Понятие подзаконных актов

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Виды подзаконных актов:
    1. указы Президента РФ;
    2. постановления Правительства РФ;
    3. приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
    4. решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);
    5. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);
    6. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
    7. локальные нормативные акты.

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8-90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию.

Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов — акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

Локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Подзаконные акты —это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и оп­ределяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомо­гательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

1) Указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоре­чить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конститу­ции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномо­чий, предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законо­дательными нормами. Президент, будучи главой государства, при­нимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы изда­ются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочис­ленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного по­ложения) подлежат утверждению Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в офици­альных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного харак­тера);

2) Постановления Правительства РФ — обязательны к исполне­нию на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов РФ, а также указов Президен­та РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Предсе­дателем Правительства РФ и подлежат официальному опублико­ванию не позднее 15 дней со дня их принятия;


3) Приказы, инструкции, положения министерств, государст­венных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правитель­ства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной струк­туры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значе­ние, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной без­опасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т.п.;

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодатель­ных структур — Тюменской областной Думы);

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов го­сударственного управления (например, областных глав админи­страций, губернаторов и пр.);

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) ор­ганов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;


7) Локальные нормативные акты — это нормативные предписа­ния, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка)

Подзаконный акт – один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

1)нормативные указы Президента, которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

2)постановления Правительства. Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

3)ведомственные нормативные акты– нормативно-правовые акты общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений;

4)подзаконные акты органов местного самоуправления. К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.);

5)внутриорганизационные акты– такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1.Законность. Понимается как единая целенаправленность правотворчества органов государственной власти, которое должно осуществляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее оптимальных, отвечающих интересам общества правовых норм.

2 Компетентность. Нормативно-правовой акт должен составляться , компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3Четкость и непротиворечивость изложения. Это требование означает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона Это требование трудновыполнимо. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкции, разъяснения и т.д.).

4.Своевременность принятия. Одно из требований, позволяющих нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации» должен приниматься не позднее конца текущего года).

5.Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

Структура нормативного акта — это его строение. Одним из главных средств юридической техники является расположение нормативного материала в определенном порядке, его последовательная дифференциация. Структура нормативных актов обусловлена их содержанием. Поэтому единой схемы, пригодной для всех законодательных актов, не существует.

Если ориентироваться на крупные и сложные по содержанию нормативные акты, отражающие структуру отрасли права, то перечень структурных единиц будет весьма значительным. В небольших по объему нормативных документах, которые являются более простыми и по содержанию, нет необходимости использовать все структурные возможности для дифференциации нормативного материала. Перечислим все возможные единицы структурной организации текста нормативных актов:

заголовок;

оглавление;

преамбула;

часть;

раздел;

глава;

В государствах романо-германской правовой семьи и некоторых других правовых семьях кроме законов существует и другая группа нормативных правовых актов, именуемая подзаконными нормативными правовыми актами.

Подзаконный нормативный правовой акт — вид нормативного правового акта, который издается полномочным органом на основе и во исполнение закона.

Подзаконный нормативный правовой акт характеризуется следующими признаками:

  • • он основывается на положениях законов и нс должен им противоречить;
  • • имеется упрощенный, по сравнению с законом, порядок его принятия, опубликования и введения в действие;
  • • он быстрее реагирует на потребности интересов общества;
  • • нормы подзаконных нормативных правовых актов имеют, как правило, узкое (видовое) значение, в отличие от норм законов, которые имеют родовое значение.

Различные виды подзаконных нормативных правовых актов имеют, во-первых, различную юридическую силу, разную форму, однако все они, являясь подзаконными актами, находятся в иерархической зависимости от закона; во-вторых, помимо иерархической зависимости у всех подзаконных нормативных правовых актов имеется содержательная зависимость от закона, которая выражается в том, что закон регулирует наиболее важные отношения, он осуществляет первичное регулирование, а все менее значимые отношения регулируются подзаконными нормативными правовыми актами (вторичное регулирование).

Однако сфера регулирования подзаконными нормативными правовыми актами может быть не меньше, а даже больше сферы регулирования законом, они более глубоко проникают в деятельность субъектов права.

Подзаконные нормативные правовые акты дифференцируются на указы, постановления, решения, регламенты, приказы, инструкции и т.п.

Основная классификация подзаконных нормативных правовых актов основывается на принадлежности к органам, их издающим. Положение того или иного органа в системе органов государственной власти существенно влияет на юридическую силу подзаконного акта.

В Российской Федерации к подзаконным нормативным правовым актам относятся:

  • • указы Президента РФ;
  • • постановления Правительства РФ;
  • • акты федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
  • • акты органов местного самоуправления и др.

Указы и распоряжения Президента РФ. Особое место в системе нормативных правовых актов занимают акты Президента РФ. Издание указов и распоряжений Президентом РФ предусмотрено действующей Конституцией РФ.

Указы — нормативные акты, относящиеся к неопределенному кругу лиц. Распоряжения — как правило, акты индивидуального характера.

Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Будучи изданными в пределах компетенции Российской Федерации, акты Президента РФ имеют прямое действие и не нуждаются в каком-либо одобрении (ратификации) законодательных и исполнительных органов субъектов РФ.

По своим юридическим свойствам указы и распоряжения Президента РФ подразделяются на нормативные (содержащие нормы общего характера) и индивидуальные акты.

Нормативные указы и распоряжения заключают в себе общие правила, рассчитаны на неопределенный круг лиц и на многократность применения. Например, Указ Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»; Распоряжение Президента РФ от 16 апреля 2005 № 151-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне»; Распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 г. № 861-рп «О климатической доктрине Российской Федерации»; распоряжение президента РФ от 21 октября 2006 г. № 507-рп «О бланках документов к государственным наградам Российской Федерации и государственным наградам СССР» и др.

Индивидуальные указы и распоряжения, имея в своем содержании отдельные, конкретные правила поведения, обращены к конкретному лицу или лицам, издаются по конкретному случаю и рассчитаны на однократность применения. Например, Указ Президента РФ от 10 октября 2015 г. № 505 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 28 ноября 2014 г. № 741 «О награждении орденом Почета Медведева А. И.»; Распоряжение Президента РФ от 24 апреля 2003 г. № 200-рп «О поощрении Гнездилова В. С.» и др.

Важным является вопрос соотношения правовых актов Президента РФ с правовыми актами субъектов РФ. Он решается по аналогии с соотношением федеральных законов и законов субъектов РФ. В случае если правовые акты президента республики в составе Российской Федерации или иного главы субъекта РФ, изданные но предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречат актам Президента РФ, то действуют акты Президента РФ. Если же акт Президента РФ противоречит акту главы субъекта РФ, изданному по предмету ведения субъекта РФ, то действует акт главы субъекта РФ.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу. Будучи подзаконными актами, они не должны противоречить также федеральным конституционным законам. Вопрос о соответствии нормативных указов и распоряжений Президента РФ в случае необходимости решается Конституционным судом РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ. Правительство РФ издает акты, выступающие важным звеном правовой системы Российской Федерации. Решения Правительства РФ, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений на его заседании при наличии кворума и путем голосования.

Постановления — акты, имеющие нормативный характер. Распоряжения — акты по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера.

Постановление считается принятым, если за него проголосовало большинство списочного состава членов Правительства РФ, т.е. более половины всех членов Правительства РФ.

Что касается распоряжений, то они, как правило, принимаются по оперативным и другим текущим вопросам. Процедура принятия распоряжения на заседании Правительства РФ аналогична процедуре принятия постановления.

Постановления и распоряжения обычно подписываются Председателем Правительства РФ. Распоряжение может быть подписано первым заместителем Председателя Правительства РФ. Конституцией РФ предусмотрена возможность принятия распоряжений и единолично Председателем Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ всеми субъектами РФ, всей системой органов государственной власти: их должностными лицами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и др.

Акты Правительства РФ обязательны к исполнению всеми предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, учреждениями, организациями (независимо от форм собственности), а также гражданами.

К постановлениям Правительства РФ относятся, например, Постановление Правительства РФ от 27 октября 2007 № 709 «О координационных совещательных органах, образованных Правительством РФ»; Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. № 38 «Об утверждении правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации».

В качестве примеров распоряжений Правительства РФ можно привести распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)»; распоряжение Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 449-р «О внесении изменений в комплекс мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий, переход на принципы наилучших доступных технологий и внедрение современных технологий»; распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы».

Добавить комментарий