Понятие процедуры контроля

Контроль представляет собой специфическую деятельность уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, направленную на постоянное и целенаправленное наблюдение за реализацией субъектами административно-правовых отношений управленческих решений. Этому виду деятельности присущ внешний (надведомственный) и внутриведомственный характер. В научной литературе надзор характеризуют в качестве неотъемлемой составной части контроля; как разновидности государственного контроля; как специфическую форму надведомственного контроля.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» образованы федеральные службы, которым предоставлены полномочия по осуществлению контроля и надзора в установленных сферах деятельности. Контрольные и надзорные полномочия реализуются уполномоченными органами в неразрывной связи друг с другом. Поэтому на современном этапе развития общественных отношений в сфере реализации компетенции органами исполнительной власти целесообразно вести речь о специфичных категориях – контрольно-надзорная деятельность, контрольно-надзорное производство. В современном российском законодательстве до недавних пор отсутствовали нормы-дефиниции, закрепляющие понятие государственной контрольно-надзорной деятельности. В 2001 году в статье 2 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» она определена как «проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами». В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный контроль (надзор) – деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Данным Федеральным законом введены понятия федерального, регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Федеральный государственный контроль (надзор) – деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Региональный государственный контроль (надзор) – деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Муниципальный контроль – деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами

Контрольно-надзорное производство состоит из определенных элементов. Н.М. Конин выделяет три обязательных элемента: во-первых, проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями; во-вторых, проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности; в-третьих, принятие соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера и морального поощрения и стимулирования, так и мер административного принуждения (вплоть до привлечения к юридической ответственности)». В содержательную часть контрольно-надзорного производства также включаются несколько составляющих: наблюдение за деятельностью подконтрольных объектов, их состоянием, выполнением тех или иных правил (предписаний); получение и анализ соответствующей информации; выявление тенденций и причин невыполнения (ненадлежащего выполнения) заданий, предписаний; принятие в ряде случаев мер по пресечению выявленных нарушений законности и по привлечению виновных к ответственности.

Элементом контрольно-надзорного производства является наблюдение. Оно осуществляется посредством проведения проверок либо путем получения и фиксации информации, поступающей субъекту управления по каналам обратной связи. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Кроме этого, они могут осуществляться гласно и негласно, в том числе с использованием специальных технических средств. В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и выездной проверки.

К проверкам деятельности подконтрольных субъектов в рамках внутриведомственного контроля относятся комплексное инспектирование, контрольные, целевые и сквозные проверки оперативно-служебной и управленческой деятельности.

Инспектирование в наибольшей степени осуществляется в правоохранительных органах, в частности, в органах внутренних дел. Оно может осуществляться как в рамках внутриведомственного, так и надведомственного (внешнего) контроля. Внутриведомственное инспектирование регламентируется Инструкцией об оценке деятельности органов внутренних дел, а надведомственное – например, Инструкцией о порядке инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел. В последней определено, что под таким инспектированием понимается деятельность по оказанию помощи в решении вопросов обеспечения защиты имущества по инициативе собственника на договорной основе. Инспектирование осуществляется на основании договора, заключаемого уполномоченными представителями вневедомственной охраны и предприятия.

Особенностью учета и анализа как элементов содержания контрольно-надзорного производства является их применение не только на начальном этапе рассматриваемой деятельности, но и в процессе ее осуществления. Учет и анализ являются необходимыми и неотъемлемыми элементами. Владея всей полнотой информации о подконтрольных объектах, уполномоченные органы в состоянии адекватно оценить не только соответствие контролируемой деятельности установленным правилам, но и наличие, и характер воздействия на такую деятельность внешних факторов.

Учитывая получаемую информацию, уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет постоянный ее анализ, выявляет минимальные отклонения в деятельности управляемого субъекта от установленных правил и своевременно реагирует на них. Учет предполагает ведение единого банка данных о всех параметрах функционирования подконтрольных объектов, выявляемых отклонениях и результатах применения конкретных мер юридической ответственности. В настоящее время подобные банки данных организованы практически всеми органами исполнительной власти, реализующими компетенцию в сфере контрольной деятельности.

Характеризуя контрольно-надзорное производство как особый вид исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, целесообразно выделить его специфические черты. Во-первых, оно характеризуется своими задачами и целевым назначением. В результате производства решаются такие вопросы, как установление фактического исполнения, объективная юридическая оценка ситуации, всестороннее изучение управленческой и хозяйственной деятельности объекта с точки зрения ее целесообразности, принятие эффективного управленческого решения, а в случае обнаружения нарушений – использование имеющихся административно-правовых средств с целью пресечения нарушений. Во-вторых, отличается побудительными обстоятельства, заключающимися в необходимости восстановления нарушенных правил, норм и административно-правовых предписаний. В-третьих, характеризуется содержанием получаемых материально-правовых результатов. Объективированным последствием такого производства является властный индивидуально-правовой акт обязательного значения, в котором наряду с оценкой деятельности подконтрольного объекта конкретизируются его полномочия по устранению ошибок и просчетов в управленческой либо хозяйственной деятельности, по внесению организационных начал в эту деятельность, по определению превентивных мероприятий.

| следующая лекция ==>
Особенности производства по делам о поощрении в органах внутренних дел | Участники контрольно-надзорного производства. Их права и обязанности

Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 654;

Контроль — это обязательная функция менеджмента, которая является заключительной стадией управленческого процесса и играет роль связующего звена между управляющей и управляемой системами.

Контроль — многоаспектное понятие. Если абстрагироваться от конкретной сферы контроля, то суть его заключается в замерах и анализе прохождения и осуществления определенных операций, связанных с реализацией планов и программ, использовании получаемой информации для корректирующих действий.

В менеджменте контроль можно определить как процесс наблюдения за тем, как предприятие движется к намеченной цели, и корректировки отклонений от принятого курса в случае необходимости.

Контроль в менеджменте: понятие и сущность

Контроль в менеджменте — это управленческая функция, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Выделяют два основных направления контроля:

  1. контроль за выполнением работ, намеченных планом;
  2. меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

В функцию контроля входят:

  • учет (сбор, обработка) и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации;
  • сравнение результатов с плановыми показателями;
  • выявление отклонений и анализ их причин;
  • разработка мероприятий для достижения поставленных целей.

Основными инструментами контроля являются:

  • наблюдение;
  • проверка всех сторон деятельности;
  • учет;
  • анализ.

В общем процессе управления контроль — это элемент обратной связи.

Побудительные мотивы контроля:

  • неуверенность внутренней и внешней среды;
  • опасность возникновения кризисных ситуаций;
  • необходимость поддержания успеха организации;
  • давление со стороны конкурентов;
  • обеспечение сущности охвата объекта, процесса, системы.

Контроль, как управленческая деятельность, должен отвечать таким требованиям:

  • быть всеобъемлющим, каждый менеджер должен осуществлять контроль как неотъемлимую часть своих должностных обязанностей;
  • ориентироваться на конечные результаты, в этом контексте контроль рассматривается как средство достижения целей;
  • должен носить непрерывный и регулярный характер;
  • быть гибким, т.е. не мешать выполнению основной работы;
  • отвечать содержанию тех работ, которые контролируются, проверять не только количество и срок, но и качество работы;
  • быть понятным для тех, кого контролируют и проверяют;
  • быть своевременным, чтобы иметь возможность вмешательства в корректирование происходящих процессов;
  • обеспечить проверяющих полной, необходимой, понятной и лаконичной информацией;
  • быть экономным, т.е. затраты на его проведение не могут быть больше, чем результаты, которые достигнуты в процессе контроля;
  • должен быть действенным, т.е. должен не только выявлять фактическое состояние объекта, но и сопровождаться соответствующими решениями.

Виды контроля

По времени проведения контроля различают:

  1. предварительный контроль;
  2. текущий контроль;
  3. заключительный контроль.

Предварительный контроль предшествует активной деятельности организации. Это организационный процесс, задача которого — проверка готовности организации, ее персонала, производственного аппарата, системы управления и других элементов к работе. При планировании организации необходимо осуществлять предварительный контроль.

Этот вид контроля применяют в отношении:

  • существующей структуры организации, принятых решений;
  • персонала;
  • состояния материальных и финансовых ресурсов.

Текущий контроль осуществляется через систему обратной связи, который:

  • имеет характер управленческой необходимости;
  • имеет цели;
  • использует внешние ресурсы, которые превращаются в ресурсы для внутреннего подкрепления;
  • корректирует отклонения, возникающие в процессе управления.

Текущий контроль осуществляется в форме стратегического и оперативного контроля.

Стратегический контроль имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей и ведется по количественным и качественным показателям. Этот контроль сводится к сбору, обработке, оценке информации.

Оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность.

Заключительный контроль связан с оценкой выполнения организацией своих планов и составлением новых планов. Он предполагает всесторонний анализ конкретных результатов деятельности за прошедший период, а также сильных и слабых сторон организации.

В зависимости от содержания и сферы осуществления выделяют такие виды контроля:

  • экономический контроль;
  • социальный контроль;
  • экологический контроль;
  • технологический контроль.

В зависимости от источника использования информации:

  • документальный контроль (проверки);
  • визуальный контроль (обзор).

В зависимости от степени охвата объекта контроля:

  • сплошной контроль;
  • контроль выборочного характера.

Этапы процесса контроля

Контроль в менеджменте состоит из следующих этапов:

  1. определение параметров функционирования и развития организации, которыми необходимо контролировать источники информации о ней;
  2. создание модели управления организацией, в которой отражаются потоки ресурсов, места образования промежуточных и конечных результатов, а также наиболее подходящие места для осуществления контрольных действий;
  3. сбор информации о реально достигнутых результатах и ​​сопоставление ее с существующими нормативами, позволяющими определить, есть ли отклонения от запланированных результатов;
  4. корректировка деятельности организации, модификация целей, пересмотр планов, совершенствование технологии производства и управления.

Характеристики эффективности контроля:

  • стратегическая направленность контроля;
  • ориентация на результат;
  • своевременность контроля;
  • гибкость;
  • соответствие бизнес-задачам;
  • простота;
  • экономичность;
  • высокое качество.

Для обеспечения эффективности контроля необходимо:

  1. разработать такие стандарты, которые эффективно отражают результаты деятельности;
  2. обеспечить двустороннее общение между контролирующими и контролируемыми;
  3. использовать методы разработки стандартов, которые будут обеспечивать жесткий, но справедливый контроль;
  4. использовать методы материального стимулирования для достижения стандартов;
  5. внедрить информационную систему контроля;
  6. уделить особое внимание контролю производственных процессов.

Основные характеристики эффективной системы контроля

Цель системы контроля — это повышение вероятности достижения организационных целей и стандартов.

Основные системы контроля:

  • финансовый контроль;
  • бюджетный контроль;
  • контроль качества;
  • контроль материально-технических средств.

Системы контроля имеют тенденцию меняться в зависимости от степени их использования на различных уровнях управления. Системы контроля акцентируют внимание на различных вопросах: от времени проведения контроля (до, во время или после процесса производства продукции) до важности контроля.

Система контроля на предприятии направлена ​​на:

  • установление заданного уровня качества, соответствующего требованиям потребителя;
  • налаживание производственного процесса с целью повышения качества;
  • ликвидацию выявленных недостатков в качестве продукции и производственного процесса;
  • обеспечение стабилизации достигнутого уровня качества;
  • сокращение издержек производства;
  • возможность выполнения заказов в установленные сроки.

Контрольно-надзорное производство имеет определенную последовательность, закрепленную в нормативных правовых актах и состоящую из определенных стадий. В данном случае стадия – это совокупность последовательно осуществляемых действий, совершаемых в интересах эффективного достижения задач контроля и надзора.

В качестве стадий контрольно-надзорного производства выделяются: возбуждение производства; подготовка мероприятия; проведение мероприятия; принятие решения (оформление результатов); обжалование (факультативная стадия); исполнение принятого решения. Содержание указанных стадий целесообразно рассмотреть в отношении контрольно-надзорного производства, носящего надведомственный характер, так как именно в нем раскрывается вся полнота контрольно-надзорных полномочий органов исполнительной власти и реализуются цели контрольно-надзорной деятельности.

Возбуждение производства. На этой стадии создаются предпосылки для объективного и быстрого проведения производства, установления результатов проводимых контрольных и надзорных мероприятий. Как в производстве по делам об административных правонарушениях, так и для контрольно-надзорного производства свойственны два вида оснований возбуждения – материальное и процессуальное. Материальным основанием является совершение лицом деяния, содержащего признаки нарушения хозяйственной деятельности. Процессуальное основание – наличие информации о деянии, имеющим признаки нарушения хозяйственной деятельности. Кроме того, контрольно-надзорное производство может быть возбуждено и при отсутствии вышеуказанных оснований, в плановом порядке, в рамках закрепленной в нормативных правовых актах компетенции соответствующих государственных органов.

Возбуждению контрольно-надзорного производства предшествует планирование, включающее:

сбор документально подтвержденной информации о нарушениях требований законодательства Российской Федерации в подведомственной области деятельности;

рассмотрение и учет обращений полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, общественных организаций, средств массовой информации, граждан о случаях нарушения подконтрольной деятельности;

сбор, обобщение и анализ данных о состоянии хозяйственной и иной деятельности на подконтрольной территории;

учет предложений структурных подразделений контролирующего органа;

рассмотрение и учет предложений по участию в мероприятиях по контролю, проводимых территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области надзора и контроля, в соответствии со своей компетенцией;

составление перечней юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которых мероприятия по контролю (надзору) проводились двадцать четыре и более месяцев назад до срока проведения планируемых мероприятий.

Подготовка мероприятия.

Каждое мероприятие по контролю (надзору) проводится на основании соответствующего приказа (распоряжения) о проведении проверки.

Структурное подразделение центрального аппарата уполномоченного органа (должностное лицо территориального органа) обеспечивает разработку:

предложений по составу должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в подконтрольной области деятельности;

проекта плана проверки, включающего цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;

других предложений по проведению проверки.

Проект плана проверки и предложения в него оформляются в виде проекта приказа (распоряжения) который представляется руководству контролирующего органа.

Проведение мероприятия.

Уполномоченным должностным лицом, ответственным за проведение проверки, предъявляется служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведении проверки либо его копия руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю.

При проведении мероприятия по контролю и надзору проверяется:

исполнение только тех требований, которые установлены законодательством Российской Федерации в контролируемой области;

соблюдение правил и иных требований охраны атмосферного воздуха;

проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

состояние ведения учета в контролируемой области хозяйственной деятельности по установленным формам;

своевременность, достоверность и полнота предоставления государственной статистической отчетности по установленным формам;

наличие и сроки действия выданных в установленном порядке сертификатов, подтверждающих соответствие используемой продукции установленным требованиям и стандартам;

исполнение ранее выданных предписаний об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в контролируемой области хозяйственной деятельности и др.

Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок ее проведения может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней в отношении малых предприятий и не более чем на пятнадцать часов в отношении микропредприятий.

Проверка может проводиться только теми должностными лицами, которые указаны в приказе (распоряжении) о проведении проверки.

Принятие решения (оформление результатов).

По результатам мероприятия по контролю (надзору) составляется акт проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации в контролируемой области хозяйственной деятельности в двух экземплярах. Акт проверки составляется на месте проведения проверки в день ее окончания на соответствующем бланке, либо не позднее трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю в случае необходимости получения заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз.

К акту прилагаются протоколы отбора проб, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (или его заместителю) либо индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое хранится совместно с актом проверки в деле контролирующего органа.

По результатам проверки должностные лица контрольно-надзорных органов в пределах предоставленной им компетенции выдают юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предусмотренные действующим законодательством предписания. Если в результате контрольно-надзорного мероприятия будут выявлены административные правонарушения, то уполномоченными должностными лицами составляются протоколы в соответствии с законодательством об административных правонарушениях и даются предписания об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. Кроме этого, информация о выявленных нарушениях может быть направлена в органы исполнительной власти, правоохранительные органы, а также общественные организации.

По результатам контрольно-надзорного мероприятия уполномоченным органом (должностным лицом) принимается одно из следующих решений:

о выдаче предписания об устранении выявленных при проведении проверки и/или предотвращении возможных нарушений законодательства Российской Федерации;

о возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении его в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

о передаче материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;

о завершении проверки в связи с отсутствием факта нарушения законодательства Российской Федерации.

Срок, в течение которого решение направляется объекту контроля (надзора) не всегда указан в подзаконных нормативных правовых актах, а лишь говорится, что такие решения направляются после их принятия. Но в отношении участников внешнеэкономической деятельности срок четко установлен – не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Обжалование(факультативная стадия).

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в удовлетворении жалобы отказано или не получено ответа в течение месяца со дня ее подачи, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалобы на действия государственных инспекторов Государственной метрологической службы подаются в 20-дневный срок со дня принятия ими решений в тот орган, которому они непосредственно подчинены, или в вышестоящий орган. Жалобы рассматриваются и решения по ним принимаются в месячный срок со дня подачи жалобы.

Нормативным правовым актом, регулирующим порядок судебного обжалования является Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица, государственного служащего.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Правовую основу внесудебного обжалования составляет Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Этим законом установлено, что обращение гражданина – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Предложение –рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалоба –просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Исполнение принятого решения.

В случае направления контрольно-надзорным органом соответствующему объекту предписания об устранении выявленных нарушений последний обязан исполнить предписание в указанный в нем срок и представить в контрольно-надзорный орган (его территориальный орган) отчет об исполнении. К отчету могут быть приложены надлежащим образом оформленные копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

Для контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований и своевременным выполнением выданных предписаний проводятся повторные проверки. Если при повторной проверке нарушений не выявлено, руководитель проверки на основании представленных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем документов об устранении выявленных нарушений принимает решение о достаточности принятых ими мер.

| следующая лекция ==>
Участники контрольно-надзорного производства. Их права и обязанности | Тема 10. Производство по административно-правовым жалобам и спорам

Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 1298;

Добавить комментарий