Методы государственного управления – это способы или средства решения задач для достижения целей управления. Метод понимают как способ целенаправленного воздействия субъекта управления на человека, коллектив или группу. При значительном многообразии способов и средств такого воздействия субъект управления должен найти наиболее эффективные, целесообразные их разновидности.
Выделяют следующие основные, характерные черты административно-правовых методов (методов управления):
— Метод — это способ, средство управляющего воздействия субъекта управления на объект;
— методы реализуются в процессе государственно-управленческой деятельности;
— они выражают государственно-властный характер полномочий субъектов исполнительной власти и используются для реализации компетенции последних;
— использование их носит альтернативный характер; они находят свое выражение в индивидуальных предписаниях (приказ, распоряжение и др.) или общеобязательных правилах поведения, нормах права; и т.д.
Метод управления находится в тесной связи с формой управления.
Форма — это внешнее выражение управляющего воздействия субъекта управления на объект, метод показывает, какими способами, средствами осуществляется такое воздействие.
Классификацию методов управления осуществляют по различным основаниям. Часто используют такой критерий, как характер воздействия. По этому признаку методы управления подразделяют на прямые и косвенные.
Прямым методам присущи такие черты, как приказной характер, однозначность команд, директивность, наличие большого контрольного аппарата. Прямые методы называют административными.
Административные методы классифицируют по форме выражения, юридическим свойствам, способу воздействия на поведение объектов управления, форме предписания (см. Коренев А.П. Административное право России. М., 1996,).
По форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые и административно-организационные. В административно-правовых четко проявляется государственно-властный характер государственного управления. Они выражены в правовой форме.
По юридическим свойствам административные методы делятся на нормативные (нормативные акты управления) и индивидуальные (адресуемые к конкретным исполнителям).
По способу воздействия административные методы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, поощрительные, запретительные.
По форме предписания административные методы управления могут быть категорическими (императивными), поручительными и рекомендательными.
Для косвенных методов характерно то, что руководящее воздействие на объект управления осуществляется посредством воздействия на интересы последнего, т.е. через механизм стимулирования. Такие методы называют экономическими. Административные и экономические методы дополняются реальным, психологическим воздействием на человека. При этом используются социально-психологические методы. Они отражают внутриколлективные, межколлективные и индивидуальные отношения. В процессе их использования осуществляется анализ, выявление и исследование вопросов психологической совместимости работников, гуманизации труда, профессионального отбора и др. К числу косвенных относят также такие методы, как статистические, социологические и др.
Статистические методы раскрывают в цифровом выражении состояние системы государственного управления в целом и в ее отраслях и сферах, позволяют ставить и решать проблемы ее совершенствования.
Социологические методы позволяют выявлять место, роль, значение субъектов управления (органов, должностных лиц) в системах управления, эффективность их управляющего воздействия.
По характеру воздействия на волю подчиненных методы управления подразделяют также на методы убеждения и принуждения.
Убеждение – такое воздействие субъекта управления на объект, которое формирует у последнего волю, желания поступать требуемым образом. При этом используются различные разъяснительные, воспитательные, организационные, поощрительные меры, агитация и пропаганда. Благодаря убеждению создается единство воли субъекта и объекта управления.
Убеждение можно понимать как совокупность действий, направленных на овладение вниманием, внушение, побуждение желания, стимулирование поступков и др. Убеждение считается основным методом управления, поскольку с его помощью государство обеспечивает желаемое воздействие на сознание и волю населения, формирует требуемое понимание целесообразности юридических предписаний, законопослушное поведение.
Метод принуждения – это воздействие субъекта управления на объект, который не исполнил управленческую команду, нарушил волю субъекта управления.
При этом воздействие может осуществляться на моральную, имущественную, физическую, организационную сферу объекта управления, чтобы добиться исполнения воли субъекта исполнительной власти, соблюдения правовой нормы.
Принуждение — метод управления, необходимый для охраны правопорядка, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, а также общественных объединений.
Требования, предъявляемые к правовым актам управления
С позиции юридического содержания правовых актов управления и их значения в правоприменительной деятельности можно выделить следующие требования, предъявляемые к их содержанию и порядку принятия:
1) они не должны противоречить Конституции РФ и действующему законодательству;
2) правовой акт должен основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и аналогичными органами субъектов Федерации;
3) правовой акт должен учитывать положения правовых актов вышестоящих исполнительных органов;
4) правовой акт издаётся полномочным органом исполнительной власти (должностным лицом) в рамках предоставленной компетенции;
5) должна быть соблюдена обязательность целей, оснований и юридических последствий изданных актов;
6) правовые акты управления не должны нарушать или ограничивать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих органов;
7) правовые акты управления не должны нарушать или ограничивать права и законные интересы лиц и организаций в сфере государственного управления.
Правовые акты управления являются основной правовой формой реализации задач и функций исполнительной власти.
Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, публикуются в Собрании Законодательства РФ, «Российской газете», Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
Под методами следует понимать способы и средства достижения поставленных целей, решение возникших задач.
Административно-правовые методы – это способы или средства практической реализации задач и целей исполнительной власти.
Основные черты административно-правовых методов:
1) выражают управляющее воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;
2) используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации их компетенции. Этим они отличаются от методов правового регулирования;
3) всегда имеют своим адресатом соответствующий объект (индивидуальный или коллективный);
4) с помощью этих методов находит своё выражение государственный интерес, управляющая воля государства;
5) для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения;
6) выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего – от особенностей объекта управления.
Вся электронная библиотека >>> |
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО >> |
Юриспруденция
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Раздел: Экономика
Административно-правовые методы — это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты (отрасли, сферы, органы управления различных организаций, коллективы работников, граждан). Эти методы показывают, как, каким образом государство решает задачи в области управления. Для методов управления характерно то, что они используются органами исполнительной власти для решения стоящих перед ними конкретных задач; применяются повседневно и выборочно; обнаруживаются во взаимодействии субъекта и объекта управления; выражают компетенцию органов исполнительной власти по принятию правовых актов, а также осуществлению иных государственно-властных полномочий. Отсюда следует немаловажный вывод о том, что методы управления производны от политического режима государства.
Методы целенаправленного управленческого воздействия органов исполнительной власти (должностных лиц) на свои объекты весьма разнообразны, так как не только субъекты, но и объекты управления имеют свои особенности, касающиеся их назначения, организационно-правового статуса. В сфере исполнительной власти имеются различные группы общественных отношений, требующих различного подхода для их урегулирования с учетом формы собственности, ведомственной принадлежности и т.д. Ясно, что например, по отношению к государственным предприятиям применяются иные методы управления, чем к негосударственным.
Методы воздействия, как и формы реализации исполнительной власти, закрепляются в правовых актах управления. Например, в постановлении Правительства обычно указываются цель его издания и конкретные способы (приемы) внешнего воздействия на объект управления, чтобы достичь поставленной цели. При этом могут быть указаны конкретные виды контроля, учета, проверок, оформляемых документов, материального и морального стимулирования, меры административного принуждения и т.д.
Среди разнообразных методов, используемых в процессе реализации исполнительной власти, выделяют прежде всего методы убеждения и принуждения, которые применяются в любом виде государственной и общественной деятельности.
Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов исполнительной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины. Среди мер убеждения — разъяснение, обоснование, обсуждение, внушение, поощрение, показ положительных объектов управления и многое другое, описываемое и реализуемое в понятиях и процедурах социальной психологии и педагогики.
Стремительное качественное изменение нашего общества, становление рыночной экономики, движение к демократии и правовому государству выдвигают на первый план решение масштабнейшей задачи — формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и граждан. Это — основная цель Указа Президента от 28 июня 1993 г. «О концепции правовой информатизации России»*. Указом Президента от 29 марта 1994 г. объявлена Программа взаимодействия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти СНГ**.
* САПП РФ. 1993. № 27. Ст. 2521.
** САПП РФ 1994. № 14. Ст. 1049.
Опора на убеждение как основной метод осуществления исполнительной власти не исключает принуждения. Убеждение должно сочетаться с принуждением, когда в этом возникает необходимость. Применение к лицам, допускающим правонарушения, принудительных мер является не только правом, но и обязанностью государства и его должностных лиц*.
* Сущность и виды административного принуждения рассматриваются в § 2
По характеру воздействия (прямой или косвенный) на сознание и волю людей различаются экономические и административные методы.
Экономические — это методы косвенного воздействия на объект управления. Чаще всего используются такие экономические рычаги, как цены, налоги, проценты, премии, имущественные льготы, экономические санкции и др. С их помощью орган исполнительной власти (должностное лицо) достигает желаемого поведения объекта управления, воздействуя на его материальные (имущественные) интересы. Поэтому они и именуются экономическими методами управления.
К административным относятся методы прямого или внеэкономического воздействия со стороны субъектов управления на сознательно-волевое поведение управляемых. Наименование этих методов определяется тем, что они наиболее характерны для органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти (должностное лицо) в пределах своей компетенции принимает управленческое решение (правовой акт управления), юридически обязательное для объекта управления. Конкретное содержание административно-правовых методов весьма разнообразно: предписание об обязательном совершении определенных действий; ограничение или запрещение совершения определенных действий; разрешение споров между участниками управленческих отношений; применение иных методов, направленных на быстрое и эффективное решение проблем, возникающих при осуществлении государственно-управленческой деятельности.
Экономические и административные методы управления, несмотря на их различия, взаимосвязаны, и их противопоставление недопустимо, так как они используются с единой конечной целью — реализация управляющего воздействия субъекта на объект управления. С учетом расширения оперативной самостоятельности государственных предприятий, их разгосударствления на первый план выдвигается задача разумного сочетания средств управляющего воздействия.
В условиях прежней директивно-плановой экономики методы административного воздействия были основными. По мере продвижения России к рыночной экономике все более широкое применение приобретают экономические методы. Но неверны представления, согласно которым в рыночной экономике обязательные предписания органов исполнительной власти вообще неуместны. Рыночная экономика вовсе не должна быть стихией, никак не регулируемой государством, — должны быть изменены формы и методы такого регулирования. Хотя основным методом и становится реализация творческой инициативы и самостоятельности управляемых, это не исключает применения и метода обязательных предписаний. Например, в Указе Президента от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»* содержится предписание о допущении государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию естественных монополий. О повышении роли государства в регулировании рыночной экономики свидетельствуют также нормативные правовые акты, принятые в последние годы, например, по вопросам лицензирования деятельности физических и юридических лиц, управления федеральной собственностью, стабилизации потребительского рынка, совершенствования государственной ценовой (тарифной) политики.
В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности под ним понимается способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.
Следовательно, метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей.
Методы управления разнообразны, ибо различны по своему назначению субъекты исполнительной власти, различны и находящиеся под их воздействием объекты. Но это не исключает возможности определенным образом типизировать их в интересах выявления присущих им наиболее значимых свойств и специфических черт.
Наиболее характерно для методов управления следующее.
Во-первых, они органически связаны с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти.
Во-вторых, они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.
В-третьих, они непосредственно выражаются в связях между субъектами и объектами государственного управления как формы практической реализации исполнительной власти.
В-четвертых, они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.
В-пятых, метод управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный).
В-шестых, с учетом многообразия приемов и способов реализации управленческой компетенции метод управления есть определенная возможность решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти.
В-седьмых, в методах управления в соответствующем объеме находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства.
В-восьмых, метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера.
В-девятых, для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения. Свое наиболее ощутимое проявление они получают в правовых актах управления.
В-десятых, выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего — от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, от его индивидуального или коллективного характера и т. п.).
Итак, по главным своим показателям метод управления есть средство целенаправленного управляющего воздействия. Такой подход к его пониманию сближает его с методом правового регулирования управленческих общественных отношений. Общее для них — и тот, и другой являются регулирующими средствами, то есть выступают в роли «носителей» административно-правовых дозволений, запретов и предписаний.
Главный критерий, необходимый для разграничения названных вариантов управляющего воздействия в методологическом смысле, следующий: метод правового регулирования — функция административного права; метод управления — функция субъекта административного права, причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполнительной власти (государственного управления).
Метод управления, будучи способом непосредственного управляющего воздействия со стороны исполнительного органа (должностного лица) на соответствующий объект, несет в своем содержании определенный «заряд» юридически-властных полномочий, совокупность которых непосредственно предопределена сущностью административно-правового регулирования.
Метод управления фактически выражает различные аспекты практической деятельности того или иного исполнительного органа (должностного лица), то есть помогает получить ответ на вопрос: как они действуют. Однако при этом появляется возможность значительного расширения его понятийной характеристики. И широкая трактовка методов управления встречается довольно часто, причем без должных оснований.
Действительно, в практической работе исполнительных органов (должностных лиц) используется богатый арсенал различных средств, совокупность которых служит интересам осуществления управляющего воздействия. Однако далеко не во всех этих сред-
•I’ г
Раздел III. Административно-правовые формы и методы
Глава 12. Административно-правовые методы
ствах такое воздействие находит свое прямое выражение. Тем не менее они также квалифицируются в качестве методов управления.
Важность иных средств, используемых в работе органов управления, несомненна, но связываются они с решением задач иного порядка. Так, очевидно, что для принятия управленческого решения в виде правового акта субъект исполнительной власти предварительно проводит значительную работу, как-то: проведение определенных расчетов, создание схем возможных взаимосвязей, вызываемых данным решением, изучение результатов, достигнутых исполнением предыдущих решений по аналогичным вопросам, и т. п. В этих целях используются разнообразные средства — социологические, математические, графические и т. п. Все эти и подобные им действия выполняются до принятия решения в целях выработки ею наиболее эффективного варианта. Но самого управляющего воздействия еще нет; оно найдет свое выражение в будущем управленческом решении.
В равной мере можно характеризовать и иные действия управленческого характера, например, способы принятия управленческих решений (коллегиальный, единоличный, по согласованию, совместный и т. п.). В аппарате органов управления происходит распределение компетенции и ответственности между его структурными подразделениями и отдельными должностными лицами и т. п.
Несомненно, что налицо определенные приемы или способы управленческой работы. Но для того, чтобы признать их методами управления, оснований не имеется, так как все они не выражают непосредственного управляющего воздействия. Нет здесь и отношений между субъектом и объектом управления, ибо все действия замыкаются в рамках аппарата данного исполнительного органа. Но если нет управляющего воздействия, ‘нет и собственно методов управления.
Вот почему не следует выделять в качестве самостоятельных методов управления математические, графические, социологические, исследовательские, воспитательные и прочие средства, ни в коей мере не умаляя при этом их значимости и для обеспечения нормальной работы аппарата управления. Подобного рода действия можно отнести к так называемым организационным мероприятиям (операциям), находящим свое внешнее выражение, как правило, в неправовых формах государственно-управленческой деятельности и не вызывающих прямых юридических последствий внешнего характера, то есть не оказывающих влияния на объект управления.
Таким образом, следует различать:
а) методы управляющего воздействия; они всегда имеют внешнее юридически-властное значение и выражение и являются собственно методами управления;
б) методы организации работы аппарата управления; они имеют чисто внутриаппаратное значение;
в) методы совершения отдельных управленческих действий; это методы процедурного характера.
Первые из них — административно-правовые методы. В них проявляются все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. С помощью такого рода методов, имеющихся в том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной власти, управляющее воздействие на объект практически осуществляется путем использования административно-правовых форм управления. Налицо — прямая связь между административно-правовыми формами и административно-правовыми методами. Практически тот или иной метод управления находит свое выражение в нормативных либо индивидуальных правовых актах управления.
Проблема административно-правовых методов чрезвычайно актуальна. Она обострена в настоящее время в связи с переходом к рыночным отношениям, с серьезными изменениями в механизме государственного управления и в организационно-правовом статусе многих субъектов управления и, что особенно важно, объектов (например, резкое усиление самостоятельности предприятий и территорий), с известным развитием договорных связей в сфере государственного управления.
Под -влиянием происходящих изменений вполне резонно ставится вопрос о границах использования в качестве метода управления прямых и односторонних юридически-властных предписаний субъектов исполнительной власти. Однако это вовсе не означает полного отказа от присущей государственно-управленческой деятельности властности. Она объективно необходима и в условиях, когда непосредственная база для прямого распорядительства сверху сокращается ввиду разгосударствления множества хозяйственных и иных объектов. Возрастает удельный вес общерегулятивных средств воздействия на экономику и другие области жизни общества. Этому способствует известная деформация организационно-правовых связей между субъектами и объектами государственного управления (устранение прямой организационной подчиненности предприятий министерствам и ведомствам, перенесение центра тяжести работ по непосредственному управлению в хозяйственные структуры нового типа — концерны, корпорации и т. п., укрепление реальных начал федерализма и пр.). Значительно усиливается обратное влияние объектов управления на исполнительный аппарат.
Однако все -эти новые явления пробивают себе дорогу к жизни с большими трудностями объективного и субъективного характера. Созданию их в немалой степени способствует отсутствие четко выраженных ориентиров реформации общественной жизни и правового их оформления, что нередко приводит к неработоспособное-
Раздел III. Административно-правовые формы и методы
Глава 12. Административно-правовые методы
ти любых методов управления. В первую очередь это затронуло именно административно-правовые методы, поскольку в них получала свое наиболее полное воплощение односторонняя юридическая властность, нередко носящая откровенно приказной характер. Это неоправданно выводило их за рамки объективно необходимых в любых условиях и при любых системах управления разумных проявлений администрирования, понимаемого как нормальное управление, но не как бюрократическое извращение его общественно необходимой сути. Преодоление именно такого рода извращений, наглядно проявляющихся в методах управления, является долговременной задачей совершенствования механизма государственно-управленческой деятельности.
Очевидно, что это должно повлечь за собой не косметическую, а глубинную перестройку системы правовых средств, используемых в целях обеспечения эффективного государственного упорядочивающего воздействия на все стороны управленческой действительности. Данный процесс — в повестке дня, что, однако, не устраняет значимости общих позиций, характеризующих сущность административно-правовых методов. Нельзя, в частности, игнорировать тот факт, что в конечном счете эти методы неотделимы от процесса реализации исполнительной власти, что государственное управление не может быть вытеснено гражданско-правовыми категориями договорного типа. За этими методами скрыто стремление обеспечить должный правовой порядок, должный уровень государственной дисциплины в сфере управления государственными и общественными делами.
Активность и эффективность экономических и иных реформ во многом определяется характером воздействия со стороны государства на развитие прежде всего экономических процессов. Оно находит свое прямое выражение не только в законодательстве, но и в управленческой деятельности, в методах ее практического осуществления. И это закономерно, так как именно в них получает свое наиболее полное выражение регулятивная роль государства как ведущего субъекта управления. Рыночные отношения не должны вести к ослаблению его роли, а следовательно, и используемых им средств реализации функций исполнительной власти. Речь должна идти об известной модификации методов управления в зависимости от особенностей регулируемых сфер общественной жизни (экономика, социальная и административно-политическая сферы). При этом следует учитывать, что в странах с развитой рыночной экономикой (например, в США) исполнительная власть решительно вторгается в экономические отношения, диктуя в необходимых случаях свою властную волю (особенно в области финансово-кредитных отношений).
Соответственно, в еще большей степени актуализируется проблема административно-правовых методов.
Понятие административно-правовых методов управления. Виды административно-правовых методов управления. Убеждение в государственном управлении. Поощрение в государственном управлении. Принуждение в государственном управлении. Понятие и виды мер административного принуждения. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения. Административно-правовые режимы. Режим военного положения. Режим контртеррористической операции. Режим чрезвычайной ситуации. Режим закрытого административно-территориального образования. Режим охраны государственной границы РФ.
Целью изучения темы является знакомство с методами государственного управления.
Изучив теоретический материал и выполнив самостоятельную работу, студенты должны знать:
основные методы государственного управления,
особенности и классификацию методов государственного принуждения,
назначение и формы каждого из видов государственного принуждения.
Студенты должны уметь оценивать задачу государственного управления и выбирать соответствующий метод управления.
Студенты также должны иметь представление о различных методах управления и их модификациях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Методы управления — это совокупность способов и средств целенаправленного воздействия государства на соответствующие объекты управления. Есть много общего в понятиях метода управления и метода административно-правового регулирования. Оба они являются регулирующими средствами, содержат административно-правовые предписания, запреты, дозволения.
Однако метод правового регулирования есть средство административного права, метод управления (государственного) — средство субъекта административного права (субъекта государственного управления).
Методы государственного управления содержат способы воздействия на человека, на коллектив, способы обеспечения преобладания воли субъекта власти, при этом универсальными способами являются методы убеждения, поощрения и принуждения.
Различают также прямые и косвенные методы управления.
Прямой метод предполагает императивный (директивный) вариант волеизъявления субъекта управления. Для осуществления косвенного управления создаются условия, мотивирующие управляемых субъектов на должное поведение.
Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных и других мер для формирования или изменения воли управляемого субъекта.
Убеждение используется постоянно и в отношении всех граждан, обеспечивает добровольное следование воле управляющего субъекта.
Процесс убеждения включает: овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции.
Правовая форма убеждения включает в себя, например, правовые акты рекомендательного характера, а организационная — их разъяснения.
Поощрение — способ воздействия на волю людей через формирование интереса, побуждающего их следованию воле управляющего субъекта.
Основанием (фактическим) для применения поощрения является уже совершенное деяние, положительно оцениваемое субъектом управления.
Поощрение применяется в отношении конкретных индивидуальных или коллективных субъектов и может быть:
моральным (благодарность, грамота);
материальным (премия, ценный подарок);
статусным (изменяющим правовой статус гражданина, например присвоение почетного звания);
смешанным (моральным, материальным и статусным).
А также с правовой точки зрения:
формальным (регламентированным нормами права);
неформальным.
Поощрение может применяться как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам.
Принуждение — это метод воздействия принуждающего на сознание и поведение принуждаемого с целью заставить его действовать (или бездействовать) вопреки собственной воле или в условиях ее ограничения в интересах принуждающего.
Необходимость в нем возникает при противоречии в стремлениях двух субъектов, один из которых предписывает другому совершение какого-либо деяния.
В отличие от убеждения, которое воздействует с целью изменения воли убеждаемого, оставляя, тем не менее, возможность выбора, принуждение подчиняет волю субъекта, выбора не оставляя.
Как и поощрение, принуждение применяется в отношении конкретных индивидуальных или коллективных субъектов.
Государственное принуждение может быть определено как внешнее (психическое, экономическое или физическое) публично-правовое, обладающее формальной определенностью принуждение, осуществляемое уполномоченными на то органами государства, должностными лицами и обеспечивающее безусловное исполнение воли государства.
Государственное принуждение подавляет антиобщественные мотивы поступков человека, ограничивает свободу его действий, стимулируя при этом его поведение, соответствующее публичным интересам.
Существуют следующие виды государственного принуждения: уголовное, административное, дисциплинарное, гражданско-правовое.
Административное принуждение — это принуждение, применяемое уполномоченными субъектами государственного управления в установленных законом случаях и порядке, закрепленном нормами административного права, в сфере государственного управления в целях защиты охраняемых правом общественных отношений, предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Административное принуждение характеризуется множественностью субъектов, его применяющих, и оперативностью процессуального порядка его применения. В отличие от уголовного административное принуждение применяется не только к индивидуальным, но и к коллективным субъектам и в основном имеет внесудебный порядок применения.
Меры административного принуждения подразделяются на:
меры административного предупреждения, которые используются в целях предупреждения правонарушения в сфере государственного управления, предотвращения обстоятельств, угрожающих общественной безопасности;
меры административного пресечения, которые используются в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно опасных последствий. Меры административного пресечения часто выполняют также функции административно-процессуального обеспечения. Эти меры являются реакцией уполномоченных органов на невозможность достичь целей процесса в результате действий какого-либо субъекта. К этому субъекту указанные меры и применяются;
меры административной ответственности (административные наказания), которые являются установленными государством мерами ответственности за совершение административного правонарушения и используются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административно-предупредительные меры связаны с угрозой общественным и личным интересам, которая может возникнуть как вследствие правонарушения, так и наступлением особых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и не связанных с действиями человека (пожары, аварии, эпидемии, розыск преступника, и т.п.). Принудительные меры могут быть применены и в отношении лиц, не виновных в нарушении норм права.
Среди часто применяющихся мер административного предупреждения могут быть названы: контроль и надзор, проверка документов, техосмотр транспортных средств, карантин, принудительное доставление физических лиц для освидетельствования в медицинские учреждения, принудительное выселение граждан из домов, грозящих разрушением и пр.
Выделяют четыре группы мер, применяемых в целях:
предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, тяжких последствий;
предупреждения правонарушений — как административных правонарушений, так и преступлений;
предотвращения уклонения соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей;
обеспечения общественной безопасности и лечения опасных больных.
Меры административного пресечения зависят от вида субъекта, совершившего правонарушение, характера противоправного деяния, требующего прекращения, и возможных общественно опасных последствий.
Меры пресечения могут иметь имущественный, финансовый, технический, эпидемиологический характер. Они перечислены в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ.
Административно-правовой режим — это особый (отличающийся от обычного) порядок регулирования деятельности индивидуальных и коллективных субъектов, основанный на нормах административного права, реализующийся определенным сочетанием юридических средств в тех сферах и тогда, где и когда требуются дополнительные административно-правовые средства для обеспечения конкретной степени благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права, и создающий желаемое социальное состояние (безопасности, в широком смысле этого термина, или ликвидации нежелательных последствий каких-либо ситуаций). Или, проще, правовой режим — это особый порядок (система условий и методов) правового регулирования.
Выделяя особые признаки правового режима, можно сказать, что он:
устанавливается тогда и там, когда и где обычный порядок регулирования общественных отношений оказывается неэффективным;
предназначен для регулирования общественных отношений в конкретных сферах, ограниченных во времени и/или пространстве и/или по кругу лиц и/или по содержанию деятельности;
регулируется особыми административно-правовыми нормами, характеризующимися установлением дополнительных правил или изъятий из ранее установленных и общеобязательных правил, дополнительных запрещающих и обязывающих предписаний, более широким применением разрешительного и запретительного способов реализации прав и свобод, осуществления какой-либо деятельности, сочетаемых при необходимости со специальным стимулированием, ограничением правосубъектности индивидуальных и коллективных субъектов, которые в своей совокупности могут составлять отдельный институт административного права;
характеризуется детальным процессуальным закреплением действий и взаимодействия субъектов права;
обеспечивается уполномоченными государственными органами, специально создаваемыми или наделенными специальными полномочиями;
обеспечивается специальными организационными, материальными, финансовыми, техническими средствами;
характеризуется строгим контролем и повышенной ответственностью за надлежащее соблюдение режимных норм правопорядка в целом в сфере действия особого режима.
Правовое регулирование в правовых режимах осуществляется либо составной частью общих тематических законов и подзаконных актов, либо специальными актами. Один или несколько специальных актов такого рода создают юридическую основу для серии оперативных актов управления.
Административно-правовые режимы могут классифицироваться по ряду оснований:
по назначению: для обеспечения безопасности; обеспечения отдельных видов деятельности, обращения с предметами, представляющими повышенную опасность (оружие, наркотические и психотропные вещества, взрывчатые вещества) и т.п.;
по подведомственности: федеральные режимы, региональные режимы, местные режимы, устанавливаемые и регулируемые соответственно федеральными региональными или местными органами публичной власти;
по объектам: территориальные режимы (например, закрытых административно- территориальных единиц, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ), объектовые режимы (объектов атомной энергетики, водохранилищ, следственных изоляторов), природные (особо охраняемых природных территорий, курортов);
по содержанию функции государственного управления или виду деятельности: противопожарный, таможенный;
по характеру порождающих факторов: социальные, природные, биологические, технические;
по времени действия: краткосрочные и долгосрочные;
по возможности предсказания времени наступления: прогнозируемые и непрогнозируемые.
Часто выделяются три группы административно-правовых режимов, отличающихся по их целям:
режимы для определенных состояний государства и обеспечения его безопасности (чрезвычайного, военного положения, охраны государственных границ, таможенных границ, регулирования внешнеторговой деятельности, включая протекционизм и др.);
функциональные административно-правовые режимы для обеспечения реализации функций управления (например, управление экологией);
учетно-легализующие режимы (официальная регистрация юридических и физических лиц, лицензирование видов деятельности и т.п.).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В каких случаях сотрудник полиции вправе применить огнестрельное оружие и специальные средства?
2. Приведите пример применения метода поощрения в административном праве (со ссылками на законодательство).
3. В чем сущность метода убеждения в административном праве?
4. В каком случае может проводиться досмотр транспортных средств?
5. Назовите основания и порядок административного задержания.
6. В чем отличие освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения?
7. В чем отличие привода от доставления?
8. Назовите виды административных режимов.
9. Решите задачи.
1. Сержант полиции Петухов, внештатный сотрудник полиции Конбелов и дружинник Попов задержали особо опасного преступника, который оказал им вооружённое сопротивление. Петухов, Конбелов и Попов не пострадали. Какие поощрительные меры и кем могут быть применены?
2. Главный государственный санитарный врач г. Екатеринбурга принял решение о временном отстранении от работы ряда работников одного из предприятий общественного питания, являющихся носителями возбудителей инфекционного заболевания. Правомерны ли действия должностного лица. К каким мерам принуждения относится это решение
Какими нормативным актом это регулируется?
3. Студент Ивлёв отнёс к мерам административного пресечения:
— изъятие вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения;
— применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
— административное выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;
— личный досмотр;
— принудительное лечение;
— административный надзор за лицами прибывшими из мест лишения свободы;
— отчисление из учебного заведения;
— запрещение движения на участке улицы, пользование которым угрожает безопасности движения;
— административное задержание;
— административный арест;
Какие ошибки допущены в ответе?
10. Решите тестовые задания.
1. По общему правилу срок административного задержания составляет:
А) 48 часов
Б) 72 часа
В) 3 часа
Г) 15 суток
2. К мерам административного пресечения не относится:
А) личный досмотр
Б) административное задержание
В) увольнение с государственной службы
Г) карантин
3. В административном праве различают следующие виды поощрения:
А) моральное
Б) материальное
В) коллективное
Г) статусное
4. В использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных и других мер для формирования или изменения воли управляемого субъекта проявляется:
А) метод убеждения
Б) метод поощрения
В) метод принуждения
Г) метод пресечения
5. Административно-предупредительными называются меры, которые:
А) направлены на прекращение противоправного поведения (поведения, характеризующегося внешними признаками противоправности)
Б) применяются в административном праве к лицам, признанным в установленном порядке виновными в совершении деяний, содержащих признаки составов правонарушений
В) имеют своей целью возмещение причиненного противоправными действиями ущерба, восстановление положения вещей, существовавшего до совершения правонарушения и чаще всего носят материальный характер
Г) применяются до наступления неблагоприятных последствий чьего-либо асоциального или антисоциального поведения, т.е. в отношении заведомо законопослушных субъектов