Понятие органов юстиции

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 14

Понятие:

Минестерство юстиции- это федеральный орган исполнительной власти осуществляемый функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а так же в сфере уголовных наказаний, адвокатуры и наториата.

Система органов юстиции:

1.федеральная служба исполнений наказаний

2.федеральная служба судебных приставов

Основные задачи органов юстиции:

1.реализация государственной политики в сфере юстиции

2.обеспечение прав и законных интересов личности и государства

3.обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности

4.обеспечение установленного порядка деятельности судов

5.обеспечение исполнения актов судебных и других органов

6.обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Основные направления деятельности Министерства юстиции РФ.

Основными направлениями деятельности Министерства юстицииРФявляются:

— участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности;

— государственная регистрация нормативных актов федеральных орга­нов исполнительной власти, юридических лиц, актов гражданского состоя­ния, прав на недвижимость и сделок с ней.

Министерство юстиции РФ по поручению Президента РФ участвует в экс­пертизе законов РФ, направленных к нему на подпись, по поручению Прави­тельства РФ рассматривает предложения федеральных органов исполнитель­ной власти по вопросам законопроектной деятельности Правительства РФ, дает заключение о необходимости разработки законопроектов. Министерство юстиции само разрабатывает законопроекты, вносимые Правительством РФ в порядке законодательной инициативы, или участвует в их подготовке. Оно координирует работу федеральных органов исполнительной власти по подго­товке законопроектов, осуществляет их юридическую экспертизу при поступ­лении в Правительство РФ. Министерство юстиции проводит юридическую экспертизу правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, и в случае их несоответствия Конституции РФ или федераль­ному закону представляет мотивированное заключение в орган государствен­ной власти, принявший правовой акт. В связи с этим главам органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации постановлением Правительства РФ предписано направлять в Министерство юстиции РФ ко­пии правовых актов после их принятия. На Министерство юстиции РФ возложено осуществление работы по систематизации законодательства, в связи с этим оно ведет банк нормативных актов Российской Федерации, участвует в составлении и издании Свода законов РФ.

Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведом­ственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным конституци­онным законам, федеральным законам, указам Президента, постановлени­ям Правительства РФ. В связи с этим оно осуществляет их регистрацию. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут за собой пра­вовых последствий.

Министерство юстиции РФ производит государственную регистрацию уставов общероссийских, международных и межрегиональных обществен­ных объединений, религиозных объединений. Государственной регистра­ции подлежат все коммерческие и некоммерческие организации, федераль­ные органы власти и органы власти субъектов РФ, муниципальные органы власти, государственные и муниципальные учреждения. Данные регистра­ции включаются в Единый государственный реестр юридических лиц.

Частная охранная деятельность. Оказание услуг в сфере охраны.

Частная детективная и охранная деятельность — это деятельность негосударственных организаций, по оказанию частных и детективных услуг, в соответствии с законодательством РФ.

Правовой основой деятельности частных детективов и охранных предприятий являются Конституция РФ, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности, а также иные нормативные правовые акты.

Виды частной детективной деятельности:

— Деятельность по сбору сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса.

— Деятельность по изучению рынка, сбору информации для деловых переговоров, выявлению некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров.

— Деятельность по установлению обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну.

— Деятельность по выяснению биографических и других данных о гражданах, с их личного согласия, при заключении ими трудового договора.

— Деятельность по поиску без вести пропавших граждан.

— Деятельность по поиску утраченного гражданами или предприятиями имущества.

— Деятельность по сбору сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

— Деятельность по содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.

Виды охранной деятельности:

— Деятельность по защите жизни и здоровья граждан.

— Деятельность по охране имущества

— Деятельность по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации

— Деятельность по консультированию и подготовке рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

— Деятельность по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий

— Деятельность по содействию правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.

Федеральная служба исполнения наказаний: задачи и компетенция.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Задачи:

1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (далее — лица, содержащиеся под стражей);

2) контроль за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;

3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осуждённых и лиц, содержащихся под стражей;

4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осуждённых, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

5) охрана и конвоирование осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

6) создание осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

7) организация деятельности по оказанию осуждённым помощи в социальной адаптации;

8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчинёнными учреждениями.

Рекомендуемые страницы:

Задача 5

Алтайский краевой суд рассматривал уголовное дело в первой инстанции по обвинению гражданина С. в изнасиловании с последующим убийством двух молодых женщин. При вынесении вердикта подсудимому присяжные заседатели признали его виновным. Старшина жюри присяжных по желанию большинства присяжных высказал мнение о применении к С. исключительной меры наказания — смертной казни. Председательствующий судья разъяснил, что применение смертной казни в данном случае не будет основано на законе, поскольку подсудимый является несовершеннолетним (ст. 88 УК РФ) и что вопрос о размере наказания решает судья.

В чем заключается значение института присяжных заседателей? Для чего необходимо участие арбитражных заседателей в арбитражных судах, какова их роль при рассмотрении дел в первой инстанции? В решении каких вопросов при рассмотрении дела в первой инстанции принимают участие присяжные и арбитражные заседатели? Какова роль председательствующего в организации и проведении судебного процесса? Изучите положения нормативных актов по этим вопросам.

Решение:

В чем заключается значение института присяжных заседателей?

В любом правовом государстве полноценная защита прав человека неразрывно связана с отменой смертной казни и существованием гуманного состязательного судопроизводства, одним из признаков которого является институт народного представительства. Институт присяжных заседателей необходим для рассмотрения и справедливого разрешения наиболее сложных, общественно опасных категорий уголовных дел, избежания трагических судебных ошибок, исправить которые порой бывает невозможно.

Суд прися́жных — институт судебной системы, состоящий из скамьи присяжных заседателей, отобранных по случайной методике только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы пра́ва. Суд присяжных рассматривает серьёзные уголовные дела в первой инстанции и его решения не подлежат апелляционному обжалованию в части установленности вины.

В уголовном процессе присяжные обычно выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, в гражданском процессе решают вопрос факта и, в случае решения в пользу истца, размер компенсации.

Присяжные подбираются с соблюдением определённых условий.

Для чего необходимо участие арбитражных заседателей в арбитражных судах, какова их роль при рассмотрении дел в первой инстанции?

Судебные полномочия осуществляют судьи арбитражных судов (ст. 8 ФКЗ об арбитражных судах).

К рассмотрению дела могут привлечены также арбитражные заседатели (ст. 19 АПК РФ). Арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия только в арбитражных судах первой инстанции.

Для привлечения арбитражных заседателей необходима подача ходатайства. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства. Такое ходатайство может быть заявлено при каждом новом рассмотрении дела.

Суд обязан при подготовке дела к судебному разбирательству разъяснить сторонам их право заявлять такое ходатайство. Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке для данного арбитражного суда, и заявляет о выбранной кандидатуре суду не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства. Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру.

При рассмотрении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя суд обязан проверить, имеются ли обстоятельства, при которых данный кандидат не может участвовать в качестве арбитражного заседателя в рассмотрении конкретного дела. Наличие указанных обстоятельств является основанием отказа в удовлетворении заявления о привлечении к рассмотрению дела выбранной кандидатуры арбитражного заседателя. При этом суд предлагает соответствующей стороне выбрать другую кандидатуру.

При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи. Судья и арбитражный заседатель при рассмотрении дела, разрешении всех вопросов, возникающих при рассмотрении и принятии судебных актов, пользуются равными процессуальными правами. Арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании.

В решении каких вопросов при рассмотрении дела в первой инстанции принимают участие присяжные и арбитражные заседатели?

По новым правилам, установленным ч. 3 ст. 17 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Вместе с тем не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные ч. 2 ст. 17 АПК РФ, указанные выше, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

Какова роль председательствующего в организации и проведении судебного процесса?

Судья, рассматривающий дело единолично, выполняет обязанности председательствующего. При коллегиальном рассмотрении дела в районном суде председательствует судья или председатель этого суда, в заседаниях других судов — судья, председатель или заместитель председателя соответствующего суда.

Председательствующий руководит судебным заседанием, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела, устраняет из судебного разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу. В случае возражений кого-либо из участников процесса относительно действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол судебного заседания. Председательствующий дает разъяснения относительно своих действий, а при коллегиальном рассмотрении дела разъяснения даются всем составом суда.

Председательствующий принимает необходимые меры по обеспечению надлежащего порядка в судебном заседании. Распоряжения председательствующего обязательны для всех участников процесса, а также для граждан, присутствующих в зале заседания суда.

Лицу, нарушающему порядок в судебном заседании, председательствующий от имени суда объявляет предупреждение.

При повторном нарушении порядка лицо, участвующее в деле, или его представитель могут быть удалены из зала судебного заседания на основании определения суда на все время судебного заседания или часть его. В последнем случае председательствующий знакомит лицо, вновь допущенное в зал заседания, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие. Граждане, присутствующие в судебном заседании, за повторное нарушение порядка удаляются по распоряжению председательствующего из зала заседания суда на все время судебного заседания.

В назначенное для разбирательства дела время председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое гражданское дело подлежит рассмотрению.

Председательствующий устанавливает личность явившихся участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц, их представителей.

Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду кандидатуру переводчика.

Председательствующий разъясняет переводчику его обязанность переводить объяснения, показания, заявления лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство, а лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, содержание имеющихся в деле объяснений, показаний, заявлений лиц, участвующих в деле, свидетелей и оглашаемых документов, аудиозаписей, заключений экспертов, консультаций и пояснений специалистов, распоряжений председательствующего, определения или решения суда.

Председательствующий предупреждает переводчика об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за заведомо неправильный перевод и приобщает его подписку об этом к протоколу судебного заседания.

Председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон и третьих лиц, а также в качестве эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотводы и отводы.

Задача 2

Заместитель прокурора Томского района Томской области П. провел проверку по заявлению гражданина Н. по факту обмана его гражданами М. и М. при продаже квартиры. В результате проверки он установил, что в наличии имеется три документа, вызывающих сомнения в их подлинности. Названные документы были составлены и заверены нотариусом Б., работающим в одном из нотариальных округов г. Томска. На запрос заместителя прокурора Нотариальная палата Томской области сообщила, что такого нотариуса в Томской области нет. Из Министерства юстиции РФ пришел ответ, что нотариус Б. работал в государственной нотариальной конторе г. Прокопьевска Кемеровской области, но 5 лет назад ушел на пенсию и уволился.

Назовите направления деятельности прокуратуры. Что такое уголовное преследование в деятельности прокуратуры? К какому направлению деятельности прокуратуры относятся действия заместителя прокурора? Как должен поступить заместитель прокурора? Кто такие нотариусы? Назовите виды нотариусов, порядок наделения их полномочиями и прекращения полномочий. Укажите объединения нотариусов в РФ и органы управления объединениями нотариусов. Назовите правовое положение и статус государственных нотариусов.

Решение:

Назовите направления деятельности прокуратуры.

Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.

Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.

Прокурор вправе принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состояние законности при расследовании преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранительных органов и иные обстоятельства; предварительное расследование преступлений.

Прокуроры не ограничены специальной подследственностью. Приняв к своему производству расследование уголовного дела, прокурор обладает всеми полномочиями следователя и сохраняет свои прокурорские полномочия по организации расследования; участии в правотворческой деятельности.

Генеральный прокурор РФ участвует в правотворческой деятельности. Он вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указанными предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению.

Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера.

Постоянные направления деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.
Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

Правоохранительные органы и их ядро – органы уголовной юстиции (суд, прокуратура, органы предварительного расследования, органы обеспечивающие безопасность и охрану общественного порядка) – важнейшая составная часть всей государственной системы воздействия на преступность. Каждый из них выполняет самостоятельные, только ему свойственные функции. Органы расследования обязаны полно и своевременно раскрывать и расследовать преступления, прокуратура – осуществлять постоянный надзор за исполнением законов, действующих на территории РФ, суд – законно и обоснованно рассматривать и разрешать судебные дела, федеральная служба безопасности обеспечивает государственную, экономическую, экологическую и военную безопасность, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для охраны общественного порядка. И, тем не менее, несмотря на существенные различия в компетенции, их связывает общая функция – борьба с преступностью. Для этих органов главным в их правоохранительной деятельности является участие в специальной профилактике, в пресечении преступлений, применении правовых мер к правонарушителям.

Однако в системе правоохранительных органов имеются такие, которые непосредственно в деятельности по охране правопорядка не участвуют, не расследуют преступления, не рассматривают и не разрешают уголовные и гражданские дела. На них возложены иные функции – функции, связанные с осуществлением управления в сфере юстиции, а также координации деятельности в этой сфере иных правоохранительных органов.

Таковыми органами являются органы юстиции, возглавляемые Министерством юстиции РФ (Минюстом России). В целях повышения роли юстиции в осуществлении проводимой в стране реформы в последние годы Минюст России и его территориальные органы были подвергнуты серьёзному реформированию. Начало ему было положено Указом Президента РФ от 02 мая 1996 г. «О мерах по развитию органов юстиции РФ». Перспективы их развития определены в Концепции реформирования органов и учреждений юстиции РФ, которая 07 октября 1996 г. была утверждена специальным постановлением Правительства РФ2.

Все это позволило значительно повысить роль Минюста России в реализации государственной политики в сфере юстиции. В частности, расширена компетенция Минюста России и его органов в сфере нормотворческой деятельности как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. В октябре 1996 г. в системе органов Минюста России создана федеральная служба судебных приставов по обеспечению установленного порядка в судах и исполнению судебных актов, предусмотренных законом об исполнительном производстве.

С 01 сентября 1998 г. в ведение Министерства юстиции РФ передана вся уголовно-исполнительная система МВД России с входящими в её состав центральными и территориальными органами, учреждениями (в том числе и исправительными учреждениями: исправительными колониями, воспитательными колониями, тюрьмами, лечебными исправительными учреждениями), иными предприятиями и организациями. С этого времени уголовно-исполнительная система Минюста России считается правопреемником уголовно-исполнительной системы МВД.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 была образована Федеральная служба исполнения наказаний, и ей передаются функции Министерства юстиции РФ. Указом Президента РФ было утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, в соответствии с которым Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Указом Президента РФ в 2004 г. было утверждено Положение о Федеральной службе судебных приставов, в соответствии с которым Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подведомственна Минюсту России.

ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 14 июля 2008 г. № 1079 на Министерство юстиции РФ возложено осуществление контроля и надзора «за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами».

Достаточно широкими полномочиями наделён Минюст, его территориальные органы и во взаимоотношениях с нотариатом (государственным и частным). Минюст России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также Положением о Министерстве юстиции РФ, утверждённым Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г., в соответствии с которым Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ. Минюст России возглавляет министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Заместители министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Количество заместителей министра устанавливается Президентом РФ.

Система Минюста России состоит из трёх подсистем (групп) органов и учреждений:

  • одна из них – органы и учреждения юстиции, структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы;
  • другая – Федеральная служба исполнения наказания;
  • третья – Федеральная служба судебных приставов.

В Минюсте России образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии) и его заместителей, руководителей подведомственных Минюсту России федеральных служб, входящих в неё по должности, а также других лиц. Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в неё по должности) утверждается Президентом РФ. Коллегия является совещательным органом, рассматривающим наиболее важные вопросы, связанные с деятельностью органов юстиции. Решения коллегии реализуются приказом и распоряжением министра. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

При Министерстве юстиции состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы1, а также Научный центр правовой информации. Центральным научным и учебным учреждением Министерства юстиции РФ является Российская правовая академия.

Основными задачами Минюста России являются:

  • разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
    нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
  • обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека – заместителя министра юстиции РФ;
  • организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
  • осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через зарубежный аппарат, и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности. Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Минюст России осуществляет следующие полномочия:

  • вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;
  • обеспечивает исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также международных договоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности;
  • участвует в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;
  • проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;
  • проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;
  • осуществляет в порядке, установленном Минюстом России, аккредитацию экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также определяет условия их аккредитации;
  • осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
  • осуществляет государственный учёт нормативных правовых актов субъектов РФ;
  • организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;
  • ведёт государственный реестр муниципальных образований РФ;
  • координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию РФ с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, включая организацию и проведение визитов делегаций Комитета в РФ, а также подготовку ответов на доклады Комитета по итогам этих визитов;
  • взаимодействует в установленном законодательством РФ порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами;
  • определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ, а также реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ;
  • принимает в порядке, установленном законодательством РФ, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • устанавливает порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы;
  • осуществляет на территории РФ функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами;
  • открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах РФ;
  • организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;
  • в соответствии с законодательством РФ осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
  • в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти осуществляет следующие правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния: координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет её методическое обеспечение;
  • составляет протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством РФ;
  • ведёт ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; реестр национально-культурных автономий; реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в РФ; государственный реестр казачьих обществ в РФ; реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ;
  • ведёт и публикует федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности;
  • предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию о зарегистрированных организациях.

В качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью осуществляет следующие функции:

  • разрабатывает предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, а также по вопросам правового информирования и правового просвещения населения;
  • принимает меры по обеспечению функционирования и развития государственной системы бесплатной юридической помощи, координирует деятельность участников этой системы и их взаимодействие;
  • утверждает форму отчёта адвокатов об оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи направляемому в адвокатскую палату субъекту РФ и устанавливает сроки его представления;
  • оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России, в порядке, установленном законодательством РФ для рассмотрения обращений граждан;
  • существляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России;
  • принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб законодательству РФ;
  • организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и федеральных государственных учреждений Минюста России;
  • организует и осуществляет кадровое обеспечение центрального и зарубежного аппаратов Минюста России и его территориальных органов, в том числе подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров; принимает участие в кадровом обеспечении подведомственных ему федеральных служб.

Устанавливает совместно с Министерством образования и науки РФ:

  • порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы;
  • согласовывает создание органами исполнительной власти субъектов РФ общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы;
  • обеспечивает проведение единой технической политики и развитие систем связи и автоматизированного управления в территориальных органах и федеральных государственных учреждениях и организациях Минюста России;
  • организует приём граждан, обеспечивает своевременное и в полном объёме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством РФ срок;
  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ или Правительства РФ.

Минюст России в целях реализации своих полномочий имеет право:

  • взаимодействовать в установленном порядке с палатами Федерального Собрания РФ по вопросам законо-проектной деятельности;
  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном законодательством РФ порядке территориальные органы и федеральные государственные учреждения и организации Минюста России;
  • заключать с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями соглашения о взаимодействии;
  • заключать в соответствии с законодательством РФ международные договоры РФ межведомственного характера по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  • обеспечивать реализацию программ правовой информатизации в территориальных органах и федеральных государственных учреждениях и организациях Минюста России, а также в подведомственных ему федеральных службах;
  • издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты (приказы, распоряжения и другие акты), обязательные для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами;
  • учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральных служб;
  • в случае выявления несоответствия действующего нормативного правового акта либо акта, содержащего правовые нормы и не прошедшего государственную регистрацию, Конституции РФ и законодательству РФ представлять в Правительство РФ предложение об отмене или о приостановлении действия такого акта вместе с обоснованием и проектом соответствующего распоряжения Правительства РФ.

Минюст России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, предусмотренных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Установленные ограничения полномочий Минюста России не распространяются на полномочия министра юстиции РФ по управлению имуществом, закреплённым за Минюстом России на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минюст России не вправе устанавливать не предусмотренные ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод человека и гражданина, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти предусмотрена Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ. Финансирование расходов на содержание Минюста России осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Добавить комментарий