Понятие и особые условия международных коммерческих контрактов

В современной правовой отечественной и зарубежной литературе, в действующем законодательстве и на практике существует несколько юридических терминов для определения понятия контракта. Так, используются следующие из них: договор, соглашение, пакт, конвенция, контракт.

Международный коммерческий контракт (МКК) — это правовая форма, отражающая МКО; договор (соглашение, пакт, конвенция) между двумя или несколькими контрагентами, которые находятся в разных странах, об обмене товарами, услугами и результатами творческой деятельности.

Международным признается контракт для партнеров, которые находятся в разных странах, но:

— Если контрагенты различной национальной (государственной) принадлежности находятся на территории одного государства (например, филиалы компаний разных стран), контракт не признается международным;

— Если контрагенты одной государственной принадлежности, но находятся на территории разных стран, то контракт признается международным.

Такое толкование международного контракта определено в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.) и в новой Гаагской Конвенции о праве, которое применяется в договорах международной купли-продажи (Гаага, 1985 p.).

Основные признаки международного коммерческого контракта, а именно:

— Контрагенты находятся в разных странах;

— Товар пересекает границу, если это материальный объект (исключение — реэкспортная операция, когда товар завозится в страну реэкспорта)

— Расчеты в иностранной валюте (исключение-товарообменные операции)

— Коммерческий характер.

МКК выполняет следующие функции:

— Юридически закрепляет отношения между партнерами, предоставляя им характер обязанностей, выполнение которых защищено законом;

— Определяет порядок, способы и последовательность совершения действий партнерами;

— Предусматривает способы обеспечения обязанностей.

Можно перечислить виды коммерческих контрактов: основные группы: международная торговля товарами, международная торговля услугами, международный обмен объектами интеллектуальной собственности, международное инвестиционное сотрудничество и др. В свою очередь, в этих группах можно выделить конкретные виды контрактов (купля-продажа, лизинг, дистрибуция, факторинг, подряд и тд).


Международный контракт и соотношение со смежными понятиями (по Российскому праву):

Сделка – действия граждан или юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст 153 ГК РФ).

Договор – это двух и многосторонние сделки, именуемые договорами (ст 154 ГК РФ)

Контракт — не используется в законодательстве РФ. Термин трансграничная сделка в законодательстве РФ также отсутствует, что порождает вопросы для суда (что делать суду?). поэтому практика исходит из того, что международный контракт используется в частном праве, а международный договор – в публичном. Однако, в тексте самих контрактов они могут быть поименованы любым способом.

4. Основные и дополнительные признаки международного контракта.

Можно выделить 4 основных признака международного контракта. По этому поводу в том числе писал Канашевский в монографии о ВЭД.

1. Вывоз товаров, работ, услуг за границу или ввоз их в страну. Данный критерий нигде не закреплен, кроме доктрины (Лунц и Богуславский), однако в некоторых случаях суд берут данный признак за основу при определении трансграничности сделки.

2. Нахождение коммерческих предприятий сторон сделки в разных государствах. Данный признак можно вывести из ст 1 Венской Конвенции ООН1980 года, из ст 1211 ГК РФ, ст 1 ФЗ о МКА. При применении данного признака можно столкнуться с проблемами: отсутствие законодательного определения «коммерческое предприятие стороны» в значении place of business. А также стоит учитывать тот факт, что судам гораздо проще придерживаться теории инкорпорации для установления личного статута юл.

3. Разная государственная принадлежность (национальность) сторон. данный признак выделяют Мусин и Елисеев.

4. Нет универсального критерия для квалификации ВЭС – данную позицию выделяет Канашевский. Во первых, для ВЭС в транспортных конвенциях применяются иные подходы нежели в остальных (пересечение границы обязательно, чего нет в других конвенциях), во-вторых, в судебной практике применяются различные подходы.

Дополнительные признаки международного контракта:

1. наличие оговорки о выборе права

2. предусматривается чаще всего особый порядок разрешения споров, который включает в себя различные виды альтернативных способов разрешения споров

3. наличие арбитражной оговорки либо арбитражного соглашения

4. использование иностранной валюты контракта, платежа

5. предусмотрены валютные оговорки в контракте

6. особый круг источников права, который регулируют сделку (международные договоры, lex mercatoria, soft law)

Вопрос 5. Критерии «международности» международных контрактов. Содержание термина «коммерческое предприятие стороны» в международных договорах и российском законодательстве.

1) В российском законодательстве отсутствует определение международной коммерческой сделки. Также не существует единого мнения относительно того, какой критерий «международности» сделки выступает ключевым. Это может быть разная национальность (государственная принадлежность) сторон сделки, местонахождение коммерческих предприятий сторон сделки на территории разных государств и иные критерии.

В настоящее время в международно-правовых актах, направленных на

унификацию права международной торговли (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г, Оттавская Конвенция о международном финансовом лизинге 1988, Оттавская Конвенция о международном факторинге 1988 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г.), в национальных законах (Закон РФ от 7 июля 1993 г. О международном коммерческом арбитраже, взводный закон к Германскому гражданскому уложению) чаще всего используется критерий местонахождения коммерческих предприятий сторон на территории разных государств.

В доктрине выделяют и другие критерии:

· Разная национальность сторон

· связь сделки с различными правовыми системами

· направленность на перемещение предмета сделки за границу.

· Использование при расчетах с контрагентом иностранной валюты.

Также существуют специфические условия в международной сделке. Однако для отнесения сделки к международной достаточно одного критерия — местонахождения коммерческих предприятий сторон на территории разных государств.

2) Легитимное определение «коммерческого предприятия» отсутствует как в российском законодательстве, так и в международных договорах.

Кроме того, термин «коммерческое предприятие стороны» не корреспондирует с категориальным аппаратом российского гражданского законодательства:

· в соответствии со ст. 132 и 113 ГК РФ термин «предприятие» используется для обозначения соответственно:

1. объекта гражданских прав — имущественного комплекса и

2. особого субъекта гражданских прав — унитарного предприятия

Это с очевидностью расходится с содержанием английского термина «place of business», yпoтребляемого в Конвенции 1980 г.

· Термин «коммерческое предприятие стороны» в значении place of

business неизвестен гражданскому законодательству и применяется только для целей квалификации международных коммерческих сделок.

Более того, сам перевод английского термина на русский не совсем корректен. В целях достижения большей аутентичности текстов стоило

Бы использовать в русском тексте Венской конвенции 1980 термин «место коммерческой активности стороны» или «место коммерческой деятельности стороны», так как речь идет, скорее, о постоянном месте осуществления деловых операций.

· В большинстве случаев мировая судебно-арбитражная практика принимает в качестве «коммерческого предприятия» постоянное (permanent and regular) место осуществления основных деловых операций стороны.

Место регистрации компании в большинстве случаев совладает с местом ведения ею своего бизнеса. Однако наиболее ярким примером, свидетельствующим о необходимости учета фактического статуса сторон сделки, без учета места регистрации, выступают споры с участием офшорных компаний.

Вопрос 7. Особенности составления международных коммерческих договоров (контрактов): специальные оговорки о применимом праве, о порядке расчетов, о форс-мажоре, о страховании валютных рисков, арбитражная оговорка и пр.

Местонахождение коммерческих предприятий на территории разных государств означает не только то, что стороны находятся в разных

странах, но и то, что они связаны с разными правовыми системами. Это обстоятельство серьезно осложняет процесс заключения и осуществления сделок. В результате появляется целый ряд специальных дополнительных условий, которые либо вообще отсутствуют в одноименных гражданско-правовых «внутренних» сделках, либо имеют значительно меньшее значение.

1.В международных хозяйственных операциях осложняется возможность получения платежей. Продавец не всегда имеет достаточные сведения о покупателе и порядке получения платежей в соответствии с его национально-правовой системой. Отсюда возникает потребность включения в международные сделки тщательно разработанных

условий, связанных с платежом. При этом используются сложившиеся в международной практике обычаи делового оборота. Кроме того, продавец стремится включить в сделку условия по обеспечению платежа, желательно банком собственной страны.

2.С платежами тесно связаны валютные условия. Их включение в международную сделку связаны с тем, что, как правило, либо для всех сторон, либо хотя бы для одной стороны валюта, используемая во взаимных обязательствах, будет иностранной. Появляется необходимость включить в сделку следующие положения: определение валюты цены, т. е. валюты, в которой выражена цена товара, услуг и пр.; валюты платежа; условия перевода одной валюты в другую, если валюта цены и валюта платежа не совпадают; меры по предотвращению валютных рисков.

3.Как правило, товар должен быть транспортирован через территорию двух или более государств, поэтому условия перевозкизанимают важное место в международной коммерческой сделке.

4.С перевозкой связано и страхование. Перевозимый на значительное расстояние и часто перегружаемый с одного вида транспорта на другой товар подвергается повышенной опасности утраты или повреждения. Поэтому стороны путем страхования товаров пытаются оградить себя от наступления убытков. Важно и определить моменты перехода рисков случайной гибели или повреждения товаров с одной стороны на другую.

5. Особенностью международных коммерческих сделок является то, что товары, услуги, как правило, «пересекают» границы двух или более государств и, следовательно, для ввоза и вывоза товара требуется выполнение предусмотренных законом каждого государства таможенных правил. Поэтому в содержание сделки входит распределение обязанностей между сторонами по выполнению таких правил, а также правил транзита через третьи страны.

6. Для решения этих и других проблем часто основной договор (купли-продажи, выполнения услуг, строительства промышленного объекта и пр.) сопровождается заключением дополнительных контрактов с перевозчиком, банком, страховой компанией. В результате одна коммерческая операция осуществляется с помощью целого комплекса взаимосвязанных контрактов. В каждом — свои стороны, свои условия, свое применимое право. Однако обеспечение эффективности хозяйственной операции требует их согласования.

7. В международных хозяйственных отношениях существует значительный риск невозможности выполнения обязательств из-за наступления непредвиденных событий: политические перевороты, вооруженные конфликты, повышение таможенных ставок, запрещение вывоза валюты и пр. Следовательно, важно включить в сделку положения о влиянии подобных событий на распределение ответственности сторон за полное или частичное неисполнение обязательств.

8. Так как международная коммерческая сделка лежит в сфере

действия права разных государств, желательно включить в нее условия

О применимом праве.

9. Не менее важно предусмотреть в сделке условия и порядок рассмотрения споров, которые могут возникнуть между сторонами при исполнении обязательств, так называемую»арбитражную оговорку».

Отсутствие таких условий может серьезно осложнить и даже сделать невозможным разрешение спора между сторонами.

Вы можете получить консультацию по составлению международного контракта у специалистов, позвонив по телефону в Москве +7 (499) 653 70 03, в Петербурге +7 (812) 702 81 15 или отправив запрос через сайт.

Все условия медународного контракта группируются в отдельные разделы и располагаются в определенной последовательности. Согласно практике, данные разделы обычно именуются «статьями» и нумеруются по порядку.

Подбробнее об услуге по составлению международного контракта

Международный контракт можно условно разделить на следующие части:
1. Преамбула (вводная часть);
2. Основная часть, включающая разделы:

  • предмет контракта;
  • цена и сумма контракта;
  • условия платежа;
  • условия поставки;
  • условия приёмки;

3. Обеспечение исполнения обязательств и ответственность сторон:

  • условия приемки товара / услуги;
  • форс-мажор;
  • арбитраж (рассмотрение споров);
  • санкции

4. Прочие условия.
5. Реквизиты сторон.
Приведённая выше структура не является обязательной. На данный момент ни в законодательстве РФ, ни на международном уровне нет документа, который бы строго закреплял структуру и содержание контракта. Имеются лишь рекомендации
по составлению договоров. Так, например, в РФ подобные рекомендации содержатся в письме Банка России от 15.07.1996 N 300 «О рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов».

Аутсорсинговая компания «Интерсолюшен» – это профессиональная команда менеджеров по внешнеэкономической деятельности. Компания оказывает полный спектр услуг по сопровождению импортных и экспортных операций, а также консультирование на всех этапах внешнеэкономической деятельности. Импорт Экспорт Консультации по ВЭД Сертификация

В международном праве рекомендации по составлению контрактов представлены, например, в Конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров» (Венская конвенция 1980 г.).
Каждый пункт международного контракта выделяется отдельно. Обычно эти пункты называются «статьями» и нумеруются по порядку.
Далее дано краткое описание наиболее часто встречающихся пунктов контракта.

Перамбула

Текст контракта начинается с вводной части или преамбулы, которая обычно имеет следующее содержание:

  • наименование («Контракт», «Договор», «Договор по оказанию услуг» и т. д.) и номер контракта;
  • место и дата заключения контракта;
  • полное юридическое наименование сторон с указанием, кто является продавцом и покупателем;
  • имена должностных лиц, подписывающих контракт, с указанием документов дающих им подобные полномочия;

Предмет контракта

Предмет международного контракта включает в себя следующее:

  • полное коммерческое наименование товара, страна происхождения и другие данные, необходимые для описания товара, либо описание услуги, возможна ссылка на соответствующее приложение, содержащее данную информацию;
  • описание базисных условий поставки (ссылка на ИНКОТЕРМС). Зачастую в рамках договора оговаривается возможность заключения;
  • дополнительных соглашений и использование приложений. Использование приложений (спецификаций) может быть целесообразно в ситуации, когда поставляется обширная номенклатура товаров или требуется указать особые характеристики продукции или услуг.
  • Дополнительные соглашения позволяют вносить изменения в текст контракта, это например, даёт возможность изменить сумму контракта или условия поставки.

Сумма контракта

Здесь указывается общая сумма контракта и цена за единицу товара в валюте цены. В случаях, когда цена за единицу товара и сумма контракта не могут быть точно установлены на дату подписания контракта, приводится подробная формула цены.

Условия платежа

В данной статье международного контракта описываются сроки и величина платежа. Здесь же может быть указана валюта договора. Наиболее простыми являются следующие варианты платежа по контракту:

  • Предоплата, которая может быть частичной, либо полной;
  • Оплата по факту приёмки товара или услуги;

Условия поставки

В условиях поставки оговариваются различные детали связанные поставкой, такие как: действие, после которого товар считается поставленным, перечень передаваемых покупателю документов, сроки и прочее.
Срок поставки может быть указан различными способами:

  • календарная дата;
  • период, в течение которого должна быть осуществлена поставка (например, в течение месяца, «не позднее» указанной даты);
  • определенное количество дней, недель, месяцев после оговоренного в контракте события;
  • «немедленная поставка» («on spot», что в соответствии с торговыми обычаями означает поставку в течение от 1 до 15 дней), или «без задержки» (without delay) и другими;
  • если осуществляется поставка по частям, то в контракте оговаривается график промежуточных поставок и срок окончательной поставки;
  • если срок поставки не зависит от поставщика, то оговаривается возможный срок поставки (например, «по снятию урожая» или после открытия навигации»;
  • поставка в течение согласованного срока после требования покупателя

Обычно в тексте контракта также даётся определение даты поставки. Она может быть определена как дата разгрузки товара на складе покупателя или дата погрузки на судно или дата подписания акта дачи-приёмки (в случае договора об оказании услуг), или иным способом.

Условия приёмки

Под условием приёмки товара или услуги может пониматься любое подтверждение соответствия товара его описанию в контракте. Например, экспертное заключение или осмотр специалистом фирмы покупателя.

Форс-мажор

В международном контракте обычно оговариваются форс-мажорные обстоятельства, которые освобождают стороны от ответственности. Такими обстоятельствами могут являться: военные действия, стихийные бедствия и т. п.

Т. к. любой международный контракт отягощён так называемым «иностранным элементом», требуется указать, правовая система какой страны будет использоваться в случае судебного спора. Это может быть законодательство страны покупателя, продавца или любого третьего государства.
В статье «Санкции», как следует из названия, указываются санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторон, в частности за просрочки в поставке товара и/или просрочки в оплате стоимости товара, а также поставки товара ненадлежащего количества и качества либо оказание услуг ненадлежащего качества.

Заключительные положения, реквизиты и подписи сторон

Заключительная часть обычно включает в себя следующие пункты:

Прочие условия

В данную статью может входить огромное множество условий, не оговоренных в предыдущих статьях. Зачастую сюда входят следующие пункты:

  • язык документа и текст, считающийся приоритетным, если документ составлен на нескольких языках;
  • количество оригинальных экземпляров;
  • срок действия контракта, основания и порядок его изменения или расторжения;
  • прочая информация и требования (конфиденциальность, порядок внесения изменений и дополнений и др.);
Реквизиты сторон
  • реквизиты продавца и покупателя;
  • реквизиты банков и номера счетов продавца и покупателя;
  • фамилии, должности и подписи лиц, уполномоченных заключить контракт, печати.

Контракт должен быть заверен обеими сторонами, иначе он будет считаться незаключённым. В соответствии с законодательством РФ подписываться следует лицам, которым право подписи принадлежит по должности. Если листы, на которых напечатан текст контракта, закреплены между собой, то достаточно печатей и подписи на последней странице. В случае если присутствует возможность замены отдельных листов контракта, заверяется каждая страница документа.

Заказать составление международного конракта

Нормативная база

  • Венская конвенция 1980 г.
  • Гражданский Кодекс Российской Федерации
  • Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 1994 г.
  • Письмо Центрального Банка РФ от 15 июля 1996 г. № 300 (Д) «О Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов».

Другие статьи на тему составления международных контрактов:

  1. Контракт финансовой аренды (лизинга) читать>>>
  2. Контракт на оказание услуг между нерезидентом и резидентом (иностранными и российскими компаниями) читать >>>
  3. Контракт эксклюзивной дистрибьюции читать >>>

ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Право международных договоров – это система норм международного права (его отрасль), устанавливающая порядок заключения, вступления в силу, исполнения, изменения и прекращения действия международных договоров.

Предмет права международных договоров включает все виды договорных отношений субъектов международного права в области развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе.

Источники норм этой отрасли: Венская конвенция о праве международных договоров (1969), Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986), Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации».

Международный договор – это международное соглашение, заключенное между субъектами международного права в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол и др.) Международный договор устанавливает, изменяет или прекращает права и обязанности его участников.

В Секретариате ООН зарегистрировано более 40 тысяч международных договоров. Россия является участником десятков тысяч действующих международных договоров и соглашений, в том числе тех, обязательства по которым перешли в порядке правопреемства от СССР.

Наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права международные договоры являются составной частью правовой системы России (Конституция РФ, ч. 4, ст. 15). Это существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Наша страна выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права, подразумевающему pacta sunt servanda – свободное согласие и добросовестное выполнение международных обязательств.

Место международных договоров в правовой системе России определяется согласно принципу верховенства (примата) международного права над национальным законодательством. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Иные правила договора подлежат применению в России лишь в том случае, если решение о согласии на обязательность договора было принято в форме федерального закона. На международные договоры распространяется общее положение Конституции об опубликовании законов (ч. 3, ст. 15). Нормы официально опубликованных международных договоров, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в нашей стране непосредственно. В иных случаях принимаются соответствующие законы и подзаконные акты. Нормы международных договоров действуют в составе российской правовой системы и применяются в соответствии с целями и принципами материального и процессуального права.

Соотношение договора и изданного для его осуществления правового акта состоит в том, что орган или должностное лицо, применяющие право, обязаны руководствоваться правовым актом, который представляет собой официальное понимание государством своих международных обязательств. Лишь в случае явного расхождения применяются правила договора. Вместе с тем договорные нормы адресованы только государствам и непосредственно применяются только ими. Что же касается непосредственного применения таких норм к физическим лицам, то это возможно в исключительных случаях на основе договора между государствами, которые проводят в этих целях особую процедуру. Примером может служить Устав Международного военного трибунала в Нюрнберге (1945).

Возможность прямого применения норм международного права предусмотрена Конституцией РФ (ч. 3, ст. 46). Осуществление права каждого гражданина обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека предполагает заключение соответствующего договора, а также является следствием того, что исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

Будучи основным источником международного права, международный договор представляет собой наиболее распространенный способ юридического оформления результатов сотрудничества суверенных государств. Международный договор закрепляет баланс интересов государств, выражающих их желание развивать взаимовыгодные отношения.

Классификация международных договоров проводится по различным признакам (критериям), в частности:

? по числу участников международные договоры делятся на двусторонние и многосторонние. Россия имеет с другими странами, например, двусторонние соглашения по пограничным (более 100), консульским (свыше 130) и другим вопросам. Многосторонние договоры разделяют на общие договоры (например, Договор о нераспространении ядерного оружия, 1968) и договоры с ограниченным числом участников (например, Устав СНГ, подписанный 7 государствами);

? по срокам действия различают срочные международные договоры, т. е. заключаемые на определенный срок, и бессрочные (например, соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны, 1973);

? по возможности присоединения к международным договорам различают открытые договоры, к которым имеют право присоединиться третьи государства, и закрытые, участие в которых ограничивается по каким-либо основаниям (географическим, политическим и др.).

Заключение международных договоров относится к числу основных прав государств и представляет собой важное условие осуществления ими своего суверенитета. Поэтому органы, уполномоченные заключать международные договоры, обычно определяются конституцией страны. Конституция Российской Федерации относит заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров к ведению Федерации (ст. 71, п. «к»). Международные договоры делятся на межгосударственные, заключаемые с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени России, межправительственные, заключаемые от имени ее правительства, и межведомственные, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти.

Согласие государства с условиями международного договора может выражаться путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились стороны.

Стадии заключения международных договоров отражают процесс юридического поведения сторон, в результате которого достигается документальное согласование их интересов и намерений. Основными стадиями заключения международного договора являются:

а) предложения о заключении договора;

б) переговоры;

в) выработка согласованного текста;

г) парафирование;

д) подписание;

е) ратификация.

На практике некоторые стадии могут отсутствовать (не все международные договоры проходят стадии парафирования или ратификации), а некоторые приобретают особое значение (выработка плана или структуры договора). Текст договора вырабатывается на переговорах, которые могут происходить обычным дипломатическим путем, на дипломатических конференциях, в рамках международных организаций. Именно на стадии переговоров согласовываются содержание договора, его вид, наименование, структура и др. Поэтому переговоры – ключевая стадия в процессе становления международного договора. Учитывая важность этой стадии, национальное законодательство относит переговоры о заключении международного договора к ведению высших органов государственной власти.

Предложения о заключении международных договоров от имени России представляются Президенту Российской Федерации, а также Правительству Российской Федерации по вопросам, относящимся к его компетенции. Подготовку этих предложений осуществляет МИД России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. Некоторые из этих предложений, требующие предварительного рассмотрения, принимаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Предложение о заключении международного договора содержит проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности его заключения, определение соответствия проекта договора российскому законодательству, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий заключения договора. Министерство юстиции России дает заключения по юридическим вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением таких договоров.

Переговоры по договорам, заключаемым от имени России, ведут Президент и Правительство России. Решения о проведении переговоров по договорам межведомственного характера принимаются федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими договорами, по согласованию с МИД России.

Парафинирование – предварительное подписание договора полномочными представителями сторон – свидетельствует о том, что текст договора согласован сторонами. После парафирования текст договора не может быть изменен одной стороной.

Полное подписание, т. е. выражение согласия государства выполнять взятые на себя обязательства по данному договору, означает:

а) подтверждение подлинности текста договора;

б) явно выраженное согласие сторон с содержанием обязательств, зафиксированных в нем.

Если не предусматривается ратификация, то подписание является заключительной стадией, придающей международному договору окончательную силу. При подписании международного договора применяется правило альтерната, суть которого заключается в следующем: в экземпляре двустороннего договора, который остается в данном государстве, наименование этого государства, подписи его уполномоченных, печати данного государства помещаются на первом месте; при многостороннем договоре подписи ставятся одна под другой в порядке алфавита. Альтернат – это не техническая процедура, а своего рода юридико-техническое воплощение принципа суверенного равенства всех государств – участников договора.

Подписание договора имеет различные юридические последствия в зависимости от его формы – например, окончательное подписание договора или подписание ad referendum – представителем государства, если оно подтверждается этим государством. Правом подписания международных договоров от имени России обладают Президент РФ, Председатель Правительства РФ, глава дипломатического представительства России в иностранном государстве или при международной организации. Подписание действительно только с предварительного согласия стороны или ее представителя с текстом договора.

Ратификация – международный акт, посредством которого государство выражает свое согласие на обязательность выполнения условий договора. В соответствии с Конституцией РФ ратификация международных договоров России осуществляется в форме федерального закона. Ратификации подлежат международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей их ратификации, в частности, следующие договоры России:

а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;

в) о территориальном разграничении России с другими государствами, включая договоры о прохождении государственной границы, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа России;

г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность России, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии России в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им части полномочий России или устанавливают юридическую обязательность их решений для России.

На основании федерального закона о ратификации международного договора Президентом России подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется печатью и подписью министра иностранных дел России.

При заключении двустороннего договора его подписание, как правило, происходит в столице одного государства, а обмен ратификационными грамотами производится в столице другого; при заключении многостороннего договора ратификационная грамота сдается на депонирование государству-депозитарию.

Депозитарий – это государство или международная организация – хранители подлинного текста международного многостороннего договора и всех относящихся к нему документов. Депозитарий определяется государствами: обычно это государство, на территории которого проходит подписание договора. Депозитарием часто выступает Генеральный секретарь ООН; депозитариями некоторых международных договоров могут назначаться несколько государств. Основные функции депозитария:

а) хранение подлинного текста договора;

б) подготовка заверенных копий подлинного текста и любых иных текстов договора на таких других языках, которые могут быть предусмотрены договором, а также передача этих текстов участникам договора, государствам и международным организациям, имеющим право стать участниками договора;

в) информирование участников договора, а также государств и международных организаций, имеющих право стать участниками договора, о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору;

г) сообщение о присоединении к договору новых участников или о выходе из договора отдельных государств, о сделанных к договору оговорках;

д) выполнение иных полномочий депозитария, вытекающих из договора, и др. Депозитарий регистрирует международный договор в Секретариате ООН.

Регистрация международного договора завершает его становление. В настоящее время требование о регистрации международных договоров зафиксировано в ст. 102 Устава ООН, предписывающей, что всякое международное соглашение, заключенное любым членом ООН, должно быть зарегистрировано в Секретариате ООН и им опубликовано. Факт регистрации договора в Секретариате не влияет на вступление договора в силу. Все зарегистрированные в ООН международные договоры публикуются в специальных сборниках ООН. Страны СНГ регистрируют заключаемые между ними соглашения в Секретариате Содружества. Единая государственная система регистрации и учета международных договоров России находится в ведении МИД России.

Опубликование международного договора внутри государства называется промульгацией. Международные договоры, вступившие в силу для России, официально опубликовываются в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Бюллетене международных договоров»; договоры межведомственного характера – в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти.

Оговорки к международным договорам означают односторонние заявления в любой формулировке и под любым наименованием, сделанные государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого государство желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству. Заключая договор или присоединяясь к нему, государства вправе делать оговорки. Акт подписания, ратификации или присоединения к договору с оговоркой имеет существенные юридические последствия: в отношении государства, которое сделало эту оговорку, договор действует с изменениями, вызванными этой оговоркой; оговорка действует только в отношении государства, которое ее сделало, и государств, которые ее приняли; оговорка не отражается на правах и обязанностях остальных участников договора; государства, которые отвергли оговорку, никакими обязательствами, содержащимися в ней, не связаны. Оговорка может быть снята в любое время сделавшим ее государством, при этом согласия на такое снятие со стороны других участников договора не требуется. Снятие оговорки считается состоявшимся с момента получения уведомления об этом от депозитария, а при его отсутствии – от государств – участников договора.

Рассмотрим вопрос отношения к международному договору третьих государств. Третье государство – это любое государство, которое не является участником данного международного договора. Согласно ст. 34 Венской конвенции о праве международных договоров, договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его согласия. Договор не может посягать на права и интересы государств, не являющихся его участниками; он не может также лишать третьи государства их прав. Международный договор не может налагать на третье государство обязательств, которые вели бы к ущемлению суверенных прав этого государства. Таково общее положение об отношении третьих государств к международному договору.

Однако права и обязанности могут распространяться и на третье государство, если согласие на это недвусмысленно было им выражено. При этом права, предоставляемые третьим государствам, и обязанности, налагаемые на них, не должны противоречить императивным нормам и принципам международного права. Венская конвенция различает договоры, предусматривающие обязательства для третьих государств (ст. 35), и договоры, предусматривающие для них права (ст. 36). Так, в международном договоре может быть оговорено право третьих государств присоединяться к нему; например, этим государствам может быть предоставлено право пользоваться международными реками, каналами, проливами и т. д.

Предоставление таких прав вытекает из намерения стран – участниц договора обговорить общие права и обязанности. При этом обязательны, с одной стороны, добровольное согласие государства на пользование такими правами и, с другой стороны, уважение третьим государством суверенитета и интересов государств – участников договора. Так, согласно ст. 1 Конвенции о режиме судоходства на Дунае (1948), навигация на этой реке должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства.

Как правило, международный договор не создает обязательств для третьего государства, поскольку это противоречит принципу суверенитета. Однако возможны исключения из этого общего правила. Например, если между двумя государствами заключен международный договор об изменении линии Государственной границы, то третьи государства обязаны уважать новые Государственные границы. Согласно ст. 38 Венской конвенции о праве международных договоров, ничто не препятствует какой-либо норме, содержащейся в договоре, стать обязательной для третьего государства в качестве обычной нормы международного права, признаваемой как таковая.

Универсальные международные договоры могут налагать обязательства на третьи государства, если речь идет о сохранении всеобщего мира. Так, Устав ООН обязывает государства, не являющиеся членами ООН, действовать в соответствии с принципами Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности (ст. 2, п. 6). В 1970 г. ООН приняла Декларацию о принципах международного права. Бесспорно, что государства, не входящие в состав ООН, обязаны руководствоваться этими принципами. Ст. 76 Венской конвенции о праве международных договоров закрепила положение о том, что договор может налагать обязательства на государство-агрессора, виновное в развязывании войны. Так, Ялтинское и Потсдамское соглашения обязали Японию вернуть Советскому Союзу исторически принадлежащие ему Южный Сахалин и Курильские острова.

Выполнение международного договора ранее гарантировалось такими мерами, как залог, обмен заложниками и даже брак монаршествующих особ. В современных условиях это обеспечивается односторонними или многосторонними гарантиями, международным контролем. Международные гарантии – это международно-правовые акты и обеспечительные действия, с помощью которых государства делают неотвратимым выполнение обязательств по заключенному ими международному договору.

Действенным способом обеспечения выполнения международных договоров является международный контроль, т. е. проверка действий субъектов международного договора в соответствии с обязательствами, взятыми ими по этому договору. Такой контроль может осуществляться как международными, так и национальными средствами, а также специальными органами; он имеет различные формы. Так, в системе Международной организации труда (МОТ) есть органы, осуществляющие контроль за выполнением конвенций, принятых в рамках этого объединения; Договор об Антарктике (1959) предусматривает осуществление контроля в виде взаимных инспекций; контроль за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия (1968) его участники возложили на Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Эффективность выполнения международных договоров обеспечивается закреплением обязательств государств в национальных законодательствах. Президент и Правительство России принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров страны. Федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами России, обеспечивают выполнение обязательств российской стороны по договорам и осуществление прав российской стороны, вытекающих из этих договоров, а также наблюдают за выполнением другими участниками договоров их обязательств. Общее наблюдение за выполнением международных договоров с участием России осуществляет МИД России.

Реализация положений международных договоров подкреплена во внутригосударственном законодательстве России значительным количеством нормативных правовых актов. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за нарушение Женевских конвенций о защите жертв войны (1949) и Дополнительных протоколов к ним (1977).

Эффективное действие договора после вступления его в силу во многом зависит от правильного понимания и применения документа сторонами.

Толкование международного договора – это правовой процесс, целью которого является установление подлинного содержания договора, а также намерений сторон, заключающих данный договор. Толковать договор могут: его участники; международные судебные органы, добровольно назначаемые участниками договора; международные организации. Современному международному праву известны следующие способы толкования договоров: целевой, практический, логический, исторический, грамматический, систематический и др. Целевое толкование призвано установить подлинные намерения сторон, подписавших договор. Практическое толкование состоит в том, что во внимание принимается практика применения договора государствами в период, прямо следующий за его подписанием. Логическое толкование исходит из нерасторжимой связи отдельных частей договора, из единства преамбулы, основной и заключительной частей.

Недействительность международного договора может быть обусловлена:

? нормами внутреннего права, касающимися компетенции заключать договоры. Однако государства не вправе ссылаться на них, за исключением случаев, когда нарушение является очевидным для любого государства, действующего в вопросе выполнения договоров добросовестно и в соответствии с обычной практикой;

? ошибкой в договоре. Государство вправе ссылаться на нее, как на основание недействительности договора, если ошибка касается факта или ситуации, которые, по предположению этого государства, существовали при заключении договора и представляли собой существенную основу для согласия государства на обязательность для него данного договора;

? обманом, если государство заключило договор под влиянием обманных действий другого государства, участвовавшего в переговорах;

? подкупом, если согласие государства на обязательность для него договора было выражено в результате прямого или косвенного подкупа его представителя другим участвовавшим в переговорах государством;

? принуждением государства или его представителя к заключению договора;

? угрозой, если заключение договора явилось результатом угрозы силой в нарушение принципов международного права. Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме или принципу jus cogens.

Прекращение действия международного договора выражает юридический факт, согласно которому прекратилось действие взаимных прав и обязанностей участников договора. В современном международном праве известны различные способы прекращения действия международных договоров. Наиболее распространенным из них является прекращение действия договоров по взаимному согласию сторон, которое может закрепляться в самом договоре. Международный договор автоматически прекращается по истечении срока его действия. Обычно государства, заключая международный договор, включают в текст специальное условие, с принятием которого договор считается прекращенным, а его участники – свободными от выполнения обязательств по договору. По истечении срока действия договора государства вправе заключить новый договор или продлить срок действия старого договора (пролонгация). Договоры могут прекращаться при достижении цели договора. Некоторые договоры стороны могут денонсировать и аннулировать.

Денонсация международного договора – это односторонний отказ государства от международного договора с предупреждением об этом, сделанным в соответствии с условиями, порядком и сроком, предусмотренными самим договором. В договоре предусматриваются также и условия денонсации. Правовым основанием денонсации является не только обусловленность ее в договоре, но и соответствие ее применения намерениям сторон. Денонсировать международный договор может тот орган, который этот договор ратифицировал.

Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международных договоров осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права. В этих случаях МИД России публикует официальные сообщения о прекращении отдельных международных договоров. Рекомендации о прекращении или приостановлении действия международных договоров России могут представляться на рассмотрение Президента или Правительства России каждой из палат Федерального собрания, субъектами Российской Федерации в зависимости от того, в чьей компетенции находятся вопросы, регулируемые договором. Такие рекомендации могут представляться также Верховным судом, Высшим арбитражным судом, Генеральной прокуратурой, Центральным банком Российской Федерации и Уполномоченным по правам человека. Решения о прекращении и приостановлении действия международных договоров, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства – продолжателя СССР, принимаются органами государственной власти в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией и законодательством страны.

Аннулирование международного договора может быть применено в случаях существенного нарушения его другим государством. Такое аннулирование не должно отражаться на действии остальных договоров, заключенных между этими странами. Основаниями для аннулирования договора могут быть:

? исчезновение субъекта международного договора;

? существенное нарушение международного договора контрагентом;

? коренное изменение обстоятельств (clausula rebus sic stantibus);

? невозможность выполнения международного договора, например при исчезновении объекта договора (высыхании реки, затоплении острова и др.). Любой акт, имеющий целью прекращение договора, выход из него или приостановление его действия, оформляется в виде документа, препровождаемого другими участниками. Если такой документ не подписан главой государства, главой правительства или министром иностранных дел, представителю государства, передающему этот документ, может быть предложено представить полномочия.

Если возникает новая императивная норма международного права (jus cogens), то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается.

Разрыв дипломатических или консульских отношений между участниками договора не влияет на правовые отношения, установленные между ними договором, за исключением случаев, когда наличие дипломатических или консульских отношений необходимо для выполнения договорных обязательств.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий