Понятие и роль налогов

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 16

Налоги — один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. Помимо налогов для пополнения своей казны современные государства используют и другие виды поступлений и платежей (сборы).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Но первое место среди них по своему значению и объему занимают налоги.

Налоги в настоящее время являются основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации.

Систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый Кодекс РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система — совокупность предусмотренных налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля.

Понятие налога включает ряд элементов:

1) объект налога — это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога — доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога — величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость — налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения;

2) акцизы — по способу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные — устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные — устанавливаются в процентах к стоимости товаров или услуг.

3) налог на доходы физических лиц — основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Плательщиками являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (т. е. лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году), а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: a) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;

4) налог на прибыль организаций — основной прямой налог на юридических лиц. Плательщиками являются: а) российские организации; б) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль организации, под которой понимаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии с положениями, установленными налоговым законодательством;

5) налог на добычу полезных ископаемых — налог, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Объектом налогообложения являются добытые полезные ископаемые;

6) водный налог — налог, взимаемый с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов — сборы за разрешения (лицензии) на охоту, взимаемые с целью контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;

8) государственная пошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в уполномоченные органы, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу документов, их копий, дубликатов).

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций — объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), относящееся к объектам основных средств данной организации;

2) налог на игорный бизнес — взимается с организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Объектом налогообложения являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор;

3) транспортный налог — налог с лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Налогом облагают автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, яхты и другие транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог — один из целевых налогов; одна из форм платы за землю в связи с установлением платности землепользования. Плательщиками являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

2) налог на имущество физических лиц — объектом налогообложения являются виды имущества, как то: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

Налоги — обязательные платежи, взимаемые по ставке, установленной в законодательном порядке, центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги — основной источник средств, поступающих в государственную казну. Налогам свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т.п.). Налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

Объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции; имущество юридических и физических лиц; операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты, установленные законом. Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории.

По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй — налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.

Вместе с тем для настоящего времени характерно появление в России группы налогов, общих для юридических и физических лиц. Это земельный налог, транспортный налог. Они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами, по своему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования.

Целевым является, в частности, транспортный налог, средства от сбора которого идут на ремонт дорог соответствующего региона.

В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения.

Исторически прямые налоги (дань) — наиболее ранняя форма налогообложения. В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, земельный налог, налог с имущества и др., составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно, кто и сколько платит в казну.

В настоящее время Россия переходит к активному использованию косвенных налогов.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, т. е. по существу он является сборщиком косвенного налога, а покупатель — его плательщиком. Косвенные налоги действуют в форме акцизов, налога на добавленную стоимость. Косвенное налогообложение отличается своей замаскированностью.

Косвенные налоги находят широкое применение. Чем объясняется предпочтение, отдаваемое такой форме налогообложения? Прежде всего, это наиболее удобная для мобилизации доходов в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы. Помимо того, в ней заложены и возможности воздействия на экономику, стимулирования или сдерживания производства по тем или иным направлениям, возможности регулирования потребления, при этом — быстрого реагирования на экономические процессы.

Экономисты и политики считают, что косвенные налоги несправедливы, поскольку, чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

2. Роль налогов в обществе и государстве

Рассмотрение роли налогов можно свести к раскрытию их функций. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересов общества и государства, т.е. осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)

Из фискальной функции вытекает следующая — функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений; над получением доходов гражданами; источниками этих доходов; над использованием имущества, в том числе земли. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

В налогах заложены большие возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства — государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.

Одна из функций, способствующих поддержанию социального равновесия — распределительная. Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильность общества.

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и Российской Федерации).

Налоги — это один из экономических рычагов, при помощи которых государство обеспечивает социальную и экономическую стабильность. Только всесторонний учет всех вышеперечисленных функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

Систе́ма налогообложе́ния – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Основы действующей в настоящее время системы налогообложения Российской Федерации были заложены в 1992 году. В это время был принят пакет законов Российской Федерации об отдельных видах налогов и сборов, основные принципы которых сохранены.

Законодательной основой построения налоговой системы Российской Федерации является Налоговый Кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты субъектов Российской Федерации.

Виды систем налогообложения

Основные виды систем налогообложения в Российской федерации:

Традиционная (общая) система (режим) налогообложения. Предусматривает уплату наибольшего количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами; НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и физических лиц; налог на добавленную стоимость; страховые взносы и прочие налоги. Традиционная система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну систему налогообложения, либо они не приняли решения о применении других систем налогообложения.

Упрощённая система налогообложения (УСН). В упрощенной системе часть «традиционных» налогов заменяется единым налогом. Для её применения необходимо, чтобы условия осуществления предпринимательской деятельности отвечали определенным законодательством правилам и ограничениям.

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Применение ЕНВД обязательно для тех налогоплательщиков, которые осуществляют виды деятельности, попадающие под её действие. Расчет ЕНВД не зависит от конкретной суммы полученных доходов, а рассчитывается по иным усредненным показателям.

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Положения статей 8 и 333.16 и подпункта 36 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов, включая водительские удостоверения (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2007 N 326-О-П).

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

3.2.1. Налоги, их понятие и роль

В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. В связи с этим вопросы пра­вового регулирования налогообложения относятся к числу наи­более актуальных в экономической и социальной жизни россий­ского государства. Это обусловлено новыми явлениями в эконо­мике России, ее нацеленностью на переход к рыночным отноше­ниям, где управление народным хозяйством требует активного использования инструментов финансового механизма, в том числе налогов.

Поэтому налоговое право как одно из подразделений (подотрас­лей) финансового права становится его крупнейшей составной час­тью с перспективой дальнейшего развития. Для последнего време­ни характерно существенное изменение налогового права. Это ка­сается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Формирующееся налоговое право Российской Федерации призвано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финан­сов страны.


Налоги — один из древнейших экономических инструментов в обществе.* Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержа­ния органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций.** С тех пор в мире многое измени­лось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Од­нако главное предназначение налогов как источника средств, обес­печивающих функционирование государства, сохранилось, хотя роль их стала гораздо более многозначной.

** См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 171.

Для пополнения своей казны современные государства исполь­зуют и другие виды поступлений и платежей. Однако на первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги.

Налоги как финансово-правовая категория — это обязатель­ные и по юридической форме индивидуально безвозмездные плате­жи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государствен­ной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случа­ях — внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.

Зачисление налогов в бюджетную систему предполагает и опре­деляет их публичный характер, т.е. направленность на общезна­чимые интересы соответствующего территориального уровня.

Правовая наука придает большое значение определению поня­тия налогов, поскольку в нем отражается сущность и характерные особенности правоотношений, возникающих при взимании нало­гов. Современное российское законодательство также уделило ему внимание, что, без сомнения, важно.

Первая попытка сформулировать понятие налога в законода­тельном акте была предпринята в Законе РФ «Об основах налого­вой системы» от 27 декабря 1991 г. (ст. 2), согласно которому «под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимает­ся обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в по­рядке и на условиях, определяемыми законодательными акта­ми».* Однако нечеткость такого определения очевидна хотя бы потому, что налог в нем не отграничивается от других платежей в бюджет.

* ВВС. 1992. № 11. Ст. 527.

Существенно отличается от него в этом плане понятие налога, данное в Налоговом кодексе 1998 г. (ст. 8). Кодекс воспринял по­ложения, разработанные по этому вопросу наукой финансового права. Характерно, что в нем дается понятие, относящееся именно к налогу, а сбор имеет свое особое определение с указанием призна­ков, отличающих его от налога. Однако не сформулированы поня­тия других платежей, упоминаемых Налоговым кодексом (госу­дарственная пошлина, таможенная пошлина и др.).

Итак, на основании Налогового кодекса РФ налог — это обяза­тельный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежа­щих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опе­ративного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В отличие от этого в понятии сбора (п. 2 ст. 8) отмечается их индивидуально возмездный характер: под сбором понимается обя­зательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в инте­ресах плательщиков сборов государственными органами, органа­ми местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, вклю­чая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (ли­цензий).

Какова же роль налогов в обществе и государстве?

Основная роль налогов — фискальная (от лат. fiscus — казна), соответственно чему они используются как источник доходов госу­дарственной казны, предназначенной для удовлетворения интере­сов общества и государства.

Но в налогах заложены большие возможности по регулирова­нию социально-экономических процессов в стране со стороны го­сударства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования произ­водства, стимулирования развития определенных отраслей, огра­ничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. На­пример, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отноше­нии тех товаров, на которые этот налог распространяется.

В налогах заложены возможности и регулирования доходов на­селения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высо­кого уровня, могут учитывать необходимость поддержки мало­имущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего де­мографические процессы, молодежную политику, иные социаль­ные явления.

Порядок налогообложения может отражать признание государ­ством особых заслуг определенных категорий граждан перед обще­ством (освобождение от налогов участников Великой Отечествен­ной войны. Героев СССР и Российской Федерации и т.д.).

Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функ­ция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием иму­щества, в том числе земли.

Только всесторонний учет всех этих функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффек­тивным механизмом воздействия на экономику страны.

На современном этапе в условиях перехода от централизован­ного командного управления народным хозяйством к рыночным отношениям усилилось внимание со стороны государства к систе­ме налогообложения. Она существенно перестроена. В условиях рыночных отношений метод прямых директивных воздействий на экономику, хозяйственную деятельность должен быть заменен преимущественно косвенными формами и методами воздействия, среди которых важнейшую роль призван выполнять механизм на­логообложения. Налоги должны стать одним из главных инстру­ментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.

Не случайно на фасаде здания одного из центральных налого­вых учреждений США в Вашингтоне высечена фраза: «Налоги — цена цивилизованного общества». В ней выражена мысль о пря­мой связи оптимальной налоговой системы с общественным про­грессом, экономической и социальной сбалансированностью в об­ществе.

В Российской Федерации, как и в других странах СНГ, прове­дена и продолжает развиваться кардинальная реформа налогооб­ложения с тем, чтобы привести его в соответствие с задачами пере­хода к рыночным отношениям.

Это не первая налоговая реформа в стране. Преобразования в этой области проводились и прежде, в советский период: напри­мер, налоговая реформа 1930 г., изменения системы платежей предприятий в бюджет в середине 60-х гг. и др. Однако тогда нало­говая система оставалась элементом централизованно планируе­мой государством экономики с преобладанием государственного сектора. Сейчас же в экономике страны и соответственно в системе налогообложения происходят изменения принципиального харак­тера, исходящие из равенства всех форм собственности.

Существенный поворот в системе налогообложения начался в 1990 г. с принятием Закона СССР о собственности (6 марта) и За­кона РФ о собственности (24 декабря).* На этой основе в течение короткого времени изменения в области налогов следовали одно за другим. И наконец, в конце 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации принимает целый пакет (два десятка) законодатель­ных актов, которые кардинально реформировали налоговую сис­тему. Внесение в нее изменений и дополнений, становление новой налоговой системы и регулирующего ее законодательства продол­жается.**

*’ ВВС.1990.№11.Ст.164; № 30.Ст.417.

** Подробнее см.: Химичева Н.И. Налоговое право. М., 1997. Гл. 1, § 2.

Основные изменения в этой области заключаются в следующем.

1. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему. Применяв­шиеся ранее в отношении к государственным предприятиям раз­личные платежи неналоговой формы (отчисления от прибыли, плата за фонды и др.) были заменены налогами. Это вытекает из преобразований экономических отношений, усиления самостоя­тельности государственных предприятий, превращения их в рав­ноправных субъектов хозяйственных отношений. После уплаты налогов в установленных законом размерах они распоряжаются прибылью по своему усмотрению.

2. Унификация системы налогов в отношении предприятий не­зависимо от формы собственности, на которой они основаны. В этом проявляется ориентировка на принцип организации ры­ночных отношений, основанных на равенстве их субъектов.

3. Разграничение налогов по уровням — на федеральные, нало­ги субъектов Федерации и местные. Они закрепляются за соответ­ствующими бюджетами, представляя их самостоятельную финан­совую базу. Число закрепленных доходных источников бюджетов нижестоящих уровней значительно расширено. Это обусловлено новыми принципами построения бюджетной системы, в том числе самостоятельностью каждого бюджета.* Следует, однако, заме­тить, что возросшее число закрепленных доходов нижестоящих (после федерального) бюджетов не снимает проблемы укрепления и расширения финансовой базы этих бюджетов, ибо получаемые ими в такой форме доходы лишь в небольшой части обеспечивают финансирование необходимых расходов.

* См.: Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» от 10 октября 1991 г. // ВВС. 1991. № 46. Ст. 1543.

4. Помимо бюджета налоги стали включаться и в государствен­ные или местные внебюджетные целевые фонды, которые стали

создаваться с начала 90-х гг. Такая специализация призвана повы­сить эффективность использования финансовых ресурсов по целе­вому направлению.*

*’ Часть внебюджетных государственных фондов, в том числе дорожный и эко­логический, начиная с 1995 г. консолидируются в бюджет при сохранении статуса целевого фонда.

5. Переход к налогообложению граждан, основанному на общих началах, не зависящих от их организационно-правовой (ра­бочий, служащий, предприниматель и т.п.) или отраслевой при­надлежности, от формы собственности источника дохода или объ­екта налогообложения.

При этом законодательство учитывает социальные факторы — материальное положение, состав семьи плательщика и др., соот­ветственно которым предоставляются льготы.

6. Установлен ряд налогов, общих для юридических и физичес­ких лиц (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.), что также отражает принцип равенства хозяйству­ющих субъектов, свойственный рыночным отношениям.

7. Значительно увеличилось число налогов в сравнении с доре­форменным периодом. В этом проявилось стремление государства укрепить свою финансовую базу, а также разработать механизм воздействия на экономику новыми методами. При некоторой пре­емственности в налоговую систему было включено большое коли­чество новых платежей.

Эффективность установленной новой системы налогообложе­ния, ее возможности стимулирования общественного производст­ва будут проверяться временем. Однако в ней, как и в начале функционирования, заметно преобладание фискальной функции, хотя зто и не привело к достаточности средств в бюджетной сис­теме.

В основных своих положениях она нацелена на переход эконо­мики России к рыночным отношениям, построена с учетом опыта зарубежных стран, для которых характерна развитость таких от­ношений.

Но механизм системы налогообложения в РФ, позволяющий регулировать народное хозяйство экономическими, а не админи­стративно-командными методами, требует еще существенной от­работки, учета особенностей переходного к рыночным отношени­ям периода, своеобразия хозяйственных связей в стране. Это обу­словило разработку дальнейших мер по регулированию налогооб­ложения и совершенствованию регулирующего его законодательства.* Частично они реализованы в результате принятия Налогово­го кодекса РФ (части 1) 1998 г. Однако обострение финансового и социально-экономического кризиса** вызвало препятствия к про­должению этой деятельности.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Налоги: понятие и виды

2. Роль налогов в обществе

Заключение

Список литературы

Введение

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Налоги появились вместе с государствами и со временем, после введения денежной системы, стали играть главную роль в формировании его казны. У властей были популярны чрезвычайные (на случай войны) и целевые налоги (например, на содержание госслужащих), когда определенная государственная нужда финансировалась путем введения специального налога. Таким образом, формировалась финансовая система государства.

К современному обоснованию существования налогов человечество пришло не сразу. Вначале преобладала идея дара — гражданин делал подарок властелину в благодарность за защиту от врагов. Затем ее сменила идея смиренной просьбы правительства к народу о поддержке ради решения общих задач нации. Эта идея плавно переросла в представление о необходимости помощи граждан своему правительству денежными средствами. Четвертой ступенькой восхождения к современным налогам стала идея о жертвах, приносимых гражданами в интересах государства. Пятой — теория о долге гражданина перед государством. Шестой уровень развития идеи налогообложения — убежденность в праве государства принудительно изымать деньги у граждан ради общего блага страны. И, наконец, на седьмой ступеньке налогового прогресса родилось представление о налогах как о необходимой плате за жизнь в цивилизованном обществе.

На Руси финансовая система начала складываться с конца IХ в., с момента объединения Древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны была дань — сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда ее привозили в Киев, и «полюдьем», когда князь или его дружины сами ездили за ней.

Также существовали на Руси и косвенные налоги в виде различных торговых и судебных пошлин. Такая пошлина, как «мыт», взималась за провоз товаров через городские заставы. «Гостиная» — за право иметь склады; «вес» и «мера» — за взвешивание товаров. «Вира» представляла собой штраф за убийство. «Продажа» — штраф за прочие преступления.

В годы татаро-монгольского ига основным налогом был «выход» — дань, которую русские князья платили Золотой Орде. В то время главным источником внутренних доходов Русского государства стали пошлины. Историк П.Н. Павлов провел очень интересное исследование размеров дани, выплачиваемой Русью татарской Золотой Орде. Оказалось, что на душу населения годовая величина дани составляла 1-2 рубля (в современной стоимости).

Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: «Об основах налоговой системы в РФ»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц». Эти законодательные акты — фундамент налоговой системы России.

Целью данной работы является определение понятия налогов и их роли в жизни общества.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. раскрыть понятие налогов и их виды;

2. определить роль налогов в обществе.

Основным методом решения поставленных задач стало изучение научной и правовой литературы.

1. Налоги: понятие и виды

Налоги — один из древнейших экономических инструментов в обществе . Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. Помимо налогов для пополнения своей казны современные государства используют и другие виды поступлений и платежей (сборы). Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Но первое место среди них по своему значению и объему занимают налоги.

Налоги в настоящее время являются основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации.

Систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый Кодекс РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система — совокупность предусмотренных налогов и сборов, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля.

Понятие налога включает ряд элементов:

1) объект налога — это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога — доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога — величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость — налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения;

2) акцизы — по способу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные — устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные — устанавливаются в процентах к стоимости товаров или услуг.

3) налог на доходы физических лиц — основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Плательщиками являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (т. е. лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году), а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: a) от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; б) от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ;

4) налог на прибыль организаций — основной прямой налог на юридических лиц. Плательщиками являются: а) российские организации; б) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль организации, под которой понимаются полученные организацией доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии с положениями, установленными налоговым законодательством;

5) налог на добычу полезных ископаемых — налог, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей, признаваемых пользователями недр в соответствии с законодательством РФ. Объектом налогообложения являются добытые полезные ископаемые;

6) водный налог — налог, взимаемый с организаций и физических лиц, осуществляющих специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов — сборы за разрешения (лицензии) на охоту, взимаемые с целью контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;

8) государственная пошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в уполномоченные органы, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий (включая выдачу документов, их копий, дубликатов).

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций — объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), относящееся к объектам основных средств данной организации;

2) налог на игорный бизнес — взимается с организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. Объектом налогообложения являются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кассы букмекерских контор;

3) транспортный налог — налог с лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Налогом облагают автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, яхты и другие транспортные средства, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РФ.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог — один из целевых налогов; одна из форм платы за землю в связи с установлением платности землепользования. Плательщиками являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

2) налог на имущество физических лиц — объектом налогообложения являются виды имущества, как то: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).

Налоги — обязательные платежи, взимаемые по ставке, установленной в законодательном порядке, центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги — основной источник средств, поступающих в государственную казну. Налогам свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т.п.). Налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

Объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции; имущество юридических и физических лиц; операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты, установленные законом. Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы. налог экономический процесс контроль

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории.

По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй — налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц.

Вместе с тем для настоящего времени характерно появление в России группы налогов, общих для юридических и физических лиц. Это земельный налог, транспортный налог. Они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами, по своему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования.

Целевым является, в частности, транспортный налог, средства от сбора которого идут на ремонт дорог соответствующего региона.

В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения.

Исторически прямые налоги (дань) — наиболее ранняя форма налогообложения. В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, земельный налог, налог с имущества и др., составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно, кто и сколько платит в казну.

В настоящее время Россия переходит к активному использованию косвенных налогов.

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, т. е. по существу он является сборщиком косвенного налога, а покупатель — его плательщиком. Косвенные налоги действуют в форме акцизов, налога на добавленную стоимость. Косвенное налогообложение отличается своей замаскированностью.

Косвенные налоги находят широкое применение. Чем объясняется предпочтение, отдаваемое такой форме налогообложения? Прежде всего, это наиболее удобная для мобилизации доходов в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы. Помимо того, в ней заложены и возможности воздействия на экономику, стимулирования или сдерживания производства по тем или иным направлениям, возможности регулирования потребления, при этом — быстрого реагирования на экономические процессы.

Экономисты и политики считают, что косвенные налоги несправедливы, поскольку, чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

2. Роль налогов в обществе

Рассмотрение роли налогов можно свести к раскрытию их функций. Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для удовлетворения интересов общества и государства, т.е. осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)

Из фискальной функции вытекает следующая — функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений; над получением доходов гражданами; источниками этих доходов; над использованием имущества, в том числе земли. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

В налогах заложены большие возможности по регулированию государством социальных и экономических процессов в стране (регулятивная функция). При умелом использовании налоги могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления. Так, налоги могут использоваться для регулирования производства — государство при помощи налоговых льгот и санкций либо стимулирует развитие отдельных отраслей, либо наоборот сдерживает какие-либо экономические процессы.

С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах заложены и возможности регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Например, бережному отношению к окружающей среде призваны способствовать платежи за пользование природными ресурсами.

Одна из функций, способствующих поддержанию социального равновесия — распределительная. Налоги изменяют соотношение между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, что обеспечивает социальную стабильность общества.

Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев СССР и Российской Федерации).

Налоги — это один из экономических рычагов, при помощи которых государство обеспечивает социальную и экономическую стабильность. Только всесторонний учет всех вышеперечисленных функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

Заключение

Итак, налоги играют ведущую роль в жизни современного общества и государства. Они выполняют важнейшие функции по формированию доходов государственной или муниципальной казны, по регулированию социально — экономических процессов, а также, по осуществлению контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и граждан.

В современном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства должно всегда сопровождаться преобразованием налоговой системы.

Налоги связаны с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций — социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, т.к. обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Налоги должны соответствовать особенностям страны, стадии экономического развития. Ведь они являются важной «кровеносной артерией» государственной бюджетно-финансовой системы, которая способствует осуществлению основной задачи государства — обеспечения достойных условий жизни человека и гражданина.

Список литературы

Официальные документы

2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Часть вторая. — М.: Издательство «Омега — Л», 2010.

Специальная литература

3. История отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. Часть I. М., 1996. — 432 с.

4. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 1996. С. 157—172

5. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристъ, 2004. — 749 с.

Размещено на Allbest.ru



Налоги— сущность ипонятия

Уткина Виктория Андреевна, студент;

Слюсаренко Виктор Константинович, студент

Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток)

Налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.

Оливер Холмс

Переход к рыночной экономике для любого государства процесс важный и требующих определенных усилий. Налоговая система важна для функционирования рыночной экономики. Ведь налоги являются основным источником бюджета государства, а также регулируют отношения в условиях рынка.

Налоги, извлекаемые государством, можно назвать средствами, которые авансирует народ, чтобы потом получить их обратно в виде собственной безопасности, образовательных, медицинских и других услуг. Таким образом государство, чтобы удовлетворять общие потребности народа устанавливает обязательные для всех налоги, и вследствие народ взамен получает «общественные услуги».

Первым экономистом, изучавшим суть налогообложения можно назвать Адама Смита. Свои труды в этой сфере он изложил в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». Он сформировал основы налогообложения:

1) Принцип справедливости. Данный закон объяснятся тем, что у всех людей размеры доходов различны, поэтому налоги должны взиматься соразмерно с доходами налогоплательщика.

2) Принцип определенности. Этот принцип заключается в постоянстве и систематичности уплаты налогов: определенная ставка платежа, определенное время выплаты.

3) Принцип удобности: для индивида, оплачиваемого налог, уплата должна происходить в походящее время и удобным способом.

4) Принцип экономии. Административные расходы на сборы налогов и их обложение должны быть осуществлены рационально и быть намного меньше по сравнению с доходами от налогов.

Охарактеризуем налоги. У налогов есть отличительные признаки:

1) Налоги обязательны и в случае их неуплаты к налогоплательщикам применяются санкции.

2) Налоги индивидуальны и безвозмездны. Налоги в виде денежных средств образуют бюджетный фонд государства, а затем с их помощью государство выполняет свои обязанности перед народом. Но услуги государства не равноценны величине налогов.

3) Налоги постоянны, регулярны и изымаются в определенные законом сроки.

4) Налоги должны быть уплачены по закону, и только закон может изменить или вовсе отменить налог.

Налоговая система государства определяет размеры, формы и методы взимания налогов. Она основывается на юридических и законодательных актах и предопределяет развитие экономики страны в целом. Налоги взимаются с физических и юридических лиц, которые в соответствие с законом обязаны уплачивать налоги. Налогами облагаются имущество и действия.

В общем налоги должны иметь экономически понятны, и они не могут быть лишь бы каких размеров. Государство должно принимать во внимание то, что он сможет давать всегда, а не в какой-то момент времени.

Экономическая сущность налогов отражается в их функциях.

Так их основная функция считается фискальная, с помощью которой образовывается государственный бюджет, в дальнейшем благодаря которому государство может исправно исполнять свои функции и обязанности.

На современном этапе развития налоги имеют и другие основные функции:

‒ Регулирующая функция, которая регулирует производство и потребителя к примеру через косвенные налоги. Она влияет на сознание субъектов и стимулирует их сберегать, потреблять или инвестировать.

‒ Контрольная функция. Государство контролирует финансово-хозяйственную деятельность предприятий, граждан. С помощью данной функции государство оценивает эффективность использования применяемую на данный момент налоговую политику.

Кроме того, что указано выше, налоги обладают дополнительными функциями:

‒ Распределительная функция. Заключается в образовании бюджета государства с дальнейшим распределением какой-то его части в виде социальных выплат, пособий и т. п. в помощь социально-незащищенным слоям населения. Т. е. данная функция решает непросто экономические, но и социальные задачи, стремится к установлению социального равенства в обществе.

‒ Дестимулирующая функция направлена на сворачивание производства. Данная функция зачастую рассматривается как подвид регулирующей функции.

‒ Накопительная функция. Она имеет временный характер, реализуется на определенном этапе с целью обогатить бюджет страны.

В современном мире в развитых странах применяется рыночная экономика, основанная на свободе выбора в потреблении и предоставлении товаров и услуг. Но в рыночной экономике время от времени проявляются «лаги», устранением которых занимается государство. Одним из способов регулирования рыночной экономики государством для предупреждения этих «лагов» является применение налоговой политики. Государственный аппарат стремится к установлению макроэкономической и социальной стабильности и, чем лучше определены законы налогообложения в государстве, тем увереннее и спокойнее становятся граждане страны. В данном случае хотелось бы привести фразу Наполеона I:

Если налоговая норма из года в год не будет меняться, то в государстве всегда будет существовать безопасность и собственность.

Когда государство стремится накопить капитал, то оно управляет налогами на прибыль. Налогообложение применимо для повышения конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания таких условий для этих отраслей, чтобы у них была возможность накопить капитал. В случае застоя в производстве государство применяет налоговые льготы, тем самым стимулируя капиталовложения, увеличивая совокупный спрос.

Когда налоги очень высокие в государстве сразу замедляется НТП и экономический рост, бюджет государства уменьшается. Это объяснятся тем, что у инвесторов отпадает желание осуществлять капиталовложения, ведь высокие налоги означают меньшую прибыль.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что высокие налоги уменьшают желание капиталовложения, а низкие наоборот его увеличивают. Но несмотря на данный вывод нужно помнить, что все государства с их экономическим и социальным положениями индивидуальны, и поэтому ко всем государствам один вид налогообложения неприменим.

Наиболее известные миру налоговые политики:

‒ Политика с применением наибольшего количества налогов с максимально-высокой налоговой ставкой. В результате производственная деятельность резко уменьшается.

‒ Политика, направленная на развитие экономики с налогами наименее возможных размеров. Это политика экономически выгодна предпринимателям и плохо сказывается на поддержке социума.

‒ Политика с высокими налогами для улучшения социального положения.

При ведении политики налогообложения государство сначала определяет проблемы, которые следует устранить. Исходя из них государственный аппарат ставит задачи и определяет стратегии.

Если задачей госаппарата является пополнить госбюджет, то государство проводит стимулирующую политику с уменьшением налоговой ставки или уменьшением количества налогов. Данное действие позволяет предприятиям расшириться, увеличить свои доходы, а это в свою очередь увеличивает поступление налогов в казну государства.

Если задачей государства становится приостановить производство, то оно использует сдерживающую политику и увеличивают налоги. И такая политика имеет обратный стимулирующей политике эффект. Предприятия, вынужденные платить больше налогов, теряют часть своей прибыли, меньше развиваются и делают капиталовложений, а это уменьшает доход государственной казны.

Данную статью следовало бы закончить высказывание Екатерины II: «Налоги для государства то же, что и паруса для корабля».

Литература:

Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции

4.1. Налог, как правовая категория, его характерные черты

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

НК РФ устанавливает (ст. 3): ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:

– императивно-обязательный характер;

– индивидуальная безвозмездность;

– денежная форма;

– публичный и нецелевой характер налогов.

Рассмотрим указанные признаки подробнее.

Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления, предусмотренные ст.41 БК РФ.

Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия.

Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.

Денежный характер. Исторически потребности государств и других участников правоотношений в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в форме натурального обмена.

НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта РФ. В качестве исключения согласно п.3 ст.45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90 %). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал КС РФ, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

В зарубежной литературе к функциям налогов относят:

1) финансирование расходов государства;

2) перераспределение доходов государства в пользу беднейших граждан;

3) внеэкономическое регулирование производства в целях повышения его эффективности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий