Понятие это форма мышления

(ПОНЯТИЕ О ПОНЯТИИ)

Темой «Понятие» начинается рассмотрение формально-логических особенностей основных форм мышления. Понятие является важнейшей формой мышления с точки зрения представления предметного содержания в сфере мышления. Не случайно мышление иногда определяют как логический строй и набор (фонд) понятий. Другие формы мышления — суждение и умозаключение — имеют дело с предметным содержанием так, как оно уже представлено в понятиях.

Понятие— это форма мышления, которая отражает предметы и их признаки. Понятия в языке выражаются отдельными словами или словосочетаниями (имена понятий, термины).

Понятия образуются на основе представлений, образов предметов и явлений действительности, а также их признаков, путем их обобщения. Благодаря понятиям происходит проникновение в ненаблюдаемую, ненаглядную область действительности, выражение ее существенных признаков различной глубины. На основе понятий создаются идеальные (идеализированные) аналоги, модели предметов и явлений действительности.

Слова, закрепленные за понятиями (имена понятий) в сложившихся областях практики и научного познания, называются терминами. В совокупности термины отдельных областей образуют их терминологию, терминологические системы (терминосистемы). При этом формулируются правила образования новых терминов.

Понятия образуются различными способами. К числу основных способов образования понятий относят следующие:

1) Анализ — прием непосредственного или мысленного расчленения, разложения предмета, предметного содержания на части, исследование особенностей выделенных частей и образование новых понятий на основе выделенных признаков частей предметов, предметного содержания. В связи с этим можно вспомнить утверждение Гегеля о том, что самое разумное, что может сделать ребенок с игрушкой — это сломать ее.

2) Синтез — прием непосредственного и мысленного объединения, соединения каких-либо образований, в том числе частей, выделенных и исследованных в ходе предшествующего анализа (с использованием понятий о частях), в некоторое целое, обогащенное за счет нового знания о частях. На основе такого соединения, в свою очередь, образуются новые понятия о целом. Эти понятия фиксируют новые признаки целостного предмета, либо уточняют знание об уже известных признаках целого.

3) Сравнение — прием сопоставления различных предметов, различных видов предметного содержания, в результате которого формируется новое знание о сходных и различных признаках сопоставляемых предметов, закрепляемое в соответствующих новых понятиях, понятиях о сходстве и различии вещей. Сравнение также является важным условием применения уже имеющихся знаний, понятий о предметах и явлениях. Оно участвует в образовании новых понятий в ходе применения вышеуказанных двух способов — анализа и синтеза.

4) Абстрагирование — прием отвлечения от одних сторон предмета, предметного содержания и выделения других сторон, на которых сосредотачивается, концентрируется внимание исследователя, что ведет к уточнению знания о предмете и образованию новых понятий. Абстрагирование, как и сравнение, также сопутствует анализу и синтезу.

Приемы обобщения и ограничения будут рассмотрены специально в качестве особых операций обобщения и ограничения понятий в 5 главе настоящего раздела.

Глава 2.

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ.

ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ

МЕЖДУ ОБЪЕМОМ И СОДЕРЖАНИЕМ ПОНЯТИЯ

Важнейшими логическими характеристиками всякого понятия являются его содержание и объем.

Содержанием понятия являются признаки предметов, отраженные в данном понятии. Признаки при этом берутся в определенном единстве и связи друг с другом. Каждое понятие со стороны содержания характеризуется определенным набором признаков. Ввести новое понятие или уточнить уже имеющееся — это значит выделить некоторую новую совокупность признаков или изменить (расширить или сузить) уже имеющуюся совокупность признаков.

Для характеристики содержания понятия ключевым является понятие признака. Признаком предмета является все то, что так или иначе характеризует этот предмет; все то, в чем этот предмет похож или отличается от других предметов, как со стороны наличия (положительный признак), так и со стороны отсутствия (отрицательный признак).

Различают также и другие виды признаков.

1) Существенные и несущественные признаки. Существенными называются признаки, выражающие основное содержание вещей, их качество. Лишившись того или иного существенного признака, предмет перестает быть самим собой, становится другим предметом. Несущественные признаки — это второстепенные, случайные, не основные признаки, т.е. такие, без которых та или иная вещь может обойтись. Несущественные признаки могут приобретаться или теряться, предмет же при этом остается самим собой.

2) Признаки-свойства (атрибутивные) и признаки-отношения (релятивные). Признаки свойства (атрибутивные) характеризуют предметы сами по себе, они присущи предметам, независимо от других предметов. Признаки-отношения (релятивные) характеризуют вещи со стороны их отношений, взаимодействий и связей с другими вещами.

3) Отличительные и неотличительные признаки. Отличительные — это признаки, которыми одни предметы обладают, а другие нет. Неотличительные — признаки, которые имеются как у одних, так и у других предметов.

Формирование научных понятий предполагает выявление, прежде всего, необходимых, существенных признаков. Что касается признаков-свойств и признаков-отношений, отличительных и неотличительных признаков, то все они используются в одинаковой мере и в зависимости от того, какие стороны предметного содержания исследователь, познающий человек стремится выразить.

Содержание каждого понятия, как правило, включает в себя несколько признаков различных видов, что нужно всегда иметь в виду. Так, в содержании понятия «логика» («наука о законах и формах правильного мышления») можно выделить признак «быть наукой», общий для логики со многими другими областями знания, признак «быть связанным с мышлением» — также неотличительный, общий признак, признак «изучать законы и формы мышления» — еще один неотличительный, хотя и менее общий признак. Наконец, признак «изучать правильное мышление» — явно отличительный признак. При этом все указанные признаки являются существенными для логики.

С содержанием всякого понятия тесно связан его объем.

Объемом понятия является мысленно образованная совокупность предметов, каждый из которых обладает всеми признаками, отраженными в содержании этого понятия. Не существует понятий без содержания или объема, хотя как содержание, так и объем при этом могут иметь весьма своеобразный вид.

В объемах понятий могут мыслиться как отдельные, единичные предметы (основа т.н. единичных понятий), так и целые совокупности предметов. Объемы понятий как мыслимые совокупности предметов называются также логическими классами. Отдельные члены, представители логических классов называются их элементами. Части логических классов, состоящие из нескольких, но не всех элементов, называются подклассами. (см. рис. 2). Так, объемом понятия «дом» являются все мыслимые в нем дома.

Рис. 2

Элементами при этом являются отдельно взятые дома, например, Дом Правительства. Подклассами являются некоторые разновидности домов, например, кирпичные дома, одноэтажные дома и т.д. Круги, с помощью которых изображаются логические классы, объемы понятий, называют кругами Эйлера, в честь известного математика.

Отношение между элементом и логическим классом называется отношением принадлежности элемента классу, а отношение между подклассом и соответствующим классом называется отношением включения класса в класс.

Понятия: «класс», «подкласс», «элемент класса», «отношение принадлежности…» и т.д. — являются примером заимствования логикой средств такой области математики, как теория множеств. Подобные заимствования уточняют различные стороны традиционной формальной логики, облегчают их восприятие, не меняя их сущности.

Связь объема и содержания понятия выражается законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Это закон, согласно которому, чем больше (шире) объем понятия, тем меньше его содержание, т.е. тем меньше признаков имеется в содержании понятия. И наоборот, чем меньше (уже) объем понятия, тем больше его содержание, т.е. тем больше признаков отражено в содержании этого понятия. В самом деле, чтобы, например, мыслить логику как особую среди всех наук, нужно помимо общих со всеми науками признаков указать дополнительные признаки (признак), которые отличают логику от других наук — «быть наукой о правильном мышлении».

Относительно закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия следует сделать оговорку о том, что при этом речь идет о чисто количественных характеристиках содержания и объема: больше объем (т.е. число элементов) — меньше число признаков, которыми обладают все эти элементы. Меньше объем (число элементов) — больше число признаков, принадлежащих всем этим элементам.

Глава 3.

ВИДЫ ПОНЯТИЙ

Зная особенности содержания и объема понятий, можно различить несколько разновидностей, или видов понятий.

1) По количественному признаку объема понятия различают общие и единичные понятия, а также всеобщие, или универсальные и понятия с нулевым объемом, или т.н. «пустые» понятия.

Общие понятия — это понятия, в объеме которых мыслится некоторая конечная совокупность предметов («дом»). Единичные понятия — это понятия, в которых мыслятся отдельно взятые единичные предметы («Дом Правительства»).

Всеобщие (универсальные) понятия — это понятия, в которых отражены признаки, присущие любым предметам и явлениям действительности. Данные понятия являются предельно общими понятиями, а именно — философскими категориями. Это, например, следующие понятия: «сущность» и «явление», «причина» и «следствие», «возможность» и «действительность», и т.д.

Понятиями с нулевым объемом, или «пустыми» называют понятия, в объеме которых не мыслится ни один из реально, физически существующих предметов, такие, как например: «идеальный газ», «снегурочка» и т.п.

2) По характеру признаков, отраженных в содержании понятия, различают конкретные и абстрактные понятия, хотя, в принципе, все понятия являются абстракциями того или иного вида. С учетом данной оговорки, конкретными понятиями называются понятия, в которых предметы мыслятся как некоторое целое, во всей совокупности их основных признаков («дом», «человек»). Абстрактными понятиями называются понятия, в которых мыслятся те или иные признаки вещей, в качестве автономных, самостоятельных предметов («домашний», «социальный», «научность»).

3) Также по характеру признаков различают понятия относительные и безотносительные. Относительными понятиями называют понятия, в содержании которых имеются признаки-отношения. К числу относительных понятий относятся все конкретные понятия, так как не существует предметов, у которых бы не было никаких признаков-отношений; а также абстрактные понятия об отношениях («больше», «меньше», «равно», «севернее», «находиться между» и т.п.).

Безотносительными понятиями называются понятия, в содержании которых нет ни одного признака-отношения. Это абстрактные понятия о свойствах («круглый», «твердый» и т.д.).

В свою очередь среди относительных понятий можно различить соотносительные и несоотносительные понятия. Соотносительные — это такие понятия, которые не могут употребляться без некоторых других понятий, например: «брат» — «сестра», «учитель» — «ученик», «верх» — «низ»).

4) По характеру принадлежности признаков различают положительные и отрицательные понятия. Положительные — это понятия, в содержании которых нет ни одного отрицательного признака, признака, указывающего на отсутствие чего-то у соответствующих предметов. Отрицательные — это понятия, в содержании которых имеется хотя бы один отрицательный признак. Отрицательность понятия нередко подчеркивается в самих их названиях: «невысокий», «незаконный», «алогичный». Но это не обязательно («глупость», «слабость»).

Важно также не смешивать формальную и содержательную отрицательность, а также отрицательность формально-логическую и отрицательность как нравственное или правовое качество: понятие «кража» (хищение чужой собственности) положительное понятие в формально-логическом смысле, но оно, конечно же, явно отрицательное по своему нравственному и правовому содержанию.

5) По характеру элементов объемов понятий различают понятия собирательные и несобирательные. Собирательными понятиями называются понятия, в качестве отдельных элементов которых мыслятся некоторые совокупности близких или однородных предметов как некоторое связное целое: «библиотека» (собрание книг), «студенческая группа», «суд присяжных» и т.п. Эту особенность — составной характер собирательных понятий не следует смешивать со сложностью всякого предмета, его строением.

Несобирательными понятиями называют понятия, элементами которых выступают отдельно взятые единичные, пусть и сложные предметы: «книга», «студент-юрист», «Земля».

Приведенный выше перечень видов понятий исчерпывает основные различия понятий, традиционно выделяемые в логике.

Глава 4.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

Понятия существуют в нашем мышлении, в нашем знании не изолированно друг от друга, а находясь между собой в определенных отношениях, связях, зависимостях. Прежде всего, понятия вступают в различные отношения по своему содержанию. В связи с этим различают следующие виды отношений: сравнимость и несравнимость.

Сравнимость — это отношение между такими понятиями, у которых есть хотя бы один общий признак в их содержании (положительный или отрицательный). Сами такие понятия называются сравнимыми. Отношение между понятиями, в содержании которых нет ни одного общего признака, называется несравнимостью, точнее формальной несравнимостью, а сами понятия — несравнимыми.

В дальнейшем в пособии говорится только об отношении формальной сравнимости понятий. Существует несколько видов отношения формальной сравнимости понятий (см. Рис. 3).

Рис. 3

Сравнимость-совместимость — это отношение между такими понятиями (совместимыми), у которых имеются общие элементы в объемах (хотя бы один). У этого отношения, в свою очередь, имеются три разновидности:

Совместимость-равнообъемность, или тождество — это отношение между такими понятиями, у которых объемы полностью совпадают, т.е. один и тот же предмет или одна и та же совокупность предметов является объемом каждого из понятий, находящихся в данном отношении: «рука» — «верхняя конечность тела человека».

Совместимость пересечение, или перекрещивание — это отношение, при котором объемы понятий частично совпадают, но у каждого из сравниваемых понятий имеются свои несовпадающие части, т.е. элементы, которые входят в объем только одно из понятий: «студент» — «спортсмен», «юрист» — «депутат Думы РФ».

Совместимость-подчинение — это отношение, при котором объем одного из понятий является частью, подклассом объема другого понятия, т.е. у второго понятия имеются элементы, не входящие в объем первого, например: «студент-юрист» — «студент». Более широкое понятие называется подчиняющим, или родовым; понятие, объем которого составляет часть, подкласс другого называется подчиненным, или видовым. В приведенном примере понятие «студент» — подчиняющее, или род, а понятие «студент-юрист» — подчиненное, или вид.

Отношение подчинения, или рода и вида часто смешивают с отношением понятий о части и целом, когда речь идет о понятиях, объемы которых соотносятся не как класс и подкласс, а как совокупность целостных предметов, с одной стороны, и совокупность частей, возможно даже этих же предметов — с другой. «Храм» и «мечеть» — отношение рода и вида; «мечеть» и «минарет» — отношение части и целого.

Несовместимость-соподчинение — это отношение между такими понятиями, каждое из которых находится в отношении подчинения к некоторому третьему понятию, но между собой у них нет общих элементов, ни одного: «студент-первокурсник» и «студент-третьекурсник» в отношении понятия «студент» (при этом имеется в виду один и тот же факультет одного и того же вуза).

Несовместимость противоположность, или контрарность — это такое отношение, при котором объемы понятий не совпадают в силу природы признаков, которые не могут принадлежать одному и тому же предмету: «высокий» — «низкий», «сильный» — «слабый». При этом предметы берутся в одном и том же отношении и в одно и то же время: человек «низкий» в смысле роста может быть вполне нравственным, то есть не «низким» по своим моральным качествам. Кроме того, в отношении таких признаков существуют признаки, несовместимые с признаками обоих исходных понятий, например — «среднего роста».

Несовместимость противоречие, или контрадикторность — это отношение между двумя взаимно формально отрицающими друг друга понятиями. В одном из таких понятий признак (признаки) мыслится как присущий предметам, в другом — как отсутствующий у этих же предметов: «наука» — «ненаука» (не смешивать с «лженаукой»).

Формально несовместимыми могут быть близкие и даже очень близкие понятия: «муж» — «жена», «истина» — «заблуждение» и т.д.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы или явления на основе существенных и отличительных признаков.

Исходной формой абстрактного человеческого мышления является понятие. Любая мысль выражается посредством понятия.

Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в познании. Важную рольони играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, — синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения — приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные уотдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

Признаки — это то, в чем предметы сходны друге другом или отличны друг от друга. Следовательно, свойства предметов и их отношения являются признаками. Предметы могут быть тождественны по своим признакам (например, сахари мед сладкие), но могут и отличаться (мед сладкий, полынь горькая).

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей — словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.

Любое понятие имеет структуру, которая включает объем и содержание.

Объем понятия — совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления,, поскольку они имеют общие существенные признаки.

Признаки предметов. Существенные и несущественные признаки.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника; признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или собственник его неизвестен.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет, являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу, его сущность, называются существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными.

Существенные признаки имеют решающее значение для формирования понятий. Понятие отражает предметы в существенных признаках, которые могут быть и общими и единичными. В понятия, отражающие множество предметов, входят общие существенные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются вместе с тем существенными. Понятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные существенные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которых отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.

Отражая предметы в существенных признаках, понятие качественно отличается от форм чувственного познания: восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов. Мы не можем, например, представить себе, а тем более воспринимать здание вообще. Восприятие или представление — это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного здания, например главного корпуса Московского государственного университета на Ленинских горах. Понятие лишено наглядности. Понятие «здание» характеризуется отсутствием единичных признаков отдельных зданий, в нем отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех зданий.

Понятие представляет собой результат обобщения множества однородных предметов на основании их существенных признаков.

Итак, понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Понятие — одна из основных форм научного познания действительности. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, политическая экономия сформировала такие понятия, как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки — понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов и в этом смысле они беднее форм чувственного познания — восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить ее с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

Логические приемы образования понятий. Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы его раскрыть, нужно сравнить предметы друг с другом, установить то общее, что им присуще, отделить от индивидуального и т. д. Это достигается с помощью логических приемов: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно прежде всего сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки, которые делают его сходным с одним и отличают от других предметов. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов действительности, называется сравнением. Сравнивая ряд предметов, мы устанавливаем наличие у них некоторых общих признаков, присущих определенной группе предметов.

Чтобы выделить признаки предмета, нужно мысленно расчленить предметы на его составные части, элементы, стороны. Мысленное расчленение предмета на составные части называется анализом. Выделив те или иные признаки, мы сможем изучить каждый из них в отдельности.

Изучив отдельные детали, необходимо восстановить в мышлении предмет в целом. Мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом, называется синтезом. Синтез является приемом, противоположным анализу. Вместе с тем оба приема предполагают и дополняют друг друга.

Выделив при помощи анализа признаки предмета, мы выясняем, что одни из этих признаков имеют существенное значение, другие такого значения не имеют. Сосредоточивая свое внимание на существенном, мы абстрагируемся от несущественного. Мысленное выделение отдельных признаков предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием. Рассмотреть какой-либо признак абстрактно — значит отвлечься (абстрагироваться) от других признаков.

Признаки изучаемых предметов мы можем распространить на все сходные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения, т. е. приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие.

Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из основных форм абстрактного мышления — понятие.

Понятие и слово. Понятие неразрывно связано с языковой единицей — словом, понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, например «право», «закон», «соучастие», «Совет народных депутатов», «социалистическое самоуправление народа» и т. п. Слова являются материальной, языковой основой понятий, без которой невозможно ни их формирование, ни оперирование ими.

Однако единство языка и мышления, слова и понятия не означает их тождества. В отличие от понятий слова во всех языках различны: одно и то же понятие выражается в разных языках по-разному. Кроме того, в одном языке также нет тождества понятия и слова. Например, в любом языке существуют слова-синонимы и слова-омонимы.

Синонимами называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «труд» и «работа»; «родина» и «отечество»; «социализм» и «первая фаза коммунизма»; «договор» и «контракт», и многие другие.

Омонимы — это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, ударник — часть затвора винтовки и ударник — передовой рабочий социалистического производства; кулак — кисть руки со сжатыми пальцами и кулак — богатый крестьянин-собственник, эксплуатирующий чужой труд).

Многие слова имеют несколько значений. Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем чтобы употреблять их в строго определенном смысле.

В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология — система терминов, употребляемых в данной области знания. Термин — это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью по крайней мере в пределах данной науки или родственной группы наук. Важное значение разработке и уточнению терминологии придается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснение терминов, употребляемых в определенной отрасли права.

Понятие – это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей только для этих выделенных предметов. Признаки должны быть существенными. Существенным называется признак, определяющий качественную специфику тех или иных предметов и отличающий данный предмет от всех остальных. Например, для понятия «дерево» существенными будут такие признаки, как корень, ствол и крона. Листва будет для этого понятия несущественным признаком, потому что есть ещё и хвойные деревья.

Понятие, как и всякая мысль, выражается словами. В простейшем случае его можно выразить одним словом (например, дерево, студент). Многие понятия могут быть выражены только словосочетаниями, которые называются дескриптивными (описательными) выражениями (например, демократический режим).

Содержание и объём понятия.

Структура понятия включает два элемента: 1) содержание, 2) объём.

– это система признаков, на основе которой осуществлено обобщение и выделение предметов в понятии. Это качественный параметр понятия.

Объём понятия – это множество предметов, обобщаемых и выделяемых в понятии, т.е. множество предметов, которые характеризуются системой признаков, составляющей содержание понятия. Это количественный параметр понятия.

Связь между содержанием и объёмом понятия выражается в логическом законе обратного отношения между ними, который можно сформулировать так: пусть имеются два понятия, содержание одного из которых меньше содержания другого, тогда объём первого больше объёма второго.

Пример. Содержание понятия «студент» определено признаком «обучаться в высшем учебном заведении». Его объём – класс всех людей, обучающихся в вузах. Увеличим содержание этого понятия (введём новый признак): «обучаться на историко-политологическом факультете». Такое увеличение содержания приводит к появлению понятия с меньшим объёмом, — «студент-политолог», — поскольку теперь рассматриваются те студенты, которые обучаются только на историко-политологическом факультете специальности «государственное муниципальное управление».

Виды понятий.

Так как содержание и объём являются главными логическими характеристиками понятия, то и виды понятий определяются в зависимости от содержания и объёма.

По объёму понятия подразделяются на следующие виды:

— пустые – объём их не содержит ни одного элемента (например, вечный двигатель, круглый квадрат, русалка, женатый холостяк и т.д.);

— единичные – в объёме содержится один элемент (Эйфелева башня, Кама, самая высокая гора на Земле, Михаил Ломоносов и т.д.);

— общие – в объёме содержится более одного элемента (человек, река, число, студент, квадрат и т.д.).

По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий:

— собирательные (их элементами являются совокупности однородных предметов, мыслимые как целое; главная особенность собирательных понятий заключается в том, что в их содержании есть признаки, отсутствующие у отдельных элементов класса; например, Солнечная система, студенческая группа и т.д.) и несобирательные (их элементами являются отдельные предметы; например, планета Солнечной системы, Пермский государственный университет и т.д.);

— конкретные (понятия, в которых обобщены сами предметы, существующие в универсуме рассуждения; например, стол, самолёт, компьютер, кража и т.д.) и абстрактные (понятия, в которых обобщены отдельные стороны, свойства, отношения предметов, существующих в универсуме рассуждения; например, любовь, твёрдость, талант и т.д.);

— положительные (указывают на наличие какого-либо признака у предмета, например, дееспособность и т.п.) и отрицательные (в их содержании отрицается, что предмет обладает соответствующим признаком, например, недееспособность и т.п.);

— относительные (понятия, содержанием которых является наличие или отсутствие отношения выделяемых предметов к некоторым другим предметам; например, мать, жена, сосед, начальник, должник и т.д.) и безотносительные (понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета; например, человек, государство, книга, литература и т.д.).

Добавить комментарий