Понятие бюджета и бюджетной системы

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, процесс формирования и использования бюджетных средств.

Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система. Под бюджетной системой понимается совокупность бюджетов государства, ад­министративно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, ос­нованная на экономических отношениях, государственном устрой­стве и правовых нормах.

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.

Структура бюджетной системы напрямую зависит от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями, в этой связи все государства подразделяются на унитарные, федера­тивные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство — это форма государствен­ного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автоно­мии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление эко­номическими, социальными и политическими процессами в госу­дарстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и об­ладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федераль­ного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство — это постоян­ный союз суверенных государств, созданный для достижения полити­ческих или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — чле­нов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное уст­ройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федера­тивном государственном устройстве.

Федеративные системы характеризуются рядом признаков:

1. Наличие иерархии власти.

2. Четко сформулированные полномочия каждого из уровней управления.

3. Наличие автономии и суверенитета каждого из уровней.

Принцип федерализма заключается в том, что каждый из уровней власти имеет свои властные полномочия, а для выполнения властными структурами своих функций им необходимы соответствующие финансовые ресурсы, закрепленные за ними на постоянной основе, поэтому разделение органов управления государством на три уровня предполагает наличие у каждого уровня власти своего бюджета.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации опреде­ляются Конституцией страны. В соответствии с конституцией и бюджетным кодексом РФ бюджетная система состоит из трех уровней:

Бюджетная система РФ была реформирована. В соответствии с Фед.законом от 20.08.2004г. №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ» структура бюджетной системы РФ:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. Бюджеты субъектов РФ, краевые и областные бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. Местные бюджеты.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федера­ции, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюд­жет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ представляет собой консолидированный бюджет РФ.

Между органами власти различных уровней возникают отношения по поводу формирования и использования бюджетных средств, такие отношения называются межбюджетные отношения.

Иначе межбюджетные отношения – это объективно обусловленная система оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий.

Межбюджетные отношения в РФ строятся на основе бюджетного федерализма.

Бюджетный федерализм – отношения в государстве с федеральным устройством между различными уровнями органов власти в части разграничения бюджетных прав и полномочий, налогов и др. бюджетных доходов и расходов.

Бюджетный федерализм предполагает самостоятельность в нахождении ср-в для финансирования децентрализовано принимаемых решений.

Сущ-ют след. виды бюджетного федерализма:

Централизованная модель бюджетного федерализма- разграничение полномочий бюджетов по расходам не сопровождается наличием у них собственных источников дохода. В этих условиях финансирование территориальных программ осущ-ся за счет централизованных ср-в федерального бюджета. Самост-ть функционирования нижестоящих звеньев бюджетной сферы сведена к минимуму.

Децентрализованная модель бюджетного федерализма- определяет признание высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из вышестоящих бюджетов сведена к минимуму. Полномочия в сфере расходов равны пономомочиям в сфере доходов. Однако при этой модели проведение единой финансовой и экономической политики в рамках гос-ва затруднено, т.к. федеральные органы власти испытывают трудности при контроле макроэкономических государственных программ, и действия региональных и местных властей могут вступать в противоречия с федеральным центром.

Комбинированные модели бюджетного федерализма- характерны след моменты: 3.1. Использование горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания (вертикальное выравнивание подразумевает соответствие между объемом доходов и расходов бюджетов и погашение дефицитов бюджетов за счет федерального бюджета; горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации для снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий). 3.2. Повышение ответственности федерального центра за создание условий для социально- экономического развития регионов, что сокращает самостоятельность регионов и увеличивает необходимость контроля со стороны центра. 3.3. Значительная роль бюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов нижестоящим.

Существующий бюджетный федерализм в России тяготеет к централизованному типу, где субъекты имеют различную степень бюджетной самостоятельности (т.е высокие или низкие возможности формировать доходную часть бюджета).

По этому признаку все субъекты РФ можно разделить на доноров и реципиентов. Регионы-доноры имеют высокую степень бюджетной самостоятельности и, не смотря на то, что примерно 50% налогов отчисляют в федеральный бюджет, свои потребности финансируют только за счет собственных доходов (не финансовой помощи). Регионы-реципиенты имеют низкую степень бюджетной самостоятельности, и в их доходах обязательно присутствует финансовая помощь (до 80%), свои потребности финансируют, в основном, за счет поступлений из федерального бюджета.

Во всех государствах с федеративным устройством можно выделить следующие основные проблемы во взаимоотношениях между уровнями власти:

1. Проблема, связанная с определением доходов каждого из уровней бюджета. Сегодня в России налоговые доходы все больше концентрируются в федеральном бюджете, что формирует «налоговые ножницы», характеризующие процесс перекачки налогового потенциала в федеральный бюджет.

2. Проблема, связанная с определением расходных полномочий. При одновременной концентрации доходов в центре, основная масса социально значимых задач сбрасывается на уровень субъектов федерации и местные органы власти, в результате все бюджеты нижних уровней власти имеют дефицит

В результате в субфедеральных бюджетах возникает временной разрыв между движением денежных средств из регионального бюджета в федеральный и из федерального в субфедеральный. Поэтому субъекты вынуждены для погашения разрыва использовать кредиты и займы. В России проблемы бюджетного федерализма настолько обострились, что при пассивной роли государства среди ряда регионов создались многократные увеличения разрывов по их уровню доходов их населения и экономическому развитию.

Бюджетное устройство — организационная взаимосвязь между звеньями бюджетной системы, осно­ванная на правовых нормах. Бюджетное устройство вклю­чает структуру бюджетной системы, классификацию бюд­жетов, принципы построения бюджетной системы и самих бюджетов.

В иерархически упорядоченной бюджетной системе России можно выделить следующие уровни:

а) федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов Российской Федерации:

  • республиканские бюджеты;

  • бюджеты автономных областей;

  • областные, краевые бюджеты;

  • бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;

в) местные бюджеты:

  • бюджеты городов областного подчинения;

  • бюджеты районов;

  • городские районные бюджеты;

  • сельские и поселковые бюджеты.

Федеральный бюджет — основной финансовый план страны, ежегодно принимаемый в целом высшим законо­дательным органом государственной власти — Федераль­ным собранием. Через федеральный бюджет осуществля­ется перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода в рамках всего государства. До­ходы федерального бюджета собираются по всей тер­ритории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну.

Бюджеты субъектов Федерации (региональные бюдже­ты), представляют собой обособленную часть бюджетной системы РФ, связанную с последней генетически. Эти бюджеты (вне зависимости от меры своей автономии) составляют часть целого, пока существует целостность государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности.

Местные бюджеты представляют собой сельский бюджет, бюджет сельсовета, поселковый, городской, рай­онный.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соот­ветствующей территории.

Консолидированный бюджет РФ — федеральный бюд­жет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолиди­рованные бюджеты позволяют получить полное представ­ление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом.

Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения — бюджетные отношения между тремя уровнями власти: федеральным, субъектов Федерации и органлв местного самоуправления.

Воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношении путем изменения принципов, методов, способов формирования бюджетных доходов и расходов, государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направле­ния бюджетных потоков, уточняет пропорции распреде­ления централизованных ресурсов и механизмы реализации их целевого назначения и, таким образом, обеспечивает управление межбюджетными отношениями.

Закрепление определенного порядка движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу, составляют по существу основу механизма бюджетного регулирования, через который федеральные, региональные и местные органы власти и управления выполняют свои представительные и исполнительские функции с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.

Единство бюджетной системы РФ предполагает сли­яния или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Напротив, каждое бюджетное звено функционирует самостоятельно. Доходы и расходы местных бюджетов не входят в бюджеты субъектов Феде­рации, последние — в федеральный бюджет. Однако в слу­чае необходимости поддержки бюджетов более низких уровней для обеспечения реализации стоящих перед ними задач из бюджетов вышестоящих уровней (федерального и регионального) им могут направляться дополнительные доходные ресурсы, что позволяет более рационально и эф­фективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства.

Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов­ — объективно обусловленная система финансовой помощи нижестоящим уровням бюджетной системы, которые в силу исторически сложившихся экономических условий не обеспечены достаточными средствами для осущест­вления своих полномочий.

Естественно, что полного соответствия налогового потенциала и других бюджетных доходов потребностям региональных и местных органов власти достичь трудно, поэтому недостаток средств, как правило, приходится компенсировать за счет финансовых ресурсов вышестоящих бюджетов. Более того, ресурсы вышестоящих бюджетов могут и должны использоваться в целях воздействия на процесс формирования структуры расходов нижестоящих органов власти, отражающих приоритеты более высоких уровней власти.

Рассматривая формы бюджетного регулирования, целесообразно выделить два потока бюджетных ресурсов: восходящий поток денежных средств, формирующий доходы государственного бюджета, и нисходящий, обес­печивающий дополнительные поступления централизо­ванных финансовых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации.

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Определение 1

Бюджетное устройство – это особая организация бюджетной системы и принципы ее построения, которая определяется государственным устройством. Бюджетные права РФ обеспечивают формирование и развитие финансовой базы, которая определяет компетенции страны и ее государственный суверенитет.

Бюджетная система Российской Федерации включает три уровня:

  1. Государственный бюджет (бюджет центрального Правительства или федеральный бюджет);
  2. Бюджеты субъектов Федерации;
  3. Местные бюджеты.

Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджета центрального Правительства, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, основанную на государственном устройстве и экономических отношениях, и регулируемую законодательством РФ. Значительной проблемой бюджетного устройства являются бюджетные взаимоотношения центральных органов и регионов. Доходную часть территориальных бюджетов представляют:

  • Закрепленные доходы. Полностью поступают в соответствующие бюджеты (за местным бюджетом закреплен налог на имущество физических лиц, за бюджетами субъектов РФ — налог на имущество предприятий).
  • Регулирующие доходы. Это средства, которые передаются от вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему звену для покрытия его расходов помимо закрепленных доходов.
  • Дотации. Бюджетные средства, которые предоставляются бюджетам разного уровня на безвозвратной и безвозмездной основе (Бюджетный кодекс РФ, ст. 6).
  • Субвенции. Бюджетные средства, которые предоставляются бюджетам разного уровня, юридическому лицу на безвозвратной и безвозмездной основе для осуществления конкретных целевых расходов. Субвенции могут быть: текущие (финансирование расходов в данный момент), инвестиционные (финансирование инновационной, инвестиционной деятельности, затраты на расширение воспроизводства).

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Бюджетное устройство 450 руб.
  • Реферат Бюджетное устройство 280 руб.
  • Контрольная работа Бюджетное устройство 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

К кредитным ресурсам относятся средства, которые передаются на кредитной основе и которые должны быть возвращены (без процентов или с процентами).

Межбюджетные трансферты – бюджетные средства, перечисляемые от одного бюджета бюджетной системы РФ другой бюджетной системе.

Принципы построения и классификация бюджетной системы

Бюджетная система России основана на ряде принципов:

  • самостоятельности бюджетов;
  • единства бюджетной системы;
  • разграничения доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов между различными бюджетами;
  • равенства бюджетных прав образований местного управления, субъектов РФ;
  • сбалансированности бюджета;
  • подведомственности расходов разных бюджетов;
  • единства расходов кассы;
  • эффективности и результативности использования бюджетных средств;
  • совокупного (общего) покрытия расходов бюджета;
  • целевого характера и адресности бюджетных средств;
  • прозрачности;
  • достоверности бюджета.

Рациональное и оптимальное управление финансами в государстве в условиях непростых финансово-бюджетных отношений, огромного разнообразия различных бюджетных поступлений и расходов невозможно без применения единой целостной системы учета всех передвижений финансовых потоков, которая утверждена на законодательном уровне или в иной форме. Для этого разработана бюджетная классификация, согласно которой происходит разработка и исполнение бюджетов.

Замечание 1

Бюджетная классификация – это основной методологический документ, на основании которого разрабатываются, создаются и исполняются бюджеты.

Бюджетная классификация представляет собой особые группы доходов, расходов и источников финансирования дефицитных бюджетов бюджетной системы России, она используется для создания и исполнения бюджетов, создания бюджетной отчетности, предоставляющей сопоставление показателей разных бюджетов.

Министерство финансов РФ осуществляет определение принципов построения структуры кодов бюджетной классификации, и принципов присвоение кодов отдельных элементов бюджетной классификации, выступающих едиными для всех бюджетов бюджетной системы России.

Представительные (законодательные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут производить детализацию объектов бюджетной классификации РФ (в соответствии с БК РФ, ст. 27) в части видов расходов, целевых статей, не нарушая при этом принципов единства и построения бюджетной классификации.

Бюджетная классификация обусловлена рядом потребностей:

  • планирование, прогнозирование, формирование, исполнение бюджета;
  • контроль за своевременным и полным поступлением платежей, целевом использовании средств;
  • учет и составление отчетности;
  • аналитическая работа по разным видам доходов и расходов, бюджетам в целом;
  • кодирование показателей отчетов и бюджетов при введении автоматизированной системы финансовых расчетов.

Новая бюджетная классификация была введена в России с 1 января 1995 года. Основные причины введения новой классификации: вхождение России в мировую экономику, введение новой налоговой системы.

Бюджетная классификация включает следующие группы классификаций:

  • доходов бюджетов;
  • расходов бюджетов;
  • источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • операций сферы государственного управления, операций публично-правовых образований.

Бюджетное устройство современной России

В настоящее время существенная часть налоговых доходов субъектов РФ и местных бюджетов образуется за счет регулирующих доходов. Для регулирования бюджета используется метод предоставления прямой финансовой поддержки нижестоящего бюджета вышестоящим в форме фиксированной денежной суммы. В настоящее время в РФ такая поддержка имеет вид дотации или субвенции.

С 1994 года введен действующий и сегодня механизм межбюджетных отношений, основным регулятором которых стал Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Федеральный фонд является источником выделения трансферов, он формируется исходя из суммы налоговых поступлений федерального бюджета.

Федеральный фонд образуется в целях подравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, для их финансовой поддержки. Фонд входит в состав федерального бюджета, перераспределяется между субъектами РФ согласно единой методике, утвержденной Правительством РФ (Бюджетный кодекс, ст. 131).

Объем Федерального фонда, утверждаемый на следующий финансовый год, определяется путем умножения объема фонда текущего года на уровень инфляции (либо на индекс потребительских цен), прогнозируемый в будущем финансовом году. Фонд предоставляет дотации тем субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых ниже уровня, определенного критерием выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности. Уровень обеспеченности субъекта Федерации при условии наличия дотаций из Фонда не может быть выше уровня, который до распределения дотаций Фонда имел более высокий объем расчетной бюджетной обеспеченности.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ устанавливается путем нахождения соответствия между налоговыми доходами на одного жителя и подобным средним показателем по консолидированным бюджетам субъектов Федерации с учетом структуры населения, географических, климатических, социально-экономических и других объективных условий и факторов, оказывающих влияние на стоимость предоставления одинакового объема бюджетных услуг на одного жителя.

Из Федерального фонда в качестве дотаций могут выделяться дотации, отображающие отдельные условия и факторы, которые учитываются при выявлении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем таких дотаций не может быть выше 10% объема Фонда. Расчет указанных дотаций имеет собственные особенности, которые формируются методикой распределения дотаций из Фонда. Министерство финансов РФ до 1 августа текущего финансового года отправляет в исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации данные для проведения соответствующих расчетов распределения средств Федерального фонда на очередной финансовый год. До 1 октября проводится в установленном Министерством финансов порядке сверка указанных первоначальных данных с исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Если сумма федеральных налогов (НДС, акцизов, налог на прибыль, подоходного налога на физических лиц), которые поступают с данной территории и зачисляются в региональный бюджет, оказывается меньше 95% средней подобной величины по РФ в расчете на одного жителя, а условная сумма расходов — меньше 100% плановых расходов бюджета региона, то регион получает статус региона, «особо нуждающегося в поддержке».

Регионам трансферы перечисляются ежемесячно и зависят от фактических поступлений налогов в федеральный бюджет. При этом учитывается удельный вес региона, зависящий от статуса в Федеральном фонде финансовой поддержки регионов. В зависимости от географического положения регионы могут объединяться. На объединение регионов могут оказать влияние факторы, в наибольшей степени воздействующие на доходы и расходы бюджетов, а именно:

  • географическая удаленность от центральных регионов при слабом развитии или отсутствии автомобильного или железнодорожного сообщения;
  • наличие более длительного отопительного сезона, обусловленного сложными климатическими условиями;
  • узкие сроки завоза товаров обусловленные географическими, климатическими условиями, удельным весом численности населения на территориях, где сроки завоза товаров ограничены.

Замечание 2

Бюджеты всех уровней РФ должны быть сбалансированы. Первоочередному финансированию при наличии дефицита подлежат расходы, которые включены в бюджет текущих расходов.

Бюджетное устройство

Бюджетное устройство представляет собой один из правовых институтов бюджетного права, который связан с организацией бюджетной системы. В настоящее время в теории бюджетного права нет единства мнений в отношении вопроса о содержании бюджетного устройства и определения термина «Бюджетное устройство».

Подходы к содержанию бюджетного устройства:

1 т.з. бюджетное устройство рассматривается как организационное построение бюджетной системы РФ. При этом бюджетная система представляет собой совокупность разных бюджетов.

2 т.з. бюджетное устройство рассматривается как своеобразное строение бюджетной системы, в рамках которого происходит рапределение доходов и расходов бюджетов разных уровней.

В отношении вопроса об определении данного термина также имеются разногласия. Данная проблема возникла еще в рамках советского финансового права. Это сводилось к тому, что разные ученые-финансисты по-разному подходили к пониманию данного термина:

Гурвич: бюджетное устройство – совокупность бюджетных прав разных уровней власти.

Химичева: бюджетное устройство – основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, структура бюджетной системы, а также организация входящих в нее бюджетов разных уровней по линии доходов и расходов.

Горбунова Ольга Николаевна: Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, которая обусловленная федеративным устройством государства, а также самостоятельностью МСУ. Бюджетное устройство определяет формы и методы взаимодействия между органами государственной власти и ОМСУ по вопросам осуществления бюджетной деятельности.

Итог: бюджетное устройство – совокупность правовых норм, которые определяют организацию бюджетной системы государства, взаимодействия между бюджетами разных уровней, а также данные нормы определяют порядок оказания в тех либо иных случаях финансовой помощи.

Бюджетная система государства, её характеристика

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст.6 БК)

Бюджетная система РФ. Особенности:

1. Является трехуровневой. При этом каждый уровень взаимодействует с другими уровнями бюджетной системы РФ, но являются самостоятельными – автономными. Подобное строение обусловлено федеративном устройством РФ, где федеральный центр определяет общие правила, принципы осуществления бюджетной деятельности. Субъекты могут детализировать эти правила и принципы.

2. Обусловлена экономическими отношениями. Отношения, связанные с осуществлением финансовой деятельности на разных уровнях власти.

3. Является системой закрытого типа. В нее иные элементы включены быть не могут.

Бюджетная система РФ обеспечивает обладание публично-правовыми образованиями, соответствующими централизованными денежными фондами (бюджетами), которые обеспечивают их деятельность. Определяется статьей 10 БК РФ.

Добавить комментарий