Понятие и элементы административно правового статуса личности

Что такое административно-правовой статус гражданина

Административно-правой статус гражданина – это совокупность гражданских прав и обязанностей человека, закрепленных в Конституции РФ и иных нормативных актах. Административно-правовой статус определяет правовое положение гражданина в системе государственного управления.

Помимо административно-правового у гражданина есть конституционно-правовой, социальный и другие статусы. Подробнее о конституционно-правовом статусе вы узнаете, прочитав нашу статью. Мы же уделим внимание правоотношениям гражданина с госорганами и муниципалитетами.

Различают общий, индивидуальный и специальный административно-правовой статус (АПС) граждан. Особенности приведем в таблице.

Статус

Категории субъектов

Общий

Равный для всех. Отличается стабильностью. Регулируется Конституцией и не зависит от текущих обстоятельств

Специальный

Действует применительно к определенной категории субъектов, которая обладает дополнительными правами или обязанностями. Например, льготные категории граждан (пенсионеры, несовершеннолетние, инвалиды), предприниматели, государственные служащие или военные, лица с двойным гражданством, иностранные граждане и пр.

Индивидуальный

Определяет статус конкретного человека, наделенного индивидуальными правами, связанными с его личностью (например, пол, возраст, семейное положение, профессия). Индивидуальный статус может меняться в зависимости от обстоятельств жизни конкретного индивида

Важно! Перечисленные выше категории могут совмещаться, дополняя друг друга. Но не могут вступать в противоречие.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Нормативное регулирование приведем далее в таблице.

Элементы административно-правового статуса

Основы административно-правового статуса гражданина РФ — это:

  • Административная правоспособность — способность иметь права и выполнять свои обязанности в рамках административного права. Такую способность лицо приобретает с момента рождения и теряет только со смертью. Она определяется возрастом, профессией, семейным положением, состоянием здоровья. Ограничение административной правоспособности допускается по решению суда.

    Например, право человека на свободу, выбор места жительства, передвижение могут быть ограничены судом в качестве меры правового воздействия.

  • Административная дееспособность — способность своими действия приобретать права и создавать для себя обязанности в сфере взаимоотношений с госструктурами. Различают полную (с 18 лет), частичную (в 6–14 и 14–18 лет), ограниченную (например, в силу болезни) административную дееспособность.

Подробнее об административной дееспособности вы узнаете из нашей статьи «Административная дееспособность — это».

К элементам АПС также относят гражданство, принципы, ответственность и гарантии.

Важно! Права и обязанности, являющиеся элементами административно-правового статуса граждан, носят неотчуждаемый характер.

Основные права и обязанности человека и гражданина

Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации закреплены в Конституции РФ. Среди них право:

Важно! Любое ограничение прав и свобод граждан возможно только на основании судебного решения.

Граждане РФ, имея гарантированные государством права, должны нести и возложенные на них обязанности, исполнение которых имеет существенное значение для эффективного государственного управления.

Конституция РФ предусматривает следующие обязанности граждан:

Гражданство РФ

Порядок получения, основания прекращения гражданства РФ, правовое регулирование двойного гражданства предусмотрены законом № 62-ФЗ.

Гражданство РФ приобретается по рождению, а также в результате приема или восстановления в гражданстве РФ. Ребенок становится гражданином РФ, если:

  • мама и папа — граждане РФ (независимо от того, где родился ребенок);
  • папа или мама — гражданин РФ, а второй родитель — иностранный гражданин (при условии что ребенок родился в РФ);
  • оба родителя — иностранцы, проживающие в РФ, но другие страны не предоставляют ребенку свое гражданство (при условии что ребенок родился на территории РФ).

Обратите внимание! Любой иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее полной дееспособности, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ.

Важно! Гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин не является гражданином РФ и имеет гражданство другой страны. Лицо без гражданства не имеет документального подтверждения своей принадлежности к какому-либо государству.

В соответствии со ст. 62 Конституции РФ такие лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Исключения из этого правила установлены федеральными законами либо международными договорами. К таким исключениям, в частности, относят:

  • запрет на госслужбу и допуск к гостайне;
  • невозможность участия в выборах и референдуме;
  • освобождение от воинской обязанности (исключение — служба по контракту);
  • запрет на членство в политических общественных объединениях;
  • ограничение права на въезд на территорию РФ (требуется специальное разрешение);

Обратите внимание! Для такой категории лиц предусмотрены некоторые виды специальной административной ответственности, например за нарушение режима пребывания. Также для них есть отдельная мера административного воздействия — принудительное выдворение за пределы РФ.

Принципы административно-правового статуса граждан в РФ

Основной принцип административно-правового статуса гражданина закреплен в ст. 2 Конституции РФ. В ней сказано, что человек, его права и свободы — высшая ценность, которой государство достигает за счет следующих инструментов:

Гарантии административно-правового статуса граждан

Человеку и гражданину на территории РФ гарантируется государственная и судебная защита его прав и свобод (ст. 45–46 Конституции РФ).

Гарантии можно разделить:

  1. На экономические. Состояние экономики страны, дающее возможность экономического (материального) обеспечения правового положения лиц в РФ достигается:
    • обеспечением высоких темпов развития экономики страны;
    • поддержкой предпринимательства;
    • защитой всех форм собственности;
    • созданием условий для добросовестной конкуренции.
  2. Политические. Состояние государственной власти, уровень демократии и политической стабильности в стране. Характеристики:
    • обеспечение эффективного госуправления;
    • наличие многопартийности;
    • создание общественных объединений граждан;
    • обеспечение достойных условий жизни граждан.
  3. Идеологические гарантии — состояние культурного уровня и духовно-нравственной сферы общества. Уровень правового развития граждан достигается:
  • снижением уровня преступности;
  • повышением правовой культуры и дисциплины общества.
  • Юридические гарантии административно-правового статуса граждан. Совокупность закрепленных в законодательстве механизмов обеспечения правого положения человека характеризует:
    • законодательное закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере госуправления;
    • нормативное регулирование ответственности госорганов, муниципалитетов и чиновников за нарушение прав и свобод граждан;
    • создание контрольно-ревизионных органов, осуществляющих надзор за деятельностью госорганов и муниципалитетов;
    • обеспечение доступности подачи обращений.
  • ***

    Административно-правовой статус граждан РФ — важный показатель развития экономики страны, ее политической силы и уровня культурного развития. Соблюдение прав и законных интересов всех субъектов госуправления, высокий уровень правового сознания граждан характеризуют стабильное развитие государства.

    административный гражданин государственный право

    Под правовым статусом всегда понимается установленная нормами права совокупность прав и обязанностей, принадлежащих лицу. Соответственно, если говорить об административно-правовом статусе личности, то он представляет собой совокупность прав и обязанностей конкретного человека в сфере осуществления государственного управления. В данном случае понятие «административно-правовой статус личности» объединяет все категории физических лиц, находящихся в Российской Федерации — граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев.

    Содержанием административно-правового статуса личности (индивида) являются:

    • комплекс прав и обязанностей, закрепленных в административных нормах;

    • гарантии реализации этих прав и обязанностей.

    Отношения в области осуществления государственного управления регулируются, в той или иной степени, различными отраслями права, поэтому административно-правовой статус личности определяется нормами не только административного, но и других отраслей права (например, конституционного, налогового и др.), в которых закрепляются права и обязанности в сфере государственного управления.

    Административно-правовой статус личности производен от конституционно-правового статуса, т.к. права и обязанности личности, содержащихся в административно-правовых нормах, основываются на конституционных и часто конкретизируют последние.

    Административно-правовой статус личности (индивида) определяется объемом и характером правосубъектности. Административная правосубъектность включает такие элементы, как правоспособность и дееспособность и деликтоспособность.

    Административная правоспособность — это способность лица иметь (обладать) права и обязанности в сфере государственного управления. Традиционно в юридической литературе указывается на то, что она возникает с момента рождения и прекращается смертью. Такой подход вполне применим к гражданам России. У иностранцев и лиц без гражданства административная правоспособность возникает не с момента рождения, а с момента прибытия в Российскую Федерацию. Правоспособность в данном случае возникает в независимости от законности или незаконности въезда. Так, например, иностранные граждане и лица без гражданства, незаконно пребывающие в России, могут быть привлечены к административной ответственности в виде административного выдворения за пределы РФ. Объем и содержание административной правоспособности определяется законами и основанными на них актами управления, в которых содержатся соответствующие нормы административного права.

    Правоспособность неотчуждаема и непередаваема. У отдельных категорий лиц ее объем может быть различен, это зависит от наличия или отсутствия гражданства РФ, состояние здоровья и прочих факторов. Например, инвалид освобождается от обязанности проходить срочную службу в Вооруженных Силах РФ, тем самым такая обязанность на него не возложена.

    Административная дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять предоставленные права, выполнять установленные обязанности. Дееспособность связана с возрастными и психическими особенностями личности и зависит от них.

    Полная дееспособность в соответствии со ст. 60 Конституции РФ наступает с 18-летнего возраста. В административном праве возможно и частичное возникновение дееспособности ранее. Так, с 14-летнего возраста у гражданина возникает обязанность иметь паспорт, с 16-летнего возраста лицу может быть предоставлено право управления транспортным средством — мотоциклом.

    Дееспособность может быть ограничена полностью или частично только судом, в силу психической зависимости или психического расстройства. Такое признание осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

    Административная деликтоспособность — это способность лица нести юридическую ответственность за свое поведение. В административном праве она наступает с 16 лет, и лицо может быть привлечено к административной ответственности.

    В административно-правовых актах различается административный статус различных категорий физических лиц. Так, граждане РФ, по сравнению с «не гражданами», обладают большим объемом прав и обязанностей (например, только граждане обладают правом поступления на государственную гражданскую службу, только на граждан возложена обязанность проходить военную службу по призыву).

    Все граждане России равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

    В то же время административно-правовой статус граждан РФ так же различен (например, должностное лицо обладает большим объемом прав, чем рядовой гражданин, поскольку последний не имеет властных полномочий).

    Физические лица (индивиды) являются индивидуальными субъектами административного права в этой связи, следует отметить, что индивиды различаются между собой не только состоянием гражданства РФ, но и полом, возрастом, образование, стажем работы, состоянием здоровья, что также прямо влияет на объем прав и обязанностей.

    Исходя из изложенного, административно-правовой статус личности можно классифицировать на:

    1. Общий административно-правовой статус лица — гражданина Российской Федерации;

    2. Специальный административно-правовой статус, который отражает особенности правового положения отдельных категорий физических лиц — иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, несовершеннолетних, государственных служащих и т.п.;

    3. Индивидуальный административно-правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей конкретной личности (индивида) с учетом ее индивидуальных особенностей — пол, возраст, образование и т.п.

    Административно-правовой статус гражданина – это составная часть правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

    Административно-правовой статус гражданина РФ является производным от его конституционно-правового статуса и конкретизирован в многочисленных нормативно-правовых актах применительно к сфере государственного управления. Конституция РФ закрепляет наиболее важные права и свободы граждан, устанавливает правовые основы и гарантии их реализации (правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ).

    Однако реальный механизм реализации прав и свобод граждан, исполнения ими своих обязанностей в сфере государственного управления конкретизируется и устанавливается нормами административного права, лежит в сфере деятельности исполнительной власти.Для формирования административно-правового статуса граждан наиболее важными являются общие конституционные положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

    Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6 Конституции РФ). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

    Элементы административно-правового статуса граждан:

    1) принципы административно-правового статуса граждан;

    2) гражданство;

    3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;

    4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;

    5) административная ответственность граждан;

    6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

    Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

    — Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;

    — Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;

    Вступить в АПО может лишь лицо, обладающее административной правоспособностью. Исходя из определения правоспособности вообще как способности гражданина иметь права и нести обязанности, административную правоспособность (АПС) можно определить, как способность гражданина иметь административные права и нести административные обязанности. АПС возникает с момента рождения гражданина и прекращается его смертью. В соответствии со ст.19 КРФ все граждане обладают равным объёмом прав и обязанностей.

    В отличие от АПС, административная дееспособность не может быть одинакова у всех. Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях с 16 лет, а не с рождения, т.е. до 18 (16) лет граждане не обладают ДС, в т.ч. и административной. Во-вторых, естественно, что ДС различна у разных лиц (иностранцы, апатриды, больные психическими заболеваниями и т.д.). Кроме того, определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе реализации своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают охотники, водители транспорта.

    Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан:

    — право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

    — право граждан на объединение (закон об общественных объединениях — на принципах – добровольность, равноправие, самоуправление);

    — политические права граждан (на проведение митингов, демонстраций, шествий);

    — право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями и жалобами;

    — право на свободу и личную неприкосновенность (ограничение возможно лишь по решению судебных органов);

    — право на неприкосновенность жилища;

    — право на передвижение, выбор места проживания (правила о регистрации – определённое ограничение);

    — право иметь доступ, передавать и производить информацию (ограничения этого права – закон от 23.07.93 г. «О государственной тайне»);

    — право на возмещение вреда, причинённого государственными органами и должностными лицами за счёт казны.

    Обязанности: своевременно платить налоги; соблюдать закон; защищать отечество, беречь историческое и культурное наследие и т.д. Т.о. баланс прав и обязанностей с советских времён изменился в сторону прав.

    Иностранные граждане и апатриды, по общему правилу, обладают теми же правами, за некоторыми ограничениями (избирательное право, защита отечества, поступление на государственную службу и т.д.). Основные конституционные права и обязанности составляют фундамент административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.

    Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения.

    Виды административно-правовых гарантий: экономические; политические; идеологические; организационные; юридические. Эти гарантии могут быть судебными и внесудебными.

    Судебная защита прав и свобод гражданина может осуществляться в соответствии с внутригосударственным законодательством, а также международными договорами РФ. Статьи 18 и 46 Конституции особо подчеркивают роль судов в защите прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

    Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    К видам внесудебных административно-правовых гарантий относятся:

    1. Право Президента приостанавливать, согласно ст. 85 Конституции, действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если этими актами нарушаются права и свободы человека и гражданина, до решения этого вопроса соответствующим судом;

    2. Право гражданина обратиться в органы исполнительной власти, прокуратуру, Комиссию по правам человека при Президенте страны, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и к уполномоченным и комиссиям по правам человека субъектов Федерации, на которых возложены обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина.

    3. Предусмотренное ст. 53 Конституции право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;

    4. Установленный КоАП и другими законами процессуальный порядок рассмотрения дел о правонарушениях, являющийся важной гарантией законного и обоснованного привлечения граждан к административной, дисциплинарной и материальной ответственности за неправомерные действия в сфере исполнительной власти;

    5. Предусмотренное ст. 45 Конституции право каждого защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом (например, необходимая оборона; право обратиться за помощью в негосударственные организации; право приостановить работу, если она не оплачивается; забастовка и др.);

    6. Принятие органами исполнительной власти, суда и прокуратуры мер к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, привлечение к ответственности виновных должностных лиц.

    Согласно ст. 18 Конституции, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Однако на практике это не всегда соблюдается.

    ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6

    Административно-правовой статус гражданина – это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных АПН.

    Элементы административно-правового статуса граждан:

    1. Принципы административно-правового статуса граждан.

    2. Гражданство.

    3. Административное правосубъектность (право и дееспособность).

    4. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

    5. Административная ответственность граждан (деликтоспособность).

    6. Юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

    Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:

    1. Конституция РФ.

    2. Декларация прав и свобод человека и гражданина (от 22.11.91г).

    3. Федеральный конституционный закон » О Референдуме РФ» от 10.10.95г.

    4. ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.02г.

    5. Закон РФ «О вынужденных переселенцев» от 19.02.93г.

    6. УК РФ, ГК РФ, Кодекс об административных нарушениях, трудовой кодекс и иные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан.

    Виды административно-правовых статусов граждан:

    1. Общий административно-правовой статус граждан – это общее статусное положение гражданина в сфере государственного управления, которое закрепляется основополагающими нормативными актами.

    2. Родовой административно-правовой статус граждан (специальный) – отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (беженцы, вынужденные переселенцы, военнослужащие, сотрудники, имеющие специальные звания, ОВД и прочее).

    3. Индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии и т.д.

    Принципы административно-правового статуса граждан:

    1. Социальное равенство

    2. Гуманизм

    3. Демократизм

    4. Презумпция невиновности

    5. Законность

    Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, проявляющаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении, достоинства, основных прав и свобод.

    Виды гражданства:

    1. Гражданство РФ.

    2. Иное гражданство – это гражданство (подданство) иностранного государства.

    3. Двойное гражданство – это наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

    4. Лицо без гражданства – это лицо, не имеющее подтверждения гражданства РФ, и не имеющее доказательства иностранного государства.

    Принципы гражданства:

    1. Равенство не зависимо от основания приобретения гражданства.

    2. Единство гражданства.

    3. Открытый и свободный характер гражданства.

    4. Добровольность решения вопроса о гражданстве.

    Гражданство приобретается:

    1. По рождению

    2. В результате приема гражданства

    3. В результате восстановления в гражданстве РФ и по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве РФ» и международными договорами РФ.

    Гражданство может быть прекращено вследствие добровольного выхода из гражданства или по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве РФ» или международными договорами РФ.

    Административноеправосубъектность граждан.

    Составными частями административно-правового статуса граждан являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права.

    Правосубъектность по традиции включает в себя 2 основных структурных элемента:

    1. Правоспособность — это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административного права. Возникает с момента рождения, обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан — это возраст, состояние здоровья, пол, образование, гражданство и прочее.

    2. Дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности, предусмотренные АПН. Административная дееспособность граждан РФ возникает позднее, чем административная правоспособность, но гораздо раньше, чем какая-либо иная дееспособность. Ее частичное проявление и последующее увеличение связано с физическим и интеллектуальным взрослением лица.

    Виды административной дееспособности граждан:

    1. Полная дееспособность с 18 лет.

    2. Частичная дееспособность: с 6 до 14 лет – дееспособность малолетних; с 14 до 18 лет – дееспособность несовершеннолетних.

    3. Ограниченная дееспособность – состоит в ограничение дееспособности в силу решения суда (для лиц, страдающих психическими заболеваниями и лиц, злоупотребляющие спиртными напитками и наркотическими веществами).

    Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

    Права граждан в сфере государственного управления – это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

    I. С точки зрения механизма реализации выделяют следующие права:

    1. Абсолютные (безусловные) – т.е. те, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создать такие условия, чтобы не мешать их реализации, а также защищать данные права. Это права общие: право на жалобу, право на трудоустройство, право на получение общего образования и прочее. Реализация абсолютных прав зависит исключительно от воли гражданина.

    2. Относительные — т.е. для реализации, которых нужен акт компетентного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на определенный деятельности и прочее).

    Воля гражданина должна быть опосредована волей субъекта власти (актом применения права).

    II. По основаниям их возникновения различают:

    2. Специальные права — чаще всего являются льготами, которые предоставляются по следующим критериям: а).социально-демографические (многодетные семьи, лица, страдающие неизлечимыми заболеваниями, вынужденные переселенцы и т.д.). б). по общественно-полезной деятельности (лица, имеющие государственные награды, участники и ветераны военных конфликтов, государственные служащие).

    III.По содержанию различают 3 группы административных прав граждан:

    1. Право на социально-политическую активность (право на внесение предложений, критика).

    2. На государственное участие, содействие и помощь, а также право на помощь компетентных публичных организаций (право пользоваться бесплатными благами; получать организационную, техническую, юридическую, санитарно-эпидемиологическую, медицинскую и иную помощь).

    3. Право на защиту (право на защиту негосударственных организаций).

    Обязанности — это предусмотренная АПН мера необходимого должного поведения граждан в сфере государственного управления.

    Среди административно-правовых обязанностей выделяют:

    1. Абсолютные – не зависят от каких-либо конкретных обстоятельств, они безусловны и возлагаются на каждого (это соблюдение правил дорожного движения, соблюдение правил санитарии, оплата налогов и иных обязательных платежей).

    2. Относительные: а).возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими: 1. обязанности пользователя (студента ВУЗа, читателя библиотеки, пассажира транспортного средства и прочее). 2. Обязанности лица, получившего разрешение на совершение определенных действий или владение определенным имуществом (водители, лица, занимающиеся частной и охранной деятельностью, лица, получившие разрешение на приобретение огнестрельного оружия). б).обязанности возникающие из неправомерных действий, среди них различают: 1. Претерпевать меры пресечения. 2. Обязанности по исполнению наказания.

    V.Административная ответственность граждан – это обязанность граждан в силу норм административного права претерпевать негативные правоограничения: личного, материального или организационного характера за совершение административного правонарушения.

    Для привлечения лица к административной ответственности необходимо, что бы оно обладало административной деликтоспособностью.

    Административныйделиктоспособность граждан – это способность граждан в силу норм права нести ответственность за совершенное административное правонарушение.

    Условия деликтоспособности граждан:

    1. Достижение лицом установленного возраста

    2. Вменяемость (нормальное состояние психической сферы человека).

    В особую группу следует выделить статусы лиц, совершивших уголовные преступления и административные проступки. Действующим административным законодательством установлены различные ограничения для этих лиц:

    1. Гражданин, который имел или имеет судимость, не может быть принят на службу в ОВД, в органы и учреждения прокуратуры, в таможенные органы и прочее, а в связи с осуждением за преступление, он подлежит увольнению со службы.

    2. Не подлежат призыву и не могут добровольно поступить на военную службу по контракту, граждане, привлекавшиеся к уголовной ответственности или имеющие судимость за тяжкие преступления.

    3. Не выдаются лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью.

    4. К лицам, совершим тяжкие преступления, применяется такая мера административного принуждения, как административный надзор ОВД (по решению суда), как наблюдение за ходом социальной реабилитации.

    5. Ограничение на выезд за пределы РФ для лиц: 1. Задержанных по подозрению совершения преступления, либо привлеченных в качестве обвиняемых до вступления в законную силу приговора суда, или до вынесения решения по делу. 2. Если лицо осуждено за преступление, то до отбытия наказания или до освобождения от него.

    6. Не выдается лицензия на приобретение оружия для лиц, имеющих судимость за совершение умышленного преступления.

    7. Не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса и «лица, имеющие не снятую или не погашенную судимость, а также подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение Законодательства об выборах и референдумах».

    8. И прочее.

    Это далеко не полный перечень ограничений, отражающий специфику административно-правового статуса лиц, совершивших преступление и административные правонарушения.

    Специфика названных и ряда других административно-правовых ограничений, статусов лиц состоит в том, что они не являются наказаниями, а лишь связаны с ними, т.к. обеспечивают и дополняют карательное воздействие иными неблагоприятными последствиями совершения противоправного деяния. Их главная задача – это не усиление кары, а предупреждение рецидива в совершение противоправного деяния.

    VI.Юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

    Юридические гарантии – это закрепленные в законодательстве средства, а также система государственных органов, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления.

    Виды юридических гарантий:

    1. Нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления (Конституция РФ, ФЗ, Постановления правительства и прочее).

    2. Ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан (подача жалобы).

    3. Право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц.

    4. Право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

    5. Прокурорский надзор.

    6. Обращение граждан.

    Способы защиты прав граждан.

    Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ, является важнейшим, естественным и неотъемлемым правом гражданина. Государство легализует это право, т.е. формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации и устанавливает обязанность государственных органов и их должностных лиц принимать в определенные сроки меры по защите прав и свобод граждан, и таким образом оно становится юридическим правом.

    Существуют 2 главных направления юридической защиты личности:

    1. От преступлений деликтов и иных неправомерных действий других граждан и юридических лиц.

    2. От неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти (административный произвол).

    Основные средства защиты прав и интересов граждан от злоупотреблений некомпетентности в деятельности властвующих субъектов можно обозначить так:

    1. Создание организаций и независимых институтов гражданского общества, способных оказывать помощь гражданам (адвокатура, общество по защите прав потребителей и прочее), а также иные средства (средство массовой информации и добровольные общества).

    2. Организация работы уполномоченных государственных органов (суды, прокуратура, государственные инспекции, комиссии и прочее), их главнейшая задача – это защита общественного порядка и общественной безопасности.

    3. Активная деятельность самих граждан, использующие предоставленные им права.

    4. Процессуальная защита.

    Все названные средства защиты между собой тесно связаны и используются чаще всего одновременно, т.е. гражданин защищает свои права самостоятельно – необходимая оборона; отказ от выполнения незаконного распоряжения должностного лица и прочее. Но чаще всего лицо обращается за защитой к государственным или негосударственным организациям.

    Право граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к их должностным лицам.

    Такое право закреплено ст. 33 Конституции РФ: «Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

    Обращение граждан к субъектам власти – это главное средство реализации и защиты их прав, а также они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов публичной власти и исправить их ошибки.

    Действующим законодательством РФ различают 3 основные формы обращения граждан:

    1. Предложение — это рекомендация гражданина по совершенствованию нормативно-правовых актов, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений и улучшению социально-экономических и иных сфер деятельности государства и общества.

    2. Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав, свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении нормативно-правовых актов, либо о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и их должностных лиц.

    3. Жалоба – это сообщение гражданина о нарушении его прав, свобод и просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

    Помимо названных существуют и иные формы обращения:

    1. Ходатайства – это письменные обращения граждан с просьбой о признании за физическим или юридическим лицом определенного статуса прав, свобод и прочее.

    2. Коллективные обращения граждан – это обращение 2-х или более лиц, в том числе принятые на митингах и собраниях.

    Право граждан на административную жалобу.

    Все жалобы граждан делятся на 2 типа:

    1. Административные – направленные субъектом публичной исполнительной власти и рассматриваемые во вне судебном порядке.

    2. Судебные – направляемые в суды и рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского, административного, арбитражного или конституционного судопроизводства.

    Административные жалобы также могут подаваться и в суды (по вопросам несвоевременного рассмотрения дела; по возврату изъятого имущества; на грубость сотрудников аппарата суда и т.д.), но рассматриваются такие обращения не судом, а руководителем суда (председателем суда) в соответствии с нормами административного права.

    Административная и судебная жалобы различаются не адресатом, а порядком рассмотрения.

    Судебная жалоба:

    1. Подается в суд.

    2. Рассматривается в порядке осуществления правосудия.

    3. Результат ее рассмотрения – это акт правосудия.

    Административная жалоба:

    1. Подается субъекту публичной власти.

    2. Рассматривается в порядке, установленном нормами административного права.

    3. По результатам её рассмотрения принимается публичный акт или дается мотивированный ответ.

    Среди административных жалоб по правовым признакам различают:

    1. Общие жалобы – порядок рассмотрения, которых регулируется ФЗ » О порядке рассмотрения обращения граждан в органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления» от 2.05.06 г. Право на общую административную жалобу является абсолютным неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Каждый может свободно, добровольно подать жалобу по любому значимому для него вопросу. Для данного решения не нужно чьего либо предварительного согласия. Право на жалобу не ограничено по содержанию и обжалованы, могут быть любые действия (бездействия) сотрудников любых организаций, расцениваемые как не правильные. По одному и тому же факту гражданин может обращаться несколько раз в один и тот же орган, либо в разные органы.

    2. Специальная жалоба – порядок и основания производства, по которым регулируются специальными нормами, содержащимися в уставе связи, дисциплинарном уставе вооруженных сил, трудовом, таможенном кодексах и прочее. Специальная административная жалоба чаще всего является дополнительным способом защиты прав, но оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, оно дополняет его (например, специальная административная жалоба государственных гражданских служащих, рассматриваемая в порядке установленном ФЗ » О государственной гражданской службе»; жалоба на акты налоговых органов, подача и рассмотрение которых регулируется ст. 137-141 Налогового Кодекса РФ и прочее).

    ⇐ Предыдущая123456

    Добавить комментарий