Понятие и структура формы государства

Государство – это политическая целостность, образуемая национальной или многонациональной сообщностью, закрепленной на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической группой и обладает законным правом применения принуждения.

Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется власть. Форма государства складывается из 3-х элементов:

1) формы государственного правления;

2) формы государственного устройства;

3) политического режима.

I. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Различают 2 формы правления: монархию и республику.

Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха. Власть передается по наследству, монарх не несет юридической ответственности за свои действия.

Существуют абсолютные и конституционные монархии.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства, он выступает единственным носителем суверенитета.

Конституционная монархия – это государство, в котором власти монарха ограничена парламентом. Выделяют дуалистическую и парламентскую монархию.

Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.

В президентской республике президент является и главой государства и главой исполнительной власти, избирается большинством голосов граждан, сам формирует правительство. В президентской республике жесткое разделение властей (США, Республика Беларусь).

В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним. Глава государства избирается парламентом и осуществляет представительскую и церемониальную функции (Италия, Турция, ФРГ).

II. Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей.

Основные формы:

Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство (Франция, Турция, Дания, Республика Беларусь, Польша, Украина).

Федерация – это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. К ним относятся государства, территориальные части которых обладают суверенитетом, имеют признаки государственности. (США, ФРГ, Российская Федерация).

Конфедерация – союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Союзы суверенных государств образуются для совместного решения определенных задач экономического, военного, социального и иного характера. (СНГ, союз Беларуси и России, Европейский Союз (ЕС)).

Империи – это государственные образования, характерными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильно централизованная власть, разнородный этнический и культурный состав населения (Римская, Британская, Российская).

III. Политический (государственный) режим – это совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Различают виды режима:

Демократический режим – это правление народа, избранное народом и для народа (амер.президент Авраам Линкольн).

Авторитарный режим характеризуются неограниченной властью одного лица или узкой группы лиц. (страны Азии, Африки, Латинской Америки).

Тоталитарный политический режим – характеризуются полным контролем государства над обществом и личностью. Он порождает застой и регресс.

Форма государства — порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране.

Структура формы государства — устойчивое единство элементов, их связей, целостности, связей элементов с целым. Она включает три взаимосвязанных элемента: форму государственного правления, форму государственного устройства, форму политического (государственного) режима.

Форма государства

Форма государственного правления

Форма государственного устройства

Форма государственного режима

— порядок образования и организации высших органов власти в государстве

— порядок разделения территории государства на определенные составные части и соотношение власти между ними и государством в целом

— порядок осуществления государственной власти определенными способами, методами и средствами

Форма государственного правления

Монархия

Республика

— форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица — монарха, передается по наследству, не зависит от населения (как правило, не утверждается им)

— форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избранным населением

На протяжении истории возникали различные виды монархий:

1) восточная деспотия, основанная на азиатском способе производства;

2) античная (рабовладельческая);

3) феодальная:

а) раннефеодальная — характеризуется большой степенью децентрализации;

б) сословно-представительная — власть монарха сочетается с наличием сословно-представительного органа (Испания — кортесы, Франция — генеральные штаты, Англия — парламент);

в) абсолютная;

4) конституционная.

Рассмотрим абсолютную и конституционную монархии, так как остальные практически не существуют.

Монархия

Абсолютная (не ограниченная)

Конституционная (ограниченная)

— Монарх не ограничен конституцией; осуществляет законодательную деятельность; руководит правительством, которое формирует сам; контролирует правосудие, местное самоуправление, т.е. вся государственная власть сосредоточена в его руках (характерна для рабовладельческих и феодальных обществ). Сохранилась в первозданном виде (без конституции и парламента) в единичных странах (султанат Оман).

Современная абсолютная монархия, как правило, имеет и конституцию, и парламент. Конституция устанавливает, что власть исходит от монарха, т. е. утверждает его абсолютную власть. Парламенту отводится роль консультативного совета при монархе (Кувейт, Саудовская Аравия), который в любое время может быть распущен (в Бахрейне распущен через полтора года после создания).

— Власть монарха ограничена конституцией, он не может прямо влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетно ему; парламент осуществляет законодательную деятельность (Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Бельгия, Голландия, Япония и др.).

Конституционная монархия может быть парламентской и дуалистической. Последняя форма практически отживает.

В парламентской монархии власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах деятельности символична. Монарх только подписывает законодательные акты, принятые парламентом, и формально сохраняет статус главы государства — исключительно с представительскими полномочиями. Фактическим главой государства (премьер-министр) становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте. Правительство формируется парламентом и только ему подотчетно.

Современные монархии в большинстве своем — парламентские (Япония, Испания, Швеция, Дания и др.)

В дуалистической монархии юридически и фактически власть разделена между правительством, которое формируется монархом (или назначенным им премьер-министром), и парламентом. Монарх уже не имеет законодательной власти, она перешла к парламенту, но он еще сосредоточивает в своих руках исполнительную власть и формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом. Монарх своими указами регулирует многие сферы общественных отношений. Он обладает правом отлагательного вето по отношению к законам, издаваемым парламентом и правом роспуска парламента.

Дуалистическая монархия характерна для переходного периода от феодализма к капитализму. Она является своеобразной попыткой примирить интересы феодалов (их преимущественно выражает монарх) и интересы буржуазии (их представляет парламент). Например, дуалистическая монархия была в кайзеровской Германии в 1871 — 1918 гг. Она существовала также в Тунисе, Таиланде, Ливии, Эфиопии и других странах. В некоторых современных странах (султанат Бруней, королевство Тонга) сохранились отдельные черты дуалистической монархии.

В истории государств мира возникали различные виды республик:

  • античная;
  • средневековая (феодальная);
  • буржуазная;
  • социалистическая.

Рассмотрим современные виды республик.

Республика

парламентская

президентская

смешанная (полупрезидентская)

— Глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетно ему. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра. Здесь осуществляется принцип верховенства парламента, избираемого населением страны. Президент избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия).

— Глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом. Президент избирается непарламентским путем — прямыми или непрямыми выборами населения (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак).

— Глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, возглавляющему правительство. Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства. Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция).

Уточним роль президента в президентской и парламентской республике.

Президентская республика характеризуется, прежде всего, весомой ролью главы государства в государственном механизме. Президент обычно избирается независимо от парламента (прямым или косвенным голосованием) и совмещает полномочия главы государства и главы правительства. Правительство, как правило, слабо влияет на парламент, не зависит от парламента (парламент не может провозгласить недоверие правительству или досрочно прекратить его полномочия).

Пост премьер-министра либо отсутствует, либо играет вспомогательно-координационную роль (так называемый «административный» премьер в некоторых странах «третьего мира»). Президент способен отстаивать интересы исполнительной власти благодаря своему высокому статусу (осуществлять активную исполнительную политику, использовать право на издание исполнительных актов, инициировать создание законов, использовать право вето на принятие законов, применять разнообразные средства влияния на законодательную власть) с целью достижения баланса властей. Президентом в этих государствах становится, как правило, лидер партии, победившей на президентских выборах, из числа членов которой чаще всего и формируется правительство. «Классической» моделью президентской республики являются США.

Президент в парламентских республиках, в отличие от главы государства в президентских республиках, обычно не располагает реальной исполнительной властью, и его правовой статус в значительной мере напоминает статус монарха в парламентской монархии. Полномочия главы государства, за исключением сугубо церемониальных (представительских), здесь обычно осуществляется с согласия и по инициативе правительства, образуемого на парламентской основе.

Если в президентских республиках глава государства формирует правительство по своему усмотрению, независимо от расстановки сил в парламенте, то в парламентских республиках глава государства чаще всего может назначить такое правительство, которое располагает поддержкой парламентского большинства. Члены правительства являются одновременно и членами парламента, т.е. состав правительства отражает реальную расстановку сил в парламенте, что позволяет правительству влиять на принятие парламентских решений. Пост премьер-министра, как правило, автоматически занимает лидер партии (блока партий), победившей на выборах. Существует парламентская ответственность правительства, которая зачастую носит солидарный характер — недоверие одному члену кабинета влечет за собой отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать роспуска парламента и назначения новых выборов. Функция главы государства отделена от функции главы правительства.

Президент в смешанной республике, сочетающей в себе элементы президентской и парламентской республиканских форм правления, является верховным главнокомандующим, как в президентской республике, однако не во всех странах наделен полномочиями главы исполнительной власти, нередко делит ее с премьер-министром. Отсутствует должность вице-президента, как и в парламентской республике. Например, в Украине нет должности вице-президента, которая имеется в Швейцарии. Президент Украины имеет право досрочно распустить парламент, а депутаты парламента не могут быть членами Кабинета Министров, и наоборот. В ряде смешанных республик президент не обладает правом законодательной инициативы, в Украине — наделен этим правом.

Одна из особенностей парламентско-президентской республики Украины состоит в ограниченных полномочиях правительства в законодательном процессе, что ее отличает, например, от Франции, которая является также государством со смешанной формой правления. Если правительство Франции имеет право вносить поправки в законопроекты, может настаивать на голосовании своих поправок и в любой момент отозвать законопроект, то правительство Украины обладает слабым влиянием на законодательный процесс и принятие законодательных решений (право законодательной инициативы у премьер-министра не обеспечено комплексом правовых мер).

Правительство Украины связано двойной (бицефальной) зависимостью:

— ответственностью перед Президентом;

— подконтрольностью и отчетностью перед Верховной Радой.

1.1. Место теории государства и права в системе наук. Предмет теории государства и права

Теория государства и права относится к юридическим наукам, входящим в группу общественных, гуманитарных наук, в систему которых входят философия, социология, политология и др. Объектом ее изучения являются такие важные и многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Однако они становятся объектом изучения не только теории государства и права, но и других юридических дисциплин, всей юридической науки (правоведения, юриспруденции) в целом как науки о государстве и праве. Это представляет собой общее правило для всех отраслей юридической науки. В то же время различные самостоятельные юридические науки, в том числе и теория государства и права, отличаются друг от друга предметом, обусловливающим их содержание, назначение, специфику подхода к изучению одного и того же объекта. Каждая наука имеет свой предмет исследования или изучения, под которым понимается познаваемая ею сторона объективной действительности.

Поэтому рассмотрение вопроса о предмете теории государства и права неразрывно связано с выяснением ее характерных черт, особенностей и места в системе юриспруденции. Теория государства и права занимает важное место в системе правоведения. Эта наука представляет собой систему объективных, обобщенных теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью. Теория государства и права по отношению к отраслевым юридическим наукам выступает как общая теоретическая и методологическая основа для юридической науки в целом. Именно этим определяется ведущая, методологическая роль общей теории государства и права по отношению к историко-правовым, специально-отраслевым и другим юридическим наукам, ее приоритетное место в юриспруденции как теоретической основы всей правовой науки. Теория государства и права представляет собой фундаментальную отрасль правоведения. С другой стороны, она может успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-правовых, специально-отраслевых и других частных или структурных юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам.

В свою очередь, теория государства и права строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения многочисленных конкретных фактов, событий, правовых памятников, процессов, отражающих государственно-правовое развитие различных стран и народов с глубокой древности до новейшего времени и составляющих предмет истории государства и права. Тесно соприкасается теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве: она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретике и многообразии. Тесно связана теория государства и права и с диалектико-материалистической философией — наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой использование законов и приемов материалистической диалектики при философском осмыслении общества. Особенно тесно соприкасается теория государства и права с политологией, изучающей политику и политические системы современного мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы. В свою очередь, политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государственного правления и национально-государственного устройства, политического режима, законности и правопорядка и т. д.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой. Опираясь на ее положения и выводы, касающиеся производственных отношений и экономических законов и регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право — важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Предметом теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Таким образом, теория государства и права изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, а также иные понятия, которые определяют юриспруденцию в целом (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т. д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что основные ее объекты — государство и право — исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

Можно выделить основные черты теории государства и права как науки, вытекающие из специфики ее предмета и указывающие на ее отличия от других наук, предметом исследования которых также является право и государство:

а) теория государства и права — наука теоретическая. Теория — это система знаний о внутренней природе явлений;

б) теория государства и права — наука общественная, или гуманитарная. Это наука о закономерностях поведения и деятельности людей в государственно-правовой сфере;

в) в системе правоведения теория права и государства является фундаментальной, обобщающей наукой общетеоретического и общенаучного характера и значения;

г) теория государства и права — наука юридическая, политико-правовая. Политико-правовой характер отражен в самом названии: государство относится к политическим явлениям, а право — к юридическим. Соответственно, политическая и юридическая действительность — объект изучения теории государства и права.

Следует также отметить, что от науки теории государства и права следует отличать одноименную учебную дисциплину. Учебная дисциплина базируется на науке, может иметь одно с ней название, но это разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое строение. Учебная дисциплина представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенную для подготовки специалистов определенного профиля. Учебная дисциплина ничего не изучает, поэтому не обладает такими характерными для науки атрибутами, как предмет и метод. Применительно к учебной дисциплине можно говорить лишь о специфике ее построения, методике изложения научных сведений.

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

Виды наук:

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико—правовых доктрин и др.;

3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно—правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;

4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;

5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что предмет теории государства и права — это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно—правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

Добавить комментарий