Понятие платы за землю

Использование земли в РФ является платным. Принцип платного землепользования означает, что любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных ФЗ и законами субъекта РФ. Плата за землю — общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с реализацией права частной собственности и иных вещных прав на землю.

Основными формами платы за землю являются земельный налог и арендная плата.

Земельный налог представляет собой обязательный и индивидуально безвозмездный платеж. Является местным налогом и устанавливается НК, а также н.п.а. представительных органов муниц-х образований.

Законодательство о земельном налоге — это совокупность законодательных актов и принимаемых органами муниципальных образований н.п.а., связанных между собой нормами по установлению и взиманию земельного налога.

В основу определения суммы налога к уплате положена стоимостная характеристика объекта налогообложения — кадастровая стоимость земли. Налоговый период по земельному налогу — это календарный год. Предусмотрена возможность установления отчетного периода для уплаты авансовых платежей. (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года). Базовые ставки составляют: 0,3% — в отношении земель с/х назначения и земель жилищного фонда; 1.5% — в отношении прочих земель. Порядок исчисления земельного налога установлен в НК и определяется стандартно — как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В отношении земельных участков на условиях жилищного строительства установлены повышающие коэффициенты. К2 — в течение первых трех лет проектирования и строительства. К4 — в последующие периоды вплоть до момента гос-ой регистрации. Налоговая декларация и расчеты представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка до 1 февраля года.

Арендная плата предусматривается договорным путем, через достижения согласия сторон по вопросам размера, условий и сроков. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Арендная плата может взиматься в денежной или натуральной форме, отдельно или в составе общей аренды за все арендуемое имущество. Конкретные виды внесения арендной платы товарами, услугами или путем комбинированных выплат определяются дополнительным соглашением между сторонами.

При аренде земель, находящихся в гос-ой или муниц-ой собственности, компетентные органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Налоговые органы в своих разъяснениях отмечали, что арендодатели гос-ых и муниц-х земель в лице администраций районов и городов могут устанавливать любые размеры ставок арендной платы, в том числе и нулевые, и обращали внимание, что предоставление льгот в централизованном порядке на законодательном уровне относится только к земельному налогу, а не к арендной плате.

Одна из важнейших составных частей механизма экономического регулирования земельных отношений — платность пользования землей.

За земельные участки, находящиеся в собственности, пожизнен­ном наследуемом владении, бессрочном (постоянном) пользовании, взимается земельный налог, а за арендуемые участки — арендная плата.

В условиях рынка земли для ее купли-продажи может потребо­ваться банковский кредит. Это вызывает необходимость установле­ния нормативной или рыночной цены.

Земельный налог выражает отношения между обществом и зе­мельным собственником по поводу владения землей как государст­венного и общественного достояния, арендная плата за землю — это отражение отношений по поводу использования земельных угодий между собственниками земли и арендаторами. Нормативная цена земли выступает как категория, характеризующая процесс формиро­вания земельной собственности, а также является основой расчетов при возмещении ущерба, связанного с отчуждением земель и вынуж­денной их консервацией. Рыночная цена земли устанавливается на основе оценки размера вложенного в участок капитала или стоимости производимой на нем продукции, а также таких составляющих, как рентообразующая способность участка, объем и соотношение спроса и предложения на рынке земли, платежеспособный спрос населе­ния, инфляция, налоговые отчисления и другие факторы.

Современная система изъятия и использования рентных плате­жей, реализуемая через земельный налог, нормативную цену земли, арендную плату за пользование земельными участками, требует дальнейшего совершенствования. Так, в настоящее время доля пос­туплений от земельных платежей в федеральный и местные бюдже­ты чрезвычайно мала. Например, в доходной части бюджета России в 2010 г. доля поступлений от земельного налога и арендной платы за землю составила менее 1 %

Земля — один из древнейших объектов налогообложения. На протяжении всей истории развития налогового законодательства система налогообложения земли постоянно развивалась. В современной налоговой системе Российской Федерации укоренилось комплексное понятие — плата за землю, которое соответствует принципу платного землепользования.

Принятый 11 октября 1991 г. Закон РФ «О плате за землю» провозгласил целью введения платы за землю стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Плата за землю — общее название для всех видов обязательных платежей, уплачиваемых в связи с правом частной собственности и иных вещных прав на землю.

Законодатель выделяет три формы платы за землю: земельный налог, арендную плату и земельная рента.

Земельный налог

Земельный налог уплачивается собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, кроме арендаторов. Арендаторы уплачивают арендную плату. Что касается нормативной цены земли, обозначенной в Законе РФ «О плате за землю» в качестве третьей формы платы за землю, то она устанавливается для покупки и выкупа земельных участков, а также для получения под залог земли банковского кредита. Субъекты и объекты налогообложения. Любой налог задается комбинацией ряда элементов. С их помощью учреждается налог, определяется налоговое обязательство, т.е. устанавливается налогоплательщик (субъект налогообложения), предмет налогообложения (объект), размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Субъектами налогообложения являются предприятия, объединения, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе международные неправительственные организации, предприятия с участием иностранного капитала, иностранные юридические лица, а также российские граждане, иностранцы и лица без гражданства, которым земля предоставлена в собственность, владение, пользование на территории Российской Федерации.

Земельный налог за участки, перешедшие по наследству, платят наследники, принявшие наследство, с момента его получения. Таким образом, субъектами налогообложения могут быть как индивидуальные, так и коллективные субъекты. Государство ведет учет всех плательщиков земельного налога.

Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому отдельно пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

Не являются объектом обложения земельным налогом неиспользуемые несельскохозяйственные угодья (леса, лесозащитные полосы, болота, кустарники, под водой и т.д.) совхозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, других сельскохозяйственных предприятий, если они не предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам. Источником земельного налога может быть любой доход налогоплательщика, в том числе и доход, полученный от использования земельного участка, средства, полученные от реализации земли или ее части, и т.д. Земельный налог может уплачиваться и из заемных средств, но в этом случае заимствованные средства погашаются либо за счет дохода от земли, либо за счет средств, полученных от реализации земли.

Существенным элементом налога является ставка — размер налога на единицу налогообложения, которая устанавливается законодательством Российской Федерации. Законами РФ «Об основах налоговой системы» и РФ «О плате за землю» органам местного самоуправления предоставлена известная свобода в установлении размеров ставок земельного налога. Однако при этом следует учитывать, что согласно федеральному закону от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право устанавливать ставки налога только на территории муниципального образования, то есть на землях муниципальной собственности. Таким образом, на землях, находящихся в государственной собственности или за пределами муниципального образования, должны действовать ставки, утвержденные Законом РФ или субъекта Федерации. Законом РФ «О плате за землю» разрешено применение повышающих коэффициентов к землям определенных категорий. К ним относят: — курортные зоны; — земли городов — столиц республик в составе РФ, краевых и областных центров в зависимости от численности населения.

Ставка земельного налога зависит от трех основных параметров (характеристик) земельного участка:

  • 1) категории земли (земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, населенных пунктов и т.д.);
  • 2) местоположения земельного участка (транспортная доступность, близость к центру населенного пункта, степень развития инженерной и социальной инфраструктуры и т.д.);
  • 3) размера земельного участка (в соотношении с установленной нормой отвода земли).

Земельный налог имеет ряд преимуществ по сравнению с другими налогами. Благодаря тому, что объектом налогообложения является земельный участок с описанными в земельном кадастре границами, экономическими и качественными характеристиками, а также известен его правообладатель, то от него не возможно скрыться. Динамика поступления сбора земельных платежей, состоящих из земельного налога и арендной платы, показывает, что они постоянно растут и являются надежным источником поступления бюджетных средств, как для федерального бюджета, так и для бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований

Добавить комментарий