Понятие антикоррупционная экспертиза

Новеллой российского законодательства стало введение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. Она призвана стать одной из основных мер по профилактике коррупции в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения установлены Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Этот Закон устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы.
В соответствии с указанным Законом и в целях обеспечения реализации его норм Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым утверждены Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Согласно указанным Правилам экспертизе подлежат как действующие нормативные правовые акты, так и проекты нормативных правовых актов. К субъектам антикоррупционной экспертизы относятся: Министерство юстиции, органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, организации и их должностные лица, а также независимые эксперты, то есть институты гражданского общества и граждане, которые тоже могут за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.
Таким образом, в настоящее время имеется достаточная правовая база для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Антикоррупционная экспертиза – это вид правовой экспертизы, которая проводится с узкой специальной задачей по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. По ее результатам составляется самостоятельное экспертное заключение на предмет наличия коррупциогенных факторов.
Реализуя свои полномочия в сфере противодействия коррупции Управлением по состоянию на 28.11.2013 проведено 694 антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов, и 156 антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов, по результатам которых выявлено 18 коррупциогенных факторов в 15 нормативных правовых актах, и – в 12 проектах.
По состоянию на сегодняшний день устранены 14 коррупциогенных факторов в 11 нормативных правовых актах. По проектам все замечания, изложенные в заключениях учитываются, и коррупциогенные факторы до принятия нормативного правового акта устраняются.
Исследование института антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов и их проектов имеет значение для развития теории правотворчества, выступает средством совершенствования законодательства, способствует выявлению пробелов и коллизий в праве.
Кроме того, антикоррупционная экспертиза носит предупредительный характер. Будучи постоянной и обязательной, антикоррупционная экспертиза призвана способствовать повышению качества подготавливаемых нормативных решений, выявлению и устранению дефектов законодательства на этапе проектирования правовых норм, предупреждению возможных проявлений коррупции.
Одним из элементов системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, является институт независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Цель создания института независимых экспертов — это усиление общественного контроля за органами власти, реализация принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Под независимой антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов (проектов) понимается исследовательская деятельность аккредитованных независимых экспертов, а также неаккредитованных институтов гражданского общества и граждан по выявлению положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции и выработке предложений для их устранения.
В соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минюста России от 27.07.2012 N 146 заявителями на получение государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов могут быть: гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет; юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее 3 работников, удовлетворяющих требованиям, установленным названным Административным регламентом.
Также информация об аккредитованных юридических и физических лицах размещена на официальном сайте Минюста России в сети Интернет (www.minjust.ru) и доступна для всеобщего ознакомления.
Основанием для проведения независимой антикоррупционной экспертизы является опубликование принятого нормативного правового акта или размещение на официальном сайте разрабатываемого проекта такого акта, т.е. для проведения такой экспертизы вполне достаточно собственного решения независимого эксперта.
В целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов, разработанные органами законодательной (представительной) и исполнительной власти республики, размещаются на официальном сайте органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение рабочего дня, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
В данном случае задача экспертов сводится к выявлению в проверяемых нормативных правовых актах коррупциогенных факторов, экспертизе подвергаются как проекты нормативных актов, так и уже действующие нормативные акты.
Следует отметить, что заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения.
По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Обращаем внимание, что в Республике Тыва свидетельство об аккредитации юридического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы получило Региональное отделение по Республике Тыва Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти».
Взаимодействие Управления с Региональным отделением по Республике Тыва Общероссийской общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» осуществляется в виде предоставления информации по проведенным антикоррупционным экспертизам на запросы, основанные на поручениях Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области, Министерства юстиции Российской Федерации, Главного федерального инспектора в Республике Тыва.
Таким образом, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов является важнейшим инструментом осуществления антикоррупционной политики Российской Федерации. Институт антикоррупционной экспертизы все больше утверждается в практике российской государственности, приобретая весьма важное, а иногда основополагающее значение.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, управленческих решений и их проектов (далее АК — НПА) — одна из наиболее эффективных мер профилактики коррупции. В соответствии с нормативно установленными правилами антикоррупционной экспертизе подлежат проекты: законов и подзаконных актов по вопросам обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации; правового статуса федеральных государственных органов и общественных объединений; государственного бюджета, налоговой системы, финансовых обязательств государства; экологической безопасности; законности и правомочности форм борьбы с правонарушениями.

На основе федеральных правовых установлений практически во всех федеральных государственных органах, организациях, органах государственной власти субъектов РФ и органах муниципального управления приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок проведе-

нии антикоррупционной экспертизы законодательных актов и управленческих решений, определен статус и полномочия органа по проведению такой экспертизы, особенности мониторингового режима работы.

Организации и лица, участвующие в проведении антикоррупционной экспертизы, обязаны осуществлять всесторонний, полный, объективный анализ представленного на экспертизу документа и обеспечивать на этой основе полноту и обоснованность выводов; своевременно и в полном объеме давать пояснения заинтересованным лицам; строго следовать букве закона; не разглашать полученные в результате экспертизы сведения. В экспертном заключении наряду с оценкой представленного документа могут формулироваться прогнозные оценки развития законодательства в соответствующей сфере, а также предложения по ее совершенствованию.

Контролирует экспертную работу Управление Администрации Президента РФ по вопросам противодействии коррупции. Организует процесс антикоррупционной экспертизы Министерство юстиции Российской Федерации — только в 2013 г. в центральный аппарат Минюста России поступило 2345, а в территориальные его органы — более 18,8 гыс. проектов НПА на предмет проведения их антикоррупционной экспертизы. Конкретно же экспертную работу осуществляют независимые эксперты. Это могут быть научные учреждения и вузы, эксперты-правоведы, работающие индивидуально или в творческом коллективе, ученые и специалисты, в том числи из международных организаций. Сейчас в Минюсте в качестве независимых экспертов аккредитовано почти 1800 физических и юридических лиц. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности экспертов осуществляется органом, по решению которого проводится экспертиза.

Предмет экспертизы — факторы, повышающие коррупциогенность документа. Таковыми факторами являются: возможность необоснованного применения исключений из общих правил; наличие двусмысленностей; множественность бланкетных и отсылочных норм; нарушение пределов компетенции органа власти; использование формул типа «вправе», «по своему усмотрению», «в случае необходимости»; избыточные или, наоборот, недостаточные с точки зрения императивности требования, запреты и ограничения; отсутствие юридической ответственности органов власти и должностных лиц; юридико-лингвистические неопределенности; отсутствие положений о порядке обжалования.

Эксперты должны дать ответы на многие, не всегда простые вопросы. Среди них:

  • — насколько данное решение актуально, имеется ли практическая потребность в его принятии;
  • — существует ли необходимость именно нормативного правового урегулирования данной ситуации (проблемы, отношений);
  • — каковы возможные негативные последствия реализации предлагаемого управленческого решения;
  • — каков затратный механизм проекта: соизмеримы ли предполагаемые затраты с ожидаемыми результатами;
  • — не спровоцирует ли предлагаемый проект решения (в случае его принятия) какие-либо противоречия в законодательстве и правоприменительной практике;
  • — имеются ли нормы, позволяющие заявителю злоупотребить своим статусом и своим правом.

Экспертное заключение оформляется в письменном виде, подписывается всеми экспертами, участвующими в проведении экспертизы, а затем направляется заказчику для практической реализации. Методика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов представлены в Приложении 5.

  • Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционнойэкспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Принем — «Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актови проектов нормативных правовых актов» и «Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
  • Приказ Минэкономразвития России от 23 ноября 2009 г. № 482 «Об утверждениипорядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; Приказ ЦБ России от 1 октября 2009 г. № ОД—633″Об организации работы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актовБанка России и их проектов».
  • Например, в «Росатоме» и «Роснефти».
  • Постановление Правительства Мурманской области от 15 марта 2010 г. № 104-ПП»Порядок проведения антикоррупционной экспертизы законов Мурманской области и нормативных правовых актов губернатора Мурманской области, правительства Мурманскойобласти, иных органов исполнительной власти и их проектов».
  • Решение Совета депутатов Воскресенского муниципального района Московской области от 1 апреля 2013 г. № 709/67 «Положение о порядке проведения антикоррупционнойэкспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Воскресенского муниципального района Московской области».
  • Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативныхправовых актов: становление, методики, опыт, перспективы / под ред. В. Н. Южакова. М.:Изд. дом «Дело» РАМСХиГС, 2014. С. 61-63.

Добавить комментарий