Понятие и принципы финансирования

И муниципальных расходов.

Лекция 8. Правовое регулирование государственных

1. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов.

2. Финансирование государственных унитарных предприятий, расходы бюджетного учреждения, сметно-бюджетное финансирование

Государственные расходы — это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию фондов денежных средств на обеспечение жизнедеятельности общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культур­ные потребности. Содержание и структура государственных расходов зависят от задач, которые решает государство в соответствующем финансовом году.

Государственные расходы осуществляются из различных фон­дов как централизованных (бюджеты различных уровней, государственные внебюджетные фонды), так и децентрализован­ных (фондов государственных предприятий и организаций).

Государственные расходы осуществляются только в соответ­ствии с планово-финансовыми актами, утверждаемыми компе­тентными органами. Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием и путем предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Финансирование государственных или муниципальных расходов­ – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) го­сударственных или муниципальных денежных средств на безвоз­мездной и безвозвратной основе для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их зада­чам и функциям.

Безвозвратность и безвозмездность финансирования отли­чают его от кредитования, предоставления ссуд на условиях безвозвратности и возмездности. В условиях рыночной экономики бюджетным законодательством предусмотрена возможность выделения денежных средств из бюджета на основах возвратности и возмездности: бюджетный кредит и бюджетная ссуда.

В настоящее время источниками финансирования государст­венных и муниципальных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства:

— государственных и муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они мо­гут быть выделены на срочной, возвратной, платной ос­нове;

— государственных (муниципальных) внебюджетных фон­дов;

— отраслей народного хозяйства — централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансо­вые ресурсы предприятий.

Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных и муниципальных расходов следует от­метить такие, как финансирование объектов (программ) на конкурсной основе; выделение грантов (единовременных без­возмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований) образовательным учреждениям, творческим коллективам и Т.п. в порядке конкурсной или дру­гой системы отбора.

Широко распространенной стала многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источ­ников.

Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной под­держки довольно широкое распространение получило предос­тавление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи креди­та. Эти гарантии и поручительства могут преобразовываться в государственные расходы за счет федерального бюджета в слу­чае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем.

Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов (действующие неза­висимо от источников финансирования):

— плановость (согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных или муници­пальных планов и программ; в финансовых планах не­обходимо отражение потребностей в средствах и источ­ников их удовлетворения; финансирование должно осу­ществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды);

— соответствие планируемых расходов объему государствен­ных или муниципальных доходов;

— целевое направление средств, что означает необходимость определения помимо указания общей суммы средств, вы­деляемых получателям, конкретных мероприятий и целей, на которые они должны быть использованы;

— соответствие финансируемых расходов охраняемым зако­ном правам и интересам граждан, юридических лиц, госу­дарства (Российской Федерации и ее субъектов), муници­пальных образований;

— соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установ­ленных законом и в соответствии с ним норм;

— безвозвратность и безвозмездность выделения средств (за исключением случаев, установленных в соответствии с законодательством);

— контроль за использованием государственных и муници­пальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

Капитальные вложения представляют собой использование обществом валового национального продукта на воспроизводство основных фондов. По форме они выступают как совокупность затрат на создание новых, а также техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного и воспроизводственного назначения. Капитальные вложения имеют важное народнохозяйственное значение, определяемое ролью, которую выполняют вновь созданные или модернизированные средства труда в процессе производства материальных благ. Как важный фактор расширенного общественного воспроизводства достижений научно-технического прогресса, что создает материальные условия для роста и совершенствования общественного производства и повышения материального благосостояния народа. Капитальные вложения различаются по формам собственности отраслевому и территориальному признаку, назначению сооруженных объектов, формам воспроизводства основных фондов, составу затрат, способу строительства, источникам финансирования. Эффективность капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают отраслевую, территориальную, воспроизводственную и технологическую структуры капитальных вложений, которые определяют их соотношения в различных отраслях, регионах, формах воспроизводства основных фондов и отдельных затратах.

Современная инвестиционная политика направлена на обеспечение социальной направленности и высокой народнохозяйственной эффективности капитальных вложений, а также на использование их преимущественно на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий.

Важное значение капитальных вложений и необходимость более полного использования товарно-денежных отношений в условиях перехода к рынку объективно требуют государственного регулирования (прямого и косвенного) финансово-кредитных отношений между субъектами инвестиционной деятельности. Эти отношения складываются на основе социально ориентированной рыночной экономики, которая построена на функционировании различных форм собственности.


Совокупность основных правил и рекомендаций, которые определяют состав источников денежных средств для капитальных вложений, порядок их мобилизации банками и предоставления субъектам инвестиционной деятельности, а также контроля за целевым и эффективным использованием этих средств образует ядро системы финансирования и кредитования капитальных вложений. Особенности воспроизводства основных фондов, строительного производства и его продукции обуславливают относительную самостоятельность и специфические черты этой системы.

Различают два основных метода обеспечения капитальных вложений денежными средствами: безвозвратный, или финансирование, и возвратный, или кредитование. Безвозвратное предоставление средств не обусловлено их возвратом в заранее установленные сроки. В каком порядке используются бюджетные ассигнования, собственные и привлеченные средства инвесторов и, как правило, средства специальных внебюджетных фондов.

Основными принципами финансирования являются прямой и планово-целевой характер, его непрерывность, предоставление средств в меру выполнения плана (контракта), денежный контроль в процессе финансирования и безвозвратность предоставления средств. Прямой характер финансирования означает, что средства на капитальные вложения предоставляются предприятия и организациям непосредственно. Планово-целевой характер финансирования заключается в том, что средства выдаются только на те стройки, которые обеспечены утвержденной проектно-сметной документацией и принято соответствующее решение об их сооружении. Важным принципом финансирования капитальных вложений является предоставление средств подрядным и другим организациям в соответствии с выполнением плана (контракта).

Так, проектные работы оплачиваются после окончания всех работ или их этапа, а также другого показателя объема этих работ, а при поступлении «россыпью» — по мере его поступления на стройку. Необходимость непрерывного финансирования обусловлена непрерывностью самого строительства. Неотъемлемой чертой финансирования является контроль денежной единицей за целевым и эффективным использованием средств на капитальные вложения со стороны банков и органов хозяйственного управления. Особое значение он имеет при финансировании капитальных вложений за счет бюджетных и других централизованных средств. При финансировании их за счет собственных средств инвесторов последние сами заинтересованы в эффективности капитальных вложений, поэтому банки могут не контролировать такие вложения. Только по просьбе инвесторов на договорных началах за отдельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации или проводить контрольные обмеры оплаченных строительно-монтажных и других работ.

Возвратное предоставление средств, или кредитование, производится на условиях возвратности предоставленных средств в конкретные сроки и определенных размерах. Банки предоставляют долгосрочный кредит на капитальные вложения в основном на тех же принципах, на которых производится финансирование. Кроме того, кредитование является возвратным, срочным, платным и обеспеченным. Долгосрочное кредитование более полно, чем безвозвратное финансирование, отвечает условиям перехода к рынку. Необходимость погашения кредита и уплаты процентов за пользование им больше заинтересовывает заемщиков в рациональном технико-экономическом обосновании направления и размера кредита, содействует усилению режима экономии в процессе его использования, а также является средством контроля за окупаемостью капитальных вложений.

Капитальные вложения выступают как одна из форм инвестиций в экономику страны. Непрерывность и достаточность их являются обязательными для нормального функционирования экономики каждой страны. В настоящее время инвестиционная деятельность в стране осуществляется в условиях общего кризиса ее экономики, нестабильности социально-экономического положения в стране. Гиперинфляция, либерализация цен, дефицит бюджета, тяжелое финансовое состояние предприятий и организаций, платежный кризис, непрерывный рост стоимости строительства, дорогой банковский кредит, а также другие кризисные явления вызвали резкое снижение объемов капитальных вложений, капитального строительства и ввода производственных мощностей и объектов строительства, что обусловило спад производства необходимой продукции. Одной из мер по выводу экономики из кризиса должна являться активизация инвестиционной деятельности, для чего необходимо изыскать средства для дополнительных капитальных вложений, направить их на выполнение приоритетных государственных программ, обеспечить их целевое и эффективное использование.

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности), для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

В порядке финансирования государственных (муниципальных) расходов в связи с преобразованиями экономики появились новые черты: расширился круг источников финансирования государственных и муниципальных расходов, появились новые организационно-правовые формы финансирования.

В настоящее время источниками финансирования государственных и муниципальных расходов выступают средства:

  • государственных и муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе;
  • государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;
  • отраслей экономики – централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий, учреждений.

В формировании средств, необходимых для финансирования государственных и муниципальных расходов, в последнее время, усилилось значение заемных и привлеченных средств. Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций.

К новым организационно-правовым формам финансирования государственных и муниципальных расходов следует отнести: финансирование объектов (программ) на конкурсной основе; выделение грантов обычно образовательным учреждениям, научным и творческим коллективам и т. п., как правило, также в порядке конкурса или другой системы отбора.

Многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников, стала широко применяемой. При этом финансирование планируется на разные сроки: помимо годового, оно может быть среднесрочным и долгосрочным.

Вместо непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной поддержки применяется предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита.

Финансирование осуществляется на основании определенных принципов. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов:

  • плановость;
  • соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;
  • целевое направление средств;
  • соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, государства, муниципальных образований;
  • соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;
  • безвозвратность и безвозмездность выделения средств;
  • контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

Выделяются два основных правовых режима финансирования в зависимости от особенностей использования средств субъектами:

  • финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;
  • финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование.

Институт государственных и местных расходов реализуется путем финансирования.

Финансирование государственных и местных расходов — это плановый, целевой, безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств, который выполняется с учетом оптимального сочетания собственных, кредитных и бюджетных источников финансирования, проводится по мере осуществления планового использования средств для обеспечения выполнения общегосударственных функций (оборона страны, управления и т.д. ), региональных задач, а также для содержания социально-культурной сферы, обеспечение социальных гарантий и обязательств государства, с соблюдением режима экономии при постоянном осуществлении контроля.

Финансирование осуществляется из разных источников — бюджетов различных уровней, внебюджетных целевых фондов, собственных средств государственных и коммунальных предприятий. В зависимости от источников финансирования выделяют следующие его виды: бюджетное финансирование, самофинансирование и государственное кредитование. Бюджетное финансирование — это финансирование, проводимой за счет бюджетных средств.

Самофинансирования используется для покрытия расходов государственных и коммунальных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.

Основными субъектами финансирования являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации государственной и коммунальной форм собственности. Последние делятся на те, которые финансируются из бюджета полностью или частично. В зависимости от субъектов можно выделить две формы проведения финансирования. При первой форме — из бюджетов покрывается лишь часть расходов государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций. Остальные, большая часть, расходов покрывается за счет их собственных или кредитных средств.

Итак, основным принципом первой формы финансирования ε оптимальное сочетание использования собственных, кредитных и бюджетных средств при финансировании расходов. Эта форма применяется при финансировании государственных и коммунальных предприятий, имеющих экономическую и финансовую самостоятельность, получая собственные доходы, а также при финансировании государственных программ.

При второй форме финансирования из бюджетных источников проводится полное покрытие всех расходов субъекта финансирования. Эта форма используется при финансировании деятельности государственных органов, обороноспособности страны, содержании социальной сферы, а также государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, которые не имеют своих доходов.

Государственные или муниципальные учреждения и организации, расходы которых полностью финансируются из бюджета, называются бюджетными.

Деятельность бюджетных учреждений имеет свою особенность. Они относятся к непроизводственной сферы и не принимают непосредственного участия в создании материальных ценностей, то есть не создают национального дохода. Основное их назначение состоит в удовлетворении социально-культурных потребностей населения и осуществлении общегосударственных функций. В результате такой деятельности учреждения могут получать собственные доходы и тратить их как дополнительный источник для покрытия собственных расходов. Но объемы таких внебюджетных доходов незначительны по сравнению с бюджетным финансированием, из-за чего эти учреждения не могут стать экономически и финансово самостоятельными и перейти на первую форму финансирования.

Независимо от источников покрытия расходов финансирование осуществляется на основе следующих принципов:

• плановости;

• необратимости и безвидплатности финансирования;

• целевого направления средств и их эффективного использования;

• финансирование по мере выполнения планов;

• оптимального сочетания собственных, кредитных и бюджетных средств;

• соблюдение режима экономии и осуществление постоянного контроля за использованием средств.

Принцип плановости. Вся финансовая деятельность государства осуществляется путем заключения финансовых планов. Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы. Расходы всех централизованных фондов средств обязательно отражаются в финансовых планах. Финансовое планирование осуществляется путем заключения финансовых планов — индивидуальных и сводных. Индивидуальные финансовые планы охватывают балансы доходов и расходов предприятий, сметы бюджетных учреждений. Сводные финансовые планы делятся на общегосударственные, территориальные и отраслевые.

Принцип необратимости и безвидплатности финансирования государственных расходов означает выделение средств без прямого их возвращения государству и без внесения в государственные фонды средств любой платы за получение этих средств. Косвенное (опосредованное) возврата полученных от государства средств заключается в материальном приросте основных фондов в государственной и коммунальной производственной и непроизводственной сферах, увеличении доходов государственных и коммунальных предприятий, подготовке квалифицированных кадров для общества и тому подобное.

Принцип целевого направления финансирования государственных расходов заключается в том, что средства планируются, отпускаются и используются на четко определенные нормативными и индивидуально-плановыми финансовыми актами цели и мероприятия: выплата заработной платы, текущие расходы, расходы развития и тому подобное. Эффективное использование средств имеет целью получение общественно необходимого или желаемого результата при минимальных затратах живого и овеществленного труда и материальных ресурсов. Выполнение этого принципа на практике означает совершенствование форм и методов оперативного управления производственной и финансовой деятельностью государства, разработку дополнительных рычагов и стимулов, направленных на сокращение потерь и непроизводительных расходов, интенсификацию производства и использования достижений научно-технического прогресса.

Принцип финансирования по мере выполнения планов означает, что средства выделяются не автоматически, а в соответствии с фактического выполнения работ, количественными и качественными показателями, обусловливающие объемы расходов и конкретные цели в момент возникновения реальной потребности в предоставлении средств. Благодаря этому принципу денежные ресурсы могут находиться в постоянном обороте. Выполнение этого принципа четко прослидкоовуеться при финансировании капиталовложений и капитальных ремонтов, где в случае невыполнения планов освоения средств неиспользованные денежные ресурсы учитываются при предоставлении бюджетных средств на следующий период.

Принцип оптимального сочетания собственных, кредитных и бюджетных средств заключается в том, что при определении объема финансирования на всех уровнях сначала учитывается наличие и возможность использования собственных средств или сокращение собственных расходов, затем — возможность получения банковских кредитов и лишь при объективной невозможности покрытия расходов из вышеупомянутых источников решается вопрос о выделении бюджетного или ведомственного финансирования. Этот принцип применяется на стадии планирования, распределения и использования государственных ресурсов при покрытии текущих расходов и капиталовложений.

Принцип соблюдения режима экономии применяется на стадии фактического использования средств и проявляется в рациональном использовании трудовых и материальных ресурсов, использовании новейших ресурсосберегающих технологий, повышении норм выработки сырья и природных ресурсов и другие. Именно поиск и развитие техники и технологии производства, поиск дешевых ресурсов могут привести к экономии и рационального использования природных, материальных и денежных ресурсов государства.

При дефиците бюджета и инфляции средств соблюдения перечисленных принципов финансирования является сложной задачей, а отступление от них ведет к таким тяжелым последствиям, как бессистемное и нерегулярное использование государственных средств, возникновения проблемы неплатежей и рост задолженности государства по финансированию тех или иных расходов (зарплат, пенсий, капиталовложений и т.д.). Поэтому особое значение приобретает принцип осуществления постоянного контроля за использованием всех видов государственных ресурсов. Контроль дает возможность выяснить ошибки и недопикы в финансовой деятельности государства и принять меры для их устранения. Он также дает информацию для перспективного и текущего планирования государственных расходов при определении целевого направления средств и их оптимальных объемов.

Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса Украины, расходы бюджета классифицируются по:

1) функциями, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов):

а) разделы, в которых определяются расходы бюджетов на осуществление соответственно общих функций государства, АР Крым или органов местного самоуправления;

б) подразделения и группы, в которых конкретизируются направления направления бюджетных средств на осуществление соответственно функций государства. АР Крым или органов местного самоуправления;

2) экономической характеристикой операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов): текущие расходы, капитальные расходы и кредитование за вычетом погашения, состав которых определяется Министром финансов Украины;

3) признаком главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов): определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств; на ее основе Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут реестр всех распорядителей бюджетных средств;

4) по бюджетным программам (программная классификация расходов): применяется при формировании бюджета по программно-целевому методу.

Расходы Государственного бюджета Украины включают бюджетные назначения, установленные законом о Государственном бюджете Украины на конкретные цели, связанные с реализацией государственных программ, перечень которых определен статьей 87 Бюджетного кодекса Украины.

Государственный бюджет Украины содержит объяснение всех расходов, за исключением расходов, связанных с государственной тайной (тайных расходов).

Бюджетное финансирование — это безвозвратный безвозмездный отпуск средств из государственного и местных бюджетов на выполнение общегосударственных функций, функций органов местного самоуправления и обеспечение функционирования бюджетных предприятий, учреждений и организаций.

Бюджетное финансирование базируется на общих принципах финансирования, но имеет и свои специфические особенности, а именно:

• средства на покрытие расходов отпускаются только из одного бюджета по подчиненности предприятия, учреждения или организации (то есть из Государственного, областного, районного, городского, сельского или поселкового). Исключение составляет финансирование общегосударственных мероприятий: борьба с эпидемиями, эпизоотиями, ликвидация потерь от катастроф и стихийных бедствий;

• финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основе установленных экономически и научно обоснованных нормативов для каждой сферы деятельности государства.

Выделение средств из бюджета на обеспечение деятельности аппарата законодательной и исполнительной власти, управления, суда и прокуратуры, обороноспособности страны, на содержание социально-культурной сферы, а также государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, которые не имеют своих доходов (бюджетных учреждений), осуществляется путем сметно-бюджетного финансирования.

Введение

Во всех государствах в результате производственной деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, которые в дальнейшем проходят стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения различных потребностей, задач и функций государства. Бюджет выражает часть распределенных отношений между государством, с одной стороны, а с другой — между предприятиями и населением, связанным с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Распределение денежных средств из бюджета страны, национального дохода осуществляется с помощью бюджетного финансирования. Посредством бюджета и бюджетного финансирования национальный доход распределяется по территории страны, между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития, а также из производственной — в непроизводственную сферу. Бюджетное финансирование позволяет координировать экономическую и социальную жизнь государства, способствуя техническому прогрессу, усилению экономического потенциала страны и улучшению жизни людей.

Тема бюджетного финансирования всегда актуальна и значима для каждого государства. Любая страна сталкивается с проблемой правильного, рационального распределения своих денежных ресурсов в различные сферы народного хозяйства, и в первую очередь те отрасли народного хозяйства, которые требуют на данном этапе первоочередного развития. Сталкивается с проблемой рационального распределения денежных ресурсов по своей территории, соблюдая интересы экономического развития страны в целом и отдельных регионов. Куда, как, в каком количестве и когда направить денежные средства, чтобы обеспечить дальнейшее пропорциональное развитие всех сфер общественной деятельности — вот одни из главных вопросов, которые решаются посредством бюджетного финансирования.


В данной работе подробно исследуются и анализируются особенности бюджетного финансирования в соответствии со следующей методологией: цель, объект, задачи, содержание, информационная основа.

Объект исследования — бюджетное финансирование. Цель данной работы — внести предложения по улучшению системы бюджетного финансирования. Задачи данной курсовой работы:

изучить особенности бюджетного финансировании в различных сферах деятельности;

выявить и проанализировать его проблемы и недостатки на современном этапе.

Информационная основа представлена различного рода учебной литературой, методическими пособиями, статьями из журналов и газет, статистическими данными разных годов.

Глава 1. Понятие и сущность бюджетного финансирования

Бюджетное финансирование, его принципы и формы

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования — системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально — экономического развития страны, а с другой, — в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет;

бесплатность бюджетных ассигнований: выделение бюджетных средств без уплаты государству каких — либо доходов в виде процента или других видов оплаты ассигнований.

Существуют два канала финансового обеспечения — ведомственно-корпоративный и территориальный.

Ведомственно-корпоративный принцип обеспечения финансовыми ресурсами используется для наделения средствами предприятий в рамках решаемых ими производственных задач и для обеспечения их работников необходимым объемом социально-бытовых услуг.

В соответствии с территориальным принципом средства на социально-бытовую инфраструктуру выделяются территориальным органам власти для развития административно-территориальных единиц, обеспечения их жителей услугами предприятий и учреждений социально-бытовой инфраструктуры.

В широком смысле расходы бюджетных средств есть система распределения имеющихся в распоряжении государства доходов этого государства. Такое предоставление бюджетных средств может осуществляться только строго юридически установленным способом:

в виде ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам (в рамках поставок для государственных или муниципальных нужд);

в виде различных по своим целям трансфертов, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами предоставленных органами местного самоуправления;

в виде ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, предоставляемых на другие уровни власти;

в виде ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов и уменьшению бюджетных доходов;

в виде бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств;

в виде субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

в виде инвестиций в уставной капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

в виде бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

в виде кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований; реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

в виде кредитов иностранным государствам;

ценных бумаг.

Рассмотрим некоторые формы бюджетного финансирования подробнее.

Трансферты — бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению — пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетные ассигнования — это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Они могут предоставляться на:

содержание бюджетных учреждений;

оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям, допускается:

из федерального бюджета — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в порядке, которые особо определены федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

из бюджетов субъектов Федерации — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Федерации, на условиях и в порядке, которые особо определены законами субъектов Федерации о бюджете на очередной финансовый год;

из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определены правовыми актами органов местного самоуправления.

Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Бюджетные инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления.

Бюджетная ссуда — это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Дотации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской

Более подробно определим роль государства как кредитора, заемщика и гаранта.

Государственный кредит — это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим и физическим лицам на возвратной и возмездной основах .

Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных отношений, между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой.

Государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и несет признаки как тех, так и других.

Государственное заимствования РФ определяют как займы и кредит, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками. В результате заемной деятельности образуется государственный долг. Для покрытия бюджетного дефицита РФ длительный период времени была вынуждена привлекать заемные средства.

В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, БК РФ делит их на две группы — внутренние и внешние, которые отличаются также видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов.

Государственные внутренние заимствования РФ — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте РФ .

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Государственные внешние заимствования — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте .

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками, оно является гарантом.

Государственные или муниципальные гарантии — это способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу, которого соответственно Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор); сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако обычно достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. В связи с этим государственные гарантии традиционно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влечет за собой рост расходов бюджетных средств .

Добавить комментарий