Понятие социальной безопасности

Никулина Марина Алексеевна, Колодиев Михаил Юрьевич

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КРИТЕРИИ, УГРОЗЫ,

НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Статья посвящена проблеме обеспечения социальной безопасности современной России. Авторы рассматривают критерии социальной безопасности, угрозы социальной безопасности России, направления ее обеспечения в современных условиях. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что укрепление социальной безопасности будет обеспечивать реализацию стратегических целей социальной политики России: развитие экономического и социального потенциала государства, реализация гарантий конституционных прав граждан в сфере труда, образования, культуры, здоровья, повышение качества жизни, индекса социального самочувствия и социальных настроений граждан.

Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИУММЗ.^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 4(78) C. 153-157. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/4/

© Издательство «Грамота»

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

7. Никитина Е. А. Познание. Сознание. Бессознательное. М.: Либроком, 2011. 224 с.

9. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем. М.: Республика, 1993. 447 с.

10. Энгельмейер П. К. Теория творчества / с предисл. Д. Н. Овсянико-Куликовского, Э. Маха. Изд-е 2-е. М.: ЛКИ, 2007. 208 с.

TECHNICAL CREATIVITY AS SELF-KNOWLEDGE: ON THE STATEMENT OF THE PROBLEM

УДК 101.1; 316.4 Философские науки

Статья посвящена проблеме обеспечения социальной безопасности современной России. Авторы рассматривают критерии социальной безопасности, угрозы социальной безопасности России, направления ее обеспечения в современных условиях. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что укрепление социальной безопасности будет обеспечивать реализацию стратегических целей социальной политики России: развитие экономического и социального потенциала государства, реализация гарантий конституционных прав граждан в сфере труда, образования, культуры, здоровья, повышение качества жизни, индекса социального самочувствия и социальных настроений граждан.

Ключевые слова и фразы: социальная безопасность; социальная угроза; социальный риск; индекс социального самочувствия; индекс социальных настроений; развитие человеческого потенциала; качество жизни населения.

Никулина Марина Алексеевна, к. филос. н., доцент Колодиев Михаил Юрьевич

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону nikulina_marina@mail. гы; kolodievrus@bk. гы

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КРИТЕРИИ, УГРОЗЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Кризисное состояние российского общества, санкционная политика США и стран Запада приводят к значительным структурным изменениям во всех сферах жизнедеятельности, а именно: политических процессов, экономики и рыночных отношений, социальной структуры, культуры. Эти изменения неизбежно сопровождают многочисленные социальные риски, опасности и угрозы, активно влияющие на обеспечение национальной безопасности государства, ведущим элементом которой является безопасность социальная.

Философское осмысление проблемы социальной безопасности и научный интерес к ней не ослабевают с античности до наших дней. В разные эпохи вопросы обеспечения социальной безопасности государства становились предметом размышлений таких философов и мыслителей как Платон, Аристотель, А. Аврелий, Фома Ак-винский, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж. Русо, Д. Дидро, И. Кант, Гегель, Р. Оуэн, Фурье, К. Маркс. На основе философского подхода в исследовании социальной безопасности происходило становление и социологических представлений о социальной безопасности. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, П. Лавров, Н. Михайловский, П. Струве, П. Сорокин внесли значительный вклад в осмысление сущности социальной безопасности и механизмов ее обеспечения .

В настоящее время социальную безопасность рассматривают как комплексную характеристику состояния таких элементов национальной безопасности как государственные, экономические и общественные институты и социальные общности.

Г. Г. Силласте определяет социальную безопасность в качестве состояния защищенности личности, социальных групп или общностей от угроз, способных нарушить их жизненно важные интересы, социальные права и свободы .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также социальную безопасность можно трактовать в качестве устойчивого функционирования государства, социальных институтов общества, направленного на обеспечение стабильного развития личности и общества путем повышения качества жизни своих граждан.

Э. В. Патраков с коллегами определяет безопасность как многоплановое социальное явление, которое отражает противоречивые интересы в отношениях различных социальных субъектов, поэтому в методологическом плане очень важно иметь целостное представление о безопасности как социальном явлении .

Социальная безопасность является интегральным понятием, обозначающим состояние и способность государства и общества к эффективному функционированию социальной сферы, предотвращению деструктивных явлений и процессов, сохранению и развитию условий, средств и способов социализации людей, соблюдению в обществе и государстве их образа жизни, благосостояния, неотъемлемых прав и свобод, духовно-нравственных ценностей . Данным определением не только существенно расширяется спектр объектов безопасности путем включения в их состав всех жизненно важных институтов, отношений и процессов социальной сферы общества, но и подчеркивается приоритетная необходимость обеспечивать безопасность целого ряда субъектов, представленных не только государством, но и гражданским обществом и личностью, обеспечение защиты которых было проигнорировано в прошлом и не всегда эффективно в современных условиях.

Правовой основой обеспечения социальной безопасности России является, прежде всего, ст. 7 Конституции Российской Федерации, определяющая Российскую Федерацию в качестве социального государства, политика которого связана с тем, чтобы создать условия, направленные на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Национальные интересы России в социальной сфере, заключающиеся в том, чтобы обеспечивать высокий уровень жизни народа, а также основные угрозы социальной безопасности России, содержит Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Данная Концепция -основа для разработки конкретных программ и организационных документов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, включая социальную безопасность .

Стоит отметить и Федеральный закон «О безопасности» № 390-ФЗ от 28 декабря 2010 года, содержащий перечень основных принципов, направлений деятельности по обеспечению безопасности государства. В данном законе отражены полномочия органов власти различного уровня в сфере безопасности, определен статус Совета Безопасности Российской Федерации . Кроме обозначенных конституционных, концептуальных основ и федерального закона, правовые истоки обеспечения социальной безопасности в России содержат региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, а также международные соглашения и иные нормативные документы. Но, тем не менее, действующее законодательство пока не сыграло какой-либо заметной роли в обеспечении реальной безопасности, как отдельных граждан России, так и российского общества в целом.

Основные компоненты социальной безопасности могут быть представлены :

— высоким качеством жизни населения;

— оптимальной стратификацией общества по уровню благосостояния и половозрастным группам;

— соблюдением прав и свобод граждан;

— трудовой занятостью и мобильностью населения;

— высокой рождаемостью и средней продолжительностью жизни в стране;

— трудовыми ресурсами, обладающими высокой профессиональной мотивацией к производительной деятельности;

— стабильностью института семьи;

— высоким духовным, нравственным и творческим потенциалом населения.

Отдельно стоит отметить, что современная литература не содержит общепринятой универсальной методики оценки социальной безопасности. Так, международное право социальную безопасность рассматривает через призму безопасности личности. Организацией Объединенных Наций выработана всеобъемлющая Концепция безопасности человека, которая включает в себя восемь категорий, ключевыми среди которых являются свобода от страха и свобода от нужды и бедности. Кроме того, можно выделить еще одну категорию -индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) — интегральный показатель, разработанный в 1990 году и используемый ООН с 1993 года. ИРЧП ежегодно рассчитывается для того, чтобы сравнивать страны по таким показателям как уровень жизни, грамотность, образованность и долголетие населения.

Другие институты в качестве критериев социальной безопасности используют различные индексы. Так, ВЦИОМ ежемесячно измеряет индекс социального самочувствия (ИСС), анализируя удовлетворенность жизнью; социальный оптимизм; материальное положение; экономическое состояние страны; политическую обстановку; общий вектор развития государства . Индекс социальных настроений (ИСН) рассчитывает Левада-Центр. ИСН — обобщенный показатель, отражающий в динамике массовые настроения общества. Это количественная оценка того, как массовое сознание влияет государственное развитие . А. Н. Сухов как основные характеристики состояния социальной безопасности называет продолжительность и качество жизни .

Состояние социальной безопасности или ее отсутствие отражается уровнем социальной напряженности, которая проявляется через физиологическую, психофизиологическую, социальную и психологическую

адаптацию разных категорий населения к трудностям объективного и субъективного характера. А. Н. Сухов указывает на взаимосвязь социальной безопасности и социальной напряженности, изменение уровня которой либо снижет социальную опасность, либо увеличивает ее . Очевидно, что чем более напряженной является обстановка, тем больший дискомфорт будет ощущаться основной массой населения, тем больше будет угроза безопасности личности, общества и государства. Отсюда обеспечение социальной стабильности предполагает в первую очередь недопущение социальной напряженности.

Социальная безопасность — это защита личности, семьи, жизненно важных интересов социума от угроз как снаружи, так и внутри. Объектами социальной безопасности являются элементы социальной системы, которые обеспечивают уровень и качество жизни населения .

Несмотря на то, что проводимая в России в последние годы государственная политика является социально ориентированной, ее реализация не смогла решить первоочередные проблемы (угрозы) социальной безопасности нашей страны.

Так, не решена острейшая социальная проблема — поляризация российского общества, в рамках которой выделяются «сверхбогатые» и «сверхбедные» с постоянным ростом разрыва в доходах высоко обеспеченных граждан и наименее обеспеченных, что является прямой угрозой социальной безопасности России. Почти все накопления людей в 90-е гг. ХХ века были вложены в государственные структуры, среди которых сберегательные кассы, государственная пенсионная система, общественные фонды потребления. Реформы 90-х гг. ХХ века привели к разрушению всех трех форм этих накоплений, в результате чего население осталось практически без всякой надежды выбраться из нищеты. Такое состояние носит название застойной бедности .

Изменяется и социальная структура российского общества вследствие постепенного исчезновения в ней среднего класса. Происходит формирование новой модели социальной структуры, в которую входят две социальные группы: элитарный класс и основная масса населения. Стихийное исчезновение среднего класса способно привести к серьёзным экономическим и социальным последствиям, так как его исчезновение сокращает экономическое производство, обеспечивает вступление экономики в период стагнации.

Достаточно остро в российском обществе проявляются различные формы девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, социальный паразитизм, отклонения в сфере морали, самоубийства и, в особенности, бюрократизм.

Кроме того, необходимость обеспечения социальной безопасности и устойчивости развития современного российского общества во многом определяют следующие причины:

— во-первых, значительный рост рисков, угроз социальному благополучию и защищенности граждан;

— во-вторых, очевидность массовой бедности населения, что обеспечивает значительное осложнение решения проблем социальной безопасности населения через самозащиту;

— в-третьих, ослабленное влияние профсоюзов на возможность решать вопросы защиты работников;

— в-четвертых, производственно-экономическая, финансовая и социально-бытовая сферы российского общества находятся под значительным влиянием внешних факторов, среди которых международные политические, финансовые и информационные центры, что способствует заметному осложнению возможности решать задачи социальной защищенности, безопасности населения и устойчивого развития России.

Кроме того, актуальность обеспечения социальной безопасности в России обусловлена угрозами :

— превращением страны в сырьевой придаток Запада, ориентацией экономики преимущественно на добывающие отрасли;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— географическим положением и масштабами территории, для содержания которой требуются большие ресурсы, прежде всего энергоносители;

— ориентацией экономики в сторону массового ресурсоёмкого производства, тогда как ведущую роль начинает играть развитие ресурсосберегающего и наукоёмкого производства.

Сегодня большинство жителей страны сталкиваются со значимыми ограничениями и препятствиями, не позволяющими им в полной мере обеспечить реализацию своего потенциала и возможностей в жизненно важных областях деятельности. Эти препятствия обусловлены неэффективным государственным управлением, коррупцией, неработающими законами, отсталой социальной сферой.

Таким образом, социальную безопасность России характеризует высокий уровень социального риска, проявляющийся в следующем :

— углубляется социально-классовая дифференциация общества;

— замедляется социальная мобильность российских граждан, особенно молодежи;

— усложняется социально-демографическая ситуация в стране;

— неудовлетворительное состояние здоровья российских граждан и обеспечение качества медицинского обслуживания;

— незавершенность и ошибки в осуществлении реформы образования;

— снижается уровень и качество жизни населения;

— ухудшается занятость и растет безработица на рынке труда;

— отсутствует общенациональная модель, стратегия развития;

— риски присутствуют во всех сферах жизнедеятельности общества.

Одним из недостатков системы обеспечения социальной безопасности в России в современных условиях является отсутствие механизмов её достижения. Зачастую такие механизмы представлены совершенствованием нормативно-правовой базы, формированием культуры безопасности, экономическим ростом. Иногда

отмечается, что обеспечить социальную безопасность возможно, только решая внешнеполитические проблемы, проблемы окружающей среды.

В. Н. Ковалёв к механизмам обеспечения социальной безопасности относит социологический мониторинг, данные которого, по его мнению, необходимы для того, чтобы разрабатывать программы развития социума, оценивать их реализацию . Необходимость использовать мониторинг в системе обеспечения социальной безопасности обусловлена и тем, что он позволяет охватывать всю социальную сферу, проводить оценку результативности социальной политики с качественной стороны. Кроме того, преимущество мониторинга заключается в том, что он позволяет осуществлять наращивание, интеграцию всех необходимых данных по различным стандартным социальным показателям. Но, по нашему мнению, использование только мониторинга в процессе обеспечения социальной безопасности недостаточно. Необходимо использовать ряд других инструментов: экономических, социальных, медицинских, а мониторинг должен быть вспомогательным элементом в обеспечении социальной безопасности.

Представляется, что, определяя механизмы социальной безопасности, необходимо обращаться к самому человеку, обеспечивать создание условий, способствующих его развитию. На основе этого можно сказать, что в центре политики Российской Федерации по обеспечению социальной безопасности ее основным объектом должен быть человек. Отсюда обеспечить социальную стабильность в государстве возможно на основе повышения качества жизни населения, для чего необходимо:

— поддерживать экономически слабые слои населения;

— защищать население от различного рода социальных рисков путем пенсионного обеспечения по старости, инвалидности и потере кормильца, поддерживать минимальный доход семьи, страховать от безработицы, болезни и т.п. В данном случае задача государства сводится к смягчению социальных рисков. Эти два направления ориентированы на то, чтобы сохранять и поддерживать жизненный уровень населения;

— формировать средний класс, модернизировать образование и здравоохранение, обеспечивать решение экологических проблем;

— регулировать сверхдоходы отдельных граждан через введение прогрессивной системы налогообложения.

Повышение качества жизни должно рассматриваться в качестве важнейшего приоритета развития современной цивилизации, общечеловеческой идеи, способной оказать влияние на весь ход развития мира.

Показатель успеха такого курса — социальная безопасность. Качество жизни и социальная безопасность являются двумя понятиями, осуществляющими представление разных сторон одного и того же процесса. Поэтому качество жизни и социальная безопасность нерасторжимо связаны, а важнейшими элементами качества жизни, а значит и социальной безопасности, является развитие сфер образования и здравоохранения.

Образование и здравоохранение — важнейшие факторы, определяющие развитие экономики, поскольку именно от них зависит формирование производительной силы общества — человека. Поэтому именно образование и здравоохранение должны быть главным приоритетом в развитии государства и общества. Выделение здоровья и уровня образования в качестве механизмов обеспечения социальной безопасности обусловлено тем, что мировая практика, определяя условия жизнедеятельности человека, уровень и динамику здоровья, продолжительность жизни, ставит их на первое место, так как эти показатели рассматриваются в качестве базисной потребности человека, главного условия его жизнедеятельности.

Поэтому не только отсутствие развитой экономики не сможет обеспечить качественного функционирования системы здравоохранения и системы образования, но и отсутствие развитых систем здравоохранения и образования будет приводить к спаду экономического развития. Таким образом, можно сказать, что средства, вложенные в образование и здравоохранение, — одновременно и самое эффективное вложение в экономику.

Только та концепция социальной безопасности, в основе которой будут находиться образование, здравоохранение, способна обеспечить защиту и развитие жизненных сил социального субъекта, а также способна к обеспечению такого качества социальных отношений, при котором всеми членами общества ощущается отсутствие угроз своей жизнедеятельности.

В целом, основные направления и способы обеспечения социальной безопасности российского общества сводятся к тому, что необходимо :

1. Отдельно принять концепцию социальной безопасности страны, укреплять социальное законодательство.

2. Увеличивать систему финансирования и управления отраслями социальной сферы.

3. Уменьшать социально-классовую дифференциацию общества с помощью введения прогрессивной шкалы налогообложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Активизировать борьбу с коррупцией, ликвидировать систему «золотых парашютов».

5. Развивать общественную систему социальной защиты населения.

6. Поддерживать институт семьи и стимулировать рождаемость.

7. Усиливать социальную мобильность общества через активизацию инвестиционной политики.

8. Активизировать использование современных социальных технологий оказания помощи и поддержки населению.

Таким образом, обеспечение социальной безопасности российского общества направлено на усиление адресности поддержки слабо защищенных слоев населения, укрепление основных социальных гарантий населению, развитие социальной инфраструктуры жизнедеятельности общества.

Нам представляется, что социальная безопасность должна включать в себя систему механизмов и средств, способных обеспечивать достойное качество жизни, соответствующее уровню социокультурного потенциала общества. Поэтому особую актуальность должна приобрести социальная политика, направленная либо на то, чтобы ликвидировать, либо не допускать возникновение рисков. Для этого необходимо, во-первых, получать и использовать объективную информацию о создавшейся ситуации; во-вторых, иметь альтернативные варианты решения проблемы, которая может привести к риску; в-третьих, в комплексе использовать все имеющиеся средства для предотвращения рисков; в-четвертых, необходимо разрабатывать и внедрять специальные целевые программы.

Список источников

1. Алексеева Т. А. Социальная безопасность личности в период неустойчивого развития социальной системы России // Социальная политика и социология. 2011. № 10 (76). С. 154-161.

2. ВЦИОМ . URL: http://wciom.ru (дата обращения: 13.02.2017).

4. Ковалёв В. Н. Социология управления социальной сферой: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. 240 с.

5. Левада-Центр . URL: http://www.levada.ru (дата обращения: 13.02.2017).

12. Силласте Г. Г. Женщина как объект и субъект социальной безопасности // Социологические исследования. 1998. № 12.С. 62-72.

13. Скок Я. Ю. Динамика социальной безопасности в современной России // Традиционная и техногенная цивилизация: проблемы взаимодействия: материалы Научно-практической конференции / Тюменский государственный нефтегазовый университет. Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2010. С. 292-296.

14. Сухов А. Н. Социальная психология. М.: Академия, 2008. 236 с.

SOCIAL SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION: CRITERIA, THREATS, ENSURING DIRECTIONS

Nikulina Marina Alekseevna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Kolodiev Mikhail Yur’evich

Southern Federal University in Rostov-on-Don nikulina_marina@mail.ru; kolodievrus@bk. ru

Национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе — коренное улучшение демографической ситуации.

Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности.

Источниками угроз национальной безопасности могут стать такие факторы, как кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем, усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов, повышающие стратегические риски зависимости от изменения внешних факторов.

Обеспечению национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан будут способствовать снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании, противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы, достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансово-банковской системы, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, доступность современного образования и здравоохранения, высокая социальная мобильность и поддержка социально значимой трудовой занятости, повышение квалификации и качества трудовых ресурсов, рациональная организация миграционных потоков.

Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе определяется продовольственная безопасность и гарантированное снабжение населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами.

Продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а также путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.

В целях развития фармацевтической отрасли формируются условия для преодоления ее сырьевой зависимости от зарубежных поставщиков.

Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества:

  • * совершенствуют национальную систему защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;
  • * содействуют росту благосостояния, сокращению бедности и различий в уровне доходов населения в интересах обеспечения постоянного доступа всех категорий граждан к необходимому для здорового образа жизни количеству пищевых продуктов;
  • * создают условия для ведения здорового образа жизни, стимулирования рождаемости и снижения смертности населения;
  • * улучшают и развивают транспортную инфраструктуру, повышают защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • * совершенствуют систему защиты от безработицы, создают условия для вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями, проводят рациональную региональную миграционную политику,

развивают пенсионную систему, внедряют нормы социальной поддержки отдельных категорий граждан;

* обеспечивают сохранение культурного и духовного наследия, доступность

информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества;

* совершенствуют государственно-частное партнерство в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются:

  • * увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности;
  • * совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской

помощи;

* совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

Одними из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают низкие эффективность системы медицинского страхования и качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, недостаточный уровень социальных гарантий и оплаты труда медицинских работников и финансирования развития системы высокотехнологичной медицинской помощи, незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью.

Государственная политика Российской Федерации в сфере здравоохранения и здоровья нации нацелена на профилактику и предотвращение роста уровня социально опасных заболеваний.

Основными направлениями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации Российская Федерация на среднесрочную перспективу определяет усиление профилактической направленности здравоохранения, ориентацию на сохранение здоровья человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства.

Укреплению национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации будут способствовать повышение качества и доступности медицинского обслуживания за счет использования перспективных информационных и телекоммуникационных технологий, государственная поддержка перспективных разработок в области фармацевтики, биотехнологий и нанотехнологий, а также модернизация экономических механизмов функционирования здравоохранения и развитие материально-технической базы государственной и муниципальной систем здравоохранения с учетом региональных особенностей.

Для противодействия угрозам в сфере здравоохранения и здоровья нации силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования в области стандартизации, лицензирования, сертификации медицинских услуг, аккредитации медицинских и фармацевтических учреждений, обеспечения государственных гарантий по оказанию медицинской помощи и модернизации системы обязательного медицинского страхования, определения единых критериев оценки работы лечебно-профилактических учреждений на уровне муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

Решение задач национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:

* формирования национальных программ (проектов) по лечению социально

значимых заболеваний (онкологические, сердечнососудистые, диабетологические, фтизиатрические заболевания, наркомания, алкоголизм) с разработкой единых общероссийских подходов к диагностике, лечению и реабилитации пациентов;

  • * развития системы управления качеством и доступностью медицинской помощи, подготовкой специалистов здравоохранения;
  • * обеспечения качественного изменения структуры заболеваний и ликвидации предпосылок эпидемий, в том числе вызванных особо опасными инфекционными патогенами, за счет разработки и реализации перспективных технологий и национальных программ государственной поддержки профилактики заболеваний.

Введение………………………………………………………………………………….3

  1. Место социальной безопасности в системе

национальной безопасности, ее сущность и значение………………………………..4

  1. Субъекты и объекты социальной безопасности,

ее угрозы, критерии и показатели ее оценки………………………………………….6

  1. Социальная безопасность и социальная политика государства……………….9

Заключение……………………………………………………………………………….11

Список использованной литературы………………………………………………….13

Введение.

Любое государство, которое заинтересовано в собственном стабильном развитии, высоко ценит свою национальную безопасность. В этой связи проблемы безопасности не только актуальны, но жизненно необходимы обществу, особенно проблемы социальной безопасности, которые касаются напрямую каждого члена социума, порой незаметно определяя его жизнедеятельность.

В социальной сфере фокусируются все проблемы национальной безопасности, она связана многообразными сильными прямыми и обратными связями с экономической, политической и духовной сферами функционирования общества.

Целью данной работы является анализ проблемы социальной безопасности, ее места и значения в системе национальной безопасности России. Для реализации заданной цели были поставлены и решены ряд задач:

  1. Сбор информации по выбранной проблеме, имеющейся в литературе, периодических изданиях и ресурсах Интернета.
  2. Рассмотрение основных теорий относительно сущности и места социальной безопасности в системе национальной безопасности страны.
  3. Анализ взаимодействия социальной безопасности с социальной политикой государства на практике.
  4. Сформировать собственное мнение по проблеме и сделать выводы о ее текущем состоянии.

Объектом изучения был выбран процесс обеспечения социальной безопасности в государстве в контексте национальной безопасности, а предметом принципы и закономерности, характеризующие протекание данного процесса в России.

1. Место социальной безопасности в системе национальной безопасности, ее сущность и значение.

Проблема национальной безопасности России приобрела особую значимость и актуальность с начала 1990-х годов в результате развала СССР и перехода России на рыночную экономику. С этого периода состояние национальной безопасности стало стремительно ухудшаться по всем параметрам — Россия подошла к опасной черте.

Национальная безопасность Российской Федерации — это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов. Опирается на закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» и «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537.

Концепция национальной безопасности России — это официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз.

В содержательном плане национальная безопасность дифференцируется на ряд самостоятельных направлений, таких как: геополитическая, оборонная, политическая, социальная, экономическая, продовольственная, демографическая, экологическая, информационная, психологическая.

Социальная безопасность – понятие социологии, теории и методики социальной работы, социальной антропологии, характеризующее состояние защищенности социальных сил субъекта общественной жизни, социальных интересов личности, социальных групп, общества, государства, социального института. Социальная безопасность подразумевает стратегию прогрессивного развития общества и человека, защищенность интересов и потребностей личности, социальных слоев общества на основе принципов гуманизма и социальной справедливости, естественной логики социально-исторического развития социума, формирования и эволюции первичных социальных отношений владения и т.п.

Социальная безопасность – это показатель, характеризующий уровень социальной защищенности граждан того или иного государства, составная часть государственной и национальной безопасности.

Социальную безопасность граждан можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В первом случае социальная безопасность определяется совокупностью прав и свобод, обеспечивающих основные материальные интересы граждан. Однако такой подход явно недостаточен, так как интересы человека и его потребности в цивилизованном мире не ограничиваются лишь материальной сферой. В широком смысле слова социальная безопасность граждан определяется не только традиционными, но и новыми материальными требованиями и духовными потребностями . Имеется в виду весь спектр человеческих ценностей, прав и свобод, в том числе учитываются законные интересы личности, охрана безопасности, имущества и достоинства граждан.

Социальная безопасность граждан тесно связана также с гуманитарным сотрудничеством, которое предполагает взаимодействие государств мирового сообщества по большому кругу вопросов, относящихся к гражданским, политическим, социально-экономическим, культурным правам и свободам человека, получивших в совокупности название «человеческое измерение».

В понятие «социальная безопасность» в широком смысле слова входит также наличие таких прав, как равенство граждан перед законом, право на свой язык и культуру, на свободу слова и совести, на передвижение и неприкосновенность личности. Все эти многочисленные аспекты социальной безопасности в совокупности получили название «общественное здоровье населения» или нации в целом.

2. Субъекты и объекты социальной безопасности, ее угрозы, критерии и показатели ее оценки.

Объектом социальной безопасности в общем виде является личность, ее гарантированные права и свободы в социальной сфере жизнедеятельности общества: право на жизнь; на труд, его оплату; на бесплатное лечение и образование; доступный отдых; гарантированную социальную защиту со стороны государства и т.д. Объекты и субъекты социальной безопасности могут меняться по мере изменения условий развития общества.

Поэтому существуют не только общие, но и приоритетные объекты социальной безопасности, т.е. такие социальные группы и общности, которые в определенных социально-экономических условиях являются наиболее ущемленными и нуждающимися в социальной защите и усилении степени безопасности.

Субъектами социальной безопасности могут выступать граждане страны, государство в лице законодательной, исполнительной или судебной властей, органы местного самоуправления, члены общества и их субъекты представители в лице партий и других общественных организаций и движений.

Обеспечение социальной безопасности подразумевает минимизацию или ликвидацию угроз социальной стабильности на всех уровнях. Социальные угрозы появляются под воздействием противоречий, являющихся результатом столкновений интересов участников общественных отношений.

Выделяют следующие группы угроз социальной безопасности:

  • угрозы, порожденные недостатками и ошибками в политике и действиях государственных и политических лидеров, властных институтов;
  • угрозы, связанные с национальными противоречиями, конфликтами интересов центра и региона страны, нарушением прав, свобод и законных интересов граждан какой-либо национальности, межконфессиональными и межэтническими конфликтами;
  • угрозы, обусловленные политическим экстремизмом и терроризмом;
  • угрозы, вызванные нарушением законных прав, свобод и интересов личности и неспособностью государства их защитить.

Социальная безопасность должна обеспечивать законные интересы, права и свободы личности, а также поддерживать многие другие положительные социальные явления, поэтому для оценки ее эффективности существуют определенные общие критерии:

  • демографическая ситуация и охрана здоровья;
  • трудозанятость, квалификация работников;
  • уровень образования;
  • уровень и качество жизни;
  • жилищно-бытовая обеспеченность;
  • доступ к информации и ценностям культуры;
  • состояние охраны материнства и детства;
  • уровень социального обслуживания;
  • состояние охраны окружающей среды;
  • личная безопасность и неприкосновенность.

Важной проблемой в оценке социальной безопасности является не только выделение критериев, но и более конкретных ее показателей. В качестве главных характеристик состояния национальной безопасности, которые служат для оценки ее состояния в «Стратегии национальной безопасности РФ до2020 года» указаны:

— уровень безработицы;

— децильный коэффициент;

— уровень роста потребительских цен;

— уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от ВВП;

— уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от ВВП и пр.

По данным опубликованного на сайте Минэкономразвития итогового мониторинга «Об итогах социально-экономичекого развития Российской Федерации в 2009 году», дифференциация населения РФ по уровню доходов в 2009 году несколько снизилась и составила 16,7 раза против 16,8 в 2008 году. Таким образом, в России сохраняется катастрофический разрыв в доходах богатых и бедных.

Как сообщает Национальное статистическое управление, уровень сентябрьской инфляции 2011 года составил 4,3% в годовом исчислении, в то время как соответствующий августовский показатель составил 5,3%. Базовая инфляция – рост цен без учета изменения стоимости продовольствия и топлива, а также сезонных и конъюнктурных явлений – составила 3,9% по сравнению с сентябрем 2010 года. Это на 0,2% меньше августовского показателя. Уровень базовой инфляции составил по сравнению с августом 0,1% . В то время как темпы роста потребительских цен в еврозоне около 2,7% в годовом выражении, о чем свидетельствуют предварительные данные Статистического управления Европейского Союза.

Учитывая относительность этих данных и невозможность получения абсолютно достоверной информации, можно сделать вывод, что социальная безопасность России находится на совершенно ином уровне по сравнению с развитыми странами, на более низком уровне.

3.Социальная безопасность и социальная политика государства.

С социальной безопасностью тесно связаны понятия социальной сферы и социальной защиты населения. Социальная защита населения, социальное обслуживание и обеспечение являются частью социальной политики государства, которая определяет социальную безопасность в обществе. Иными словами социальная политика представляет собой орудие обеспечения социальной безопасности, поэтому структуру социальной безопасности целесообразно рассматривать, учитывая функционирование учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты в рамках социального государства, социальной политики и социальной работы.

Социальная политика — система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встает вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

— обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

— создание условий для функционирования семьи, как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

— обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

— обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 Г. № 195, ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178, ФЗ «О социальной защите инвалидов 1995 г. № 181 и др. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государство, особенно нашего, так как в Конституции РФ определяется как социальное государство. Среди первоочередных целей социальной политики выделяются ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов (социальных нормативов); законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета; введение налогового кодекса. В переходной экономике существенно возрастает роль регионов в социальной политике. Принцип социальной справедливости предполагает выравнивание регионов по уровню социального развития. Необходима разработка региональных программ занятости, социальной защиты, поддержки предпринимательства. Наличие таких программ позволит сосредоточить средства на реализации важнейших социальных приоритетов.

УДК 316.4

ХАЗИЕВ И.Х. Понятие социальной безопасности: логико-методологический анализ

Акцентирована актуальность проблемы исследования социальной безопасности, связанная с необходимостью преодоления искаженных представлений о данном феномене, его нормативно-правовой неопределенностью и, как следствие, ограниченным применением в управленческой практике. Рассмотрены три ступени логического развития понятия «безопасность»: безопасность — отсутствие опасности; безопасность — защищенность от опасности; безопасность — обеспечение защищенности от опасности. Дана сравнительная характеристика трех концептуальных подходов к выделению и характеристике особенностей социальной безопасности: объектный (в зависимости от объекта безопасности), факторный (в зависимости от источника безопасности), функциональный (в зависимости от характера безопасности). Раскрыто соотношение понятий «социальная безопасность», «национальная безопасность», «безопасность личности».

Ключевые слова: социальная безопасность, социальная защищенность, социальная опасность, социальная угроза, национальная безопасность, безопасность личности.

Термин «социальная безопасность» получил широкое распространение в современном научном и политическом дискурсе по вопросам защищенности и защиты человека от разного рода угроз.

В течение длительного времени безопасность понималась узко, исключительно как защита государства от угрозы извне. Она рассматривалась преимущественно в политическом или военном аспекте. Вопросы безопасности входили в компетенцию Комитета государственной безопасности и военных ведомств. В настоящее время в науке и политике преодолен узкий и упрощенный взгляд на безопасность. Существует более или менее общепризнанная концепция того, что безопасность человека и общества имеет помимо военной политическую, экономическую, социальную, экологическую, научно-техническую, информационную и другие составляющие. В этом категориально-понятийном ряду социальная безопасность актуализируется тем обстоятельством, что ее меры направлены непосредственно на человека, защиту его насущных материальных, духовных и других жизненных интересов1.

Вместе с тем сущность социальной безопасности, по мнению многих исследователей, остается нераскрытой2.

Цель данной статьи — провести логико-методологический анализ понятия социальной безопасности и попытаться частично восполнить пробел в его теоретической интерпретации. При этом логический анализ предусматривает определение социальной безопасности в его соотношении с другими родственными понятиями: «безопасность», «национальная безопасность» и т.п.; методологический анализ предполагает раскрытие эвристического потенциала «социальной безопасности», его значения для исследования социальной действительности. Эти аспекты научного анализа взаимосвязаны и переходят друг в друга, что не мешает им сохранять относительную автономность в постановке и решении исследовательских задач: логический анализ направлен больше «извне», т.е. со стороны других понятий, методологический анализ — «изнутри», т.е. со стороны раскрытия имманентного содержания исследуемого понятия.

Актуальность цели исследования связана по меньшей мере с тремя обстоятельствами.

Во-первых, она связана с распространением искаженных представлений о социальной безопасности, точнее сказать, с необходимостью их преодоления. Некоторые исследователи считают, к примеру, что это понятие отражает в комплексе все виды безопасности (экономическую, политическую, экологическую и другие) и равнозначно понятию «национальная безопасность», поэтому нет смысла в его употреблении3. Другие придерживаются мнения, что выделение социальной безопасности невозможно или крайне затруднено, так как собственно социальные процессы почти невозможно отделить от экономических, политических и духовно-нравственных, а значит, лучше употреблять понятия «социально-экономическая», «социально-политическая» и так далее безопасность.

Во-вторых, в научной литературе акцентируется нормативно-правовая неопределенность понятий «безопасность», «социальная безопасность»4. Как утверждает В.Н. Лексин, понятие «безопасность», активно используемое в российских нормативных актах, представлено словесными конструкциями, практически не переводимыми на язык управления. Он указывает, в частности, на один из первых законов постсоветской России («О безопасности»)5, в котором под «безопасностью» понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Она (безопасность) достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. «Нетрудно видеть, — отмечает В.Н. Лексин, — что эта дефиниция предполагает наличие столь же нормативно закрепленных понятий «жизненно важные интересы» (чем, в частности, они отличаются от «прав и свобод»?), «внутренние и внешние угрозы», меры, «адекватные угрозам», «единая политика» и т. п., чего ни один нормативный акт не содержит и содержать не может».

В-третьих, содержательная и нормативно-правовая неопределенность понятия «социальная безопасность» препятствует его более широкому, нежели сейчас, введению

в контекст управленческой практики. Потребность же в таком введении очевидна, поскольку участившаяся артикуляция социальной безопасности отражает наличие острых социальных пробелов, требующих разрешения, эффективного управленческого воздействия.

Приступая непосредственно к уточнению понятия «безопасность», отметим, что основные точки зрения на этот счет заключаются в следующем: согласно первой точке зрения, безопасность есть отсутствие какой-либо опасности; согласно второй точке зрения, безопасность — это защищенность от угроз.

Дословно безопасность означает отсутствие опасности. Однако «в реальном окружающем мире не существует «ситуаций без опасности»: где бы мы ни находились, хоть что-нибудь угрожает нам. Иными словами, при рассмотрении безопасности как отсутствия опасности она сводится к чему-то несуществующему. «Безопасность обозначает качественно сложное явление, смысл которого не исчерпывается отрицанием опасностей… Категория безопасности охватывает различные аспекты, среди которых выделяется способность к выживанию, т.е. способность к сохранению своего существования и продолжению жизнедеятельности»6.

Поскольку в мире не существует «ситуаций без опасности» и сама мера опасности оказывается различной для человека, то вводится понятие социально приемлемого риска как меры допустимой опасности. Концепция приемлемого риска позволяет разрешить противоречие между пользой и вероятной опасностью. Для полной и объективной оценки опасности необходимо учитывать риск для общества в целом и его отдельных членов. Затраты на мероприятия по обеспечению безопасности зависят от приемлемости источников риска неблагоприятных последствий. В идеальном случае уровень приемлемого риска должен соответствовать условию равновесия между риском и пользой от этого вида деятельности.

Как утверждает бывший руководитель МЧС России и нынешний министр обороны С.К. Шойгу, переход России в своей деятельности по обеспечению безопасности к политике «приемлемого» риска требует

коренного изменения всей исполнительной и законодательной системы управления безопасностью: установка на «реагировать и выправлять» заменяется концепцией «предвидеть и предупреждать». Переход от принципа «абсолютной» безопасности или «нулевого» риска к принципу «приемлемого» риска — это качественно новый шаг не только в данной области. Он определил направление дальнейшего развития всей социально-экономической системы нашей страны. Сегодня таким показателям безопасности, как здоровье населения и качество окружающей среды, отводится роль «индикатора» устойчивого развития страны, а процессу обеспечения безопасности

— роль механизма управления7.

Что касается второго подхода — описания безопасности через защищенность, то уязвимость такого описания состоит в игнорировании средств, способов уменьшения и ослабления опасностей, их предупреждения и устранения.

Указанные подходы к описанию (определению) безопасности — через «отсутствие опасности» и через «защищенность»

— не исключают друг друга, а представляют собой две ступени логического развития понятия «безопасность». Первая ступень — «отсутствие опасности», вторая ступень — то же отсутствие опасности, но достигаемое в результате определенных действий. Защищенность — это отсутствие опасности, достигаемое посредством целенаправленных действий. Отсутствие опасности — та же защищенность, но появляющаяся естественным путем.

Возможна и третья — более содержательная — ступень определения безопасности, предусматривающая не просто защищенность объекта, а обеспечение этой защищенности. Исходя из этого, можно определить безопасность как обеспечение защищенности объекта от внешних и внутренних угроз.

Таким образом, выделяются три ступени логического развития понятия «безопасность»:

— безопасность — отсутствие опасности (угрозы);

— безопасность — защищенность от опасности (угрозы);

— безопасность — обеспечение защищенности от опасности (угрозы).

По мере продвижения от одной ступени к другой происходит усиление «активной составляющей» в содержании понятия «безопасность». От удельного веса этой «составляющей» зависит в свою очередь частота употребления одного из трех значений «безопасности».

Продолжая логический анализ «безопасности» как родового понятия, обратим внимание на три различных подхода к выделению и формулированию ее видовых особенностей.

Первый подход — объектный, при котором основанием для выделения видов безопасности является ее объект; например, безопасность дорожного движения, безопасность товара и т.п.

Второй подход — факторный, при котором основанием для выделения видов безопасности выступают соответствующие угрозы, от которых нужно защититься, например радиационная безопасность, пожарная безопасность, военная безопасность и т.п. В обозначении отдельных видов безопасности совмещаются оба подхода. Так, например, экологическая безопасность выражает, с одной стороны, отсутствие опасности для среды обитания человека (объектный подход), с другой стороны, отсутствие опасностей для человека, проистекающих из естественной среды обитания (факторный подход).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий подход — функциональный. Основанием для выделения видов безопасности служит соответствующий аспект функционирования ее объекта, например экономическая безопасность, духовная безопасность и т.п. В этом понятийном ряду следует рассматривать и социальную безопасность.

Переходя к самому главному вопросу рассматриваемой статьи — определению специфики социальной безопасности, заметим, что эта специфика раскрывается опять же посредством объектного, факторного и функционального подходов как по отдельности, так и в совокупности.

Объектный подход к интерпретации безопасности, включая ее социальную разновидность, акцентирует внимание на безопасности кого или чего. При этом объектами социальной безопасности являются сами люди — личность, социальная общность, общество.

Факторный подход к исследованию социальной безопасности акцентирует внимание на защищенности людей от специфических угроз, связанных с их собственной деятельностью. Он акцентирует внимание на безопасности от кого или от чего. При этом содержание социальной безопасности рассматривается каксостояние защищенности личности (общности, общества) не только от внешних, но и от внутренних угроз, связанных непосредственно с жизнедеятельностью человека.

Еще один — функциональный — подход к определению социальной безопасности акцентирует внимание на том, в чем именно заключается безопасность и защищенность социального объекта от угроз. Заметим в этой связи, что отчасти правы те авторы, которые редуцируют социальную безопасность до социально-экономической, социально-политической и т.п. Социальная безопасность, действительно, проявляется в социально-экономической, социально-политической и т.п. форме. Но она не сводится к этой форме, ее функциональная специфика состоит в том, что она выражает одну из базовых потребностей. Социально-политическая и социально-экономическая безопасность обретают качество социальной безопасности, если она затрагивает потребность в безопасности, удовлетворение этой потребности. В ином случае эти виды безопасности относятся к защищенности соответствующих видов человеческой деятельности — социально-политической и т.п. Человека, разумеется, трудно отделить от того или иного вида его деятельности, но возможно. Виды его деятельности взаимозаменяемы, тогда как ему самому потребности в безопасности замены нет.

Таким образом, специфика социальной безопасности заключается, во-первых, в ее объекте (общество, общность, личность), во-вторых, в источнике угрозы (жизнедеятельность человека), в-третьих, в интегральном характере.

С целью более содержательного и развернутого определения специфики социальной безопасности отметим следующее.

Во-первых, социальная безопасность представляет собой интегральное понятие, обозначающее эффективное функционирование социальной сферы, предотвращение

деструктивных явлений’ и процессов, сохранение и развитие условий, средств и способов социализации человека, обеспечение его образа жизни, благосостояния, соблюдение неотъемлемых прав и свобод, духовно-нравственных ценностей.

Во-вторых, социальная безопасность обладает «двойственной» природой. С одной стороны, она является объектом, то есть представляет собой личность, общность, общество, которые нуждаются в благоприятном воздействии внешней среды для их устойчивого развития. С другой — эта социальная система обладает особыми, «человеческими» качествами, такими как разум, воля, целеполагание, которые служат потенциалом для защиты личности от внешних и внутренних опасностей. В данном случае эта система выступает как субъект. При этом исследование феномена социальной безопасности показывает явное преобладание интереса исследователей к системе социальной безопасности как к объекту. Обозначенная проблема практически не раскрыта с точки зрения субъекта социальной безопасности. В некоторых работах лишь обозначена проблема субъекта в системе социальной безопасности8.

В-третьих, безопасность — сложное социальное явление, противоречивым образом отражающее отношения различных социальных субъектов. Нередко одни из них стремятся обеспечить свою безопасность за счет других либо в своей деятельности не принимают во внимание интересы иных социальных групп и их потребность в безопасности. Речь в таком случае следует вести о своеобразном «социальном эгоизме», который если и был относительно терпим в предшествующие эпохи, то в эпоху нарастающей глобализации сам начинает представлять собой серьезную угрозу.

Таким образом, специфика угроз, актуализирующих проблему социальной безопасности, заключается в том, что они исходят непосредственно от самого человека, его деятельности или, напротив, бездеятельности. В этой связи обратим внимание на один важный момент. В существующих определениях социальной безопасности акцентируется ее объектная составляющая. Причем этот подход был закреплен в свое время в «Концепции национальной

безопасности России», где правомерно утверждалось, что безопасность — это система защиты индивида, общества и государства, но не отмечалось, что индивид, общество и государство могут быть одновременно и угрозами по отношению друг к другу. Система защиты как бы отделялась от субъектов безопасности, тогда как в действительности безопасность заложена в существующих отношениях вместе с субъектами этих отношений. А коли это так, то безопасность — это не состояние защищенности, а общественные отношения, не позволяющие индивидам и государству осуществлять опасные действия. Поэтому государство как носитель особых отношений не позволяет индивидам осуществлять опасные действия в отношении самого себя, индивид не позволяет осуществлять государству опасных действий как в отношении себя, так и в отношении других индивидов. С обществом происходит то же самое. Разрушение отношений внутри общества равносильно его гибели9.

В-четвертых, социальная безопасность и частные виды безопасности — социально-экономическая, социально-бытовая и т.п. — не разделены китайской стеной. Более того, они переходят друг в друга. Экономическая безопасность, затрагивая базовую потребность человека в защищенности, становится социальной, и, наоборот, социальная безопасность может стать сугубо экономической, потеряв связь с базовой человеческой потребностью.

В-пятых, многоуровневый и многоаспектный характер социальной безопасности находит отражение в ее многочисленных и различающихся определениях:

— социальная безопасность — это вся совокупность условий, необходимых для жизни как отдельных индивидов, так и всех политических, экономических и социальных структур10;

— социальная безопасность — это форма отношений, которые покоятся на частной собственности, конкуренции, социальной дифференциации и конфликте11;

— социальная безопасность есть совокупность всех видов защитных средств социальной жизнедеятельности, обусловленная не только структурой социальной организации,особенностями ее функционирования, но и политической, правовой,

экологической ситуацией, наличием в ней материальных и интеллектуальных ресурсов12.

В-шестых, социальная безопасность отражает и воспроизводит особенности обществ, различающихся между собой по динамике и последствиям происходящих в них трансформационных процессов. Очевидно, что стабильные социальные системы по характеру угроз и степени опасности, исходящей из внешней среды и внутренних источников, существенно отличаются от социальных систем, переживающих кризис13.

Важные аспекты социальной безопасности выделены в работах В.Н. Лексина14. Считаем целесообразным привести их здесь в сокращенном виде.

1. Безопасность есть лишь одна из многих характеристик объекта безопасности, которая не может доминировать над остальными, снижая их функциональное значение (например, техническое обеспечение безопасности подводной лодки не должно превращать ее из средства нападения в объект необнаружения); стремление к безопасности не должно сводить к минимуму все остальное.

2. В реальности обеспечить полную безопасность чего бы то ни было невозможно; любые решения о безопасности (технические, ресурсные, организационные, кадровые и иные) уместны лишь для определенного интервала воздействий (не обязательно внешних) на объект безопасности.

3. Режим безопасности преследует не консервацию функционирования объекта в любых условиях, а лишь сохранение главных, имманентных его свойств; безопасность может быть обеспечена потерей чего-то во имя сохранения целого (я называю это «принципом ящерицы»).

4. Социальный прогресс не только не устраняет опасности, но и не уменьшает их количество. Скорее, можно обнаружить обратную зависимость: рост технического могущества человека, увеличение его власти над силами природы неизбежно влекут за собой и увеличение источников опасности, рост масштабов исходящих от них угроз.

5. Безопасность требует определенньхуси-лий и существенных трансформаций ранее «беспечного» объекта; вспомним, например, об особых правилах поведения людей и бизнеса в период массовых эпидемий или эпизоотии.

Завершая логико-методологический анализ понятия социальной безопасности, обратимся к его соотношению с понятиями национальная безопасность и безопасность личности. С объектной точки зрения социальная безопасность шире национальной безопасности, поскольку предусматривает защиту жизненно важных интересов не только общества в целом (государства), но и личности, социальных общностей. Можно сказать: национальная безопасность -это социальная безопасность общества (государства). Вместе с тем с факторной и функциональной точекзрения понятия «национальная безопасность» и «социальная безопасность» оказываются в положении частичного совпадения. Не всякая угроза для социальной безопасности может иметь общенациональный характер. И, наоборот, не всякая угроза для национальной безопасности, скажем, связанная со стихийными бедствиями и природными катаклизмами, может быть отнесена к социальной угрозе и, соответственно, к социальной безопасности.

Теперь о безопасности личности. В научной литературе15 проводится различие между социальной безопасностью (то есть устранением и предотвращением угроз для нормального функционирования социального целого) и безопасностью личности (соответственно, устранением и предотвращением угроз существованию индивида), хотя оточевидно, что эти виды безопасности неразрывно связаны друг с другом, и различие между ними носит условный характер. Любая социальная опасность прямым или косвенным образом отражается на существовании личности, и наоборот.

С нашей точки зрения, безопасность личности — это социальная безопасность применительно к отдельной личности, ее защищенность от социальных угроз.

Таким образом, логико-методологический анализ понятия социальной безопасности актуализирован необходимостью, во-первых, преодоления его упрощенного (и тем самым неверного) толкования, во-вторых, устранения его нормативно-правовой неопределенности, в-третьих, более широкого включения в контекст управленческой теории и практики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выделяются три ступени логического развития понятия «безопасность»: 1) безопасность — отсутствие опасности; 2) безопасность — защищенность от опасности; 3) безопасность — обеспечение защищенности от опасности.

Возможны три подхода к определению видовых различий понятия «безопасность»: объектный (основание выделения — объект безопасности), факторный (основание — источник угрозы для объекта безопасности), функциональный (основание -характер угрозы для объекта безопасности). Социальная безопасность отличается от других видов безопасности своим объектом (общество, социальная общность, личность), источником угроз (жизнедеятельность человека), интегральным характером угроз. Обосновано положение о взаимопереходе социальной безопасности и частных видов безопасности. Выделены также существенные признаки социальной безопасности:

— детерминированность характером (структурно-функциональным и динамическим) социальных процессов, происходящих в различных обществах;

— двойственный объектно-субъектный характер;

— возможность проявления социального эгоизма в процессе обеспечения социальной безопасности;

— проявление социальной безопасности как одной из функциональных характеристик социального объекта наряду с его другими характеристиками;

— невозможность обеспечения полной социальной безопасности;

— отсутствие прямой связи между социальным прогрессом и масштабом социальных угроз;

— необходимость приложения соответствующих усилий для обеспечения социальной безопасности.

СОЦИОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ

3 Пугин В.Б. К вопросу о концептуализации понятия «социальная безопасность» // Мир и человек в философии и искусстве. Архангельск, 2001.

5 О безопасности. Федеральный закон РФ от 5.03.1992 г. № 2446-ФЗ.

6 Лексин В.Н. Указ.соч.

7 Шойгу С.К. От абсолютной безопасности к приемлемому риску // Экология и жизнь. 2000. № 3.

8 Пугин В.Б. Социальная безопасность личности: региональный аспект: автореф. дис. … канд. философ. наук. Архангельск, 2003.

10 Рац С.В.. Указ. соч.

13 Пугин В.Б. Социальная безопасность личности: региональный аспект: автореф. дис. . канд. философ. наук. Архангельск, 2003.

Социальная сфера жизнедеятельности человека наполнена массой острых, порой трудноразрешимых противоречий и катаклизмов, которые в настоящее время приобретают глобальный характер. Изучение социальных аспектов безопасности, чрезвычайных ситуаций социального характера, способов их предотвращения, локализации и ликвидации — одна из актуальных задач образования, призванного сегодня не только дать знания в области обеспечения безопасности, но и способствовать формированию одной из наиболее важных компетенций — предвидеть социальные опасности и, по возможности, избегать их.

Социальная безопасность представляется как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз социального характера.

Учитывая тот факт, что опасности и угрозы всегда указывают на взаимодействие двух сторон — субъекта (который является источником и носителем опасности) и объекта (на который направлена опасность или угроза), следует отметить, что в данном случае все компоненты социума (личность, группа людей, общество и государство) могут одновременно выступать и субъектом, и объектом социальных опасностей и угроз, в зависимости от процессов, происходящих в обществе.

Обеспечение качества и уровня жизни всех компонентов социума является неотъемлемой частью социальной политики, а обеспечение их безопасности относится к социальной безопасности — части национальной безопасности.

О социальной безопасности можно говорить в широком и узком смысле. В широком смысле социальную безопасность можно рассматривать как комплексное обеспечение социальной безопасности всех сфер жизнедеятельности. В узком смысле речь идет о защите самого социума (личности, общества) от социальных опасностей и угроз.

Социальные опасности и угрозы всегда являются результатом имеющихся в самом обществе противоречий, спровоцированных различными факторами. Сами же опасности и угрозы социального характера весьма многочисленны: узаконенные формы насилия (войны, вооруженные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, репрессии и пр.), криминал (бандитизм, воровство, шарлатанство, мошенничество и пр.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое равновесие человека (алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты), суициды (самоубийства) и пр., способные нанести ущерб здоровью и жизни человека .

Следствием длительного влияния на общество и отдельно взятых людей социальных опасностей и угроз являются:

  • • низкая продолжительность жизни;
  • • высокий уровень бедности;
  • • неоправданно высокая социальная дифференциация населения;
  • • региональная диспропорция в качестве жизни;
  • • снижение качества образования, здравоохранения, общего духовного и культурного уровня жизни;
  • • демографическая проблема и др.

Все это позволяет рассматривать социальную безопасность в двух аспектах: образовательном и научном.

Образовательный аспект позволяет определить социальную безопасность как раздел учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и как область предметных знаний, изучающие социальные опасности, угрожающие каждому человеку, его сообществам, и разрабатывающие соответствующие способы защиты от них.

Научный аспект позволяет определить социальную безопасность как состояние защищенности социальных интересов личности, общества и государства от социальных опасностей и угроз и как жизненную потребность человека.

Социальная безопасность определяется:

  • • безопасностью жизни населения (предотвращение насилия, преступлений против личности и собственности, снижение рисков возможного ущерба от социальных опасностей и угроз);
  • • удовлетворенностью людьми своей жизнью (улучшение социального самочувствия, отсутствие кардинальных расхождений в представлениях о качестве жизни общества и власти);
  • • качеством факторов окружающий среды (экологическая устойчивость, снижение рисков и возможного ущерба от природных и техногенных катастроф);
  • • экономической стабильностью (наличие рабочих мест, стабильность в экономике, обозримая перспектива экономического развития государства);
  • • качеством социальной инфраструктуры (ее развитие, доступность качественных социальных услуг широким слоям населения);
  • • уровнем жизни населения (реальные доходы, обеспечение жильем и социальными программами, направленными на развитии социальной инфраструктуры, преодоление бедности и обеспечение допустимого уровня социально-экономического неравенства).

Исторический опыт человечества свидетельствует о том, что пренебрежение социальными опасностями и угрозами, их игнорирование ведет к тому, что они становятся плохо управляемыми, перерастают в экстремальную стадию и превращаются в чрезвычайные ситуации социального характера. Чрезвычайная ситуация социального характера — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей .

Добавить комментарий