Понятие и виды субъектов международного права шпаргалка

Понятие и виды субъектов международного права

Понятие субъектов международного права

Субъекты международного права — это акторы (действующие субъекты, субъекты политики), которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей, и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность.

Таковыми являются:

  • государства;
  • международные организации;
  • нации, борющиеся за независимость;
  • государственно-подобные образования;
  • физические лица (индивиды) — в ограниченном объеме.

Основные признаки субъектов международного права:

1) субъекты международного права — это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами:

  • известная внешняя обособленность;
  • персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица);
  • способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;
  • способность участвовать в принятии норм международного права.

2) все субъекты международного права это такие лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права. Иначе говоря, юридические нормы образуют обязательную основу деятельности акторов как субъектов международного права.

Виды субъектов международного права

Субъекты международного права могут быть:

  1. постоянными или временными.
  2. первичными (государство; нации, борющиеся за государственную независимость) или производными (международные организации; государственноподобные образования).

Постоянными субъектами являются государства.

Нация, борющаяся за свое освобождение, выступает как временный субъект лишь на период борьбы и создания независимого государства. Некоторые международные организации созданы для достижения определенных целей. В XX в. был ликвидирован ряд государственно-подобных образований (например, Данциг, Западный Берлин), а также международных организаций (например, Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора).

Содержание международнойправосубъектности

Любой субъект международного права обладает:

  • правоспособностью;
  • дееспособностью;
  • деликтоспособностью.

Правоспособность — это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают:

  • государства — в момент образования;
  • нации, борющиеся за независимость — с момента признания;
  • межправительственные организации — с момента вступления учредительных документов в силу;
  • физические лица — при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах.

Наличие правоспособности означает наличие юридической возможности у лиц своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность означает осуществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей. Например, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики 1996 г. стороны будут стремиться к приведению законодательства своих государств в соответствие с нормами международного права. Стороны определяют перечень своих уполномоченных ведомств, ответственных за выполнение этого соглашения. Каждое государство имеет право направить другой стороне запросы об оказании содействия по сбору сведений и материалов о деяниях, связанных с легализацией средств, полученных в результате преступной деятельности. Запрашивающая сторона обязана предоставить банковские, кредитно-финансовые и другие документы.

Субъекты международного права обладают деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Так, согласно ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государство флага несет ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенции, или других норм международного права. В соответствии со ст. II Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей. Это свойство называется правосубъектностью, которая включает два основных структурных элемента (в общей теории права добавляется правовой статус):

  1. способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность);
  2. способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность).

Виды правосубъектности:

  • общая (государства, НОД);
  • отраслевая (межправительственные организации);
  • специальная.

Общая правосубъектность — это способность акторов ipsofacto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами международного права. Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость.

Отраслевая правосубъектность — это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Например, Международная морская организация (ИМО) вправе принимать участие в правоотношениях, затрагивающихмеждународное торговое судоходство, и может одобрять международно-правовые нормы относительно безопасности мореплавания, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения с судов и борьбы с ним.
Другими проблемами, помимо уставных, межправительственные организации заниматься не могут, и поэтому правосубъектность их ограничивается определенной отраслью или обособленной проблемой (например, разоружение, борьба с голодом, охрана природной среды Антарктики).

Специальная правосубъектность — это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица (индивиды). Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее).

Таким образом, субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.

Субъект международного права отличается от понятия «субъект правоотношения». Субъект международного права — это актор, обладающий правосубъектностью, т.е. лицо, потенциально способное быть участником международных правоотношений. Субъект правоотношения — это реальный участник данных правовых отношений. Таким образом, понятие участника правоотношения уже понятия субъекта права.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса. Основными элементами последнего являются права и обязанности акторов международного права в реальных правоотношениях, основанием возникновения которых служат императивные принципы международного права и соответствующий юридический факт. Так, согласно ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. каждое государство обладает правоспособностью заключать договор. Эта правоспособность государств базируется на таких общепризнанных принципах международного права, как принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств, а также принцип сотрудничества государств. В случае вооруженного нападения (агрессии) каждое государство имеет неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН).

Основные понятия о субъектах международного права

Определение 1

Субъектами международного права называются лица-участники международных отношений, имеющие права и обязанности и способные брать на себя ответственность международно-правового характера за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых под свою ответственность обязательств и за нарушение норм международного права.

Субъектами международного права являются:

  • независимые государства, народы;
  • межправительственные организации международнхарактера;
  • Ватикан – как отдельный вид субъемеждународного права.

Обращая внимание на международно-правовой статус государства, все субъекты международного права можно подразделить на такие категории:

  • основные или независимые;
  • производные или второстепенные.

К основным субъектам международного права относятся независимые государства, их народы, нации. Производными от основных являются межправительственные организации международного характера.

Признаки, по которым можно охарактеризовать субъект, представлены ниже:

  • Являясь непосредственными участникинтернациональных отношений, субъекты права являются обладателями прав и обязанностей. Учитывая эту специфическую особенность, можно сказать, что им преимущественно свойственны внешняя изолированность, возможность высказывать и вступать в защиту своих национальных государственных интересов, и участвовать в создании и усовершенствовании прав международного уровня;
  • приобретение субъектами своих прав и обязанностепределах международного права. Можно сказать, что нормы международного права для субъектов представлены как правовая основа для осуществления их деятельности на международном уровне;
  • обладание возможностью правосоздания, то есть помтого, что субъекты создают нормы права, так они и несут ответственность за их исполнение, выступают в качестве поручителей за надлежащее выполнение обязательств, принятых на себя.

Замечание 1

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что международные правовые субъекты обязаны обладать способностью для самостоятельного участия в правоотношениях на международной арене и иметь возможность вступать в правовые взаимоотношения с остальными участниками как юридического процесса, так и международного права в целом.

Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность – значение в международном праве

Каждому субъекту свойственно такое понятие как «международная правосубъектность», то есть способность быть субъектом в международном праве. Само по себе понятие международной правосубъектности включает в себя три составляющих элемента:

  • международная правоспособность;
  • международная дееспособность;
  • международная деликтоспособность.

Определение 2

Международная правоспособность – способность субъекта в международном праве обладать правами и правовыми обязанностями.

Правоспособность у государства наступает с момента его образования; если речь идет о борьбе нации за свою независимость, то правоспособность наступает в момент признания народа независимым. Для международных организаций правоспособность вступает в силу с момента подписания учредительных документов.

Замечание 2

Для физических лиц нет четких пределов наступления правоспособности, но, как правило, она наступает при возникновении, предусмотренных в договоре. Несмотря на это, физические лица, по факту, не являются субъектами, поскольку не создают правовых норм международного значения.

Дееспособность означает возможность самостоятельной реализации своих прав и соблюдения предъявляемых к субъекту обязанностей.

Определение 3

Деликтоспособностью принято называть способность субъекта на самостоятельной основе отвечать за совершение им правонарушений международного характера.

Правосубъектность как международно-правовой статус можно подразделить на три основные категории:

  • общая;
  • отраслевая;
  • специальная.

Общая правосубъектность как категория международно-правового статуса является наиболее обширной. Она заключается в том, что субъект имеет возможность быть субъектом международного права. К этой категории следует отнести государства, обладающие независимостью. Это связано с тем, что основным субъектом международного права являются как раз таки и суверенные государства. В теории нации, ведущие борьбу за свою независимость могут обладать общей правосубъектностью. Ярким примером такой борьбы является народ Палестинской автономии, борющийся за создание суверенного государства.

К отраслевой правосубъектности относятся участники международных правовых отношений, которые наделены правом выступать в роли субъектов только в определенной отраслевой сфере интернациональных взаимоотношений. Представителями данной категории являются различные международные организации, такие как, например, Международная морская организация. Соответствуя основным положениям ее Устава, она как субъект может участвовать в подготовке торгового судоходства, обеспечении безопасного плавания, предотвращении загрязнения морской воды с судов.

Участниками, обладающими специальной правосубъектностью следует считать тех, кто может принимать участие в регулировании ограниченного спектра международных отношений определенной отрасли международного права. К таковым следует относить только физические лица. Данная правосубъектность признана почти всеми международными нормативно-правовыми актами, которые касаются прав и личных свобод человека. Сюда относится принятая 10.12.1948 Ген.Ассамблеей ООН декларация о правах человека и Международная Конвенция 1990 года «О защите прав трудящихся-мигрантов».

Государство – субъект правовых отношений: признаки, принципы, права и обязанности

Государство, как субъект, является основным участником в интернациональных отношениях. Как любой субъект, объект в области права, ему присущи характерные признаки, по котором его можно идентифицировать.

К числу таких относятся:

  • независимость;
  • население;
  • территория;
  • обязательное наличие государственной власти.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Государство, так же, как и гражданин, имеет собственные права и обязанности, объединенные в единое целое.

Перечень основных прав государства в качестве субъекта правоотношений:

  • возможность реализации независимого и равноправнвзаимодействия с другими субъектами права (межгосударственное сотрудничество);
  • свободное исполнение законных прав и защнациональных интересов;
  • возможность создания дипломатических учреждениконсульств за пределами собственного государства;
  • самооборона против несанкционированного вооруженннападения на территорию государства или нарушение воздушного/морского пространства;
  • участие в международных соглашениях;
  • признание или непризнание появления на международправовой арене новых субъектов, таких как молодые государства, правительства, пришедшие к власти путем государственного переворота.

Обязанностями любого государства являются:

  • следование основным принципам международного правпределах реализации межгосударственного партнерства с остальными субъектами;
  • выполнение возложенных на себя обязательств в рамдвустороннего и международного партнерского соглашения;
  • уважение прав и национальных интересов друсубъектов права.

В области международно-правовых отношений очень важным является право признания других субъектов.

Определение 4

Международно-правовое признание – документ внешнеполитического значения, создаваемый с целью признания стороны отношений и налаживания с ней дипломатических отношений.

Оно состоит из двух форм – де-юре и де-факто.

Признание «де-юре» – признание, которое ведет к установлению и налаживанию дипломатических взаимоотношений со стороной. При этом позволяет создавать новые возможности для международного партнерства и не может быть отозвано.

Признание «де-факто» – в юридической практике довольно таки редкое явление, иногда его называют «неполным признанием». Используется для признания правительства, пришедшего к власти путем государственного переворота и может быть отозвано.

Нация и народ – отдельный субъект или подчиненные государства?

Как субъект, участник международных правовых отношений, нация должна быть также рассмотрена.

Иногда в литературе встречаются упоминания о том, что народ и нация – это слова-синонимы. Для того, чтобы удостовериться в этом, необходимо выяснить что такое «нация» и «народ».

Нация представляет собой совокупность людей, проживающие на одной территории и которые обладают определенными признаками:

  • одна территория;
  • единое экономическое пространство;
  • общую систему духовно-культурных ценностей.

Народ – это более широкое понятие и оно включает в себя не только нации, но еще и народности. Нации и народности, сами по себе, обладают национальной независимостью (суверенитетом), а народу присущ народный суверенитет. Но и нации, и народы относятся к категории основных субъектов интернационального права.

Международно-правовой статус наций и народов определен принципом равноправия и самоидентификации, зафиксированным в Уставе ООН. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН Декларация «О предоставлении независимости колониальным странам и народам» от 14.12.1960, регламентирует, что народ вправе самостоятельно распоряжаться естественными богатствами, находящимися на территории их проживания с целью удовлетворения собственных потребностей и интересов. Этим документом провозглашаются принципы, предоставляющие им статус международно-правового и закрепляющие их в качестве основных субъектов.

Среди них:

  • принцип табу на подчинение народа иностраннгосударству;
  • право на самоидентификацию;
  • запрет на применение не доведенного до необходимой степени уровня экономического, социально-культурного и политического развития для замедления получения суверенитета;
  • уважение целостности национальной территории.

Замечание 3

Необходимо подчеркнуть, что любое государство должно воздерживаться от действий, направленных на то, чтобы народ был лишен права на самоопределение и суверенитет.

Суверенитет народа и нации может быть представлен в формах самоидентификации совокупности людей как народа/нации. Например, при создании суверенного государства путем присоединения, или путем установления автономии или иного политического статуса, который народ свободно может определить для себя.

Межправительственные организации и физические лица как субъекты международных правовых отношений. Роль Ватикана в международном праве.

Определение 5

Международные межправительственные организации – союз государств, созданный на основании международного договора с целью реализации определенных функций, решения поставленных перед собой задач, и достижения целей.

Организации такого типа относятся ко вторичным субъектам, так как не обладают независимостью, образуются и упраздняются на добровольном согласии сторон.

Основным документом для их правового статуса является Устав организации и учредительные документы, которыми фиксируются их права и обязанности.

Основные права организаций:

  • право на составление норм международного правсоответствии с положениями их Уставов;
  • право, предоставляющее иммунитет и внутренние праопределяемые всеми странами-участниками международно-правового процесса.

Существуют, помимо правительственных, еще и неправительственные организации, фонды, ассоциации. Но они не субъекты международного права, поскольку их создатели – это физические или юридические лица.

Особым субъектом международно-правовых отношений выступает город-государство Ватикан. Это резиденция Святого престола и Международный центр католической церкви. Этот статус Ватиканом был получен вследствие международного обычая. Ватикан является полноценным субъектом международного права, активно участвует в международных процессах, сотрудничает с другими государствами, учреждает в них собственные представительства.

Физические лица не являются субъектами международного права ибо правами и обязанностями их наделяет государство, гражданами которого они являются. При заключении договоров между государствами, права и обязанности направлены на само государство, а не на физические лица. И в дополнении ко всему, физические лица не вправе создавать нормы права на международной арене.

Вывод 1

Но в современном мире права и обязанности индивидов, и отношение государств к индивидам фиксируются во многих источниках юридической литературы, таких как Декларация прав и свобод человека, Женевская конвенция 1949 года, Европейская конвенция 1950 года.

В Российской Федерации гарантии прав и свобод, предоставляемые человеку , обеспечиваются Конституцией Российской Федерации.

В случае, если права человека нарушаются со стороны государства, то он в праве подать петицию в Европейским суд по правам человека.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Государства как основные субъекты международного права

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Из истории

Первая попытка кодификации международно-правовых признаков государства была дана в Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государства 1933 г. Согласно ст. 1 этой Конвенции государство как лицо международного права должно обладать следующими условиями:

  1. постоянное население;
  2. определенная территория;
  3. правительство;
  4. способность вступать в отношения с другими государствами.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть.

Суверенитет является отличительным политико-юридическим свойством государства. Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и его независимость в сфере международных отношений. Таким свойством обладают только государства, что и предопределяет их главные характерные особенности как основных субъектов международного права. Суверенитет является фундаментом всех основных прав государства.

Суверенитетом обладает любое государство с момента его возникновения. Его международная правосубъектность не зависит от волеизъявления других субъектов. Она прекращается лишь с прекращением данного государства. Согласно ст. 3 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже еще не признанное государство имеет право защищать свою целостность и свою независимость, заботиться о своей сохранности и процветании и, как следствие этого, организоваться, как ему заблагорассудится, законодательствовать относительно своих интересов, управлять своими ведомствами и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов».
В отличие от других субъектов международного права государство обладает универсальной правосубъектностью.

Согласно Уставу ООН государствам присуща не только суверенность, но и независимость. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против политической независимости любого государства.

Территория является неотъемлемым условием существования государства. Она закрепляется и гарантируется общепризнанными нормами и принципами международного права. Согласно Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. государства обязаны уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они воздерживаются от любых действий, не совместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства.

Государства-участники Заключительного акта рассматривают как нерушимые все границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они воздерживаются также от любых или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника.

Население является постоянным признаком государства. Согласно Уставу ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам г. и Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. народы являются субъектом права на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.
В соответствии с Декларацией о принципах международного права 1970 г. в содержание принципа равноправия и самоопределения народов входит, в частности, создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Публичная власть является одним из основных признаков государства. Оно в международном праве является носителем организованной суверенной власти. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.

Государства выступают в международных отношениях как суверенные образования, над которыми нет какой бы то ни было власти, способной предписывать им юридически обязательные правила поведения. Нормы международного права, регулирующие взаимоотношения государств в сфере международного общения, создаются самими же государствами путем их соглашения (согласования воль) и направлены на строгое соблюдение государственного суверенитета в международных отношениях. Уважение суверенитета любого государства, признание суверенного равенства всех государств входят в число основополагающих принципов современного международного права. Согласно Декларации о принципах международного права г. все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

  1. государства юридически равны;
  2. каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
  3. каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
  4. территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
  5. каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
  6. каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Любое государство обязано поддерживать отношения с другими государствами в соответствии с нормами международного права и в соответствии с тем принципом, что суверенитет каждого государства подчинен (верховенству) международного права.

Особенности правосубъектности федеративных государств

Унитарное государство участвует в международных отношениях как единый субъект международного права, и вопроса о международной правосубъектности ее составных частей в этом случае не возникает.

Сложными государствами являются федерации. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и т. д.) сохраняют при этом определенную внутригосударственную самостоятельность, но, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешнихсношениях, следовательно, не являются субъектами международного права. В этом случае только федерация в целом выступает на международной арене в качестве единого субъекта международного права. Как отмечается в ст. 2 Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г., «федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом». Например, согласно ст. 10 Конституции США ни один штат не может вступать в договоры, союзы и конфедерации. Ни один штат не может без согласия Конгресса заключать соглашения или конвенции с другим штатом или с иностранной державой.

РФ является демократическим федеративным государством, которое состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Республика в составе РФ имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Согласно п. «к» ст. 71 Конституции 1993 г. в ведении РФ находятся:

  1. внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;
  2. внешнеэкономические отношения РФ;
  3. оборона и безопасность;
  4. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

Вне пределов ведения РФ и совместных полномочий субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно Федеральному закону «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» 1998 г. субъекты РФ в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. Субъекты РФ с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Республики не вправе:

  • вступать в отношения с иностранными государствами;
  • заключать с ними межправительственные договоры;
  • обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами;
  • быть членами межправительственных организаций.

Республики могут заключать международные договоры по вопросам, входящим в их компетенцию. Однако в любом случае эти договоры должны носить вторичный, производный характер. Они могут содержать нормы, обеспечивающие реализацию соответствующих договоров РФ. В целях обеспечения выполнения таких договоров республики могут иметь свои представительства в иностранных государствах, которые не являются дипломатическими учреждениями.

16. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Участники международных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, непосредственно вытекающие из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права. Субъект международного права – это действующий или возможный участник отношений, которые урегулированы нормами международного права.

Только субъекты международного права участвуют в становлении и поддержании международного правопорядка; в их исключительную компетенцию входят создание и реализация норм международного права, а также осуществление мер по принуждению к их исполнению через различные формы международно-правовой ответственности.

Субъектов международного права принято делить на две основные категории:

1) основные (первичные или суверенные) – государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, борющиеся за самоопределение, которые эволюционируют в направлении обретения собственной государственности. Первичные субъекты являются самостоятельными и самоуправляемыми образованиями, которые уже в силу своего существования (ipso facto) становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не обусловлена чьей-либо внешней волей и носит объективный характер;

2) производные (вторичные или несуверенные) – это образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или иные договоренности первичных субъектов и договоренности между конституированными субъектами. Второстепенными субъектами являются международные межправительственные организации, с некоторыми оговорками к этой же категории принято относить другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности (например, государ-ствоподобные образования – особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом).

Специфика юридической природы международных организаций сводится к следующему:

1) они порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (их правосубъектность является производной, обусловленной);

2) содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в точном соответствии с предназначением и функциями каждой организации (правосубъектность является функциональной, индивидуализированной).

К нетрадиционным субъектам относят международные неправительственные организации, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и индивиды (физические лица).

Выделяют также правосоздающих и правоприменяющих субъектов:

1) субъекты правосоздающие, которые одновременно являются и правоприменяющими, так как нормотвор-ческий процесс не может быть отделен от правоприменительного, – это государства, международные организации, а также (в некоторых случаях) государствоподобные образования и борющиеся нации;

2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью – это индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий