об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ);
  • вступления в процесс и дача заключений по делам о восстановлении на работе, выселении, о возмещении вреда, который был причинен жизни или здоровью (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ).

К примеру не процессуальных ненадзорных полномочий прокурора можно отнести право:

  • созыва координационного совещания (п. 9 Положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденного от 18.04.1996 № 567 Указом Президента РФ);
  • обращения с законодательной инициативой в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В совокупности надзорных полномочий, в качестве самостоятельной классификационной группы, стоит выделить индивидуально-определенные и универсальные.

К индивидуально-определенным полномочиям стоит отнести предусмотренное п. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре исключительное право Генерального прокурора Российской Федерации давать обязательные для исполнения указания по вопросам дознания, которые не требуют законодательного регулирования. К универсальным стоит относить полномочия, которые применяются с учетом установленной компетенции прокурорами всех звеньев прокурорской системы, включая и специализированные. Но в основном, это касается полномочий по выявлению нарушений законов.

Так как характер прокурорской деятельности многофункционален, то это способствует выявлению наиболее новых классификационных подходов к полномочиям прокурора.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Структурное разделение прокуратуры РФ

Определение 1

Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, в которой присутствует подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору.

Во главе системы прокуратуры стоит Генеральный прокурор, в подчинении которого находятся прокуроры всех рангов. Помимо этого в систему входят прочие прокурорские служащие и структурные подразделения.

Генеральная прокуратура — это высшее звено прокурорской системы РФ. Она возглавляется Генпрокурором, который назначается на данный пост на 5 лет Советом Федерации согласно представлению Президента. Также Советом Федерации, но уже согласно представлению Генпрокурора, назначаются его первый и прочие заместители. Все остальные служащие штата Генпрокуратуры и ее структурных подразделений, а также старшие прокуроры назначаются непосредственно Генпрокурором.

К среднему звену прокурорской системы относятся прокуратуры субъектов государства. Их глав назначает Генеральный прокурор страны при наличии согласия государственных органов власти этих субъектов. Заместителей главных прокуроров также назначает Генпрокурор, но для этого уже не требуется согласие указанных органов власти. Все остальные прокурорские служащие субъектов государства назначаются прокурорами этих субъектов.

Третье звено прокуратуры РФ состоит из районных и городских прокуратур, а также из прокуратур территориальных объектов, приравненных к ним. Прокуроров всех этих прокуратур назначает Генпрокурор, их заместителей, старших помощников и обычных помощников — прокуроры субъектов государства, к которым эти прокуратуры относятся.

Помимо этого к структуре прокуратуры Российской Федерации относятся такие прокуратуры, как: военная, транспортная, природоохранная и прочие, которые относятся к специализированным прокуратурам, обладающим статусом прокуратур субъектов государства или районных. Штат таких прокуратур назначается по принципу назначения работников территориальных прокуратур и не требует каких-либо согласований.

Функции прокуратуры РФ

Замечание 1

Прокуратура выполняет надзорную функцию, распространяющуюся на соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, которые действуют на территории государства.

Помимо этого, к функциям прокуратуры РФ относятся:

  • уголовное преследование лиц, которые совершили правонарушение;
  • регулирование деятельности правоохранительных органов, занимающихся борьбой с преступностью;
  • участие прокуроров согласно процессуальному законодательству в делах, рассматриваемых Конституционным Судом, а также конституционными/уставными судами субъектов государства и прочими судами, действующими в стране;
  • выдвижение протестов прокурорами касательно решений, которые противоречат закону, а также подобных приговоров, постановлений и прочего;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • сотрудничество Генпрокуратуры и нижестоящих прокуратур на международном уровне с соответствующими иностранными органами, а также международными организациями;
  • участие прокуроров в заседаниях органов исполнительной и законодательной власти;
  • рассмотрение/разрешение жалоб и прочих обращений;
  • проведение антикоррупционной экспертизы различных нормативных правовых актов;
  • обращение Генпрокурора в судебные Пленумы с представлениями о предоставлении судам разъяснений касательно вопросов судебной практики;
  • обращение Генпрокурора в Конституционный Суд по различным вопросам касательно нарушения прав/свобод, гарантированных Конституцией;
  • разработка Генпрокуратурой вместе с различными министерствами/ведомствами систем/методик учета, а также статистической отчетности по уровню преступности, раскрываемости дел, работы следственных подразделений, прокурорского надзора, включая установление единого порядка формирования и представления отчетности.

Замечание 2

Системообразующая функция прокуратуры — это прокурорский надзор за законным ведением деятельности объектами, которые ей поднадзорны.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Исходя из многоотраслевого характера законодательства существует разделение на следующие отрасли надзора:

  • за исполнением законов, то есть, общий надзор;
  • за соблюдением гражданских и человеческих прав/свобод;
  • за исполнением законов оперативно-розыскными органами;
  • за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;
  • за законностью действий судебных приставов;
  • за исполнением законов администрациями органов/учреждений, которые исполняют наказания и судебные меры.

К последнему пункту также относятся администрации мест, в которых содержатся заключенные и задержанные.

Основные принципы деятельности прокуратуры

Деятельность прокуратуры базируется на следующих принципах.

  1. Принцип единства. Под этим понимается, что прокуратура — это уникальный госорган, наделенный функциями/полномочиями по ведению прокурорского надзора, которые присущи исключительно ему. Согласно части 3 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ» на территории государства не допускается формирование и функционирование прокурорских органов, которые не входят в единую государственную систему прокуратуры. Помимо этого принцип единства подразумевает, что структурные подразделения и прокуроры страны организованы и ведут свою деятельность согласно единому законодательству, которое определяет правовую основу их деятельности. Сюда же можно отнести единый для всех прокуроров статус, единые их полномочия касательно установления фактов нарушения законодательства и применения мер реагирования на подобные выявленные факты.
  2. Принцип централизации. Под ним понимается то, что прокуратура в целом (включая структурные подразделения) организуется федеральным центром, то есть Советом Федерации и Генеральным прокурором. Помимо этого сюда относится подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору, а также обязательность указаний Генпрокурора.
  3. Принцип независимости. Согласно этому принципу прокуроры выполняют свои функции вне зависимости от органов государственной власти и общественных объединений, строго следуя законам, которые действуют на территории государства. Такая независимость гарантируется рядом законодательных запретов. Так, прокурорам запрещается: становиться членами органов, которые формируются государственными органами власти или органами местного самоуправления, становиться членами общественных политических объединений, совмещать основную деятельность с иной (кроме преподавательской, научной или творческой). Помимо этого принцип прокурорской независимости гарантируется законодательным запретом на вмешательство в прокурорский надзор и прочие функции под угрозой административной и уголовной ответственности.
  4. Принцип законности. Под ним понимается тот факт, что прокуратура сформирована как гарант соблюдения Конституции РФ, а также исключительно правильного исполнения и применения законодательства объектами, находящимися под надзором прокуратуры. Помимо этого данный принцип провозглашает обязательность выполнения прокурорами надзора и прочих функций в строгом соответствии Конституции и ФЗ.
  5. Принцип публичности. Под ним понимается обязанность безусловного применения прокурорами своих прав/полномочий в любом случае, если на то имеются как фактические, так и юридические основания.
  6. Принцип гласности. Под ним понимается обязательность открытых действий прокуроров и их гласности в мере, которая не противоречит законодательству государства касательно охраны прав/свобод граждан, а также касательно требований к государственной и иной тайне. Также под принципом гласности понимается обязанность прокуроров информировать население посредством СМИ о состоянии законности и изменениях в штате.

Принцип обязательности исполнения прокурорских требований. Под ним понимается угроза привлечения к ответственности руководителей/должностных лиц, которые уклоняются от выполнения указанных требований или не выполняющих их. Этот принцип является следствием прокурорского полномочия выполнять прокурорские проверки законности поднадзорных объектов. На основании проведенных проверок прокурор в обязательном порядке издает акты реагирования, которые подлежат обязательному рассмотрению.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий