Понятие общества тгп

Общество: его понятие и структура

В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.

Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); в-третьих, четко определить субъектов социального общения (личность, семья, нация и др.).

Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек – его главная предпосылка и первичная клетка, ибо, как говорил еще Аристотель, человек есть существо общественное. Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.

В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т.е. экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, например, долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменениями экономических отношений появились социальные общности, группы, классы и т.п., имеющие свои интересы и особенности.

Общество и его социальные и политические институты

Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т.е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.

Как уже отмечалось, люди – существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты – племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

Общество и власть

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов – неполитическая и политическая (государственная).

Власть – явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой – подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т.е. никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» – первоисточник, первоноситель власти.

Власть невозможна и без объектов своего воздействия – индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других ее структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных масс, т.е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы – органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений – властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Влас-теотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти – способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.

Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок

Веками люди мечтали об идеальном, гармоничном обществе добра и справедливости. Однако в действительности социум – это более или менее устойчивый баланс сил, конфликтов и соглашений, соперничества и сотрудничества. В нем действуют две закономерные, но противоположные тенденции – стремление к порядку и стремление к беспорядку.

Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации общественной жизни, свидетельствует о таких качественных показателях, как планомерность, ритмичность, соразмерность и слаженность различных явлений и процессов в сфере материального производства, общественно-политической жизни, быта.

Кроме того, от уровня общественного порядка зависят и состояние общественного и личного спокойствия и безопасности, и степень удовлетворения людей условиями, необходимыми для реализации общественно значимых и личных интересов и потребностей. Словом, порядок – это великое благо для общества и личности. По мысли К. Маркса, урегулированность и порядок представляют собой форму упрочения всякого способа производства, а потому – его относительной эмансипации от просто случая и просто произвола. Создатели солидаристской теории права (О. Конт, Л. Дюги) считали, что людям извечно присущи два инстинкта – солидарности и агрессивности. Солидарность как добро вытекает из общественной природы человека и проявляется в гармонии между людьми, в их общих, согласованных между собой разумных интересах, в устойчивом общественном порядке. Агрессивность вредит людям, разрушает порядок.

Общественный порядок не возникает сам по себе, он есть следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношений. Регулировать (в социальной жизни) – значит направлять поведение людей и их социальных общностей, деятельность органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать. Существование и развитие социального регулирования, его место и значение в обществе характеризуются рядом закономерностей.

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует своей меры социального регулирования. Если объем и интенсивность регулирования меньше требуемой меры, то неизбежны стихийность, неорганизованность, подрывающие общественный порядок. Наоборот, излишняя, т.е. сверх меры, регламентация ведет к заорганизованности, к ограничению инициативы и саморегулирования. Эта мера зависит от уровня зрелости общества, наличия и остроты в нем противоречий, от степени развития общественного сознания и культуры, прочности сложившихся традиций и т.д.

Во-вторых, по мере развития социума в общественном регулировании изменяется соотношение социального и психобиологического факторов человеческого поведения. Роль социального фактора постепенно возрастает. Давно сказано, что человек рождается не добрым и не злым, не преступником и не добродетельным, – таковым делает его окружающая социальная среда. Кроме того, с развитием социальной свободы человек в любое время может «сбросить» свою преступную автобиографию. Вместе с тем удельный вес психологического компонента, влияющего на индивидуальное поведение человека (в том числе на его агрессивность и эгоизм), хотя и сокращается, но полностью не исчезает.

В-третьих, с усложнением социальной жизни ее регулятивные механизмы количественно и качественно изменяются, появляется целая система регулятивных норм.

В научной литературе различают два основных вида социального регулирования индивидуальное и нормативное.

Индивидуальное регулирование – это упорядочение поведения людей при помощи разовых персональных регулирующих акций, решений, относящихся к отдельным случаям, к конкретным лицам. Это простейший вид социального регулирования, осуществляемый путем выполнения различных оперативных решений, заданий, команд руководителей трудового процесса, родителей и т.д. Оно имеет неоспоримые достоинства, ибо позволяет решать те или иные жизненные проблемы с учетом персональных качеств исполнителей. Однако очевидны и его существенные недостатки: каждый раз проблему нужно решать заново; отсутствует единый порядок, а также налицо широкие возможности для личного усмотрения и субъективизма.

Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей, деятельности органов, организаций при помощи общих правил, т.е. стандартов, образцов, эталонов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все, кто окажется в сфере действия таких правил.

Появление нормативного регулирования – поворотный пункт в становлении социального регулирования, качественный скачок в его развитии. Посредством общих правил достигается единый, непрерывно действующий порядок в обществе. При нормативном регулировании значительно снижаются возможности для проявлений субъективизма, господства случая и произвола. Правда, и оно в силу своей абстрактности не лишено недостатков. Поэтому обычно нормативное регулирование осуществляется в сочетании с индивидуальным.

Для обеспечения стабильного общественного порядка кроме постоянной работы регулятивных механизмов требуются немалые и активные усилия социальных и политических институтов.

Беспорядок в обществе – это противоположность общественному порядку, стихийность, неорганизованность, хаос. Он может быть вызван умышленными действиями в целях дестабилизации общества, но может возникнуть и стихийно, вследствие ослабления порядка, и способен привести общество к распаду. Значит, порядок и беспорядок есть диалектическое единство противоположностей. Иными словами, в любом обществе в различном сочетании противоборствуют социальные (стабилизирующие) и антисоциальные (разрушающие) силы. Регулятивные механизмы и обеспечивающие их действие властные органы и институты сдерживают разрушительные силы (преступные, экстремистские, анархические и др.), которые готовы при наличии подходящих для этого условий вырваться на авансцену общественной жизни.

Великие блага организованности, дисциплины, стабильного общественного порядка осознаны и признаны народами многих стран. Высокой организованностью и приверженностью к четкости и порядку отличается, например, японский народ. Это, несомненно, одна из важных причин успешного и устойчивого развития японского общества в сфере материального производства, научно-технического прогресса, культуры.

К сожалению, народам России пока еще далеко до уважительного и ревностного отношения к общественному порядку. А в кризисные периоды в обществе создаются благоприятные условия для активизации антисоциальных сил. Вместе с тем именно наше общество больше других нуждается в преемственности, стабильности, организованности и порядке.

Первобытное (догосударственное) общество

Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она была написана на основе вышедшего в 1877 г. фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», в котором прослеживается жизнь североамериканских индейских племен. К концу XX в. благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились, был преодолен односторонний евроцентристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления была включена история всех регионов Земного шара.

Сегодня научная периодизация догосударственного общества обосновывается по-новому. Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства:

  • присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство);
  • производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство).

Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму – патриархальный (патриархат).

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Восторженную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – все идет своим установленным порядком». Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т.д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким – смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести – ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

Место теории государства и права в системе

Вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества, о государственно-правовых явлениях не может быть монополией какой-то одной науки. Общественные и юридические науки в той или иной мере рассматривают в качестве объекта своего исследования государственно-правовые явления, отсюда их тесное взаимодействие.

В число общественных наук, наряду с другими, например, политическими и экономическими науками, входит юридическая наука. ТГП относится к циклу юридических наук.

ТГП связана со многими общественными науками:

С историей (наукой, изучающей прошлое человечества во всём его многообразии). Так, выясняя причины возникновения государства и права, исследуя их поступательное развитие, ТГП опирается на конкретные данные исторической науки. Это – сведения о первобытном обществе, о социально-экономических условиях возникновения государства в различных странах и т.п. В то же время, историческая наука, обращаясь к вопросам государства и права, пользуется соответствующими положениями, выработанными ТГП.

С философией (наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Это наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление в процессе познания). ТГП широко использует философские категории и всеобщие понятия, законы философии. Философия закладывает мировоззренческую основу учёного, исследующего предмет ТГП.

С социологией ( наукой, изучающей структурные элементы общества во взаимосвязи, условиях их существования, а также функционирование и развитие всех сторон деятельности людей в обществе). В рамках ТГП исследуются такие вопросы как понятие, признаки общества, социальное регулирование, социальные нормы, механизм правового регулирования и др. Их исследование осуществляется на основе и в тесной взаимосвязи с научными знаниями, полученными социологией.

С политологией (наукой о политике, политической системе общества). Государственно-правовые явления неотделимы от политики. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, ТГП рассматривает её с точки зрения места и роли в ней государства, и его взаимодействия с другими участниками политических отношений. Предмет политологии пересекается с предметом ТГП в таких, например, вопросах как государственная власть, форма государства, политическая система общества, др. В свою очередь, политология использует положения и выводы ТГП по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государства, законности, правопорядка и т. д.

С психологией (наукой о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности). Теория государства и права, исследующая специфические формы и методы воздействия на поведение людей, не может не интересоваться социально-психологическими особенно особенностями общественной жизни. Предмет психологии пересекается с предметом ТГП в таких, например, вопросах как правосознание (элементом которой является юридическая психология), субъективная сторона правомерного и неправомерного поведения, способы и методы правового регулирования, др.

С экономической наукой (наукой, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие исторически сменяющие друг друга социально-экономические формации). Опираясь на положения и выводы экономической мысли, ТГП исходит из предпосылки, что государство и право – важные неотделимые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органичной связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику. Государство и право, возникая (в том числе) в ответ на экономические по­требности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений.

С культурологией (наукой о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижений культуры). Культура является важнейшим фактором развития общества. Так, в рамках ТГП исследуются такие вопросы как правовая культура, правовой нигилизм и правовой идеализм, правовое воспитание, а также рассматривается типология государств с точки зрения цивилизационного подхода, правовая система общества, др.

Взаимосвязь ТГП с юридическими науками:

Юридическая наука включает в себя, помимо ТГП, и другие области правовых знаний. В зависимости от того, на каких явлениях правовой жизни сосредотачивает своё внимание каждая область науки, формируется её собственный предмет исследования.

Юридические науки – это общественные науки, изучающие право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества.

Если основанием для выделения ТГП в общей системе общественных наук служит объект познания – вся сфера государственной и правовой жизни общества в целом, то в системе юриспруденции она выделяется по предмету познания.

В системе юриспруденции можно выделить несколько относительно самостоятельных групп правовых наук:

Ø историко-правовые (ТГП, ИППУ, ИГП, …)) ТГП использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опор­ные, базовые.

Ø отраслевые (наука гражданского права, наука уголовного права, наука административного права, …) изучают государственно-правовые явления, общественные отношения в той или иной сфере общественной жизни, соответствующие отрасли права (как систему правовых норм). По отношению к отраслевымнаукам ТГП выступает как обобщающая, синте­зирующая наука. Во-первых, она изучает государство и право в целом, выясняет общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет же любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, ТГП исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). В-третьих, ТГП играет методологическую роль в юриспруденции.

Ø прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, юридическая психология, правовая статистика,…). Значительно меньше ТГП взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Она выполняет по отношению к ним методологическую роль.

Ø науки международного и зарубежного права (международное публичное и частное право, торговое право, конституционное право зарубежных стран, …)

Основной смысл взаимодействия ТГП с другими науками состоит в том, что она использует их теоретические данные в качестве средства для решения своих проблем, в методологических целях (то есть для разработки своего предмета). Все соприкасающиеся науки нашли место в методологическом арсенале ТГП. А взамен ТГП предлагает другим наукам выявленные закономерности, взаимосвязи государственно-правовых явлений, выработанные ею понятия.

5. Общество: понятие, признаки, структура. Социальные институты.

Общество – это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой необходимостью удовлетворения общих потребностей и взаимодействующих друг с другом на основе социальных норм.

Общество – это сложная саморазвивающаяся система связей людей, общественных отношений. То есть общество предполагает взаимодействие между людьми, которое выражается в том, что люди вступают в общественные отношения. Вне взаимодействия, общественных отношений общество не существует.

Рассмотрение общества в качестве системы общест­венных отношений, основу которых составляют эконо­мические (материальные), политические и духовные (культурные) отношения, позволяет:

во-пер­вых, подходить к нему конкретно-исторически, выде­лять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество);

во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной);

в-трётьих, чётко определить субъектов социального общения (личность, семь нация и др.).

В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.

Признаки общества:

1. это объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения общих значимых для них потребностей. Это потребности, например, в общении, в пище, в безопасности и др. Удовлетворить эти потребности наиболее эффективно можно только в скоординированной деятельности. Это не означает, что в обществе отсутствуют социальные противоречия, обусловленные несовпадением частных, индивидуальных интересов. Индивидуальные интересы людей будут различаться, так как все люди не одинаковы с психологической, физической точки зрения, а так же их способностей и моральных устоев.

2. это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. В обществе должны существовать осмысленные, сознательные, волевые взаимосвязи, отношения друг к другу. Люди осознают «выгодность» и необходимость существования именно в такой форме организации как общество.

3. характеризуется особой устойчивостью. Она обусловлена объективно, так как потребности, лежащие в основе объединения людей в общество, его формирования, существуют постоянно, требуют каждодневного удовлетворения.

4. самодостаточность. Т.е. общество способно собственной деятельностью создавать и воссоздавать всё необходимое для себя: и материальные, и духовные блага. Таким образом, общество не является частью более крупной социальной системы.

5. наличие власти и специальных норм регулирования общественных отношений. Любое взаимодействие элементов требует определённых правил, законов. Люди, объединяясь в общество, тоже должны следовать определённым выработанным самим обществом нормам, правилам поведения и взаимодействия, которые дают возможность реализации индивидуальных и общественных интересов, обеспечения определённой упорядоченности общественных отношений. Но необходимо учитывать, что создаваемые нормы могут не устраивать ту или иную группу людей, что приводит к их нарушению. Поэтому в целях обеспечения соблюдения вырабатываемых норм в обществе организуется социальная власть, способная подчинить человека установленным правилам.

6. наличие культуры, которая придаёт духовный смысл человеческой жизнедеятельности, унифицирует человеческие желания и стремления.

Сферы общественной жизни, которые определяют необходимые типы взаимной деятельности: 1). материальная 2). духовная 3). организационная (коммуникативная).

Вместе с обществом возникает социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая взаимодействие различных социальных групп с возможностью подчинять своей воле.

Общество не может обойтись без социальных институтов.

Социальные институты – это устойчивые социальные объединения, общности и группы, выполняющие необходимые функции и взаимодействующие друг с другом на основе различных социальных норм.

Социальные связи в них обусловлены организацией управления, то есть именно необходимость удовлетворения тех или иных интересов, т.е. выполнение функции в сфере управления, лежит в основе формирования и деятельности социального института. Эти связи являются институциональными, т.е. создаются социальные институты именно как объединения людей.

Социальная общность – это совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих индивидов. Социальные общности можно разделить на виды, наиболее общими из которых являются классы, слои и группы. Понятие социальной группы является однопорядковым.

Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности. Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных интересов и потребностей, на которые направлена деятельность института. Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др.

К социальным институтам относятся община, род, семья, нации, сословия, касты, социально-профессиональные группы, население города, религиозные концессии, трудовые коллективы, система образования, СМИ семьи и др. Первым крупнейшим политическим институтом стало государство.

По характеру организации различают формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции).

Например: Социальные слои – большие группы людей, отличающиеся друг от друга положением в социальной структуре общества (по уровню дохода, собственности, социальным правам и привилегиям). Каста – социальная группа, членство в которой обусловлено исключительно рождением. Сословие – социальная группа, обладающая закреплёнными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабжённых определёнными материальными средствами, осуществляющих конкретную социальную функцию. Социальные институты выполняют в обществе функцию социального управления и социального контроля. Каждый социальный институт появляется в связи с возникновением определённой необходимости в обществе, в целях удовлетворения тех или иных потребностей членов общества. С этим связывается функциональное назначение социального института.

Каждый социальный институт можно проанализировать с:

1. функциональной стороны (для реализации каких функций он был создан, т.е. для удовлетворения каких потребностей какой части общества)

2. внешней (структурной) стороны (кто включается в данный социальный институт, по каким критериям те или иные лица или учреждения входят в социальный институт)

3. внутренней (содержательной) стороны (это система определённых правил поведения, социальных норм, на основе которых строится деятельность социального института)

Например, Семья: создаётся в целях продолжения рода, люди объединены по принципу кровного родства, взаимодействие строится на основе семейных норм. Судебная система: создана для отправления правосудия, состоит из судов, действует на основе норм права. Государство: создаётся в целях осуществления управления и обеспечения правопорядка, интеграции общества, политическая организация общества в лице гос. органов и должностных лиц, действует на основе норм права.

Социальным институтам присуща, таким образом, объективность (возникают в ответ на объективные потребности общества) и историчность (возникают в процессе исторического развития).

Условиями для возникновения социальных институтов являются:

1. возникновение социальной потребности

2. наличие ресурсов (материальных, организационных)

3. наличие социокультурной среды (люди с наличием соответствующих интересов)

4. наличие процедуры формирования и деятельности

Добавить комментарий