Понятие собственных доходов бюджета

Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации (БК РФ) источником финансирования дефицита бюджета.

БК РФ предусматривает следующие виды доходов бюджетов:

— налоговые;

— неналоговые;

— безвозмездные поступления.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные (закреплённые) и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами федеральным законодательством.

К собственным доходам относятся:

— налоговые доходы, закреплённые федеральным законом за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов федеральным законодательством;

— неналоговые доходы;

— безвозмездные перечисления.

Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

В соответствии с изменениями, внесёнными в БК РФ федеральным законом от 20 августа 2004 г. №120-ФЗ, в бюджетном законодательстве РФ исключено понятие регулирующих доходов бюджета. В рамках реформы бюджетной системы и межбюджетных отношений в РФ доходы бюджетов подразделяются на группы:

— собственные доходы бюджетов;

— субвенции на реализацию делегированных государственных полномочий из федерального (регионального) фонда компенсаций.

В новой редакции БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся:

● налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;

● неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Налоговые доходы

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

В соответствии со статьёй 13-15 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к федеральным налогам и сборам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;

  2. акцизы;

  3. налог на доходы физических лиц;

  4. налог на прибыль организаций;

  5. налог на добычу полезных ископаемых;

  6. водный налог

  7. сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

  8. государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

  1. налог на имущество организаций;

  2. налог на игорный бизнес;

  3. транспортный налог.

К местным налогам относятся:

  1. земельный налог;

  2. налог на имущество физических лиц.

К неналоговым доходам относятся:

► доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;

► доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

► средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причинённого Российской Федерации субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

► иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся:

— дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

— субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

— субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

— иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;

— безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

4.1. Доходы бюджетов: понятие и виды. Собственные доходы
бюджетов
Доходы бюджета — это часть доходов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций.
Доходам бюджета посвящен раздел II Бюджетного кодекса РФ. Глава 6 содержит общие положения о доходах бюджетов. Главы 7, 8 и 9 регламентируют, соответственно, доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов РФ и доходы местных бюджетов.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Из данного определения вытекают следующие признаки доходов бюджетов. Доходы бюджета — это денежные средства, т.е. доходы бюджета не могут существовать в натуральной форме; это не просто денежные средства, а поступающие в бюджет; это не все денежные средства, а только те, которые не являются источниками финансирования дефицита бюджета.
«Доходы бюджета» и «источник дохода» — понятия не тождественные, поскольку источник дохода может быть один, а распределяется в бюджетной системе как доход бюджета между всеми бюджетами бюджетной системы, также может являться источником дохода только для одного уровня бюджета бюджетной системы. Например, налог на добавленную стоимость является источником только для дохода федерального бюджета.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
В соответствии со ст. 41 БК РФ все доходы бюджетов бюджетной системы можно разделить на три группы: налоговые доходы, неналоговые доходы <1> и безвозмездные поступления.
———————————
<1> См. разделы 4.2, 4.3.
Безвозмездные поступления (п. 4 ст. 41 БК РФ): дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии); субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Кроме того, стоит заметить, что в качестве дохода бюджета также учитываются и средства, которые числятся в качестве остатка средств на конец предыдущего года на счетах бюджетов бюджетной системы, неиспользованные межбюджетные трансферты.
Согласно ст. 47.1 БК РФ Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обязаны вести реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации — это свод (перечень) федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с указанием правовых оснований их возникновения, порядка расчета (размеры, ставки, льготы) и иных характеристик источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяемых порядком формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации.
Под реестром источников доходов бюджета понимается свод информации о доходах бюджета по источникам доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формируемой в процессе составления, утверждения и исполнения бюджета, на основании перечня источников доходов Российской Федерации.
Реестр источников доходов Российской Федерации включает реестр источников доходов федерального бюджета, реестры источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, реестры источников доходов местных бюджетов и реестры источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Состав информации, порядок формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации, общие требования к составу информации, порядку формирования и ведения реестра источников доходов Российской Федерации, реестра источников доходов федерального бюджета, реестров источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, реестров источников доходов местных бюджетов и реестров источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются Правительством Российской Федерации.
Реестр источников доходов Российской Федерации, реестр источников доходов федерального бюджета и реестры источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации формируются и ведутся в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Реестры источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, реестры источников доходов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и реестры источников доходов местных бюджетов формируются и ведутся в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрацией.
Реестр источников доходов бюджета субъекта Российской Федерации, а также свод реестров источников доходов бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, и реестр источников доходов бюджета территориального государственного внебюджетного фонда представляются финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Реестры источников доходов бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, и реестр источников доходов бюджета территориального государственного внебюджетного фонда представляются в финансовый орган субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Все доходы, за исключением субвенций, являются собственными доходами (ст. 47 БК РФ).
Следует отметить, что субсидии, как и дотации, носят строго целевой характер. При этом субсидии при условии их предоставления в рамках софинансирования каких-либо мероприятий увеличивают доходные источники соответствующего бюджета. Вместе с тем они могут как предусматриваться в бюджете, так и нет. Тем самым к собственным доходам бюджета можно относить налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления в виде дотаций, поскольку данный вид финансовой помощи носит нецелевой характер и служит для выравнивания бюджетной обеспеченности и сбалансированности, а также иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Доходы федерального бюджета также формируются за счет нефтегазовых поступлений от уплаты: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти (ст. 96.6 БК РФ).
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, согласно ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

В терминах БК РФ доходы бюджета — это все поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Формирование доходов местных бюджетов производится в соответствии с бюджетным законодательством, законодательством о налогах и сборах, а также иных обязательных платежах.

Доходы местных бюджетов как экономическая категория представляют собой бюджетные отношения, связанные с формированием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления.

По своему материальному воплощению они выступают как поступления денежных средств в централизованные денежные фонды, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций органов местного самоуправления, исполнения их расходных обязательств.

Доходы местного бюджета принято классифицировать по источникам и способам их получения.

По источникам получения выделяют налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

По способам получения доходы местного бюджета могут быть собственными (закрепленными) и регулирующими (полученными от вышестоящих уровней бюджетов в процессе бюджетного регулирования или выполнения отдельных государственных полномочий).

В современной бюджетной практике (при составлении бюджетов и отчетов об их исполнении) используется группировка доходных источников на налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Налоговые доходы местных бюджетов в соответствии с БК РФ включают поступления местных налогов и часть поступлений некоторых федеральных налогов и сборов, региональных налогов по нормативам отчислений, установленных органами государственной власти субъектов РФ, а также налогов, уплачиваемых в рамках специальных налоговых режимов. Их подробная характеристика дана в следующем параграфе.

Неналоговые доходы местных бюджетов образуются за счет:

  • — доходов от использования муниципального имущества (за исключением имущества муниципальных унитарных предприятий, а также муниципальных бюджетных и автономных учреждений);
  • — доходов от продажи находящегося в муниципальной собственности имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), за исключением движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий;
  • — доходов от предоставляемых муниципальными казенными учреждениями платных услуг;
  • — части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты ими налогов и иных обязательных платежей;
  • — платы за использование лесов, произрастающих на находящихся в муниципальной собственности землях;
  • — платы за увеличение площади находящихся в частной собственности земельных участков вследствие перераспределения таких участков и находящихся в муниципальной собственности земельных участков;
  • — платы по соглашениям об установлении сервитута земельных участков, заключенным органами местной власти, государственными или муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

БК РФ регламентирует подробный перечень неналоговых доходов, поступающих в бюджеты муниципальных образований всех типов.

В соответствии со ст. 56 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» доходы местных бюджетов включают также средства самообложения граждан, под которыми понимаются разовые платежи граждан, производимые для решения определенных вопросов местного значения.

Безвозмездные поступления местным бюджетам осуществляются посредством межбюджетных трансфертов в форме:

  • — дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
  • — субсидий, предназначенных для софинансирования расходных обязательств органов местной власти по вопросам местного значения;

субвенций, предоставленных для финансирования делегированных органам местной власти государственных полномочий;

— иных межбюджетных трансфертов.

Классификация доходов местного бюджета на собственные и регулирующие находит свое применение при анализе достаточности собственной финансовой базы местного самоуправления и степени самостоятельности местных бюджетов. Чем выше доля собственных доходов, т.е. доходов, закрепленных на постоянной основе (полностью или частично) в общем объеме доходов местного бюджета, тем более высокой считается степень его самостоятельности.

Вопросы терминологии

Состав собственных доходов местных бюджетов в России первоначально был определен Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым собственные доходы включали местные налоги и сборы, доли федеральных налогов и налогов субъектов Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе, а также неналоговые доходы.

В принятых затем новых законодательных актах (БК РФ, Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») собственные доходы местного бюджета стали трактоваться расширительно — практически как все доходы муниципалитета, включая безвозмездные перечисления, за исключением субвенций.

В актуальной редакции Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» термины «собственные доходы» и «регулирующие доходы» исключены.

Регулирующие доходы, выделяемые из средств вышестоящих бюджетов для сбалансирования нижестоящих бюджетов, применительно к местным бюджетам включают регулирующие налоги и безвозмездные поступления. Регулирующие налоговые доходы местных бюджетов формируются путем установления субъектами Федерации дополнительных нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов (в пределах доли, причитающейся субъекту Федерации), а также от региональных налогов и сборов и утверждаются законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год. Безвозмездные поступления, как отмечалось выше, выделяются в форме субсидий, субвенций, дотаций и иных межбюджетных трансфертов.

Данные о доходах местных бюджетов в России приведены на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Доходы местных бюджетов в Российской Федерации в 2006—2014 гг. повидам, млрд руб.:

— налоговые доходы; — неналоговые доходы;

— межбюджетные трансферты (без субвенций); — субвенции

Содержание и классификация расходов местных бюджетов

В терминах Б К РФ расходы местных бюджетов — это выплачиваемые из местного бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы местных бюджетов как экономическая категория представляют собой бюджетные отношения, связанные с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления.

По своему материальному воплощению они выступают как выплаты денежных средств, связанные с финансовым обеспечением задач и функций органов местного самоуправления.

Формирование расходов местных бюджетов производится в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными законодательно установленным разграничением полномочий между уровнями публичной власти и исполнение которых осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с требованиями БК РФ местные администрации ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в установленном ими порядке.

Ключевым принципом разграничения расходов между бюджетами по уровням вертикали власти является их соответствие полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем. Разграничение полномочий учитывает особенности состава и структуры расходов бюджетов различных уровней бюджетной системы. Например, расходы местных бюджетов отличаются по составу от расходов федерального бюджета, так как не включают расходные обязательства, являющиеся прерогативой центрального правительства (на национальную безопасность, внешнеэкономическую деятельность и пр.). Специфика расходов местных бюджетов определяется задачами и функциями местного самоуправления.

Расходы бюджетов муниципальных образований подразделяют на следующие основные группы:

  • — связанные с решением вопросов местного значения, а также с заключением договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями от имени муниципального образования;
  • — возникающие вследствие осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Вопросы местного значения включают различные аспекты жизнедеятельности населения на территории муниципального образования. Для обеспечения принципа разграничения расходных полномочий между бюджетами муниципальных образований в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены перечни вопросов местного значения для всех типов муниципальных образований и определены полномочия соответствующих органов местного самоуправления по их решению.

Расходы местных бюджетов, обеспечивающие финансирование вопросов местного значения, производятся но следующим основным направлениям:

  • — организация бюджетного процесса в муниципальном образовании;
  • — установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
  • — управление находящимся в муниципальной собственности имуществом; содержание органов местного самоуправления;
  • — формирование и управление муниципальной собственностью;
  • — организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, снабжения топливом населения;
  • — дорожная деятельность, организация транспортного обслуживания;
  • — обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями, организация содержания и строительства муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, муниципальный жилищный контроль;
  • — охрана общественного порядка;
  • — охрана окружающей среды;
  • — организация предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта;
  • — создание условий для обеспечения населения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
  • — формирование и содержание муниципальных архивных фондов;
  • — утверждение правил благоустройства территории, генеральных планов, правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования, правил использования водных объектов общего пользования, организация комплексных кадастровых работ;
  • — поддержка малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и нр.

Конкретный состав указанных расходов зависит от уточненного перечня вопросов местного значения каждого типа муниципальных образований. Так, расходы муниципальных районов, помимо перечисленных направлений, охватывают также расходы на выравнивание бюджетной обеспеченности входящих в состав муниципального района поселений.

Расходы, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и покрываются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Поскольку данные расходы обусловлены обязанностями местного уровня власти по финансированию законодательно закрепленных полномочий, направленных на удовлетворение потребностей населения муниципального образования в общественных локальных услугах, при определении их величины важно выявить исходный объем этих потребностей и объем услуг муниципальных органов власти по их обеспечению.

Расходы, возникающие вследствие осуществления делегированных органам местного самоуправления государственных полномочий, финансируются за счет субвенций из бюджета субъекта РФ. Однако в случае превышения нормативов, принятых в методиках расчета субвенций, необходимые дополнительные расходы покрываются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета.

По функциональным направлениям расходы местных бюджетов можно объединить в две крупные группы: расходы на производственную сферу и социальные расходы.

В России расходы на производственную сферу составляют меньшую долю объема расходов местного бюджета, они включают расходы на содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства, национальную экономику, охрану окружающей среды. Большая часть расходов местных бюджетов приходится на социальную составляющую: расходы на образование, здравоохранение, культуру, социальную политику (рис. 8.2).

В 2006—2015 гг. основную долю расходов местных бюджетов занимали средства, выделяемые на образование (37,6—51,1%), жилищно-коммунальное хозяйство (14—18,6%), социальную политику (8,5—9%). Следует учитывать, что разные виды местных бюджетов различаются по структуре расходов, что обусловлено особенностями местного хозяйства и состава закрепленных полномочий органов власти муниципальных образований.

Высокая доля расходов па финансирование социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в совокупных расходах муниципальных образований характерна для муниципальных бюджетов многих стран. В Швеции, например, на финансирование социальной сферы приходится около 50%, а в США — 40% от общей суммы средств местных бюджетов.

Рис. 8.2. Объемы расходов местных бюджетов в Российской Федерации в 2006—2014 гг. но основным направлениям расходования средств, млрд руб.:

— 2006 г.; -2012 г.; -2013 г.; -2014 г.

Согласно БК РФ в составе расходной части местных бюджетов может быть предусмотрено создание резервных фондов местных администраций. Размер фондов устанавливается решением о местном бюджете и не может превышать 3% общего объема расходов. Средства фондов используются по решению местной администрации для финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Создание резервных фондов представительных органов и депутатов представительных органов власти бюджетным законодательством запрещено.

  • В действующей редакции БК РФ термин «регулирующие налоговые доходы» не употребляется, хотя именно эту роль выполняют дополнительные нормативы отчисленийот налога на доходы физических лиц, которыми могут быть полностью или частично заменены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (ст. 137, 138).

Добавить комментарий