Понятие административного иска

С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года в сфере судебной системы произошло множество изменений. В частности, абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе и административных исков. Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.

Форма и содержание административного иска

Согласно статьи 125 КАС РФ исковое заявление по административному делу составляется в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты, подписей истца или его представителя при наличии у последнего соответствующих полномочий. В административном исковом заявлении обязательно должны быть указаны:

  • наименование судебного органа, куда подается документ;
  • полные данные истца:
    • наименование организации, ее место нахождения, а также сведения о ее государственной регистрации – если истцом является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или место пребывания, дата и место рождения – если истцом является физическое лицо, а также сведения о высшем юридическом образовании при намерении вести административное дело лично по делам, которым предусмотрено обязательное участие представителя;
    • наименование организации или ФИО представителя, его почтовый адрес, если заявление подается представителем;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты истца или его представителя;
  • полные данные ответчика:
    • наименование организации, ее место нахождения, сведения о ее государственной регистрации (если известно) – если ответчиком является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или пребывания, дата и место рождения – если ответчиком является физическое лицо;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты ответчика (если известны);
  • информация о том, какие права и законные интересы истца были нарушены или о причинах, которые могут повлечь собой их нарушение;
  • требования истца к административному ответчику, с изложением оснований и доводов истца, обосновывающих эти требования;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при том, что данный порядок установлен законодательством;
  • если подавалась жалоба в порядке подчиненности, сообщить сведения о ее подаче и результатах;
  • другие сведения, предусмотренные отдельными категориями административных дел;
  • полный перечень документов, которые прилагаются к административному исковому заявлению.

Содержание иска напрямую зависит от того, какие действия обжалуются. Так, речь может идти об оспаривании решения органа власти, об обжаловании действий должностных лиц или действий судебного пристава исполнителя. Рассмотрим каждое исковое заявление отдельно.

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Как правило, подача искового заявления об оспаривании решения органа власти предшествует обращению истца в этот орган и получению официального отказа или не получению ответа в установленный срок. К органам власти, действия которых подлежат оспаривание в судебном порядке, относятся органы власти РФ, краевые, республиканские и областные органы власти, а также органы власти муниципалитета.

Важно! Большинство исковых заявлений по административным делам связаны именно с оспариванием решений органов власти. Здесь стоит отметить одну особенность – при их составлении можно воспользоваться правом заявить ходатайство о применении мер предварительной защиты, и таким образом приостановить действие решения или иное (глава 7 КАС РФ).

Образец иска об оспаривании решения органа власти

Административный иск на действия должностного лица

Обращение в суд с административным иском на действия должностных лиц позволит защитить нарушенные права в рамках решения проблемы с оформлением или получением необходимых документов. Исковое заявление в суд может подать любой гражданин или организация при нарушении или присутствии препятствий для реализации их прав. Иск на действия должностных лиц подается в порядке, предусмотренным главой 22 КАС РФ.

Образец иска на действия должностного лица

Административный иск на действия судебного пристава-исполнителя

Исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя подается, когда исполнение судебного постановления излишне затягивается либо судебный пристав совершает действия, способствующие нарушению прав заявителя. Стоит отметить, что данную возможность нередко используют с целью затянуть исполнение судебного постановления. Иск на действия судебных приставов-исполнителей может подать любое физическое или юридическое лицо, чьи права были нарушены.

Образец иска на действия судебного пристава-исполнителя

Подача иска по административным делам в суд

Перед подачей административного иска в суд истцу следует точно определить перечень прилагаемых документов. Так, помимо оригинала квитанции об уплате государственной пошлины (размер госпошлины определяется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ), копии искового заявления и всех материалов дела для вручения ответчику, к исковому заявлению следует приложить:

  • копия правового акта, решения органа власти, вследствие появления которых были нарушены права истца или доказательства невозможности получения такого решения;
  • документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по делам, где это обязательно;
  • доказательства, которые истец предоставляет в подтверждение своих доводов.

Если в деле участвует представитель, он обязан иметь высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома. Представитель участвует в деле по нотариальной доверенности либо по письменному ходатайству лица при условии, что последний тоже присутствует на слушании. Исковое заявление по административному делу можно подать лично/через представителя или посредством почтовой связи. Как и в случае с гражданским судопроизводством, судья, получивший иск, должен вынести одно из следующих решений:

  • принять иск к производству;
  • оставить иск без движения;
  • отказать в принятии иска;
  • вернуть иск заявителю.

Основания для принятия соответствующего решения регламентируются статьями 127, 128, 129, 130 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также, при составлении административного иска рекомендуем ознакомиться с нормами статей главы 21-31 КАС РФ, которые регламентируют отдельные ситуации в обсуждаемой теме.

Важно! Кроме всего вышесказанного следует отметить, что административное судопроизводство имеет такую особенность, как невозможность подачи встречного иска ответчиком. Так, например, при оспаривании нормативных актов либо обжаловании решений органов власти подача встречного иска не допускается!

С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ, регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ «О введении в действие КАС РФ»).

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Понятие административного иска и административного искового заявления

КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие «административный иск», не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).

Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:

  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Субъекты обращения в суд

С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.

Образцы административных исковых заявлений в суд

1. Оспаривание нормативного правового акта

Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования

2. Общая форма административного иска
об оспаривании решений, действий (бездействия)
органов власти, должностных лиц

Административное исковое заявление о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, организаций, должностных лиц, служащих

3. Оспаривание постановления, действий,
бездействия судебного пристава-исполнителя

Административное исковое заявление о признании незаконными действий пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия пристава по отмене ограничения на выезд за границу
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об определении задолженности по алиментам
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об оценке имущества
Административное исковое заявление об обжаловании постановления пристава об отказе в продлении срока в исполнительном производстве
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств

4. Оспаривание кадастровой стоимости

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости

5. Оспаривание отказа в согласовании
перепланировки, переустройства

Административное исковое заявление об оспаривании решения ОМС об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения, находящегося в собственности
Административное исковое заявление об оспаривании (признании незаконным) решения ОМС об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного по договору социального найма

6. Изъятие земельного участка
для муниципальных (государственных) нужд

Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд
Административное исковое заявление о признании незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

7. Перевод жилого помещения в нежилое

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в переводе жилого помещения в нежилое

8. Оспаривание отказа в госрегистрации права

Административное исковое заявление об оспаривании отказа в госрегистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права

9. Оспаривание решения об отказе
в выдаче разрешения на строительство

Административное исковое заявление об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство

10. Оспаривание заключения межведомственной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании заключения межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания

11. Компенсация за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок

Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок

12. Административный надзор

Административное исковое заявление об установлении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений

13. Защита избирательных прав

Административное исковое заявление о защите избирательных прав
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата
Административное исковое заявление о признании незаконным решения избирательной комиссии

14. Оспаривание решения призывной комиссии

Административное исковое заявление об оспаривании решения призывной комиссии
Административное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии субъекта РФ
Административное исковое заявление об обжаловании решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

15. Обжалование действий органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

Административное исковое заявление об обжаловании действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность

16. Оспаривание решения налогового органа

Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

Административный иск: понятие, виды и элементы

Иск предъявляется путем подачи искового заявления в суд первой инстанции

Административный иск: понятие, виды и элементы

Невозможно представить себе демократическое государство, в котором на законодательном уровне не закреплен механизм защиты граждан от незаконных и откровенно не разумных действий и актов субъектов публичной власти. Известно, что чаще всего физические и юридические лица, не наделенные властными полномочиями, для реализации своих прав, интересов и обязанностей контактируют с органами публичного управления, а именно с государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Далеко не всегда такие отношения удовлетворяют обе стороны этих правоотношений, это может приводить к возникновению ситуации, при которой в одной из сторон административных правоотношений складывается представление о том, что ее субъективные права и законные интересы нарушаются или ущемляются действиями другой стороны. Таким образом, возникает правовой, а именно публично-правовой спор. Однако с недавнего времени в законодательстве закреплена возможность применения правового средства, которое возбуждает деятельность юрисдикционного органа по решению спора о праве и тем самым по защите нарушенного субъективного права или законного интереса, в котором содержится информация о правовом споре. Таким средством выступает административный иск.

Понятие административного иска закреплено в п. 6 ч. 1 ст. 3 КАС Украины, где определено, что административный иск — это обращение в административный суд о защите прав, свобод и интересов в публично-правовых отношениях.

Право на административный иск в юридической литературе признается по своей структуре сложным и рассматривается как неразрывное единство двух его сторон: процессуально-правовой и материально-правовой.

Процессуально-правовая сторона иска — это требование истца в суд с просьбой о решении публично-правового спора по существу и защиты нарушенных прав и интересов. При этом это требование должно иметь определенные объективные предпосылки, а именно:

  1. подведомственность искового заявления данному административному суду (статьи 18-20 КАСУ)
  2. наличие ответчика или истца;
  3. не пропущено сроки обращения в административный суд (ст. 99 КАСУ).

Процессуально-правовая сторона иска отражает право на обращение в административный суд.

Материально-правовая сторона иска — это спорное требование истца к ответчику, без которого не может быть иска. При этом спорное требование должно иметь определенные субъективные предпосылки, а именно:

  1. наличие у лица административной процессуальной правосубъектности (ст. 48 КАСУ)
  2. лицо должно быть уверенным, что его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых отношений нарушены и нуждаются в защите в административном суде (ст. 104 КАСУ).

Материально-правовая сторона иска отражает право на удовлетворение иска.

Административный иск состоит из трех элементов, которые определяют его содержание. Такими элементами являются основание, предмет и иска.

Основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает свои исковые требования к ответчику. Важное значение, кроме юридических фактов, имеет правовое основание или доказательные факты, на основе которых можно сделать вывод о наличии или отсутствии нарушенных прав.

Предмет иска составляют материально-правовые требования истца к ответчику, перечень которых законодателем вычеркнуто в ч. 3 ст. 105 КАС Украины. Именно по поводу этих требований административный суд должен принять решение по делу. Это может быть требование об отмене или признании недействительным решения ответчика полностью или отдельных его положений и др. Предмет иска составляет ту часть иска, которая характеризует его материально-правовую сторону.

— это указанная истцом форма судебной защиты, за которой истец требует от суда принятия определенного решения, предусмотренного частями 3-4 ст. 105 КАС Украины:

  • отмены или признания недействительным решения ответчика — субъекта властных полномочий полностью или отдельных его положений;
  • обязательства ответчика — субъекта властных полномочий принять решение или совершить определенные действия;
  • обязательства ответчика — субъекта властных полномочий воздержаться от совершения определенных действий;
  • о взыскании с ответчика средств на возмещение ущерба, причиненного субъектам властных полномочий незаконным решением, действием или бездействием;
  • выполнение остановленной или невыполненного действия;
  • установление наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий.

Перечень требований истца остается открытым в соответствии с ч. 4 ст. 105 КАС Украины.

Итак, по способу процессуальной защиты административные иски делятся на:

1) обязывающие иски, направленные на принудительное осуществление требований истца. В них истец требует от суда обязать ответчика:

  • принять решение или совершить определенные действия;
  • воздержаться от совершения определенных действий;
  • уплатить средства на возмещение вреда, причиненного незаконным решением, действием или бездействием ответчика.
  • устранить ограничения в реализации прав, свобод и интересов субъектов.

Основание обязывающего иска состоит из юридических фактов, с которыми связано возникновение публично-правовых отношений и фактов, с которыми связано возникновение права требования.

Предметом обязывающего иска является материально-правовое требование, направленное на восстановление нарушенного права или интересов истца.

Содержанием обязывающего иска является требование истца в суд о принуждении ответчика к исполнению определенных в иске действий.

2) учредительные иски, направленные на подтверждение судом наличия или отсутствия легитимности нормативных актов или полномочий лиц, участвующих в деле. В них истец требует от суда:

  • отмены или признания недействительным решения ответчика полностью или отдельных его положений;
  • признание законности (кроме конституционности) постановлений Верховной Рады Украины, указов и распоряжений Президента Украины, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Украины, постановлений Верховной Рады Автономной Республики Крым;
  • признание законности и соответствия правовым актам высшей юридической силы нормативно-правовых актов министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, других субъектов властных полномочий;
  • установление наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий;
  • установление легитимности результатов выборов или всеукраинского референдума Центральной избирательной комиссией Украины.

Основание учредительного иска состоит из юридических фактов, с которыми связано возникновение публично-правовых отношений и доказательных фактов, на основе которых можно сделать вывод о наличии или отсутствии нарушенного права.

Предметом учредительного иска является материально-правовое требование, направленное на недопущение нарушения прав и интересов участников административного судопроизводства (истца).

Содержанием учредительного иска является требование истца в суд о признании наличия или отсутствия легитимности нормативных актов, а также субъекта властных полномочий;

3) приминительные иски, направленные на принудительное обеспечение выполнения требований законодательства по обращению в суд субъекта властных полномочий. В них истец требует от суда:

  • отмены регистрации кандидата на пост Президента Украины;
  • досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований относительно несовместимости;
  • запрет или другие ограничения по реализации права на мирные собрания;
  • аннулировании регистрационного свидетельства политической партии (объединения граждан);
  • запрет (принудительный роспуск, ликвидации) политической партии (объединения граждан).

Основание примененительного иска состоит из юридических фактов, с которыми связано нарушение требований законодательства и правопрекращающие фактов.

Предметом примененительного иска является материально-правовое требование субъекта властных полномочий, направленная на прекращение нарушенного права и изменения правоотношений.

Содержанием примененительного иска является требование истца в суд о прекращении и изменения правоотношений.

Иск предъявляется путем подачи искового заявления в суд первой инстанции

1. Деятельность суда по защите нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса происходит в различных процессуальных формах, основной из которых является исковое. Иск — это:

— обращена через суд к ответчику материально — правовое требование о восстановлении нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса, который осуществляется в определенной, определенной законом процессуальной форме.

— средство судебной защиты;

— форма обращения заинтересованного лица в суд с просьбой решить правовой конфликт.

2. В зависимости от характера материально-правового требования, выделяют три вида исков:

— иски о признании — это иски, в которых истец просит суд установить наличие или отсутствие определенных спорных прав или правоотношений;

— иски о присуждении (взыскании) — это иски, в которых истец просит суд обязать ответчика совершить определенные действия или воздержаться от их совершения (выполнить обязательства);

— иски о преобразовании — это иски, в которых истец просит изменить или прекратить спорные правоотношения (например, иск о расторжении договора).

3. Как и иск, понятие «право на иск» является сложным, имеет две стороны: материально — правовое и процессуально — правовую. Право на обращение за судебной защитой тесно связано с субъективным материальным правом, которое подлежит защите. С нарушением материального субъективного права в публичных правоотношениях у заинтересованного лица появляется право на административный иск как один из правомочий субъективного материального права. Способом реализации этого права является обращение заинтересованного лица с иском в суд, который в установленном порядке рассматривает требование истца и дает ответ в виде судебного решения.

Итак, материально — правовая сторона права на иск — это право на его удовлетворение. Административное процессуальное право определяет процессуальную сторону права на иск как право на предъявление иска.

4. Предъявление иска осуществляется путем подачи искового заявления. Исковое заявление является формой (внешним выражением) иска. Обращение в суд с иском является основанием для возникновения процессуальных отношений и порождает обязанность суда рассмотреть и решить его по существу.

В отдельных случаях административный процесс инициируется путем подачи заявления (например, о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, об обеспечении доказательств до подачи иска) или представления. В частности, согласно ст.183-3 КАС производства по делам по обращению органов государственной налоговой службы при осуществлении ими предусмотренных законом полномочий осуществляется на основании представления таких органов относительно:

1) приостановление расходных операций налогоплательщика на счетах налогоплательщика;

2) подтверждение обоснованности административного ареста имущества налогоплательщика;

3) взыскание средств по налоговому долгу.

Разница между иском, заявлением и представления не только терминологическая. Административный иск — это требование решить публично-правовой спор. Зато, представление — это обращение в суд для осуществления судебного контроля за правомерностью реализации властных полномочий. Рассматривая представление, суд не разрешает спор, а проверяет соблюдение условий применения к ответчику определенные меры публичного принуждения. Заявление — это обращение, которое инициирует решение отдельного вопроса, а не спора в целом.

5. Регистрация искового заявления и приложенных к нему документов происходит в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в апелляционных и местных административных судах, утвержденной приказом Государственной судебной администрации Украины от 05.12.2006 г. № 155 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 22.12.2006 г. за № 1345/13219).

Работник аппарата суда, за которой соответствующей должностной инструкцией возложены обязанности по приему административных дел и корреспонденции, в день их поступления проверяет целостность пакетов и конвертов и их адресов, раскрывает пакеты и конверты, проверяет соответствие вложений к описанию (наличие приложений к документу), проставляет правом нижнем или иному свободном от текста месте первой страницы сопроводительного письма или иного документа к административному делу (материала) регистрационный штамп суда, в котором указывает дату поступления материала в суд и регистрационный номер согласно Журналу регистрации входящей корреспонденции.

Исковые заявления, заявления и жалобы, поданные гражданами непосредственно в суде, безотлагательно передаются работникам аппарата суда, ответственным за прием административных дел и корреспонденции, для регистрации в журнале регистрации входящей корреспонденции и в учетно-информационных карточках, после чего передаются по назначению для принятия решения соответствии с процессуальным законодательством. Почтовая корреспонденция, которую получает курьер суда, безотлагательно передается работнику аппарата суда, ответственному за регистрацию корреспонденции, проверяет, этому суду адресован документ и наличие приложений, указанных в документе.

После регистрации в журнале регистрации входящей корреспонденции, но не позднее следующего рабочего дня, все административные дела, исковые заявления, заявления, ходатайства, представления, поручения судов о проведении определенных процессуальных действий, поступившие в суд и подлежат рассмотрению в соответствии с административного судопроизводства, передаются для регистрации в учетно-информационных карточках или регистрационных журналах и в случае необходимости в соответствующих алфавитных указателях.

Исковые заявления регистрируются в учетно-информационной карточке на административную дело, заводится на каждое дело (исковое заявление) отдельно и в случае необходимости — в Алфавитном указателе административных дел. В алфавитном указателе административных дел учет ведется по каждым ответчиком.

Номер дела состоит из индекса и через тире порядкового номера по учетно-информационной карточкой на административное дело в суде первой инстанции с указанием через дробь двух последних цифр текущего года, в котором поступило дело, через дробь кода суда, определяется Государственной судебной администрацией Украины.

Номер дела проставляется на обложке дела. Всю переписку, касающуюся отдельных административных дел, ведется по номеру дела.

После регистрации все дела и материалы, подлежат рассмотрению в соответствии с процессуальным законодательством, передаются председательствующему судье в суде первой инстанции.

Передача дел и председательствующему судье осуществляется под роспись в Контрольном журнале административных дел и материалов, переданных для рассмотрения судьи.Такой журнал ведется отдельно по каждому судье.Записи в журнале осуществляются в хронологическом порядке передачи дел и материалов.

Документы административного дела подшиваются в твердую обложку по мере поступления в суд или оформление в суде с соблюдением такой последовательности: бланк описи документов (чистые листы для продолжения описания, начатого на второй странице обложки); постановление об открытии производства по делу; документы, подтверждающие уплату судебного сбора или освобождение от такого, а также об оплате расходов на правовую помощь (если таковые проводились);исковое заявление (первичная исковое заявление в случае, если исковое заявление было оставлено без движения и недостатки в форме или содержанию искового заявления истцом, заявителем устранены); конверт, в котором поступило заявление; документы, приложенные к исковому заявлению; если исковое заявление было оставлено без движения и недостатки истцом устранены, — постановление об оставлении искового заявления без движения; сопроводительное письмо о направлении копии определения об оставлении искового заявления без движения;исковое заявление, поступившее в порядке устранения недостатков с приложенными документами (в случае, если исковое заявление было оставлено без движения и недостатки в форме или содержанию искового заявления истцом устранены); конверт, в котором поступило заявление в порядке устранения недостатков; сопроводительное письмо о направлении копии постановления об открытии производства по административному делу;заявления об обеспечении иска или доказательств, постановления суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений об обеспечении иска или доказательств;документы и материалы, поступившие в суд в стадии подготовки дела к судебному разбирательству;расписки в получении участниками административного процесса повесток;другой переписки (в хронологическом порядке).

Добавить комментарий