Понятие субъектов исполнительного производства

В процессе принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц принимают участие различные органы и лица. Они являются носителями определенных субъективных прав и обязанностей и вступают между собой в правовые отношения, т.

е. являются субъектами исполнительного производства.

Субъекты исполнительного производства — это граждане, организации и должностные лица, принимающие участие в процессе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц и реализующие свои полномочия.

Субъекты исполнительного производства выполняют различные функции в процессе принудительного исполнения юрисдикционных актов, занимают различное правовое положение в этом процессе, наделяются неодинаковым кругом прав и обязанностей:

одни (в силу закона) ^ обязаны совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения

(судебные приставы-исполнители);

другие ^ отстаивают свои гражданско-правовые интересы

(взыскатель и должник);

третьи ^ оказывают содействие органам принудительного исполнения в совершении исполнительных действий и применении принудительных мер

(например, переводчик, специалист);

четвертые ^ осуществляют судебный контроль за действиями и решениями должностных лиц службы судебных приставов

(напрмер, суд и т.д.)

В юридической литературе имеются различные подходы при классификации субъектов исполнительного производства.

Некоторые исследователи предлагают разделить субъекты правоотношений в исполнительном производстве на две группы:

1) основные участники исполнительного производства (взыскатель, должник, банк (кредитная организация), суд, судья, прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления); 2) лица, содействующие исполнению (работники полиции, розыскные и охранные организации, переводчики, специалисты, специализированные организации по реализации имущества должника).

Или классифицируют субъекты исполнительного производства в зависимости от целей и задач, которые они преследуют и решают:

• наделенные властными функциями, то есть органы исполнения (суд и судебный исполнитель);

• участвующие в исполнении (органы, организации и должностные лица);

• обязанные, согласно закону, содействовать судебному исполнителю (специалист,понятые и т.д.);

• удерживающие имущество должника на законных основаниях (третьи лица);

• имущественные права которых затрагиваются или нарушаются судебным исполнителем.

Существуют и другие предложения по классификации субъектов исполнительного производства.

Не оспаривая правомерность того или иного подхода в классификации субъектов исполнительного производства, следует отметить, что не всегда предлагаемые основания отражают существенные признаки этих субъектов, а поэтому зачастую носят субъективный характер.

Наиболее объективным основанием для классификации субъектов исполнительного производства являются функции, которые они призваны осуществлять в процессе принудительного исполнения юрисдикционных актов.

С учетом функций участников исполнительного производства можно разделить на следующие группы (см. схему 4):

1) органы принудительного исполнения в лице Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов. При этом заметим, что непосредственно функцию принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов и должностных лиц осуществляют судебные приставы-исполнители. Для этих органов принудительное исполнение юрисдиуционных актов является должностной обязанностью. Эти органы наделяются властными полномочиями. Они вправе принимать соответствующие решения, которые являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежать неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Лица, непосредственно осуществляющие функцию по принудительному исполнению, не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу, если имеются основания полагать, что они заинтересованы в исходе исполнительного производства;

2) органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц.

К этим субъектам относятся: Центральный банк России и его учреждения; коммерческие банки, финансовые органы, управления федерального казначейства; органы записи актов гражданского состояния; органы опеки и попечительства; учреждения по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; лица, выплачивающие должнику-граждани- ну заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.

Эти субъекты не являются органами принудительного исполнения, а поэтому не имеют властных полномочий, принадлежащих судебному приставу-исполнителю. Указанные субъекты исполняют не любые требования исполнительных документов, а только те, которые возложены на них федеральным законом. Так, банки и иные кредитные организации могут исполнять только исполнительные документы о взыскании денежных средств, находящихся у них на счетах или об их аресте (ст. 8 Закона об исполнительном производстве);

3) лица, которые в исполнительном производстве защищают свой материально-правовой интерес. Это стороны исполнительного производства, к которым относятся взыскатель и должник;

4) лица, содействующие исполнительному производству, — переводчик, специалист, понятые, сотрудники полиции, специализированные организации, хранители арестованного имущества. Эти лица привлекаются к участию при совершении исполнительных действий и (или) применении принудительных мер исполнения в случаях, прямо предусмотренных в законе, или по усмотрению судебного пристава-исполнителя — в необходимых случаях для осуществления полного и достоверного проведения исполнительного действия;

5) суды общей юрисдикции и арбитражные суды, которые осуществляют многие процессуальные действия, связанные

с возникновением, развитием и прекращением исполнительного производства, а также выполняют судебный контроль за действиями и решениями должностных лиц службы судебных приставов.

Схема 4. Субъекты исполнительного производства

Далее будет подробно рассмотрено правовое положение названных выше субъектов исполнительного производства.

Содержание

Субъекты исполнительного производства

В качестве субъекта исполнительного производства может выступать гражданин, юридическое лицо, должностное лицо, орган государственной или местной власти, Российская федерация и ее субъекты, муниципальный образовательный орган, принимающий участие в исполнительном производстве.

Замечание 1

Формулировка «субъект исполнительного производства» относится к доктринальной, поскольку законодателями используется формулировка «лицо, участвующее в исполнительном производстве».

К лицам, участвующим в исполнительном производстве относятся:

  • взыскатели и должники в исполнительном производстве;
  • лица, непосредственно исполняющие требования исполнительного документа;
  • лица, содействующие выполнению вышеуказанных требований (понятые переводчики, лица, ответственные за охрану арестованного имущества и пр.).

Замечание 2

Стоит отметить, что использование в Законе об исполнительном производстве такой формулировки является не совсем корректным, поскольку в соответствии со ст. 34 Гражданско-процессуального кодекса РФ смысловая нагрузка фразы «лица, участвующие в деле» указывают на юридически значимый интерес указанных лиц к исходу рассматриваемого дела. В этом законе под участвующими в процессе производства понимаются не только вышеуказанные лица, но и абсолютно все субъекты такого производства.

Классификация субъектов исполнительного производства

Существует множество различных классификаций субъектов в исполнительном производстве. Если рассматривать разделение, предложенное Д.Х. Валеевым, то субъекты в исполнительном производстве делятся на такие группы:

  • органы власти, которые осуществляют исполнение (судебные приставы);
  • лица, принимающие участие в исполнительном процессе (стороны исполнительного производства и их представители);
  • лица, оказывающие содействие в процессе производства (переводчики, понятые, лица, охраняющие имущество).

По предложению В.А. Гуреева и В.В. Гущина субъекты исполнительного производства нужно разделять на три основных вида:

  • лица, которые законодательно наделены рядом специальных властных полномочий, делегированных государством и относящихся к исполнительному производству (суды, прокуратура, органы, занимающиеся принудительным исполнением, разного рода кредитные организации и пр.);
  • лица, у которых есть прямая материальная заинтересованность в принудительном исполнении (взыскатели и должники);
  • лица, оказывающие содействие при исполнении законного требования, действия которых создают необходимые условия для реализации решений судов и других органов (понятые, переводчики и другие специалисты).

Исходя из опыта классификации деление субъектов исполнительного производства на основе одного критерия видится невозможным, поскольку требует применения комбинированных критериев. К тому же стоит отметить, что исполнительное производство довольно разнообразно и разнородно. В следствие этого существует множество разнообразных субъектов исполнительного производства с различными правовыми статусами. Именно поэтому введение классификации ради самой классификации не имеет смысла. Во время классификации субъекты не просто должны быть поделены на виды исходя из теоретического рассмотрения, но и облегчать практические задачи применения и толкования законодательных норм, касающихся исполнительного производства, разъяснять особенности правовых статусов различных субъектов.

На основе вышеизложенного предлагается с целью практического изучения и применения проводить разделение субъектов исполнительного производства на такие виды:

  • органы и должностные лица, выдающие исполнительные документы;
  • суды;
  • органы, реализующие принудительное исполнение;
  • лица с законодательно предоставленными полномочиями, которые непосредственно исполняют требования исполнительного документа;
  • лица, которые принимают участие в исполнительном производстве;
  • лица, оказывающие содействие в исполнительном производстве.

В первую очередь такая классификация соответствует привычной классификации субъектов в гражданском процессе и к тому же в ней присутствует совокупность двух важнейших критериев: специальные публичные полномочия по принудительному исполнению и юридически значимая заинтересованность в реализации принудительного исполнения.

Перед рассмотрением отдельных групп субъектов исполнительного производства рассмотрим условия, соблюдение которых делает лицо субъектом исполнительного производства. Если брать за основу гражданский процесс, то к таким условиям относятся:

  • существование норм права, дающих возможность указанному лицу принимать участие в производстве;
  • факт совершения лицом действий (бездействия), или других обстоятельств, в результате которых, согласно закону, лицо вступает в производство и приобретает определенный правовой статус;
  • факт наличия правосубъектности.

Два первых условия напрямую исходят из существующего в исполнительном производстве принципа, именуемого – принцип формализма. В соответствии с этим принципом для участия в исполнительном производстве лицо должно приобрести обусловленный законом правовой статус в результате наступления предусмотренных законом обстоятельств.

Пример 1

Взыскатель предъявляет к исполнению исполнительный документ, в следствии чего приставом-исполнителем выносится постановление о проведении оценки и т.д.

К тому же одно лицо в процессе одного и того же производства не может приобретать более чем один статус.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Правосубъектность в исполнительном производстве

Третье условие нуждается в особом обсуждении. С точки зрения Н.А. Чеминой гражданская процессуальная правосубъектность – это признанная правовыми нормами возможность владеть и осуществлять набор гражданских процессуальных прав и обязанностей. Гражданская процессуальная правосубъектность для всех участников процесса определена законом исходя из задач и интересов, выполняемых и преследуемых при участии в процессе. С точки зрения В.В, Яркова правосубъектность в исполнительном производстве основана на праве и дееспособности субъектов производства.

«Правосубъектность» не относится к традиционным терминам законодательной и юридической литературы. Принято использовать понятия «правоспособность» и «дееспособность». Ст. 36 Гражданского процессуального кодекса выделяет гражданскую процессуальную правоспособность как законодательно установленную возможность приобретать права и обязанности в процессе гражданского судопроизводства. Все граждане, достигшие возраста 18-ти лет, и организации, обладающие согласно положениям закона правом судебной защиты своих прав, свобод и законных интересов имеют закрепленную в равной мере гражданскую процессуальную правоспособность.

В отношении исполнительного производства на законодательном уровне отсутствуют понятия правоспособность и дееспособность. При этом Законом об исполнительном производстве предусмотрен порядок и условия, на которых стороны и их представители принимают участие в исполнительном производстве, включая несовершеннолетних. Согласно Закону, как взыскатель в процессе исполнительного производства может выступать любое лицо, являющееся субъектом права. В случае с исполнительным производством рассматривать особую правоспособность сторон не приходится.

Исходя из того, что исполнительное производство выступает в качестве одной из стадий в развитии правоотношений, возникающих на основе норм разных правовых отраслей, то Закон об исполнительном производстве определяет право и дееспособность взыскателей и должников, не исходя из особых правил, а соответственно норм законодательства, которые послужили основанием для выдачи соответственного исполнительного документа. Так в качестве взыскателей в процессе исполнительного производства могут выступать те лица, которые в соответствии с процессуальным законодательством могут выступать в качестве истцов в судах, взыскателями на основании удостоверений, выданных комиссией, рассматривающей трудовые споры и т.д. На самом деле, любое лицо, обладающее субъективными правами, должно иметь возможности для их защиты. В таком случае любая норма, которая ограничивала бы право участия в исполнительном процессе лица, в пользу, или в отношении, которого выдан исполнительный документ, перечила бы нормам Конституции РФ.

Правоспособность в процессе исполнительного производства не наделена самостоятельным содержанием, которое бы отличалось от предусмотренного в иных отраслевых законах, послуживших основой для выдачи исполнительного документа. В исполнительном производстве лицо приобретает правоспособность в момент ее возникновения в соответственной отрасли.

Согласно положений № 229-ФЗ в процессе исполнительного производства права и обязанности несовершеннолетних (возраст до 14-ти лет) осуществляются их законными представителями. Осуществление своих прав в исполнительном процессе несовершеннолетними в возрасте 14-16 лет, выступающими в качестве взыскателей или должников происходит с письменного согласия или в присутствии законных представителей или представителей органов опеки и попечительства.

Осуществлять свои права в исполнительном процессе несовершеннолетние в возрасте 16-18 лет, выступающие в качестве взыскателей или должников должны самостоятельно. В таких случаях судебные приставы-исполнители имеют право привлекать к участию в процессе законных представителей несовершеннолетних или представителей органов опеки и попечительства.

Несовершеннолетние с полной дееспособностью осуществляют свои права и обязанности в процессе исполнительного производства самостоятельно. Статья 55 Закона предусматривает невозможность самостоятельного участия в исполнительном процессе недееспособных граждан и граждан с ограниченной дееспособностью. Представление интересов данной категории лиц осуществляется их законными представителями – родителями, усыновителями, опекунами или попечителями. Последние при этом обязаны предоставить документ, подтверждающий их статус.

Замечание 3

Ограниченная дееспособность здесь рассматривается не с процессуальной точки зрения, а с материально-правовой, то есть как соответствующая нормам гражданского законодательства.

Упомянутые нормы практически идентичны с положениями ст. 37 Гражданского процессуального кодекса. При этом положения ст. 51 № 229-ФЗ связывают право на самостоятельное участие в процессе исполнительного производства с понятием полной дееспособности. Однако определение понятия полной дееспособности остается до конца не понятным, поскольку самим Законом не установлены общие правила дееспособности субъекта в исполнительном производстве. Исходя из этого по аналогии следует применять положения ст. 37 Гражданского процессуального кодекса РФ, в которой процессуальная дееспособность закреплена в полном объеме за лицами, достигшими 18-ти летнего возраста и несовершеннолетними, вступившими в брак или объявленными полностью дееспособными. Такую же аналогию следует применять в процессе определения лиц, имеющих право выступать в качестве представителя стороны в исполнительном производстве.

Согласно положений ст. 51 Федерального закона № 229 процессуальная правоспособность и дееспособность не применима к правовому статусу лица, которое оказывает содействие в исполнительном производстве. Лица, относящиеся к содействующим в процессе исполнительного производства, не занимаются защитой своих прав или прав других субъектов, а по служебным или иным обязанностям помогают органам публичной власти совершать исполнительные действия и применять меры по принудительному исполнению. Исходя из этого, правоспособность таких лиц в других правовых отраслях не важна. Наряду с этим Законом об исполнительном производстве установлен ряд специальных требований к «содействующим» лицам.

Пример 2

В случае с переводчиками положениями Закона предусмотрена возможность его участия в качестве субъекта исполнительного производства исключительно при наличии правоспособности и дееспособности у последнего. Представьте ситуацию, в которой переводчика представляет законный представитель. Это противоречит самой сути назначения переводчика на процесс.

На основе вышеизложенных фактов делаем вывод о том, что имеет смысл рассматривать не процессуальные право- и дееспособность такого лица, а его правосубъектность, установленную положениями Закона об исполнительном производстве.

Еще раз отмечаем, что исполнительное производство не содержит в себе особых институтов правоспособности и дееспособности субъектов. Поэтому корректным будет использование определения «правосубъектность в исполнительном производстве», то есть законодательно установленная способность конкретных лиц, реализующих свои задачи и интересы, осуществлять определенный перечень прав и обязанностей.

По отношению к лицам, принимающим участие в процессе исполнительного производства (в первую очередь – сторон), отсутствуют законодательно закрепленные требования, касающиеся их правоспособности. Права и обязанности таких лиц определяются не положениями № 229-ФЗ, а законодательными нормами, на базе которых осуществляется защита их прав и интересов в исполнительном производстве. Что касается других субъектов в исполнительном производстве, то по отношению к ним общее правило исключает применение категорий правоспособность и дееспособность, поскольку они не защищают свои права и законные интересы. Предъявленные Законом требования к таким лицам объединяют в себе правоспособность и дееспособность, а значит по отношению к такой категории лиц следует употреблять понятие законодательно установленная правосубъектность.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Участники исполнительного производства

Дипломная работа

2010

Глава 2. Процессуальное положение и функции лиц, участвующих в исполнительном производстве

2.3 Возможность участия прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления

Список использованной литературы

Состав приведенного законодателем перечня лиц неоднороден, критерий отнесения к нему не определен. При этом содержание самого понятия «лица, участвующие в исполнительном производстве» не раскрыто.

Объектом дипломной работы является совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение участников исполнительного производства.

Целью данной дипломной работы является исследование и анализ правового положения участников исполнительного производства по действующему законодательству.

2) рассмотреть правовой статус лиц, участвующих в деле, как субъектов исполнительного производства;

5) исследовать возможность участия прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления в исполнительном производстве.

Структура работы соответствует целям и задачам, поставленным перед ней. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Все участники гражданского исполнительного права являются субъектами гражданских исполнительных правоотношений, возникающих в связи с его исполнением.

Понятие субъектов гражданского исполнительного права намного шире понятия субъектов исполнительного производства, поскольку в него включаются все участники по любому делу, которое принудительно исполняется.

— органы принудительного исполнения. К их числу автор относит службу судебных приставов и службу судебных приставов органов юстиции субъекта РФ;

— лица, наделенные властными функциями, т.е. органы исполнения — суд и судебный исполнитель;

— лица, которые по предписанию закона обязаны содействовать судебному исполнению;

— лица, имущественные права которых затрагиваются или нарушаются судебным исполнителем См.: Заворотько П.П. Процессуальные гарантии исполнения судебного решения. М., 1974. С. 188..

Лица, участвующие в исполнительном производстве. К их числу относятся стороны исполнительного производства — взыскатель и должник и их представители.

— властные органы, осуществляющие исполнение. К их числу относятся судебные приставы, а также суд (судья), другие участники исполнительного производства, принимающие участие в исполнительном производстве;

— лица, содействующие исполнению См.: Морозова И.Б. Исполнительное производство. М.: Городец, 1999. С. 62..

Д.А. Марданов в исследовании, посвященном системе субъектов исполнительного производства, предлагает классифицировать субъектов исполнительного на четыре группы:

3) органы и организации, исполняющие требования юрисдикционных органов;

По мнению Д.Х. Валеева, всех субъектов исполнительного производства можно разделить на три группы:

— лица, участвующие в исполнительном производстве;

2) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;

1.2 Лица, участвующие в деле, как субъекты исполнительного производства

Прежде всего, это иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов либо обеспечивающие исполнительные действия.

Данные органы, организации и лица не являются органами принудительного исполнения.

Понятие и виды субъектов исполнительного права

Определение круга субъектов исполнительного права и установление их четкого правового статуса является неотъемлемым элементом в изучении как собственно процесса исполнительного производства, так и отрасли исполнительного права в целом.

В теории права под субъектами права понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей.

Кроме того, необходимо различать такие понятия, как «субъект, права» и «субъект правоотношений». С одной стороны, конкретный субъект права (носитель прав и обязанностей) не может быть одновременно участником всех правоотношений, а с другой стороны — не все субъекты права вследствие известных законодательных ограничений их дееспособности могут быть субъектами правоотношений.

Переходя к рассмотрению субъектов исполнительного права, представляется возможным дать следующее их определение.

Субъектами исполнительного права признаются лица, наледи ленные в законодательном порядке специальными полномочиями в области исполнительного производства либо обладающие материальной заинтересованностью в осуществлении принудительного исполнения, или содействующие исполнению законных требований.

Исходя из сформулированного определения, всех субъектов исполнительного права целесообразно делить на три вида.

Причем особое место в рамках этого вида занимают субъекты, наделенные властными полномочиями. К ним относятся: органы принудительного исполнения, суды, прокуратура, некоторые государственные органы и органы местного самоуправления. Главным отличительным признаком указанных субъектов выступает властный характер их деятельности, благодаря чему и становится возможным принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Кроме перечисленных выше, к этому виду можно отнести так называемых субъектов делегированных полномочий — банки, иные кредитные организации, а также организации и иные лица, выплачивающие должнику периодические платежи. Специфика их правового статуса заключается в том, что несмотря на отсутствие у них собственно властных полномочий, они, тем не менее, принимают активное участие в принудительном исполнении вследствие наделения со стороны государства их особыми полномочиями в сфере исполнительного производства (наложение взыскания на денежные средства, находящиеся у них на счетах; удержание выплачивающихся должнику-гражданину периодических платежей).

Лица, обладающие материальной заинтересованностью в осуществлении принудительного исполнения.

К таким субъектам относятся стороны исполнительного производства — взыскатель и должник. Рассмотрение сторон исполнительного производства в качестве лиц, обладающих материальной заинтересованностью в осуществлении принудительного исполнения, обусловливается тем фактом, что взыскатель и должник — это всегда субъекты некоего материального (как правило, обязательственного) правоотношения, реализующие в процессе исполнительного производства свои материальные права и обязанности.

Лица, содействующие исполнению законных требований.

Эти субъекты своими действиями создают условия для принудительной реализации судебных актов, актов других органов и должностных лиц. В частности, к подобным субъектам можно отнести переводчиков, понятых, специалистов, лиц, которым судебным приставом-исполнителем передается под охрану или на хранение арестованное имущество, органы внутренних дел. Отличительной особенностью правового положения указанных лиц является отсутствие у них самостоятельного процессуального значения и подчиненная функция по ходу исполнительного производства.

Несмотря на существенные различия между правами и обязанностями перечисленных субъектов исполнительного права, можно выделить то общее, что их объединяет: деятельность указанных лиц так или иначе обеспечивает принудительное исполнение правоприменительных актов в рамках исполнительного производства. Выполняя свою законодательно установленную функцию в исполнительном производстве, каждый из данных субъектов способствует правильному и своевременному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Необходимой предпосылкой для участия судебного пристава-исполнителя, специалиста, понятого и переводчика в исполнительном производстве является их незаинтересованность, на обеспечение которой направлен институт отводов в исполнительном производстве. Согласно статье 63 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист не могут участвовать в исполнительном производстве и подлежат отводу, если они состоят в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинены или подконтрольны указанным лицам либо заинтересованы в исходе исполнительного производства.

При наличии оснований для отвода судебный пристав-исполнитель, переводчик, специалист обязаны заявить самоотвод. Если этого не происходит, то по тем же основаниям указанным лицам отвод может быть заявлен взыскателем или должником. Отвод должен быть мотивирован, изложен в письменной форме и заявлен до начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, за исключением случаев, когда о наличии оснований для отвода стало известно после начала совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя решается старшим судебным приставом в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе или о самоотводе, о чем выносится мотивированное постановление. В случае удовлетворения заявления об отводе или о самоотводе судебного пристава-исполнителя в постановлении указывается судебный пристав-исполнитель, которому передается исполнительное производство.

Если же речь идет об отводе переводчика, понятого или специалиста, то этот вопрос решается судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления заявления об отводе, о чем выносится мотивированное постановление.

Копии выносимых при этом постановлений не позднее дня, следующего за днем их вынесения, направляются лицу, заявившему отвод, а в случае удовлетворения заявления об отводе — также лицу, в отношении которого отвод удовлетворен.

Добавить комментарий