Понятие и виды права природопользования

Природопользование -эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (ч. 16 ст. 1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»).

По способам воздействия на природную среду разделяют, во-первых, позитивноеприродопользование, связанное с извлечением полезных свойств природных объектов, и, во-вторых, негативное природопользование, состоящее в негативном воздействии на окружающую среду в процессе хозяйственной деятельности.
Позитивное природопользование, в свою очередь, подразделяется на природопользование, связанное изъятием природного вещества (добыча полезных ископаемых и т.д.) и не связанное с изъятием природных ресурсов (землепользование, водопользование для целей судоходства и т. д.).
Позитивное природопользование классифицируется по объекту природопользования на землепользование, водопользование, пользование лесами, недрами и животным миром.
Негативное природопользование подразделяется на виды в зависимости от воздействия и формы проявления негативного воздействия.
По объекту выделяют загрязнение и другое негативное воздействие на водные объекта, почвы, атмосферный воздух, недра и леса.
По форме проявления негативное воздействие подразделяется на химическое, физическое и биологическое загрязнение природной среды.


Право природопользования понимается в двух значениях.
В объективном смысле право природопользования — это самостоятельный институт экологического права, совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов, устанавливающих порядок, условия пользования природными ресурсами и объектами, а также совокупность прав и обязанностей природопользователей.
Выделяют следующие группы отношений в сфере природопользования:


• отношения собственности на природные ресурсы;


• отношения пользования природными объектами;


•отношения по поводу охраны природных ресурсов.


В субъективном смысле право природопользования — это совокупность прав и обязанностей конкретного природопользователя по использованию и охране конкретного природного объекта: земли, недр, воды, леса, жив.мира…

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 2478. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Отсюда содержание природопользования включает три формы: экономическую (ведущая), экологическую и культурно-оздоровительную.

Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т.д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам использования объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов.

Лицензирование природопользования – проявление административно-правовым путем регулирования экологических отношений методом запрета, разрешения и уполномочивания. По своей сущности лицензия на природопользование имеет три признака: во-первых, она является актом собственника природного ресурса, либо его владельца (фонд держателя); во-вторых, является формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса; в-третьих, является средством регулирования рационального природопользования.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Срок ее действия – один год. Количества лицензий по отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов может ограничиваться. Лицензии могут быть выданы по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение установленного порядка пользования лицензией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, экологических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии по постановлению органа, который ее выдал.

Природоресурсовая лицензия – это разрешение на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса. В этой лицензии сконцентрировано две функции: контроль за законностью, рациональностью деятельности по использованию и соблюдение экологических и санитарных норм и нормированного потребления соответствующего природного ресурса. Таким образом, в области природопользования одновременно решаются две взаимоувязанные задачи – охраны и регуляции.

Лицензия на использование земель выдается администрацией района, города в виде земельно-отводного акта на основе решения о представлении земель определенному субъекту или продаже земельного участка на основе договора купли-продажи по результатам конкурса, аукциона и т.д. Земельный акт об отводе выдается для использования земель строго по целевому назначению – ведение крестьянского хозяйства, сельско-хозяйственного производства, садоводства, городского хозяйства, разведки полезных ископаемых и т.д.

Выданные лицензии могут быть пересмотрены или аннули­рованы органами управления, если произойдет изменение эколо­гической обстановки, угрозы нанесения вреда природной среде и здоровью населения.

Право пользования лицензией может быть досрочно прекра­щено или ограничено по субъективным или объективным при­чинам. Субъективные причины — нарушение условий ли­цензии, невыполнение мер по охране водного объекта и т. д. Объективными причинами могут быть: изменения усло­вий водопользования, угроза населению в связи со стихийным бедствием и т. д. Законодательство предусматривает приме­нение мер административной ответственности за самовольное использование вод.

Такое деление важно для характеристики лицензионного по­рядка в лесном хозяйстве. Основное лесопользование произво­дится в плановом порядке. Для этого органы лесного хозяйства и правительство РК:

— определяют потребности в древесине как внутри страны, так и на экспорт;

— устанавливают расчетную лесосеку по отдельным регио­нам и лесхозам, т.е. определяют лимит вырубки на год на соответствующем участке леса с учетом ежегодного прироста древесины;

— определяют общий объем древостоя, подлежащего выруб­ке в различных регионах;

— на основе данных лесосечного фонда и утвержденных на­рядов лесхоз выписывает лесорубочные билеты.

Лесорубочный билет — это разновидность лицензии, применяемой в лесном хозяйстве. В нем указывается объем древесины, подлежащий вырубке, вид разрешенной рубки, породы деревьев, место, сроки начала и завершения работ.

Лесной билет — другая разновидность лицензии в лесном хозяйстве. Он выдается на заготовку живицы (смолы), а так же на побочные лесные пользования (заготовка лекарственного сырья, сенокошение, пастьба животных, промысловая заготовка грибов, ягод, плодов).

Контроль за выполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего района или города. При лицензировании лесопользования закон требует соблюдения основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов. К их числу относят принцип не истощительного использования лесов, рационального использования земель государственного лесного фонда, постоянное повышение климаторегулирующих, водоохраных функций леса, охраны и воспроизводства лесных ресурсов.

Одна из гарантий реализации данных требований — соблюдение деления лесов на группы по их хозяйственному и экологическому значению. Выделение соответствующих лесов в первую группу означает запрет на заготовку леса путем вырубки. Другой гарантией служит расчетная лесосека, позво­ляющая использовать принцип неистощительности лесов. Важное значение имеет требование лесного законодательства о необходимости соблюдения расчетной лесосеки на уровне одного лесхоза, т. е. о недопустимости замены и компенсации недоруба леса в одном регионе за счет переруба в другом.

Для человека и окружающей среды его обитания важна пре­жде всего охрана той части растительности планеты Земля, которая относится к категории лесов. Именно на леса распро­страняются некоторые особые требования, обеспечивающие га­рантии их защищенности — группировка и расчетная лесосека.

Лицензия на использование животного мира- Закон РК об охране и использовании животного мира опре­деляет следующие виды деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельно­сти и полезных свойств животных, пользование животным ми­ром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических целях. Все они охватываются лицензированием. Лицензии на их пользование выдают органы охраны и использования животного мира. В частности, по диким животным — органы охотнадзора, по лову рыбы — органы рыбнадзора.

Лицензии выдаются и в случае продажи животных или про­дуктов их жизнедеятельности за пределы государства.

Лицензирование на использование атмосферного воздуха. Как экологический ресурс воздух используется при складировании газообразных отходов или выбросов вред­ных веществ и их примесей. Суть этой системы лицензирования состоит в следующем:

— инвентаризация выбросов вредных веществ производ­ственным объектом;

— определение на основе действующего ПДК предельно до­пустимых норм выбросов вредных веществ для объекта;

— установление суточного, годового лимита выбросов вред­ных веществ в атмосферу для конкретного объекта;

— выдача разрешения на выброс, в котором указываются ли­мит и норма выбросов вредных веществ, срок действия.

— 2Лимитирование природопользования

Лимиты на использование — это система эко­логических ограничений по территориям. Они представляют собой объемы предельного изъятия природных ресурсов, кото­рые установлены предприятиям-природопользователям на опре­деленный срок, а также выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отхо­дов производства. Эти лимиты устанавливаются для предприятий-природопользователей государственными органами охраны окружающей природной среды с учетом необходимости поэтап­ного достижения нормативных объемов использования природ­ных ресурсов.

Лимиты, так же как и лицензии, являются одним из эффек­тивных средств охраны окружающей природной среды. Так же как и лицензирование, лимитирование обусловлено ограничен­ностью запасов природных ресурсов и необходимостью их раци­онального использования и воспроизводства.

Лимитирование природопользования осуществляется в соот­ветствии с теми направлениями, по которым осуществляется само природопользование, а именно: изъятие природного веще­ства из природы; внесение антропогенного вещества в при­роду. Отсюда и лимиты могут устанавливаться на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использования природного вещества из природной среды, либо на предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов.

Лимиты на изъятие природного вещества при ис­пользовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей концепцией рационального использования и воспро­изводства природных ресурсов. Они распределяются по опреде­ленным объектам:

— землям — действуют нормы отвода земель для авто­мобильных и железных дорог, для аэропортов, магистральных трубопроводов, для мелиоративных систем, газовых и нефтя­ных скважин, для предприятий рыбного хозяйства, для линий связи, электросетей и т. д. Все вышеуказанные нормы отвода земель утверждаются Госстроем Российской Федерации.

Сейчас установлены нормы бесплатной передачи земель в собственность граждан для ведения сельского хозяйства, подсоб­ного хозяйства, садоводства, а также жилищного строительст­ва;

— по водным объектам применяются утвержденные органа­ми водного хозяйства лимиты потребления вод для орошаемого земледелия, для животноводческих, комплексов, для промышлен­ного потребления, для эксплуатации систем коммунального хо­зяйства (водоснабжения и канализации);

— области охраны, использования и воспроизводства ле­сов главным лимитирующим показателем является расчетная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегод­ною прироста леса и вырубаемой в порядке заготовок древеси­ны. Существуют также и другие лимитные показатели, устана­вливаемые органами лесного хозяйства;

количество граждан — на пребывание в лесу; число той или иной популяции животных, от которых зависит состояние леса (например лосей, поедающих молодую зеле­ную поросль, кабанов, разрушающих корни деревьев в поисках плодов и т.д.);

— в области охраны и использования животного мира раз­рабатываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и

рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охо­ты или рыболовства, в целом по водоему или охотничьим уго­дьям, по отдельным лицам или охотничьим, рыбопромысловым хозяйствам.

Цель установления этих и подобных им лимитов двойная природоохранная и экономическая: сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов. Средства, полученные от пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроизвод­ство и рациональное использование.

Предельно допустимые сбросы, выбросы, размещение отхо­дов (вредных веществ) также представляют собой вид приро­допользования. В этом случае лимитирование решает природо­охранные задачи путем экономического стимулирования источ­ника загрязнения к сокращению отходов (используют экологи­ческие фонды, которые аккумулируют средства, поступающие за выбросы, сбросы, захоронение вредных веществ).

Природопользование – это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.

Статья 9 Конституции РФ определяет землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.

Природная среда представляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установление обществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Право природопользования и представляет собой форму организации такого поведения.

Регламентации подлежат только виды использования свойств природной среды, подлежащие правовому регулированию. Регламентация распространяется на такие природные объекты, как земля, воды, леса, недра и т. д.

Нормы, которые регулируют природопользование, составляют отдельный институт экологического права.

Статьи 9, 36, 41, 42, 58, 72 Конституции РФ определяют исходные положения природопользования. В соответствии с Конституцией РФ пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется при условии непричинения ущерба окружающей среде. Конституция РФ разделяет полномочия Федерации и ее субъектов в плане регулирования природопользования. При этом в ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Принципы природопользования:

  1. общественные принципы (народовластие, федерализм, равноправие, законность, взаимосвязь прав и обязанностей);

  2. принципы, непосредственно относящиеся к природопользованию (подконтрольность права пользования государству, целевой характер пользования, сочетание использования и охраны).

Виды природопользования выделяются по различным критериям, но ни одна классификация не является исчерпывающей и универсальной.

Использование природных ресурсов осуществляется в направлениях общего и специального пользования. Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений. Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности есть специальное природопользование. Оно осуществляется исключительно на разрешительной основе юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Установленные в законодательстве виды специального природопользования могут осуществляться только при наличии лицензии.

В зависимости от вида используемого природного ресурса природопользование классифицируется на: землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование, пользование объектами животного и растительного мира.

Основываясь на целях и основаниях возникновения права природопользования, выделяют: первичное и вторичное пользование, обособленное и совместное пользование.

Общее природопользование — это пользование природными ресурсами как естественной средой обитания человека, осуществляемое гражданами в Целях удовлетворения собственных нужд, не связанных с получением экономической выгоды, основанное на дозволительном методе регулирования данных отношений и не требующее получения специального разрешения на право придопользования.

Примером общего природопользования является сбор грибов и ягод в лесах, купание в водоемах общего пользования и т. д.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование, однако в составе земель городов (ст. 76 ЗК) определен такой их вид, как земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах, которые состоят из земель:

• используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы переулки и т.п.);

• служащих для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки,пляжи…);

• полигонов для захоронения не утилизированных промышленных\бытовых отходов;

• других земель, служащих для удовлетворения нужд города.

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» закрепил право общего пользования ресурсами недр. Статья 21 ЛК РФ устанавливает общее лесопользование — публичный лесной сервитут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено российским законодательством. В соответствии со ст. 86 ВК РФ общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств.

Право общего природопользования имеет внеэкономический характер, так как не направлено на извлечение прибыли от использования природных ресурсов.

Страница 1 из 2

Понятие и общая характеристика права природопользования

Оценивая значение природопользования в рамках экологического права необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу.

Право природопользования — это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств. Иначе говоря, это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах:

  • как правовой институт;
  • как правоотношение;
  • как конкретное правомочие природопользователя.

Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования.

Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д.

Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

Виды права природопользования

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов права природопользования.

Право природопользования подразделяется на следующие виды:

1. в зависимости от объекта природы:

  • право землепользования;
  • право недропользования;
  • право водопользования;
  • право пользования атмосферой;
  • право лесопользования;
  • право пользования растительным миром вне лесов;
  • право пользования животным миром.

2. в зависимости от требования по наличию разрешительной документации:

  • право общего природопользования (гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой);
  • право специального природопользования (представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов).

3. в зависимости от срока пользования:

  • бессрочное;
  • долгосрочное;
  • краткосрочное.

4. в зависимости от способа использования:

  • осуществляемое с изъятием природного ресурса из природной среды;
  • осуществляемое без изъятия природного ресурса из природной среды.

Каждый из указанных выше видов природопользования может быть подразделен на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд с/х, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта.

Право природопользования является центральным институтом эко­логического права и представляет собой систему правовых норм, ре­гулирующих общественные отношения в области использования при­родных ресурсов и природных объектов. Право природопользования производно от права собственности на природные ресурсы и может рассматриваться в объективном и субъективном смысле.

В объективном смысле — это самостоятельный институт экологического права, включающий систему правовых норм, устанавливающих порядок, условия пользо­вания природными ресурсами и объектами, а также совокупность прав и обязанностей природопользователей.

В субъективном смысле право природопользования представляет собой систему прав и обязанностей конкретного природопользователя.

Объектами права природопользования являются природные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной.

Право природопользования осуществляется на основании ряда принципов, основными из которых следует назвать следующие:

1. Право природопользования является производным от права соб­ственности на природные ресурсы и объекты, предполагающим что собственник и пользователь не являются одним и тем же липом.

2. Право природопользования должно быть рациональным и эко­логоориентированным.

3. Право природопользования должно носить целевой характер.

4. Принцип устойчивости права природопользования (бессрочно, или на длительный срок).

5. Принцип платности природопользования.

1) Наиболее обшей классификацией является деле­ние видов природопользования по компонентам окружающей среды:

— право землепользования:

— право недропользования,

— право лесопользования;

— право водопользования;

— право пользования животным миром;

— право пользования атмосферным воздухом.

В свою очередь, каждый из указанных видов природопользования может иметь внутреннюю классификацию в зависимости от целевого назначения их использования

2) По срокам право природопользования может классифицироваться на краткосрочное (до 5 лет), долгосрочное (до 49 лет) и бессрочное природопользование (без ограничения срока).

3) В зависимости от способа использования различают право приро­допользования, осуществляемое:

— с изъятием природного ресурса,

— без изъятия природного ресурса из природной среды.

4) Наиболее важное юридическое значение имеет классификация видов природопользования на общее и специальное природопользо­вание. Критерием такой классификации являются основания возник­новения права природопользования.

Право общего природопользование производно от личных прав чело­века на жизнь и на благоприятную окружающую среду. Общее при­родопользование является общедоступным, закрепляется нормами закона, не требует в каждом конкретном случае особого разрешения, лицензии, либо договора и осуществляется не для извлечения эконо­мической выгоды, бесплатно и без применения технических средств и устройств (граждане имеют право свободно и бес­платно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заго­товку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов). Право общего природопользования может быть запрещено или ограничено законами и иными нормативными правовыми актами (в целях пожарной безопасности).

Право специального природопользования связано с обеспечением эко­номических интересов государства, юридических и физических лиц, требует индивидуализации природного объекта при предоставлении в пользование и осуществляется на платной основе в соответствии с раз­решением. лицензией или договором в определенных законом случаях с применением технических средств и устройств.

Право специального природопользования реализуется в формах:

— комплексного природопользования (когда один природный объект используется в несколь­ких целях (например, в целях недропользования и лесопользования);

— специального пользовании водами, недрами, объемами живот­ного мира, другими природными ресурсами.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане, осуществляющие предприниматель­скую деятельность.

Добавить комментарий