Понятие конституционного права РБ

ТЕМА 1. Введение. Конституционное право-ведущая отрасль права в Республике Беларусь

1.1. Понятие и предмет конституционного права Республики Беларусь как отрасли права

1.2. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь

1.3. Конституционно-правовые нормы и институты

1.4. Конституционно-правовые отношения: понятие, структура и виды

1.5. Источники конституционного права Республики Беларусь

1.6. Конституционное право Республики Беларусь как наука и учебная дисциплина

    1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
      КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

Словосочетание «конституционное право» употребляется в нескольких значениях:

  1. отрасль права;

  2. наука;

  3. учебная дисциплина.

Самостоятельность конституционного права в правовой системе Республики Беларусь обусловлена его особым предметом регулирования и методом правового воздействия на общественные отношения.

Конституционное право – это ведущая отрасль белорусского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые составляют:

  1. основы конституционного строя Республики Беларусь;

  2. основы правового статуса человека и гражданина;

  3. организацию, систему и устройство органов государственной власти и местного самоуправления.

Под предметом конституционного права понимают чаще всего общественные отношения, которые образуют главные устои общества и государства и непосредственно связаны с реализацией государственной власти. Конституционное право регулирует базовые, основополагающие отношения политической, экономической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества.

Конституционное право отличается от других отраслей права методом воздействия на общественные отношения. В конституционном праве преобладающими являются императивные методы, которые предполагают, что одна из сторон общественных отношений наделяется государственно-властными полномочиями общеобязательного характера. В то же время вторая сторона общественных отношений обязана исполнять правовые требования первой стороны.

В конституционном праве применяются следующие методы:

  1. метод запрета − предписание не совершать определенные действия («Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды» − ч.3 ст.5 Конституции Республики Беларусь);

  2. метод обязывания − предписания осуществить определенное действие («Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее конституцию, законы и уважать национальные традиции» − ст.52 Конституции Республики Беларусь);

  3. метод дозволения − разрешение совершать определенные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению («Президент Республики Беларусь…имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей» − п.24 ст.84 Конституции Республики Беларусь).

    1. МЕСТО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституционное право наряду с административным, гражданским, уголовным, финансовым и рядом иных отраслей является основной отраслью права, т.к. оперирует правовыми нормами порожденными в недрах самой отрасли. Помимо основных отраслей существуют комплексные отрасли, которые используют правовые нормы, заимствованные из основных отраслей права.

Специфика конституционного права среди иных правовых отраслей определяется следующим:

  1. Конституционное право занимает центральное, ведущее место во всей правовой системе страны в силу значимости общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

  2. Нормы конституционного права являются исходными, главными, основными для других отраслей права, закрепляют их ведущие принципы.

  3. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые являются основополагающими для всех областей жизни, для устройства общества и государства.

  4. Основы всех сфер общественной жизни в комплексе регулируются только конституционным правом.

Иные отрасли права в своих правовых нормах развивают и детализируют конституционно-правовые нормы для регулирования общественных отношений специфичных для каждой конкретной отрасли.

    1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНСТИТУТЫ

Конституционное право представляет собой определенную систему. Система конституционного права − это совокупность взаимодействующих элементов, которые характеризуют внутреннее строение данной отрасли права. К элементам системы конституционного права как отрасли права относятся:

  1. принципы конституционного права;

  2. конституционно-правовые нормы;

  3. институты конституционного права.

Принципы конституционного права − это основополагающие начала, которые определяют суть и характеристику данной отрасли права. Различают общие и специальные принципы. Специальные принципы конституционного права имеют руководящее значение лишь для отдельных норм и институтов конституционного права, например, принцип независимости судей и подчинения их только закону (ст.110 Конституции Республики Беларусь), а общие − для всех конституционно-правовых норм и институтов. К общим принципам конституционного права можно отнести:

а) принцип народного суверенитета (ст.3 Конституции Республики Беларусь);

б) принцип разделения властей (ст.6 Конституции Республики Беларусь);

в) принцип верховенства права (ст.7 Конституции Республики Беларусь);

г) принцип приоритета общепризнанных принципов международного права (ст.8 Конституции Республики Беларусь) и др.

Конституционно-правовые нормы − это общеобязательные правила поведения, установленные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, входящих в предмет конституционного права, которые обеспечиваются принудительной системой государства. Нормы конституционного права обладают общими чертами, присущими нормам права, а также имеют свои особенности.

Специфика конституционно-правовых норм заключается в следующем.

  1. Структура конституционно-правовых норм, как правило, не соответствует классической триаде (гипотеза, диспозиция, санкция). Так, большинство норм конституционного права имеет двухэлементную (гипотеза и диспозиция) либо одноэлементную (диспозиция) структуру. Более того, для большинства норм Конституции Республики Беларусь характерно наличие только диспозиции. Например, в ч.1 ст.90 Конституции Республики Беларусь указывается: «Парламент − Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь»; ч.1 ст.3 Конституции Республики Беларусь устанавливает: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республики Беларусь является народ».

  2. Конституционно-правовые нормы регулируют наиболее широкие и существенные, важные общественные отношения, оформляют правовые основы деятельности государства и общества.

  3. Многие конституционно-правовые нормы имеют общий характер, они являются предоставительно-обязывающими, т.е. в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями, поскольку они не связаны с возникновением конкретных правоотношений. Так в ст.15 Конституции Республики Беларусь закреплено: «Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь».

  4. Многие нормы конституционного права обладают учредительным характером. Таково, например, положение ст.6 Конституции Республики Беларусь: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную». Таким образом, данная норма является базовой для учреждения органов законодательной, исполнительной и судебн6ой власти.

  5. В конституционном праве встречаются общерегулятивные нормы:

а) нормы-принципы;

б) нормы-задачи;

в) нормы-цели;

г) нормы дефиниции.

Пример нормы-цели в Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство − нейтральным» − ч.2 ст.18.

Классификация норм конституционного права.

  1. По характеру обязательности содержащихся в них предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на:

− императивные − это нормы категоричные, не допускающие отступлений от предписанного ими правила («Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство» − ч.2 ст.10 Конституции Республики Беларусь);

− диспозитивные − допускают регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливают правило лишь на случай отсутствия соглашения («Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок» − ч.5 ст. 104 Конституции Республики Беларусь);

− альтернативные − допускают различные варианты поведения участников отношений в зависимости от конкретных условий («Если Палата представителей отказывает в доверии Правительству, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов» − ч.9 ст.106 Конституции Республики Беларусь).

  1. По функциональной направленности различают конституционно-правовые нормы:

− регулятивные − непосредственно направлены на регулирование общественных отношений, их большинство («Религия и вероисповедания равны перед законом» − ч.1 ст.16 Конституции Республики Беларусь);

− охранительные − представляют определенные запреты («Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности» − ч.3 ст.16 Конституции Республики Беларусь).

  1. По способу воздействия на субъекты права различают конституционно-правовые нормы:

− управомочивающие − определяют права субъектов действовать тем или иным образом («Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в т.ч. от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство» − ст. 28 Конституции Республики Беларусь);

− обязывающие − возлагают на субъект обязанность совершить определенные действия («Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией» − ч.1 ст.59 Конституции Республики Беларусь);

− запрещающие − содержат запреты на совершение предусмотренных в них действий («Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав» − ст.58 Конституции Республики Беларусь).

  1. По характеру регулируемых общественных отношений выделяют конституционно-правовые нормы:

− материальные − предусматривают содержание правовой нормы («Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» − ст.56 Конституции Республики Беларусь);

− процессуальные − определяют формы, порядок реализации материальных норм («Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании» − ч.2 ст.82 Конституции Республики Беларусь).

  1. По действию во времени нормы конституционного права делятся на:

− постоянные (неопределенный срок действия);

− временные (определенный срок действия);

− исключительные (действуют только в чрезвычайных условиях).

Институт конституционного права − определенная совокупность норм, регулирующая сходные, однородные и взаимосвязанные отношения. К институтам конституционного права Республики Беларусь можно отнести:

− институт основ конституционного строя;

− институт правового статуса личности;

− институт референдума;

− институт президентства;

− институт конституционного контроля и др.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

1. Конституция как основной источник конституционного права.

2. Социальная, политическая и правовая природа Конституции.

3. Порядок изменения и дополнения Конституции.

4. Роль Конституции в развитии национальной правовой системы. Толкование Конституции.

ЛИТЕРАТУРА

2. Конституция Республики Беларусь: (1994, 1919, 1927, 1937, 1978): сборник. – Минск, 2014. – 293 с.

4. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Респ. Беларусь, 27 июля 1990 г. № 193-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1991. – № 31. – Ст. 536; КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

5. Автономов, А.С. Ценность Конституции / А.С. Автономов // Государство и право. – 2009. – № 3. – С. 5–11.

8. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник для студентов высших учебных заведений по специальностям «Правоведение», «Экономическое право», «Политология» / Г.А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2010. – 767 с.

17. Миронов, А.Л. Функции конституции / А.Л. Миронов // Закон и право. – 2011. – № 4. – С. 13–16.

24. Пугачев, А.Н. Структура Конституции и критерии ее эффективности как логически цельного документа / А.Н. Пугачев // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2012. – № 6. – С. 97–105.

26. Чиркин, В.Е. Конституционное право: учебник для бакалавриата / В.Е. Чиркин. – М.: Инфра-М, 2015. – 304 с.

29. Шульженко, Ю.Л. Понятие Конституции в науке советского государственного права / Ю.Л. Шульженко // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2013. – № 6. – С. 5–23.

Семинарское занятие № 3

Наука КП – сфера чел. Деятельности ,функции которой является выработка и теоритическая систематизация знаний о действительности.

Характерные черты научного знания:

1) Системность

2) Объективность

Наука КП изучает конституционно-правовые отношения ,а отрасль КП регулирует их.

Наука КП изучает закономерности такого регулирования. В результате формируется учение о КП ,представляющее собой систему взаимосвязанных и взаимосогласованных понятий, взглядов, суждений, идей , концепций и теорий.

Предметом изучения КП являются , нормы КП ,что предполагает изучение содержания конституционно – правовых норм.

Наука КП направлена на изучение системы КП и норм ,т.е. КП как отрасли права.

В предмет КП входят акты конституционного законодательства. Наука выявляет их систему , иерархию и соподчиненность(юридич. силу), исследует состояния конституционного законодательства и высказывает свои рекомендации по приведению его с потребностями общественного развития ,предлагая пути совершенствования.

Существенный вклад науки появился в период 5ой конституции 1990-1994, затем ее редакции 1996,2004.

Предметом конституционного права как отрасли права является совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих наиболее важные, основополагающие общественные отношения: о демократическом общественном строе, формах власти, политической системе, государственном устройстве, взаимоотношениях между государственными органами, между государственными органами и общественными объединениями, политическими партиями и гражданами, о правовом статусе граждан, суверенитете народа, нации и государства и др.

Если, с одной стороны, конституционное право интегрирует (т.е. концентрирует) основы всех отраслей права, то с другой — оно создает для них юридическую базу, устанавливает общие, наиболее важные, отправные положения. Конституционное право возглавляет всю систему права Республики Беларусь, являясь его логическим центром, вокруг которого расположены другие отрасли права.

Для раскрытия сущности конституционного права и его эффективности необходим анализ политических, со­циально-экономических процессов и обобщение реальной жизни как итога его реализации. Только таким путем можно дать оценку этой отрасли права.

Источники конституционного права в юридическом смысле — это формы (правовые акты), в которых закреп­ляются нормы права.

Среди правовых актов как форм (источников) конституционного права следует назвать Конституцию, международные договоры, законы, декреты, указы, постановления и другие правовые акты.

Основным источником конституционного права является Конституция. Ее положения всегда являются пер­вичными, учредительными. Конституция — это центр правовой системы. Все остальные правовые акты в той или иной форме, тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные положения. Приоритет Конституции — неотъемлемый и непременный признак правового государства. Конституция является базой для развития отраслевого законодательства и в то же время решает основные вопросы развития общества.

Содержание нынешней Конституции Республики Беларусь свидетельствует о стремлении закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.

Предметом конституционного права как науки является совокупность знаний, взглядов, разработанных кон­цепций, идей, представлений:

· о нормах конституционного права, их назначении, цели, воздействии на политические, экономические и социальные процессы;

· об эффективности норм права, их реализации, совершенствовании, взаимодействии с нормами других отраслей права (административного, финансового, гражданского, хозяйственного, трудового и др.);

· об отмене устаревших норм и выработке новых, о государственно-правовых отношениях, через которые ре­ализуются нормы конституционного права;

· о научном определении компетенции всех основ государства;

· о высоком реальном правовом статусе граждан демократического общества и государства.

Таким образом, само существование данной юридической науки обусловливается наличием конститу­ционного права как отрасли права. Это наука о конституционном праве как отрасли права.

От уровня науки конституционного права зависит уровень отраслевых правовых наук.

Источниками конституционного права как науки являются научные труды политических деятелей мира, дореволюционных русских и белорусских ученых-юристов, ученых союзных республик бывшего СССР, современных ученых СНГ и дальнего зарубежья в области конституционного права.

Предметом конституционного права как учебной дисциплины является методически обоснованная учебная литература, объясняющая теорию конкретных проблем науки конституционного права, его отдельных правовых институтов, а также даюшая толкование содержанию нормативных актов и практике их реализации.

Таким образом, учебная дисциплина как бы объединяет науку, нормы конституционного права и процесс их реализации.

8. Конституция Республики Беларусь: понятие, структура, юридические свойства.

Определить конституцию как явление можно с позиций исторического, социально-политического и правового развития.

С учетом исторического аспекта конституция — это документ, отражающий на момент его принятия уровень развития общественного и государственного строя в стране, ее место в мировой цивилизации.

Социально-политический аспект в подходе к конституции как к явлению позволяет определить ее в качестве регулятора социальных отношений, отражающего расстановку политических сил в обществе. Как правовое явление конституция — это основной закон государства, обладающий юридическим верховенством и являющийся фундаментом его правовой системы.

Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, строение. Конституция — это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами)1.

В чисто формальном значении конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название — Основной Закон. Ранее предыдущие Конституции нашей республики имели это второе (сопутствующее) название. Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь в ее преамбуле.

Однако для определения конституции чисто формальной констатации ее основополагающего значения, как акта высшей юридической силы, недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого (формального) значения должно быть предопределено ее материальным содержанием, т. е. значимостью тех общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции закрепляют по меньшей мере два важных аспекта, которые составляют предмет конституционного регулирования:

1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина,

2) организация государственной власти, —

а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).

Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.

По мнению немецкого политического деятеля Ф. Лассаля, сущность конституции представляет собой «фактические отношения, силы, существующие в данном обществе»2. В современный период также принято считать, что конституция имеет социално-политическую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям. Другой подход — чисто марксистский, характеризующий любое явление в обществе с классовых позиций. Конституция в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые интересы (волю господствующего класса), т. е. суть конституции — это закрепление в ней существующего конфликта между классами.

Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция — это ограничитель власти государства, т. е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Демократическая сущность конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально, с учетом международных стандартов соблюдены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто конституция принимается в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и выражаемых ими взглядов. Поэтому нередко конституция — это итог компромисса между ними, например между правящими силами и оппозицией. В этой связи вполне уместным будет определение сущности конституции как документа, юридически закрепляющего общественное согласие, которое основывается на личной и политической свободе1.

Юридические свойства Конституции Республики Беларусь

Юридические свойства Конституции Республики Беларусь — это характерные черты конституции как юридического документа.

Как уже указывалось, конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Для конституции характерны ее верховенство и высшая юридическая сила.

Следующим важнейшим юридическим свойством конституции является ее стабильность, устойчивость.

Конституция имеет надпозитивный характер, сформулированные в ней принципы являются вектором правотворческой и правоприменительной практики.

5. Форма и структура Конституции Республики Беларусь

Форма конституции — это способ фиксации конституционного материала (текста), т. е. в данном случае речь идет о внешнем проявлении конституции (внешней форме). Внутренняя форма — это ее структура, т. е. последовательное расположение ее статей, обеспечивающее юридическую связь между ними.

Конституционные нормы составляют содержание разделов и глав.

Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные, переходные положения.

Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла других норм Конституции. Преамбула имеет нормативное содержание.

Основная часть Конституции состоит из восьми разделов; третий, четвертый и шестой разделы состоят из глав (всего восемь глав).

Заключительные и переходные положения помещаются в разд. IX Конституции. Данный раздел позволяет правовыми средствами обеспечить переход к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции.

6. Действие Конституции Республики Беларусь, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции

Вопрос об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан, обладающих избирательным правом.

В п. 1 ст. 97 Конституции специально выделено правомочие Палаты представителей рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции.

Согласно ст. 139 Конституции, закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев.

Интервал между окончанием первого и началом второго чтения проекта закона, которым вносятся изменения и дополнения в Конституцию, должен быть не менее трех месяцев. Данное правило считается соблюденным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении будет идентичным. В противном случае будет нарушение указанного конституционного требования.

В целях исключения какого-либо давления на волю депутатов предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополнения Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т. п.) не должны влиять на конституционную стабильность.

Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Консти-туции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Добавить комментарий