Понятие признаки правовое регулирование посреднической деятельности

Общая характеристика правового регулирования посреднической деятельности

В зависимости от условий товарного рынка производитель может быть заинтересован не только в реализации товара (работ, услуг) как такового «любой ценой», но и в условиях, сопутствующих такой реализации. Ведь особенно для товаров народного потребления решающее значение имеет не столько продажа их за ворота предприятия, сколько активное приобретение продукции потребителем: если полки магазинов завалены, перенасыщены данной продукцией, то она не будет покупаться и у соответствующего завода изготовителя. В то же время для поддержания имиджа высококачественного продукта производитель бывает заинтересован в его продаже не ниже определенной цены или в определенных торговых зонах, в сопровождении продажи товара рекламной поддержкой в магазинах и т.п. Например, известно, что на принятие потребителем решения о выборе среди огромного количества аналогичного товара влияют не только цена, имидж продукта, но и условия его размещения в магазине, в частности, место на торговой полке, прилавке.

Кроме того, для успешной реализации товара необходимо учитывать и максимально удовлетворять интересы различных участников товарного рынка.

Во-первых, следует правильно определить целевую группу потребителей товара, а затем изготовить его сообразно нуждам избранной группы (сегмента товарного рынка). Очевидно, что выбор такой группы во многом зависит и от возможностей производителя.

Во-вторых, успешность реализации товара обусловлена и покупательной способностью потребителя. Как бы ни нуждался каждый в хорошей автомашине, реализация дорогостоящих по себестоимости автомобилей едва ли будет успешной среди групп населения, которые не обладают средствами, достаточными для такой покупки. С другой стороны, относительно дешевый автомобиль, вполне способный к передвижению и удовлетворению нужд автолюбителей, может и не пользоваться спросом покупателей, которые безболезненно для своих бюджетов способны его приобрести, однако считают, что владение такой продукцией непрестижно, а наличие у них относительно дешевой вещи может негативно сказаться на их имидже и репутации.

В-третьих, правильное сегментирование рынка, установление подходящей группы потребителей с точки зрения их социальных предпочтений, покупательной способности, соотношения последней с ценой товаропроизводителя (себестоимость продукции и планируемая прибыль) еще недостаточны для успешного предпринимательства. Ведь товар должен быть доставлен до потребителя и предложен ему в формах и способами для него удобными, а в большинстве случаев — и недорогостоящими. Поэтому важным является определение мест и методов предложения товара потребителю. Так, едва ли будет активным развитие торговли детскими игрушками по высокой цене, например, в военных гарнизонах. Или вряд ли целесообразно развивать деятельность юридических фирм, рассчитывающих на крупные гонорары, в регионах с низкой инвестиционной активностью, неплатежеспособными клиентами.

У производителя продукта (товаров, работ, услуг) могут отсутствовать квалифицированный персонал, опыт, достаточные средства, деловые связи и т.п., необходимые для самостоятельного доведения продукта до искомого потребителя, в избранное место в нужное время для обеспечения реализации интереса как производителя товара, так и других участников коммерческого оборота. Порой гораздо дешевле и эффективнее использовать ресурсы тех, кто занимается этим профессионально. Например, производитель напитков может содержать собственную сеть розничной торговли, а может осуществлять доставку продукции в розницу и торговлю посредством деятельности третьих лиц. Выбор зависит от возможностей и намерений производителя.

В тех случаях, когда возникает необходимость в представлении и обеспечении интереса одних участников коммерческого оборота в отношениях с другими посредством деятельности третьих лиц, прибегают к услугам посредников.

Решению разнообразных экономических задач способствует использование адекватных правовых форм. Так, продав товар по договору поставки, производитель получает от покупателя согласованную цену. Последующая реализация товара, доведение его до потребителя уже всецело зависят от деятельности покупателя, который может перепродать его по иной цене, и товар, прежде чем быть предложенным конечному потребителю, может пройти через нескольких промежуточных покупателей. Производитель, передав право собственности на товар первому покупателю, правовыми средствами на условия реализации товара конечному потребителю или иному лицу непосредственно влиять не может.

Для обеспечения участия изготовителя (товаровладельца) в определении условий реализации товара, в контроле над их соблюдением необходимы уже иные, чем договор поставки и аналогичные ему, правовые инструменты. Они должны по крайней мере предоставлять производителю, (товаровладельцу) возможность в случае необходимости активно влиять на поведение своего контрагента, определять для него обязательные для исполнения условия о цене, месте реализации товара и т.п. В силу разных причин участники торгового оборота порой «предпочитают воспользоваться помощью лиц, которые совершают сделки с третьими лицами: Суть деятельности этих помогающих лиц всегда одна и та же: они способствуют привлечению третьих лиц к участию в деловом обороте. И делают они это на основании полученных инструкций по поручению или доверенности»*(419).

Но каково тогда содержание деятельности «помогающих лиц» (посредников), из какого рода действий она состоит — юридических и (или) фактических? Посреднические услуги, по мнению Е.А. Суханова, по сути своей являются услугами юридическими, позволяющими управомоченным или обязанным лицам достигать известного правового результата через посредство иных лиц*(420). Вместе с тем в специальной литературе выделяют также такое посредничество при заключении торговых сделок, предметом которого является совершение лишь фактических действий, способствующих созданию условий для заключения договоров сближением контрагентов. Лицами, осуществляющими такую деятельность, являются различного рода маклеры, и прежде всего биржевые*(421). Отнесение в данном случае фактической деятельности к посреднической достаточно условно и может быть объяснено тем, что маклеры также выполняют поручения лиц, желающих найти контрагента.

Высказывается мнение и о том, что «собственно посредническая деятельность — это деятельность, способствующая установлению хозяйственной связи между клиентом и контрагентом, которые находят друг друга с помощью посредника. При этом посредник только «сводит» стороны, не выступая ни в качестве комиссионера, ни в качестве доверителя». Акцент на совершении представителем интересов клиента фактических действий позволил Б.И. Пугинскому рассматривать в качестве посредников и дистрибьютора, который «действует как фактический, а не юридический посредник»*(422). Классификация дистрибьюторов, т.е. лиц, осуществляющих фактические действия как посредников, находит поддержку и в некоторых источниках международного права. В п. 8 ст. 1 Договора от 17 июня 1992 г. между Российской Федерацией и США о поощрении и взаимной защите капиталовложений дистрибьюторы охарактеризованы как посредники по распространению товаров, которые они сами не производят.

Как отмечает К.М. Шмиттгофф, поручение, данное агенту, может состоять как в обеспечении заключения сделок между принципалом и третьим лицом, так и в их непосредственном заключении*(423), т.е. в совершении как юридических, так и фактических действий. Думается, что для признания тех либо иных услуг посредническими одних фактических действий еще не достаточно — они должны сопровождаться и действиями юридическими. В самом деле, совершение лишь только фактических действий (сбор и обработка информации о контрагентах, размещение рекламы, опрос потребителей и др.) составляет предмет договоров на оказание иных, чем посреднические, услуг. В качестве основного юридического признака, отличающего посреднические услуги от иных видов услуг, выступает необходимость участия услугодателя (посредника) в установлении правоотношений между различными участниками коммерческого оборота. Посредник действует в интересах другой стороны (клиента), способствуя его вступлению в правоотношение с третьими лицами, в частности, через поиск соответствующих контрагентов, ведение с ними переговоров, совершение сделок и иных юридических действий.

Содействие в развитии, динамике правоотношения между его сторонами является предметом деятельности посредника не только в коммерческом обороте. Так, посреднические услуги в содействии подбора нового места работы оказываются службой занятости работникам (п. 1 ст. 8 Закона РФ от 19 февраля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»*(424)). Посредник способствует получению и даче взятки (ст. 290, 291 УК РФ), участвует в примирительных процедурах по разрешению споров (ст. 39, 398 ТК РФ). В п. 6 ст. 5 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» иллюстрируемая мысль получает наиболее яркое подтверждение: инвестор вправе приобретать необходимое ему имущество у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников*(425).

Очевидно, что коммерческое посредничество осуществляет указанное содействие в сфере предпринимательства. Посредничество наряду со спекуляцией, т.е. продажей с выгодой для себя, длительное время рассматривалось в качестве основных признаков торговых сделок*(426), например, в Законе РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I Основ законодательства Российской Федерации о культуре*(427).

В коммерческом законодательстве термин «посредничество» не раскрывается, и содержание его может быть установлено лишь через признаки, которые законодатель упоминает в некоторых случаях при определении иных понятий. Так, п. 2 Положения о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (Приложение N 1 к Закону РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже»*(428)) выделяет понятия «торговое представительство» и «посредничество».

Кроме того, при характеристике представительства в п. 2 ст. 182 ГК РФ говорится о том, что представителями не являются лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени (коммерческие посредники, конкурсные управляющие при банкротстве, душеприказчики при наследовании и т.п.), а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок*(429). Из данного определения допустимо прийти к следующим выводам.

Во-первых, одним из правовых признаков посреднической деятельности является действие в чужом интересе.

Во-вторых, посредники действуют от собственного имени. Означает ли положение п. 3 ст. 182 ГК РФ, что посредником не может быть признано лицо, действующее от имени представляемого? Конечно же, нет, поскольку закон предлагает различать представителя и такого посредника, а также любых иных лиц, которые действуют от собственного имени. Что же касается посредников, действующих от имени представляемого, то они относятся к особой группе представителей — коммерческих (п. 1 ст. 184 ГК РФ).

В-третьих, в комментируемой норме вводится понятие коммерческого посредника. Очевидно, что имеются в виду не только те, кто посредничает лишь в торговле (коммерции). В данном случае законодатель подчеркнул предпринимательский характер деятельности посредника, распространяющейся на все сферы предпринимательства. Кроме того, употребление в качестве определяющего термина «коммерческий» обусловлено не только стремлением к большему благозвучию. Дополнительно подчеркивается, что деятельность посредника связана с коммерцией, т.е. с содействием именно в реализации производимых третьими лицами ценностей (товаров, работ, услуг).

В-четвертых, в п. 2 ст. 182 ГК РФ среди коммерческих посредников в качестве самостоятельной группы выделены лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок. Но разве коммерческие посредники такие действия совершать не вправе? Очевидно, что это не так. Напротив, такие переговоры коммерческие посредники вести могут, но только либо в сочетании с другими действиями, в том числе и юридическими, либо в связи с заключением не всяких сделок, а только в сфере предпринимательства.

При разграничении понятий представительства и коммерческого посредничества следует также учитывать, что полномочия у представителя возникают в силу различных оснований (закона, доверенности, обстановки, в которой действует представитель, и др. — ст. 182 ГК РФ). Коммерческое посредничество же всегда основывается на договоре. При этом посредник в отношениях с третьими лицами выступает в качестве представителя в широком смысле этого слова, представляя интересы своего клиента. В таком значении посредника принято говорить о представительстве прямом и косвенном. В первом случае контрагенту по сделке с посредником имя представляемого известно (прямое представительство), во втором — нет (косвенное представительство). Представительство в понимании, изложенном в гл. 10 ГК РФ, является представительством в узком значении этого слова (прямое представительство) и, так же как и косвенное представительство, может возникать на основе посреднических договоров. Такие договоры имеют гражданско-правовую (коммерческую) природу, поэтому не является посредником, например, представитель организации, состоящий с ней в трудовых отношениях (коммерческий директор, торговый представитель и т.п.) и не являющийся самостоятельным субъектом гражданского (коммерческого) права*(430).

Посредническая деятельность осуществляется на основе договоров посреднических услуг*(431). Набор видов договоров, относящихся к посредническим, в специальной литературе определяется по-разному. Одни включают в него договор поручения, комиссии, агентский договор, договор доверительного управления имуществом, договор коммерческой концессии*(432). Другие либо помещают в рассматриваемый список договор транспортной экспедиции*(433), а также различного рода смешанные договоры с элементами посредничества*(434), либо сужают его, сводя лишь к агентскому договору*(435). Известным своеобразием отличается вексельное посредничество*(436).

Действующее законодательство устанавливает некоторые ограничения по оказанию посреднических услуг.

Например, при осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и в частности реализации последним военной техники российского производства посредничество может осуществляться только через государственных посредников (ст. 12 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»*(437)).

Посредником между промышленными и сельскохозяйственными предприятиями по формированию заказа на продукцию производственно-технического назначения для агропромышленного комплекса, доведению до всех потребителей лимитов (фондов) на ресурсы, поставляемые по государственному заказу, выполняют службы материально-технического обеспечения и комплектации Минсельхоза России, других министерств и ведомств, входящих в агропромышленный комплекс, и их подразделения на местах (ст. 4 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1490-1 «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами»*(438)).

Агенту (поверенному, комиссионеру) не может поручаться исполнение юридических действий, вытекающих из правоотношений принципала (доверителя, комитента), регулируемых налоговым законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о труде*(439).

Не вправе оказывать посреднические услуги при заключении договоров и нотариусы (ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1*(440)).

В законодательстве для некоторых категорий государственных служащих установлено ограничение права на оказание посреднических услуг в качестве поверенных или представителей по делам третьих лиц в государственных органах, в которых государственные чиновники состоят на службе, а также в иных организациях, вводится запрет заниматься предпринимательской деятельностью через доверенных лиц*(441).

Нетрудно заметить из вышеизложенного, что понятия «посредник», «посредническая деятельность» в российском законодательстве встречаются не столь уж часто, поэтому для уяснения их содержания определенный интерес представляют некоторые нормативные правовые акты, действовавшие в России период становления элементов рыночных отношений в 1920-1930-е гг., а также акты международного частного права. В первую группу входят, например, постановление ЦИК и СНК СССР от 29 октября 1925 г. «О торговых агентах»*(442), постановление СНК от 2 мая 1923 г. «О коммивояжерах государственных торговых и промышленных предприятий», инструкция Наркомторга и ВСНХ СССР от 16 февраля 1926 г. о порядке применения указанного постановления о торговых агентах дополняли действовавший в тот период Гражданский кодекс нормами о договоре комиссии*(443). Заслуживающими внимания актами международного права по рассматриваемой теме являются следующие: Гаагская конвенция от 14 марта 1978 г. о праве, применимом к агентским соглашениям, Женевская конвенция от 15 февраля 1983 г. о представительстве при международной купле-продаже товаров, Директива ЕЭС от 18 декабря 1986 г. о координации законодательства государств — членов ЕЭС по вопросу о независимых торговых агентах*(444).

Последнее время в международной торговле наметилась тенденция к большему распространению так называемого формулярного права, источники которого, носящие в целом рекомендательный характер, играют огромную роль в унификации практики торгового посредничества. В качестве примера можно привести документы Международной торговой палаты (МТП): Руководство по составлению коммерческих агентских контрактов (публикация МТП N 410), Типовой коммерческий агентский контракт (публикация N 496)*(445).

В своей деятельности компании часто пользуются услугами посредников. При этом в каждом случае фирмы стараются выбрать для себя наиболее оптимальный посреднический договор. В данной статье мы рассмотрим некоторые моменты, которые фирме необходимо учесть при заключении такого договора.

Как известно, Гражданский кодекс не содержит такого понятия, как посредническая деятельность. Однако в нем приводится понятие коммерческого посредника — лица, действующего в чужих интересах, но от своего имени1.

Отношения посредников и фирм, пользующихся их услугами, регулируются нормами договоров поручения, комиссии и агентирования2. Рассмотрим подробнее предмет каждого из указанных видов договоров:

  • по договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия3;
  • по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента4;
  • по агентскому договору агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала5.

В каждом из 3 перечисленных договоров одна сторона (поверенный, комиссионер, агент) выступает посредником и обязуется выполнить определенные действия по поручению и за счет другой стороны (доверителя, комитента, принципала). Выбор же той или иной формы посреднического договора зависит от нескольких обстоятельств, в частности, от чьего имени действует посредник и от характера самого поручения.
Так, если предполагается совершение разовых сделок (например, закупка) или однотипных юридических действий (например, сбор необходимых документов, оформление соответствующих прав фирмы в регистрирующих органах или представление ее интересов в государственных органах, судах и т. д.), фирма может выбрать договор поручения. Отметим, что этот договор отвечает всем установленным Гражданским кодексом признакам представительства от имени другого лица, а в тех случаях, когда поручение непосредственно связано с предпринимательской деятельностью, — коммерческого представительства6.
Если же компании необходимо заключить одну или несколько сделок, но, например, нет возможности осуществить это самостоятельно или организация не хочет вступать в непосредственные отношения с контрагентами, то посреднические отношения могут быть оформлены договором комиссии. На практике договор комиссии, как правило, заключается на совершение сделок по договору купли-продажи.
И третий вариант — агентский договор. По нему агент, чтобы исполнить поручение, помимо совершения действий, влекущих за собой юридические последствия, выполняет в интересах принципала также действия фактические. Например, при продаже товара агент может и рекламировать его. Так как при этом в правоотношения с рекламодателями принципал не вступает, то действия агента для него не повлекут за собой юридических последствий. Он лишь обязан будет оплатить понесенные посредником расходы на рекламу.
Как видим, агентские договоры предоставляют посредникам больше возможностей для исполнения поручения заказчика. Ведь по договору комиссии совершаются только сделки (юридические действия, которые направлены на возникновение, изменение или прекращение гражданских отношений). Что касается договора поручения, то с его помощью помимо сделок можно оформить также и оказание услуг посреднического характера. Однако в этом случае фактические действия, хотя и могут сопутствовать выполнению юридических действий, не являются предметом договора поручения. Обратите также внимание, что определение коммерческого посредника применимо к комиссионеру и агенту.
Другой отличительной чертой агентского договора является его длящийся характер, выраженный в том, что он заключается, как правило, на определенное время, а не для выполнения определенных действий (сделок). Кроме того, договор может содержать условия, запрещающие агенту заключать аналогичные агентские договоры, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре7, а принципалу — с другими агентами, действующими на ней8.
Что касается договора комиссии, то его разрешается заключать с указанием или без указания территории исполнения, с обязательством комитента не совершать с контрагентами сделок, выполнение которых поручено комиссионеру, и без него9. Перейдем к другим аспектам рассматриваемых договоров (см. также таб. на стр.30).

Права и обязанности

По договору поручения и агентскому договору, по которому агент выступает от имени принципала, права и обязанности, возникшие из отношений с контрагентами, появляются у доверителя (принципала). По договору же комиссии и агентскому договору, где агент действует от своего имени, правообладателем и ответственным перед третьими лицами становится посредник. При этом не имеет значения, вступил ли комитент (принципал) непосредственно в правоотношения с контрагентами и поименован ли он в договорах. Расчеты по договорам также будут вестись посредником. Впоследствии он должен передать организации все полученное по сделкам, а также уступить права по тем из них, которые не исполнены контрагентом10.

Таким образом, право собственности на товары, приобретенные или реализуемые по посредническому договору, к посреднику не переходит. С правом собственности тесно связан риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. По общему правилу11 его несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Однако в отношении имущества, переданного посреднику для исполнения поручения, действует специальная норма. Следуя ей12, такой риск всегда возлагается на посредника, если он действует от своего имени.

Возможные риски

Как уже отмечалось, по агентскому договору диапазон действий посредника шире, чем по другим договорам, и это влечет за собой определенный риск для принципала. Связан он с тем, что сразу не всегда возможно предусмотреть в договоре все те действия, которые должны быть совершены агентом. Поэтому в договоре, как правило, определяются лишь общие полномочия агента. В этом случае принципал в отношениях с контрагентами не вправе отказаться от исполнения совершенных агентом сделок, ссылаясь на отсутствие у него соответствующих полномочий, если только не докажет, что контрагент знал или должен был знать об ограничении полномочий посредника13.

При оформлении посреднического договора важно учитывать, чтобы включенные в него условия соответствовали правовому содержанию, установленному гражданским законодательством. Обусловлено это тем, что договор может быть переквалифицирован контролирующими или судебными органами14. Например, договор комиссии часто признают договором купли-продажи из-за того, что посредник по договору обязуется перечислить деньги за товар, взятый на комиссию, в определенный срок, что противоречит самой юридической природе договора комиссии, из которой не прослеживается гарантия комитенту, что его товар будет продан.

Также посредники, действующие от своего имени, не могут исполнять поручение по заключению сделок с недвижимостью (например, по договору комиссии риелтор может только найти подходящий объект недвижимости, но не заключать сделку)15.

Некоторые фирмы-посредники заключают договоры на осуществление лицензируемой деятельности, хотя при этом собственной лицензии у них нет. Это недопустимо, так как вид деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, может выполняться только получившими ее юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями16. Теперь перейдем к такой немаловажной составляющей посреднического договора, как вознаграждение посредника.

Вознаграждение посредника

Комитент и принципал обязаны выплатить посреднику вознаграждение независимо от того, предусмотрены ли в договоре порядок его выплаты, размеры, а также сама обязанность такой выплаты 17. То есть договор комиссии и агентский договор предполагаются возмездными. В отличие от них договор поручения предполагается возмездным, если речь идет о коммерческом представительстве и договором не предусмотрено иное18.
Все посредники имеют право удерживать в обеспечение своих требований вещи, подлежащие передаче доверителю (комитенту, принципалу)19. Поэтому во избежание разногласий в договоре нужно точно определить размеры вознаграждения и условия его выплаты.

Вознаграждения посредникам, выступающим от своего имени

Такие посредники имеют право удержать всю сумму причитающегося им по договору вознаграждения из любых поступлений от контрагентов20.
Так, если по договору с третьим лицом оплата происходит частями, то комиссионер или агент, действующий от своего имени, может удержать всю сумму своего вознаграждения из первой части, если иное не предусмотрено посредническим договором. При этом посредник не будет нести ответственность, если в оставшейся части третье лицо не исполнит свое обязательство по сделке. За исключением случаев, когда посредником не принято ручательство за контрагента (делькредере) или не проявлено необходимой осмотрительности при его выборе. Последнее, в свою очередь, потребует доказывания со стороны комитента (принципала)21.
Если же посредник, действующий от своего имени, из собственных средств перечислит комитенту (принципалу) аванс в счет будующих поступлений от реализации товаров, эта операция будет расценена как выданный коммерческий кредит со всеми вытекающими отсюда налоговыми последствиями22.

Сравнительная таблица посреднических договоров

Критерии сравнения Договор поручения Договор комиссии Агентский договор
Стороны договора Доверитель/ Поверенный Комитент/ Комиссионер Принципал/ Агент
Предмет договора Совершение юридических действий Совершение сделок Совершение юридических и фактических действий
От чьего имени действует посредник От имени доверителя От своего имени От своего имени От имени
принципала
Оформление доверенности Необходимо, когда ее наличие является условием исполнения договора поручения (при заключении договоров, совершении действий с товарными (денежными) ценностями доверителя, ценными бумагами) или для подтверждения полномочий поверенного Не требуется Не требуется Необходимо в тех же случаях, что и для договора поручения, если агентский договор построен по аналогии с договором поручения
Срок договора

Договор может быть заключен на определенный срок или без указания такого срока

Передача прав по исполнению договора Передоверие возможно, если оно предусмотрено доверенностью (договором) либо если для охраны интересов доверителя к нему вынуждают обстоятельства Субкомиссия, если договором не предусмотрено иное Субагентский договор, если договором не предусмотрено иное
Вознаграждение посреднику Не выплачивается, если поручение не связано с предпринимательской деятельностью (если законом, иными правовыми актами или договором поручения не предусмотрено иное);
выплачивается в случае коммерческого представительства (если договором не предусмотрено иное)

Выплачивается в полном размере или соразмерно выполненной посредником работе

Прекращение договора Прекращается вследствие:

  • отмены поручения доверителем;
  • отказа поверенного
Прекращается вследствие:

  • отказа комитента от исполнения договора;
  • отказа комиссионера от исполнения договора в случаях, предусмот-ренных законом или договором
Прекращается вследствие
отказа одной из сторон от исполнения договора, заключенного без определения срока окончания его действия
Представление посредником отчета Только если это требуется договором или следует из характера поручения Обязательно Обязательно
Возражения по отчету Сообщаются в порядке и в срок, предусмотренные договором

Сообщаются в течение 30 дней с момента получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок

Отмена поручения доверителем (комитентом, принципалом) В любое время (при коммерческом представительстве — с уведомлением другой стороны не позднее чем за 30 дней) В любое время (при этом в случае бессрочного договора комитент обязан уведомить комиссионера не позднее чем за 30 дней) Возможна при бессрочном договоре с обязательным уведомлением другой стороны не позднее чем за 30 дней
Отказ посредника от исполнения поручения Только если это предусмотрено договором или договор бессрочный (в этом случае комиссионер обязан уведомить комитента не позднее чем за 30 дней)

Документальное оформление

Итак, организация определилась с видом посреднического договора. Теперь ей нужно отслеживать поступление документов, которые связаны с его исполнением. Они будут являться подтверждающими документами для налогового и бухгалтерского учета, а также помогут отстоять позицию компании в суде, если возникнут споры с посредником и контрагентами.

Помимо самого договора, у организации должны быть:

  • отчет посредника с приложением копий документов, подтверждающих расходы посредника;
  • копии документов контрагентов (копии договоров, счетов, накладных, актов приема-передачи и т. п.) для правомерного отражения произведенных операций в бухгалтерском учете23, если посредник действует от своего имени;
  • оригиналы документов контрагента, если посредник действует не от своего имени24;
  • счета-фактуры на вознаграждение посреднику;
  • копии документов, подтверждающих оплату вознаграждения и других расходов посредника.

Поскольку действующим законодательством форма отчета посредника не установлена, организации ее разрабатывают самостоятельно с учетом требований бухгалтерского учета к первичным документам25. Форму отчета и периодичность его представления желательно закрепить в приложении к посредническому договору.

Если возникли возражения по полученному отчету, организация может сама внести в него соответствующие исправления. Но эти исправления обязательно должны быть заверены подписью посредника26. Или, как вариант, можно направить посреднику протокол разногласий, на основании которого отчет им будет переделан. Также рекомендуем письменно фиксировать и сохранять все данные посреднику указания, его запросы и уведомления о возможных отступлениях от поручения.

Пример
ООО «Пассив» по агентскому договору N 1583 от 15.01.2009 поручило ООО «Актив» (действует от своего имени, но за счет принципала) приобрести партию офисной мебели. Для исполнения договора на расчетный счет ООО «Актив» было перечислено 200 000 руб. Согласно договору агентское вознаграждение составляет 10 000 руб. Свои обязательства ООО «Актив» выполнило полностью и 16.02.2009 представило отчет принципалу.

Авторы статьи:
Е.М. Тимукина, Н.В. Панова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ

1 п. 2 ст. 182 ГК РФ

2 гл. 49, 51, 52 ГК РФ

3 ст. 971 ГК РФ

4 ст. 990 ГК РФ

5 ст. 1005 ГК РФ

6 п. 1 ст. 184 ГК РФ

7 п. 2 ст. 1007 ГК РФ

8 п. 1 ст. 1007 ГК РФ

9 п. 2 ст. 990 ГК РФ

10 п. 2 ст. 993, ст. 1000 ГК РФ

11 ст. 211 ГК РФ

12 ст. 998 ГК РФ

13 п. 2 ст. 1005 ГК РФ

14 Пост. ФАС ЗСО от 25.06.2008 N Ф04-3204/2008

15 п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 131 ГК РФ; п. 23 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85

16 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ

17 ст. 991, 1006 ГК РФ

18 ст. 972 ГК РФ

19 п. 3 ст. 972, п. 2 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ

20 ст. 997 ГК РФ

21 ст. 993 ГК РФ

22 п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85

23 письмо УФНС России по г. Москве от 17.09.2004 N 21-09/60455

24 письмо Минфина России от 11.02.2009 N 03-03-09/19

25 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ; письмо УФНС России по г. Москве от 05.04.2005 N 20-12/22797

26 п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ

Социальное посредничество

Определение 1

Социальное посредничество – это содействие достижению согласия между социальным объектом и субъектом с целью решения социальных проблем и оказания необходимой помощи.

В роли объекта может выступать как отдельный клиент и семья, так и трудовой коллектив. Субъектом являются общественные организации, социальные учреждения, коммерческие структуры и др.

Задача посредников заключается в том, чтобы объяснять одной стороне взгляды и интересы другой стороны, оказать помощь в устранении морально-психологических препятствий, объединить участников конфликта для решений важных проблем.

Замечание 1

В роли посредника между государством и клиентом, нуждающимся в социальной помощи, в силу своей деятельности, выступает социальный работник.

Когда клиенты в течение длительного времени находятся в трудной ситуации, и она не разрешается, тогда социальный работник координирует усилия представителей разных профессий, что и предполагает посредничество.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Методика организации посредничества между личностью и социальными институтами 490 руб.
  • Реферат Методика организации посредничества между личностью и социальными институтами 280 руб.
  • Контрольная работа Методика организации посредничества между личностью и социальными институтами 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Посреднические услуги могут быть направлены между:

  • клиентом и разными организациями, учреждениями;
  • организациями и учреждениями;
  • специалистами разных ведомств;
  • клиентами институтов и социальных групп;
  • отдельными личностями.

В том случае, когда социальный работник самостоятельно не может предложить средства разрешения проблем, тогда клиенту рекомендуется соответствующая организация, где есть необходимый специалист, компетентный в данном вопросе.

Посредничество выполняет целый ряд функций:

  • коммуникативную,
  • мотивационную,
  • регулятивную,
  • координационную,
  • организационную.

Коммуникативная функция предполагает умение социального работника владеть вербальными и невербальными формами межличностной коммуникации и является средством достижения цели.

Мотивационная функция помогает реализовать потребности в процессе поиска, а социальному работнику важно уметь мотивировать клиента к деятельности.

Что касается регулятивной функции, то она помогает регулировать процесс посредничества, а координационная функция – координирует этапы общения для достижения оптимального результата.

Самой сложной функцией является организационная, поскольку она требует опыта и навыка при организации посредничества, от которого зависит успех соглашения или неуспех.

Посреднику могут быть высказаны упреки в предвзятости, но, несмотря на это, он должен продолжать посредническую деятельность, для чего важно соблюдать некоторые принципы:

  • приоритетность интересов клиента, несмотря на субъективность своего мнения;
  • поиск разумных компромиссов, устраивающих обе стороны;
  • психологическую и социальную открытость;
  • универсальную подготовку, предполагающую набор знаний в социологии, психологии, менеджмента, права др.

Посредник решает задачи, зависящие друг от друга, поэтому решение одной задачи оказывает помощь в решении другой.

Замечание 2

Поскольку функции посредничества осуществляются в последовательности, то можно выделить его этапы – поиск согласия между сторонами, переговорный процесс, наблюдение за выполнением соглашений. Закончиться посредничество может на любом из этих этапов.

Виды посредничества

Благодаря многообразию видов посредничества, его механизм достаточно гибкий.

Выделяются наиболее распространенные его виды:

  • предлагаемое – испрашиваемое;
  • договорное – фактическое;
  • формальное – неформальное;
  • постоянное – временное;
  • одностороннее – многостороннее;
  • официальное – неофициальное;
  • персональное – диперсонализированное.

Инициатива при предлагаемом посредничестве исходит от посредника, а испрашиваемое посредничество предполагает, что инициатива исходит от конфликтующих сторон, которые сами обращаются за помощью для разрешения проблемы.

Перед тем, как предложить посреднические услуги или запросить эти услуги, участники спора проводят предварительные консультации.

Договорное и фактическое посредничество зависит от формы его осуществления – договорное предусматривает специальное соглашение, а при фактическом посредничестве такое соглашение отсутствует.

Что касается формального и неформального посредничества, то за формальным посредничеством закрепляется статус посредника, который отсутствует при неформальном посредничестве.

Неформальными посредниками могут выступать также отдельные лица.

Надо сказать, что неформальное посредничество получает распространение, потому что развивается практика многосторонних переговоров и, во-вторых, неформальное посредничество довольно гибкое и не связывает стороны обязательствами. Однако возможности влияния на ту или иную ситуацию ограничиваются при отсутствии статуса посредника.

Официальное и неофициальное посредничество имеют свои отличия. В роли посредника при официальном посредничестве выступает государство или межправительственные организации, в то время как при неофициальном посредничестве функции выполняют либо общественные организации, либо частные лица.

Неофициальное посредничество тоже имеет широкое распространение, что связано с ростом количества неправительственных организаций и их влиянием, а с другой стороны – в значительной мере рассчитывается на общественное сознание.

Постоянное и временное посредничество различаются тем, что свои функциональные обязанности постоянный посредник осуществляет в течение всего урегулирования конфликта, а временный выполняет свою задачу только на каком-то этапе.

Временных посредников может быть несколько, каждый из них, решив свою задачу, передает процесс урегулирования другому временному посреднику, каждый из которых компетентен в решении той или иной задачи.

В этом случае посредничество имеет характер поочередного, которое на практике применяется редко, потому что большое количество лиц имеет доступ к конфиденциальной информации.

Многостороннее и одностороннее посредничество тоже говорит само за себя – одностороннее посредничество осуществляется одним лицом, а многостороннее – группой лиц. Многостороннее посредничество тоже является распространенным явлением, потому что конфликтующие стороны могут выбрать любого из них, а также взять 2-х и более посредников.

Организация посредничества в социальной сфере

Осуществление посредничества происходит на протяжении нескольких этапов.

На первом этапе происходит уточнение проблем, стоящих перед клиентом, а на втором этапе социальный работник вместе с клиентом оценивает, выбранные из возможных вариантов с обращением клиента в разные учреждения.

На третьем этапе происходит установление контакта клиента с избранной им организацией. Имеющиеся данные говорят о том, что до избранных организаций доходит только 2/3 клиентов и только половине из них оказываются услуги, в которых они нуждаются.

По мнению ряда специалистов, направление клиента в избранную им организацию, решает проблему предоставления помощи, однако – это просто иллюзия.

Причины этого могут быть разные, например, большая перегруженность работой, недостаток кадров, или то и другое вместе.

В новых клиентах социальные службы не очень нуждаются, да и попасть к ним является проблемой. Правда, и клиент может быть недостаточно напористым, да и информацией не всегда владеет.

Основная задача специалиста на данном этапе посредничества заключается в том, чтобы довести клиента до выбранной им организации.

Посредническая помощь будет закончена тогда, когда социальный работник будет убежден, что необходимую помощь клиент начал получать и контакт клиента с избранной им организацией работает на его благо.

Рисунок 1. Принципы социального посредничества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 3

В основе посредничества должно лежать доверие и уважение к человеку, ищущему помощь, а выбор источников помощи остается за клиентом.

Ст. 33 Устава ООН, среди мирных средств урегулирования споров, предусматривает посредничество, особенностью которого является вступление третьей стороны в спор с целью примирения сторон путем выдвижения своих собственных предложений по взаимоприемлемому компромиссному урегулированию.

Являясь одним из древнейших институтов международного права по мирному урегулированию, посредничество уже с середины XIX века стало предметом довольно обстоятельной международно-правовой регламентации. В качестве сформировавшегося института международного права оно впервые было отражено в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг.

Наиболее детально процедура посредничества разработана в региональных соглашениях. Среди них можно отметить: Межамериканский договор 1936 г. о добрых услугах и посредничестве. Особенностью этого договора является возможность применения посредничества и физическими лицами. Так, ст. 1 предусматривает, что в случае возникновения спора между американскими государствами, «который не мог быть урегулирован обычными дипломатическими средствами, Высокие Договаривающиеся стороны прибегнут к добрым услугам или посредничеству какого-либо выдающегося гражданина одного из американских государств, избранного преимущественно из общего списка». Примечательно, что в договоре нет ни слова о посредничестве государств.

Хартия Организации африканского единства (п. 4 ст. 3) предусматривает «мирное урегулирование спорных вопросов путем переговоров, посредничества, примирения и арбитража».

В протоколе ОАЕ 1964 г. содержатся положения, касающиеся посредничества как особого метода, не связанного с добрыми услугами, причем, в этих положениях определяются его функции и организационные аспекты процедуры.

В той же последовательности, с упоминанием процедуры посредничества, перечисляет мирные средства урегулирования споров и Устав Организации американских государств. Ст. 21 Устава ОАГ гласит: «Мирными способами разрешения споров являются прямые переговоры, добрые услуги, посредничество, расследование и примирение, юридическая процедура, арбитраж и те, которые в любой момент будут специально приняты спорящими сторонами».

Особое место посредничеству отведено в ряде общеевропейских соглашений. Так, оно упоминается в Разделе V Заключительного Акта СБСЕ, где предусматривается, что государства-участники «будут использовать такие средства, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство или иные мирные средства по собственному выбору…».

Примечательно, что практика ОБСЕ пошла дальше, предусмотрев обязательное привлечение третьей стороны. В документе, принятом на Совещании экспертов СБСЕ по мирному урегулированию споров 1991 г. в Валлетте, в Разделе «Решение споров», среди прочих средств мирного урегулирования предусматривается и посредничество. В п. 2 установлено, что заинтересованные государства-участники, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению своих споров, «принимают, в контексте процедуры СБСЕ по мирному урегулированию споров и сферы ее применения, обязательное привлечение третьей стороны, когда спор не может быть урегулирован другими мирными средствами».

В международно-правовой доктрине часто прослеживается мысль о том, что посредничество — это особая, специфическая форма переговоров. Среди западных юристов-международников подобной точки зрения придерживались Л. Оппенгейм, А. Фердросс и другие. По этому поводу Э. А. Пушмин писал: «Посредничество же является ни чем иным, как одним из видов переговоров в широком смысле. И переговоры, и посредничество — суть формы дипломатического урегулирования международных разногласий. Собственно посредничество — это переговоры на более широкой основе, т.е. с участием третьих государств или международных организаций» .

В принципе согласившись с таким подходом, следует отметить, что посредничество не просто форма переговоров, а особый метод содействия диалогу между сторонами в международном споре, целью которого является мирное урегулирование спора путем политического процесса, полностью контролируемого сторонами. Отсюда следует, что посредничество может применяться и в превентивных целях, с целью ослабления напряженности.

Согласно положений ст. 4 Гаагских конвенций «задача посредника заключается в согласовании притязаний и в успокоении чувства неприязни, если оно возникло между государствами, находящимися в споре».

В тоже время эта процедура не должна предусматривать выполнения лишних формальностей. С этой целью ст. ХII Пакта Боготы гласит: «Функции посредника или посредников должны состоять в оказании помощи сторонам в урегулировании противоречий наиболее простым и непосредственным способом, при этом следует избегать формальностей и изыскивать приемлемое решение. Если спор перерос в стадию вооруженного конфликта, то функция посредника может иметь своей целью достижение предварительного урегулирования, как, например, прекращение огня после начала боевых действий, или выработку решения».

В число задач посредника могут входить как политические, так и технические действия, как например, обеспечение связи, разъяснение вопросов, составление проектов предложений, поиски областей согласия между сторонами, выработка предварительных договоренностей для того, чтобы не рассматривать или же свести к минимуму число вопросов, по которым у сторон сохраняются разногласия.

Посредник должен обладать соответствующими навыками и быть свободным от предубеждений в отношении сторон в споре. Другим требованием, предъявленным к посреднику, стало обеспечение конфиденциальности, даже если процедура посредничества носит неофициальный характер. И если на начальном этапе посреднику необходимо лишь «усадить» за стол переговоров стороны в споре и помочь найти взаимоприемлемое решение, то в дальнейшем необходимо формальное закрепление достигнутого прогресса.

В случае, когда процедура посредничества не дает желаемого результата, стороны в споре могут по обоюдному согласию обратиться к другому средству мирного урегулирования.

Существенно, что ряд региональных соглашений устанавливают предельные сроки применения процедуры посредничества, а в некоторых случаях указывают на процедуру, которая должна последовать за ней. Так, например, ст. IV Межамериканского договора 1936 г. предусматривает следующее положение: «Посредник должен определить период времени не более шести и не менее трех месяцев, с тем чтобы стороны достигли мирного урегулирования в той или иной форме. Если этот период истечет до достижения сторонами решения, то в отношении этого спора вступает в действие процедура примирения, предусмотренная в существующих соглашениях между американскими государствами».

В случае успеха посредничества в урегулировании спора, результат фиксируется в различных договоренностях, будь то соглашение, протокол, декларации, коммюнике, обмен письмами или же «джентльменское соглашение», подписанное или заверенное посредником. Этим и заканчивается большинство посреднических операций. Однако, возможно, что посредник сам, по собственной инициативе, решит оказать помощь в реализации итогов посредничества. Такая помощь может носить политический, военный, финансовый или иной характер.

Добавить комментарий