Механизм государства –это система взаимодействующих государственных органов, организаций, учреждений и предприятий, сформированных и действующих на основе норм права, и осуществляющих функции государства (широкое понимание).
Элементы механизма государства:
1. Государственный аппарат — это совокупность всех государственных органов, наделенных властными полномочиями в отношении всего населения, находящегося на территории государства.
Элементом государственного аппарата является государственныйорган – это относительно самостоятельная часть государственного аппарата, которая создается в установленном законом порядке, имеет свою структуру, наделяется компетенцией для выполнения определенных задач и официально представляет государство. В России органы государственной власти сформированы на основании принципа разделения властей.
2. Государственные организации -не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные государством на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций на основе федерального закона (научно-исследовательские центры, информационные и статистические центры).
3. Государственные учреждения: создаются для выполнения социальных и духовно-культурных функций государства, не имеют властных полномочий (учреждения образования, культуры, лечебные учреждения).
4. Государственные предприятия – предприятия, основанные на государственной форме собственности, созданные для извлечения прибыли, часть которой идет в государственный бюджет. Только на государственных предприятиях допускается производство оружия, чеканка монеты, изготовление государственных наград. Ряд государственных предприятий имеет стратегическое значение, особенно в период чрезвычайных ситуаций (предприятия по производству продовольствия, медикаментов, транспортные предприятия и т.п.).
5. Принципы — основополагающие идеи, в соответствии с которыми формируется и действует государственный механизм: принцип единства воли государства, принцип разделения властей, принцип законности, принцип гласности, принцип демократизма и т.п.
6. Нормы права -закрепляющие принципы, порядок формирования, компетенцию, структуру элементов государственного механизма. Взаимодействие всех элементов государственного механизма возможно только на основании действующих норм права, которые содержатся в конституции, законах и иных нормативно-правовых актах.
В узком смысле механизм государства, совпадает с государственным аппаратом, т.е. представляет собой совокупность органов государственной власти.
Таким образом, механизм государства имеет сложную структуру и создан для осуществления всего комплекса функций государства.
12. Понятие, признаки и классификация органов государственной власти
Государственный орган – это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная компетенцией, выполняющая государственные функции, имеющая свою материальную базу, созданная на основе закона.
Признаки государственного органа
1. Относительная самостоятельность: хотя каждый государственный орган структурно обособлен и имеет собственную компетенцию, он связан с другими государственными органами, является частью механизма государства и осуществляет единую государственную политику.
2. Структурная обособленность: государственный орган может иметь в своем составе управления, отделы, комиссии, которые подчиняются руководителю государственного органа.
3. Наличие компетенции, т.е. властных полномочий, которые выражаются в правах и обязанностях должностных лиц и государственных служащих, составляющих государственный орган; властные распоряжения издаются в актах, исходящих от государственного органа и в возможности осуществлять принуждение от имени государства.
4. Каждый государственный орган создается для выполнения определенных государственных функций (законодательные органы, правоохранительные органы и.т.п.).
5. Наличие материальной базы – бюджетное финансирование, счет в банке, оборудованное здание, транспортные средства, средства связи и т.п.
6. Создается и действует на основе закона: правосубъектность государственного органа возникает с момента вступления в силу закона, закрепляющего порядок его формирования и правовой статус. В своей деятельности государственный орган не может выходить за рамки закона: ему «запрещено все, что не разрешено».
Основания классификации государственных органов
1. По принципу разделения властей (горизонтальное разделение властей):
— законодательные органы: формируют законодательство государства (парламент);
— исполнительные органы: создаются условия для реализации законов, для этого могут принимать подзаконные акты (правительство, министерства и ведомства);
— судебные органы: осуществляют правосудие (все виды судов).
2. По принципу федерализма (вертикальное разделение властей):
— федеральные органы государственной власти: их веления обязательны на территории всего государства (глава государства, федеральный парламент, федеральные суды);
— органы государственной власти субъектов федерации: их веления обязательны на территории соответствующего субъекта федерации (Законодательное Собрание Кировской области, Правительство Москвы).
3. По порядку формирования:
— выборные (первичные) органы: избираются на определенный срок непосредственно населением или иным представительным органом (президент, законодательные органы);
— назначаемые (производные) органы: назначаются на определенный срок выборными должностными лицами или выборными органами (правительство, суды, прокуратура).
4. По способу принятия решений:
— коллегиальные: решения принимаются большинством голосов (парламент, правительство);
— единоначальные: решения принимаются руководителем органа (прокуратура, министерства).
5. По месту в системе государственных органов:
— вышестоящие: издающие руководящие акты в отношении других органов, имеющие право их контролировать (Генеральная прокуратура в отношении иных органов прокуратуры);
— нижестоящие: обязанные следовать руководящим актам вышестоящих органов и периодически отчитываться о своей деятельности перед ними (областной департамент образования перед правительством области).
Государственный орган может одновременно быть вышестоящим по отношению к одному органу, но нижестоящим по отношению к другому (управление внутренних дел области является вышестоящим органом по отношению к районным управлениям внутренних дел, но нижестоящим по отношению к министерству внутренних дел).
6. По территориальному масштабу деятельности:
— центральные органы: расположены, как правило, в столице государства или в административном центре субъекта федерации, являются единичными (Федеральная служба безопасности);
— территориальные органы: расположены на территории каждого административно-территориального образования (в субъекте федерации, в муниципальном образовании), но подчиняются только центральному органу (управления ФСБ в каждом субъекте федерации).
7. По характеру компетенции:
— органы общей компетенции: могут принимать любые решения по любым вопросам (Глава государства, парламент, правительство);
— органы специальной компетенции: могут принимать решения только в определенной сфере общественной жизни (Центральная избирательная комиссия – только по вопросам организации и проведения выборов, Прокуратура – по вопросам надзора и т.п.).
8. По времени функционирования:
— постоянные: они должны действовать всегда, хотя персональный состав может меняться (парламент, правительство, суды и т.п.)
— временные: создаются на определенный срок с определенной целью (государственная комиссия по расследованию причин аварии).
Таким образом, государственные органы имеют отличительные признаки и могут быть классифицированы по различным основаниям.
Содержание
Общая характеристика механизма государства и его структуры
В числе важнейших характеристик любого государства, анализ содержания которой позволяет сформировать представление о специфике государственного устройства, уровне развития демократии, эффективного функционирования государственных органов, и т.д., выступает механизм государства.
В наиболее общем виде определение обозначенного института может быть сформулировано следующим образом:
Определение 1
Механизм государства – это существующая и функционирующая в тесной взаимосвязи совокупность специальных государственных органов и учреждений, посредством которых происходит реализация государственно-властных полномочий в сфере управления обществом и обеспечение его законных интересов.
Иными словами, механизм государства позволяет сформировать представление о той организационной и материальной базе, обладая которой государство приобретает возможность последовательно проводить ту или иную общесоциальную политику.
Продолжая общую характеристику механизма государства и переходя к анализу признаков его структуры следует отметить, что в правовой доктрине по-прежнему актуальным остается вопрос о соотношении категорий «механизм государства» и «государственный аппарат». При этом в зависимости от того, какую точку зрения о соотношении обозначенных категорий принимает тот или иной автор, различаются подходы и к определению структуры механизма государства.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Структура механизма государства 420 руб.
- Реферат Структура механизма государства 270 руб.
- Контрольная работа Структура механизма государства 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Наиболее распространенной выступает концепция, сторонники которой утверждают, что государственный аппарат и механизм государства являются категориями, различными по своему объему. Так, в структуру государственного аппарата входит система органов, целями деятельности которых выступает непосредственное осуществление управленческой деятельности, в связи с чем, такие органы наделяются необходимым объемом властных полномочий и материальных ресурсов.
В свою очередь, в структуру механизма государства входит государственный аппарат, а также иные институциональные образования, способствующие выполнению государственных функций.
Так, например, к числу элементов механизма государства, выделяемых в его структуре наряду с государственным аппаратом, в рамках рассматриваемого подхода, могут быть названы: вооруженные силы и правоохранительные органы, учреждения системы исполнения наказаний, органы принудительного исполнения, и т.д., посредством использования которых, деятельность государственного аппарата приобретает необходимые обеспечительные механизмы и силу государственного принуждения.
Подходы к соотношению понятий «механизм государства» и «государственный аппарат». Признаки механизма государства
Продолжая изучение вопроса о соотношении механизма государства и государственного аппарата, ответ на который оказывает непосредственное влияние на специфику структуры соответствующего механизма, можно выделить следующие подходы, существующие в правовой доктрине:
- «Традиционная концепция», сторонники которой утверждают нецелесообразность какого-либо разграничения государственного аппарата и механизма государства, в связи с чем признают соответствующие категории равнозначными, а обозначающие их термины – синонимичными;
- Концепция широкого и узкого толкования механизма государства, в рамках которой, соотношение в узком смысле совпадает с названной выше «традиционной концепцией», т.е. утверждается тождество рассматриваемых категорий, а в широком смысле под механизмом государства принято понимать политическую систему общества;
- «Расширительная концепция», в соответствии с которой механизм государства понимается как система взаимосвязанных государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что для формирования целостного и последовательного понимания структуры механизма государства, представляется целесообразным остановиться на характеристике выделяемых в специальной литературе признаков соответствующего механизма. Так, в настоящее время, к числу таковых признаков принято относить:
- Механизм государства представляет собой системное явление, в связи с чем, не является простой суммой государственных учреждений и органов, а характеризует сложную категорию, структурные элементы которой находятся между собой в сложной взаимосвязи и взаимозависимости;
- Единство механизма государства достигается в результате общности целей и задач, существующих перед его отдельными элементами;
- Базовым элементом структуры механизма государства во всех странах являются конкретные государственные органы;
- В наиболее общем виде можно говорить о том, что социальное предназначение государственного механизма заключается в признании соответствующего механизма в качестве организационной и материальной силы, позволяющей государству осуществлять власть в обществе, достигая конкретных, социально значимых результатов.
Элементы структуры механизма государства
Переходя к непосредственной характеристике структуры механизма государства и его отдельных элементов, отметим, что определение обозначенной структуры может быть сформулировано следующим образом:
Определение 2
Структура механизма государства – это последовательно выделяемые части соответствующего механизма, в основе обособления которых находится разделение единой государственной власти на отдельные ветви в соответствии с конституционно установленными принципами государственного строительства.
Исходя из анализа предложенного определения, положений юридической доктрины, а также признаков структуры государственного механизма, которые были изложены ранее, в числе соответствующих структурных элементов следует называть:
- Государственные органы, обладающие законодательно установленными государственно-властными полномочиями;
- Государственные учреждения и организации – относительно обособленные элементы структуры механизма государства, которые призваны осуществлять непосредственную практическую деятельность по выполнению отдельных государственных задач. В т. ч. в сфере правоохранительной деятельности, обеспечения обороны страны, в области науки, образования, здравоохранения, и т.д.;
- Государственные предприятия – элементы механизма государства, не обладающие, по общему правилу, государственно-властными полномочиями, и призванные осуществлять хозяйственно-экономическую деятельность от имени и в интересах государства;
- Государственные служащие – специальные должностные лица, находящиеся на службе в обозначенных выше структурных элементах механизма государства, деятельность которых позволяет на практике осуществлять государственные функции.
Структура механизма современных государств характеризуется высоким уровнем сложности, а также многообразием составляющих его подсистем и частей.
Под структурой механизма государства понимается его внутреннее строение, порядок расположения его элементов, их взаимосвязь и соотношение.
В структуре механизма государства принято выделять следующие элементы:
– государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при реализации своих властных функций. Особенность данного элемента структуры механизма государства состоит в том, что эти органы наделены государственно-властными полномочиями, реализация которых обеспечена силой государства и подкрепляется принятием общеобязательных управленческих решений парламента, президента, правительства и других институтов;
– государственные организации, которые выступают элементами механизма государства и призваны обеспечивать выполнение охранительных функций деятельности (армия, полиция, службы внутренние войска и т.д.);
– государственные учреждения, которые выступают звеньями структуры механизма государства, лишенными властных полномочий и осуществляющими непосредственную работу по выполнению функций государства в социальной, образовательной, научной и культурной сферах (например, университеты, школы, библиотеки, больницы, почта, научно-исследовательские центры, театры и т.д.);
– государственные предприятия, которые выступают элементами структуры механизма государства, лишенными властных полномочий и занимающиеся хозяйственно-экономической деятельностью. Они производят продукцию и оказывают услуги для удовлетворения потребностей человека и общества;
– государственные служащие (чиновники), которые на профессиональной основе занимаются управлением государством и реализацией его функций;
– организационные структуры и финансовые средства;
– принудительная сила, которая нужна для обеспечения деятельности государственного аппарата.
В зависимости от характера полномочий государственные служащие подразделяются на следующие виды:
– лица, которые занимают должности и непосредственно исполняют полномочия государственного органа (президент, председатель правительства, депутаты, министры и т.д.);
– лица, занимающие должности для обеспечения выполнения функций вышеназванных служащих (помощники, советники и т.д.);
– лица, занимающие должности, которые учреждаются государственными органами с целью обеспечения исполнения полномочий данных органов (специалисты, референты и т.д.);
– лица, не имеющие распорядительных полномочий (врачи в государственных больницах, преподаватели университетов и иные служащие, получающие зарплату из бюджета государства).
Механизм государства и его структура отличаются динамизмом. Структура механизма государства подвержена воздействию как внутренних (культурные, психологические, религиозные и нравственные особенности, уровень экономического развития и т.д.), так и внешних (международная ситуация, особенности взаимоотношений с остальными странами и т.п.) факторов.
Таким образом, в структуре механизма государства можно выделить систему элементов, отлаженное взаимодействие которых обеспечивает эффективное функционирование всего общества.