Понятие права правоведение

Право система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантированных государственной властью, регулирующих общественные отношения посредством установления прав и обязанностей субъектов. Типы правопонимания подходы к категории права, осмыслению правовой реальности, поиску оснований права. Признаки права характерные черты, свойства права, подчеркивающие его сходство и отличие с иными социальными регуляторами (моралью, религией и т.д.). Объективное (позитивное) право совокупность установленных государством правовых норм. Субъективное право (правомочие) мера возможного поведения субъекта права. Принципы права основные, исходные, руководящие идеи, выражающие смысл, содержание и социальное назначение права. Функции права главные направления воздействия права на общественную жизнь. Правовая система совокупность основных правовых явлений общества в их единстве и взаимосвязи (правовые институты, нормы, правоотношения и правосознание).

Действующее законодательство, регулирующее общественные отношения, чрезвычайно объемно. Так, только в 2012 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ приняла свыше 400 законов. Кроме того, существуют множество законов субъектов РФ, сотни тысяч ведомственных нормативных правовых актов. Всего в «сухом остатке» — свыше 1 млн. действующих на территории РФ правовых документов. А ведь есть еще и международные договоры и соглашения.

Спросим себя: и все это — право? Можно ли каждый отдельно взятый нормативный правовой акт, принятый компетентным государственным органом и действующий на территории государства, назвать высоким словом «право»?

Разные юристы дают различные ответы на этот вопрос. Одни (их называют легистами, нормативистами или позитивистами) полагают, что всякий законно установленный нормативный правовой акт должен быть отнесен к праву. Другие (сторонники теории естественного права) дают более сложный ответ. Они обращают внимание, что в истории права были случаи, когда государство устанавливало «драконовские» нормы, нарушавшие права человека (например, нацистские законы, действовавшие в Германии с 1933 по 1945 г.). С точки зрения этих авторов, далеко не все, что установлено государством, может именоваться правом. Из-под пера законодателя могут выходить противоправные, правонарушающие законы и постановления.

Так что же следует называть правом? Каковы отличительные черты и признаки этого явления? Ответам на эти вопросы и будет посвящена настоящая тема.

В юридической теории и практике термин «право» используется в двух разных значениях — объективном и субъективном.

Под объективным правом понимается система действующих правовых норм, установленных государством. Это законы, указы, постановления правительства и другие нормативные правовые акты, принятые компетентными органами государства. Термин «объективное право» означает, что право в данном случае рассматривается как система норм, внешняя по отношению к человеку и в каждый отдельно взятый момент времени независимая от него.

Субъективное право, напротив, обозначает правовые возможности, принадлежащие субъекту права, например гражданину. Права собственности на вещи, машину, квартиру, семейные права, права автора, право избираться и быть избранным и многие другие — все это субъективные права гражданина. Как будет показано ниже, в теме 11 «Правовые отношения», субъективные права имеют определенную структуру, могут подразделяться на части — правомочия.

Несмотря на видимые различия, между объективным правом и субъективными правами существует глубокая внутренняя связь. Они имеют сходные признаки, которые будут рассматриваться ниже. Если объективное право — это фундамент свободы общества, в основе которой лежат законность, порядок и дисциплина, то субъективное право — маленький «кусочек» свободы, принадлежащий конкретному гражданину. Свобода общества и свобода личности, как известно, тесно связаны между собой: если нет объективной, основанной на законе свободы в обществе, не будет и субъективных прав и свобод, принадлежащих гражданам. Верно и обратное: свобода в обществе складывается из маленьких субъективных прав и свобод, принадлежащих каждому из нас.

Право регулирует лишь поведение, т.е. внешние отношения между людьми. Право не может предписать испытывать определенное нравственное отношение к другим людям. Например, норма «должно любить своих родителей», будучи закрепленной в законодательном акте, не станет правовой, оставшись моральной.

Исходя из того, что право регулирует лишь поведение между людьми, оно не может изменить законы природы, например создать техническую норму получения серной кислоты.

Действительность технических норм не зависит от закрепления их в нормативных текстах. Право лишь может зафиксировать социально-технические нормы — нормативы изготовления пищевой или иной продукции. Однако это технические нормы, обеспеченные принудительной силой государства, но не правовые по сути.

Право есть совокупность правомочий и обязанностей. В отличие от морали, говорящей прежде всего об идее долга (обязанности), право состоит из двух противоположных начал — правомочий (мер возможного поведения) и обязанностей (мер должного поведения). «Правомочие» и «обязанность» — два не выводимых друг из друга понятия: из того, что субъект может сделать, нельзя заключить, что он должен. Наиболее ярко такое соотношение иллюстрирует частное право. В публичном же праве правомочие и обязанность сливаются в понятии властного полномочия, становятся правообязаностями.

Признаки права. Под правом мы понимаем систему общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантированных государственной властью, регулирующих общественные отношения посредством установления прав и обязанностей субъектов (см. интеллектуальную карту 02-01). Рассмотрим более детально основные признаки права, отраженные в этом определении.

Системность проявляется в разграничении функций норм, институтов, отраслей права и их внутренней согласованности между собой. Системный подход — детище XX в. С точки зрения системного подхода общество представляет собой сложную, полиструктурную самоорганизующуюся систему. Согласованное функционирование этих систем обеспечивается в том числе с помощью права, юридических норм.

Но для того чтобы поддерживать системность общественных отношений, право само должно быть системой, причем более высокого порядка, иначе оно может не повысить, а только понизить уровень системности.

В ходе законотворчества (в силу спешки, политической конъюнктуры, низкой квалификации законодателей) системность права может утрачиваться. Это очень плохо, так как право теряет одно из важнейших свойств: вместо того, чтобы восстанавливать и поддерживать системность, оно начинает вносить элементы дезорганизации в общественную жизнь.

Общеобязательность — обязательность норм права для всех — включает два элемента.

Во-первых, общий характер норм права, адресованных не кому-то конкретно, а неопределенному кругу лиц. Этот признак отличает нормы права от индивидуальных актов (приказов, распоряжений, приговоров, решений), адресованных персонально определенным лицам. Во-вторых, та особенность, что норма права обязательна для исполнения независимо от намерений и желания субъекта.

Общеобязательность права не означает императивности каждой без исключения юридической нормы. Право — сложная система норм. Наряду с нормами императивными оно содержит нормы диспозитивные (допускающие выбор модели поведения), управомочивающие, нормы-принципы, нормы-декларации и даже нормы-рекомендации. О них пойдет речь в теме 10 «Нормы права».

Формальная определенность — точность, конкретность, формализованность правовых предписаний: если кому-то предоставляются права, должно быть ясно, кому и в каком объеме; если на кого-то возлагается обязанность, должно быть понятно, какая и в чем именно она заключается.

Формальная определенность подразделяется на два связанных между собой признака — формальность и определенность.

Формальность — текстуальная закрепленность юридических норм, наличие ясных и точных источников, в которых можно получить сведения и удостовериться в существовании юридической нормы. Свойство формальности права возникло в древности: свиток, особая бумага или пергамент, восковая или сургучная печать. Казалось бы, зачем эта «театральщина»? Для чего это? Для красоты?

Нет, исходя из сугубо практических потребностей: чтобы отсечь самозванцев, объявлявших ложные указы и подбивавших людей на бунты. Из истории известно: таких хватали и казнили как злейших врагов. Сегодня исторические корни формальности права подзабылись, но на первый план вышло другое обстоятельство: появились официальные источники информации о действующем праве: «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета», «Парламентская газета», официальные ведомственные издания. Существует и официальный электронный источник правовой информации: интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Определенность — это точность, конкретность нормативных предписаний. В обыденной речи люди довольно часто допускают неконкретные выражения. Право не может быть неопределенным.

Норма, не обладающая качеством определенности, не может выполнять функции права.

Гарантированность государственным принуждением — еще одно важнейшее качество права, отличающее его от религиозных норм, норм морали, нравственности, норм общественных организаций и др. Оно предполагает наличие санкций — мер государственно-правового воздействия за совершенное правонарушение и наличие особого правового механизма, который обеспечивает применение санкций за нарушение норм права.

Гарантированность государственным принуждением не следует обязательно понимать как принуждение и наказание. Наказание правонарушителей — важная, но единственная функция права.

Не менее значимые функции — правовосстановительная, предупредительная и воспитательная.

Подробнее об этом см. ниже.

Таковы основные признаки права. Они описывают наиболее существенные особенности социального явления, которое мы называем правом. Признаки права составляют содержание понятия права как научной категории. От понятия права надо отличать определение права.

Определение — лаконичная, сжатая, емкая формулировка, раскрывающая содержание понятия «право». Понятие «право» — одно, а его определений может быть много.

Принципы права. Под принципами права понимаются основные, исходные, руководящие идеи, выражающие смысл, содержание и социальное назначение права. Развитие права можно в каком-то смысле сравнить со строительством небоскреба: сначала возводится стальной или железобетонный каркас, затем пустоты заполняются более легким стеновым материалом. Принципы — это «стальной каркас» права, руководящие идеи, которые пронизывают все содержание права.

Иногда принципы прямо закрепляются в нормах права (равенство граждан перед законом и судом, гласность судебного разбирательства), иногда они прямо не закрепляются, а выводятся из норм права логическим путем (неразрывная связь прав и обязанностей), но в любом случае они присутствуют в праве и играют в нем очень важную роль.

Значение принципов права в том, что они являются ориентирами:

  • для законодателя: разрабатывая новые нормы права, законодатель должен соблюдать принципы права;
  • правоприменителя: при отсутствии норм права (пробеле) дело может решаться, исходя из принципов права;
  • каждого человека: граждане не всегда знают конкретные нормы, но неплохо ориентируются в принципах права (например, при перерасчете пенсии ее размер уменьшился: такого не должно быть, поскольку ст. 55 Конституции РФ не допускает отмену или умаление прав граждан — это принцип права).

Рассмотрим некоторые наиболее важные принципы права.

Формальное равенство считается одним из важнейших признаков права, отличающих его от норм морали. В силу той формальности, что право регулирует лишь внешние отношения между людьми, оно чаще всего (особенно в частном праве) относится к субъектам права безлично, полагая их равными.

Во многих сферах, где мораль дифференцирует людей в силу их имущественного положения, физических и интеллектуальных способностей, вероисповедания, пола, право стремится сгладить эти различия. Иногда говорят, что право устанавливает равенство возможностей, однако это не совсем верно, поскольку право не устанавливает, а лишь провозглашает равенство возможностей.

Посредством закрепления формального равенства право нивелирует фактическое неравенство между людьми и в связи с этим препятствует подавлению слабых более сильными.

Принцип формального равенства, распространяющийся на всех граждан вне зависимости от их происхождения, пола, имущественного положения, стал общепризнанным благодаря историческому развитию общества, становлению таких доктрин, как либерализм, социализм и т.д.

Всеобщность данного принципа, его распространимость на всех субъектов права носит исторический, а не вневременной характер. Существовали правовые системы, отрицавшие всеобщность формального равенства. Например, в средневековой Европе члены различных сословий были неравны между собой, даже внутри сословий существовали различные по своему правовому статусу группы. В исторической перспективе не исключено появление идеологий, отрицающих всеобщность принципа формального равенства.

Справедливость — один из базовых принципов права. Справедливость в общем и целом обозначает «воздаяние равным за равное», т.е. равное возмездие к субъектам, чья тяжесть деяний сходна между собой, а также равную награду за равную доблесть, одинаковую цену за одинаковые по стоимости товары и т.д. Развивая воззрения Аристотеля, можно сказать, что справедливость может быть уравнивающей («равное для равных»), т.е. как соразмерность обмениваемых благ в частном праве, либо распределяющей («неравное для неравных»), т.е. как справедливость награды для отличившихся.

Многозначность данного термина делает затруднительным квалификацию справедливости в качестве правовой категории. Хотя справедливость в правовой сфере рассматривается преимущественно как равенство, в сфере морали она обозначает не только равенство, но и милосердие. Требования социальной справедливости означают во многом требования социального милосердия, а не только правового, формально равного отношения ко всем людям.

Таким образом, можно определить право как систему общеобязательных, формально определенных норм, обеспеченных принудительной силой со стороны государства и в настоящее время регулирующих отношения между людьми по принципу формального равенства. Право устанавливает правомочия и обязанности субъектов права.

Типы правопонимания. На основе рассмотрения понятия, признаков и принципов права можно вернуться к вопросу о том, какое содержание вкладывает юридическая наука и практика в понятие «право». И вновь приходится констатировать многообразие типов понимания права (см. интеллектуальную карту 02-02).

По мнению юридических позитивистов, внутреннюю последовательность праву придают формальная непротиворечивость его норм, соответствующих друг другу, последовательность их принудительного применения властным аппаратом. Сторонники доктрины естественного права видят в праве логическое развертывание изначальной, разумной, справедливой идеи.

Социологическая юриспруденция связывает право с наглядностью и убедительностью юридического опыта. Историческая школа права видит универсальное оправдание права в его соответствии духу народа. Среди современных правовых доктрин выделяются те, что в противовес рационализаторским стремлениям упомянутых выше теорий исследуют право как неравновесную систему. К таковым можно отнести школу экономического анализа права, школу критических правовых исследований, феминистскую юриспруденцию, правовую синергетику и др.

Становится все более очевидным, что единого, универсального для всех понимания права не существует. В сфере законотворчества, правоприменения и государственного управления под правом понимаются главным образом юридические нормы. Юридическая наука (в том числе социология права) анализирует связь права с жизнью, стремится охватить, помимо норм, реальные правовые отношения. В сфере юридического образования естественно считать правом не только нормы, но и правосознание — обыденное и профессиональное. Для правозащитной деятельности неизбежна адресация к гуманистическим идеалам и ценностям, лежащим в основе норм права, представленным в том числе в форме естественных прав и свобод человека и гражданина.

Унифицировать все эти подходы в единую, всеохватывающую, обязательную для всех дефиницию права невозможно, да и, пожалуй, не нужно.

Функции права. Под функциями права принято понимать основные направления воздействия права на общественную жизнь. В юридической науке функции права рассматриваются в различных аспектах, в том числе с точки зрения их юридического содержания. В этом разрезе разграничиваются три функции права (см. интеллектуальную карту 02-03).

Статическая функция заключается в закреплении общественных отношений. Назначение права в этом аспекте — обеспечить стабильность, незыблемость общественных отношений (власти, собственности, правосудия и др.).

Динамическая функция подразумевает развитие общественных отношений. Если бы право осуществляло только статическую функцию, то оно «законсервировало» бы общественную жизнь.

Но в жизни постоянно происходят позитивные изменения, которым право помогает: совершенствуется государственное управление, появляются новые виды экономической и социально-культурной деятельности, инновационные материалы и технологии и т.д.

Охранительная функция заключается в том, что право активно борется с правонарушениями, противоправным поведением, дезорганизующим общественную жизнь, защищает правовые ценности граждан, коллективов, государства и общества в целом.

Право и правовая система. С практической и теоретической точек зрения важно отличать право от более широкой категории правовой системы, под которой понимается совокупность всех правовых явлений того или иного общества в их единстве и взаимосвязи.

«Правовая система» — предельно широкое понятие, перечислить все без исключения ее элементы вряд ли возможно. Тем не менее можно указать основные элементы правовой системы (см. интеллектуальную карту 02-04). К их числу относятся следующие.

Юридические нормы. Это нормативный элемент правовой системы (законы, указы, правовые обычаи, традиции, прецеденты). Более подробно они будут рассматриваться ниже, в темах 5 «Формы (источники) права» и 10 «Нормы права».

Правовые институты (учреждения). Нормы создаются и реализуются не сами по себе, а посредством деятельности правовых институтов (в широком смысле слова — учреждений) — законотворчества, правосудия, третейского суда, надзора и контроля, исправительно-трудовой системы, поручительства и т.д. Институциональная часть правовой системы будет рассматриваться ниже, в темах 7 «Нормотворчество», 12 «Реализация и применение права», 14 «Юридическая ответственность» и др.

Правоотношения. Право живет лишь постольку, поскольку реализуется в правовых отношениях — деятельности государственных органов и должностных лиц, правовой практике судебных, арбитражных, прокурорских и административных органов, правовых процедурах и ритуалах, выборах, голосованиях, самозащите, необходимой обороне и проч. Этот аспект правовой системы будет рассмотрен ниже, в теме 11 «Правовые отношения».

Правосознание. Правовое поведение носит сознательный характер, а право является одним из элементов духовной жизни общества. Соответственно, в правовую систему включается правосознание — правовая идеология, правовая психология, обыденное правосознание, правосознание чиновников и служащих, профессиональное правосознание, правовая культура в целом, правовые легенды, мифы, литература, искусство, кинематограф и т.п.

Все перечисленные и многие другие элементы, взятые в совокупности, образуют правовую ткань общества, которую мы называем правовой системой. Изучением и сравнением различных правовых систем занимается особая юридическая наука — сравнительное правоведение, или юридическая компаративистика.

Стр 1 из 6

Понятие, предмет, объект, система правоведения.

Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Объект правоведения – государство и право, государственно-правовые явления.

Предмет правоведения — это общественные отношения, урегулированные при помощи права.

Система правоведения включает:

1. теоретико-исторические науки – изучают наиболее общие закономерности, процесс развития и познания гос-х правовых явлений (теория государства и права, история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений);

2. отраслевые юридические науки – это основной по объему блок юрид. дисциплин, который исследует конкретные юрид. учреждения и предписания, а так же соответствующую им практику (конституционное право, международное право, гражданское право, уголовное право и др.);

3. межотраслевые юридические науки, изучающие деятельность некоторых государственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор);

4. прикладные (специальные) юридические науки, использующие данные других наук (криминалистика, судебная медицина, судебная психология).

5. науки, изучающие зарубежное государство и право (Римское право, конституционное право зарубежных стран)

6. международное право – юрид. дисциплина, изучающая правовые установления, складывающаяся на основе межгосударственных соглашений и состоящая из 2х частей:

А) международное публичное право – регулирует взаимоотношения м/д гос-ми и международными органами

Б) международное частное право – рег-етимущественные и личные неимущественные отн-ния м/д гражданами и органами различных стран.

Понятие и социальное назначение права.

Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих, обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни, волю общества, охраняемая от нарушений возможностями гос. принуждения и являющаяся гос. регулятором общественных отношений.

Право — это совокупность социальных норм, установленных и охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Общее социальное назначение права состоит в обеспечении функционирования общества как единого целого. Право способствует гармонизации и сочетанию интересов различных социальных групп и отдельных лиц. Ценность права состоит в том, что оно выражает идеи добра, правды, справедливости и свободы, общечеловеческие идеалы.

Социальная ценность права выражается в том, что оно является одним из ведущих средств воздействия государства на общество, выступает ведущим регулятором общественных отношений. Это регулирование состоит в воздействии права на общественные отношения путем установления общих правил поведения граждан, функционирования органов государства, деятельности предприятий, учреждений и организаций. Право определяет права и обязанности субъектов, порядок их реализации и защиты. Одновременно оно устанавливает ответственность за нарушение правовых предписаний, невыполнение возложенных обязанностей. Право воздействует на сознание людей, регламентирует их поведение в обще-ственной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и производственной деятельности.

Понятие, виды, структура нормы права.

Норма права – это первичный элемент системы права, общеобязательное правило поведения, гарантированное силой гос. принуждения.

Виды норм права:

1. Разрешающие нормы допускают определенное поведение субъектов (разрешение на предпринимательскую деят-ть);

2. Управомочивающие нормы наделяют субъектов правом на совершение опред. юридически значимых действий;

3. Нормы обязывающие устанавливают обязанность субъектов совершать определенные юридически значимые действия (обязывают соблюдать дисциплину во время работы);

4. Запрещающие нормы обязуют субъектов не совершать запрещенные законом действия (нормы админ. и угол. права предусматривают запрещенные законом деяния, которые квалифицируются как правонарушения и преступления и влекут к применению правовых санкций).

Структура норм права (внутренне строение):

1. Гипотеза (предположение) — комплексы юрид. фактов, являющихся основанием возникновения данных правоотношений.

2. Диспозиция (распоряжение) – часть нормы, формирующая права и обязанности участников правоотношений.

3. Санкция (взыскание) – часть нормы, устанавливающая меры государственного воздействия (взыскания), применяемые при её нарушении.

Нормативные правовые акты. Понятие, виды, иерархия нормативных правовых актов в РФ.

Нормативно-правовой акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы (официальный письменный документ).

Виды нормативно-правовых актов: 1. Закон — это нормативно-правовые акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой (правом принятия закона в РФ обладают законодательные органы РФ и органы субъектов).

• конституционные законы(конституция – ей должно соответствовать всё законодательство страны; законы, которые вносят изменения и дополнения или прямо предусмотренные конституцией).Приняты, если за них проголосовало > 2/3 законодательной власти. Пр.: закон о правительстве РФ, закон о конституционном суде РФ.

• текущие (обычные) законы(не могут противоречить конституции и отменять её, принимаются по конкретным вопросам на основе и в развитие конституционных законов. Приняты, если за них проголосовала половина депутатов законодательного собрания.).Пр.: закон о выборах депутатов в Гос. Думу, о защите прав потребителя.

2. Подзаконные нормативно-правовые акты — это нормативно-правовые акты, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие (издаются исполнительной властью в пределах её компетенции и во исполнение действительных законов). Пр.: указы и распоряжения президента; постановления и распоряжения правительства; приказы, положения министерств и ведомств.

Все нормативные акты подлежат обязательному официальному опубликованию.

Иерархия нормативных правовых актов в РФ

Текущее законодательство РФ принимается на основе Конституции РФ и включает в себя (виды нормативно-правовых актов расположены в порядке убывания юридической силы):

• Основы законодательства (общеобязательные правила поведения — регулирующие отношения в определенной области);

• Кодексы (объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права).

• Законы;

• Указы и распоряжения Президента РФ;

• Постановления и распоряжения Правительства РФ;

• Акты министерств и ведомств;

• Акты субъектов РФ;

• Акты органов местного самоуправления.

Формы государства.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением. Виды монархий: Абсолютная монархия (неограниченная), ограниченная монархия,

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Форма государственного устройства — модель (способ) территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет закреплённый в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти.

Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом.

Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей.

Политический режим — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. Демократический режим, Авторитарный режим, Тоталитарный режим.

Функции государства.

Функции государства — это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. (См. схему в тетради).

Сущностью государства является упорядочение общественных отношений при помощи присущих публичной власти форм и методов. Публичное упорядочение имеет 2 аспекта:

1. Установление определенных правил, имеющих общий характер,

2. Охрана этих правил от нарушений.

Соответственно функции государства можно разделить на 2 типа:

1. Регулятивные

2. Охранительные

В зависимости от сферы применения выделяются внутренние и внешние функции.

Внутренние определяют внутренне развитие общества,

внешние – направление деятельности в отношениях с другими государствами.

Конкретное содержание функции государства определяется его формой и политическим режимом.

В наибольшей степени функции государства проявляются в политической, экономической и социальной сферах. Соответственно и выделяют политическую, экономическую и социальную функцию.

Политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности, регулировании политических процессов в обществе, разрешение социальных конфликтов и т.д.

Экономическая– обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе по средствам охраны существующих форм собственности, установленных нормативов налоговых отчислений.

Социальная– осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей населения, поддержания необходимых условий труда и быта, оказания государственной помощи лицам, которые по независимым от них причинам не могут обеспечить себе достойный уровень существования.

Федеральное собрание

Федера́льное собра́ние — высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции Российской Федерации), Парламент Российской Федерации. Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции Российской Федерации. Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации). Названия для палат (Государственная дума и Государственный совет) были выбраны ещё Всероссийским учредительным собранием в 1917 году для парламента так и несостоявшегося тогда государства. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы Российской Федерации (нижней палаты) и Совета Федерации РФ (верхней палаты). Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

Исполнительная ветвь власти

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.. Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть в РФ

Судебная власть – вид государственной власти, обладающий полномочиями на осуществление правосудия. Правосудие – вид гос-ой деятельности, направленный на разрешение споров о праве, т.е. решение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением или предполагаемым нарушением норма права. Осуществляется судами, от имени государства, путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, административных, уголовных дел. Правовой основой является КРФ, федеральный закон о судебной системе. Судебная система представляет собой упорядоченное построение судов, с их компетенцией, определенными целями и задачами, и включает федеральные суды и суды субъектов РФ.

Состав преступления

Состав преступления: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

Объект – охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые посягает общественно-опасные и уголовно-наказуемые деяния. Преступное посягательство на общественные отношения возможно одним из трех способов: 1Путем причинения вреда субъекту общественных отношений (убийство ст.105 УК РФ) 2)Путем воздействия на вещь, по поводу которой возникли общественные отношения (158, 161 УК РФ – кража, грабеж) 3)Путем исключения себя из охраняемого законом общественного отношения (198, 199 УК РФ – уклонение от уплаты налогов и сборов).

Субъект – вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста (ст. 19 УК РФ).По общему правилу уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Однако, за многие наиболее опасные преступления (20 составов ч.2 ст. 20 УК РФ) ответственность наступает с 14 лет.Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно-опасного деяния, находилось в состоянии невменяемости или руководить своими действиями вследствие хронического, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (к таким лицам могут быть применены принудительные меры медицинского характера (ст.21 УК РФ)).Лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного, наркотического опьянения подлежит уголовной ответственности. Объективная сторона – внешнее проявление конкретного общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые уголовным законом интересы. Деяние, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями, способ, метод, время и место совершения преступления.Преступное деяние, составляющее объективную сторону, может выступать:

1)В форме преступного действия – акта активного общественно-опасного поведения, запрещенного уголовным законом 2)В форме преступного бездействия — акта пассивного общественно-опасного поведения, запрещенного уголовным законом

Субъективная сторона. Её образует психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением им преступления. Она характеризует процессы, протекающие в психике виновного и раскрывающиеся через такие юридические признаки, как вина, мотив, цель. Вина – психическое отношение лица в форме умысла или неосторожности к совершенному им общественно-опасному деянию, предусмотренного уголовным законом и его последствием. Мотив преступления – обусловленные определенными потребностями и интересами внутреннего побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление и каким оно руководствуется при его совершении. Цель – мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится лицо, при совершении преступления. Цель преступления возникает на основе преступного мотива, а в совокупности мотив и цель предопределяют вину. При определенных обстоятельствах, указанных в главе 8? УК РФ – причинение вреда, охраняемым уголовным законом отношениям, признается правомерным, т.е. преступность деяний исключается. К обстоятельствам, исключающим преступность деяния относятся общественно полезные и целесообразные действия, направленные на устранение угрозы общественным отношениям и стимулирование общественно-полезной деятельности. (ст.37 УК РФ – необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление ст.38 УК РФ)

Наследование по закону.

Осуществляется в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 ГК РФ (Д.З.) Наследники каждой последующей очереди наследуют, если:

1) наследники предыдущих очередей отсутствуют

2) наследники предыдущих очередей не имеют право наследовать

3) наследники предыдущих очередей отстранены от наследования

4) никто из наследников предыдущих очередей не принял наследство

5) наследники одной очереди наследуются в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представителя (-потомки наследника по закону умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем)

Законом определен круг лиц, которые наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталось бы каждому из них при наследовании по закону. Таких наследников называют необходимыми, а причитающуюся им долю – обязательной.

Необходимые наследники – это несовершеннолетние, нетрудоспособные дети наследодателя; нетрудоспособные супруг(а) наследодателя; нетрудоспособные иждивенцы, призываемые к наследованию в соответствии со статьей 1148 ГК РФ.

Иждивенцы – граждане, находящиеся на полном материальном содержании других лиц или получающие от них помощь как постоянный и основной источник дохода (студенты, пенсионеры, инвалиды, получающие стипендию).

Выморочное имущество переходит в порядке наследования но закону в собственность РФ.

Наследник вправе отказаться от наследства в пользу другого лица или без указания лиц. Отказ от наследства возможен в течении срока, установленного для принятия наследства путем подачи заявления об отказе от наследства нотариусу или иному уполномоченному в соответствии с законом должностному лицу (лично, по почте, через представителя).

48. Наследование по завещанию.

Завещание – акт распоряжения имуществом либо иным, принадлежащим гражданину благом, на случай смерти. В соответствии с ГК РФ, распорядиться имуществом можно только по завещанию.

Свобода завещания – совокупность правомочий наследодателя по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти. Свобода завещания: Завещать имущество любым лицам. Любым образом определять доли в наследстве. Лишать наследства одного, нескольких или всех наследников по завещанию, не указывая причин такого решения. Включать в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами ГК РФ о наследовании. Отменять или заменять совершенное завещание.

Единственное ограничение свободы завещания – право определений категорий граждан на обязательную долю в наследстве (1149 ГК РФ).

Содержание завещания: завещатель в завещании может распорядиться любым своим имуществом, даже тем, которое он, возможно, приобретет в будущем. Завещать можно часть или всё имущество, составив 1 или несколько завещаний.

При завещании имущества 2 или нескольким лицам, наследодатель вправе либо определять, либо не определять их доли. Если доли не определены в составе наследства завещателем, они считаются равными. Наследодатель может определять в завещании, какие конкретно вещи назначаются каждому из наследников. Завещатель вправе сделать в завещании 1 или несколько завещательных распоряжений:

I. Под назначение наследника.

II. Завещательный отказ (легат).

III. Завещательное возложение.

Общие требования, касающиеся завещания:

1) Может быть составлено гражданином, обладающим полной дееспособностью.

2) Должно быть совершено только лично наследодателем; через представителя не допускается.

3) Односторонняя сделка, создающая права и обязанности только после смерти наследодателя (открытие наследства).

4) В нем могут содержаться распоряжения только одного гражданина.

5) Нотариус и другие лица (1123) не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его изменения или отмены. В случае нарушения тайны завещания, завещатель вправе потребовать компенсацию морального вреда и воспользоваться другими способами защиты гражданских прав.

6) Завещание должно быть составлено в надлежащей форме (1124, 1125-1129). Несоблюдение требований о форме заявления влечет за собой его недействительность .

Дееспособность малолетних.

Малолетними гражданами являются несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет.

Итак дееспособность малолетних включает в себя следующее: Малолетние граждане в возрасте от шести до четырнадцати лет могут совершать самостоятельно:• мелкие бытовые сделки это не значительные по сумме сделки, направленные на удовлетворение личных, культурных потребностей;

• сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Иные сделки (которые не вошли в указанный выше перечень) могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. При этом органы опеки и попечительства контролируют действия законных представителей малолетнего по распоряжению его имуществом.Необходимо обратить особое внимание на то, что малолетние граждане не могут нести вины, как следствие, не могут нести гражданско-правовую ответственность. В этой связи, имущественную ответственность по сделкам малолетнего (в том числе по сделкам, которые совершены им самостоятельно) несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

ООО и ОДО

О́бщество с ограни́ченной отве́тственностью (общепринятое сокращение — ООО) — учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. ООО может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников ООО не должно быть более пятидесяти. В случае если число участников ООО превысит указанный предел, ООО в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Уставный капитал ООО определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Вкладом в уставный капитал ООО могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Участник ООО вправе в любое время выйти из ООО независимо от согласия других его участников, если это право предусмотрено Уставом общества.

О́бщество с дополни́тельной отве́тственностью —учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Для участников обществ с дополнительной ответственностью не предусмотрено ограничение ответственности, которое предоставляется участникам (акционерам) иных форм хозяйствующих товариществ и обществ.

Требования, на которые исковая давность не распространяется.

Исковая давность не применяется к: (ст. 208 ГК):

1. требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;

2. требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов;

3. требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска;

4. требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304);

5. другие требования в случаях, установленных законом.

73. Сроки исковой давности и порядок их исчисления.

различают два вида для сроков:общий (3 года, например, для исков по ничтожным сделкам)специальные — устанавливаются для особых случаев (например, 1 год для оспаривания недействительности оспоримых сделок) Специальный срок делится на:

1. трехмесячные — нарушения права преимущественной покупки

2. шестимесячный — по искам чекодателя ко всем обязанным лицам

3. годичный — по искам о некачественной работе, по искам, связанных с перевозками грузов

4. двухгодичный — по искам о недостатках проданного товара, по требованиям, связанным со страхованием

5. пятилетний — по искам о недостатках работы по строительству подряда

6. шестилетний — иски по возмещению ущерба от загрязнений с судов нефтью

7. десятилетний — по требованиям работы по бытовому подряду, иски, связанные с морской перевозкой опасных грузов

Формы собственности в РФ.

1) Государственная собственность: Собственность субъектов федерации – это имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами субъектов федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. И казна субъектов федерации.

· Федеральная собственность – имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. И государственная казна РФ.

2) Муниципальная собственность — имущество, закрепленное за муниципальными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. И муниципальная казна.

3) Частная собственность – ч.с. граждан и ч.с. коммерческих и не коммерческих организаций (юридических лиц).

Иные формы собственности.

Понятие, предмет, объект, система правоведения.

Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Объект правоведения – государство и право, государственно-правовые явления.

Предмет правоведения — это общественные отношения, урегулированные при помощи права.

Система правоведения включает:

1. теоретико-исторические науки – изучают наиболее общие закономерности, процесс развития и познания гос-х правовых явлений (теория государства и права, история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений);

2. отраслевые юридические науки – это основной по объему блок юрид. дисциплин, который исследует конкретные юрид. учреждения и предписания, а так же соответствующую им практику (конституционное право, международное право, гражданское право, уголовное право и др.);

3. межотраслевые юридические науки, изучающие деятельность некоторых государственных органов (правоохранительные органы, прокурорский надзор);

4. прикладные (специальные) юридические науки, использующие данные других наук (криминалистика, судебная медицина, судебная психология).

5. науки, изучающие зарубежное государство и право (Римское право, конституционное право зарубежных стран)

6. международное право – юрид. дисциплина, изучающая правовые установления, складывающаяся на основе межгосударственных соглашений и состоящая из 2х частей:

А) международное публичное право – регулирует взаимоотношения м/д гос-ми и международными органами

Б) международное частное право – рег-етимущественные и личные неимущественные отн-ния м/д гражданами и органами различных стран.

О́бщее право

(англ. common law)

правовая система, характеризующаяся тем, что основным источником права признаётся судебный Прецедент. Законы регулируют отдельные области отношений, но не сведены в единую систему, а всё, что не урегулировано законом, а также толкование законов, их применение определяются О. п. Действует в Великобритании (кроме Шотландии), США (кроме штата Луизиана), Канаде, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других странах, бывших ранее английскими колониями и воспринявших английскую правовую систему. Первоначально О. п. сложилось в Англии в 13—14 вв. на базе местных обычаев и обобщения практики королевевских судов. Поскольку разбирательство в этих судах отличалось чрезвычайным формализмом, в 14 в. появилась параллельная система — т. н. Право справедливости. В 1873 О. п. и право справедливости были слиты в единую систему О. п., однако в теории и на практике сохраняется чёткое различие правовых институтов каждой из этих систем.

Характерным для О. п. является сочетание формализма с почти неограниченным усмотрением суда. Казалось бы, суд связан решением, вынесенным ранее по аналогичному делу судом той же инстанции или вышестоящим, но в огромном количестве прецедентов суд может выбрать именно те, которые подтверждают его позицию. Применяя изощрённые приёмы толкования прецедента, суд может, не отменяя установленного ранее правила, вынести решение прямо противоположное. В О. п. сохраняются правовые институты, терминология, сложившиеся в период его формирования, но используемые для регулирования отношений современные капитализма. Сохранение архаических форм, особого «юридического языка», необходимость ориентироваться в массе прецедентов делают О. п. практически недоступным для лиц, не обладающих специальной юридической подготовкой.

Характеризуя английское О. п., Ф. Энгельс писал: «Адвокат здесь всё; кто достаточно основательно потратил своё время на эту юридическую путаницу, на этот хаос противоречий, тот в английском суде всемогущ. Неопределённость закона повела, естественно, к вере в авторитет решений прежних судей в аналогичных случаях; этим она только усиливается, ибо эти решения точно так же взаимно противоречат друг другу…» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 639).

В 40—50-х гг. 20 в. в Великобритании принято много законодательных актов, но это не умаляет значения О. п., поскольку применение закона и его толкование зависят в основном от суда.

В США и др. странах, воспринявших О. п., оно формируется в соответствии с общей доктриной, однако не все институты и формы, сложившиеся в Великобритании, включены в О. п. США и отдельных штатов, Канады и её провинций и т.п. В этих странах отброшены наиболее устаревшие формы, в них складывалось О. п., основывавшееся на прецедентах судов только данной страны, хотя в судебной практике нередки ссылки на английское О. п.

Лит.: Давид P., Основные правовые системы современности, пер. с франц., М., 1967, с. 252—332.

Р. О. Халфина.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. ОБЩЕЕ ПРАВО — ОБЩЕЕ ПРАВО (англ. Common Law) — в Великобритании сложившаяся в 13-14 вв. на основе местных обычаев и обобщения практики королевских судов система права, основанная на прецеденте. Сохраняет свое значение, несмотря на многочисленные реформы судебной системы и права. Cм. также Право справедливости. Большой энциклопедический словарь
  2. общее право — 1) (англ. common law) — исторически сложившаяся в средневековой Англии правовая система, характеризующаяся тем, что источником права признается судебный прецедент. Большой юридический словарь
  3. Общее право — • Ius commune в противоположность к ius singulare или proprium, которое содержит в себе отклонения или исключения строгого права. Словарь классических древностей

Понятие права.

Понятие права в обществознании, возможно, не самый увлекательный предмет, но, однозначно, один из самых главных продуктов общественного развития.

Право – это система регулирования общественных отношений. Без этой системы государство было бы невозможно как таковое. Это совокупность общеобязательных правил поведения в обществе. Система права состоит из источников права и норм права.

Наиболее распространенные современные признаки права:

  • нормативность (создание правил и законов);
  • общеобязательность (распространяется на всех без исключения);
  • гарантированность (государство является гарантом исполнения права);
  • интеллектуально-волевой характер (выражает осознанную волю людей);
  • формальность (выражено в определенной официальной форме);
  • системность (упорядоченность и внутренняя согласованность).

Источники права.

Источник права – также элемент системы права. Он представляет из себя то, в каком виде выражается норма права, ее внешняя форма:

  • нормативно-правовой акт (законы, указы, подзаконные акты и т.д.);
  • нормативный договор (соглашение – международное или в рамках одного государства);
  • правовая доктрина (научные работы по исследованию и трактовые права);
  • правовой обычай (традиционные, исторически сложившиеся правовые нормы; в наше время встречаются, как правило, в гражданском праве);
  • судебный прецедент (имеет силу источника права в некоторых странах, например, США и Великобритания; основан на решениях, вынесенных по аналогичному делу ранее, таким образом это решение имеет правовую силу).

Правовые нормы имеют исторически сложившиеся связи с моральными нормами. Это соотношение мы рассмотрим в следующей главе.

Добавить комментарий