Понятие пособий

Понятие пособий

Конституция РФ в ст. 39 Конституция РФ Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. Ст. 39 рассматривает социальные пособия как составную часть системы социального обеспечения нетрудоспособных граждан.

Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально значимыми независимо от наличия у них каких-либо иных источников дохода.

Перечень пособий не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости осуществления социальной поддержки какой-либо категории граждан.

Виды и классификация пособий

В настоящее время в Российской Федерации действует достаточно разветвленная система государственных пособий и компенсационных выплат.

Существуют следующие виды пособий:

  • — Пособие по временной нетрудоспособности;
  • — пособия гражданам, имеющим детей: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка;
  • — Пособие по безработице;
  • — единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;
  • — единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей;
  • — единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
  • — социальное пособие на погребение;
  • — пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
  • — социальным пособия гражданам, уволенным с военной службы;

Пособия следует отличать от компенсационных выплат, которые адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

Российское законодательство предусматривает несколько видов компенсационных выплат (иногда при этом называя их пособиями или субсидиями):

  • — матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
  • — студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
  • — неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
  • — неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;
  • — пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;
  • — на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;
  • — на питание обучающимся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования;
  • — единовременное пособие вынужденным переселенцам;
  • — единовременное пособие беженцам;
  • — отдельным категориям инвалидов (на санаторно-курортное лечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств, на транспортное обслуживание);
  • — на оплату жилья и коммунальных услуг.

В отличие от пенсий, выступающих в качестве постоянного и основного источника средств к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).

Многочисленные пособия в системе социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям:

по целевому назначению;

  • — пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;
  • — пособия, предоставляемые как дополнительная материальная помощь;

по продолжительности выплаты пособия:

  • — единовременные;
  • — периодические (ежемесячные);

По родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные пособия:

  • — пособия по обязательному социальному страхованию;
  • — пособия по государственной социальной помощи;

по источнику выплаты пособия:

  • — из социальных внебюджетных фондов;
  • — из федерального бюджета и т.д.

Перечислим основные виды пособий, предусмотренные действующим законодательством, и нормативные акты, которыми регулируются условия и порядок их предоставления.

Пособие по временной нетрудоспособности:

Предоставление данного пособия регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию «Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному страхованию» утверждено постановлением президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984г. №13-6..

Пособия гражданам, имеющим детей:

  • — пособие по беременности и родам;
  • — единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • — единовременное пособие при рождении ребенка;
  • — ежемесячное пособие за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • — ежемесячное пособие на ребенка.

Условия и порядок предоставления указанных пособий регламентируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» Федеральный закон от 19.04.1991г. (ред. от 02.07.2013г. с изм. от 04.06.2014) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ (с изм. и доп.).

Пособие по безработице. Основными нормативными актами, регулирующими условия и порядок предоставления данного пособия, являются Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. №36-ФЗ (с последующими изм. и доп.) Федеральный закон от 20.04.1996г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». №36-ФЗ.

Единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения. Право граждан на выплату этих пособий установлено ст. 18 и 19 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с последующими изм.). Перечень поствакцинальных осложнений, дающих право гражданам на получение пособий, утвержден постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. №885, а Порядок выплаты этих пособий определен постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. №1113.

Единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей. Право медицинских работников на получение указанного пособия установлено Федеральным законом от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с последующими изм. и доп.).

Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом. Меры правовой и социальной защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, в том числе и право на получение единовременных пособий в случае причинения вреда здоровью или смерти, в настоящее время установлены Федеральным законом от 25 июля 1998 г. №130-ФЗ «О борьбе стерроризмом», а до его принятия вопросы социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом, регулировались постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г. №58.

Согласно указанному Закону в случае гибели при проведении контртеррористической операции лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие; в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, а в случае, если данное лицо получило ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, ему выплачивается единовременное пособие.

Социальное пособие на погребение. Выплата указанного единовременного пособия предусмотрена Федеральным законом от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с последующими изм. и доп.). Оно выплачивается в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному Законом.

Пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием. Правовое регулирование обеспечения страховыми пособиями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями осуществляется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и иными нормативными актами, прежде всего — постановлениями Правительства РФ, письмами, постановлениями и приказами ФСС РФ.

Обеспечение по страхованию осуществляется, в частности, в виде выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти, единовременного пособия (страховой выплаты) и ежемесячного пособия. Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из 60-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день такой выплаты; в случае смерти застрахованного пособие устанавливается в размере, равном 60-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному на день такой выплаты. Размер ежемесячной страховой выплаты (пособия), определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

Социальные пособия гражданам, уволенным с военной службы.

Военнослужащим по контракту при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:

  • а) менее 10 лет — в размере пяти окладов денежного содержания;
  • б) от 10 до 15 лет — в размере 10 окладов денежного содержания;
  • в) от 15 до 20 лет — в размере 15 окладов денежного содержания;
  • г) 20 лет и более — в размере 20 окладов денежного содержания.

Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы от 15 до 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение пяти лет выплачивается ежемесячное социальное пособие в размере.

Пособия следует отличать от компенсационных выплат. Эти выплаты адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина. В некоторых случаях законодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные термины (например, «пособие»), но предусматривает их компенсационный характер.

Государственный материальный резерв

Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенных для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом №79, «О государственном материальном резерве».

В состав государственного материального резерва входят:

1. Запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (мобилизационный резерв);

2. Запасы стратегических материалов и товаров;

3. Запасы материальных ценностей для обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным резервом, его территориальными органами и подведомственными организациями.

Выпуск материальных ценностей из государственного резерва для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании запроса федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции координации работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, на основании решения Правительства Российской Федерации. Восполнение в государственном резерве запасов указанных материальных ценностей обеспечивается за счет их получателей в установленные Правительством Российской Федерации сроки или в ином порядке

Сущность, роль и задачи материального обеспечения

Материальное обеспечение – это комплекс мероприятий, охватывающий производство, распределение, накопление, хранение и выдачу материальных средств при взаимодействии военного и гражданского секторов экономики для обеспечения пострадавшего населения, органов управления и сил ГО и РСЧС при их действиях по предназначению в чрезвычайных ситуациях.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)», основной задачей в области материального обеспечения является создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Руководящим органом материального обеспечения в РСЧС является Правительство Российской Федерации, координирующими – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти. Постоянно действующим органом управления на федеральном уровне является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), осуществляющее свою деятельность совместно с федеральными органами исполнительной власти.

Органы же территориального и местного самоуправления создают резервы материальных ресурсов (финансовых ресурсов для их приобретения) для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Руководящими органами на территориальном, местном уровне являются комиссии по чрезвычайным ситуациям (Республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов).

— Рабочим органом – Управления (Главные управления) по делам ГО и ЧС. В составе Управления имеется отдел материально-технического обеспечения,

Сущность материального обеспечения заключается в бесперебойном удовлетворении потребностей в материальных средствах при решении задач, стоящих перед ГО и РСЧС.

Цели организации материального обеспечения:

1. Заблаговременная подготовка и поддержание в постоянной готовности сил ГО и РСЧС;

2. Создание условий для быстрого перевода всей системы ГО с мирного на военное положение;

3. Проведения профилактических мероприятий по предупреждению возникновения ЧС;

4. Проведения материального обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении ЧС и ликвидации их последствий.

Основные задачи материального обеспечения мероприятий ГО и РСЧС:

1. Разработка и корректировка планов материального обеспечения мероприятий РСЧС и ГО;

2. Создание запасов материальных средств исходя из принципов разумной достаточности на складах;

3. Оснащение сил РСЧС и ГО материальными средствами в соответствии с табелизацией и содержание их в готовности к использованию по предназначению в ЧС;

4. Создание и подготовка органов управления и сил служб материального обеспечения ГО, предназначенных для осуществления материального обеспечения мероприятий и действий сил ГО и РСЧС в мирное и военное время;

5. Обеспечение всеми видами материальных средств для проведения АСДНР при ликвидации последствий ЧС;

6. Создание запасов, обеспечение продуктами питания и предметами первой необходимости населения, пострадавшего в результате ЧС.

Категории граждан – получателей пособий. В зависимости от этого признака различают пособия только работающим гражданам и иным категориям занятого населения и пособия для всех граждан. К примеру, пособие по временной нетрудоспособности наемным работникам выплачивается за счет средств обязательного социального страхования, но такое же пособие лицам, проходящим военную и приравненную к ней другую службу, выплачивают за счет средств государственного бюджета. Пособия для всех граждан выплачивается независимо от статуса лица. Например, единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается всем. В то же время имеется ряд пособий, которые выдаются некоторым категориям граждан, но из разных финансовых источников. Таковым является, например, пособие по беременности и родам. Оно выплачивается как работающим женщинам (по найму) и проходящим военную службу, службу в органах внутренних дел, так и безработным женщинам при выполнении ими определенных условий и пр. Первым названным категориям лиц оно выплачивается за счет средств обязательного социального страхования, вторым – за счет ассигнований из государственного бюджета и т. п. Это свидетельствует о том, что имеется классификация пособий по смешанным критериям: по видам пособий и их целевому предназначению и значимости.

Порядок определения размера пособий. В размерах, соизмеримых с заработком, выплачиваются в настоящее время пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам работающим женщинам. Переход к рыночным реформам в начале 1990-х гг. изменил подход к определению размеров пособий: они стали напрямую зависеть от величины минимального размера оплаты труда. С 1995 г. начинается постепенный отказ от этого принципа и наблюдается переход к установлению размера ряда пособий (всех, кроме пособия по беременности и родам, и то с изъятием для женщин, уволенных в связи с ликвидацией предприятий) в абсолютном выражении (в рублях) взамен ранее использовавшегося алгоритма установления пособий в процентном отношении к минимальному размеру оплаты труда. В последнее время появились пособия, выплачиваемые за счет региональных бюджетов, размер которых соотносится с величиной прожиточного минимума, устанавливаемого в регионе. Например, дополнительное единовременное пособие при рождении ребенка молодым семьям в Москве по Закону г. Москвы от 28 января 2004 г. № 4 «О молодежи» назначается в размере пятикратной величины прожиточного минимума – на первого ребенка, семикратной – на второго ребенка и десятикратной величины прожиточного минимума – на третьего и последующих детей.

Таким образом, ни один из вышеназванных признаков не является общим, родовым, универсальным для выявления сущности современных социальных пособий. В то же время они могут быть использованы в качестве уточняющих, дополнительных признаков при характеристике отдельных видов социальных пособий.

С учетом изложенного можно дать следующее общее определение социальных пособий: это гарантированные периодические, ежемесячные или единовременные денежные выплаты, предоставляемые гражданам за счет средств обязательного социального страхования и ассигнований из государственного бюджета в целях их материального обеспечения в связи с утратой заработка (или иного дохода) вследствие временной нетрудоспособности, беременности и родов, безработицы; материальная поддержка гражданам, имеющим детей, и в других случаях, указанных в законодательстве.

Изложенные выше признаки можно считать критериями для классификации пособий как системы денежных выплат по социальному обеспечению. Система социальных пособий, установленных федеральным законодательством, может быть представлена в следующем виде:

♦ пособие по временной нетрудоспособности (в том числе пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком);

♦ пособие по временной нетрудоспособности (в том числе пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком при карантине);

♦ пособие по беременности и родам;

♦ единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

♦ единовременное пособие при рождении ребенка;

♦ единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

♦ ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

♦ ежемесячное пособие на ребенка;

♦ социальное пособие на погребение (в том числе на умершего несовершеннолетнего и в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности);

♦ единовременное пособие семьям граждан, получивших свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании их беженцами;

♦ единовременное пособие семьям граждан, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами;

♦ единовременное пособие семьям с детьми граждан, погибших при участии в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом;

♦ единовременное пособие семье гражданина, умершего вследствие поствакцинального осложнения;

♦ единовременная страховая выплата семье граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, смерть которых наступила в результате несчастного случая на производстве;

♦ ежемесячная страховая выплата семье граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, смерть которых наступила в результате несчастного случая на производстве;

♦ социальное пособие малообеспеченным семьям, предоставляемое в порядке государственной социальной помощи;

♦ ежемесячное пособие супруге военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать в связи с уходом за детьми по состоянию их здоровья, связанному с условиями их проживания по месту военной службы супругов;

♦ единовременное пособие семье военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, в случае их смерти, наступившей при исполнении обязанностей военной службы;

♦ ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан;

♦ ежегодное пособие детям предыдущей категории на проведение летнего оздоровительного отдыха84
Несмотря на то что выплата названа пособием, по своей сути она является компенсационной выплатой.
;

♦ пособие по безработице;

♦ единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

♦ ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Итак, в основу построения системы социальных пособий заложены различные критерии их классификации, а именно: их цель, продолжительность выплаты, основания для их предоставления, источник средств, за счет которых выдаются пособия и компенсации, категорий граждан – получателей данных выплат, значимость и роль, которую они играют для граждан, и пр.

2.2. Общее понятие компенсационных выплат и их система

Материальная поддержка отдельным категориям граждан или членам их семьи может также оказываться и посредством компенсационных выплат по социальному обеспечению – социальных компенсаций85
Компенсация (от лат. compensatio) означает заменение, вознаграждение, возмещение.
.

Некоторыми отраслевыми законодательными актами предусматривается обеспечение граждан денежными компенсациями. Так, согласно ст. 164 ТК РФ, компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. В данном понятии ясна цель компенсационной выплаты – возмещение расходов, понесенных работником в связи с выполнением трудовой функции.

В законодательстве о социальном обеспечении нет такого обобщенного определения. Указание на существование подобных выплат можно встретить в различных нормативных актах. Чаще всего они упоминаются в актах комплексного характера, регулирующих разные общественные отношения. Отсутствует также и отраслевой законодательный акт, в котором были бы сведены все виды компенсационных выплат по социальному обеспечению.

На основе изучения многочисленных правовых актов, посвященных социальным компенсациям, очевидно, что эти выплаты представляют собой либо форму повышения размеров существующих социальных пособий, либо самостоятельную форму обеспечения. В первом случае компенсационные выплаты по своей природе и сути не отличаются от пособий – они возмещают потерю заработка (или иного трудового дохода). Во втором случае социальные компенсации возмещают дополнительные расходы граждан, вызванных рядом жизненных обстоятельств. Поэтому само понятие таких социальных выплат выводится из всего массива нормативных правовых актов и может быть сформулировано следующим образом. Социальные компенсации – это денежные выплаты отдельным категориям лиц в целях возмещения потери заработка или иного трудового дохода либо компенсации дополнительных расходов, вызванных различными жизненными обстоятельствами.

Появление социальных компенсаций в области социального обеспечения обусловлено главным образом снижением общего уровня жизни населения, вызванного причинами экономического характера в стране. Наличие подобных социальных выплат в целом свидетельствует о неблагополучном материальном положении большого числа лиц. Увеличение компенсационных выплат свидетельствует о снижении уровня жизни населения.

Изложенные выше признаки классификации пособий могут быть применены и при выделении существующих компенсационных выплат по социальному обеспечению и их системы.

К социальным компенсациям можно отнести следующие основные денежные выплаты:

♦ ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

♦ ежемесячные компенсационные выплаты за время академического отпуска обучающимся лицам;

♦ ежемесячные компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;

♦ ежемесячные компенсационные выплаты женам лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы;

♦ ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

♦ компенсации гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных аварий и катастроф;

♦ компенсации безработным гражданам;

♦ компенсации гражданам, работающим с химическим оружием;

♦ компенсации вынужденным переселенцам;

♦ компенсации лицам, подвергшимся политическим репрессиям;

♦ ежемесячные компенсации при возникновении поствакцинальных осложнений;

♦ компенсации пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расходов по проезду;

♦ компенсационные выплаты на питание учащимся;

♦ компенсационные выплаты судьям на приобретение проездных документов после их ухода или отставки.

Итак, наряду с пособиями существует система компенсационных выплат (компенсаций) по социальному обеспечению.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте общее понятие пособия по социальному обеспечению.

2. Назовите признаки (критерии) классификации пособий.

3. Что такое компенсация по социальному обеспечению?

4. Какие денежные компенсации входят в систему социальных компенсаций?

Глава 3. Пособие по временной нетрудоспособности

3.1. Понятие пособия по временной нетрудоспособности и круг лиц, имеющих право на него

Одним из самых распространенных видов социального обеспечения среди работающих граждан как застрахованных в системе обязательного социального страхования при их болезни, травме или в иных законодательно установленных случаях является периодическая социальная выплата – пособие по временной нетрудоспособности.

Законодательно закрепленной правовой дефиниции пособия по временной нетрудоспособности нет. Сам термин «пособие по временной нетрудоспособности» – довольно емкое понятие. Оно включает в себя материальное обеспечение застрахованных лиц не только при временной утрате ими своей трудоспособности, но и в ряде случаев временного освобождения их от выполнения своих трудовых или служебных обязанностей при отсутствии самого факта утраты трудоспособности.

Материальное обеспечение застрахованных лиц в связи с временной нетрудоспособностью законодательно установлено в следующих случаях:

♦ утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;

♦ осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении.

К случаям обеспечения этими пособиями вне зависимости от факта утраты трудоспособности застрахованных лиц относятся:

♦ необходимость осуществления ухода за больным членом семьи;

♦ карантин застрахованного лица;

♦ карантин ребенка застрахованного лица в возрасте до семи лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

♦ долечивание застрахованного лица в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории России, непосредственно после стационарного лечения.

Таким образом, временная нетрудоспособность застрахованного лица – это невозможность выполнять полностью или частично возложенные на него трудовые (служебные) обязанности ввиду нарушения функций организма, карантина, протезирования, санаторно-курортного лечения либо осуществления им ухода за больным членом своей семьи в течение относительно непродолжительного времени.

Использование термина «пособие по временной нетрудоспособности» во всех перечисленных случаях объясняется тем, что в действующем законодательстве есть ряд общих правил, применяемых независимо от оснований временного освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей с выдачей листка нетрудоспособности.

Целевое предназначение данного вида социального обеспечения позволяет сформулировать следующее его определение: пособие по временной нетрудоспособности – это денежная выплата, предоставляемая работнику или другому лицу, подлежащему обязательному социальному страхованию, с целью возмещения временно утраченного заработка (трудового дохода) в случае болезни, травмы, увечья или санаторно-курортного лечения работника, ухода за больным членом его семьи, карантина и протезирования и выплачиваемая за счет специально для этого предназначенных средств ФСС России, работодателя или федерального бюджета.

Социально-страховой характер и цель пособия предопределяют круг застрахованных лиц, имеющих право на данное пособие. К ним относятся российские граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России, а именно:

♦ лица, работающие по трудовым договорам, считаются застрахованными со дня, с которого должны были приступить к работе в соответствии с трудовым договором, либо со дня фактического допуска к работе в соответствии с ТК РФ. Иными словами, если в заключенном трудовом договоре была указана дата начала работы, а гражданин стал временно нетрудоспособным до наступления этой даты, то право на такое пособие у него возникает только с того дня, в который он должен был приступить к работе;

♦ государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

♦ адвокаты, индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и при условии уплаты в течение шести месяцев страховых взносов в ФСС России;

♦ лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду;

♦ иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в ФСС России.

Право на данное пособие имеют также и совместители (ранее они не имели такого права).

До настоящего времени нет общего законодательного акта, нормы которого регулировали бы все отношения по обеспечению граждан данными пособиями. Поэтому применяются акты различной иерархии, принятые в разное время. К таковым, например, относятся: федеральные законы от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле», от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих», от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 7 августа 2000 г. «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», от 29 декабря 2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»; указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации86
Например, Положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г.
, иные нормативные правовые акты.

В связи с тем что вопросы обеспечения застрахованных лиц пособиями по обязательному социальному страхованию переданы ФСС России, необходимо также руководствоваться нормативными правовыми актами, издаваемыми данным Фондом. Причем, согласно Указу Президента РФ от 20 марта 2001 г. «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации», акты ФСС России нормативного характера должны пройти обязательную регистрацию в Минюсте России87
См. также постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», разъяснения Минюста России от 4 мая 2007 г. № 88 «О применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
.

3.2. Основания и порядок выдачи листа нетрудоспособности

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является лист нетрудоспособности (больничный лист)88
Форма бланка листа нетрудоспособности утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 347н.
.

Лист нетрудоспособности выдается не только застрахованным лицам, но и иным категориям лиц, а именно:

♦ подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами при условии уплаты ими или за них страховых взносов в ФСС России;

♦ тем, у кого заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования;

♦ женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращением полномочий частного нотариуса и прекращением статуса адвоката, у которых беременность наступила в течение 12 месяцев до признания их в установленном порядке безработными;

♦ гражданам, признанным безработными и состоящим на учете в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости, в случае заболевания, травмы, беременности и родов, и др.

Правом выдачи больничных листов наделены только следующие категории медицинских работников:

♦ лечащие врачи медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности;

♦ фельдшеры и зубные врачи медицинских организаций (в отдельных случаях по решению органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, согласованному с региональным отделением ФСС России);

♦ врачи, занимающиеся частной медицинской практикой, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности;

♦ лечащие врачи специализированных (противотуберкулезных) санаториев при наличии лицензии на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности;

♦ лечащие врачи клиник научно-исследовательских учреждений (институтов), в том числе клиник научно-исследовательских учреждений (институтов) протезирования или протезостроения, по согласованию с Минздравсоцразвития России.

Не имеют права выдачи больничных листов медицинские работники следующих учреждений, связанных с охраной здоровья населения:

♦ учреждений скорой медицинской помощи;

♦ учреждений переливания крови;

♦ приемных отделений больничных учреждений;

♦ врачебно-физкультурных диспансеров;

♦ бальнеологических лечебниц и грязелечебниц;

♦ учреждений здравоохранения особого типа (центров медицинской профилактики, медицины катастроф, бюро судебно-медицинской экспертизы);

♦ учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Лист нетрудоспособности открывается и закрывается, как правило, в одной медицинской организации. При направлении на лечение в другую медицинскую организацию больничный лист может быть продлен и закрыт медицинской организацией, в которой продолжалось лечение гражданина. Лицам же, находящимся вне места регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания), лист выдается (продлевается) с разрешения главного врача медицинской организации либо его заместителя с соответствующей записью в медицинской карте больного и листе. При продолжении нетрудоспособности лист выдается с учетом дней, необходимых для проезда к месту регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания).

Документы, подтверждающие временную нетрудоспособность граждан в период их пребывания за границей (после легализированного перевода), по решению врачебной комиссии медицинской организации заменяются на больничные листы установленного в России образца (при личном обращении граждан в медицинскую организацию или по месту работы).

По общему правилу больничный лист при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей лицом трудоспособности, единолично выдается медицинским работником на срок до 15 календарных дней (до следующего осмотра) и продлевается на срок до 30 календарных дней. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 30 календарных дней, больничный лист выдается по решению врачебной комиссии.

В отдаленных районах сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по решению органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации выдача больничных листов может быть разрешена лечащему врачу медицинской организации до дня восстановления гражданином трудоспособности либо до направления его на медико-социальную экспертизу.

Фельдшер или зубной врач также может единолично выдать больничный лист единовременно на срок до 15 календарных дней и продлевать его на срок до 10 календарных дней, в исключительных случаях после консультации с врачебной комиссией медицинской организации (по подчиненности) – до 30 календарных дней (с обязательной записью о проведенной консультации в первичной медицинской документации). При сроке временной нетрудоспособности, превышающем 30 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи больничного листа осуществляется врачебной комиссией.

Врачи, занимающиеся частной медицинской практикой, при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 30 календарных дней, направляют гражданина на врачебную комиссию в медицинскую организацию по месту его прикрепления или регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания) для продления больничного листа.

При благоприятном прогнозе больничный лист решением врачебной комиссии может быть выдан до дня восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, а в отдельных случаях, например при травме, состоянии после реконструктивных операций, туберкулезе, – на срок не более 12 месяцев, с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже чем через 30 календарных дней.

Если лечение осуществляется в амбулаторно-клинических условиях, больничный лист выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь период временной нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни.

По просьбе больного медицинским работником может быть указано время выдачи больничного листа. При этом не допускается его выдача за прошедшие дни, когда лицо не было освидетельствовано медицинским работником. Выдача больничного листа за прошедшее время может осуществляться в исключительных случаях по решению врачебной комиссии при обращении лица в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому.

В случаях обращения за медицинской помощью после окончания рабочего времени (смены) по желанию больного дата освобождения от работы в листе нетрудоспособности может быть указана со следующего календарного дня. Если же лицо было направлено в медицинскую организацию из здравпункта и признано нетрудоспособным, больничный лист нетрудоспособности выдается с момента обращения в здравпункт при наличии медицинских документов, подтверждающих его нетрудоспособность.

Лицам, нуждающимся в лечении в специализированной медицинской организации, больничный лист выдается непосредственно в этой организации. В исключительных случаях лист выдается медицинским работником при направлении лица в специализированную медицинскую организацию соответствующего профиля для продолжения лечения.

Временно нетрудоспособным лицам, направленным на консультацию (обследование, лечение) в медицинскую организацию, находящуюся за пределами административного района, по решению врачебной комиссии, направившей его, выдается больничный лист на число дней, необходимых для проезда к месту нахождения организации.

При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет больничный лист выдается со дня окончания указанных отпусков, если временная нетрудоспособность продолжается.

При временной нетрудоспособности лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, работающих на условиях неполного рабочего времени или на дому, больничный лист выдается на общих основаниях.

Если временная нетрудоспособность лица наступила в период ежегодного оплачиваемого отпуска, больничный лист выдается на общих основаниях.

Больничный лист не выдается гражданам:

♦ обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлены признаки временной нетрудоспособности;

♦ проходящим медицинское освидетельствование, медицинское обследование или лечение по направлению военных комиссариатов;

♦ находящимся под стражей или административным арестом;

♦ проходящим периодические медицинские осмотры (обследования), в том числе в центрах профпатологии;

♦ при хронических заболеваниях вне обострения (ухудшения), проходящим обследование, принимающим различные процедуры и в амбулаторно-клинических условиях;

♦ учащимся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждений послевузовского профессионального образования89
В случае заболевания (травмы, отравления) учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждений послевузовского профессионального образования для освобождения от учебы выдается справка.
.

В случае заболевания (травмы, отравления) учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждений послевузовского профессионального образования в период проведения оплачиваемых работ при прохождении производственной практики, а также в случае выполнения ими работы по трудовому договору больничный лист выдается на общих основаниях.

Для отдельных случаев временной нетрудоспособности, например при беременности и родах, при санаторно-курортном лечении, уходе за больным членом семьи, установлены специальные правила выдачи больничного листа90
Порядок выдачи листов нетрудоспособности, согласно Приложению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н.
.

Добавить комментарий