Понятие признаки и структура правовой системы

Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства, а также в их распределении по отраслям и институтам права.

Иными словами, система права — это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам

Структура системы права — это объективно существующее внутреннее строение права данного государства.

Основные структурные элементы системы права:

• структуры юридической нормы (гипотезы, диспозиции и санкции);

• структуры института права (проявляется в совокупности взаимосвязанных регулятивных, охранительных и иных норм права);

• структура отрасли права (особый режим регулирования однородных институтов и подотраслей права);

• структура права в целом (вся совокупность отраслей права, характеризующаяся иерархичностью и системностью).

Нормы права — исходный компонент, те «кирпичики», из которых и складывается в конечном счете все «здание» системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права

Институт права— это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право — институты гражданского права).

Отрасль права — это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

Виды критериев распределения норм права по отраслям права:

• предмет правового регулирования;

• метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом.

Метод правового регулирования — это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство так или иначе воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования.

Среди способов правового регулирования различают:

• обязывание;

• дозволение;

• запрещение.

При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение применяемых способов. Например, в административном праве доминирует использование Законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном праве – запрещения.

К конкретным методам правового регулирования, т. е. применяемым в тех или иных отраслях права обычно относят методы: императивный (метод властного приказа, как правило, выраженного в виде нормы-запрета), диспозитивный (представляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения), поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения), рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения).

Основные признаки системы права:

• система права характеризуется объективностью. Это выражается в том, что право — явление не случайное и произвольное, оно не складывается по воле политических властей, а формируется в процессе закономерного развития общественных отношений;

• система права характеризуется единством и взаимосвязью норм, ее составляющих;

• система права — эго многообразное правовое явление, включающее неодинаковые по своему объему и содержанию, но органично взаимосвязанные структурные элементы (нормы права, институты и отрасли права).

25. Понятие и признаки норм права, их виды. Структура норм права.

Нормы права – единичные правила поведения, устанавливающие: чьи-то обязанности совершить какие-то действия (обязывающие), запреты совершать какие-либо действия (запрещающие), дающие право на какое-либо поведение (правоустанавливающие, управомачивающие); формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование типичных общественных отношений.

Признаки норм права:

Государственно–властный характер;

Общеобязательность;

Формальная определенность;

Обеспеченность;

Виды норм права: подробнее здесь http://webarhimed.ru/page-366.html

1. По функциональной роли:

~ исходные нормы — определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления. К ним относятся:

декларативные нормы — провозглашающие принципы,

дефинитивные — содержащие юридические понятия и др.;

~ общие нормы содержатся в общей части любой отрасли права и регулируют видовые общественные отношения;

~ специальные нормы присущи отраслям права и регулируют родовые общественные отношения, обращены к специальным субъектам.

2. По характеру правил поведения или по форме предписания, содержащихся в юридических нормах

Различия здесь проводятся в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность, право, или запрет. По этому основанию выделяются:

обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, платить за проезд в метро, исполнять гражданско-правовые обязательства и т.д.)

управомочивающие нормы предоставляют участникам правовых отношений возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов (получать стипендию, подавать иск в суд, и т.п.

запрещающие нормы устанавливают запрет совершать недозволенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, грабить, убивать и т.п.)

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т. е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных.

Два первых вида (обязывающие, разрешающие-управомочивающие,) наиболее типичны для гражданского законодательства. Запрещающие нормы наиболее характерны для уголовного и административного законодательства.

3. По предмету правового регулирования или по отраслям права

Для юридических норм характерна системность. Это значит, что они существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в составе правовых институтов и отраслей права. В связи с этим выделяются нормы конституционного, административ-ного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.

4. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов

☼ Абсолютно определенные нормы с абсолютной точностью определяют условия своего действия, права и обязанности участников, меры юридической ответственности за нарушение этих прав и обязанностей. При этом уточнение предписания данного вида нормы не допускается.

Например, уголовно-процессуальный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: при незаконном составе суда, при нарушении тайны совещания судей, при неподписании приговора одним из судей и т.п.

☼ Относительно определенные нормы не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников правовых отношений и мерах юридической ответственности. Они предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные.

Например, относительно определенный характер имеют большинство санкций уголовного права, устанавливающие низший и высший предел наказания (лишение свободы от 6 до 15 лет).

■ Ситуационные допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации.

■ Альтернативные нормы предусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или санкций за их нарушение. Например, неосторожное убийство наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет или исправительными работами на срок до 2-х лет.

5. По функциям права

Это деление юридических норм связано с существованием регулятивной и охранительной функции права.

Регулятивные устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (например, норма, закрепляющая порядок заключения брака).

Охранительные определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Например, норма уголовного кодекса об ответственности за клевету.

6. По специализации норм права

Закрепительные нормы в общем виде выражают определенные элементы регулируемых общественных отношений. Например, нормы Общей части УК, устанавливающие

Дефинитивные нормы содержат научно сформулированные определения юридических понятий (понятия преступления, сделки, права собственности).

Нормы-принципы устанавливают общие или отраслевые правовые принципы и задачи определенной системы юридических норм (принципы уголовного права, задачи гражданского права).

Дефинитивными нормами называются нормы, которые содержат легальное (позитивно-правовое) определение тех или иных юридических понятий или явлений. Например, ст. 14 УК РФ содержит легальное определение понятия преступления.

Оперативные — направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.

К коллизионным нормам относятся такие нормы, которые содержат правило разрешения противоречий между различными позитивно-правовыми положениями.

7. По времени действия:

Постоянные – нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права; постоянные нормы указывают начальный период введения их в действие и никогда не оговаривают конечного. Они действуют до тех пор, пока не будут отменены новыми нормами права, пришедшими им на смену.

Временные – нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств. Эти нормы действуют только в течение того времени, которое определено в данном нормативном акте. После этого они теряют свою юридическую силу.

Чрезвычайные нормы издаются на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями конституции того или иного государства (например, ст. 88 Конституции РФ).

8. По юридической силе нормативно-правовых актов

В зависимости от этого критерия юридические правила поведения подразделяются на нормы законов (основных, обыкновенных, кодифицированных и т.д.) и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства и т.д.)

9. По характеру правовой нормы:

• Материальные нормы призваны регулировать общественные отношения во всех сферах жизни. На их основе складываются все многообразные отношения субъектов, определяются их права и обязанности, устанавливаются конкретные правоотношения.

• Процессуальные нормы регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъектов, а только участников процесса и лиц, привлеченных к нему.

10. По степени определенности или способу изложения различают:

➦ прямого изложения – в самой норма содержатся все необходимые сведения, полностью определяющие требования законодателя к регулируемому обществен-ному отношению;

➦ бланкетные (представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил). Примером может служить норма права, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение должностным лицом правил по технике безопасности и т.п.;

➦ отсылочные (отсылают к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному акту).

11. По субъектам правотворчества выделяются:

1) нормы, исходящие от государства (то есть изданные государственными органами — к ним относится подавляющее большинство правовых норм);

2) нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

12. По кругу лиц и территории действия

А) По кругу лиц (по субъектам) на которых распространяется действие норм права, нормы подразделяются на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. В данной классификации нормы имеют совершенно иное понятие. В частности, общие нормы имеют равное отношение ко всем субъектам права (например, конституционно-правовые нормы) независимо от пола, профессии, возраста, состояния здоровья и других обстоятельств.

Специальные нормы действуют только в отношении определенной категории лиц. Специальные нормы рассчитаны на определенный круг субъектов – несовершеннолетних, студентов, работников правоохранительных органов, военнослужащих, курсантов и т.д. К исключительным нормам относятся нормы, делающие исключения из общих правил, а также имеющие отношение только к отдельным субъектам права (например, нормы дипломатического иммунитета, иммунитета депутатов парламента, в условиях чрезвычайного положения).

Б) В зависимости от сферы или территории действия нормативных актов заключенные в них нормы могут распространять свое действие как на территорию всего государства (нормы федеральных законов), так и на определенную его часть (нормы актов субъектов федерации, местных органов власти).

13. По методам правового регулирования или по способу установления правил поведения

Императивные нормы содержат властно-категоричные предписания, не допускающие отклонений в регулируемом поведении, характерны для публичного права; Диспозитивные нормы предполагают свободу выбора поведения, характерны для гражданско-правовых отношений; Рекомендательные нормы предлагают из ряда вариантов поведения наиболее желательный (предпочтительный) для государства вариант поведения.

• Факультативные нормы — позволяют при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (запасной).

14. По месту действия:

» нормы международного права;

» общенационального (внутригосударственного) права;

» региональные или территориальные

» местные или локальные

15. По сфере общественных отношений

» публичного права;

» частного права.

16. По способу реагирования со стороны государства:

В особую группу можно выделить нормы поощрительные и карательные.

Поощрительные — нормы, которые стимулируют поведение людей поощритель-ными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.

Карательные – нормы, предполагающие неблагоприятные последствия для нарушителей предписаний правовой нормы.

17. По месту и роли в правовой системе:

Учредительные нормы выполняют функцию норм-принципов. Данные нормы:

• закрепляют основы общественно-политического строя;

• закрепляют права и свободы граждан;

• закрепляют основы политической системы;

• закрепляют основы правовой системы.

Примером указанных норм являются конституционные нормы («Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» — ст. 1 Конституции РФ).

Регулятивные нормы выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные нормы могут быть:

= управомочивающие — предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий;

= обязывающие — вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям;

= запрещающие — устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Примером данных норм являются нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие наказание за совершение преступления.

Обеспечительные нормы играют роль норм-гарантий, которые способствуют исполнению других норм (гарантируют их исполнение).

Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»).

Дефинитивные нормы выполняют функцию норм-определений и объясняют содержание тех или иных понятий (например, нормы Уголовного кодекса РФ, раскрывающие содержание составов преступлений).

Коллизионные нормы являются нормами-арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

Оперативные нормы выполняют роль норм-инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

18. По иным основаниям

«каучуковые» нормы — нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл («добрая совесть», «добрые нравы», «разумный срок»)

Признаки норм права:

Государственно–властный характер;

Общеобязательность;

Формальная определенность;

Обеспеченность;

Структура нормы права:

Гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие:

В зависимости от структуры:

• Простые (одно условие реализации нормы права);

• Сложные (нескольких условий реализации нормы права);

В зависимости от способа изложения:

• Абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права;

• Казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями;

Диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия:

В зависимости от структуры:

• Простые (один вариант поведения);

• Сложные (несколько вариантов поведения);

По степени определенности:

• Абсолютно определенные;

• Относительно определенные;

• Неопределенные;

В зависимости от действия:

• Управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий;

• Обязывающие, налагающие обязанности совершения положительных, предусмотренных законом действий;

• Запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания;

Санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы:

В зависимости от состава:

• Простые (одна мера наказания);

• Сложные (несколько мер наказаний);

По отраслевому признаку:

• Уголовные;

• Административные;

• Дисциплинарные;

• Гражданские и другие;

По характеру последствий:

• Правовосстанавливающие;

• Штрафные;

По степени определенности:

• Абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности;

• Относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания;

• Альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один;

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

Система права — это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и разделении права на относительно самостоятельные части — нормы, институты и отрасли права.

Одним из признаков права является системность. Это не простая сумма частей; систему отличает непротиворечивость, взаимозависимость, упорядоченность ее элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а вместе они обеспечивают существование всей системы. Если какой-либо элемент выйдет из строя, приходит в негодность и вся система.

Право тоже представляет собой систему взаимосвязанных элементов: норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Каждый из них выполняет вполне определенную функцию в обществе. Взаимосвязь этих элементов права отражает понятие «система права».

Таким образом, система права — это внутреннее строение права, отражающее характер взаимосвязи его элементов (отраслей, подотраслей, институтов и норм), выделенных в соответствии с предметом и методом правового регулирования.

Элементы системы права связаны отношениями взаимозависимости, взаимовлияния, иерархичности. Первичным элементом системы правы является норма права — общеобязательное правило поведения, установленное государством и обеспеченное возможностью государственного принуждения. Однако для правового регулирования зачастую недостаточно одной нормы, а требуется взаимодействие комплекса правовых норм, составляющих правовой институт.

Правовой институт — это обособленная группа норм, которая регулирует однородные общественные отношения и входит в соответствующую ей отрасль права. Например, институт собственности — это комплекс норм гражданского права, регламентирующий право конкретных субъектов на определенное имущество. Право собственности сводится к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.

Определенный вид однородного общественного отношения, входящего в отрасль, регулирует подотрасль права — обособленная часть отрасли. Например, гражданское право как отрасль, регламентирующая имущественные и связанные с ним личные неимущественные отношения, включает подотрасли: вещное, обязательственное, наследственное, авторское и т.д.

Наконец, наиболее крупным элементом системы права является отрасль права — система норм, регламентирующая всю совокупность однородных общественных отношений (имущественных, управленческих, властных, семейных и т.д.).

Система права имеет ряд признаков:

o непротиворечивость (обеспечивается принципом верховенства норм конституционного права, которым не должны противоречить иные нормы);

o структурированность (направленность па регулирование определенного вида общественного отношения):

o взаимосвязь элементов (норм, правовых институтов, отраслей);

o формирование в соответствии с общественными потребностями.

51. Критерии отраслевого деления. Предмет и метод правового регулирования.

В рамках теории государства и права в основу деления права на отрасли и институты положены два основных критерия:

1) предмет правового регулирования;

2) метод правового регулирования.

Итак, под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной правовой отраслью. Иными словами, предмет правового регулирования — это то, что регулирует право, т. е. конкретные интересы конкретной группы лиц в конкретных жизненных условиях.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

а) субъекты правовых отношений. Субъекты в свою очередь могут быть индивидуальными и коллективными;

б) поведение указанных субъектов, их поступки, действия;

в) объекты (предметы, явления) окружающего мира;

г) социальные факты (события, обстоятельства).

Иными словами, предмет правового регулирования — это та сфера общественной жизни, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки называют правовым (юридическим) полем.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, средств и способов, с помощью которых право регулирует предмет правового регулирования. Иными словами, метод правового регулирования — это то, как право осуществляет свою регулятивную роль. Таким образом, метод правового регулирования включает в себя все средства воздействия права на общественные отношения.

В структуру метода любой конкретной отрасли права входят следующие элементы:

а) установление границ регулируемых общественных отношений;

б) издание нормативных актов, которые устанавливают права и обязанности субъектов правовых отношений, предписания о должном и возможном их поведении;

в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правосубъектностью: право- и дееспособностью;

г) определение мер ответственности на случай нарушения установленных правовых предписаний.

В рамках теории государства и права существует множество различных методов правового регулирования, а также их сочетание. Однако целесообразно выделить следующие девять основных методов правового регулирования:

1. Императивный метод — это властное предписание, веление государства. Данный метод правового регулирования, к примеру, присущ уголовной отрасли права.

2. Диспозитивный метод — это известная альтернатива, возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Данный метод характеризует гражданскую отрасль права.

3. Метод дозволений, обязываний и запретов — это строгая направленность поведения субъектов правовых отношений, которая определяется законом. Данный метод является комплексным и сочетает в себе несколько средств и приемов правового регулирования, он характерен практически для всех отраслей права.

4. Субординация и властный приказ — это метод, который подразумевает под собой исполнительскую дисциплину, строгую подчиненность, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного аппарата для нижестоящих звеньев. Данный метод правового регулирования характерен для административного права.

5. Метод поощрений — это совокупность правовых средств, составляющих премиальную систему. Данный метод правового регулирования характерен для трудовой отрасли.

6. Метод автономии и равенства сторон — подразумевает под собой равное процессуальное положение участников судебного разбирательства, их самостоятельность. Данный метод правового регулирования характерен в целом для всех отраслей процессуального права.

7. Рекомендательный метод — это совокупность правовых разрешений, содействия и организационной помощи. Данный метод правового регулирования выражается в издании различного рода рекомендательных актов, советов, он характерен для сельскохозяйственного права.

8. Метод убеждения и принуждения — данный метод характерен практически для всех отраслей права.

9. Индивидуальный метод — подразумевает под собой установление самостоятельной юридической деятельности конкретного рода субъектов правовых отношений в рамках закона. Данный метод правового регулирования выражается в принятии ненормативных актов, заключении договоров, соглашений, сделок и т. д., он характерен для предпринимательского, торгового и других отраслей права.

Предмет правового регулирования является материальным критерием разграничения правовых норм по отраслям и институтам, он имеет объективное содержание, не зависит от воли законодателя. Метод же правового регулирования является производным от предмета отрасли права. Метод отрасли права — это юридический критерий разграничения правовых норм, он прежде всего зависит от воли законодателя. В этом и заключается субъективность метода, отличающая его от объективного предмета.

Следует помнить, что право в общем виде регулирует не все, а лишь какую-то большую часть общественных отношений, а именно — те общественные отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании, которые поддаются внешнему контролю. В результате попадания в рамки правового (юридического) поля данные общественные отношения становятся правовыми. Если бы основанием деления права на отрасли и институты являлся только лишь предмет правового регулирования, то отраслей права оказалось бы слишком много. Для разграничения необходим также и метод правового регулирования.

52. Понятие отрасли права. Основные отрасли российского права.

О́трасль пра́ва — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права.

Основаниями для деления права на отрасли считаются:

  • предмет правового регулирования — однородная и отделимая от других группа общественных отношений;

  • метод правового регулирования — совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения;

  • способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права.

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования. Объектом материального права выступают имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального:

  • конституционное (государственное) право;

  • административное право;

  • гражданское право;

  • предпринимательское право;

  • трудовое право;

  • финансовое право;

  • уголовное право;

  • экологическое право;

  • семейное право;

  • право социального обеспечения и др.

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Оно регулирует отношения, возникающие в таких процессах как: расследования преступлений, рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства. Процессуальное право закрепляет процессуальные формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

К процессуальным отраслям права относятся:

  • гражданско-процессуальное право;

  • уголовное процессуальное право;

  • арбитражный процесс (особенность России).

Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Наряду с основными отраслями права в системе российского права нередко выделяют так называемые комплексные отрасли. Эти отрасли формируются на стыке двух или нескольких основных отраслей права, как правило, они складываются из некоторых основных отраслей права. К ним относятся: предпринимательское право, коммерческое, банковское, транспортное, аграрное (или сельскохозяйственное) право. В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. В составе гражданского права выделяется жилищное, авторское, наследственное.

Основные отрасли российского права

Конституционное право — ведущая отрасль российской правовой системы, представляющая собою совокупность норм, регулирующих основы общественного и государственного строя, правовое положение человека и гражданина, определяющих форму государства, компетенцию высших органов государственной власти и должностных лиц, конституционно-правовые основы местного самоуправления. Конституционное право имеет особый предмет и метод регулирования. Предмет — правовые отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета Российской Федерации. Методы — дозволение, предписание, запрещение (они характерны для всех публичноправовых отраслей), а также установление (характерно только для конституционного права).

Административное право — совокупность норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права устанавливают систему, порядок и компетенцию государственных органов и должностных лиц исполнительной власти, закрепляют права и обязанности граждан в отношениях с этими органами и должностными лицами, определяются понятие и виды административных правонарушений, устанавливаются меры административной ответственности.

Финансовое право — отрасль права, состоящая из норм, с помощью которых регулируются отношения в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства. Административно-правовые отношения имеют неимущественный характер, тогда как финансово-правовые носят именно имущественный (денежный) характер. В состав финансового права входят подотрасли — бюджетное, налоговое и банковское право, тяготеющие к обособлению.

Уголовное право — совокупность норм, закрепляющих основание и принципы уголовной ответственности, определяющих понятие и виды преступлений, виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера. Нормы уголовного права носят запретительный характер и запрещают общественно опасные действия или бездействия под угрозой применения средств уголовного наказания. Уголовное право подразделяется на Общую и Особенную части. В Общей содержатся положения об уголовной ответственности, понятие преступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие уголовную ответственность и т.д. В Особенной части предусматриваются конкретные виды преступлений и определяются наказания, применяемые за их совершение.

Экологическое (природоохранное) право — молодая отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, юридических лиц и государства в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Нормами этой отрасли закрепляются стандарты здоровой окружающей среды. Некоторые исследователи считают, что экологическое право — это комплексная отрасль современного российского права, сходная с аграрным или хозяйственным правом.

Гражданское право — ведущая отрасль права. Предмет регулирования: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, свободе волеизъявления и имущественной самостоятельности сторон.

Подотраслями гражданского права являются авторское, изобретательское, наследственное право и другие, которые, впрочем, не тяготеют к обособлению. В качестве подотрасли гражданского права, тяготеющей к обособлению, можно выделить предпринимательское право.

Семейное право — отрасль права, нормы которой регулируют личные неимущественные отношения, связанные с браком и семьей, родством, опекой и усыновлением и связанные с ними имущественные отношения Они устанавливают, в частности, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, признания его недействительным, определяют порядок и формы опеки и попечительства.

Трудовое право — отрасль, регулирующая отношения по применению труда на предприятиях различных форм собственности, в учреждениях и организациях. Предмет регулирования: отношения работника и работодателя по поводу труда первого.

Земельное право — отрасль, регулирующая отношения по поводу владения, пользования и эксплуатации земли. Предмет регулирования: отношения между лицами, а также государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее обработке, эксплуатации, повышению плодородия, охране и т.д.

Исправительно-трудовое право — отрасль, нормы которой определяют порядок и условия отбывания наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке, исправительным работам, а также порядок функционирования учреждений и органов, исполняющих приговоры и т.д.

Уголовное процессуальное право — отрасль права, определяющая порядок производства по уголовным делам в период дознания, предварительного следствия и рассмотрения дела судом.

Гражданское процессуальное право — отрасль публичного права, регламентирующая гражданское судопроизводство — рассмотрение судебных дел, вытекающих из споров по гражданским, семейным, трудовым, земельным, экологическим и некоторым видам административных правоотношений. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Арбитражное процессуальное право — сравнительно молодая отрасль права, которая определяет порядок рассмотрения судебных дел, вытекающих из хозяйственных споров между субъектами предпринимательской деятельности или между ними и государственными органами, а также вытекающих из некоторых видов административных правоотношений.

Международное публичное право — не является составной частью национальной системы права. Это совокупность норм, а также принципов, содержащихся в международных конвенциях, договорах, актах, уставах международных организаций, регулирующих отношения между государствами и иными лицами, наделенными международно-правовой субъектноетью.

Международное частное право — совокупность норм права, регулирующая гражданские, брачно-семейные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предмет — отношения, регулируемые в Российской Федерации нормами национального гражданского, брачно-семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом и имеющие международный характер.

В науке, и даже в юридической практике, категории «отрасль права» и «отрасль законодательства» нетождественны. Систему права и систему законодательства можно соотнести между собой как внутреннее содержание и внешнюю форму. Система законодательства — это объективация, конкретное выражение системы права. Система права — это прежде всего научно-доктринальная основа, концептуальная модель правоустановительной деятельности, она носит относительно объективный характер и в минимальном отношении зависит от воли законодателя. Система законодательства, наоборот, — полностью является детищем законодателя, она подвержена воздействию субъективного фактора во всем его многообразии (от некомпетентности авторов законопроектов до прямого лоббизма).

Система права несколько шире системы законодательства, у нее значительно больше источников. Она находит свое отражение не только в позитивном праве, но также в обычном праве, в принципах права, в правовых доктринах, в договорах, содержащих нормы права, в судебных прецедентах, в правосознании.

Систему права характеризует однородность, поскольку каждая отрасль обладает предметом правового регулирования. Отрасли законодательства не обладают подобного рода объединяющим началом.

Система права состоит из отраслей, подотраслей и институтов, а система законодательства — из нормативных правовых актов, поэтому первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства — статья нормативного акта.

Среди отраслей законодательства можно выделить: во-первых, одноименные с отраслями права (уголовное, гражданское, семейное); во-вторых, комплексные отрасли, состоящие из комбинации норм различных отраслей права; гражданского, уголовного, конституционного и др. (хозяйственное, аграрное законодательство, законодательство об охране здоровья, об образовании, науке и т.д.); в-третьих, отрасли, связанные с определенными сферами государственного управления (законодательство о водном транспорте, о таможенной деятельности и т.д.). По этой причине количество отраслей законодательства превышает количество отраслей права: в Российской Федерации их насчитывается 48.

Действующее национальное право включает огромное количество правовых актов, в которых представлено еще большее количество правовых норм. Для удобной и внутренне непротиворечивой организации всего этого нормативно-правового массива (как внутри тех или иных актов, так и в рамках всей совокупности актов) применяется несколько видов систематизации нормативного материала.

Самым простым видом систематизации является организация различных форм учета правовых актов по определенным критериям с обязательной системой поиска соответствующего материала. Развитие компьютерной техники и создание электронных баз правовых данных в последние годы значительно облегчили эту задачу.

К более развитому способу систематизации относится инкорпорация, которая состоит в собрании правовых актов по определенному основанию (тематическому, временному) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативное содержание самих актов. Инкорпорацией является издание разного рода сборников, собраний действующих актов по тому либо иному предметному вопросу и т.д. При самом издании в необходимых случаях осуществляется внешняя обработка текста правового акта (изъятие утративших силу положений, внесение ранее принятых новых положений и т.д.). Однако инкорпорация не предполагает редактирования либо иного изменения действующих правовых норм.

Еще более высоким способом систематизации является консолидация, которая предполагает объединение нескольких различных правовых актов одного порядка в один новый акт. Такой акт, разумеется, принимается в надлежащем порядке соответствующим органом государства, а консолидированные правовые акты утрачивают силу. Консолидация, в отличие от инкорпорации, — это форма официальной правоустановительной деятельности, ибо она связана с принятием новых правовых актов.

Самый высокий способ систематизации — кодификация. Она предполагает переработку, изменение и обновление правовых норм той или иной отрасли либо подотрасли права и принятие нового кодификационного правового акта (свода законов, кодекса, основ законодательства, положения и т.д.), некоторые кодификационные акты имеют общеотраслевой характер и включают все основные нормы той или иной отрасли права (уголовный, гражданский, семейный кодексы), другие объединяют правовые нормы в пределах подотрасли права (таможенный, бюджетный, налоговый кодексы).

Правовая система общества — это единый комплекс взаимосвязанных юридических явлений, с помощью которых осуществляется воздействие на поведение людей, их коллективов и организаций.

Структура:

1) право (законодательство) — система общеобязятельных, формальноопределенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством.

2) юридическая практика- деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности.

3) господствующая правовая идеология — система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву.

4)правотворчество процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов.

5)законность.

6) правосознание- это совокупность чувств, эмоций, взглядов и иного, в которых выражается отношение людей к действующему, желаемому и предполагаемому праву и иным явлениям правовой действительности

7) правовая культура- это особое юридическое богатство общества, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности, общества и социальной группы.

Признаки, характеризующие элементы структуры правовой системы:

1. Неоднородность;

2. Различие по назначению, удельному весу, степени самостоятельности, функциональной направленности;

3. Удовлетворение современных регулятивных потребностей общества;

4. Отражение состава юридических явлений;

5. Выявление наиболее целесообразных связей, которые возникают между юридическими явлениями;

6. Отражение динамики взаимодействия юридических явлений в процессе выполнения своего функционального назначения;

7. Функциональная взаимосвязь;

8. Вхождение в единую взаимосогласованную систему;

Элементы структуры правовой системы могут обладать национальными, культурно–бытовыми, религиозными и иными особенностями того государства, на территории и в границах которого сложилась конкретная правовая система.

38. Соотношение понятий «правовая система общества», «система права», «система законодательства»

Система права – объективно обусловленная характером общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и институты.

Система законодательства — совокупность нор­мативных правовых актов, в которых объективируются содержа­тельные и структурные характеристики права, т.е. зако­нодательство служит внешней формой выражения права.


Правовая система – совокупность формально-правовых общностей, источников, и систем права , понятийно-правового аппарата и соответсвующих научных трактовок: англо-саксонская (система прецедентного права), романо-германская, религиозно –правовая, социалистическая, система обычного права.

Обычно называются следующие различия между системой пра­ва и системой законодательства.

1.Система права складывается объективно, в соответствии со сложившимися в каждой стране общественными отношениями, в то время как система законодательства носит во многом субъективный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в резуль­тате целенаправленной деятельности.

2.Система права, представляя собой внутреннюю его структу­ру, является структурой содержания права, в то время как система законодательства выражает структуру формы права.

3.Исходным элементом системы права служит норма права, а первичным элементом системы законодательства — нормативный правовой акт.

4. Система законодательства по объему шире, чем система пра­ва. Она включает не только материал, дифференцированный по предмету и методу правового регулирования, но и предписания и другой материал, который комплексно регулирует различные виды общественных отношений, используя одновременно различные методы регулирования или комбинацию этих методов.

Соотношение понятий «система права» и «правовая система». Право как система норм права, будучи элементом правовой системы, оказывает влияние на все другие элементы правовой системы. Право оказывает влияние: на субъектов – строят свое поведение в рамках определенного законом их правового статуса (модели субъектных прав и юридических обязанностей); отношения субъектов – предписывает эти отношения надлежаще оформлять в рамках соответствующих юридических процедур; правовую культуру – акцентирует внимание субъектов на необходимость знания, понимания природы права и их активного правомерного поведения; саму правовую организацию (на себя как системного регулятора) – в нормах права учитываются синергетически складывающиеся новые общественные отношения и связи между людьми и устанавливаемые ими новые правила поведения. В свою очередь право как система юридических норм испытывает на себе влияние других элементов правовой системы и среды (экономическое, духовное состояние общества, геополитический, международный и географический факторы, природные ресурсы и т. д.). От степени участия субъектов права в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов, от уровня их правовой культуры зависит качество юридических норм, закрепляемых в институтах и отраслях права, их эффективная реализация в реальной жизни в интересах различных слоев населения.


30. СИСТЕМА ПРАВА

Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Черты системы права: 1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые и объединяются в институты, подотрасли и отрасли; 2) система не сводится к простой совокупности элементов, а подразумевает их единство, прежде всего функциональное; 3) элементы системы взаимосвязаны благодаря чему система представляет собой определенную целостность; 4) состояние системы права определяется историческими, экономическими и иными внешними факторами, оно объективно обусловлено, а не является результатом произвольного усмотрения законодателя.

Система права не тождественна правовой системе. Первая является лишь частью второй. Правовая система кроме системы права включает в себя правовую доктрину и идеологию, а также юридическую практику. Термин «правовая система» широко используется в сравнительном правоведении при классификации правовых систем по семьям.

Отрасль права – это система норм права, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений характерными для нее методами. Отрасль – наиболее крупное подразделение системы права.

Отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.

Выделяют основные, производные и комплексные отрасли.

К основным относятся: 1) конституционное, 2) гражданское, 3) административное, 4) уголовное, 5) уголовно-процессуальное и 6) гражданско-процессуальное право. Для основных отраслей характерно внутреннее единство предмета и метода правового регулирования. Это характерно и для производных отраслей, однако их специфика в том, что они исторически обособились от основных, составляли ранее их подотрасли или институты. Напр., трудовое право в конце XIX – нач. XX вв. произошло от гражданско-правового договора личного найма. Позже от гражданского права обособились семейное и жилищное. От уголовного права обособилось уголовно-исполнительное, от конституционного – муниципальное. Комплексные отрасли объединяют нормы других отраслей права и регулируют однородные общественные отношения различными (характерными для основных отраслей) методами, чаще всего они объединяют нормы гражданского и административного права. Сюда относится земельное, хозяйственное, аграрное, экологическое, финансовое право.

Подотрасль права, как и отрасль, регулирует однородные общественные отношения, однако не имеет, как правило, собственного метода правового регулирования, а использует методы материнской отрасли, составляет ее часть. Напр., в рамках гражданского права развиваются подотрасли авторского и патентного права. По существу, подотрасль является крупным и сложным институтом права. Институт права – это совокупность норм права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в рамках отрасли права.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий