Понятие и принципы социального обслуживания

Принципы социального обслуживания

Социальное обслуживание, как и любая другая профессиональная, правовая деятельность и общественные отношения, основывается на определенных принципах, то есть на основополагающих идеях, на которых функционирует данный общественный институт. Законодателем установлено семь основных принципов социального обслуживания и каждый из них играет определенную роль. Принципы социального обслуживания, в конечном счете, отражают отношение государства к гражданам, нуждающимся в данном обслуживании.

Говоря о принципах социального обслуживания, следует определить, что в их основу легли общеправовые принципы, установленные Конституцией РФ — гарантированность и неотчуждаемость прав и законных интересов человека и гражданина; признание прав и свобод непосредственно действующими; охрана достоинства личности, гарантированность социальной защиты и социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом и т.д.

Социальное обслуживание основывается на принципах:

1) адресности;

2) доступности;

3) добровольности;

4) гуманности;

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности;

7) профилактической направленности.

Следует отметить, что с вступлением с 1 января 2015 года в действие нового Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» указанная система значительно видоизменится. Социальное обслуживание будет основываться на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека, и будет осуществляться также на следующих принципах:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

Как видно, из прежних принципов, закрепленных в ст.5 указанного выше Закона, в будущем будут сохранены лишь адресность, добровольность и конфиденциальность.

Тем не менее, остановимся несколько подробней на каждом из указанных в ст.5Закона о социальном обслуживании принципов, действующих в настоящее время.

Адресность — это принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах. Поскольку государственная социальная помощь оказывается определенным группам населения, которые действительно в ней нуждаются, то перед оказанием помощи происходит проверка материального положения лиц, обратившихся с заявлением об оказании им помощи. Граждане, признанные в установленном законодательством порядке нуждающимися, получают государственную социальную помощь, как правило, по месту своего проживания.

Принцип адресности означает персонифицированное социальное обслуживание, предоставляемое конкретному лицу. Для реализации данного принципа, в первую очередь, необходим учет лиц, нуждающихся в социальном обслуживании, что может быть обеспечено составлением и ведением банка данных указанных лиц по их месту жительства и месту нахождения.

Следующим принципом осуществления социального обслуживания является принцип доступности, который означает свободный доступ нуждающихся граждан к данному виду социальной услуги, независимо от места жительства или места нахождения, от экономических, социальных, организационных или языковых барьеров.

Принцип доступности также означает, что каждый гражданин имеет право на получение социальной помощи, на доступ к информации об учреждении, то есть обеспечение возможности бесплатного и частично платного получения социальных услуг, включенных в федеральные и территориальные перечни гарантированных социальных услуг, определяемые с учетом субъектов, которым они предназначены.

При получении социальных услуг граждане должны иметь право на выбор учреждения и формы обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации; информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг.

Помимо этого, социальные учреждения обеспечивают доступность услуги, осуществляя меры по снятию ограничений территориально-транспортного, кадрового и временного характера. Каждый имеет доступ к администрации учреждения, специалисту, группе специалистов. Прием граждан осуществляется круглосуточно.

Доступность этой информации проверяется на основании требований Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей и ГОСТ Р 52142 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2013».

Состав информации об услугах в обязательном порядке должен быть следующим:

— перечень основных услуг, предоставляемых учреждением;

— характеристика услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее предоставление;

— наименование государственных стандартов социального обслуживания, требованиям которых должны соответствовать услуги;

— взаимосвязь между качеством услуги, условиями ее предоставления и стоимостью (для полностью или частично оплачиваемой услуги);

— возможность влияния клиентов на качество услуги;

— адекватные и легкодоступные средства для эффективного общения персонала с клиентами учреждения;

— возможность получения оценки качества услуги со стороны клиента;

— установление взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями клиента;

— правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуг;

— гарантийные обязательства учреждения — исполнителя услуг.

Принцип добровольности социального обслуживания означает, что указанное обслуживание осуществляется на основе добровольного обращения гражданина и его согласия на осуществлении в отношении него социального обслуживания, и прекращается при отказе от обслуживания, за исключением случаев, прямо установленных законодательством.

Так, согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители после получения необходимой информации в сфере социального обслуживания. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимают органы опеки и попечительства. В случае если гражданина направляют в учреждения, то он или его законный представитель должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами социальных услуг, предоставляемых ими.

Помещение граждан в стационарное учреждение должно быть произведено на основании их личного письменного заявления и подтверждено их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — на основании письменного заявления их законных представителей.

Принцип гуманности — это один из базовых принципов социальной работы, который лежит в основе деятельности ее субъектов. В общем смысле данный принцип означает человечность и человеколюбие, проявление сочувствия, оказание помощи. Гуманность в процессе социального обслуживания заключается в терпимом, доброжелательном и достойном отношении к лицам, нуждающимся в данном обслуживании, со стороны, в первую очередь, социальных работников, а также родственников и близких. Основной лозунг гуманности можно выразить следующим выводом — «поступай с человеком так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, означает, что предоставление услуг детям и подросткам, как наиболее социально незащищенной и уязвимой категории населения, должно осуществляться в первоочередном порядке и являться важнейшей задачей обслуживающего персонала учреждений.

Такое обслуживание может осуществляться по личному заявлению несовершеннолетнего или заявлению их законных представителей, а также по направлению (ходатайству, постановлению, акту) заинтересованных лиц и организаций.

Данный принцип пронизывает такие нормативно-правовые акты, как: Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также региональные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок оказания социальных услуг.

Так, для осуществления этого принципа формируются индивидуальные программы социальной реабилитации в соответствии с потребностями и особенностями жизненной ситуации несовершеннолетнего. При этом несовершеннолетний должен понимать значение проводимых мероприятий для улучшения его жизненной ситуации.

Такая программа может дополняться и корректироваться в течение всего срока оказания помощи несовершеннолетнему. Для утверждения обоснованности и содержания программы социальной реабилитации выносится решение социального консилиума, которым проводится оценка эффективности реализуемых реабилитационных программ. Также на этой стадии определяются временные рамки осуществления программы. Заседания социального консилиума проводятся не реже 1 раза в месяц. Законные представители несовершеннолетнего имеют доступ к информации о содержании программы реабилитации, ее целях и результатах.

Данный принцип гарантирует также каждому несовершеннолетнему или его законному представителю оказание социальной помощи специалистами, имеющими профильную подготовку, квалификацию и опыт работы, необходимые для оказания социальных услуг в полном объеме и в соответствии с потребностью несовершеннолетнего. То есть услуга оказывается специалистами, имеющими соответствующее образование. При этом каждый специалист участвует в оказании услуг в соответствии с должностной инструкцией и индивидуальной программой социальной реабилитации. Допуск специалистов к оказанию услуг проводится на основе документов, подтверждающих его квалификацию, профессиональную подготовку и опыт работы. Качество работы такого специалиста проверяется и оценивается не реже 1 раза в 6 месяцев.

Применительно к осуществлению социального обслуживания, принцип конфиденциальности предполагает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания в процессе осуществления деятельности по социальному обслуживанию, составляют профессиональную тайну. Учреждение гарантирует обеспечение гражданских прав клиента.

Информация о клиенте хранится таким образом, что не допускает ее использование посторонними лицами. Распространение частичной или полной информации осуществляется только в интересах клиента. Для этого имеется процедура контроля за оформлением и хранением документов, которая осуществляется регулярно.

В работе специалистов учреждений социальной помощи существует Этический кодекс работника социальной службы, который знают и соблюдают все работники социальных служб.

Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (административную, гражданскую, уголовную).

И, наконец, под принципом профилактической направленности подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска, сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Это связано с тем, что профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе, так как важно не допускать возможные отклонения в действиях или поведении социального объекта, чтобы потом не бороться с уже наступившими негативными последствиями.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Так, например, Всемирная организация здравоохранения определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей.

Этот принцип является обязательным для работников социальных учреждений.

Различают следующие формы и виды профилактических мер:

— нейтрализующие;

— компенсирующие;

— предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

— устраняющие эти обстоятельства;

— мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.

Методами профилактики являются наблюдения, наличие телефонов доверия, консультаций. Так, например, создаются центры социально-психологической помощи, где люди, оказавшиеся в критической ситуации, могут получить профессиональную помощь.

В настоящее время очень актуальной является профилактика преступности, алкоголизма, наркомании, целью которой является создание предпосылки для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан.

В рамках рассматриваемого вопроса следует также отметить, что государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. При этом постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, может быть предоставлена материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, социальное обслуживание может осуществляться на дому.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В общей системе социального обеспечения и социальной защиты социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном. В последние время появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб.

Основные из них — федеральные законы: от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 442-ФЗ). В порядке реализации этих федеральных законов принят ряд подзаконных актов органами исполнительной власти Российской Федерации. Совокупность всех этих актов составляет правовую базу — законодательство о социальном обслуживании; оно включает, следовательно, как законы и подзаконные акты федерального уровня, так и законы, и подзаконные акты уровня субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание граждан — это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга в свою очередь, — это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

На соблюдении определенных основополагающих принципов должно основываться проведение последовательной и эффективной государственной политики по социальному обслуживанию граждан Российской Федерации. Принципами в этом случае являются выработанные практикой, которые закреплены или отражены в особых нормативных правовых актах руководящие положения, в соответствии с которыми осуществляется деятельность разных субъектов в рамках их компетенции по социальному обслуживанию граждан.

Основные принципы социального обслуживания граждан закреплены в Федеральном законе N 442-ФЗ:

1. Равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2. Адресность предоставления социальных услуг;

3. Приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4. Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5. Добровольности;

6. Конфиденциальности.

Перечисленные в Законе принципы являются основополагающими при осуществлении деятельности по социальному обслуживанию населения страны.

Деятельность по социальному обслуживанию граждан осуществляется в соответствии с принципом адресности предоставления социальных услуг, так как направлена на оказание помощи определенной категории лиц, а именно:

— инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, нуждающимся в постороннем уходе;

— гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;

— детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним;

— гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

— иным лицам, нуждающимся в профессиональной, социальной, медицинской и психологической помощи.

Принцип приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг социального обслуживания граждан выражается в следующем:

— в государственной гарантии прав граждан России на социальное обслуживание по основным видам: материальная помощь, помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг, временный приют в специализированном учреждении и пр.;

— в равноправии прав на социальное обслуживание, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и постоянно проживающие в стране иностранные граждане;

— в государственном обеспечении прав граждан страны на получение в системе социальных служб бесплатной информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания;

— в возможности получения определенными категориями граждан (например, лица преклонного возраста, несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и др.) бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб;

— в возможности получения социального обслуживания как на дому (например, тяжелобольные лица, инвалиды и др.), так и в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Принцип сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде подразумевает приоритет надомных форм социального обслуживания.

Принцип добровольности в сфере социального обслуживания российских граждан проявляется в том, что при получении социальных услуг граждане имеют право на:

— самостоятельный выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов страны: как из числа государственных организаций, так и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

— информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

— согласие на социальное обслуживание либо отказ от социального обслуживания.

Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены Федеральными законами.

Кроме того, решение вопроса о принудительном помещении определенных категорий граждан (например, лиц, не способных самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности) отнесено к компетенции суда и только по представлению органов социальной защиты населения.

Социальное обслуживание населения осуществляется в соответствии с принципом конфиденциальности — сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Осуществление деятельности различными субъектами страны по социальному обслуживанию населения в соответствии с рассмотренными принципами, с одной стороны, обеспечит реализацию прав граждан, нуждающихся в помощи на достойное существование, а с другой — послужит укреплению мнения международного сообщества о Российской Федерации как стране с социально ориентированной внутренней политикой.

Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме, т. е. в виде различных социальных выплат — пенсий и пособий. Социальное обслуживание является существенным дополнением к таким выплатам, но не может заменить их. В этом смысле оно является вспомогательным звеном в системе социального обеспечения.

Без развитой системы денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека — в пище, одежде, обычных платных услугах (за наем жилого помещения, пользование различными жилищно-коммунальными услугами и т.д.), такое обслуживание не может достичь своей цели — обеспечить достойную жизнь человека, содействовать его адаптации в обществе. В то же время социальное обслуживание, благодаря которому удовлетворяются специфические потребности старых и нетрудоспособных людей в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг, делает всю систему материального обеспечения в денежной форме более эффективной и рациональной.

Граждане, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги или социальная услуга определяются, как получатели социальных услуг.

Их права заключаются в следующем:

1) уважительное и гуманное отношение;

2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

4) отказ от предоставления социальных услуг;

5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) участие в составлении индивидуальных программ;

7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

9) социальное сопровождение.

Поставщиками социальных услуг в свою очередь признаются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Их права, как и права получателей социальных услуг закреплены в Федеральном законе N 442-ФЗ и являются следующими:

1) запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;

2) отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона;

3) быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;

4) получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.

Социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных служб и организаций по их обслуживанию, принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным органам и находящихся в их ведении. Такая деятельность может осуществляться также организациями иных форм собственности (в том числе частными) и гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Социальное обслуживание можно определить и иначе — как деятельность соответствующих служб и организаций по предоставлению гражданам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и котором предоставляются социальная услуга или социальные услуг.

Социальное обслуживание осуществляется специальными службами бесплатно и за плату. Однако социальной услугой можно признать лишь такую услугу, которая предоставляется бесплатно или за неполную ее рыночную стоимость, т. е. полностью либо хотя бы частично за счет средств общества. В этом суть ее названия — «социальная» услуга. Услуга, которая продается как товар (вспомним: товары — это материальные потребительские блага или потребительские услуги), не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Так, бесплатный ремонт полученного инвалидом автомобиля с ручным управлением является социальной услугой, а ремонт того же автомобиля за плату такой услугой не является.

Что касается платных социальных услуг в государственной системе социального обслуживания, то они оказываются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Это является его компетенцией.

Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности, в том числе муниципальной, устанавливаются этими службами самостоятельно.

Социальные услуги предоставляются обычно в натуральной форме — путем предоставления конкретных видов социального обслуживания. В виде денежных средств может оказываться лишь единовременная материальная помощь.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, которые определены федеральным законом. В законах по-разному перечислены основные виды социального обслуживания, указано также, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам. Они определяют основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Утверждаются стандарты Правительством РФ, их требования обязательны для всех социальных служб, действующих на всей территории России, независимо от форм собственности.

Как видим, компетенция Правительства в данной сфере чрезвычайно велика, оно практически вправе определять уровень обслуживания, т. е. его качество, а также условия предоставления. В этой части компетенция Правительства значительно шире, чем в регулировании отношений по предоставлению пенсий и социальных пособий.

Судя по Закону от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», сквозным видом социального обслуживания является материальная помощь. Она предоставляется, как указано в Законе, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива. К ней относится также выдача специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе, т. е. обеспечение, в частности, «малыми» (не моторными) средствами передвижения (вело (кресло) — коляски) и моторными средствами передвижения (мотоколяски, автомобили), а также протезно-ортопедическими изделиями.

Далее указывается, что основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливается органами исполнительной власти. Следует иметь в виду, что порядок обеспечения специальными транспортными средствами, техническими средствами до сих пор устанавливается на уровне Российской Федерации и регулируется в централизованном порядке нормативными актами РФ. Данный вид обслуживания не может относиться к материальной помощи, он, как и разовая материальная помощь, считается социальным обслуживанием.

Таким образом, права в сфере социального обслуживания — это такие отношения, по которым одна сторона — физическое лицо вправе требовать от другой стороны — государственных (муниципальных) или частных социальных учреждений предоставления адресной социальной помощи и обслуживания в объеме и порядке, предусмотренных законом или договором.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации либо в обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:

  • 1) Адресность, т.е. предоставление социальных услуг конкретному лицу в соответствии с его потребностями. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется органами социальной защиты населения по месту их жительства.
  • 2) Доступность, т.е. оказание социальных услуг бесплатно или с частичной оплатой стоимости в соответствии с территориальными перечнями, утвержденными высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.
  • 3) Добровольность означает, что социальное обслуживание осуществляется только на основании обращения заинтересованного лица или его законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время можно отказаться от получения социальных услуг.
  • 4) Гуманность подразумевает, что лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Работники стационарных учреждений, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
  • 5) Приоритетность предоставления несовершеннолетним обусловлена повышенной социальной уязвимостью детей в силу возраста. Социальное государство ставит своей приоритетной задачей особую заботу обо всех детях, в том числе тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
  • 6) Конфиденциальность, означает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.
  • 28 декабря 2013 г. в России принят Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Закон вступит в силу с 1 января 2015 г., вместо утрачивающих силу Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Новый правовой акт определяет правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания, полномочия органов власти, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Согласно сообщению Министерства труда и социальной защиты РФ, «законом предусматривается индивидуальный подход к каждому нуждающемуся в помощи. Он предполагает разработку и реализацию индивидуальной программы, с помощью которой человек сможет преодолеть тяжелую жизненную ситуацию». Документ действительно предполагает создание т.н. «индивидуальной программы» — документа, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению (статья 18). При этом индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, а для поставщика социальных услуг — обязательный. Само понятие «трудная жизненная ситуация», упомянутое в сообщении Минтруда, в итоговой версии документа отсутствует, заменено на более широкое и конкретизированное понятие «обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина». Соотношение терминов представлено в таблице 1. Согласно новому закону, список обстоятельств может быть расширен субъектами РФ.

Принципы социального обслуживания с 2015 г. дополнительно включают в себя приближенность поставщиков к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков и их ресурсов, а также стремление сохранить пребывание гражданина в привычной для него, благоприятной среде. При этом исключен приоритет предоставления социальных услуг несовершеннолетним, отмеченный в действующем законе.

Таблица 1.

Сравнение терминов «трудная жизненная ситуация» и «обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина»

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно

Обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина

* инвалидность

наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу инвалидности

* неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью

* полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста

сиротство; безнадзорность

наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними

отсутствие определенного места жительства; малообеспеченность; безработица

отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

отсутствие работы и средств к существованию

конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество

* наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье

Согласно новому закону, система социального обслуживания, помимо федеральных и региональных органов государственной власти, а также организаций социального обслуживания, находящихся в их ведении, включает в себя негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, и индивидуальных предпринимателей. Следует отметить, что действующая редакция закона также предполагает участие в социальном обслуживании «предприятий и учреждений иных форм собственности и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица» (статья 4). В новом законе предполагается возможность предоставления субсидий негосударственным организациям и индивидуальным предпринимателям из соответствующего бюджета РФ (статья 30).

Шесть лет назад в силу вступил Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Ряд аналогичных постановлений сразу утратили свою силу. При этом ряд социальных услуг не был сокращен до 31 декабря 2014 года. Сегодня сфера социального обслуживания регулируется именно этим законом.

Определение 1

Социальное обслуживание – это вид соц. обеспечения, который осуществляет работу по предоставлению социальных услуг нуждающимся гражданам. Данная деятельность осуществляется при помощи поставщика соц. услуг. Поставщиками социальных услуг являются юридические лица или ИП.

Гражданин нуждается в соц. обслуживании, если есть обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить его жизнедеятельность. Соц. обслуживание необходимо:

  1. Если гражданин не может обслуживать себя самостоятельно. Причиной этому может стать болезнь, травма, возраст или инвалидность.
  2. Если в семье есть инвалид, которому нужен постоянный уход.
  3. Если ребенку или детям сложно социально адаптироваться (сюда включены дети, которые находятся под опекой).
  4. Если нет возможности ухаживать за инвалидом, ребенком, детьми, а попечение над ними отсутствует.
  5. Если налицо – внутрисемейный конфликт с участием лиц, которые ведут асоциальный образ жизни.
  6. Если нет определенного места жительства. Это также относится к лицам, которые вышли из детского дома и еще не достигли 23 лет.
  7. Если нет работы и средств к существованию.

Предоставление социальных услуг также может оказываться по ряду других причин, которые ухудшают или могут повлечь за собой ухудшение условий жизни граждан.

Принципы социального обслуживания

Принципы соц. обслуживания базируются на соблюдении прав человека и уважения достоинства личности. Соц. обслуживание отличается гуманным характером. Соц. обслуживание должно быть доступно для всех граждан РФ. Место жительства, возраст и пол роли не играют. Убеждения или принадлежность к определенному общественному объединению также не является препятствием для получения соц. обслуживания.

Замечание 1

Социальные услуги предоставляются адресно. Чтобы помощь поступала незамедлительно, поставщики социальных услуг проживают недалеко от получателя данных услуг. Для полноценной работы им предоставляется финансовая, материально-техническая, кадровая база и информационные ресурсы. Поставщиков достаточно, чтобы обеспечить граждан соц. обслуживанием и сохранить их пребывание в благоприятных условиях. Все услуги оказываются на добровольной основе.

Важным принципом соц. обслуживания является конфиденциальность, которая запрещает разглашать информацию о лицах, получающих соц. услуги. Сотрудники социальных служб получают данную информацию, когда исполняют профессиональные или служебные обязанности. Передача сведений о получателе соц. услуг другим лицам возможна, если решение получателя соц. услуг или его законного представителя.

Работники социальных служб предоставляют сведения о получателе соц. услуг, не дожидаясь его согласия или согласия законного представителя в следующих случаях:

  1. Если органы дознания сделали соответствующий запрос в рамках судебного разбирательства. Сведения также предоставляются органам прокуратуры.
  2. Если сведения требуются органам, осуществляющим гос. контроль в сфере социального обслуживания.
  3. Если получатель социальных услуг регистрируется на едином портале Госуслуги, что предполагает обработку персональных данных.

Федеральное законодательство также предусматривает ряд иных случаев, когда сведения о получателе соц. услуг предоставляются без его согласия.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Формы социальных услуг

Различают две формы предоставления социальных услуг. Полустационарная форма предполагает оказание услуг в определенное время суток. Стационарная форма предусматривает постоянное, временное или пятидневное круглосуточное проживание получателя услуг в организации соц. обслуживания. Его обеспечивают жилым помещением, а также помещениями, в которых предоставляются иные виды соц. услуг.

Независимо от формы предоставления соц. услуг, организации социального обслуживания должны соблюдать следующие условия:

  1. Получателей соц. услуг сопровождают законные представители (опекуны, родственники), когда они передвигаются по территории организации соц. обслуживания или пользуются ее услугами.
  2. Получатели соц. услуг передвигаются самостоятельно как по территории, так и внутри организации. Должны быть продуманы варианты перемещения для инвалидов-колясочников. Должны быть места, чтобы можно было посидеть. Необходимое оборудование и носители информации должны располагаться в доступных местах.
  3. Текстовые сообщения должны дублироваться голосовыми. Учреждение должно быть оснащено знаками, выполненными шрифтом Брайля. Благодаря этому получатели соц. услуг будут распознавать надписи, знаки, а также воспринимать текстовую и графическую информацию. На территорию организации следует допускать тифлосурдопереводчика и собак-проводников.
  4. Голосовая информация должна дублироваться текстовой, надписями или световыми сигналами. Допускается информировать о соц. услугах при помощи сурдоперевода.

Помимо перечисленных, социальные учреждения должны оказывать иные виды сторонней помощи, которые не выходят за рамки их компетенции.

Специализация

Стационарное обслуживание оказывают дома-интернаты (пансионаты) и специальные интернаты для детей, престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда. В данную категорию входят психоневрологические интернаты, дома престарелых, социально-оздоровительные, геронтологические и геронтопсихологические центры.

Полустационарное обслуживание обеспечивают социально-реабилитационные и реабилитационные центры (последние рассчитаны на детей и подростков с ограниченными возможностями). Сюда также относятся центры, которые адресованы определенной категории населения. Например, дети, которые остались без попечения родителей и женщины, нуждающиеся в психологической помощи.

В рамках полустационарного обслуживания оказывается психолого-педагогическая помощь населению, действуют центры социального обслуживания и социальной адаптации, которые помогают лицам без определенного места жительства. К учреждениям данной категории относятся ночлежки, социальные приюты и гостиницы.

Ряд учреждений оказывает соц. обслуживание на дому. Это специализированные службы социально-медицинского обслуживания или центры соц. помощи. Помимо этого, существуют организации, которые оказывают срочные соц. услуги.

Пример 1

Например, население может получить экстренную помощь психолога или обратиться в консультативный центр.

Виды оплаты

Соц. услуги могут предоставляться на платной или безвозмездной основе. Допускается вариант частичной оплаты стоимости.

Все виды социальных услуг предоставляются бесплатно детям до 18 лет и лицам, пострадавшим от последствий ЧС или в результате боевых действий. Правовые нормы РФ предписывают право на бесплатное обслуживание инвалидов войны, блокадников и жителей блокадного Ленинграда, несовершеннолетних узников концлагерей, тружеников тыла. Правом бесплатного обслуживания пользуются инвалиды с детства, а также лица, подвергшиеся насилию.

Социальные услуги предоставляются бесплатно, если на момент обращения в организацию соц. обслуживания среднедушевой доход получателя соц. услуг ниже или равен величине душевого дохода, установленного в конкретном субъекте РФ. Плата или частичная плата за соц.обслуживание на дому и за соц. обслуживание в полустационарной форме взимается, если доход одного человека в конкретной семье (так называемый среднедушевой доход) выше установленной величины . Максимальный размер оплаты составляет не больше 50 процентов разницы между доходом, который приходится на одного члена семьи, и его предельной величиной.

Социальные услуги в стационарной форме соц. обслуживания оплачиваются в соответствии с действующими тарифами на данные виды услуг. При этом размер оплаты не может превышать 75 процентов дохода, который приходится на одного члена семьи. Условия и стоимость соц. услуг прописаны в договоре между получателем соц. услуг и учреждением, которое их предоставляет.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

В соответствии с ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» выделяют следующие принципы социального обслуживания граждан:

  • соблюдение прав в сфере социального обслуживания, обеспечение равных возможностей, государственных гарантий;
  • адресность – предоставление социальных услуг гражданам, претендующим на какой-либо вид социального обслуживания (отсутствие трудоспособных членов семьи, одинокое проживание, минимальный размер пенсии и др.);
  • доступность – реальная возможность получения того или иного вида социального обслуживания любым гражданином, в кратчайшие сроки и без препятствий в результате обращения в учреждения социальной защиты населения;
  • гуманность – гуманное и уважительное отношение к гражданам, получающим социальную помощь со стороны персонала учреждений социального обслуживания;
  • добровольность – добровольное согласие гражданина на получение социальных услуг; для недееспособных граждан и лиц, не достигших 14-летнего возраста, согласие на социальное обслуживание дается их законными представителями или органами опеки и попечительства;
  • приоритетность – первоочередность предоставления услуг социального обеспечения несовершеннолетним;
  • конфиденциальность – сведения личного характера о гражданине, получающим социальные услуги, являются для работников учреждений социального обслуживания профессиональной тайной;
  • профилактическая направленность – профилактика негативных последствий (обострение заболеваний, одиночество, обнищание, беспризорность), возникающих в результате той или иной жизненной ситуации;
  • интегративность и междисциплинарность;
  • содействие социальной адаптации и реабилитации.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Принципы, цели и функции социального обслуживания 400 руб.
  • Реферат Принципы, цели и функции социального обслуживания 250 руб.
  • Контрольная работа Принципы, цели и функции социального обслуживания 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Так как социальное обслуживание является универсальным видом деятельности, связанным с разнообразными сторонами жизнедеятельности гражданина, можно выделить некоторые принципы теории социального обеспечения:

  • общефилософские принципы – детерминизм, отражение, развитие;
  • общие принципы общественных наук – социальная обусловленность, историзм, социальная значимость;
  • содержательные принципы – справедливость, гуманизм, гармонизация личных, групповых и общественных интересов, альтруизм, самообеспечение;
  • психолого-педагогические принципы – эмпатия, модальность, доверие, аттракция;
  • методические принципы – дифференцированный подход, последовательность, преемственность, компетентность, непрерывность;
  • организационные принципы – комплексность, всеобщность, солидарность, посредничество, вспоможение.

Цели социального обслуживания

Замечание 1

Государство, предоставляя гражданам те или иные виды социального обслуживания, всегда преследует определенные цели.

К примеру, если рассматривать беременность женщины и дальнейшее воспитание ребенка, то цели социального обеспечения будут следующие: ближайшие цели – материальная поддержка женщины в предродовой и послеродовой периоды (пособия по беременности и родам); промежуточные цели – забота о здоровье матери и ребенка; конечные цели – рост народонаселения и воспитание здорового поколения.

Замечание 2

Основная цель любого вида социального обслуживания – выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

Социальное обслуживание выступает выражением социальной политики государства на определенном этапе его развития.

Функции социального обслуживания

Политическая функция. Ориентирована на создание условий, гарантирующих достойную жизнь каждому гражданину, а также на сближение социального уровня жизнеобеспечения разных слое населения. Эта функция направлена на стабилизацию общественных отношений в сфере социальной защиты граждан, она позволяет реализовать основные направления социальной политики через систему социального обеспечения.

Экономическая функция. Заключается в предоставлении материальной поддержки отдельным категориям граждан в трудной жизненной ситуации; в замещении дохода, связанного с трудом в результате утраты лицом трудоспособности (инвалидность, в связи с возрастом, в следствие потери кормильца и т.д.); в частичном возмещении дополнительных расходов;в содействии развития отдельных отраслей народного хозяйства и производства в целом и т.д.

Демографическая функция. Ориентирована на воспроизводство здорового поколения, росту народонаселения и продолжительности жизни граждан и т.д.

Социально-реабилитационная функция. Характеризуется удовлетворением специфических потребностей нетрудоспособных и престарелых граждан. Проявляется в создании условий, способствующих охране здоровья населения и сохранению правового статуса граждан. Способствует восстановлению и поддержанию психических, физических, социальных возможностей человека.

Защитная функция. Выражается в защите граждан в непростых жизненных ситуациях, помощи в решении возрастных, материальных, психологических, физических проблем.

Адаптивная функция. Способствует активному приспособлению гражданина к новым условиям социальной среды с помощью социальных услуг.

Диагностическая функция. Направлена на выявление реальных проблем граждан, их анализ и оценку. Определяет методы решения проблем.

Коррекционная функция. Заключается в исправлении социально-психологических норм поведения и черт личности, не соответствующих принятым нормам.

Превентивная функция. Направлена на поддержание нормального уровня жизни, предотвращение развития разнообразных жизненных коллизий между гражданами и лицами, относящимися к группам риска.

Сопровождающая функция. Ориентирована на обратную связь гражданина и специалиста социальной службы с целью достижения желаемого результата.

Патронажная функция. Заключается в постоянном наблюдении за гражданином с целью своевременного выявления социальной дезадаптации.

Опекунская функция. Устройство недееспособных граждан и детей в опекунские семьи.

Духовно-идеологическая функция. Включает идеологическую, социально-психологическую, моральную подфункции. Социальное обслуживание как внешнее проявление деятельности государства реализует на практике его принципы и нравственное начало.

Добавить комментарий