Понятие процесса как юридической категории

Исходя из общего понятия процесса, как последовательной смены состояний, каких-либо явлений, хода развития чего-либо, то можно выделить его типы: химические, биологические, социальные и т. д. Среди социальных существуют такие родовые общности, как производственные, творческие, юридические и другие процессы. Различают также управление, организованные и стихийные (миграционные, рыночные) процессы.

Можно отметить следующие признаки юридической процессуальной деятельности:

это сознательная, целенаправленная деятельность;

она состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной власти;

она запрограммирована на достижение определенного юридического результата, решение индивидуально-конкретных дел (избрание губернатора, принятие закона, решение спора, наказание виновного и др.);

она документируется (промежуточные и окончательные итоги процесса отражаются в официальных документах);

имеется развернутая детальная регламентация этой деятельности юридическими нормами.

Конечно, это очень широкое понимание юридического процесса, но оно все же не включает некоторые виды юридической деятельности, например договорную, делопроизводство.

Сторонники понимания процесса только как юрисдикционной деятельности всякую иную урегулированную правом деятельность называют процедурами. Возникает вопрос, как соотносятся эти понятия.

Процедура (лат. procedo — обеспечивать продвижение чего-либо, установленный порядок действий) представляет собой систему, которая: а) ориентирована на достижение конкретного социального результата; б) состоит из последовательно сменяющих друг друга актов поведения, ступеней деятельности; в) создаёт модель развития, движения какого-либо явления, закрепляемую на нормативном уровне; г) иерархически построена; д) находится в динамике, развитии; е) выступает средством реализации главного для неё общественного отношения. Эти аспекты процедуры характеризуют её как общесоциальное явление. Всеми признаками социальной процедуры обладает правовая процедура, а её специфика, характерные черты, обусловлены тем, что она действует в правовой среде. В современной юридической науке по прежнему сохраняются лингвистические, терминологические споры о том, что «шире» — «процесс» или «процедура». В. Н. Протасов ставит понятие «правовая процедура» выше понятия «юридический процесс», считая последний разновидностью процедуры, а процедуру — родовым понятием. Оппоненты В. Н. Протасова, представители концепции широкого понимания юридического процесса ( П. Е. Недбайло, В. М. Горшенев, А. И. Ким, В. С. Основин, Ю. И. Мельников и др.) отождествляют процесс и процедуру. Более удобен в употреблении термин «юридический процесс», и действительно достаточное распространение в литературе получила концепция широкого понимания юридического процесса.

Юридический процесс — это разновидность процедур, причем наиболее совершенная (как, например, самолет среди транспортных средств). Процедура властной государственной деятельности становится ее наиболее совершенной формой — юридическим процессом, когда она регулируется общими правилами, правовыми нормами и, что очень важно, регламентируется полно, детально. Наличие отдельных и даже ряда процессуальных норм еще не превращает официальную процедуру в юридический процесс. Диалектическое превращение количества в качество происходит тогда, когда возникает развернутая регламентация властной деятельности системой процессуальных норм. Так, за последние годы возникли арбитражный, избирательный, законодательный процессы.

Превращение деятельности субъектов публичной власти в упорядоченный процесс принятия решений и их исполнения осуществляется с помощью процессуальных норм. Наличие развернутого процессуального законодательства — главный признак юридического процесса. Чем более детально и полно нормы права регламентируют функционирование власти, чем дальше идет процессуализация, тем лучше для общества, государства, граждан. Процессуализация создает условия для повышения эффективности всей государственной и муниципальной работы.

Во-первых, соответствующие правила закрепляют оптимальные (с точки зрения субъектов правотворчества) технологии осуществления публичной властной деятельности, алгоритмы ее функционирования.

Во-вторых, процессуализация означает самоограничение власти, способствует унификации властных процедур, повышению их гласности. Развитие процессуального законодательства — это один из важнейших путей реализации основного принципа правового государства — подчинение власти праву.

В-третьих, процессуальные нормы информируют невластных субъектов о порядке решения вопросов, закрепляют гарантии реализации их прав и законных интересов, право на защиту. Соответственно объекты административного воздействия превращаются в субъектов процессуальных правоотношений.

Как родовая общность юридический процесс состоит из множества элементов. Их группировка может быть проведена по разным критериям.

По признаку субъекта властной деятельности можно выделить процессы голосования (выборы президентов, губернаторов, депутатов и др., проведение референдумов), процессы осуществления представительной (правотворческие, бюджетные и др.), а также исполнительной власти и судопроизводство.

А по содержанию различаются процессы правотворчества, регулятивного правоприменения (оперативно-распорядительные, правонаделительные) и юрисдикционные. Они отличаются тем, какой акт готовится, принимается, исполняется.

Понятие «юрисдикционный процесс» адекватно распространенному в юридической науке узкому пониманию юридического процесса. Объединение уголовного, гражданского, арбитражного, административно-юрисдикционного и других процессов в одну группу позволяет выявить их специфические особенности. Рассмотрение юрисдикционной деятельности как разновидности государственно-властной обогащает ее понимание общеродовыми признаками властвования, которое осуществляется в рамках развернутого правового регулирования его форм.

Процессуальное законодательство регулирует следующие основные элементы властной деятельности. Оно закрепляет:

какие действия, в какой последовательности могут совершать участники властных отношений; принципы и цели деятельности;

круг участников процессуальных отношений, их права и обязанности («процессуальные роли»);

подведомственность дел, отдельных вопросов, действий; в каких документах и как фиксируются властные акты, принимаемые в ходе разрешения юридических дел (в том числе и правотворческих);

сроки совершения процессуальных действий; виды и источники доказательств;

гарантии соблюдения процессуальных норм, законности и обоснованности принимаемых актов, в том числе процессуальные и иные санкции за нарушение соответствующих правил;

правила возмещения расходов, связанных с осуществлением процессуальных действий (лицензирования, рассмотрения дела о нарушении таможенных правил и др.).

Названные элементы — конструктивные части процессуальной формы. Вместе они образуют содержание процессуальной формы, ядро процессуального законодательства. Таким образом, процессуальная форма — это система процессуальных норм, закрепляющих совокупность требований, предъявляемых к действиям участников процесса, соблюдение которых способствует принятию эффективных властных актов и их исполнению.

Тема 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

19.1. Понятие, признаки и принципы административного процесса

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

• вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;

• представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;

• обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;

• целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

• результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);

• регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;

• обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности – реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка – процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Принцип быстроты {оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности) – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

19.2. Административно-процессуальные нормы и отношения

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

Особенности административно-процессуальных норм:

1) являются разновидностью административно-правовых норм;

2) выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;

3) имеют установленную структуру (строение);

4) содержатся в определенных источниках;

5) обеспечиваются принудительной силой государства;

6) нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.

По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

По объему регулирования: общие и специальные нормы.

По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.

По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

Характерные черты административно-процессуальных отношений:

• носят управленческий, организационный характер;

• основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;

• регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;

• являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

19.3. Субъекты административного процесса

Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность – основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность – способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно-процессуальная дееспособность – способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

1) физические лица (граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, граждане СНГ (кроме РФ), иностранные граждане, лица без гражданства);

2) государственные органы, предприятия и учреждения;

3) государственные служащие;

4) общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения;

5) служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований.

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

• субъекта, возбудившего управленческое дело;

• субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;

• стороны административного процесса;

• третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;

• уполномоченного представителя;

• лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;

• лица, защищающего права и интересы других лиц;

• лица, содействующего отправлению административного процесса.

19.4. Структура и стадии административного процесса

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

• анализ управленческой ситуации;

• рассмотрение дела и принятие решения;

• исполнение принятого по делу решения. Черты стадий административного процесса:

• регламентируются нормами административно-процессуального права;

• обусловлены логикой всего производства;

• направлены на решение конкретных задач;

• характерен определенный круг участников;

• определенные сроки совершения;

• соответствующее процессуальное оформление.

19.5. Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты

Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.

Общие черты административно-нормотворческого процесса:

• является составным элементом (частью) административного процесса;

• ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;

• осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;

• реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;

• результатом является подзаконный нормативный правовой акт.

19.6. Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура

Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.

Общие черты административно-правонаделительного процесса:

• является составным элементом (частью) административного процесса;

• направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;

• в ходе административно-правонаделительного процесса разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;

• правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;

• состоит из административных производств;

• результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.

Виды производств административно-правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.

19.7. Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура

Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

• является составным элементом (частью) административного процесса;

• регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;

• направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;

• выступает средством реализации охранительной функции административного права;

• характеризуется множественностью субъектов осуществления;

• состоит из определенных административных производств;

• результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно-процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Юридический процесс представляет собой урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

Особенности юридического процесса заключаются в следующем:

во-первых, это властная деятельность компетент­ных органов и должностных лиц;

во-вторых, это деятель­ность, осуществление которой урегулировано процессуаль­ными нормами;

в-третьих,это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) харак­тера.

Юридический процесс — это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных ста­дий, которые имеют строго определенную последователь­ность. По содержанию он представляет собой цепь взаимо­связанных процессуальных действий и процессуальных ре­шений, фиксируемых в соответствующих документах.

По характеру принимаемых решений юридический про­цесс может быть правотворческим и правоприменительным.

Результат правотворческого процесса— нормативные правовые акты, а правоприменительного – принятие индивидуально-юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу.

Виды юридического процесса различаются прежде по от­раслевому признаку. Конституция РФ закрепляет четыре вида процессов: гражданский, уголовный, административный, конституционный. Как особая разновидность гражданского процесса в системе российского права существует арбитражный процесс.

Следует иметь в виду, что процесс — более широкая категория, нежели процедура. Процедура характерна только для деятельности человека. Она формируется им осознанно в связи с не­обходимостью наиболее целесообразной организации совместной дея­тельности. Особое значение имеют процедуры в сфере действия права.

Специфика юридических процедур состоит в следующем:

1. Они отличаются государственно-властной природой. Их соблюдение обязательно для всех адресатов под страхом наказания и исполь­зования элементов «самозащиты», когда, например, достигнутый ре­зультат объявляется юридически ничтожным.

2. Устанавливаются правовыми нормами или индивидуальными
юридическими актами (договоры поставки, купли-продажи и т.д.) в виде
определённых моделей, программ поведения, направленных на достижение конкретного желаемого правового результата.

3. Выражаются в последовательном совершении этапных юридиче­ски значимых действий и адекватном использовании юридическихсредств.

4. Имеют вспомогательное значение, связанное с обеспечениемнадлежащей реализации норм материального и процессуального пра­ва.

Вспомогательный характер юридических процедур во многом пре­допределяет их качественную характеристику и систему предъявляе­мых к ним требований.

Во-первых,процедура должна быть достаточной и оптимальной длядостижения планируемого результата. Недостаточность процедурыможет вызвать рассогласованность поведения адресатов нормы, нару­шение их прав и в конечном итоге — недостижение цели правового ре­гулирования.

Наиболее сложные процедуры используются для обеспечения ох­ранительных отношений.

Во-вторых,процедура должна отвечать требованиям законности, т.е. не должна противоречить правовым актам более высокой юридиче­ской силы и не должна изменять содержание основных норм, реализа­цию которых она обеспечивает.

В-третьих,процедура должна отвечать требованиям синхронности и согласованности с основными нормами. Для этого необходима нетолько содержательная согласованность, но и временная синхрониза­ция.

В-четвёртых,процедура должна отвечать требованиям доступно­сти и простоты.

Таким образом, юридическая процедура — это система последова­тельных юридически значимых действий, осуществляемых определенны­ми субъектами с использованием допустимых законом средств по органи­зации и оформлению надлежащего осуществления правовых норм.

Юридические процедуры в зависимости от специфики регулируемыхотношений могут оформляться как самостоятельным актом (правилабытового обслуживания населения, инструкция о порядке предоставле­ния жилых помещений и т.д.), так и включаться в материальное илипроцессуальное право в виде отдельных статей или разделов.

Юридическая процедура является первичным элементом юридическо­го процесса.

На основании сказанного можно выявить сходство процесса и процедуры, заключающееся в том, что и первый и вторая представлены некой этапностью, сменой проявлений. Однако из определений вытекает и отсутствие синонимичности рассматриваемых понятий, которые различаются тем, что: 1) если процесс относится к какому-либо явлению в целом, то процедура — всего лишь к поведению; 2) процесс включает элемент последовательности просто по самой своей природе (именно поэтому применительно к нему и принято говорить о закономерном развитии явления), в то время как процедура носит более «рукотворный» характер, т.е. может и не быть последовательной (например, если в официально установленном порядке пропущено какое-нибудь логически необходимое звено); 3) в отличие от процедуры у процесса сугубо официальная «привязка» отсутствует.

В юридической литературе по вопросу о соотношении понятий «юридический (правовой) процесс» и «юридическая (правовая) процедура» бытуют три условно выделяемые основополагающие научные позиции. Они сформулированы главным образом на основе трудов в области общей теории права, процессуального права (различных направлений), административного, финансового (включая налоговое) и трудового права. Первая из них свидетельствует в пользу более широкого значения юридической процедуры (Винницкий), вторая — о восприятии анализируемых понятий в качестве синонимов(Лучин), а третья, к которой присоединяется большинство — о превалировании (по сравнению с юридической процедурой) объема содержательного наполнения и, следовательно, смыслового значения правового процесса (Пауль) .
81. Юридическая практика: понятие, структура, виды.

Юридическая практика – это деятельность компетентных субъектов по принятию ( толкованию, применению и т д) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Три точки зрения на понятие » юридическая практика»

1. это юридическая деятельность

2. это социально-правовой опыт

3. это юридическая деятельность вместе с социально-правовым опытом (разделяется большинством юристов).

ПРИЗНАКИ:

— строится на основе норм права

— представляет собой составную часть правовой культуры общества

— интегрирует правовую систему

-порождает соответствующие юридические последствия.

СТРУКТУРА:

1) юридическая деятельность ( динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы из осуществления, принятые решения и результаты действий.

2) социально-правовой опыт ( статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т. е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.

Функции – сигнально-информационная и конкретизирующая.

Формы юридической практики – это способы организации, существования и внешнего выражения последней.

Внешней формой здесь выступают разнообразные юридические акты-документы (нормативные и индивидуальные, судебные и следственные, нотариальные и пр.), в которых закрепляются правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения. К внутренней форме, т.е. способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное оформление практики, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и время совершения действий и др.

ВИДЫ.

1) в зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений:

— правотворческая

— правоприменительная

-интерпретационная

2) в зависимости от субъекта

-законодательной

— исполнительной

— судебной

— следственной

— нотариальной и т д

3) в зависимости от функциональной роли

— регулятивной

— охранительной
82. Механизм правового регулирования понятие и стадии.

Механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Цель механизма п р – обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, т. е. гарантировать их справедливое удовлетворение. Роль – снятие возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов.

Механизм п р – система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей.( формальный признак, различные, но все же взаимосвязанные общей целью в единую систему).

Механизм п р – организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности.

«Механизм п р» необходимо отличать от «правовой системы». Правовая система – совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении. Они соотносятся как часть ( механизм правового регулирования) и целое (правовая система), правовая система более широкое понятие, включающее также и «право», » юридическую практику», » господствующую правовую идеологию».

Механизм правового регулирования как система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъекта права, в себя включает:

— норму права (в ней устанавливается модель удовлетворения интересов);

— юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

— правоотношение (нормативные требования здесь конкретизируются для соответствующих субъектов);

— акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

— охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

В качестве дополнительных элементов могут выступать акты официального толкования, правосознание, режим законности и др.

Механизм правового регулирования (МПР) как раз и есть такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не смогут.

Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт или фактический состав с таким решающим показателем, как организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение;

4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

5 СТАДИЙ:

1.На первой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления. Названная стадия отражается в таком элементе МПР, как нормы права.

2. На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт. Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт.

Пример. для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда налицо нужный возраст, стаж и заявления, т. е. когда уже имеются 3 других факта. Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права. Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава.

Следовательно, вторая стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе МПР, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

3. Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетвррять, а какая – обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). Данная стадия воплощается именно в таком элементе МПР, как правоотношение.

4. Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

Во всех формах субъект не должен препятствовать удовлетворению интересов в охране и защите, составляющих основу правопорядка, а также интересов контрсубъектов.

Названная стадия процесса правового регулирования отражается в таком элементе МПР, как акты реализации прав и обязанностей.

5. Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.

С точки зрения содержания препятствием здесь, как и при первой причине (что рассматривалось при анализе оперативно-исполнительной правоприменительной деятельности), будет являться неудовлетворение личных интересов субъектом, а также общественных интересов в охране и защите. С формально-правовой же точки зрения препятствия различаются: если в первом случае в качестве препятствия выступает отсутствие решающего юридического факта, то во втором –напротив, его наступление.

Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе МПР, как охранительные правоприменительные акты.

Эффективность мпр – соотношение между результатом и целью. ( совершенствование правотворчества, правоприменения, повышения уровня правовой культуры).

2 типа правового регулирования – общедозволительный( дозволено все, кроме того, что прямо запрещено) и разрешительный( запрещено все, кроме прямо разрешенного).
83. Пробелы в праве и способы их преодоления. Аналогия закона и аналогия права.

Ни одно законодательство не в состоянии учесть все многообразие общественных отношений, которые требуют общественного регулирования.

Поэтому в практике правоприменения может оказаться, что определен- ные обстоятельства, имеющие юридический характер, не находятся в сфере правового регулирования. Налицо пробел в праве.

Пробел в праве – это отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового разрешения.

Наличие пробелов в праве нежелательно, однако они объективно возможны, а нередко и неизбежны.

Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права.

Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом; нормотворчества. Но органы, применяющие нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты законодательства. Во избежание этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Он предусматривает два оперативных метода преодоления, восполнения пробелов – аналогию закона и аналогию права.

Преодолеть пробел можно с помощью правопроменительного процесса, т. к. здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права.

ДВА УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТИТУТА АНАЛОГИИ:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

3) для гражданского права – отсутствие оглашения сторон и обычаев делового оборота.

Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела, на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай.

пример. В деловом обороте часто встречается выражение «договор бартера» или «бартерный договор». В ГК РК такой вид гражданско-правового договора не упоминается, но зато есть статья 501 с названием «Договор мены». Учитывая, что термины «бартер» и «мена» являются синонимами, вполне правомерно применение к ним аналогии закона. Другими словами, к договору бартера применимы все правовые нормы, регулирующие вопросы заключения и исполнения договора мены.

Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ возможен тогда, когда нет конкретной нормы, которая регулировала бы сходный случай. (нет ни в данной отрасли, ни в смежной). При таком применении, важное значение имеют принципы права ( справедливость, равенство перед законом и судом и т д.), которые как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.

Пример

В уголовном и административном праве аналогии исключаются.

В области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускаются, поскольку действует непреложный принцип «нет преступления без указания на то в законен, что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.

Дата добавления: 2016-12-05; просмотров: 743 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Добавить комментарий