Понятие государственного земельного контроля

Земельный контроль (надзор) как правовая мера выполняет три основные функции: предупредительную, направленную на предотвращение еще не начавшегося противоправного воздействия на земельные участки; информационную, направленную на сбор сведений о подконтрольных объектах, и карательную, направленную на привлечение нарушителей земельного законодательства к юридической ответственности.

Классификацию видов земельного контроля (надзора) можно производить по нескольким критериям. По критерию субъекта, осуществляющего земельный контроль (надзор), следует выделить государственный надзор, муниципальный, производственный и общественный земельный контроль. При этом необходимо иметь в виду, что государственный земельный надзор может осуществляться только федеральными органами власти. Возможность проведения государственного земельного надзора субъектами РФ ЗК РФ не предусматривает.

По критерию направленности контроля следует различать внешний (надведомственный) и внутренний (внутриведомственный) земельный контроль. Внутренний земельный контроль осуществляется самим хозяйствующим субъектом (соответствующими структурными подразделениями) и носит название производственного. Земельный контроль в отношении организационно не подчиненных объектов проявляется в форме государственного надзора, общественного и муниципального земельного контроля.

Государственный земельный надзор — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти но систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор следует подразделить на общий, который осуществляется органами общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ и т.д.), и специальный, осуществляемый специально уполномоченными органами исполнительной власти, главным образом Росреестром.

Государственный земельный надзор как элемент механизма управления земельными ресурсами имеет ряд особенностей. Первая особенность полномочий органов государственного земельного надзора состоит в том, что их деятельность носит надведомственный характер, охватывает все категории земель, а также деятельность любых хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

Вторая особенность государственного земельного надзора заключается в содержании мер административного принуждения, применяемым государственными инспекторами к нарушителям земельного законодательства. К числу таких мер относятся меры административной ответственности (предупреждение, штраф), административного пресечения (например, меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и т.д. Утверждены и перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Государственный земельный надзор осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с утвержденными планами, а также внеплановых проверок. Последние проводятся для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства, а также в случае получения от органов публичной власти, граждан и организаций документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Законодательством предусматривается ряд гарантий интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц от произвола со стороны контрольных (надзорных) органов посредством уточнения взаимных прав, обязанностей и ответственности, а также установления правовых процедур контроля (надзора). Такие гарантии, в частности, предусматривает Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данный Закон различает плановые и внеплановые проверки. Например, основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • 1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • 2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    • а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Порядок ведения федерального земельного надзора в соответствии с п. 2 ст. 71 ЗК РФ определен постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле». В данном документе перечисляются федеральные органы исполнительной власти, принимающие участие в государственном земельном надзоре. В их число входят Росреестр, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и их территориальные органы. В постановлении указывается перечень должностных лиц, его осуществляющих, указываются вопросы, подконтрольные каждому органу.

Так, государственные инспекторы Росреестра осуществляют государственный земельный надзор за выполнением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена ими, использованием земельных участков без правоустанавливающих документов и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; соблюдением порядка переуступки права пользования землей; выполнением требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; выполнением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; порядком представления сведений о состоянии земель и т.д.

Росприроднадзор осуществляет надзор за соблюдением выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных и собственных надобностей; выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению иных процессов, ухудшающих качественное состояние земель; режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов и т.д.

Россельхознадзор осуществляет на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов надзор за соблюдением выполнения в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами и т.д.

Таким образом, первый из указанных органов осуществляет надзор за соблюдением требований по использованию земель всех категорий; в ведении второго органа — функции по надзору за соблюдением требований по охране земель всех категорий; полномочия третьего из названных органов распространяются только на категорию земель сельскохозяйственного назначения и субкатегорию сельскохозяйственного использования в составе категории земель населенных пунктов.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель при выполнении возложенных на них обязанностей имеют право: посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде; давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок; составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности и т.д.

Муниципальный земельный контроль — это деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства в границах муниципальных образований, обеспечения соблюдения правообладателями земельных участков требований в области использования и охраны земель. При определении объекта муниципального земельного контроля следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, при его осуществлении органы местного самоуправления не могут присваивать функции специально уполномоченных органов государственного земельного надзора. Для этого существуют специальные методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и Росреестра.

Во-вторых, если государственный земельный надзор (п. 1 ст. 71 ЗК РФ) и общественный земельный контроль (п. 3 ст. 72 ЗК РФ) осуществляются за использованием и охраной земель, то муниципальный земельный контроль — только за использованием земель. Такой подход можно объяснить тем, что контроль (надзор) за охраной земель является разновидностью экологического контроля (надзора), который с 1 января 2006 г. органы местного самоуправления не осуществляют.

Порядок ведения муниципального земельного контроля определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Как правило, его осуществляет отдел (комитет) в структуре местной администрации. Правообладатели земельных участков по требованию специалиста отдела муниципального земельного контроля обязаны: обеспечивать свое присутствие или присутствие своих представителей при проведении мероприятий но муниципальному земельному контролю; представлять документы о нравах на земельные участки, об установлении сервитутов и особых режимов использования земель, проектно-технологические и другие материалы, регулирующие вопросы использования и охраны земель; оказывать содействие в организации мероприятий по муниципальному земельному контролю и обеспечении необходимых условий специалистам отдела муниципального земельного контроля при выполнении указанных мероприятий.

Наряду с государственным и муниципальным контролем земельное законодательство предусматривает возможность проведения общественного земельного контроля (п. 3 ст. 72 ЗК РФ).

Общественный земельный контроль — это деятельность граждан и их объединений по осуществлению проверки соблюдения установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также соблюдения требований использования и охраны земель.

Общественный земельный контроль осуществляется лишь тремя категориями субъектов: органами территориального общественного самоуправления, общественными организациями (объединениями), гражданами. Характерно отличие субъектов общественного экологического контроля и субъектов земельного контроля: согласно ст. 12 Закона об охране окружающей среды в осуществлении общественного экологического контроля участвуют общественные и иные некоммерческие объединения. Земельный кодекс РФ определяет участие общественности в этом смысле более узко (без иных некоммерческих объединений). С другой стороны, в качестве субъекта общественного экологического контроля в Законе об охране окружающей среды не указаны органы территориального общественного самоуправления.

Согласно ст. 27 Закона о местном самоуправлении под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Правовую основу участия общественности в контроле за состоянием земель составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ЗК РФ и иные нормативные правовые акты.

Особым субъектом общественного земельного контроля, не указанным в ЗК РФ, являются коренные малочисленные народы и их объединения. Как следует из подп. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», данные субъекты вправе участвовать в проведении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами народов.

Результаты общественного земельного контроля могут быть отражены в форме обращений, жалоб или иных предусмотренных законодательством формах и представлены в органы государственной власти РФ и ее субъектов, а также органы местного самоуправления. Они подлежат обязательному рассмотрению. Так, граждане вправе направить в орган местного самоуправления обращение с предложениями по совершенствованию его работы по учету мнения населения при предоставлении земель для строительства, либо но своевременному информированию граждан о намечающемся строительстве. Должностные лица органа местного самоуправления обязаны в течение месяца дать письменный ответ гражданам по существу обращения (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Сегодня система общественного земельного контроля продолжает формироваться. Наиболее перспективная сфера, в которой он может применяться, — создание дополнительных информационных возможностей для работы государственного надзора и муниципального земельного контроля. Дублирование функций публичного земельного контроля представляется малоэффективной задачей. В то же время при налаженном взаимодействии с государственным надзором и муниципальными контрольными органами общественные объединения и граждане могли бы оперативно предупреждать компетентные органы о существующих земельных правонарушениях во дворе, в микрорайоне, квартале (например, о самовольных постройках гаражей, свалках и т.д.).

Производственный земельный контроль осуществляется специальной службой (отдельным работником) юридических лиц или индивидуальным предпринимателем на своих земельных участках и имеет задачей проверку соблюдения и исполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований законодательства в области использования и охраны земель.

Как следует из п. 1 ст. 73 ЗК РФ, производственный земельный контроль может осуществляться всеми субъектами вещных прав на землю (кроме обладателей сервитута), а также некоторых обязательственных прав (права аренды и права безвозмездного срочного пользования). Естественно, нет никакого смысла организовывать производственный земельный контроль на дачном земельном участке размером шесть соток. Речь идет об организации производственного контроля на территории крупных землепользователей. Появление таковых на землях сельскохозяйственного назначения является неизбежным в силу п. 2 ст. 4 Закона об обороте земель, предполагающей появление крупных землевладений размером как минимум 10% всей площади сельскохозяйственных угодий административно-территориального образования. Не менее актуальным является создание системы производственного земельного контроля юридическими лицами, использующими земли специального назначения (например, в сфере недропользования), либо земли лесного фонда.

Остается не совсем ясным, почему согласно п. 2 ст. 73 ЗК РФ лицо, использующее земельный участок, обязано представить сведения об организации производственного земельного контроля только в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля (надзора). В этом случае орган местного самоуправления не будет располагать необходимой информацией о создании и существовании производственного земельного контроля на своей территории, что едва ли обосновано.

Система производственного контроля наиболее детально разработана в экологическом законодательстве применительно к производственному экологическому контролю, имеющему определенную специфику при обеспечении промышленной безопасности опасных производственных объектов. В ряде случаев сфера действия производственного земельного и экологического контроля могут совпадать. Так, контроль по приему отходов на полигоны твердых бытовых отходов в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям, а в задачи службы производственного контроля входит система наблюдения и контроля за состоянием земель от воздействия неблагоприятных экологических факторов (размещения отходов).

Все предметы → Земельное право

ЗК РФ, Глава XII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

  • Ст 71. Государственный земельный надзор
  • Ст 71.1. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства
  • Ст 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений
  • Ст 72. Муниципальный земельный контроль
  • Ст 72.1. Общественный земельный контроль

Виды земельного контроля:

  • — государственный,
  • — муниципальный,
  • — общественный,
  • — производственный.

Государственный земельный надзор

Государственный земельный надзор – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами гос. власти, органами местного самоуправления, а также юр. лицами, их руководителями и иными должностными лицами, ИП, гражданами требований законодательства РФ, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов и лиц, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов гос. власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами гос. власти, органами местного самоуправления, юр. лицами, ИП, гражданами своей деятельности.

Предмет проверок надзора — соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственный власти, органами местного самоуправления, юр. лицами, ИП, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена ответственность.

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти (органы гос. земельного надзора).

При осуществлении гос земельного надзора применяются положения ФЗ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юр. лиц и ИП при осуществлении гос. контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных ЗКРФ.

Должностные лица органов надзора имеют право:

  • — осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства;
  • — запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов гос. власти, органов местного самоуправления, юр. лиц, ИП, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;
  • — беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа гос. земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими спец. объектами, и осматривать такие участки и объекты для осуществления гос. земельного надзора;
  • — осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;
  • — выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;
  • — обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;
  • — осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;
  • — привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;
  • — направлять в органы гос. власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;
  • — осуществлять иные предусмотренные ФЗми полномочия.

По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора, составляются акты проверки. В случае выявления нарушений требований законодательства, к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, орган надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем 30 дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:

  • — исполнительный орган гос. власти или орган местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в гос. или муниципальной собственности;
  • — орган гос. власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием и об их продаже с публичных торгов, в отношении участков, находящихся в частной собственности.

В рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства должностными лицами, уполномоченными на осуществление гос. земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.

Административное обследование объекта земельных отношений — исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в гос. и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.

В случае выявления по итогам административного обследования признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством предусмотрена ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования.

Порядок проведения административного обследования и форма акта утверждаются Правительством РФ.

Муниципальный земельный контроль

Муниципальный земельный контроль – деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами гос. власти, органами местного самоуправления, юр. лицами, ИП, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства, законодательства субъекта РФ, за нарушение которых законодательством, законодательством субъекта РФ предусмотрена административная и иная ответственность.

Осуществляется в соответствии с законодательством и в порядке, установленном НПА субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними НПА органов местного самоуправления с учетом положений ЗКРФ.

В случае выявления нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством предусмотрена ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган гос. земельного надзора.

В срок не позднее чем 5 рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, орган гос. земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

Порядок взаимодействия органов гос. земельного надзора с органами муниципального земельного контроля, устанавливается Правительством РФ.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

Общественный земельный контроль

Общественный земельный контроль – деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов гос. власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных ЗКРФ и затрагивающих права и законные интересы граждан, юр лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений. Общественный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Производственный земельный контроль

Производственный земельный контроль обеспечивается путем проведения юр. лицами добровольно, собственными силами инициативных мероприятий по организации проверки соблюдения земельного законодательства в процессе землепользования.

Распространяется только на закрепленный земельный участок и направлен на обеспечение соблюдения земельного законодательства и внутренних правил землепользования.

Проведение регулируется правилами внутреннего распорядка.

Включает организацию внутренних проверок, экспертиз и аудита.

Выявленные недостатки служат основанием для внесения коррективов в организацию землепользования и хозяйственной деятельности. В случае квалификации производственных действий как правонарушений применяются меры дисциплинарной и материальной ответственности органами управления производством.

В целях организации контроля по мере необходимости могут создаваться спец. службы, либо определенными полномочиями наделяются соответствующие сотрудники предприятия.

Задачей земельного контроля является проверка соответствия деятельности субъектов земельных отношений требованиям земельного законодательства либо выявлением случаев самовольного пользования земельными участками. Выделяется три вида з.к. — государственный, муниципальный и общественный. Гос. з.к. осуществляют должностные лица и специалисты Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных подразделений.

Содержание государственного з.к. охватывает контроль за: — соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель;

  • — соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков и использование их без оформленных документов.
  • — соблюдением порядка переуступки права пользования землей;
  • — предоставления достоверных сведений о состоянии земель;
  • — использования земель по назначению;
  • — исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства;
  • — наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;

Юридическими последствиями проведения г.з.к. может явиться принудительное прекращение прав на земельный участок в случае неустранения выявленных ранее нарушений.

Муниципальный з.к. осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный з.к. является одним из способов осуществления принципа земельного права, закрепленного ст. 1ЗК — участия граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане РФ, общественные организации имеют право принимать участие в подготовке решений реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы гос. власти, органы м.с., субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, установленных законодательством.

Наряду с вышеописанными видами з.к. существует производственный контроль, который, однако, имеет иную юридическую и организационную природу. П.з.к. осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором участка. П.к. может квалифицироваться как текущий контроль, поскольку реализуется в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. Его проведение представляет собой не право, а обязанность титульных владельцев земельных участков.

Добавить комментарий