Понятие и основные задачи юридической службы

Начиная выстраивать работу юридической службы в компании, нужно, во-первых, четко определить, что она собой представляет, сферы ее деятельности и влияния. Во-вторых, установить ее место и роль в организации: с кем и как она взаимодействует, какова ее роль и зачем она нужна.

Понятие юридической службы

В законодательстве отсутствуют какие-либо нормативные или разъяснительные акты, в которых достаточно подробно давалось бы понятие и описание юридической службы (ЮС). Давно устарели советские стандарты 70-х годов прошлого века, например, из-за использования таких фраз: «Руководитель юридической службы консультирует работников по вопросам трудового права». Скорее всего, сегодня юрист, давший работнику подробную инструкцию, как избежать увольнения, вскоре сам потеряет работу. Мы предлагаем базовое, короткое и емкое определение:

Юридическая служба организации — это подразделение, осуществляющее правовое обеспечение ее деятельности.

Именно юрист определяет, что законно или незаконно в деятельности компании, защищает ее права и обязанности, выстраивает схемы сделки, формирует договорную базу и политику.

Как организовать работу юридической службы

Организация работы ЮС, определяющая ее место в компании, должна идти по трем направлениям:

  1. Внутри самой службы: организация работы в коллективе, порядок проверки юристами документов, разработка требований к контрагентам, договорам, налоговым рискам.

  2. В компании в целом. Эта сфера работы службы пересекается с первой. Нужно помнить, что в любой организации юридически значимые действия (то есть те, что имеют правовые последствия) совершают не только юристы. Только последние понимают риски и как правильно действовать.
    Например
    Юрист не подписывает акт приема-передачи, и полномочия того, кому товар отгружен, проверяют водитель или экспедитор. Нарочный, доставляя документы, проверяет полномочия у секретаря — получателя. Сотрудник финансового отдела обещает скидку с корпоративного адреса (при этом Верховный Суд признает, что электронная почта может быть доказательством обмена юридически значимыми сообщениями при достоверном установлении получателя и адресата). Все эти действия могут иметь правовые последствия. А рядовой финансист, бухгалтер, кадровик, экспедитор, снабженец не всегда это осознают. Таким образом, важно взаимодействовать с другими подразделениями, сотрудниками, советом директоров, генеральным директором для грамотного построения работы, объяснения правовых рисков.

  3. Внешние контрагенты. Это могут быть поставщики, покупатели, арендодатели, госорганы. Например, такие, как правоохранительные органы, суд – в случае необходимости участия в судебном заседании, приходится распределять обязанности между юристами, решать, кто пойдет на заседание и кто будет вести судебное дело. Более того, даже подготовка письма в ответ на поступивший запрос – это тоже взаимодействие с внешними контрагентами. Вам придется разработать разъяснения, указания, оспорить действия налогового органа, в конце концов. Таких ситуаций достаточно много.

3 задачи юридической службы

Задачи юридической службы определяют ее основные роли, каждая из которых делится на подзадачи. Давайте разберем поле приложения сил сотрудников юридической службы.

Обеспечение законности в деятельности организации, защита ее прав и интересов

Роль юриста — контролировать законность всех действий, решений, договоров, отчисления налогов. Обратная сторона процесса — когда обычный юрист говорит в ответ на поставленную клиентом/доверителем/работодателем задачу: «Это невозможно в соответствии с такими-то законами».

Однако нанимателя не интересует законность, ему нужно решение проблемы, поэтому квалифицированный и грамотный специалист будет искать варианты, которые, к сожалению, иногда бывают и в самом деле незаконны. И это уже вопрос ответственности работодателя, о которой он должен узнать именно от юриста.

Мои клиенты готовили заявление от сотрудников, которые участвовали в государственных конкурсах на 200-300 млн руб. Вопрос заключался в том, что они изначально не знали, какие именно конкурсы будут объявлены в 2019 году. Юристы компании заявили, что закон о персональных данных требует понимания, кому передается информация о сотрудниках, поэтому участие в конкурсах невозможно. Но я посчитал, что работник предоставляет компании информацию о себе с целью участия в конкурсе и последующей ее передаче в госорганы, которые его объявят. Даже если компании выпишут административный штраф за разглашение персональных данных и потребуют устранить утечку, можно подписать соответствующие соглашения с самими сотрудниками, лишь бы не пропустить такое выгодное участие.

Работа юриста заключается не только в тактических действиях (разработка документооборота, подготовка типового договора), но и в стратегических, которые оправдывают ожидания работодателя или клиента. Когда работодатель поймет, что юрист решает его проблемы (выигрывает суды, разрабатывает договоры, благодаря которым его права не нарушаются), юрист сможет просить повышения зарплаты, расширения штата.

Совет: доказывайте свой профессионализм. И подчеркивайте свою значимость. Даже если вы знаете, как мгновенно решить проблему, лучше ознакомьтесь еще раз с документами, сверьтесь с правовыми системами и возьмите несколько дней на подготовку ответа.

Алексей Голощапов, кандидат юридических наук, преподаватель Русской Школы Управления

Тонкости защиты прав и интересов организации. Юрист всеми способами, не противоречащими Кодексу, должен оберегать интересы своего клиента, доверителя, работодателя. Но есть два важных аспекта, на которые не всегда обращают внимание:

  1. Опытный юрист должен всегда предвосхищать развитие событий. Это означает, что анализируя сделку или текст договора, построение группы компаний, покупку акций, вхождение в качестве участника в другое юридическое лицо, он каждый шаг сделки или пункт договора анализирует с точки зрения «А что, если…». «Что будет, если товар не поставят?», «Что будет, если товар поставят, но не в том ассортименте, или он дефектный, или без документов?», «Что будет, если этот пункт будет выполнен?». На подобные вопросы юристы часто отвечают после того, как договор подписан и возникла критическая ситуация. В ее предотвращении важную роль играет организация работы юридической службы. Руководитель службы и его подчиненные должны все анализировать заранее.

  2. Юрист должен управлять правовыми рисками. Это обязательное условие управления и организации работы юридической службы. И начать руководитель должен с себя. Тем более, этот навык сейчас выводится на законодательный уровень: с 2020 года в законе об акционерных обществах вступает в силу новая норма, обязывающая иметь службу внутреннего аудита в публичных АО. Эта служба будет заниматься правовыми рисками. Безусловно, есть контрагенты, у которых уже сложилась репутация и с ними работать проще. Но при контрактах на большие суммы лучше заранее предположить худшее, чтобы избежать неприятностей.

Например

Два подрядчика некачественно выполнили работу. Обычно по договору подряда заказчик может отправить мотивированный отказ в течение 5-7 рабочих дней, иначе работа считается выполненной и принятой без замечаний. Итак, отказ отправлен нарочным и принят секретарем на соответствующем бланке с подписью и входящим номером. Какие здесь могут быть правовые риски?

Подрядчики могут обратиться в суд, поскольку работа не оплачена, и потребовать пени за неустойку. Заказчик возражает: направлен мотивированный отказ, на его основании некачественная работа не должна оплачиваться. Недобросовестные контрагенты в ответ заявляют: «Отказ сфальсифицирован, чтобы не принимать работу. Потому что человек с такой фамилией (который принял документ) вообще у нас не работает, можете сделать запрос в Пенсионный фонд. По штатному расписанию у нас есть офис-менеджер, а в ваших бумагах фигурирует секретарь. А согласно положению о документообороте, утвержденном директором, на входящую корреспонденцию ставится круглая печать, а не красная треугольная, как у вас».

Это, безусловно, правовой риск, который юрист должен учитывать и управлять им, направляя отказ или любой другой правовой документ контрагентам.

Обеспечение правовыми средствами сохранности имущества, поддержание и развитие правовой культуры организации

Отсутствие привычки мыслить по шаблону — один из ключевых навыков юриста. Задача обеспечения сохранности имущества, поддержание и развитие правовой культуры организации требует именно такого подхода. С недвижимым имуществом часто возникают спорные моменты: если заканчивается срок исковой давности, оспорить сделку уже невозможно. Здесь и пригодится умение искать новые пути.

Например

Юрист проиграл иск по одному требованию, соответственно, подать по нему новый иск уже нельзя. Но можно найти другое обоснование для оспаривания. Так, существует п.52 совместного постановления пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов 10/22, где установлен еще один способ защиты нарушенных прав, которого нет в Гражданском Кодексе. Это иск о признании права отсутствующим. Он может спасти безнадежную ситуацию, поскольку, согласно постановлению Пленума Верховного суда №43 от 29.09.2015, на требование о признании права отсутствующим срок исковой давности не распространяется. И такого рода иски можно предъявлять через много лет с момента, когда право было нарушено.

Тем более, что рейдерский захват компаний не остался, к сожалению, в 90-х годах. Один из самых ценных активов — это недвижимость. С помощью каких механизмов и инструментов защитить, например, здание, находящееся в собственности ООО?

  • Самый простой способ — залог. Так, компания собственника под иностранной юрисдикцией (например, на Кипре), может выступить залогодержателем здания, потому что когда-то дала деньги для ООО взаймы.
  • Отдать в залог свои доли, например, физическому лицу, также ранее выступившему заемщиком.
  • Наложить арест на какое-то имущество через суд, создав косвенный иск (то есть без реального намерения выиграть дело) с помощью какого-либо дружественного кредитора. Ведь ни в ГПК, ни в ВПК нет статей о злоупотреблении процессуальными правами. Даже если в Арбитражном или Гражданском суде видят такое злоупотребление, используется статья 10 ГК.

Устав компании — это тоже рубеж обороны юриста. В нем можно прописать определенные требования к одобрению крупных сделок. Или вообще указать, что сделки с акциями, долями, займами, кредитами, недвижимостью требуют единогласного одобрения. Установить особый порядок созыва и подготовки общего собрания не только через Почту России (письма могут перехватить рейдеры), но и дублируя информацию с помощью публикации в газете.

Воздействовать на недобросовестного поставщика, защищая имущество работодателя, тоже бывает нелегко. Он нарушает сроки, меняет ассортимент, не соблюдает качество товара, нарушает требования к таре и упаковке. Какие существуют правовые механизмы обеспечения, например, сроков поставки? В договоре, конечно, прописана неустойка, но ведь ее еще нужно взыскать! Значит, юристу придется открывать дело, идти в суд, платить госпошлину. Не проще ли перепасовать мяч судебного разбирательства на контрагента?

Это возможно, если в договоре указать: «Из всех сумм, подлежащих уплате поставщику, покупатель вправе удерживать пени, убытки, штрафы и т.д.». Таким образом, если компания должна заплатить такому поставщику миллион рублей, 100-110 тыс. руб. будет удерживаться в качестве пеней и неустоек, после направления контрагенту соответствующего письма. И теперь пусть уже поставщик, несогласный с суммой неустойки, идет в суд — закон дает такую возможность. Теперь уже он будет писать претензию, оплачивать госпошлину и юриста, идти в суд и дожидаться непонятного результата. Этот пример демонстрирует две важные вещи: как важно предвосхитить развитие событий, указав соответствующую строку в договоре, и управлять правовыми рисками (в данном случае — задержки оплаты или доставки).

Безусловно, ситуация будет другой, если ваш контрагент — монополист. Он является сильной стороной и навязывает компаниям свои условия. Это банки, страховые компании, такие структуры, как РЖД или Газпром. Но даже после заключения договора с ними у компании есть возможность обжаловать определенные пункты через суд, ссылаясь на то, что она — слабая сторона и условия соглашения были навязаны. При этом можно указать, что заключить договор с кем-либо еще невозможно, приложить заключение ФАС, что контрагент действительно единственный поставщик в этом регионе.

Поддержание и развитие правовой культуры организации обязывает юриста объяснять неблагоприятные правовые последствия решений тем сотрудникам, которые участвуют в правовой, договорной деятельности компании. Их много и они могут не иметь юридического образования и лично не подчиняться юридической службе.

Кадровики не уточнили у юриста, есть ли доверенность у увольняющегося сотрудника. (Замечу: я советую всегда включать юриста в обходной лист. Это особенно полезно, если компания плохо расстается с работником, который по доверенности может подписать любые документы от имени компании, в которой уже не работает). Или, допустим, компания дополнительно нанимает по договору маркетинговую компанию для проведения акции в помощь уже имеющимся в штате маркетологам. У юристов сразу возникают налоговые риски, поскольку Налоговая инспекция может счесть необоснованным расходом сумму на сторонних специалистов.

Или грузчики перепутали место доставки и привезли мебель не тому человеку, который все принял и расписался в получении. Юрист знает, что возник большой правовой риск и помнит ст. 312 ГК РФ, в которой сказано: «Должник, исполняя обязательство, обязан убедится в личности кредитора и обязан потребовать от кредитора доказательств, что он является надлежащим получателем товаров, работ и услуг». Но грузчики этого не знают. И не проверяют получателя. Отсюда возникает большое количество споров, которые отчасти относятся к области управления правовыми рисками.

Здесь может помочь принцип Эстоппель, который подразумевает запрет на непоследовательное поведение. То есть нельзя поступать в противоречии со своими предыдущими поступками и высказываниями. В ГК его нет, но он активно применяется судами в экстренных ситуациях (потеря накладной, ее подписание лицом без полномочий). Например, кладовщик принял по доверенности партию товара, покупатель ее оплатил. Но во второй раз у него доверенности не было, между тем, партию он принял. А покупатель оказывается платить за доставленный товар, мотивируя это отсутствием разрешительных документов у кладовщика. Но на вторую партию доставки правовые нормы начинают действовать по принципу «из обстановки». То есть, если в первый раз оплаченный товар был доставлен, принят этим человеком и все было в порядке, то противоположное поведение компании может быть оспорено.Алексей Голощапов, кандидат юридических наук, преподаватель Русской Школы Управления

Юрист не может прогнозировать планы работы отделов продаж, маркетинга, но может наладить взаимодействие с разными подразделениями, чтобы их руководители и сотрудники тоже понимали правовые риски своих решений. В этом случае маркетологи напишут служебную записку, что они сами не справляются с поставленной задачей, или поменяют должность — здесь уже юрист подскажет выход.

Эффективным механизмом поддержания правовой культуры организации станет консультирование коллег, работников. Как о внутреннем распорядке, так и о действующем законодательстве. Это может быть инструктаж, подготовка памятки: в какой ситуации запросить доверенность, когда она не может быть ксерокопией (которые не являются доказательством в суде), где нужно включить текст о полномочиях в договор (в отношении тех, кто подписывает акт выполненных работ или приема-передачи, отгружает груз). Проведите ревизию должностей, на которых сотрудники совершают действия с правовыми последствиями, и напишите для них памятку. В ней укажите алгоритм действий, а затем соберите общее собрание и объясните все правовые риски. Памятку можно раздать под роспись.

3. Глобальное обеспечение законности в компании

Это касается сферы проведения юридической экспертизы проектов внутренних нормативных актов компании на предмет их соответствия действующему законодательству.

Что должна контролировать юридическая служба

Юридическая служба должна контролировать и (при необходимости) пересматривать, отменять положения:

  • Об обмене документами.
  • Внутреннем распорядке.
  • Порядке приема на работу.
  • Обработке данных.
  • Решения общего собрания акционеров и совета директоров,
  • Приказы.
  • Распоряжения.
  • Инструкции.
  • Другие организационно-распорядительные документы компании.

В случае необходимости юристам стоит участвовать в их подготовке.

Работа с контрагентами

В работе с контрагентами нужно наладить:

  • Подготовку проектов договоров.
  • Юридическую экспертизу этих проектов.
  • Визирование.
  • Процесс устранения выявленных нарушений.
  • Анализ причин появления претензий, неисполнения договоров.

Претензионно-исковая работа

Претензионно-исковая работа требует:

  • Подготовки с соответствующими службами претензий, исков.
  • Ответов на них от имени организации в суды, представительства.
  • Анализа претензий и результатов их рассмотрения.
  • Участия в рассмотрении материалов о дебиторской задолженности для получения долгов, требующих принудительного взыскания

В итоге нужно представить руководству рекомендации, как избежать претензий и отвечать на иски, как списать безнадежную задолженность, как организовать работу приема качества и количества товара.

В некоторых компаниях есть претензионные отделы, не входящие в юридическую службу. Им тоже нужно писать инструкцию по подготовке претензий. Ведь она теперь не просто формальный документ, а основание для подачи иска. Стоит сделать типовую форму претензий в текстовом формате, в которой какие-то формы будут неизменны. Это облегчит работу и юристу, и подразделениям компании.

Работа с доверенностями

Один из важнейших инструментов, который требует внимания к деталям. Нужен журнал который для систематизации учета доверенностей можно вести в электронном виде, в форме таблицы. Не забудьте поставить «напоминалки» (в том же Excel) об окончании срока доверенности.

Кроме учета важно контролировать отмену доверенности. Не только в отношении увольняемых сотрудников, но и в качестве стратегического рычага ее выдачи. Основной риск юридической службы — подписание документов лицом без полномочий. Сейчас число сделок по поддельным доверенностям или по доверенностям, отозванным задним числом, приобрело массовый характер. Этот риск тоже надо учитывать.

Корпоративное управление

Корпоративное управление подразумевает обеспечение законности работы органов управления компании и контроль акционерной организации, участие в подготовке проектов решений совета директоров, в подготовке выпуска и обращения ценных бумаг, информировании акционеров о деятельности компании и их консультированию. Например, в случае непредставления информации, члену АО кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф от 500-700 тыс. руб. А иногда за нарушение порядка проведения общего собрания можно получить до 1 млн руб. штрафа административной ответственности.

Область недвижимости

Задача юриста — обеспечить систематизированный учет объектов недвижимости организации и обеспечить его государственную регистрацию. Один из механизмов обезопасить недвижимость клиента — запрет на совершение сделок без личного присутствия. Необходимо обратиться в Росреестр, чтобы собственник компании написал, что сделки по доверенности невозможны.

Любая компания — живой организм. Эффективность работы ее сотрудников (и юристов в том числе) зависит от степени взаимодействия с другими сотрудниками и подразделениями. Именно юристы сталкиваются с самыми негативными сторонами работы компании: несвоевременными поставками, жалобами клиентов, исками. На первый взгляд, многие сложности работы компании от них не зависят. Но любое отклонение от условий договора — это вызов юристу. Поэтому лучше предупредить удар: самая лучшая битва — та, которой не было.

Текст: Светлана Щербак

Материал подготовлен на основе части практического курса кандидата юридических наук Алексея Голощапова, преподавателя Русской Школы Управления. Узнать больше и повысить свою квалификацию в области юриспруденции вы сможете на наших курсах:

Выберите учебную программу по юриспруденции

Смотрите отрывок занятия:

Правовая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации как основная задача юридической службы

Для рационального построения органа управления важное значение имеет целевой подход, в соответствии с которым подразделения (структурные элементы) органа создаются с вполне определенной целью, которая является элементом системы целей, поставленных органу в целом, что, безусловно, относится и к юридической службе.

Содержание любой деятельности определяется целью, то есть конечным результатом, который предполагается достичь в результате ее осуществления. В свою очередь, поскольку цель определяет только самые общие, главные ориентиры, ее конкретизация происходит в задачах. Задача характеризует будущее состояние, конкретизирует определенную часть цели, представляет собой очередную ступень, этап в ее достижении, она показывает, что нужно сделать, чтобы достичь намеченной цели. Можно сказать, что задача соотносится с целью как частное с общим.

Следующий элемент деятельности — это функции, представляющие собой последовательность взаимосвязанных целенаправленных воздействий органа военного управления, обеспечивающих осуществление поставленных перед ним задач и достижение намеченных целей.

Основные функции, осуществляемые подразделениями юридической службы Вооруженных Сил РФ, изложены в п. 4 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах РФ. К ним относятся:

— правовая экспертиза проектов приказов и директив должностных лиц Министерства обороны РФ;

— правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы;

— проверка состояния правовой работы в войсках (силах) и органах военного управления;

— организация справочной работы по приказам, директивам и другим нормативным актам, ведение их контрольных экземпляров;

— консультации и справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления;

— участие в организации и работе нештатных юридических консультаций;

— участие в организации и проведении правового обучения;

— методическое руководство нижестоящими подразделениями юридической службы Вооруженных Сил РФ.

Кроме того, в юридической литературе отмечается, что, являясь элементом органа управления, юридическая служба участвует в управленческом процессе и в связи с этим наделена рядом управленческих функций, среди которых выделяют организационную, контрольную и функцию координации.

Подразделение юридической службы призвано активно участвовать в управленческом процессе, осуществляемом органом военного управления, в составе которого оно действует, широко и действенно применяя то позитивное, что заключено в праве как средстве управления, и таким образом воздействуя на объект с целью достижения необходимого предусмотренного законом результата.

Будучи на страже законов, юридическая служба фактически охраняет интересы государства в целом и осуществляет контроль за претворением в жизнь выраженной в законе его воли, имеющей вполне конкретные цели в области обороны страны, строительства ее Вооруженных Сил. Наделяя юридическую службу Вооруженных Сил РФ в лице ее начальника правом выступать в качестве главного специалиста по правовым вопросам, государство тем самым доверяет ему, и фактически уполномочивает его, представлять государственные интересы в ходе осуществления командирами (начальниками) управленческой деятельности.

Организационная функция управления, осуществляемая юридической службой, проявляется прежде всего в ведении ею правовой работы, в организации работы по обеспечению законности. Юридическая служба разрабатывает проекты и планы мероприятий по дальнейшему повышению уровня правовой работы в военных организациях, организует их своевременное, полное и надлежащее выполнение, принимает необходимые меры и докладывает руководству о мерах по надлежащему ведению правовой работы.

Контрольная функция относится к числу основных как по составу правомочий юридической службы, так и по своему удельному весу ее деятельности. Контрольные функции юридической службы в целом можно разделить на три основных направления по предметному признаку: во-первых, это контроль юридической службы за законностью нормотворческой деятельности органов военного управления; во-вторых, контроль, осуществляемый юридической службой в процессе договорной и претензионно-исковой работы военных организаций; в-третьих, контроль юридической службы за состоянием правовой работы в военных организациях.

В рамках каждого направления, в свою очередь, контрольные функции конкретизируются. Контроль юридической службы за законностью нормотворческой деятельности органов военного управления включает в себя: контроль за законностью (правовую экспертизу) проектов приказов, директив и проектов других правовых актов, издаваемых органами военного управления, в штат которых входит юридическая служба; контроль за законностью разрабатываемых в органе военного управления, в штат которого входит данное подразделение юридической службы, проектов приказов, директив и других правовых актов вышестоящих органов военного управления; контроль за соответствием законодательству проектов нормативных актов, поступивших для согласования в орган военного управления.

Контроль в процессе договорной и претензионно-исковой работы военных организаций можно подразделить на контроль в процессе заключения договоров и контроль в процессе их исполнения.

Контроль юридической службы за состоянием правовой работы в военных организациях можно подразделить на два направления: осуществляемый непосредственно в войсках, и проводимый в нижестоящих подразделениях юридической службы (в рамках методического руководства и руководства ими по специальным вопросам).

Контрольная деятельность юридической службы отличается определенной спецификой в зависимости от направлений ее деятельности, особенно в связи с тем, что юридическая служба, являясь структурным подразделением органа военного управления, основной объем своих контрольных полномочий осуществляет в его рамках. Это хорошо видно при рассмотрении форм контрольной деятельности юридической службы.

Формы контрольной деятельности принято определять как внешне устойчивые, обычно закрепленные нормами права признаки процесса контроля, его материализации, фактического проявления в действительности, и подразделяют их на две группы: формы выявления, изучения фактического состояния дел на объектах контроля и формы принятия мер по устранению вскрытых недостатков, реагирования по выявленным обстоятельствам и фактам.

Применительно к юридической службе, к формам контрольной деятельности первой группы можно отнести различные проверки (например, состояния правовой работы, законности проектов актов органов военного управления, договоров и др.); ко второй группе, т.е., к формам реагирования, можно отнести сообщения в виде заключений, докладов командованию о выявленных нарушениях для принятия конкретных мер воздействия.

Функция координации является также важной управленческой функцией и присуща юридической службе. Проявляется эта функция в основном в рамках осуществления методического руководства правовой работой, консультирования органов военного управления по различным правовым вопросам, возникающим в их управленческой деятельности, а также в рамках иной деятельности юридической службы, имеющей в сущности координирующий характер.

Кроме указанных существуют и другие классификации основных функций юридической службы Вооруженных Сил РФ. В частности, по мнению Золотухина Г.А. основным функциями юридической службы являются:

— содействие нормотворческой деятельности органов военного управления;

— содействие правоприменительной деятельности органов военного управления;

— содействие правоохранительной деятельности органов военного управления и участие в ней;

— осуществление правового информирования;

— оказание правовой помощи структурным подразделениям, органам военного управления, общественным организациям, действующим в системе этого органа;

— участие в организации и осуществлении изучения личным составом Вооруженных Сил РФ действующего законодательства РФ и норм международного гуманитарного права.

Отличительной особенностью подразделения юридической службы, выделяющей его по своему функциональному предназначению из ряда других подразделений военной организации, является то, что в своей деятельности оно носит всеобъемлющий характер.

Образцы документов > Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Примерная форма приказа об утвреждении должностных обязанностей помощника командира воинской части по правовой работе
Примерная форма приказа об утвреждении должностных обязанностей помощника командира воинской части по правовой работе, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Примерная форма приказа о порядке подготовки, оформления и представления на подпись проектов приказов командира воинской части
Примерная форма приказа о порядке подготовки, оформления и представления на подпись проектов приказов командира воинской части, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Примерная форма приказа об организации справочной работы в воинской части
Примерная форма приказа об организации справочной работы в воинской части, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Примерная форма приказа о правовом обучении в воинской части
Примерная форма приказа о правовом обучении в воинской части, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Примерная форма приказа об утверждении инструкции о порядке проведения административных расследований в воинской части
Примерная форма приказа об утверждении инструкции о порядке проведения административных расследований в воинской части, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Примерная форма приказа о мерах по повышению уровня правовой работы в воинской части
Примерная форма приказа о мерах по повышению уровня правовой работы в воинской части, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Примерная форма приказа о переработке приказов командира воинской части
Примерная форма приказа о переработке приказов командира воинской части, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Примерная форма приказа об организации работы внештатной юридической консультации гарнизона
Примерная форма приказа об организации работы внештатной юридической консультации гарнизона, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Примерная форма плана вступления в должность помощника командира воинской части по правовой работе
Примерная форма плана вступления в должность помощника командира воинской части по правовой работе, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Порядок личной работы помощника командира соединения по правовой работе на неделю (рекомендуемая форма)
Порядок личной работы помощника командира соединения по правовой работе на неделю (рекомендуемая форма), Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Примерная форма плана работы помощника командира воинской части по правовой работе на год
Примерная форма плана работы помощника командира воинской части по правовой работе на год, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Порядок выполнения должностных обязанностей помощником командира воинской части по правовой работе (примерный образец)
Порядок выполнения должностных обязанностей помощником командира воинской части по правовой работе (примерный образец), Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Примерная форма плана работы помощника командира воинской части по правовой работе в составе группы проверки
Примерная форма плана работы помощника командира воинской части по правовой работе в составе группы проверки, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Акт комиссии по внутренней проверке состояния справочной работы
Акт комиссии по внутренней проверке состояния справочной работы, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Акт комиссии по отбору служебных документов для уничтожения
Акт комиссии по отбору служебных документов для уничтожения, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Справка по результатам рассмотрения жалобы
Справка по результатам рассмотрения жалобы, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Справка по работе с письмами, заявлениями и жалобами военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала и организации приема посетителей
Справка по работе с письмами, заявлениями и жалобами военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала и организации приема посетителей, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Справка о нарушениях должностными лицами соединения порядка подготовки проектов приказов, их издания и рассылки, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Трудовой договор (контракт) с лицами гражданского персонала
Трудовой договор (контракт) с лицами гражданского персонала, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Примерные формулировки записей в приказе и трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую работу и об увольнении с работы лиц гражданского персонала воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации
Примерные формулировки записей в приказе и трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую работу и об увольнении с работы лиц гражданского персонала воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Доверенность на представление интересов воинской части в государственных органах и судебных учреждениях
Доверенность на представление интересов воинской части в государственных органах и судебных учреждениях, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Доверенность на представление интересов воинской части в арбитражном суде
Доверенность на представление интересов воинской части в арбитражном суде, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием (в порядке регресса)
Исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием (в порядке регресса), Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Исковое заявление о возмещении материального вреда, причиненного преступлением
Исковое заявление о возмещении материального вреда, причиненного преступлением, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Исковое заявление о взыскании денежной суммы
Исковое заявление о взыскании денежной суммы, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Претензия
Претензия, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Типовая форма уведомления о вызове представителя поставщика
Типовая форма уведомления о вызове представителя поставщика, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Типовая форма рекламационного акта при приемке изделий на складе получателя
Типовая форма рекламационного акта при приемке изделий на складе получателя, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Типовая форма рекламационного акта при обнаружении дефекта в процессе эксплуатации
Типовая форма рекламационного акта при обнаружении дефекта в процессе эксплуатации, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Типовая форма акта исследования
Типовая форма акта исследования, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Типовая форма журнала учета предъявляемых рекламаций
Типовая форма журнала учета предъявляемых рекламаций, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Примерный перечень дел, книг, и журналов, которые использует в своей работе помощник командира воинской части (начальника ВВУЗа) по правовой работе
Примерный перечень дел, книг, и журналов, которые использует в своей работе помощник командира воинской части (начальника ВВУЗа) по правовой работе, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Номенклатура дел, книг и журналов
Номенклатура дел, книг и журналов, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Карточка выдачи дел, книг, журналов, изданий и других материалов
Карточка выдачи дел, книг, журналов, изданий и других материалов, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Карточка контроля
Карточка контроля, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Книга учета проектов документов, представляемых на правовую экспертизу
Книга учета проектов документов, представляемых на правовую экспертизу, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Книга учета приказов и директив
Книга учета приказов и директив, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ
Журнал контроля за исполнением служебных документов
Журнал контроля за исполнением служебных документов, Образцы документов, Примерные формы документов подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОТДЕЛА

1. Основной целью деятельности отдела является правовое обеспечение деятельности администрации района и ее структурных подразделений, защита их прав и законных интересов.

2. Основными задачами отдела являются:

3. Правовое обеспечение и разработка муниципальных правовых актов администрации района, правовая экспертиза поступающих в сектор проектов договоров, обеспечение законности принимаемых решений, постановлений и распоряжений, контроль за законностью при издании муниципальных правовых актов, защита прав и законных интересов администрации района.

4. Разъяснение действующего законодательства, порядок его принятия и применения в работе структурными подразделениями администрации района.

5. Анализ правовой базы, ведение систематизированного учета нормативных правовых актов, поддержание их в контрольном состоянии.

ФУНКЦИИ ОТДЕЛА

В соответствии с возложенными на него задачами, отдел осуществляет следующие основные функции:

1. Осуществление контроля и проверки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации проектов муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, положений, инструкций, договоров, учредительных документов муниципальных учреждений, учредителем которых выступает администрация района, и других документов, разработанных структурными подразделениями администрации района;

2. Подготовка проектов распоряжений и постановлений администрации района;

3. Участие в подготовке ответов на представления, протесты прокуроров на акты принятые главой администрации района;

4. Участие, при необходимости, в приеме граждан главой администрации для дачи заключений по заявлениям и жалобам граждан;

5. Ведение претензионно-исковой работы администрации района, подготовка исковых заявлений, отзывов, жалоб и передача их в судебные органы.

6. Организация учета и хранения поступающих в администрацию района правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти Кировской области;

7 Представление в установленном порядке интересов администрации района, структурных подразделений администрации в Арбитражном суде, судах общей юрисдикции, органах прокуратуры и правоохранительных органах;

8. Организация работы по исполнению судебных актов и ведение учета исполнительных листов. Осуществление передачи исполнительных листов с судебными делами на исполнение.

9. Участие в разработке документов правового характера совместно со структурными подразделениями администрации района;

10. Оказание правовой помощи структурным подразделениям администрации района, постоянным комиссиям по вопросам, возникающим в их деятельности, консультация по правовым вопросам специалистов структурных подразделений администрации района;

11. Взаимодействие с аппаратом главы Вятскополянского района по вопросам, рассматриваемым на заседаниях районной Думы муниципального образования.

12. Разработка предложений по совершенствованию правового регулирования органов местного самоуправления, совершенствованию правовой системы органов местного самоуправления муниципального образования.

13. Осуществление, по поручению главы администрации района, систематического контроля за своевременным исполнением актов федеральных, областных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти Вятскополянского района, проверка, обработка и обобщение результатов контроля; подготовка информации для областной администрации, а также для главы администрации района;

14. Оказание необходимой правовой помощи муниципальным предприятиям, организациям и учреждениям района;

15. Подготовка заключений и ответов по поступающим в отдел служебным документам, обращениям граждан и юридических лиц;

16. Подготовка замечаний и предложений по законопроектам федеральных и областных органов государственной власти.

ПРАВА ОТДЕЛА

Отдел для решения возложенных на него задач имеет право:

1. Требовать от структурных подразделений администрации района информацию и документы, необходимые для осуществления своих функций.

2. Возвращать исполнителям на доработку некачественные и противоречащие законодательству Российской Федерации проекты муниципальных правовых актов и других документов администрации района, а также составлять заключения и справки по ним о необходимости устранения выявленных нарушений.

3. Привлекать, по согласованию с соответствующим руководителем структурного подразделения администрации района, работников для подготовки проектов муниципальных правовых актов и других документов.

4. Вести переписку с предприятиями, учреждениями и организациями, а также государственными органами, органами местного самоуправления, по вопросам отнесенным к компетенции администрации района;

5. Устанавливать связи, с целью обмена опытом, получения консультаций по спорным вопросам со структурными подразделениями администрации района.

6. Требовать письменного оформления содержания и объёма должностных полномочий и создания условий для их исполнения.

7. Посещать в установленном порядке для выполнения должностных полномочий предприятия, организации и учреждения, независимо от их правовой формы собственности.

8. Использовать в работе информационный банк данных органов местного самоуправления.

9. Использовать для работы системы связи, компьютерную и множительную технику.

10. Пользоваться в установленном порядке служебным транспортом.

Добавить комментарий