Понятие и виды процедур аккредитации

В настоящее времязаконодательного понятия аттестации в настоящее время нет. Если обратиться к имеющимся словарным источникам, то они под атте­стацией понимают определение деловой квалификации, уровня знаний.

Существует аттестация арбитражных управляющих, бухгалтеров, военнослужащих, государственных и муниципальных служащих и т.д.

Аттестация муниципального служащего – проводимая в установленном законодательством порядке проверка квалификации, профессиональной подготовки, деловых качеств, а также соответствия служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы путем периодической оценки его знаний, опыта, навыков, результатов деятельности и способностей к выполнению полномочий по замещаемой муниципальной должности муниципальной службы1.

Данное понятие аттестации подразумевает наличие субъектов, вступающих между собой в определенные отношения, среди которых можно выделить государство в лице специально уполномочен­ных органов, осуществляющих аттестацию, и иные органы, в отно­шении которых данная аттестация проводится.

Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что сама процедура аттестации лежит на стыке интересов государства и субъектов, в отношении которых проводится аттестация, ибо эти субъекты, а круг их достаточно широк, заинтересованы осуществлять свою деятельность более профессионально и качественно, а государство, со своей стороны, вводит соответствующую систему контроля за качеством их деятельности, с учетом требований, предусмотренных действующим законодательством.

Под аккредитацией в международном праве понимается процесс наделения лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство. В национальном праве под аккредитацией понимается процедура признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (образовательных учреждений, научных организаций, медицинских учреждений, коммерческих банков и т.д.).

Государственная аккредитация образовательного учреждения – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

Из данных определений следует, что по своей природе аккредитация является особой формой государственного регулирования, в рамках которой специально уполномоченные органы государствен­ной власти наделяют определенных субъектов особыми полномочиями.

В ряде случаев аккредитация возможна только на основании аттестации. Например, положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

Процедуры аттестации и аккредитации обладают всеми признаками административных процедур. Все эти процедуры имеют стадии, в рамках которых осуществляется определенный порядок действий субъектов участвующих в данном процессе.

Субъектами с одной стороны выступают заявитель, а с другой – администрация, являющаяся органом исполнительной власти как федерального, так и субъектного уровня. В ряде случаев, прямо определенных законом, в качестве другой стороны может выступать и орган местного самоуправления.

Заявителем в данных процедурах может выступать:

– физическое лицо;

– юридическое лицо — любая организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и их объе­динения, в том числе общественные;

– общественное объединение, не являющееся юридическим лицом.

При этом заявителям предоставлено право лично осуществлять свои права и обязанности в рамках административной процедуры, а также при помощи института представителей.

В качестве администрации в данных процедурах может выступать:

– федеральный орган исполнительной власти, иной государ­ственный орган федерального уровня (например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ);

– орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иной государственной орган субъектного уровня;

– исполнительный орган местного самоуправления;

– иные публичные организации, которым в установленном законом порядке переданы властные полномочия в сфере управле­ния, а также государственные служащие федеральной государственной службы, государственные служащие государственной службы субъек­тов Российской Федерации, муниципальные служащие.

Различают следующие стадии административной процедуры:

Первая стадия. Обращение в администрацию – подача заявления в орган, непосредственно выдающий такое разрешение.

В заявлении должно быть указано требование о принятии ре­шения по данному заявлению. Кроме того, заявитель должен пре­доставить определенный перечень документов, необходимых при рассмотрении и принятии предварительного решения по данному вопросу.

Перечень документов для каждого вида рассматриваемых видов деятельности различен, но, как правило, на данной стадии необ­ходимо предоставить:

– копии учредительных документов и копия документа о го­сударственной регистрации соискателя в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не завере­ны нотариусом) — для юридического лица;

– копию свидетельства о государственной регистрации граж­данина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявле­нием оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) — для индивидуального предпринимателя;

– копию свидетельства о постановке соискателя на учет в на­логовом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

– документ, подтверждающий уплату финансового сбора за рассмотрение органом заявления о предоставлении разрешения;

– сведения о квалификации работников соискателя разрешения.

Например, для проведения аттестации образовательное учреждение представляет следующие документы:

а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения;

б) копию устава образовательного учреждения;

в) копию лицензии на образовательную деятельность;

г) учебный план образовательного учреждения;

д) гарантийное письмо об оплате затрат, связанных с проведением аттестации;

е) данные о результатах итоговых аттестаций выпускников в течение 3-х последних лет;

ж) материалы, отражающие специфику образовательной деятельности, представляются дополнительно по желанию образовательного учреждения.

Такое обращение предполагает существование у заявителя того или иного права либо свободы, для реализации которого недостаточно толь­ко воли заявителя, но обязательно также принятие (издание) админист­ративного акта. Основания приобретения такого права либо свободы могут быть различны: в силу закона или в силу договора. В связи с этим администрация на первой стадии рассмотрения обращения должна вы­явить соответствие заявленных требований таким юридическим основа­ниям, которые признали бы эти обращения допустимыми.

Таким образом, первая стадия административной процедуры – обращение в администрацию – завершается принятием промежу­точного решения о приемлемости обращения, с точки зрения его соответствия следующим условиям:

а) обращение подано субъектом, обладающим административной процессуальной правосубъектностью;

6) обращение подано в надлежащей правовой форме, требова­ния основаны на нормах закона;

в) представлены доказательства фактических, обстоятельств ад­министративного дела (необходимые сведения или необходимые документы).

В случае соблюдения этих условии первая стадия административ­ной процедуры завершается принятием административного дела к рас­смотрению. При их несоблюдении заявитель должен быть уведомлен о непринятии его заявления с указанием мотивов такого решения.

Вторая стадия. Рассмотрение заявления в рамках административного дела и принятие административного решения. Приняв административное дело к рассмотрению, администрация имеет право и обязана провести исследование заявления и представленных материалов, установить все обстоятельства конкретного дела. К этим мерам относятся: консультирование, проведение проверок и экспертиз, дополнительное информирование заявителя, заслушивание заявителя и свидетелей, истребование необходимых материалов, находящихся в иных органах и организациях, у иных лиц. Итогом стадии является принятие административного акта или совершение требуемого действия.

К числу наиболее общих вопросов, составляющих обязательную часть административной процедуры второй стадии, относятся:

– права и обязанности заявителя и администрации;

– ответственность заявителя и администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также за нарушение установленных сроков;

– сроки осуществления процедуры и ее отдельных элементов.

Приняв административное дело к рассмотрению, администрация имеет право и обязана провести исследование заявления и представ­ленных материалов, установить все обстоятельства конкретного дела. Именно администрация определяет объем и характер необходимых дли исследования мер. К таким мерам можно отнести: консультиро­вание, проведение проверок и экспертиз, дополнительное информи­рование заявителя, заслушивание заявителя и свидетелей, проведение осмотра места события и т.д. Особое место занимают полномочия администрации по истребованию необходимых материалов, находя­щихся в иных органах и организациях, у иных лиц.

На данном этапе может формироваться аттестационная или аккредитационная комиссии (коллегии), в состав которых входят представители заявителя и административного органа.

Например, при аттестации образовательного учреждения в состав аттестационной комиссии включаются представители образовательных учреждений, научных организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объединений. В случае необходимости, при аттестации учреждений начального профессионального образования, в состав аттестационной комиссии включаются представители Минобрнауки России, других заинтересованных министерств и ведомств.

При аккредитации образовательного учреждения в состав аккредитационной комиссии включаются представители органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения.

Имеется еще одна обязанность у администрации: информиро­вать заявителя о порядке осуществления административной проце­дуры, о правах, обязанностях и ответственности заявителя, а также о способах и форме пересмотра решения по административному делу.

Определяя правовой статус заявителя (представителя заявителя) в ходе осуществления административной процедуры, следует особо отметить его право быть выслушанным администрацией перед тем, как будет принят административный акт по вопросам, имеющим значение для разрешения дела. Заявитель также обладает правом хо­датайствовать перед администрацией об истребовании дополнительных материалов, проведении тех или иных процедурных действий.

Следует также сказать и об ответственности, которая может на­ступать на данной стадии. Ответственность наступает, если нару­шены требования федерального закона, при этом необходимо учесть, что в отношении администрации могут быть применены как чисто дисциплинарные меры ответственности, так и материальные, а в исключительных случаях – уголовные.

Административная процедура, как правило, предполагает добросовестность заявителя, однако если будут обнаружены правонару­шения, то в отношении заявителя могут быть применены меры от­ветственности, предпочтительно материальные.

Сроки рассмотрения административного дела могут быть общи­ми и специальными.

Общий срок осуществления рассматриваемой стадии (один месяц с даты поступления (регистрации) полного комплекта документов), с одной стороны, должен предоставлять администрации реальную возмож­ность исследовать материалы административного дела в полном объеме, а с другой – не должен создавать существенных препятствий правам заявителя.

Специальный (сокращенный) срок рассмотрения обращений устанавливается в особых случаях, например, когда без немедленного прекращения или приостановления действий администрации жизни или имуществу заявителя может быть нанесен существенный ущерб. В этом случае решение принимаются немедленно.

Итогом рассматриваемой стадии станет окончательное решение по административному делу – принятие административного акта или совершение требуемого действия. По характеру решения адми­нистративный акт может быть как позитивным – удовлетворение заявленного требования, так и негативным – отказ в нем.

Например, решение об аккредитации вуза утверждается распорядительным документом аккредитационного органа, на основании которого вузу выдается свидетельство о государственной аккредитации. Свидетельство является документом, подтверждающим статус вуза, соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным программам требованиям государственных образовательных стандартов, право вуза на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Свидетельство подписывается руководителем аккредитационного органа и заверяется печатью этого органа.

В свидетельстве указываются регистрационный номер, дата выдачи и срок действия свидетельства, местонахождение (юридический адрес) вуза и его полное наименование, включающее название (в том числе специальное — консерватория, высшее училище и др.), вид вуза (институт, академия, университет), организационно-правовая форма.

Уполномоченный орган имеет право приостановить действие или аннулировать свидетельство об аттестации или аккредитации.

Третья стадия. Пересмотр административного решения (факультативная). На этой стадии лицо, не согласное с принятым решением об отказе на занятие определенным видом деятельности, имеет право обратиться в вышестоящую организацию, а также в органы судебной власти.

Следовательно, данная стадия может наступить в случае отказа лицу разрешения со стороны государства, то есть в случае неудовлетво­рительного для него решения.

Этой стадии присущи принципы законности, своевременности, объективности. Основными ее элементами являются:

– права и обязанности заявителя, администрации и выше­стоящей администрации;

– ответственность вышестоящей администрации за неиспол­нение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также нарушение установленных сроков;

– сроки осуществления процедуры.

На сегодняшней день, в условиях формирования правового, де­мократического государства, реализация данной стадии имеет особо важное значение, так как направлена на обеспечение прав граждан и юридических лиц, реализующих свое право на получение разре­шении от государственных органов на занятие определенным видом деятельности.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Реферат

На тему: «Понятие и цели аккредитации. Общие требования к аккредитующим органам»

Выполнила

Бутакова А.А.

Проверила:

Коломина Т.М.

Иркутск 2013

1. Понятие государственной аккредитации

2. Конституционные основы государственной аккредитации

3. Цели государственной аккредитации

4 Общие требования к аккредитации органов по оценке соответствия

Список литературы

1. Понятие государственной аккредитации

Аккредитация (от лат. accredere — оказывать доверие) — термин, имеющий в современном употреблении несколько значений: (1) подтверждение соответствия определенным требованиям, (2) признание особых полномочий (статуса), (3) процедура, в результате которой приобретается такое подтверждение и признание.

Аккредитация применяется для оценки качества сложных видов услуг, которые трудно оценить потребителю. Аккредитация по своей сути отличается от лицензирования, которое означает лишь разрешение на деятельность.

Государственная аккредитация образовательного учреждения — это подтверждение от лица государства соответствия его деятельности образовательным стандартам и требованиям. От государственной аккредитации следует отличать общественную аккредитацию.

С наличием государственной аккредитации связано предоставление учреждению права на выдачу документа об образовании, обязательного для признания всеми лицами на территории РФ (ст. 27 Закона РФ «Об образовании»). Такой документ (удостоверение, свидетельство, аттестат, диплом) именуется «документом государственного образца». Аккредитованное учреждение также получает право на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ.

По результатам государственной аккредитации устанавливается государственный статус образовательного учреждения, под которым понимается тип, вид и категория образовательного учреждения (п. 6 ст. 27 Закона РФ «Об образовании»).

Законодательство предоставляет право на образовательную деятельность также научным организациям, но только по программам послевузовского и дополнительного профессионального образования (п. 2 ст. 25 Закона РФ «Об образовании»). В этой части научные организации приравнены к образовательным учреждениям. Поэтому в правовых актах наряду с образовательными учреждениями указываются научные организации. При этом аккредитуется именно образовательная, а не научная деятельность таких организаций.

Поскольку государственная аккредитация требует оценки деятельности учреждения, постольку она логически включает в себя аккредитацию реализуемых образовательных программ.

Государственную аккредитацию можно рассматривать как способ официального заверения общества в том, что образовательная деятельность данного учреждения соответствует стандартам качества.

аккредитация сертификация государственная

2. Конституционные основы государственной аккредитации

Конституционными основами государственной аккредитации образовательного учреждения являются:

— реализация и защита конституционного права на образование, качество которого не должно быть ниже установленных стандартов;

— обеспечение права граждан, общества и государства на получение достоверной информации о деятельности образовательных учреждений.

В соответствии с законодательством образовательные учреждения обязаны обеспечивать конституционное право граждан на образование включая право на качество образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ст. 43 Конституции РФ). Образовательные учреждения должны также обеспечить и гарантировать конституционные принципы свободы преподавания, научной и другой творческой деятельности (ст. 44 Конституции РФ). Конституцией РФ закреплено право свободно искать, получать, производить и распространять информацию законным способом (часть 4 ст. 29 Конституции РФ).

Конституционные установления обусловливают главные критерии оценки учреждения — его способность обеспечивать конституционные права и свободы, и при осуществлении государственной аккредитации необходимо руководствоваться этими принципами. Учреждение, в котором нарушаются или не реализуются конституционные права и свободы, не должно быть аккредитовано от лица государства даже при положительных значениях других показателей деятельности.

Участники образовательных отношений имеют потребность в достоверной информации о состоянии образования в том или ином образовательном учреждении и обладают конституционным правом получать такую информацию. Следовательно, государственная аккредитация также призвана обеспечить защиту законных интересов участников образовательных отношений, оградить обучающихся, их родителей, работодателей, а также государство и общество в целом от образовательных учреждений, предоставляющих образование не на должном уровне. Поэтому государственная аккредитация должна основываться на достоверной оценке образовательного процесса и его результатов, и носит не только информационный, но и охранительный характер.

3. Цели государственной аккредитации

Цели государственной аккредитации образовательных учреждений прописаны в ст. 33 Закона РФ «Об образовании» и в Положении о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 522). Эти цели различаются в зависимости от наличия или отсутствия федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований и от типа учреждения.

В частности, проведение государственной аккредитации осуществляется с целями:

— установления государственного статуса образовательного учреждения и перечня образовательных программ, по которым учреждение имеет право выдавать документы об образовании государственного образца (аккредитованные программы);

— дополнения перечня аккредитованных программ, реализуемых в учреждении или в его филиале;

— установления иного государственного статуса учреждения в период действия ранее выданного свидетельства о государственной аккредитации.

Упомянутое Положение содержит определение целей государственной аккредитации. Это — установление для образовательного учреждения государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждение уровня и направленности реализуемых образовательных программ, а также (за исключением дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей) подтверждение соответствия содержания и качества подготовки федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

Для дошкольного образования не устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, а для дополнительного образования детей не устанавливаются ни стандарты, ни федеральные государственные требования. Для учреждений, реализующих такие программы, целью государственной аккредитации является только установление их государственного статуса (типа, вида, категории) и подтверждение уровня и направленности реализуемых программ.

4. Общие требования к аккредитации органов по оценке соответствия

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящий документ устанавливает общие требования к процессу аккредитации органов по оценке соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.

1.2 Общие требования к аккредитации органов по оценке соответствия предназначены для применения участниками деятельности по аккредитации.

1.3 Общие требования к аккредитации органов по оценке соответствия разработаны с учетом требований:

Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

окружающей среды»;

Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;

Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;

нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);

международных стандартов ISO серии 17000, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008 «Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия»;

1.4 В настоящем документе применяются термины и определения, указанные в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008, п. 3, и СДА-06-2009 «Термины и определения, используемые в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве».

2. УЧАСТНИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АККРЕДИТАЦИИ

2.1 В деятельности по аккредитации участвуют:

Наблюдательный совет;

Комиссия по аккредитации;

Апелляционная комиссия;

технические комиссии;

Орган по аккредитации (Координирующий орган, Центральный орган);

органы по оценке соответствия:

органы по аттестации (сертификации) персонала: независимые органы по аттестации персонала, независимые органы по аттестации экспертов;

органы по сертификации продукции;

органы по сертификации услуг;

органы по сертификации систем управления;

испытательные лаборатории: лаборатории неразрушающего контроля, лаборатории разрушающих и других видов испытаний, аналитические лаборатории, электролаборатории, лаборатории, осуществляющие испытания продукции;

инспекционные органы: экспертные организации, инспекционные организации;

независимые органы по аттестации лабораторий неразрушающего контроля;

независимые органы по аттестации средств неразрушающего контроля;

независимые органы по аттестации методических документов по неразрушающему контролю;

независимые аттестационно-методические центры: независимые аттестационно-методические центры по подготовке и аттестации руководителей и специалистов, независимые аттестационно-методические центры по обучению и проверке знаний рабочих основных профессий.

2.2 Наблюдательный совет обеспечивает контроль деятельности Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее — Единая система оценки соответствия) по вопросам оценки и проведения единой политики в области аккредитации, как заслуживающем доверия механизме установления компетентности органов по оценке соответствия (далее — ООС), гарантирующем своевременность и добросовестность оказания услуг.

Деятельность Наблюдательного совета определяется Положением о Наблюдательном совете (СДА-02-2009).

2.3 Комиссия по аккредитации на основании проверки и анализа документов, подтверждающих соответствие организации установленным требованиям и условиям, принимает решение о возможности аккредитации, приостановке, отмене или отказе в аккредитации.

Деятельность Комиссии по аккредитации определяется Положением о Комиссии по аккредитации (СДА-04-2009).

2.4 Апелляционная комиссия занимается рассмотрением апелляций, возникающих у участников Единой системы оценки соответствия в процессе деятельности по аккредитации, принимает решение об обоснованности апелляции, исходя из требований международных стандартов в области аккредитации ООС, документов Единой системы оценки соответствия (СДА) и законодательства Российской Федерации, а также обеспечивает учет и хранение всех записей (окончательных решений и принятых последующих действий), касающихся рассмотренных апелляций, поступивших в Орган по аккредитации.

Деятельность Апелляционной комиссии определяется Положением об Апелляционной комиссии (СДА-05-2009).

2.5 Технические комиссии решают профессиональные задачи в областях, соответствующих их компетенции.

Деятельность технических комиссий определяется Положением о технических комиссиях (СДА-07-2009).

2.6 Орган по аккредитации координирует деятельность участников Единой системы оценки соответствия и организует аккредитацию ООС, ведет документацию по аккредитации, оформляет свидетельства об аккредитации, оформляет и издает документы по аккредитации.

Органом по аккредитации является ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» (Открытое акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности»). Деятельность Органа по аккредитации определяется Общими требованиями к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011-2008), Положением об Органе по аккредитации (СДА-09-2009) и Уставом.

2.7 Органы по аттестации (сертификации) персонала предоставляют услуги по оценке соответствия персонала.

Деятельность органов по аттестации (сертификации) персонала определяется Общими требованиями к органам по сертификации физических лиц (ISO/IEC 17024:2003) и соответствующими документами Единой системы оценки соответствия.

2.7.1 Независимые органы по аттестации (сертификации) персонала проводят аттестацию персонала испытательных лабораторий.

Деятельность независимых органов по аттестации (сертификации) персонала определяется Требованиями к независимым органам по аттестации (сертификации) персонала (СДА-13-2009).

2.7.2 Независимые органы по аттестации (сертификации) экспертов проводят аттестацию экспертов, осуществляющих различные виды экспертиз, инспекций (проверок, аудита), а также сертификацию продукции, услуг и систем управления.

Деятельность независимых органов по аттестации (сертификации) экспертов определяется Требованиями к независимым органам по аттестации (сертификации) экспертов (СДА-14-2009).

2.8 Органы по сертификации предоставляют услуги по оценке соответствия продукции, услуг и систем управления.

2.8.1 Органы по сертификации продукции осуществляют сертификацию продукции.

Деятельность органов по сертификации продукции определяется Общими требованиями к органам, применяющим системы сертификации продукции (ISO/IEC Guide 65:1996) и Требованиями к органам по сертификации продукции (СДА-19-2009).

2.8.2 Органы по сертификации услуг осуществляют сертификацию услуг.

2.8.3 Органы по сертификации систем управления осуществляют сертификацию различных систем управления, в том числе систем управления промышленной безопасностью, безопасностью в энергетике и строительстве, систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и др.

Деятельность органов по сертификации систем управления определяется Требованиями к органам, проводящим аудит и сертификацию систем управления (ISO/IEC 17021:2006), а также Требованиями к органам по сертификации систем управления промышленной безопасностью (СДА-20-2009).

2.9 Инспекционные органы предоставляют услуги по проведению экспертизы и инспекции (проверок, аудита).

Деятельность инспекционных органов определяется Общими критериями работы различных типов контролирующих органов (ISO/IEC 17020:1998) и соответствующими документами Единой системы оценки соответствия.

2.9.1 Экспертные организации осуществляют оценку соответствия объектов экспертизы требованиям промышленной, экологической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики, строительства и др.

Деятельность экспертных организаций определяется нормативными документами в области различного рода экспертных работ и Требованиями к экспертным организациям (СДА-11-2009).

2.9.2 Инспекционные организации проводят проверку (аудит) и оценку продукции, услуг, процессов и оборудования для объектов промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (строительный контроль), а также организационно-технической готовности проектных, строительных, монтажных, наладочных, ремонтных и эксплуатационных организаций, организаций-изготовителей и организаций по подготовке персонала.

Деятельность инспекционных организаций определяется Требованиями к инспекционным организациям (СДА-17-2009).

2.10 Испытательные лаборатории осуществляют один или несколько видов испытаний.

Деятельность испытательных лабораторий определяется Общими требованиями к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006) и Требованиями к испытательным лабораториям (СДА-15-2009).

2.11 Независимые органы по аттестации лабораторий неразрушающего контроля проводят аттестацию лабораторий в соответствии с Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля, выдают свидетельства об аттестации лабораторий неразрушающего контроля, ведут перечень аттестованных лабораторий неразрушающего контроля.

Деятельность независимых органов по аттестации лабораторий неразрушающего контроля определяется Положением о Независимом органе по аттестации лабораторий неразрушающего контроля.

2.12 Независимые органы по аттестации методических документов по неразрушающему контролю проводят аттестацию методических документов в соответствии с Правилами аттестации методических документов по неразрушающему контролю, выдают свидетельства об аттестации методических документов по неразрушающему контролю, ведут перечень аттестованных методических документов по неразрушающему контролю.

Деятельность независимых органов по аттестации методических документов по неразрушающему контролю определяется Положением о Независимом органе по аттестации методических документов по неразрушающему контролю.

2.13 Независимые органы по аттестации средств неразрушающего контроля проводят аттестацию средств неразрушающего контроля, выдают свидетельства об аттестации средств неразрушающего контроля, ведут перечень аттестованных средств неразрушающего контроля.

Деятельность независимых органов по аттестации средств неразрушающего контроля определяется Положением о Независимом органе по аттестации средств неразрушающего контроля.

2.14 Независимые аттестационно-методические центры проводят аттестацию (организацию аттестации) и проверку знаний (тестирование) персонала по промышленной, экологической, электробезопасности, безопасности объектов строительства и безопасности гидротехнических сооружений.

Деятельность независимых аттестационно-методических центров определяется нормативными документами в области подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих свою деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, а также Требованиями к независимым аттестационно-методическим центрам (СДА-16-2009).

Список литературы

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий