Понятие и структура бюджетной системы

Типы стратегий выхода на внешний рынок малыхпредпринимательских структур

Маринина А.Г

следования по принципиально новой технологии, товаре или их комбинации. Этот тип стратегий рас -сматривается как весьма перспективный для многих малых российских предприятий, выделившихся из крупных отраслевых и академических НИИ, а также для молодых российских фирм, специализирующихся в области высоких технологий. Иннова-ционные стратегии принято рассматривать как стратегии высокого риска и одновременно потенциально высоких маркетинговых возможностей. Развитие этих стратегий непосредственно связано с венчурным предпринимательством.

5. Имитационные стратегии связаны с инновационными стратегиями. Имитационная стратегия предполагает изучение со стороны предприятий-имитаторов реакции рынка на инновацион-

ный товар. Деятельность таких предприятий под -разделяется на несколько ввдов: творческая

адаптация; технологическая чехарда или перепрыгивание; межотраслевая адаптация. Имитационная стратегия на потребительском рынке обеспечивает компании низкие накладные расходы, низкие издержки производства, ценовое лидерство и минимизацию рисков. Однако такое положение нельзя считать однозначным для всех рынков и всех товаров.

В заключение необходимо отметить, что с учетом растущего характера российского рынка и многообразия составляющих его региональных рынков рассмотренные стратегии можно исполь-зовать не только на внешнем, но и на внутреннем рынках.

Библиографический список

1. Черенков В.И. Международный маркетинг. СПбИВЭСЭП, 2003. 848 с.

2. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Гном и К, 2002. 304 с.

3. Томпсон A.A.; Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М.: Вильямс, 2006. 924 с.

4. Майкл Портер Конкуренция. М.: Вильямс, 2006. 608 с.

УДК 33.4

Кривоус О.В.

О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ И СТРУКТУРЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Под бюджетной системой Российской Федерации понимается основанная на экономических от -ношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фовдов (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ). В отечественной экономической и юрвдической науках бюджетная система рассматривается как совокупность всех ввдов бюджетов страны . Одной из важнейших характеристик бюджетного устройства государства является структура его бюджетной системы, которая зависит, в первую очередь, от территориально-политической организации государства, включая политикоправовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений между собой центральных и ре -гиональных государственных органов.

Структура бюджетной системы Российской Федерации определена в Бюджетном кодексе РФ в ст. 10 как бюджеты и внебюджетные фонды трех уровней: федеральный, субъекта и местный При этом под бюджетом федеральный законода-тель понимает «форму образования и расходова-ния фовда денежных средств, предназначенных

для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Трехуровневое строение бюджетной системы России М.Ю. Березин также объясняет с точки зрения отображения государственного уст -ройства Российской Федерации: «Трехуровневая бюджетная система является следствием особенностей государственного устройства России, заключающихся в федеративном государственном управлении и разделении органов власти на три самостоятельных уровня — федеральный, региональный и местный. В ходе разграничения нало-говых доходов между бюджетами всех трех уровней бюджетной системы параллельно обра-зуется и трехуровневая налоговая система, в которой каждый отдельно взятый налог по уровню в рамках налоговой системы соответствует уров-ню бюджета-получателя в структуре бюджетной системы». В этой связи закономерно возникает вопрос: Как оценивать местный бюджет городских и сельских поселений в условиях двухуров-невой организации местного самоуправления -как самостоятельный уровень бюджета или как подуровень местного уровня бюджета?

Полагаю, что распределение бюджетных полномочий между местным бюджетом городских и сельских поселений и местным бюджетом муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов фе-деральшго значения Москвы и Санкт-Петербурга позволяет обоснованно говорить об их относительной самостоятельности на уровне местного уровня бюджетов. В пользу данной позиции можно привести следующие доводы:

— построение структуры бюджетной системы законодателем в статье 10 Бюджетного кодекса, который выделяет указанные бюджеты «в числе» местных;

— статья 14 «Местный бюджет» говорит о «местном бюджете» как бюджете каждого муниципального образования и раскрывает понятие «местный бюджет», не выделяя в ввде самостоятельной нормы положения о бюджете городских и сельских поселений;

— в бюджетном законодательстве предусмотрена такая форма бюджетных отношений, как консолвдированный бюджет, который применительно к местным бюджетам представляет собой свод бюджетов ряда муниципальных образований (форм муниципальных образований), в консолвдированный бюджет муниципального района входит бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, что позволяет говорить о фактическом сосредоточении бюджетных полномочий поселений «в руках» органов управле-ния муниципального района и отсутствии дейст-вигельной самостоятельности реализации бюджетных полномочий;

— положения ст. 52 ФЗ № 131-ФЗ предусмат-ривают возможность передачи полномочий местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения на договорной основе местной администрацией муниципального района. На практике администрация поселения может не иметь соответствующих ресурсов для осуществления управления бюджетом поселения. Местный бюджет в силу положений закона (ч. 1 ст. 52 ФЗ № 131-ФЗ) имеет каждое муниципальное образова-ние, а к муниципальным образованиям законодатель отнес городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внут-ригородскую территорию города федерального значения, при этом в состав муниципального района могут входить несколько поселений или noce -лений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного само-

управления. В связи с введением Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» двухуровневой территориальной организации местного самоуправления вводится механизм распределения доходов, согласно которому органами местного самоуправ-ления муниципального района могут быть уста -новлены нормативы отчислений в бюджеты поселений от любых налогов (в том числе и от местных), подлежащих зачислению в бюджет муниципального района.

Таким образом, фактически не существует четырех уровней бюджетной системы в России

Однако ряд авторов првдерживается другого мнения, в частности Г.Г. Господарчук полагает, что новация системы межбюджетных отношений с 2005 г. направлена на создание четырехуровневой бюджетной системы в РФ, поскольку вводятся два уровня (типа) местных бюджетов. Однако вввду приведенных выше доводов полагаю безосновательным выделение четырех уровней в бюджетной системе РФ. Вместе с тем обосновано утверждать о введении двух типов местных бюджетов на уровне местного бюджета в бюджетной системе РФ. По моему мнению, такая структура бюджетной системы логично отражает двухуровневую организацию местного самоуправления , введенную новым законом «Об об -щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу действующего бюджетного закона бюджет разрабатывается и утверждается соответственно в форме федерального закона и закона субъектов, а местный бюджет — в форме правового акта представительного органа местного самоуправления.

Бюджетная система РФ построена на основании принципов самостоятельности бюджетов (ст. 10, 14— 16 Бюджетного кодекса РФ), принципе сба-лансированности, в соответствии с которым «пре-дусмотренные в бюджете минимально необходимые расходы должны обеспечиваться доходами, а при допустимом законодательством дефиците следует иметь источник его покрытия» .

В зарубежных странах принципы построения бюджетной системы закрепляются в Конституциях. Обобщая их, следует выделить такие, как: сбалансированность, ежегодность, единство,

обязательное облечение бюджета в форму законодательного акта .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Указанные принципы применимы и для бюджетной системы Российской Федерации

Во всех европейских странах одним из основополагающих конституционных принципов является сбалансированность бюджета. В Основном Законе ФРГ закреплена норма: «Доходы и расходы должны быть сбалансированы в бюдже-

О принципахпостроения и структуребюджетной системы России

Кривоус О.В.

те» (ч. 1 ст. 110). Сходное требование о необходимости достижения сбалансированности бюд-жета записано в Конституции Финлявдии: «Содержащиеся в бюджете ассигнования должны покрываться доходами» (ч. 2 § 84). В Конституции Польши 1997 г. установлен запрет на покрытие «бюджетного дефицита путем взятия обязательств перед центральным банком государства» (ч. 2 ст. 220). В Конституции Швейцарии закреплено требование к союзным органам обеспечивать «устойчивое равновесие между своими расходами и доходами» (п. 1 с. 126).

В ряде конституций закреплен принцип эффективности, экономичности и целесообразности использования бюджетных средств. Так, Конституцией Австрии при составлении, ведении и ис-полнении бюджета предписано заботиться об учете «принципов экономичности, рентабельности и целесообразности» (ч. 1 ст. 51а).

В нормативно-правовых актах органов мест -ного самоуправления (Уставах) закрепляются такие частные принципы исполнения бюджета как принцип единства кассы, принцип подведомственности расходов, единство бюджета .

Можно говорить о том, что в структуре бюджетной системы России местный бюджет представляет собой самостоятельное звено.

В настоящее время важной проблемой является поиск оптимального соотношения доходов, поступающих в местные бюджеты в ввде налогов и в виде финансовой помощи. Необходимо отметить, что в пользу увеличения доли налоговых доходов в доходной части местных бюдже-тов говорит то обстоятельство, что в отличие от финансовой помощи, размер которой от местных властей не зависит, налоговые поступления зависят от размера налоговой базы на территории муниципального образования. Исторически сложившиеся диспропорции в экономическом развитии субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и соответствующие раз -личия в объемах потенциальных налоговых доходов обусловливают необходимость значигель-ной централизации (с последующим распределением) налоговых доходов в целом по Российской Федерации. Ликввдация либо существенное снижение объема безвозмездных перечислений повлечет за собой резкое снижение уровня бюджетной обеспеченности дотационных муниципальных образований. И закрепление дополнительных налоговых доходов за местными бюд -жетами не будет решением проблемы финансовой обеспеченности указанных дотационных муниципальных образований, так как исторически сложившаяся экономика и налоговая база на территории муниципалитетов не позволит обеспе-чигь достаточного увеличения налоговых доходов. В то же время Конституция Российской Фе-

дерации гарантирует гражданам России предоставление равного набора бюджетных услуг на территории всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, независимо от уровня развития экономики региона.

Решение данной проблемы возможно при долгосрочном закреплении за местным уровнем власти в России минимально необходимого объ-ема налоговых доходов и расчетного объема безвозмездных перечислений (в случае дотационного муниципального образования). Данные два раздела доходов местных бюджетов должны быть закреплены на долговременной основе, причем при росте налоговых доходов не должно допускаться пропорциональное снижение объема безвозмездных перечислений

Таким образом, проблемы местных финансов, в связи с проводимой в настоящее время реформой местного самоуправления, значительно шире и требует более тщательного анализа. Нормальное функционирование местного самоуправления зависит прежде всего от эффективно работающих органов местного самоуправления и достаточной финансово-материальной базы местного самоуправления. На самом деле, учитывая общее недофинансирование местных бюджетов, средств недостаточно для реализации даже мелких вопросов местного значения. Необходима инициатива федеральных органов и, прежде всего, изменение налогового законодательства для сельских поселений, для них должна быть упрощенная схема по сбору налогов. Органы государственной власти и местного самоуправления могут выполнять свои функциональные обязанности, только имея собственные финансовые ресурсы , то есть бюджеты, однако их руководите -лям надо помнить, что они наделены не только полномочиями расходования бюджетных средств, но и обязанностями формирования и исполнения доходной части бюджета. Задача государства — проявить должный интерес и политическую волю в развитии и укреплении местного самоуправления. Вопросы местного самоуправления неотделимы от государственного интереса. Но влияние государства на муниципальную власть — категория относительная, и в соответствии с общепризнанными конституционными принципами построения демократиче-ского и правового государства недопустимо им -перативное, руководящее влияние государственных органов на органы местного самоуправления. Эффективным и правомерным представляется влияние в форме координации и стимулирования , что требует установления четкого правового механизма взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как на федеральном уровне, так и уровне субъекта Российской Федерации

Важно, чтобы большая часть местной казны блем, но и будет стимулировать местные власти

формировалась за счет собственных налогов, а к развитию экономики в своих городах и посел-

не благодаря помощи «сверху». Это не только ках. Аэто важно идлястраны в целом.

даст больше средств на решение местных про-

Библиографический список

1. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М., 1993. С. 278.

2. Финансово-кредитныйсловарь. Т. I. М., 1984.

3. Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. М.: Волтере Клувер, 2006 г.

4. Господарчук Г.Г. Анализ бюджетной системы: проблемы укрепления местных и региональных бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2077. № 3, февр.

5. Конституционное право государств Европы: Учеб. пособие / Отв. ред. Д.А. Ковачев. М.: Волтере Клувер, 2005.

6. Часть 4 ст. 45. Устав городаЧелябинскаот 17.12.1995 г.

7. Часть 3 ст. 33. Устав муниципального образования города Троицка // Решение Троицкого городского Совета депутатов Челябинской области от 27 сентября 2000 г. № 53 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования города Т роицка» // Вперед. 2000. 19 дек.

УДК 33.4 Кривоус О.В.

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Для того, чтобы предложить действительно эффективную методику формирования доходной части местных бюджетов муниципальных образований, которая к тому же обладала бы возможностью функционирования в условиях двухуровневой организации местного самоуправления, нужно изучить структуру доходов местных бюджетов с ориентировочным весом каждого ввда дохода в структуре местного бюджета.

Анализ фактических долей видов доходов по данным за 2006 г. позволяет говорить о том, что доходы местного бюджета приблизительно на 30% формируются от налоговых поступлений, вторым по значимости доходом являются межбюджетные трансферты — около 26% от всех уровней доходов. В составе доходов 33% — делегированные полномочия, целевые средства бюджета субъекта.

Для сравнения в Германии и Финляндии ор-ганы местного самоуправления имеют соответственно 80 и 50% налоговых доходов в общем объеме доходов, а межбюджетные трансферты там соответственно составляют 10 и 30%.

Структура налоговых доходов в местный бюджет по данным за 2006 год такова, что наибольший объем среди налоговых доходов зани-мает НДФЛ, около 66, 2%, затем по значимости следуют земельный налог и налог на имущество физических лиц — 13% всех доходных источников , далее налог на совокупный доход — 12, 4%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ межбюджетных трансфертов позволяет сделать вывод о том, что большая их часть

это дотации — 61%, субсвдии составляют около 24, 5%, прочие трансферты — 13%.

Как мы ввдим, дотационность местных бюджетов очень высока.

Говоря об увеличении доходов местного бюд -жета, большинство авторов, изучающих проблемы сбалансированности бюджетов, предлагают увеличивать доходную часть бюджетов муниципальных образований путем увеличения налоговых плате -жей, взимаемых с хозяйствующих субъектов .

Так, в Бюджетном послании Презвденга РФ о бюджетной политике в 2008-2010 гг. до 1 января 2008г. ставилась задача принятия проекта Федерального закона, регулирующего взимание местного налога на недвижимость жилого назначения , исчисляемого из среднерыночной стоимости объектов недвижимости, обязательным условием принятия которого являлось установление сис-темы налоговых льгот по данному налогу.

Предлагается укреплять собственную финансовую базу муниципальных образований за счет увеличения нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, специальных налоговых режимов, в частности:

— увеличение доли налога на доходы физических лиц, закрепленной на постоянной основе за бюджетом муниципального образования;

— отнесение транспортного налога к местным налогам и зачисление поступлений от данного налога к бюджету муниципальных районов и городских округов;

Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

— федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

— бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

— местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований.

Принципы:

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов состоит в том, что все доходы и расходы должны быть отражены в бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип прозрачности (открытости) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об исполнении, обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и при­нятия решений по проектам бюджетов.

Принцип достоверности бюджета надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность рас­чета доходов и расходов бюджета, т. е. бюджет должен быть до­стоверным и реальным.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета соответствующего бюджета.

4. Понятие бюджетного права, его место в системе финансового права. Связь с другими институтами финансового права.

Бюджетное право принято понимать в трех смыслах:

1.как науку;

2. как учебную дисциплину;

3. как подотрасль финансового права.

Как подотрасль финансового права бюджетное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, регионального и местного бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В рамках бюджетного права особо выделяются носители юридических прав и обязанностей — субъекты бюджетного права. Круг субъектов бюджетного права специфичен:

государство; административно-территориальные образования;

муниципальные образования; государственные и муниципальные органы права.

Бюджетная система — установленная на экономических отношениях в государственном устройстве РФ, урегулированная нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Ученые относят бюджетное право к особенной части финансового права. Многие нормы бюджетного права имеют своей основой нормы общей части финансового права. В том числе нормы о финансовой системе в целом. При этом нормы бюджетного права имеют конкретизирующее значение для многих финансово-правовых норм более общего содержания.

5. Конституционные основы бюджетного права. бюджетное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу формирования, распределения и использования федерального, регионального и местного бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетному праву свойственны определенные принципы, закрепленные в законодательстве. Важнейшие из них — принципы федерализма и развития местного самоуправления, вытекающие из норм Конституции РФ и свойственные финансовому праву в целом.

Принцип федерализма в бюджетном праве означает гарантированность самостоятельности бюджетной деятельности и бюджетов субъектов РФ как необходимой финансовой основы их компетенции, сочетающейся с единой бюджетной политикой, общими задачами и целями Российской Федерации, финансовую базу для реализации которых обеспечивает федеральный бюджет.

Принцип развития местного самоуправления выражается в закреплении права муниципальных образований на местный бюджет и полномочий органов местного самоуправления по его самостоятельному формированию и исполнению в целях решения задач местного значения в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов.

Названные принципы проявляются и конкретизируются в принципах бюджетной системы, закрепленных в БК РФ, а именно принципах единства бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов всех уровней; равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований (по соответствующим уровням); разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы соответственно компетенции Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Общие принципы БС РФ

Понятие бюджета

Бюджетные правоотношения регулируются следующими законодательными актами в г. Братске:

  1. БК РФ, принят от 31.07.98 г. №145 ФЗ;
  2. ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ от 06.10.03. №131 ФЗ;
  3. Устав муниципального образования г. Братска, принятый от 31.07.98 г. Братской Городской Думой.

Бюджетный кодекс – свод законодательства о функционировании и развитии бюдж. системы в РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений и основания и виды ответственности за нарушение правового законодательства.

К бюджетным правоотношениям относятся:

1. Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

2. Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, их утверждения, исполнения и контроля за их исполнением.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом государства.

Структура бюджетной системы

Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень — местные бюджеты.

Федеральный (государственный) бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Бюджет субъекта РФ — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта федерации.

Бюджет муниципальных образований — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан: на пенсионное обеспечение, соц. страхование, соц. обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и мед. помощь.

Структурная классификация бюджетов:

  1. По уровню:

— государственные:

— федеральный бюджет;

— бюджеты субъектов РФ;

— местные;

2. По субъективному признаку:

— первичные;

— вторичные (консолидированные);

3. По содержанию (накоплению):

— минимальный;

— полный.

Первичный бюджет – бюджет любого уровня, рассматриваемый как отдельный самостоятельный субъект бюджетной системы. Рассматривается и утверждается законодательными и представительными органами власти.

Вторичный бюджет – представляет собой свод бюджетов всех уровней БС на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет не утверждается законодательными органами власти, составляется справочно для статистических целей. Его значение заключается в том, что он исполняется для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств.

Минимальный бюджет – расчетный объем доходов первичных бюджетов, покрывающий гарантируемые соответствующими органами власти минимально необходимый расход.

Полный бюджет – обеспечивает основные потребности населения в сферах, отнесенных к компетенции соответствующего органа власти.

3. Принципы БС РФ.

1. Принцип единства бюджетной системыРоссийской Федерации означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с настоящим Кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

8. Принцип гласности означает:

обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетная система — один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества.

Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это предопределяет место, занимаемое бюджетной системой в экономике страны. Бюджетная система государства, являясь инфраструктурой экономического базиса, подвержена его влиянию. Изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и корректировке ее функций.

Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией РФ и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 25. 03.2004 N 1-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — N 13. — Ст. 71, 132. и Бюджетным кодексом РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 30. 12.2006 N 265-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — N 31. — Ст. 10. бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

  • 1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • 2) бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • 3) местных бюджетов.

Бюджетная система РФ включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

Рис.1. Схема консолидированного бюджета РФ

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов, перечень которых установлен гл.5 БК РФ.

Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются: бюджет система местный

  • 1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  • 2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
  • 3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право и обязанность государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);

недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы Российской Федерации, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;

недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

  • 5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
  • 6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.
  • 7. Принцип гласности. Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
  • 8. Принцип достоверности бюджета. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
  • 9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Действия должностных лиц, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, к расходованию их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

10. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

11. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Добавить комментарий