Понятие брака

Брак -это добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, порождаю­щий для них личные и имущественные права и обязанности и направленный на создание семьи.

Характерные признаки брака:

— брак – это союз мужчины и женщин

— брак – это добровольный союз

— брак – это равноправный союз

— брак – это союз, заключенный с соблюдением определенных правил, установленных законом

— целью брака является создание семьи

— брак порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов

— брак заключается без указания срока его действия

Брак имеет юридическую силу с момента его государственной регист­рации. Согласно ст. 11 СК РФ регистрацию браков осуществляют органы загса в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Государственная регистрация брака производится (ст.11):

— в органах ЗАГС

— при личном присутствии лиц, вступающих в брак

— по истечении месяца со дня подачи заявления лицами, вступающими в брак (этот срок м.б. уменьшен или увеличен)

— отказ органами ЗАГС в регистрации брака м.б. обжалован в суде

Сроки регистрации брака (п.1, ст.11)

— ОБЩИЙ по истечении месяца со дня подачи заявления

— УВЕЛИЧЕННЫЙ но не более чем на месяц при наличии уважительных причин

— СОКРАЩЕННЫЙ при наличии уважительных причин до истечении месяца или в день подачи заявления.

Условия вступления в брак. Препятствия к вступлению в брак.

Условия вступления в брак – это обстоятельства, при которых брак м.б. зарегистрирован и будет иметь правовую силу

— наличие взаимного добровольного согласия

— достижение брачного возраста

— отсутствие препятствий к заключению брака

Препятствия к заключению брака – это те обстоятельства, при наличии которых заключение брака не возможно

— наличие другого зарегистрированного брака

— наличие близкого родства будущих супругов

— недееспособность одного из вступающих в брак

— наличие отношений, связывающие усыновителя и усыновленного

Брачный возраст:

— 18 лет

— 16 лет (при наличии уважительных причин, по просьбе лиц, вступающих в брак, с разрешения органа местного самоуправления)

— до 16 лет при наличии соответствующего закона субъекта РФ о снижении брачного возраста.

Фактические брачные отношения.

В целях наследования супругами друг после друга действующее законодательство предполагает только брак, зарегистрированный в органах загса. Фактические брачные отношения, сколь долго бы они ни продолжались, не могут привести к возникновению общей совместной собственности на приобретенное за этот период имущество.

Исключение составляют лишь случаи, когда имущество приобретено в период нахождения лиц в фактических брачных отношениях, возникших до принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении высшей степени отличия — звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

Факт состояния (нахождения) в фактических брачных отношениях устанавливается судом в порядке ст. 264 ГПК РФ только при наличии следующей совокупности обстоятельств:

— в случае смерти одного или обоих супругов;

— в случае если фактические брачные отношения возникли в период с 1926 по 8 июля 1944 г.;

— если фактические брачные отношения продолжались до смерти одного из лиц, состоявших в них;

— никто из лиц, находившихся в фактических брачных отношениях, до своей смерти не состоял в другом браке.

При доказанных с соблюдением перечисленных правил в судебном порядке фактических брачных отношениях возможна как выдача нотариусом свидетельства о праве собственности пережившему супругу на совместно нажитое имущество, так и выдача свидетельства о праве на наследство.

ПОНЯТИЕ «БРАК» В КОНТЕКСТЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ

Рассмотрены проблемы толкования понятия ‘брак’. Проанализированы особенности толкования брака и семьи отечественными и зарубежными исследователями. Основное внимание уделяется социологическому подходу к определению брака и семьи, предлагается авторский способ толкования и определения основных понятий.

Ключевые слова: брак; семья; супружеский союз; анализ семейной жизни.

Социология нацелена на поиск истины и, как любая наука, выполняет две основные функции: когнитивную и прогностическую. Как считает А. Штомпка, социология выполняет еще и такую функцию, которой нет и не может быть в естественных науках. Эту третью функцию социологической истины называют освободительной: она состоит в просвещении людей о механизмах социальной жизни и развенчании ложного сознания и идеологической лжи1.

Семья и брак — те социальные институты, к которым причастны все люди на земле. Каждый человек включен в них тем или иным образом или хотя бы имеет к ним свое отношение. Являясь одними из древнейших социальных образований и неотъемлемой частью повседневной жизни современных людей, брак и семья на протяжении всей человеческой истории вызывали интерес исследователей. Этот интерес связан с желанием понять место семьи в социуме и её взаимосвязи с государством; он обусловлен также выполнением семьей функций воспроизводства человека и удовлетворения самых насущных потребностей индивида.

Понятия ‘брак’ и ‘семья’ тесно связаны. В литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но и немало особенного, специфического. Брак и семья — одни из древнейших социальных институтов. Античный брак был моногамным. Характерную черту как греческой, так и римской семьи составляло господство мужчины. Этот факт был исходным для всех, кто пытался разобраться в истории семейно-брачных отношений. О семье и браке — причем с точки зрения их именно социальных функций — немало размышляли классики античной философии.

Платон в «Законах» и «Государстве» детально описывает формы создания брака,

полезного для государства. По его мнению, дело мужчины — осмысление и построение мира. Поскольку к деторождению и браку мужчины не имеют склонности, то к созданию семей с женщиной их должен приучать обычай, поскольку «сами они вполне бы могли довольствоваться сожительством друг с другом»2.

Браки, по мнению Платона, должны контролироваться правительством, которое обязано преследовать цели государства, а вовсе не отвечать чувствам своих граждан. Платон, правда, допускает, чтобы каждый выбирал себе пару в соответствии с внешним видом -красивые подбирали красивых и наоборот. Но причиной здесь служит его уверенность, что таким образом полнее будут реализованы общественные интересы2. В сочинениях Платона «семья общественная» совпадает в своих пределах и интересах с самим государством.

Аристотель определяет семью как общение, возникшее естественным путем для удовлетворения повседневных надобностей. Взгляды Аристотеля на функции брака и семьи в основном изложены в работе «Политика». Первичной ячейкой социальной жизни Аристотель считал семью3. Потребность во взаимном обмене ведет к общению семей и появлению селений. Несколько семей образуют селение, а общество, состоящее из нескольких селений, — это уже полития или государство. В отличие от Платона Аристотель кладет в основу общественного устройства именно семью. Элементами семьи, по Аристотелю, являются не только муж и жена, отец и дети, но и хозяин и раб. Таким образом, Аристотель связывает брак с семьей, и последняя выступает не только как биологическая ячейка, связанная с продолжением рода, но и как социальная группа, в рамках которой осуществляется экономическая и отчасти даже политическая деятельность4.

В XVIII — начале XIX в. специфической призмой, через которую рассматриваются брак и семья, явилась теория естественного права. Неравенство прав мужчины и женщины в этой теории оправдывалось естественным — физическим — превосходством мужчины, а социально-экономическая природа полового неравенства игнорировалась либо мыслилась как следствие антропологических — природных — различий5. Брак во все большей степени начинает осознаваться как личностный союз. Он потихоньку выводится из-под церковной монополии, и, хотя ритуал придания ему статуса священного таинства сохраняется, все большее значение в браке приобретают договорные отношения. Влечение между полами облагораживается исключительностью и должно регулироваться правовыми законами. Соответственно, Кант и Фихте трактуют брак как нравственно-правовой институт6.

Характерной правовой особенностью брака, по Канту, является наличие в нём двух элементов равной значимости. Во-первых, фактическое сожительство не является браком, поскольку оно не закреплено законом. Но, с другой стороны, и брачный договор сам по себе ничего не стоит, ибо он может быть фиктивным. Кроме того, Кант подчеркивает моральный аспект брака. Без согласия сторон и взаимной доброй воли брак существовать не может. Это согласие должно быть полным и добровольным. Вступление в брак должно быть осознанным поступком, как со стороны мужчины, так и со стороны женщины7.

Кант определяет брак как «соединение двух лиц разного пола ради пожизненного обладания половыми свойствами друг друга» или как «половое общение по закону», т. е. юридический договор7. Определение Кантом брака как правового договора способствовало формированию нового отношения к браку со стороны общества, побуждая к переосмыслению феодально-религиозных догм, существовавших в сфере брачно-семейных отношений.

Фихте считал, что определение Канта ограничено и недостаточно. Фихте делил людей на два типа: активные мужчины и пассивные женщины. В его понимании брак — не просто юридический союз, а это естественный и нравственный союз. Фихте утверждал, что нет брака без любви и нет любви вне брака. В качестве нравственного основания брака

он признавал любовь, считая, что брачные отношения должны сочетать в себе природные и нравственные характеристики мужчины и женщины8. Таким образом, Кант и Фихте рассматривают брак с точки зрения естественного права, когда без согласия сторон брак не может существовать. Любовь определяется немецкими философами как мотив для брака.

Э. Дюркгейм отмечает, что в семье есть два типа отношений: между полами и между поколениями. Семья состоит из двух различных союзов. Первый союз — это супружеская пара, которая образуется путём выбора и соглашения, соединяет двух представителей одного и того же поколения, а другой союз -это семейная группа в собственном смысле этого слова, т. е. явление природы, кровное родство, соединяет предыдущее поколение со следующим. Другой союз так же древен, как и само человечество, а первый принял организованную форму в относительно позднюю эпоху. Такое разделение позволяет рассмотреть семью не только как брачный союз, но и как социальную группу, к которой принадлежит индивид9. Дюркгейм обращал внимание на изменения, которые происходят с семьей: 1) под влиянием урбанизации и других глобальных социальных процессов семья теряет свои важные функции; 2) с уменьшением количества членов семьи снижается уровень ее солидарности; 3) семья становится менее прочной в силу того, что происходит замена брака по договоренности родителей добровольным браком вступающих в него.

Таким образом, в период с середины до конца XIX столетия сложилась прочная основа в изучении важнейшей и самой интимной сферы человеческой жизни — брачно-семей-ной. К началу ХХ в. в изучении брака и семьи имелись разнообразные идеи о социальной значимости и исторической изменчивости семьи и брака, определенные теоретические наработки и некоторая эмпирическая база.

Питирим Сорокин рассматривает состояние семьи как основной индикатор общественной жизни. Его работы, посвященные семье, не носят фундаментального характера. Однако те факты, которые он изучал, и те выводы, которые он делал на основе анализа семейной жизни, заслуживают самого серьезного внимания. В статье «Кризис современной семьи (социологический очерк)» пишет о том, что семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории

испытала ряд изменений. Она продолжает изменяться и сейчас, развитие ее форм не остановилось. Эти изменения связаны с трансформацией всей остальной социальной жизни, основ современного общества. «Церковь определяет брак как таинство, посредством которого два существа сливаются в «единую плоть», в союз, наподобие союза Христа с Церковью. Юристы, следуя определению Модестина, понимают под браком состояние полной жизненной общности между супругами, пожизненную связь, основанную на божественном и человеческом праве. Переводя эти юридические положения на более простой язык, можно сказать, что, в принципе, современный брак означал полное слияние двух существ, пожизненное шествие их по дороге жизни и совместное осуществление поставленных себе задач. Эта связь была до сих пор достаточно прочной и для огромного большинства — пожизненной. Два существа, действительно, превращались в «плоть еди-ну» и совместно с детьми представляли своего рода «государство в государстве»»10. Современная семья представляет собой супружеский союз, союз родителей и детей и союз родственников и свойственников. Основанием союза супругов является брак, который признан государством и заключен в определённой юридической форме, а следовательно, влечет за собой определенные личные и имущественные юридические последствия.

Один из ведущих социоантропологов Британии Эдвард Вестермарк в своей фундаментальной работе «История брака», обращаясь к многочисленным историческим примерам, показал, что брачными признавались отношения только лишь тогда, когда женщина беременела и рожала ребенка. Разрабатывая теорию брака, он подчеркивал, что брак имеет корни в семье, а не наоборот. Поскольку некоторые формы семьи и брака заложены в инстинктивной природе человека, брак и семья всегда будут существовать как группа первичного значения в обществе, несмотря на далеко идущие изменения в других социальных институтах11.

Э. Гидденс рассматривает брак «как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. При

заключении брака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны»12.

Современные представления о браке имеют различную теоретическую и методологическую направленность.

Белорусский ученый Е. М. Бабосов пишет: «Брак — это определенное правовое отношение, порождающее права и обязанности вступивших в брачный союз мужчины и женщины по отношению друг к другу и к детям»13. Автор выделяет несколько форм брака: моногамию, полигамию и групповой брак. Нельзя не обратить внимания на то, что автор весьма противоречиво истолковывает брак. С одной стороны, он подчеркивает обязательное правовое регулирование брака и включает этот аспект в даваемое определение. С другой стороны, понимает, что брак имеет разные исторические формы, что брак существовал еще тогда, когда право, юридический закон отсутствовали как регуляторы половых отношений.

Г. Ф. Шершеневичем в начале XX в. было дано следующее определение брака: «брак -это союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной фор-ме»14. Определяющими чертами брака считались взаимная склонность, ведение общего хозяйства, необязательность регистрации брака и полная свобода разводов. И. А. Загорский считал, что «брак — это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям»15.

В 1949 г. Н. В. Рабинович была предпринята попытка внести в ст. 1 Основ Союза ССР и республик о браке и семье следующее определение: «Брак представляет собой свободно заключаемый супругами союз, а семья основана на любви супругов друг к другу и на взаимной привязанности членов семьи», которое не получило поддержки16.

В современной российской и зарубежной литературе под браком понимается семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Или несколько иначе: брак -это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов, заключаемый в органах

ЗАГСа. Встречается и такое определение: брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи.

Брак основывается на чувстве любви, подлинной дружбы и уважения, нравственных принципах построения семьи в нашем обществе.

Таким образом, в современной литературе нет общепризнанного определения семьи. Авторы всех приведенных выше определений рассматривают брак как совместный союз мужчины и женщины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«В то время как брак является только отношением, семья представляет собой еще и социально организованное объединение людей», — пишет А. Г. Харчев17. Важным моментом в понимании семьи как института является понимание взаимосвязи семьи и брака, имманентности этой связи.

В условиях трансформации отношений женщин и мужчин в обществе появляются новые формы брака, которые если и не получают правового закрепления, но и не вызывают отторжения у общества. В современном обществе можно наблюдать такие брачные формы, как:

— пробный брак — это устный договор между мужчиной и женщиной, прежде чем вступить в законные отношения, пожить какое-то время вместе. Они понимают, что во время встреч между ними может быть все хорошо, но это вовсе не означает, что так же будет и тогда, когда они начнут жить семейной жизнью. Поэтому прежде чем оформлять свои отношения официально, стоит попробовать пожить вместе как муж и жена, а потом уже решить, как поступить, идти в загс или расставаться;

— свингерство — это обмен партнерами внутри семейных пар. С беспорядочными сексуальными связями он имеет мало общего. Свингеры, как правило, люди сексуально раскрепощенные. И все-таки настоящий классический свингинг предполагает обмен партнерами именно между устойчивыми парами;

— «открытый» брак — брак, при котором оба супруга приходят к соглашению о допустимости открытых отношений — половых

связей с другими людьми. Супруги, живущие в «открытом браке», гордятся тем, что не относятся друг к другу как к собственности, не ущемляют личностную свободу друг друга. Иногда такая позиция является следствием желания одного из супругов сохранить распадающийся брак;

— браки-посещения (гостевые браки) представляют собой официально оформленные отношения двух людей, проживающих отдельно (в разных городах, странах, квартирах), при этом периодически ходящих (приезжающих) друг к другу в гости для совместного проведения досуга, праздника или отпуска, либо иногда живущих вместе, но не имеющих общего хозяйства;

— синергамный брак — это брак, близкий к двоеженству, двоемужеству, возможно и двойное двоеженство;

— гомосексуальный брак — брак между лицами одного пола.

Брак как социальное отношение и как социальный институт, регулирующий половые отношения людей, сегодня все более акцентируется на личностном аспекте и все чаще игнорирует социальную сторону.

В социологии под социальным браком понимаются исторически изменяющиеся формы отношений между мужчиной и женщиной, чьи половые отношения регламентируются обществом. Брак, другими словами, это социально регулируемое и исторически изменяющееся по форме гетерогенное половое отношение. А общественная регуляция в сфере половой жизни людей может быть разной: это табу, моральные и культурные нормы, традиции, религиозные предписания, юридические законы.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что ряд авторов считает, что брак создается с целью рождения и воспитания детей. С данной точкой зрения можно согласиться только отчасти, хотя бы потому, что 20 % браков в мире бездетны. Если мы положим в основу брака только деторождение, то тем самым перечеркнем все бездетные браки.

Группа авторов подчеркивает, что в основе брака лежит союз лиц, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Этот взгляд также является недостаточно обоснованным. В мире существует большое количество так называемых открытых браков, где супруги совместно не проживают и не ведут совместного хозяйства, а заботятся друг

0 друге не меньше, а, может быть, и больше проживающих вместе.

Третья группа авторов понимает под браком только союз мужчины и женщины, хотя в других странах давно существуют и однополые браки. Подобные пары могут узаконить свои отношения в Швеции, Франции. Если такие браки фактически существуют (незарегистрированные, и в России в том числе), то целесообразнее их признавать, нежели игнорировать.

С учетом сказанного, можно отметить следующее определение брака: брак — свободный и добровольный союз лиц, объединенных взаимной любовью и заботой друг о друге, заключаемый с целью создания семьи.

Таким образом, существует достаточно серьезная проблема, связанная с выработкой категорий понятий семьи и брака.

Примечания

2 Платон. Филеб. Государство. Тимей. М. : Мысль, 1999. С. 350.

3 См.: Аристотель. Сочинения. Т. 3 . URL : http://grachev62.narod.ru/ aristotel/arpol3.html.

4 См.: Аристотель. Сочинения. Т. 4 . URL: http://lib.ru/POEE-AST/ARISTOTEL/nikomah.txt.

5 См.: Кант, И. Основы метафизики нравственности. М. : Мысль, 1999. С. 472.

6 См.: Фихте, И. Г. Сочинения : в 2 т. СПб. : МИФРИЛ, 1993. 655 с.

7 См.: Кант, И. Основы метафизики нравственности. С. 472.

8 См.: Фихте, И. Г. Сочинения : в 2 т.

9 См.: Бабосов, Е. М. Прикладная социология. Минск : ТетраСистемс, 2001. 211 с.

10 Сорокин, П. Кризис современной семьи (социологический очерк) . URL: http://soul.dn.ua/material/599.

11 См.: Вестермарк, Э. История брака / пер. И. Семенова. М., 1986. 66 с.

12 Гидденс, Э. Социология. М. : Мысль, 1999. 362 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Бабосов, Е. М. Прикладная социология.

14 Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М. : Статус, 2005. 672 с.

16 См.: Афанасьева, И. В. Брак и семья . URL: http://www.to-1.ru/ar-ticles/248.

17 Харчев, А. Г. Брак и семья в СССР. М. : Мысль, 1979. С. 75.

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ «БРАК» В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОГО ПРАВА

© Балдицына Е.И.1

Северо-Кавказский государственный технический университет, г. Ставрополь

В данной статье рассмотрены основные теоретико-методологические подходы к определению понятия «брака» в системе семейного права и предлагается авторская интерпретация данной категории.

В современной отечественной энциклопедической литературе под браком, как правило, понимается семейный союз мужчины и женщины (супружество), порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и детям .

Однако в Семейном кодексе отсутствует определение брака как конкретного юридического факта и одного из главных институтов семейного права, что вполне закономерно, поскольку отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюционного периода (1918, 1926, 1969 гг.). Как подчеркивается в современной юридической литературе отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с правовых позиций, тем более что «духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом» .

Подобная позиция не нова и в целом согласуется с теоретическими выводами известных правоведов А.М. Беляковой, Н.В. Орловой, В.А. Ря-сенцева и др. о том, что «юридическое определение брака неизбежно было бы не полным, так как не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за пределами права» .

В юридической литературе высказывались различные точки зрения о понятии брака, его сущности и признаках. В этой связи представляется целесообразным дать обзорный сравнительный анализ различных точек зрения на понятие брака, существовавших в российском семейном праве в прошлом столетии. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что данное Г. Ф. Шершеневичем еще в начале XX в. определение брака с юридической точки зрения как союза мужчины и женщины с целью сожи-

1 Доцент кафедры Истории и теории государства и права, кандидат философских наук

тельства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержало совокупность основных условий, при наличии которых «сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, то есть влечет за собой все последствия законного брака» .

Не случайно предложенная Г.Ф. Шершеневичем понятие брака во многом явилось определяющим и для последующего обоснования точек зрения на брак именно как на добровольный союз мужчины и женщины (в различных вариациях), хотя и подверглась критике в советском семейном праве «за претензии на унифицированную пригодность для всех времен и народов» и отсутствие специфических принципов брачного союза определенной историчес-кой формацией .

Как известно, в советской юридической науке прослеживалась устойчивая тенденция обосновать брак как принципиально новую форму семейного союза мужчины и женщины социалистического общества, отличную от форм брака, применявшихся в зарубежных странах. Предпринимались и попытки закрепить понятие брака в семейном законодательстве РСФСР, которые, однако, не принесли положительного результата .

В современных исследованиях отмечается, что одним из основных признаков брака в послереволюционной России признавалось прежде всего взаимная склонность (любовь) супругов, в связи с чем, в монографиях того периода под браком понималось «отношение совместного сожительства, основанное на началах любви, дружбы, сотрудничества» или «свободное сожительство двух лиц». Кроме того, исходя из особенностей анализируемой исторической эпохи обязательным элементом брака являлось также наличие общего хозяйства со взаимной материальной поддержкой супругов и совместное воспитание детей, что фактически было закреплено в Кодексе законов о браке, семье и опеке 1926 г. . как отражение существовавшего в тот период взгляда на семью как на своеобразное «трудовое объединение» мужчины и женщины .

В последующем понятие брака в науке советского семейного права претерпевало с развитием общества определенные изменения с сохранением, однако, понимания его главной сущности в виде союза мужчины и женщины в целях создания семьи. Необходимо отметить, что на результатах исследования по данному вопросу не могла не отразится существовавшая в тот период общественно-политическая обстановка. Поэтому достаточно часто применялся термин «социалистический брак», формально подчеркивающий его принципиальное отличие от брака «буржуазного». Одновременно констатировался факт, что в законодательстве зарубежных стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как гражданско-правовая сделка . Поэтому, например, подвергалась критике данное определение французским правоведом Жюллио де ла Морандьером определение

брака как гражданского договора, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи под руководством мужа . При этом в большинстве научных работ неизменно подчеркивалось, что брак не может быть сделкой или договором, а является юридически оформленным свободным и добровольным союзом мужчины и женщины и женщины, направленным на создание семьи, порождающим взаимные права и обязанности .

В юридической литературе длительное время также высказывалась точка зрения о том, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер . Подобная позиция основывалась на естественном предположении, что одной из основных целей семьи должно являться рождение и воспитание детей . Причем такой подход к определению целей заключения брака и создания мужчиной и женщиной семьи был характерен не только для советского семейного права, но и находил отражение в законодательстве некоторых зарубежных стран, содержащим нормы о заключении брака «на всю жизнь», хотя из-за значительной распространенности разводов носил скорее морально-этический, чем императивный характер . Практическая уязвимость тезиса о браке как пожизненном союзе (life-long marriage) стала очевидной и в связи с распространенностью в последние десятилетия во многих странах брака в форме брака-товарищества (partnership) . Однако принцип пожизненности брака и во времена развитого социализма в СССР носил скорее желаемый, чем фактический характер, а ныне не может признаваться обязательным признаком брака исходя из содержания Семейного кодекса. Некорректным являлось бы и предлагаемое ранее некоторыми авторами включение в определение брака в качестве необходимого признака цели в виде рождения и воспитания детей, что признается в современной юридической литературе .

Таким образом, по очевидным причинам, не все признававшиеся в советском семейном праве признаки брака как специфической формы брака «социалистической формации» могут признаваться таковыми и в современном семейном праве России, отличающимся многообразием взглядов на брак. Безусловно, подобная ситуация является отражением не только существенного смещения акцентов в научных исследованиях по семейному праву в сторону более свободного обсуждения дискуссионных вопросов, но и значительного усиления договорных начал в Семейном кодексе, включая совершенствование правового института брачного договора первоначально введенного в Российской Федерации ст. 256 Гражданского Кодекса (ч. 1) с 1 января 1995 года. А этой почве возникают совершенно новые, не традиционные для отечественной юридической науки взгляды на брак, принципиально отличающиеся от ранее существовавших в се-

мейном праве точек зрения. Например, М.В. Антокольская, последовательно исследуя правовые теории брака как договора, как таинство и институт особого рода (sui generis), приходит к выводу, что «соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором». При этом брак во вне правовой сфере может расцениваться вступающими в брак «как клятва перед Богом или как моральное обязательство или как чисто имущественная сделка». Однако сама же М.В. Антокольская отмечает, что большинство ученых-правоведов в Российской Федерации не признают соглашение о заключении брака гражданским договором, так как будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения в силу того, что их права и обязанности установлены императивными нормами закона, что не характерно для договорных правоотношений. Кроме того, цель заключения брака не только возникновение брачного правоотношения, но создание союза, основанного на любви, уважении, взаимопомощи, взаимоподдержки и т.п. .

С другой стороны в теории современного отечественного семейного права в основном продолжают преобладать взгляды на брак как свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважении, заключаемы в органах ЗАГСА для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов .

Подобные определения приводятся в научной литературе по семейному праву с некоторыми коррективами. Так, О.А. Хазова понимает под браком «моногамный и добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности . Примерно также же понятие брака приводится и другими авторами . Нечаева А.М. также давая традиционное понятие брака как союза мужчины и женщины, влекущего за собой правовые последствия, вместе с тем расценивает его как форму отношений его между лицами разного пола и как своеобразный символ для вступающих в брак и для государства .

В то же время, как справедливо указывает Е.Г. Гетман, в юридической литературе нет единства мнений относительно правовой природы брака как соглашения супругов . При этом одни авторы рассматривают брак, как волевой целенаправленный акт, совершенный с целью породить правовые последствия и в этом проявляется сходство брака с гражданской сделкой (это позиция О. С. Иоффе), другие же — как обычный гражданский договор. Целью вступления в брак, по мнению О. С. Иоффе, является желание лиц получить государственное признание созданного союза, основа которого — взаимная любовь и уважение — не входит в его юриди-

ческое содержание. Как только эта основа будет подорвана, брак может прекратиться в любое время, что невозможно в гражданско-правовых сделках. Поэтому социальное содержание, цели и правовое особенности брака исключают его оценку как одной из разновидностей гражданско-правовых сделок . Многообразные точки зрения на правовую природу брака существуют не только в отечественном семейном праве, но и в семейном праве зарубежных государств. В частности, Е.А. Васильев выделяет из числа существующих за рубежом три основных концептуальных точки зрения на брак: брак-договор (наиболее распространенная концепция), брак-статус, брак-партнерство .

Характерно, что как и в России, конституционное законодательство большинства зарубежных стран устанавливает необходимость государственной защиты брака как основы семьи. Например, в п. 3.1 ст. 41 Конституции Ирландии закреплено, что «государство берет на себя обязательство с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана семья и защищать его от нападок» . А в некоторых государствах посчитали необходимым дать нормативное определение брака, причем именно в конституции. Так, ст. 46 Конституции Республики Болгарии 1991 г. провозглашает, что «брак представляет собой добровольный союз мужчины и женщины» .

Таким образом, вышесказанное позволяет сформулировать следующее определение понятия брака: брак — это важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей и представляющий собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи. В каждом случае, брак является конкретным правоотношением, порождающим у супругов определенные субъективные права и обязанности личного и имущественного характера.

Список литературы:

2. Максимович Л. Фиктивный брак // Закон. 1997. — № 11. — С. 73; Антокольская М. В. Указ. соч. — С. 110.

3. Советское семейное право / Под ред. В. А. Рясенцева. — М., 1982. -С. 64.

4. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.) — М., 1995. — С. 408.

5. Матвеев Г. К. Советское семейное право. — М., 1985. — С. 43.

6. Полянский П. Л. Отечественное брачно-семейное законодательство: от КЗАГСа 1918 года до наших дней // Журнал российского права. — 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— № 10. — С. 127.

7. Там же. — С. 128-129.

8. СУ РСФСР. — 1926. — № 82.

9. Бранденбургский Я. Н. Брак и его правовые последствия. — М., 1926.

— С. 6.

10. Большая Советская энциклопедия. 3-е изд. — Т. 3. -М. — С. 635.

11. Матвеев Г. К. Указ. соч. — С. 43.

13. Белякова А. М., Ворожейкин Е. М. Советское семейное право. — М., 1974. — С. 87; Нечаева А. М. Брак, семья, закон. — М., 1984. — С. 6.

14. Матвеев Г.К. Указ. соч. — С. 44-45.

16. Хазова О. А. Брак и развод в буржуазном семейном праве. Сравнительно-правовой анализ. — М., 1988. — С. 5.

17. Белякова А. Н., Ворожейкин Е. М. Указ. соч. — С. 87; Матвеев Г. К. Указ. соч. — С. 45.

18. Кошанина Т. В., Кошанин А. В. Основы российского права. 2-е изд.

— М., 2000. — С. 405.

19. Антокольская М. В. Указ. соч. — С. 109-114.

20. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева,

B. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. — М., 1997. — С. 57; Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. — М., 1997. — С. 53.

21. Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И. М. Кузнецова. — М., 1996. — С. 33.

22. Додонов В. Н., Румянцев О. Г. Энциклопедический юридический словарь. — М., 1996. — С. 31; Кошанина Т. В., Кошанин А. В. Указ. соч. —

C. 405.

23. Нечаева А. М. Семейное право: курс лекций. — М., 1998. — С. 95.

24. Комментарии к Семейному кодексу / Под. общ. ред. П. В. Крашенникова и П. И. Седугина. — М., 1997. — С. 29.

25. Иоффе О. С. Советское гражданское право. — Т. 3. — Л., 1965. -С. 187-188.

26. Там же. — С. 188.

27. Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. В. А. Васильева. — Гл. 25. — М., 1993.- С. 515-531.

28. Конституция Ирландии // Конституции государств // Европейского Союза / Под ред. Л. А. Окунькова. — М., 1997. — С. 351.

29. Конституция Республики Болгарии. Конституции государств Центральной и Восточной Европы / Отв. ред. Н. Варламова. — М., 1997. —

Добавить комментарий