Понятие правовое государство

Правовое государство представляет собой форму организации власти, которая в своей деятельности жестко ограничена законами, что должно воспрепятствовать ущемлению прав и свобод граждан.

Утверждение суверенности народа, признание его единственным источником государственной власти, защита интересов каждой личности, подконтрольность органов власти общественным институтам – главные особенности правового государства.

Основные характеристики правового государства

Современная юридическая наука выделяет пять основных признаков правового государства. Перечислим их:

  1. верховенство закона на всей территории страны;
  2. соблюдение принципа разделения властей;
  3. взаимная ответственность личности и государства;
  4. господство правовых норм;
  5. гарантии прав и свобод личности.

Остановимся на каждом из этих признаков более подробно.

1) В правовом обществе не может существовать никаких структур, чьи полномочия выше компетенции органов государственной власти. Политические партии, религиозные организации, общественные объединения не должны отдавать распоряжения руководству административного аппарата. Например, в СССР реальная власть принадлежала коммунистической партии, все решения, принимаемые на съездах и в комитетах КПСС, были обязательными для исполнения государственными органами. А в средневековой Европе фактическое руководство государством осуществлялось представителями церкви. Аналогичное положение сложилось и в некоторых современных мусульманских странах, где власть религиозных лидеров никем оспаривается. В правовом же государстве формирование, полномочия и порядок работы всех властных структур определяются конституцией и законодательством. В этом и заключается принцип верховенства закона.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Признаки правового государства 410 руб.
  • Реферат Признаки правового государства 280 руб.
  • Контрольная работа Признаки правового государства 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

2) Ни одна из ветвей власти не должна узурпировать всю полноту полномочий по управлению государством. Принцип разделения властей является краеугольным камнем при строительстве правового общества. Он позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций.

С помощью специальной системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга, что позволяет им не нарушать законодательство, выходя за рамки предоставленных законом полномочий. Соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны контролируют судебные органы. Решения парламента и правительства, признанные неконституционными, отменяются.

Замечание 1

Обязательное соблюдение принципа разделения властей является основой правового государства, оно гарантирует защиту общественных и личных прав и свобод.

3) Взаимная ответственность личности и государства означает, что граждане и властные структуры должны неукоснительно исполнять обязанности, возложенные на них законом.

Замечание 2

Любые отношения между человеком и государственными органами, руководителями всех уровней должны быть основаны на правовых нормах. Всякое воздействие на личность, не обусловленное требованиями закона, является попиранием гражданских прав и свобод.

В то же время и человек обязан исполнять свои обязанности по отношению к стране. Государство вправе требовать от него совершения установленных законом действий и принуждать к ним, но только в рамках правового поля. Например, уплата налогов является конституционной обязанностью граждан страны. Невыполнение требований законодательства неминуемо влечет за собой ряд санкций со стороны соответствующих структур.

Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность и т.д.

4) Господство правовых норм предполагает, что все вопросы и возможные конфликтные ситуации, возникающие в государстве, должны разрешаться на основе законов, главным из которых является конституция.

Пример 1

Например, Конституция России устанавливает такие нормы, как право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, равенство всех граждан перед судом и законом, возможность защитить свою честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и т.д.

Положения основного закона должны непосредственно действовать на всей территории страны без каких-то ограничений. А все принимаемые законы и нормативные акты не могут вступать в противоречие с требованиями конституции.

5) Гарантии прав и свобод личности обусловлены признанием человека высшей ценностью правового государства. Именно интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь, речь идет о праве на свободу и независимость личности. При этом в правовом государстве свобода – это вовсе не возможность делать все, что угодно. Скорее, данное понятие означает осознанную необходимость действовать в интересах общества в целом. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества.


Рисунок 1.

Особенности организации власти в правовом государстве

Организация власти в правовом государстве имеет свои особенности, среди них выделяют четыре основных:

  1. идеологический и политический плюрализм;
  2. принцип выборности органов власти и должностных лиц;
  3. стабильность законности и обеспечение общественного правопорядка;
  4. недопущение монополизма в политике и экономике;

Раскроем суть каждого из этих принципов.

1) В правовом государстве не может быть одной господствующей идеологии или политической партии. Даже внушительная победа на выборах какого-то конкретного движения не должна означать запрета на законную деятельность других партий.

Плюрализм мнений, независимость средств массовой информации, наличие оппозиционных сил – все это признаки правового общества. В такой стране государственный аппарат не выступает как карательный орган, подавляющий инакомыслие. Допускается возможность свободно критиковать деятельность руководства исполнительной и законодательной власти, не прибегая при этом к насильственным методам свержения действующего политического строя.

2) Все основные органы власти в правом государстве избираются голосованием народа. Глава страны, депутаты парламента, руководители региональных администраций и местного самоуправления занимают свои должности в течение ограниченного срока, определенного избирательным законодательством.

Сменяемость и выборность лиц, наделенных властными полномочиями, обеспечивает соблюдение гражданских прав и свобод населения.

3) Правое государство гарантирует своим гражданам правопорядок и безопасность. Все преступные посягательства на жизнь, здоровье, свободу и имущество людей должны незамедлительно пресекаться. А в своей деятельности правоохранительные органы обязаны руководствоваться исключительно принципами законности и равноправия всех граждан.

4) Любой монополизм губителен для правового государства, так как ограничивает свободу и независимость людей, будь то право на отстаивание своего мнения в обществе или возможность заниматься предпринимательской деятельностью.

Замечание 3

Экономическая свобода населения – это одна из основ политической независимости граждан. Лишь уверенные в своем будущем люди способны самостоятельно отстаивать личные и общественные интересы, не подвергаясь давлению со стороны политических сил или корпораций, монополизировавших ту или иную сферу деятельности.

Если хочешь быть модным в 2016 году, то надо заявить, что в России диктатура и нет правового государства, кровавый режим и тирания, нарушение прав осуждаемых террористов и в таком духе. Я за модой не гонюсь и, к счастью, обладаю бесценным подарком иметь своё мнение. Я убежден, что в России есть и правовое государство, и внеправовые и антиправовые явления, иногда непобедимые путем применения закона кстати (только экономически, политически или посредством компромиссов, не доходящих до политики), которые только подтверждают его существование. Так вот. И я задумался. А как без высоких материй доказать, что в Российской Федерации государство всё-таки правовое. Имеется ввиду, доказать, не ссылаясь на все труды по правовому государству, проводя их длительный анализ, коллекционирование цитат, передергивание их текста, сравнивая правовые воззрения с сугубо политическими «и тому подобное и так далее»…

Я исхожу из скупого и не совсем «трендового» грубого буквального определения правового государства как государства, где есть право, где применяется право, где проблемой становится толкование неоднозначной нормы, где есть риск недостижения результата из-за неправильного применения нормы или ее неприменения вне зависимости от административного потенциала и мощи связей, где право является той нейтральной субстанцией, которую растаскивают для применения все стороны конфликта для решения спора, для обоснования и защиты моральных дел и для прикрытия любой ценой аморальных дел. Иными словами, по моей точке зрения, притягивание сюда высших материй из категории «правовое государство – это государство, провозглашающее верховенство прав и свобод человека и гражданина и т.д. и т.п.» — это уже что-то производное, философствование и в этом духе. Для верховенства прав и свобод человека и гражданина нужен «моральный закон», который вообще никем не оспаривается как моральный (хотя кстати Конституция РФ 1993 г. универсально-моральнее некуда) и мифическая неотвратимость наказания за нарушение прав и свобод человека и гражданина (тогда вообще в мире, получится, нет правового государства), а это уже, скорее, более высокий уровень правового государства.

1. Страх перед судом: «Да можно и так. Но блин. Если будет обжалование, через вторую инстанцию-то не пройдёт». И это! Вне зависимости от того, уважаешь ты судью или нет. Вне зависимости от того, на государственной ты службе или юрист частной практики, корпоративный юрист. Неважно, морален или аморален достигаемый результат. Ведомственный ли это интерес или интерес клиента. Если есть подозрение, что суд или (что кстати бывает нередко) конкретный судья с тренированной годами отличной и не совсем корректной, но устойчивой правовой позицией, даже не будет вникать в аргументацию, уже по первому слову поняв, что она противоречит его толкованию закона, то юридическая мотивировка будет отвергнута и будет придумываться другая.

2. Фраза «а ты где в законе это нашёл?». При мозговых штурмах, как вывернуться из критической ситуации, грозящей правовым провалом и последующими неурядицами, дисциплинарной ответственностью и прочим, могут в голову приходить самые безумные идеи. Но они не воспринимаются, если ты даже за уши не можешь притянуть хоть какую-нибудь норму закона. Здесь же – страх что-то сделать, сославшись не на ту норму закона.

3. Совокупность предложений: «Ну, мало ли что написано, но постановление / определение Конституционного Суда РФ никто ж не отменял. И здесь оно тоже как бы подходит. Поэтому лучше перестраховаться».

4. Трудности в соотношении буквального толкования, расширительного толкования, аналогии. Вряд ли бы в неправовом государстве увлекались бы так этими тонкостями на уровне не дальше от научного. И это настоящая проблема практики правоприменения – никакая наука не придумала, когда будет соответствовать закону какой вариант толкования или притягивания за уши другой нормы (аналогии).

5. «Споры о законности». Есть такая категория споров, которая не может быть в неправовом государстве, даже если там развития система писаного права – а нормально ли, что в одном регионе к одной норме одна практика, а в другом – другая. И есть юристы, которому к этому относятся сносно, а другие (в том числе судьи) считают, чуть ли не правовым беспределом.

6. Фразы «я ж тебя в суде завалю», «я же иск подам», «ты хочешь, чтобы я дело до суда довёл?». То есть не «я натравлю на тебя молодчиков», а «я тебя в суде завалю» и по перечню.

7. Наличие норм о свободе слова и свобода выражения мнения, что «Россия – тирания и неправовое государство». За это никого не сажают. За это не поражают в правах. Обратите внимание. И после этого Россия – неправовое государство? Примеры с публичным оправданием терроризма и развитием идей до откровенно экстремистских высказываний, за которые карают и правильно делают, как контраргументы не сработают. И контраргумент, что в правовом государстве не нападают на правозащитников (к этому оппозиция аппелирует, пытаясь доказать вышеозначенный тезис) тоже не срабатывает. Не бьют только в Царстве Божьем. Закон сам по себе мордобой не предотвращает и наблюдать за всеми, чтобы не допустить мордобоя – фантастично или надо свалиться до уровня тоталитарного государства.

8. Проведение политических решений, как правило, предваряется или сопровождается внесением изменений в закон. Я сейчас не говорю, хорошие они или не хорошие. Не в этом дело. Любое политическое воззвание или резолюция на федеральном, региональном и местном уровне влечет активную правотворческую деятельность. В неправовом государстве этим можно не увлекаться или придумать норму об абсолютных правах создания норм каким-нибудь единоличным или коллективным державоносцем.

9. Сравнительное большинство людей боятся расставаться с деньгами без соответствующего правового оформления отношений (съем квартиры, договоры займа между гражданами и т.п.).

10. «Борьба за сроки». Закон устанавливает сроки, в том числе для обеспечения прав и свобод человека и гражданина. И нарушение этих сроков не проходит безболезненно для ответственных лиц.

11. Увольнение только посредством закона. Фраза «выгнать на улицу» приняла тот характер, что из известных мне случаев увольнений, особенно массовых, есть предельное стремление соблюсти закон, чтоб увольнение нельзя было оспорить. Это одна из примет скованности внеправового беспредела.

Определение правового государства

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Понятие правового государства имеет несколько определений.

Правовое государство — государство, чья деятельность полностью подчинена нормам права, правовым принципам, защищающим достоинства, свободы и права человека.

Правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность правительства и граждан основана на праве.

Правовое государство — это государство, чьи власти ограничены в своих действиях законом. Такое государство подчинено воле суверенного народа. Оно обеспечивает права и свободы каждого своего гражданина.

Правовое государство — это правовая форма организации и деятельности власти и ее взаимодействия с гражданами.

Признаки правового государства

Разделение ветвей власти.

Верховенство закона.

Признание человека высшей ценность.

Обеспечение, соблюдение и защита прав и свобод человека.

Единство прав и обязанностей для всех граждан.

Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов.

Контроль общества за властью путем проведения выборов на всех уровнях управления.

Наличие развитого гражданского общества.

Соответствие внутреннего законодательства принципам международного права.

У правового государства есть свои 4 функции.

Политическая функция

Правовое государство создает равноправные условия для всех граждан для участия в государственных и общественных делах. Правительство гарантирует права, делает все для развития многопартийности и местного самоуправления.

Экономическая функция

Государство регулирует рыночные отношения, поддерживает честную конкуренцию, делает все для повышения качества жизни, минимизирует негативные последствия различных экономических явлений.

Важно!

Если вы не уверены, что справитесь с работой самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Сдадим работу раньше срока или вернем 100% денег

Стоимость и сроки

Социальная функция

Правительство регулирует социальные отношения и каждому гражданину обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция

Правительство вместе с институтами гражданского общества гарантирует права и свободы, поддерживает правопорядок.

Культурная функция

Правительство создает равные условия для пользования и обмена культурными и духовными ценностями. Гарантирует и защищает плюрализм мнений.

Критика правового государства

Основатель утилитаризма Иеремия Бентам приводил в своей критике правового государства следующий аргумент: если власть принадлежит «правильным» людям, то нет необходимости их ограничивать или к чему-то обязывать.

В свою очередь, анархисты также считают, что государственные институты никогда не смогут в полной мере ограничивать власть тех, кому она принадлежит.

Карл Маркс считал, что в капиталистическом обществе появление правового государства невозможно. Так как законы служат гарантом интересов буржуазии, а не рабочего класса.

Вывод

Несмотря на достаточно подробное описание понятия правового государства, политологи, правоведы и философы сходятся в одном мнении – правового государства, как его представляет наука, не существует и скорее всего никогда не будет существовать.

Правовое государство: понятие и признаки обновлено: 14 февраля, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Либерализм

Идеи

Внутренние течения

См. также

Порталы

Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) — государство, вся деятельность которого подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе обладающими властью лицами или органами, называется законностью в российской юриспруденции и верховенством права (англ. rule of law) в странах общего права. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин верховенство закона, под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

Идея правового государства, прежде всего, противоположна произволу во всех его разновидностях: диктатуре большинства, деспотизму, полицейскому государству, равно как и отсутствию правопорядка. Эта идея преследует ряд целей:

  1. Ограничение и направление процесса осуществления власти. Правовое государство не стремится принизить важность компетентности, авторитета, личной воли и других качеств руководителей, а устанавливает стандарт легитимности методов руководства.
  2. Формирование чувства определённости и правомерных ожиданий в отношении поведения всех субъектов права.
  3. Охрана устоявшихся общественных представлений о морали, справедливости, свободе и равенстве, а также защита достоинства и прав граждан согласно этим представлениям. Некоторые правоведы полагают, что указанная функция неотделима от обеспечения более полной реализации перечисленных ценностей.

Правовое государство требует наличия следующих институтов:

  • Назначение наказаний за правонарушения исключительно согласно опубликованным и чётко определённым процедурам и нормам.
  • Равенство перед законом, так, что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.
  • Существование независимых, эффективных, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.
  • Выполнение функции нормативного регулирования действий государства отделённым от исполнительной власти законодательным органом.

Важную роль играет согласие среди правящих классов в отношении норм политического поведения, принципов разрешения конфликтов и базовых культурных ценностей, в том числе, законности.

Выделяют две основные концепции правового государства. Формальная трактовка связана с теорией правового позитивизма и фокусирует своё внимание на эффективности и предсказуемости правовых процедур. Содержательная трактовка связана с теорией естественного права и ставит вопрос о справедливости самих законов, при этом провозглашая фундаментальные права человека высшей ценностью.

Энциклопедичный YouTube

К основным признакам правового государства относятся:

1. Верховенство права;

2. Верховенство закона;

3. Разделение властей;

4. Признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью;

5. Независимый суд

1. Господство (верховенство) права.

Верховенство права — один из важнейших принципов правового государства.

Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государственные органы обязаны без каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Государственным органом позволено только то, на что их уполномочил закон.

Верховенство Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России, означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Таким образом, государственная власть ограничена правом.

2. Верховенство закона

Верховенство закона означает, что законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве. Различные правовые акты, издаваемые в государстве, должны соответствовать законам и не противоречить им.

3. Разделение властей

Суть власти в правовом государстве обусловлена не только господством права, связанности власти правом, но и тем как она организована, в каких формах и какими органами она осуществляется. И здесь целесообразно обратиться к теории разделения властей, которая была обоснована в работах англичанина Джона Локка а также француза Шарля Луи Монтескье. Согласно ей смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому, чтобы предотвратить возникновение власти, не связанной правом, все ветви власти должны быть разделены.

В РФ осуществляется разделение властей, с одной стороны, по горизонтали, на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

С другой стороны, по вертикали, и проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.

4. Признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью

Для правового государства характерно то, что оно находится на службе у человека и общества. Признавая, соблюдая и защищая неотчуждаемые права человека и гражданина, государство выполняет возложенную на него обществом обязанность. Это не исключает ответственности человека и гражданина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством. Гражданство может быть только единым и равным независимо от оснований его приобретения. Право на гражданство— неотчуждаемое право человека.

5. Независимый суд

Важнейшее условие функционирования правового государства – независимый суд. Господство права предполагает, что суд должен играть роль, независимую от какого либо влияния и от каких-либо государственных и общественных структур.

Добавить комментарий