Понятие признаки функции права

Министерство образования и науки РФ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ВолгГТУ)

Кафедра «Политология»

Семестровая работа

по правоведению

Тема: «Понятие права: происхождение, сущность функции»

                  Выполнил: студент

                  группы.

                  Проверил: доц.

Волгоград 2011

Введение

Право – одно из самых ценных приобретений, сделанных человечеством на путях его исторического развития, и одновременно оно само есть важнейший инструмент общественного прогресса.

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния.Если государство представляет механизм упорядочения общественных отношений, то право служит программой такого регулирования.

Общество использует право как самый мощный противовес государству, как наиболее могучее средство обуздания произвола государственных органов и чиновников-бюрократов.

Право создает юридические гарантии против злоупотребления властью, определяет допустимые пределы государственного вмешательства в частную жизнь. Оно содействует оформлению и упорядочению структуры государства, придает его деятельности регулярный (правильно организованный) характер.

Если государство выражает интересы господствующего коллектива, то право призвано прежде всего выражать и защищать индивидуальные интересы.

Изучение процесса происхождения и сущности права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

1. Происхождение права

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Вот некоторые из теорий.

1) Теория божественного происхождения права. Фома Аквинский определял закон как общее правило для достижения поставленной цели и разделил законы на божественные и человеческие. Суть рассуждений Фомы Аквинского сводилась к тому, что все предписания человеческого закона вытекают из Божьей воли и разума. Право представляется божественной справедливостью и окружается ореолом святости.

2) Теория естественного права. Законы, принимаемые в государстве, должны быть естественными, то есть опираться на природное начало и, прежде всего, на природу самого человека, в мире которого существует закон. Источником права признается разум.

Софисты полагали, что законы воплощают высшую справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы «не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином».

3) Историческая школа права. Право возникло из потребности разрешения споров. В основе правовых норм реальные столкновения, противоречия, пронизывающие общественную жизнь. Право должно соответствовать духу эпохи, то есть правовые нормы могут изменяться в процессе общественного развития.

4) Сторонники позитивной теории считали, что право представляет собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека. Иеремия Бентам – основоположник этой теории – писал: «Главное назначение права – в ограждении индивида от страданий».

5) Реалистическая теория права. Роберт Иеринг считал, что сила является матерью права; право – это право силы и сильного. В основу положен конфликт, идущий в реальной жизни.

6) Нормативистская теория права. Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей. Мы должны вести себя так, как установлено законами.

7) Психологическая теория права. Правовые начала коренятся в психике человека.

8) Марксистская теория. Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает, или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный процесс, или — взгляды и суждения одной и той же социальной общности на разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.

В обобщенном виде появление права как особого регулятора человеческого поведения было обусловлено тремя видами причин:

– социальными (связаны с изменениями в психологии и поведении людей. Благодаря общественному разделению труда и переходу от охоты и собирательства к земледелию, скотоводству, а позже и к ремесленному производству члены рода начали осознавать свою общественную индивидуальность, обособленность: у них обозначились собственные интересы, которые уже не совпадали с интересами и потребностями соплеменников. «Я» выделилось из «Мы». Почувствовав самостоятельность, человек осознал, что имеет не только обязанности, но и права, что во многих случаях он может теперь сам выбрать один из нескольких вариантов поведения, не только слепо руководствоваться запретами или приказами, исходящими от коллектива. Однако появление такой свободы выбора грозило немедленно вызвать столкновение противоположных интересов разных людей. Значит, обществу потребовались новые регуляторы поведения, которые бы могли эффективно разрешать конфликты. Ни мораль, ни религия подобную задачу решить не могли. А вот право по происхождению оказалось генетически связано именно с правами. Появились новые, в отличие от морали, конкретные правила поведения, из которых в дальнейшем сложилось право. Право отмежевало каждому человеку неприкосновенную сферу свободы, где он сам мог бы быть себе хозяином, и определило, какими правилами должны руководствоваться люди, вступая в отношения друг с другом и с обществом в целом);

– экономическими (в хозяйственной сфере человек утверждался как собственник). Развитие производства и торгового обмена закрепило практику индивидуального присвоения полученных продуктов, а затем возникло право собственности. Формирование частной собственности стало главным экономическим условием и предпосылкой возникновения права. Новые нормы поведения людей постепенно внедрялись в жизнь общества, превращались в правовой обычай (то есть часто повторяемый способ поведения, в дальнейшем санкционированный государством). Только государство смогло обеспечить защиту новых общественных отношений и регулирующих их правил поведения.

Государство выступило в качестве гаранта соблюдения правовых предписаний, заменив прежние институты самоуправства, самозащиты и кровной мести. Таким образом, государство придало стабильность правовым отношениям в обществе;

– политическими (появление государства, общественных классов и сословий явилось политическим условием возникновения права. С образованием государства как системы органов, осуществляющих публичную власть, прежние разнообразные нормы слились в упорядоченную систему правил поведения, гарантированных государством, – право).

2. Право. Понятие права

С зарождением человеческой цивилизации, становлением первых государств происходит осмысление сути и назначения права. Право и государство – это социально родственные явления: они одинаково призваны упорядочивать отношения между людьми в эпоху общественного неравенства. При этом право выступает как свод норм, своеобразный устав общества, а государство – как механизм, гарантирующий неукоснительное исполнение этих правовых предписаний всеми и каждым в отдельности.

Государство и право появились синхронно и взаимно дополняют друг друга. Они могут эффективно работать на благо общества только в паре

Мыслители полагали, что в основе права лежат мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и в то же время человеческой несвободы. Право как бы определяет ту границу, за пределы которой не может выходить человек и государство.

Право в современном понимании – это система юридических норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения на началах справедливости и свободы. Это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Право представляет собой единую, целостную систему. Оно является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных государством. Именно в неразрывной связи с государством заключается специфика и принципиальное отличие права от других социальных нормативов, действующих в обществе и основывающих свой авторитет на других источниках (обычаи, традиции и т.д.).

Таким образом, под правом мы понимаем следующее:

Понятие права можно использовать в двух значениях :

Объективное право – право как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в юридических нормах

Субъективное право – право, принадлежащее конкретному лицу.

Система права представляет собой внутренне согласованное, целостное единство, которое не является результатом произвольной деятельности государства, а выступает отражением реально складывающихся общественных отношений.

Элементами системы права являются:

1. Правовая норма – элементарное правило поведения.

2. Правовой институт – совокупность обособленных норм, регулирующих близкий круг общественных отношений.

3. Отрасль права – совокупность правовых норм, институтов и принципов, регулирующих однородную область общественных отношений.

3. Признаки права

1) Общеобязательность

Право является единственной системой общественных норм, которые обязательны для всего населения, проживающего на территории определенного государства.

2) Определенность.

Именно юридические нормы способны точно, в деталях отразить требования, предъявляемые к поведению людей.

3) Обеспеченность.

Если предписания не исполняются добровольно, государство принимает меры для их выполнения.

4) Многократность.

В большинстве случаев юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения и обладают определенной неисчерпаемостью.

5) Справедливость.

Право выражает общую и индивидуальную волю граждан, утверждающих господство принципов справедливости в обществе.

Право – это система общеобязательных, формально определённых норм, обеспечиваемых государством и направленных на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями социально-экономической, политической и духовной жизни.

Признаки права

Признаки права — это его существенные характеристики, которые отличают право от иных социальных регуляторов. В литературе выделяются следующие признаки права.

1. Право устанавливается или санкционируется государством и выражает государственную волю.

2. Нормативность. Право состоит из нормативных установок, правил поведения. Данный признак вряд ли стоит считать отличительным, так как другие социальные регуляторы, например, мораль, религия, также представляют собой совокупность норм, правил поведения.

3. Социальность. Она выражается в том, что право регламентирует важнейшие общественные отношения: организацию производства и распределения материальных благ, распределение социальных ролей, государственных должностей и т.д.

4. Системность. Правовые предписания располагаются не хаотически, а представляют собой единую систему. Нормы права как составные части этой системы тесно связаны друг с другом. Выражением системности права является объединение правовых норм в правовые институты и субинституты, отрасли и подотрасли права. Системность права означает и согласованность различных правовых предписаний, их непротиворечивость друг другу.

5. Формальная определенность. Правовые предписания существуют в определенных формах, называемых «источниками права», например, в форме законов, и иных нормативно-правовых актов.

6. Процедурность. Право имеет специальные процедуры своего создания, применения, своей зашиты.

7. Общеобязательность. Все члены общества обязаны соблюдать и исполнять требования правовых норм независимо от своего желания. Обязательность права распространяется и на само государство, его органы и должностных лиц.

8. Право регулирует поведение человека, а не его внутренний мир. Мысли, какими бы антиобщественными они ни были, не вызовут правовых последствий, если не выразятся в определенном поведении, действии либо бездействии.

9. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения правовых предписаний применяется государственное принуждение.

Поведение людей в обществе регулируется различными социальными нормами: нормами права, морали, обычаями, традициями, нормами приличия, этикета, религиозными, корпоративными и другими нормами.

Под правом понимается совокупность общеобязательных правил поведения, регулирующих наиболее важные общественные отношения, исходящих от государства и им охраняемых (гарантированных) и выражающих общие и частные интересы государства и населения страны.

Философы и мыслители по-разному объясняли, что есть право. Аристотель утверждал, что право — это политическая справедливость, для Средневековья характерно понимание права как божественного установления, Ш.-Л. Монтескье определял право как «реализованную справедливость», а Карл Маркс усматривал в сущности права волю экономически господствующего класса.

Общие признаки права:

1) общий характер права (право не персонифицировано, т. е. право адресовано не конкретному человеку, а множеству людей, организаций, предприятий);

2) общеобязательность, так как исходит от государства и им охраняется,

3) право — есть система нормативного регулирования, основанная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах.

4) по своей социальной сущности право есть мера, масштаб свободы и поведения человека.

5) право имеет конкретную форму (формальность), т. е. выражается в определенных, признаваемых в данном государстве источниках (законах, обычаях, судебных прецедентах, указах, распоряжениях, постановлениях и т. д.);

6) право представляет собой систему, т. е. единое, внутренне согласованное образование, где все нормы взаимозависимы и дополняют друг друга;

7) право рассчитано на урегулирование неопределенного количество жизненных случаев, т.е. мы можем говорить о многократности использования правовых норм.

Под принципами права подразумеваются основополагающие идеи, реализующиеся в содержании и форме позитивного права (главные руководящие идеи, основные свойства, требования, особенности, права). В принципах проявляется сущность права, его значение для общества.

Выделяют следующие принципы права:

1. Принцип справедливости (соответствие права существующим в обществе моральным нормам);

2. Принцип демократизма (народовластия) (право должно выражать интересы большинства);

3. Принцип равенства права.

4. Принцип гуманизма (человеколюбия).

5. Принцип свободы субъектов права.

6. Принцип законности.

7. Принцип ответственности за вину.

8. Принцип взаимной ответственности государства и личности.

9. Принцип единства норм права.

10. Принцип реальности норм права.

Функции права — это основные направления воздействия права на общество, посредством которых реализуются цели права. В функциях, как и в принципах, проявляется сущность права.

1. Регулятивная функция. Эта функция представляет государственное регулирование позитивного развития общественных отношений. Регулирование осуществляется путем закрепления в нормативных актах прав и свобод, обязанностей, правового статуса, правил оптимального функционирования общественной жизни, развития свобод и активности личности, в также установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность общественной жизни.

2. Охранительная функция. Она обеспечивает охрану общественных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений вредных для личности и общества. Эта функция осуществляется путем установления запретов совершать общественно-опасные деяния и применения юридических санкций к виновным в правонарушениях.

Понятие и признаки права.

Предназначение нрава.

Ценность права.

Сущность права.

Понятие права в объективном и субъективном смыс­ле. Естественное право. Позитивное право. Публичное и част­ное право.

Право как государственный регулятор общественных отношений.

1. Понятие и признаки права. Право — это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, ус­танавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права:

волевой характер;

общеобязательность;

нормативность;

связь с государством;

формальная определенность;

системность.

Предназначение права. Высшее общественное предна­значение права заключается в том, чтобы обеспечивать, гаранти­ровать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущест­венного действия в обществе экономических и духовных факто­ров, исключая произвол и своеволие из общественной жизни.

Ценность права — это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, про­грессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом Можно выделить следующие основные проявления социальной ценности права:

право обладает прежде всего инструментальной цен­ностью, придавая действиям людей организованность, устойчи­вость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность, вносятем самым элементы упорядоченности в общественные отноше­ния, делает их цивилизованными;

право оказывает воздействие на поведение к дея­тельность людей посредством согласования их специфических интересов, т.е. право не подавляет частный интерес, а наоборот, сообразует его с общественным интересом;

право является выразителем и определителем свободы личности в обществе, при этом не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы;

право обладает способностью быть выразителем идеи справедливости, т.е. право выступает критерием правильного, справедливого распределения материальных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом;

право выступает источником обновления общества в со­ответствии с историческим ходом общественного развития; осо­бенно его ценность возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов и утверждения новых рыночных механизмов;

правовые подходы являются основой и единственно воз­можным средством решения проблем международного и межна­ционального карактера.

4. Сущность права заключается в регулировании об­щественных отношений в условиях цивилизации — в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности об­щества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) формальный — то, что любое право есть прежде всего регулятор; 2) содержательный — то, яьи интересы обслуживает данный регулятор.

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

— классовый, в рамках которого право определяется как сис­тема гарантированных государством юридических норм, выра­жающих возведенную в закон государственную волю экономиче­ски господствующего класса;

— общесоциальный, в рамках которого право рассмат­ривается как выражение компромисса между классами, группами,различными социальными слоями общества.

5. Понятие нрава в объективном и субъективном смыс­ле. Естественное право. [Тоэятнввм право. Публичное и част­ное право. Объективное право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право — это законода­тельство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нор­мативные договоры; данного периода а конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависят от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворить собственные интересы ли­ца. Субъективный» правами выступают конкретные нрава чело­века (право на труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его волн и сознания.

Наряду с правом в юридическом значении (и объективным, и субъективным) существует еще и естественное право, которое охватывает такие права, как, например, право на жизнь, право на свободу. Права, относящиеся к естественным, существуют неза­висимо от того, закреплены они где-нибудь или нет-, они непо­средственно вытекают из естественного порядка вещей из самой жизни.

В отличие от естественного права, право в юридическом смысле (и объективное, и субъективное) предстает как позитив­ное право, т.е. выраженное в законах и других источниках.

Характерные черты позитивного права:

а) оно создается людьми или общественными образования­ми — законодателями, судами, самими субъектами права, т.е. является результатом их творчества, целенаправленной волевой дея­тельности;

б) оно существует в виде законов и иных источников, т.е. особой, внешне выраженной реальности, а не просто в виде мыс­ли, идеи.

Со времени возникновения права и в ходе его развития вы­явились две противоречивые и одновременно взаимосвязанные его стороны. Первая сторона — публично-правовая, вторая — част­но-правовая.

Публичное право — это область государственных дел, т.е. устройство и деятельность государства как публичной власти, всех публичных институтов, построенных на началах власти и подчиненности, на отношениях субординации.

Частное право — это область частных дел, т.е. статуса сво­бодной личности, институтов, построенных на началах ав­тономии, юридического равенства субъектов, их несоподчиненности между собой.

6. Право как государственный регулятор общественных отношений. Наиболее существенным признаком права, включен­ным в определение данного понятия (см выше), выступает его тесная связь с государством. Этот признак выражается в том, что:

государство официально устанавливает право, обес­печивает его исполнение, в том числе и с помощью государ­ственного принуждения;

право, будучи нормативным выражением государст­венной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах;

право имеет общеобязательный характер, что позволяет ему выступать в качестве особого социального регулятора, в виде критерия правомерного и неправомерного поведения;

в отличие от других социальных норм специфика ре­гулятивной роли права связана с представительно-обязывающим
содержанием большинства составляющих его норм.

Тема 14. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМА­НИЮ ПРАВА

Нормативистский подход.

Естественно-правовая теория права.

Теологическая теория права.

Историческая школа права.

Психологический подход.

Социологический подход.

Марксистский подход.

Интегративный подход.

Нормативистский подход. Его сторонники (Штаммлдр,
Новогородцев, Кельзен и др.) определяют право как совокупность
охраняемых государством норм. В частности, для концепции
Ксльзена характерным является представление о праие k.ik о сис­
теме (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная
(суверенная) норма, принятая законодателем, и гд< каждая минная
норма черпает свою законность в норме более значительной юри­
дической силы. Содержание нормативистского подхода к праву
определяется во взгляде на действительность через при 1му приня­
тых государством нормативных актов.

Естественно-правовая теория права. Сторонники >той
теории права (Т. Гоббс, Д. Локк, А. Радищев и др.) полагали, что
кроме права, которое устанавливает государство, существует ес­
тественное право, присущее человеку от рождения Это право на
жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд дру| их < ледова-
тельно, естественное право (сумма естественных ncnii.iv неот­
чуждаемых и неизменяемых прав человека) — это высшее право по
отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты),
это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В
рамках данной теории разделяются право и закон, i о. наряду с
позитивным правом (законами, принимаемыми государством),
существует высшее, подлинное, естественное право, свой< пенное
человеку от рождения.

Теологическая теория в своем объяснении прими опира­
лась на божественные книги и в первую очерс/ц. на Библию.
Представители данной теории (Аристотель, Фома Аквинский)
полагали, что если естественные права принадлежа i веку от
рождения, то они могут иметь и божественное прош 111 16НИС

4. Историческая школа права. Ее представители (ФСа-
виньи, Гуго, Г Пухта и др) утверждали, что право не создается
законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате раз­
вития народного духа, примерно так же, как появляется язык Уче­
ные-правоведы должны уметь схватить и выразить проявления
правового народного духа, изложить его положения в юридиче­
ских формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен пре­
вратить его в действующее законодательство

Психологический подход. Представители (Л.И. Пе-
тражицкий, Росс, И.М. Рейснер и др.) наряду с нормами в понятие
«право» включают и правовое сознание, правовые эмоции людей.
Особенно широко психологический подход применялся в первые
годы советской власти, когда еще не были выработаны новые за­
коны и даже в декретах признавалось обращение судей к право­
вому сознанию при решении дел в интересах пролетарского госу­
дарства.

Социологический подход. Представители социоло­
гической теории права (П. Эрлих, Жени, СИ. Муромцев и др.)
полагали, что право воплощается не в естественных правах и не в
законах, а в реализации законов, т.е. отстаивали взгляды на право
как на деятельность физических и юридических лиц, реализую­
щих в той или иной степени свои правомочия. Правом объявля­
лась практика государственного строительства.

Марксистский подход. Представители марксисткой тео­
рии (Маркс, Энгельс, Ленин И др.) понимали право как воз­
веденную в закон волю экономически господствующего класса и
содержание, выраженное в праве классовой воли, определяли ха­
рактером материальных производственных отношений, носителя­
ми которых выступали классы собственников основных средств
производства, держащие в своих руках государственную власть.

Интегративный подход к пониманию права исходит из
того, чтя вряд ли в действительности существует вполне совер­
шенное право, и поэтому представители данного подхода, взяв из
различных теорий самые рациональные, на их взгляд, стороны,
вывели следующее определение: «Право — это совокупность при­
знаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной за­
щитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих
борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении
друг с другом».

Тема 15. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРЛВЛ

Понятие и виды принципов права.

Понятие и классификация функций права,

1. Понятие и виды принципов права. Принципы права —
это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие
сущность права как специфического социального регулятора. Они
выражают закономерности права, его природу и социальное на­
значение, представляют собой наиболее общие праиила поведе­
ния, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выпол­
нятся из его смысла. В зависимости от сферы распространения
выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принци­
пы.

Общеправовые принципы действуют во всех, без ис­ключения, отраслях права. К ним относятся:

справедливость;

юридическое равенство граждан перед законом и судом;

гуманизм;

демократизм,

единство прав и обязанностей;

-сочетание убеждения и принуждения.

Межотраслевые принципы характеризуют наиболее су­щественные черты нескольких отраслей права. Среди них выде­ляют принцип неотвратимости ответственности, принцип состяза­тельности и гласности судопроизводства и т.д.

Отраслевые принципы действуют только в рамках одной отрасли. В гражданском праве к ним можно отнести принцип ра­венства сторон в имущественных отношениях; в уголовном про­цессе — презумпция невиновности.

Принципы права участвуют в регулировании общест­венных отношений, так как они не только определяю: общие на­правления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу.

2. Понятие и классификация функций права. Функции права — это основные направления правового воздействия выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Классификация функций:

Условно можно выделить две стороны, которые лежит в основе классификации функций права:

1) это внешняя, в соответствии с которой выделяют соци­альные функции права — экономическую (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическую (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательную (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц);

2) внутренняя, которая вытекает из самой природы права. Это регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функция — это обусловленное социальным на­значением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию от­ношений, соответствующих интересам общества, государства, личности.

В рамках этой функции выделяют две ее разновидности ре­гулятивную статистическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статистическая функция выражается в воз­действии права на общественные отношения путем их за­крепления в тех или иных правовых институтах. Решающее зна­чение в проведении статистической функции принадлежит инсти­тутам политических прав и свобод, которые зафиксированы в конституции.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздей­ствии права на общественные отношения путем обеспечения ак­тивного поведения субъектов права. Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права.

Охранительная функция — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, полити­ческих, национальных и личных отношений их неприкосновен­ность, установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Тема 16. ТИПЫ ПРАВА

Понятие типа права.

Исторические типы права.

1. Понятие типа права. Исторический тип права это ка­
тегория, отражающая общие социальные черни всех систем права
соответствующих определенному экономическому базису. Имен­
но базис, с позиций формационного подхода, является решающим
фактором общественного развития, который детерминирует в со­
ответствующий тип надстроечные элементы — гос) царе гво и пра­
во. В зависимости от типов экономического балка выделяют ра­
бовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический
типы права.

2. Исторические типы права. РабовлаОельческий тип
права — это система правовых норм санкционированных и уста­
новленных рабовладельческим государством, закрепляющих пол­
ноправие рабовладельцев и бесправие рабов, выражающих волю
рабовладельческого класса содержание которой определяется ма­
териальными условиями жизни этого класса.

Феодальный тип права — это система сословно-пр&вовых норм, закрепляющих привилегии одних и неполноправность дру­гих сословий и выражающих волю класса феода юн содержание которой определяется материальными условиями ЖИЗНИ этого класса.

Буржуазный тип права — это совокупное п. общеобяза­тельных норм, правил поведения, установленных и охраняемых государством, выражающих волю капиталистов и защищающих порядки отвечающие их интересам.

Социалистический тип права — это совокупность об­щеобязательных юридических норм, устанавливаемых и обеспе­чиваемых государством, выражающих волю народа,

Тема 17. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Социальные и технические нормы.

Соотношение права и морали.

Право и религиозные нормы.

Право и корпоративные нормы.

5. Право и обычаи.

1. Социальные и технические нормы. Общество не мо­жет существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедея­тельности. Упорядочение осуществляется с помощью норм, кото­рые подразделяются на технические и социальные.

Технические нормы — это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм можно назвать правила вы­полнения определенных строительных работ, нормы расходова­ния сырья, государственные стандарты, технические условия. Технические нормы обладают следующими особенностями: а) предмет регулирования здесь не сугубо социальный; б) «субъ­ектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним ми­ром, природой, техникой.

Социальные нормы — это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относятся правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные нормы. Социальные нормы обладают следующими особенностями: а) предмет регулирования здесь уже сугубо социальный — общественные отношения; б) «субъектив­ный» состав связан только с людьми как представителями соци­альной сферы.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь технико-юридическими правилами поведения, в силу чего они выступают общеобязательными, влекущими за собой определенные юриди­ческие последствия. Например, уголовное законодательство пре­дусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ.

2. Соотношение права и морали. Мораль — это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого. Право — это систе­ма общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и на­правленных на урегулирование общественных отношений. Общее между правом и моралью:

1) в системе социальных норм они выступают самыми уни­версальными, распространяющимися на все общество;

2) у них единый объект регулирования — обша темные от­
ношения;

3) исходят в конечном счете от общества.
Различия между правом и моралью:

по происхождению: если мораль возникнем имеете с об­
ществом, то право — вместе с государством;

по форме выражения: если мораль содержится в об­
щественном сознании, то право — в специальных нормативных
актах, имеющих письменную форму;

по сфере действия: если мораль может реп пировать
практически все общественные отношения, то пряно наиболее
важные и только тс, которые в состоянии упорядочить)

по времени введения в действие: если моральные нормы
вводятся в действие по мере их осознания, то мраионые в кон­
кретно установленный срок;

по способу обеспечения: если нормы морали обеспе­
чиваются мерами общественного воздействии, го нормы права-
мерами государственного воздействия;

по критериям оценки, если нормы морили регулируют
общественные отношения с позиций добра и зля, aip.iimuiиного и
несправедливого, то нормы права — с точки зрении тконного и
незаконного, правомерного и неправомерного.

3. Право и религиозные нормы. Религиозными нормами
называются правила. установленные различными веро­
исповеданиями и обязательные для верующих. < >ни i одержаться в
религиозных книгах Ветхом и Новом завете, К<>| ННС, Тал-

муде, религиозных книгах буддистов и др. Этими но| < ■■ ш опре­деляется порядок организации и деятельности рели! ИО 1КЫХ объе­динений, регламентируется порядок отправления 01 ря (01 поря­док церковной службы.

Истории известны целые эпохи, когда miioi in pi шгиозные
нормы носили юридический характер, регулировали некоторые
политические государственные, граждански ii| i брачно-
семейные и иные отношения. В ряде современны и кнх

стран Коран и Сунна являются основой рели1 ночных нрннояых и
моральных норм, регулирующих все стороны ЖИ ЖИ М.

Нормы, установленные религиозными орп со-

прикасаются с действующим правом в ряде опишн-мим На­
пример, Конституция создает правовую основу деятели’
лигиозных организаций, гарантируя каждому ceofii (всти,

включая право свободно исповедовать любую религию. Религиоз­ным объединениям может придаваться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения.

4. Право и корпоративные нормы. К корпоративным от­
носятся нормы, содержащиеся в уставах и других документах
партий, профсоюзов, добровольных обществ, основанных на
членстве, а также нормы, содержащиеся в уставах кооперативных
и коммерческих организаций.

Сходство корпоративных норм и норм права заключается в том, что и те и другие изложены в письменных актах, принятых в официально установленном порядке правомочными органами. Отличаются же корпоративные нормы от правовых тем, что они выражают волю и интересы только членов соответствующих ор­ганизаций и обязательны лишь для них. К нарушителям корпора­тивных норм применяются меры воздействия, предусмотренные уставом организации.

5. Право и обычаи. Обычаем является правило, со­
блюдаемое в силу привычки. Обычаями становятся нормы, со­
блюдение которых стало привычным в результате их длительного
су ществован ия.

Право в своем осуществлении опирается на привычное массовое подчинение правовым нормам (привычка соблюдать закон). В некоторых случаях санкционированный обычай является источником права.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 5824;

Добавить комментарий