Понятие национальная безопасность было введено в оборот

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Национальная безопасность — это безопасность, которая отвечает за целостность государства.

Варианты определения термина

Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз, обеспечивающая устойчивое развитие страны.

По другому определению — национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Национальная безопасность — способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния.

По определению российского политолога Н. А. Косолапова, национальная безопасность — это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства (интересов национальных), при котором обеспечивается устойчивое развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализация угроз национальным интересам в разных сферах жизнедеятельности общества и государства.© Сытник Г.П.

Существуют два подхода относительно операционализации понятия Б.Н..Согласно первому, она рассматривается в контексте защиты национальных интересов, а согласно второму – базисных ценностей общества. В пределах обоих подходов возникает ключевая проблема – определение совокупности национальных интересов или совокупности национальных ценностей. Проблема может быть сведена к триаде вопросов: ценности национальные (интересы) – какие, кого, за счет кого (чего) их защищать (реализовывать)? Однозначно ответить на эти вопросы вне пределов политического процесса (компромисса) достаточно трудно.

Когда понятие Б.Н. вошло в политический лексикон на Западе, оно использовалось в качестве синонима обороноспособности государства и фактически к середине восьмидесятых годов ХХ ст. под этим понятием главным образом понимали военную и политическую безопасность. С начала 90-х годов прошлого столетия в теоретических исследованиях, в философско-социологической и политической литературе понятие Б.Н. и проблему ее обеспечения рассматривают с учетом экономических, социо-культурных и других факторов. Сегодня, в известной мере, сформировалось общее понимание базисных категорий, которые используются при решении проблемы Б.Н., что способствует разработке достаточно структурированных, с относительно четким понятийным аппаратом, руководящих документов по вопросам ее обеспечения. Есть понимание, что Б.Н. – достаточно сложное социально-политического явление, которое отображает последствия многогранной жизнедеятельности, накопленный исторический опыт, предпочтения и культуру каждого человека (индивида), общества, государства, в целом – земной цивилизации, что оно имеет много оттенков, закрепленных правом как совокупное состояние, которое аккумулирует бесконечное число видов убытков (потерь), а также возможных представлений об угрозах и их последствиях для интересов национальных. Но до сего времени у исследователей отсутствует единое мнение о том, что целесообразно понимать под понятием Б.Н. – состояние или категорию, которая характеризует состояние.

Отечественные и иностранные исследователи, нормативные документы дают разные толкования сущности понятия Б.Н. из-за его сложного, многокомпонентного и междисциплинарного характера. Поэтому есть основания утверждать, что в международной политике, внутренней и внешней политике государств, в теории и практике государственного управления, не существует понятия, которое могло бы сравниться по степени туманности, частоте относительно не четкого употребления с понятием Б.Н..

Это свидетельствует об отсутствии единого понимания сущности, природы возникновения, диалектики развития, механизмов формирования и возможного управленческого влияния на системные характеристики явления, которое означают понятиям Б.Н. В то же время наиболее распространенным является мнение, что Б.Н. – категория, которая характеризует степень (меру, уровень) защищенности жизненно важных интересов, прав и свобод личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз или степень отсутствия угроз правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям общества и государства.

То есть, это понятие тесно связано со всеми формами, направлениями и проявлениями взаимодействия в системе «природа – человек – общество». Как понятие Б.Н. используется по отношению к широкому кругу объектов и процессов для характеристики их защиты от разных негативных влияний природного и социального характера (часто – в контексте характеристики условий развития или функционирования указанных объектов и процессов). Поэтому Б.Н. должна рассматриваться как специфическое свойство динамических систем, как комплексный критерий оценки их качества, который характеризует динамику развития и техническое воплощение системы.

Б.Н. имеет три взаимозависимых уровня: безопасность человека (гражданина), безопасность общества и безопасность государства. Приоритетность указанных уровней определяется действием многих внешних и внутренних факторов субъективного и объективного характера, в частности, характером общественных отношений, политической системой, экономическим укладом, степенью развития институтов гражданского общества, состоянием внешних отношений с другими странами и другими факторами.

Б.Н. является переменной величиной потому, что по своей сути это интегральная многокомпонентная оценка имеющегося, желаемого или прогнозируемого уровня (меры, степени) защищенности жизненно важных национальных интересов и условий их реализации, в частности, состояния социально-экономической системы, социальных и политических институтов в стране, возможности сил и средств сектора безопасности противостоять угрозам указанным интересам и тому подобное.

Конкретное значение Б.Н. всегда находится в интервале от абсолютной безопасности (идеальное состояние), когда события, явления, процессы, которые порождают опасности для реализации национальных интересов полностью отсутствуют, к абсолютной опасности, когда совокупное влияние указанных опасностей ставит в повестку дня вопрос о самой возможности существования социальной системы (государства), например, ее распад, насильственное изменение конституционного строя и так далее. Поэтому при любых условиях Б.Н. нельзя рассматривать как состояние, когда нет опасности. Исторический опыт не содержит примеры, когда бы такого состояния удалось достичь даже отдельному человеку, не говоря уже о разных формах социальных образований. Напротив, пытаясь защитить себя от тех или других, угроз, они создали такие виды и системы производственных и технологических мощностей, вооружений и в таком количестве, что это стало, одной из наибольших угроз для каждого человека. Поэтому в качестве основы для раскрытия содержания понятия Б.Н. необходимо рассматривать определенное состояние системы (объекта, процесса), которое достигнуто в результате предотвращения вреда ее развитию (жизнедеятельности).

Желаемый уровень Б.Н. (гарантированный, критически допустимый или недопустимый и тому подобное) часто рассматривается как цель, способ или необходимое условие успешного функционирования и существования человека, общественной группы, общества или государства, а их развитие представляется как движение по определенной траектории в среде, которая характеризуется совокупностью взаимообусловленных факторов внешнего и внутреннего характера, которые могут быть описаны определенным набором показателей (индикаторов). В таком понимании Б.Н. является системной количественно-качественной характеристикой развития социальной системы, как объекта реальной действительности на тот или другой момент времени. С учетом иерархичности построения социальных систем можно утверждать, что Б.Н. представляет собой сложную многоуровневую систему, которая формируется в ходе объективных и субъективных процессов, под прямым и опосредствованным влиянием многих факторов.

Эти факторы могут иметь экономическое, политическое, военное, естественное, техногенное или другое происхождение. Диалектическое единство всех составляющих Б.Н. как системы обусловлено неразрывностью процесса функционирования и развития человека, общества, государства не только в пространстве, но и во времени. © Сытник Г.П. «Словарь-справочник» Государственное управление в сфере национальной безопасности/ Под ред. Г.П. Сытника. – Киев: Русское слово, 2012. – 41 с.

Структура национальной безопасности

Национальная безопасность включает в себя:

  • государственную безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;
  • общественную безопасность — понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;
  • техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера;
  • экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;
  • экономическую безопасность
  • энергетическую безопасность
  • информационную безопасность
  • безопасность личности

Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства.

  • защиту государственного строя;
  • защиту общественного строя;
  • обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;
  • обеспечение политической и экономической независимости нации;
  • обеспечение здоровья нации;
  • охрана общественного порядка;
  • борьба с преступностью.
  • обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, — армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

Примечания

Ссылки

  • Борщевский Г. А. Роль государства в формировании преемственного исторического сознания в контексте проблемы обеспечения национальной безопасности России // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2012. — № 1 (январь — февраль).
  • Государственная безопасность
  • Исторические, теоретические и правовые аспекты противодействия угрозам национальной безопасности
  • Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г.
  • Словарь-справочник по национальной безопасности

Возникновение понятия «безопасность»

На протяжении всей истории мировой цивилизации обеспечение безопасности являлось одной из главнейших целей существования общества, поскольку она присуща всей социальной структуре общества — от конкретной личности до любого объединения людей (социальной группы, общества, государства). Понятие «безопасность» возникло одновременно с появлением человеческого общества. Однако в глубокой древности понимание безопасности человеком не выходило за рамки обыденного представления и трактовалось им как отсутствие для него опасности и зла.

Впервые термин «безопасность» был употреблен в 1190 г. в словаре английского ученого-философа Роббера как «спокойное состояние духа человека, считающего себя защищенным от любой опасности», но в этом значении он не вошел в лексику народов Западной Европы и использовался до XVII в. крайне редко. Проблема обеспечения безопасности находилась в центре внимания многих философов, политологов, историков и правоведов. О государственном устройстве общества, задачах и функциях государства в сфере обеспечения безопасности размышляли Платон, Аристотель и Геродот.

Общество (отождествленное с государством) и человек у Платона рассматриваются как две взаимосвязанные системы. Он полагал, что особое внимание государство должно уделять воинам, которые обеспечивают его безопасность: «Они охраняли бы государство от внешних врагов, а внутри оберегали бы дружественных граждан, чтобы у этих не было желания, а у тех — сил творить зло». Аристотель свои взгляды на безопасность общества (понимаемого тоже как государство) строит через образ политизированной культуры, указывая: «Человек по природе своей есть существо политическое».

Идеи Т. Гоббса, И. Канта и Г. Гроция составили главные элементы будущих концепций безопасности, поэтому их высказывания актуальны в настоящее время. Т. Гоббс подготовил почву для реалистической традиции в политической теории. И. Кант обращался к моральным стимулам и стремлению человека к лучшему миру, поэтому его идеи легли в основу либеральной традиции. Логическую связь между ними создала идея Г. Гроция относительно усиления роли закона международных институтов.

Томас Гоббс в своей работе «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651), описывая генезис социального явления безопасности, показывает диалектическое единство и взаимную обусловленность безопасности личности, общества и государства. Причину человеческого общежития Т. Гоббс видел в природном страхе человека перед смертью. «Единственная внутренняя сила, толкающая людей к миру, — страх смерти, желание достичь необходимых для жизненного удобства вещей и надежда получить их благодаря своим стараниям». Поэтому в интересах обеспечения безопасности личности и общества должны быть выработаны соответствующие рациональные правила поведения людей между собой. Т. Гоббс писал, что для окончания «войны всех против всех» и обеспечения внутреннего мира граждане подчиняются могущественному суверену, который, в свою очередь, обещает прекратить религиозную и гражданскую войну. По его мнению, «цель государства — главным образом обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью намерения людей… при наложении уз (которыми… они связаны, живя в государстве) является забота в самосохранении и при этом о более благоприятной жизни».

Иммануил Кант предлагал схему «постоянного мира» как моральной нормы, которой должны следовать все здравомыслящие люди. Его точка зрения основана на убеждении, что система наций-государств и главенствующие национальные интересы могут быть перестроены с помощью просвещенного политического порядка — республиканской конституции, федеральной государственной системы всемирного гражданства — для создания человеческого сообщества. Г. Гроций, так же как и Кант, описывал международную политику в терминах сообщества государств. В противовес традиции Т. Гоббса он заявлял, что государства не задействованы в простой борьбе, как гладиаторы на арене, но ограничены в своих конфликтах друг с другом общими правилами и институтами. Г. Гроций был согласен с посылкой Т. Гоббса, что не отдельные индивиды, а суверенные государства являются главными действующими лицами в международной политике.

Согласно философской концепции Б. Спинозы безопасность рассматривалась как состояние спокойствия, появляющееся в результате реальной физической или моральной опасности. Философ связывал обеспечение безопасности с непосредственным функционированием органов управления: «Для безопасности государства и неважно, какими мотивами руководствуются люди, надлежащим образом управляя делами, лишь бы эти последние управлялись надлежащим образом. Ибо свобода или твердость души есть частная добродетель, добродетель же государства — безопасность».

Итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли, размышляя о роли государственной власти в своей работе «Государь» (1513), предлагал свое толкование безопасности: «Государя подстерегают две опасности: одна изнутри или со стороны подданных, другая извне — от сильных соседей. С внешней опасностью можно справиться при помощи хорошего войска и хороших союзников. А если опасность извне будет устранена, то и внутри сохранится мир при условии, что его не нарушат тайные заговоры… Главное средство против них — не навлекать на себя ненависти и презрения подданных и быть угодным народу…»

Французский философ Ж. Ж. Руссо в теорию развития общества ввел понятие «народный суверенитет», который предполагает не только свободное и независимое развитие народа, но и обеспечение безопасности общества, личности в результате контроля со стороны народа за деятельностью представительных и исполнительных органов власти: «Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако только самому себе и остается столь же свободным, как прежде». В своем сочинении «Об общественном договоре» (1762) он предлагал заключить «общественный договор» для обеспечения безопасности и обосновал право народа на свержение абсолютизма, в результате чего люди приобретут утраченную гармонию общественных отношений.

Политика обеспечения безопасности российского государства в XIV—XX вв. входила в сферу деятельности государства, поэтому теоретические разработки ученых в сфере безопасности в тот период не поощрялись. На начальном этапе государственная политика строилась по принципу великокняжеской власти, заключающейся в наличии вокруг себя преданных единомышленников и сильного войска. До XIX в. власть царя в России практически не ограничивалась никакими законами, поэтому исследования ученых касались лишь сферы внешнеполитической и военной безопасности. Во внутренней сфере безопасность личности и общества рассматривалась с точки зрения защиты от посягательств хулиганствующих и иных антиобщественных элементов.

Во второй половине XVII в. характерными для российской действительности являлись проблемы внутренней безопасности, касающиеся не только дезертирства из армии, разбойнических нападений в лесах и фальшивомонетничества, но и ведения политической, экономической и военной разведки. Для шпионажа широко использовались посольская деятельность, засылка специальных агентов под видом мастеровых людей, бродячих артистов, а также привлекались иностранные подданные, отправлявшиеся в Россию по торговым и иным делам. Так, шведский резидент в Москве Помериннинг в одном из донесений своему королю в 1648 г. писал: «Как эти (иностранные специалисты) уедут отсюда, тульским и другим горным заводам не в состоянии будут вредить горные завода Вашего королевского величества, ибо я достал Петру Марселису плохого кузнечного мастера».

Князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» отмечал, что монарх должен править справедливо, уважая закон. С этой целью были созданы государственные институты самодержавного режима: «тайная канцелярия» Ивана Грозного; «тайный приказ» и служба генерал-прокурора Петра I; специальное отделение жандармской полиции Александра I.

Первые научные исследования, касающиеся безопасности в России, проводили отечественные ученые Н. М. Карамзин, Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский и Л. Н. Гумилев, которые в своих работах указывали на отдельные стороны российской действительности, оказывающие влияние на безопасность общества и государства. Так, Н. М. Карамзин, анализируя процессы развития российской государственности, призывал бережно относиться к своему отечеству, защищать достигнутое, любить свой народ и с осторожностью относиться к предложениям иностранцев. Известный философ Н. А. Бердяев в годы Первой мировой войны стремился найти «высший духовный» смысл в войнах, объявляя их источниками творческого движения. По его мнению, «интересы созидания, поддержания и охранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории». Л. Н. Гумилев видел угрозу безопасности личности и общества в различии социально-экономического уровня развития этносов. Он писал: «Как монолиты они ведут себя только в фазе пассионарного подъема, а затем — в постоянной борьбе между собой».

Таким образом, в XIX в. понятие безопасности отражало состояние защищенности интересов государства, общества и личности в различных сферах жизнедеятельности (внешняя безопасность, безопасность промыслов, безопасность на воде, имущественная безопасность, общественная безопасность и т.д.), которые и являлись составными частями безопасности государства. Анализ изложенных в учениях положений показывал, что со стороны государства принимались незначительные меры по защите граждан от различных угроз.

В тот период в России самостоятельная наука о безопасности еще не сформировалась, а было учение об управлении государством, которое включало общее учение о внутреннем управлении; учение об управлении, касающееся личных интересов; учение об управлении, касающееся хозяйственных интересов. Российский ученый И. Е. Андреевский, занимавшийся проблемой безопасности, в учебнике «Полицейское право» (1873) писал, что «для жизни человека, развития его способностей и возможности достижения человеческих целей необходимы известные условия: между ними главнейшее место занимают безопасность и благосостояние».

До 1917 г. в теоретической и практической деятельности лидеры политических партий основное внимание в обеспечении безопасности уделяли вопросам реализации прав человека по защите жизненно важных интересов личности со стороны государства. При этом рассматривались две модели безопасности личности: либеральная и социалистическая. Социалистическая модель была принята за основу после Октябрьской революции и сводилась к следующим положениям: признание приоритета безопасности государства над безопасностью личности и общества; власть государства всеобъемлюща и не ограничивается правами человека; права человека зависят от политики государства; гражданское общество контролируется государством; контроль государства за сферами науки и образования, духовного развития человека.

Понятие «национальная безопасность»

Термин «национальная безопасность» впервые в нашей стране был употреблен в Федеральном законе от 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», а его трактовка прозвучала в Послании Президента России Федеральному Собранию 1996 г. «О национальной безопасности» следующим образом:

Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства.

Фактически это определение идентично тому, которое содержится в Законе РФ от 1992 г. «О безопасности».

При определении понятия «национальная безопасность» следует учитывать, во-первых, многонациональный состав населения России, во-вторых, необходимость обеспечения безопасного существования и развития Российского государства в целом. Поэтому в Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.), формулируется следующее понятие национальной безопасности Российской Федерации: безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. При этом подчеркивание названных качеств российского народа связывает национальную безопасность с государством.

В понятии «национальная безопасность» слово «национальная» понимается как относящееся к тому или иному государству, независимо от того, сколько и каких наций и народностей в нем проживает. Другими словами, национальная безопасность отождествляется с безопасностью государственно организованного общества, следовательно, безопасность любого социального субъекта входит в содержание национальной безопасности.

Характеристика безопасности, как уже отмечалось, раскрывается через категорию «состояния защищенности жизненно важных ценностей» личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Таким образом, объектами безопасности выступают личность, общество и государство. Безопасность каждого из них предполагает выявление, устранение угроз их существованию и развитию, противодействие источникам таких угроз.

Безопасность государства включает в себя также укрепление экономического, политического, научно-технического, оборонного и т.п. потенциала и целенаправленную деятельность по обеспечению поступательного развития государства; безопасность общества в широком смысле тождественна безопасности страны, а в узком значении — безопасности гражданского общества и его институтов. Правоохранительный аспект безопасности общества предусматривает устранение угроз, с которыми сталкивается общество в целом и его отдельные субъекты (группы населения, индивиды): безопасность личности подразумевает как защиту конкретного человека, гражданина от противоправных насильственных посягательств, так и защиту неопределенного круга лиц от таких посягательств, а также от угроз природного и техногенного характера.

Система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства содержится в упомянутой Концепции национальной безопасности. В ней также сформулированы важнейшие направления государственной политики в этой области.

1. Концепция характеризует Россию как часть мирового сообщества, определяет ее место в деле укрепления экономических и политических позиций значительного числа государств, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. В перспективе отмечаются более широкая интеграция России в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами, объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера.

2. Концепция содержит определение национальных интересов России, которые представляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в самых разных областях: экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. Именно эти интересы определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы общества состоят в укреплении демократии и ее институтов, в создании правового и социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости основ конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности страны, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка.

3. Концепция формулирует широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности, подчеркивая, что объяснение причин их существования следует искать в состоянии экономики страны, несовершенстве системы организации государственной власти и гражданского общества, в его социально-политической поляризации и криминализации общественных отношений, росте организованной преступности и коррупции, увеличении масштабов терроризма, обострении межнациональных и осложнении международных отношений.

Что касается такой важной сферы, как экономика, угрозы национальной безопасности имеют здесь комплексный характер и обусловлены сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной и инновационной активности и научно- технического потенциала (сокращением исследований на стратегически важных направлениях науки, оттоком за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности), что в итоге может привести к утрате Россией передовых позиций в мире, усилением внешней технологической зависимости и как результат подрывом обороноспособности страны. Тенденции к преобладанию в экспорте топливно-сырьевой и энергетической составляющих давно вызывают опасения специалистов. Они наряду с другими негативными процессами в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации, что, в свою очередь, ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России, к социальной дифференциации общества, что угрожает федеративному устройству и социально- экономическому укладу России.

Как известно, соблюдение верховенства Конституции РФ, федеральных правовых норм над нормами субъектов Федерации является одним из принципов конституционного строя. Размывание единого правового пространства вследствие несоблюдения этих принципов, просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в военной и правоохранительной областях, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социально-духовной сфере способствуют росту преступности и коррупции. Борьба с этими негативными проявлениями имеет не только правовой, но и политический характер, поскольку сращивание отдельных элементов исполнительной и законодательной властей с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и т.д. представляют серьезную угрозу национальной безопасности. В Концепции особо подчеркивается, что масштабы терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. При этом степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство увеличивается за счет многих факторов, в числе которых: отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров и др.

4. В Концепции определены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности. Важнейшими среди них являются: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности России; реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации этих угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, безопасности ее пограничного пространства; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства России, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества; обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями и т.д.

5. В Концепции также определены основные направления обеспечения национальной безопасности в экономической, политической, социально-духовной, экологической, информационной и военной областях. Осуществление конституционного принципа полновластия народа требует согласованного взаимодействия всех органов государственной власти, жесткой вертикали исполнительной власти, единства судебной системы. Особое внимание в Концепции уделяется основным направлениям защиты конституционного строя:

  1. обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов РФ;
  2. разработка правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России;
  3. выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов;
  4. совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

Вопрос 1. Понятие национальной безопасности.

Национальная безопасность как комплексное явление политической, экономической, социальной, культурной жизни государств и международного сообщества в целом стала предметом достаточно многочисленных исследований историко-философского, правового, социологического, геополитического характера. Понятие национальной безопасности и её приоритетов в Российской Федерации становится одним из важных элементов введения в курс основ теории национальной безопасности.

Национальная безопасность – явление многогранное. Представители различных наук (политологи, юристы, экономисты, социологи, историки и т.д.), исследующие национальную безопасность с позиций своей конкретной науки, могут давать этому термину собственные определения, отражающие специфическое понимание этого явления данной наукой. В рамках исторического развития меняются и представления о безопасности, и соответствующие этим представлениям определения.

Задача курса «Основы теории национальной безопасности» – дать представление об историческом пути и причинной обусловленности трансформации понятия безопасности в понятие «национальная безопасность».

Слова опасность, безопасность знакомы и в общем понятны каждому с детства. Мы понимаем, что опасность – это та или иная угроза непосредственно нам или же каким-то нашим интересам. Безопасность, напротив, воспринимается нами как отсутствие внешних угроз.

Опасность может угрожать не только нам, но и нашим близким, соседям, нашему посёлку, городу, целому региону, а то и стране, группе стран, миру в целом. Это могут быть опасности, связанные с преступными посягательствами на наше имущество, а то и жизнь; стихийные бедствия (бури, ураганы, наводнения и т.п.). Это могут быть вооружённые конфликты, в которые люди оказываются втянутыми помимо своей воли.

В широком современном понимании понятие «безопасность» определяется как сложнейшее социальное явление, которое объективно имеет конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа — человек — общество».

Искусство жизни есть способность предвидеть и минимизировать угрозы для себя и своих близких.

Искусство государственного управления состоит в способности руководителей страны правильно оценить имеющиеся и возможные угрозы для государства, населения страны и отдельных её граждан, откуда бы эти угрозы не исходили, принимать меры, направленные не только на минимизацию этих угроз, но и создание необходимых условий для процветания страны и благополучия граждан, устойчивого развития экономики страны как основы общего процветания и благополучия.

Безопасность становится таким образом задачей государственной важности – столь значимой, что приоритеты безопасности устанавливает документ наивысшей юридической силы – Конституция страны. В число этих приоритетов входят:

— человек, его права и свободы, которые согласно Конституции РФ (статья 2) являются высшей ценностью;

— суверенитет Российской Федерации, целостность и неприкосновенность её территории (статья 4);

— конституционный строй страны (глава 1 Конституции РФ).

Утративший ныне силу Закон РФ «О безопасности» в статье 1 давал следующее определение: Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Новая редакция закона, к сожалению, не даёт нормативного определения термина «безопасность».

Если понятие безопасность используется давно, то термин «национальная безопасность» появился по историческим меркам недавно. Впервые это понятие было использовано в 1944 году в Послании президента США Теодора Делано Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности».

В 1947 году Конгресс США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан существующий и сегодня Совет национальной безопасности (СНБ). В законе представлена система целей, интересов, угроз и приоритетов национальной политики. С 1971 года действует подкомитет СНБ, устанавливающий приоритеты США в сфере национальной безопасности.

В СССР проблема национальной безопасности официально не разрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию «обороноспособность».

В современной России осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 года предпринималось в рамках комитета Верховного Совета СССР по обороне и госбезопасности. Были созданы Фонд национальной и международной безопасности, возник ряд инициативных групп.

5 марта 1992 года Верховным Советом России был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В соответствии с этим законом безопасность рассматривалась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Термин «национальная безопасность» введён в регулярный политический оборот в России первым посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ, фигурирует во всех последующих посланиях Президента.

17 декабря 1997 г. Президент Российской Федерации своим указом утверждает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, которая даёт определение термина: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». Новая редакция Концепции оставляет определение понятия без изменений.

Современная трактовка понятия национальной безопасности России содержится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: национальная безопасность — состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Приведённое определение является на сегодня официальным, следовательно, нормативным.

Проанализируем данное определение. Из определения следует:

1. Национальная безопасность – это состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз;

2. В качестве объектов защиты в системе национальной безопасности выступают личность, общество, государство;

3. Личность, общество и государство находятся под воздействием внутренних и внешних угроз;

4. Защищённость личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз обеспечивает:

— конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан;

— суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации;

— оборону и безопасность государства.

Сопоставление определений терминов «безопасность» в трактовке Закона РФ 1992 года и «национальная безопасность» в трактовке Стратегии национальной безопасности РФ показывает существенное различие между ними. В первом случае говорится о защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, во втором – о защищённости личности, общества и государства от этих же угроз. При этом Стратегия формулирует цель национальной безопасности как направления деятельности государства – обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Добавить комментарий