Понятие сущность права

Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

Раскрывая понятие права, необходимо обратиться к его признакам:

1) государственно-волевой характер, который характеризует право как выразителя государственной воли общества, которая обусловлена экономическими, национальными, духовными, природными и другими условиями его жизни;

2) нормативность. Право осуществляется как государственная воля в правовых предписаниях, которые проявляются в реальной жизни в виде системы официально признаваемых, действующих в государстве юридических норм;

3) взаимозависимость права и государства, которая обнаруживается как при применении мер государственного принуждения в определенных правом случаях, так и при создании гарантированности правовых норм государством;

4) общеобязательность – выражается в том, что все принятые в государстве правовые нормы направлены в адрес неопределенного количества лиц и обязательны для выполнения всеми под страхом наказания за их нарушение;

5) формальная определенность. Право как общественная воля реализуется в форме официальных юридических актов, установленных государственной властью, и содержат предписания, устанавливающие границы свободы субъектов права.

6) системность и иерархичность, которая состоит в том, что нормативные акты применяют не изолированно, а в комплексе, в котором акты взаимодействуют, а также дополняют друг друга;

7) регулирующее воздействие, которое реализуется через предоставление субъектам не только некоторых субъективных прав, но и возложение на них юридических обязанностей;

8) установление и обеспечение государством, так как оно имеет право на монополию правотворчества, все же другие субъекты правоотношений могут лишь принимать участие в правотворческой деятельности с разрешения государства.

Сущность и содержание права отражают основные и устойчивые свойства права. Они зависят от экономического строя государства, политики, морали, культуры и т. д. Важное влияние на формирование права и его содержание играет такой духовный фактор, как учение о прирожденных, естественных и неотъемлемых правах человека. По своей сущности право – общесоциальное, так как: 1) изъявляет согласованную общественную волю; 2) призвано служить интересам всего без исключения населения государства; 3) гарантирует организованность и развитие социальных связей; 4) право является мерилом свободы и ответственности субъектов правоотношений; 5) выступает как средство удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Социальная ценность права определяется:

1) общественной востребованностью, т. е. состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека; 2) инструментальной востребованностью – использованием права как инструмента механизма, который с помощью юридических средств регулирует общественные отношения и обеспечивает их правильность и определенность.

2.2 Понятие права: объективный и субъективный смысл

В субъективном смысле правом называют обеспеченную законом меру возможного поведения граждан или организаций, которая нацелена на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов.

Субъективные права находятся в тесной связи с возможностями или свободой поведения, принадлежащих лицам, субъектам, как бы «прикрепленными» к субъектам. От этого и произошло название субъективных прав. Субъективные юридические права, в том числе и обязанности, и ответственность, появляются и действуют на основе законов, общеобязательных норм.

Правоспособность является предпосылкой субъективного права, иными словами, общая или абстрактная способность иметь права. Субъективное право, являясь компонентом конкретного правоотношения, зарождается на основании юридического факта.

К субъективному праву относится и возможность самостоятельно совершать определенные действия, и возможность требовать определенного поведения от другого лица, так как подобное поведение определяет осуществление субъективного права.

Юридическое пространство жизни общества обусловливается тем, что наряду с категорией субъективного права существует объективное право. Под этим понимается особое социальное образование, особый интерес общества в целом, находящийся на одной ступени и в тесном взаимодействии с такими институтами общества, как демократия, государство, мораль.

Объективное право не «прикреплено» к какому-либо субъекту, а живет как объективный факт, не что иное, как действующее наличное звание всего общества. По-другому его называют позитивным правом. Объективное право, в отличие от морали, обычаев и особенно требований естественного права, является «позитивным», поскольку установленные нормы поведения специально создаются людьми и властно утверждаются в общественной жизни в качестве неизменного и неопровержимого императивного критерия для обязательного поведения.

Основная особенность объективного (позитивного) права как основы юридических прав и обязанностей состоит в том, что оно является нормативным образованием. Другими словами, оно состоит из юридических норм, из которых складывается право определенной страны.

Под юридической нормой понимают общеобязательное правило поведения, которое проявляется в законах, иных признаваемых государством источниках и выступает в качестве основания и критерия правомерно допустимого с юридической стороны (а также юридически запрещенного и предписанного) поведения субъектов права.

Формирование права реализовывается за счет постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе, а уже народный дух определяет особенности народного правосознания, которое становится нормами права. Самый полный и последовательный источник развития народного духа представляют собой народные обычаи. При этом законы также отображают народное правосознание, однако в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем. Вследствие этого главная задача законодателя заключается в раскрытии и утверждении в законах народного духа.

Представители социологической школы права считают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. По их мнению, право и есть реальная жизнь, олицетворенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп. При этом поиск «живого» права осуществляется в двух направлениях. Этим представителям разумное и точное решение юридических казусов представляется большим правом, чем абстрактные нормы с их абстрактной справедливостью.

2.3 Функции права: понятие и классификация

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций :

1) общесоциальные;

2) специально-юридические.

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений:

1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования;

3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права;

4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб;

6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения;

7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения;

8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.

Вариант 5.

Задание 1. Происхождение и сущность права.

План.

1.Происхождение права.

2.Сущность права.

3.Формы (источники) права.

4.Система права.

5.Применение норм права.

6.Законность и правопорядок.

Задание 2. Задачи.

Список лиетартуры.

1.Происхождение права.

Право появилось вместе с государством. Можно сказать, что процессы возникновения государства и права шли параллельно. Как уже указывалось выше, основной ячейкой первобытного общества был род, отношения между членами которого регулировались обычаями. Силу обычаев и их общеобязательность обеспечивала система религиозных запретов — табу. От возникших позднее религиозных, моральных и правовых запретов табу отличались иррациональностью и отсутствием всякого обоснования. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Возникли запреты, связанные с земледелием и астрологией, в частности с соблюдением так называемых агрокалендарей, нарушение предписаний которых считалось оскорблением богов. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления — такой организацией становится государство — и появления нового вида социального регулятора -права.

Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе. Оно записывало и доводило их до всеобщего сведения. Правда, стоит заметить, что отношение государства к родовым обычаям не всегда было одинаковым: на некоторые обычаи оно не обращало внимания, предоставляя населению право самому решать, соблюдать их или нет (например; сельскохозяйственные обычаи), другие, наоборот, стремилось изжить (например, обычай кровной мести). Были и такие обычаи, в соблюдении которых государство было заинтересовано настолько, что принуждало население к их исполнению. Большую роль в санкционировании обычаев играли жрецы.

Во-вторых, государство создавало специальные органы, которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Табу, религиозные правила постепенно заменялись специально назначенными должностными лицами и такими социальными институтами, как армия и суд. Суды вообще сыграли важную роль в трансформации родовых обычаев, приспосабливая последние путем толкования к изменившимся условиям. Так, в Англии на основе обычаев стало складываться общее право (подробнее см. главу 12), в основе которого лежали прецеденты, т. е. решения судов. Обычное право было удобно своей консервативностью: нормы обычаев хотя и не были записаны, но были широко известны населению, которое к ним привыкло. Однако оно имело и свои недостатки: при помощи обычаев нельзя было регулировать не известные ранее общественные отношения, складывавшиеся в государстве в процессе его развития. Поэтому государство начинает само создавать правовые нормы путем издания специальных нормативных актов.

Таким образом, право выросло из системы социального регулирования первобытного общества. Оно явилось одним из величайших изобретений человечества, благодаря которому общество смогло обеспечить сохранение своей целостности при наличии конфликтов между отдельными его членами.

2.Сущность права.

Право представляет собой определенный вид социальных норм, то есть правил поведения. Кроме права в обществе существуют и другие социальные нормы, такие как нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, правила хорошего тона, нормы общественных организаций. Все они регулируют поведение человека. Однако право имеет специфические черты, отличающие его от других социальных норм и характеризующие его сущность.

Сущность права состоит в том, что его нормы устанавливаются или санкционируются, то есть утверждаются государством, которое гарантирует их исполнение властной принудительной силой. Нормы права могут также устанавливаться непосредственно самим народом в порядке референдума, либо в качестве правовых могут признаваться обычаи, религиозные или иные нормы. Но исполнение их всегда обеспечивается принудительной силой государства. Все другие социальные нормы не связаны с государством.

Право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом) и обеспеченных его авторитетом и принудительной силой.

Право характеризуется следующими признаками:

1) нормативностью: право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

2) общеобязательностью: правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, — вне зависимости от того, как те к ним относятся;

3) формальной определенностью: правовые нормы выражаются в словесно-письменной форме в текстах различных источников права и благодаря этому отличаются большой степенью определенности и ясности;

4) системностью: все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему законодательства;

5) гарантированностью государством: реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их исполнения;

6) многократностью применения: нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Функции права

Право призвано быть стабилизирующим фактором общественного развития. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

1) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;

2) охранительную, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения;

3) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

4) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов;

5) идеологическую, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.

Все функции права находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.

Являясь универсальным регулятором общественных отношений, право закрепляет основы существующего строя. Устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, оно вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активной и эффективной деятельности. В практической работе государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка. Наконец, право развивает в людях чувства справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для всего общества. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает его от произвола со стороны государства.

3.Формы (источники) права.

Основное место в системе источников права занимают Конституция РФ и федеральные законы. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации и прямое действие (п. 2 ст. 4, п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 76 Конституции РФ). Однако Конституция РФ имеет высшую юридическую силу по сравнению с федеральными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции РФ (п. 1 ст. 15 Конституции РФ).

К федеральным законам относятся кодифицированные законы — кодексы (Гражданский, Уголовный, Налоговый, Трудовой и др.) и некодифицированные законы, например ФЗ, «О защите прав потребителей», ФЗ «Об акционерных обществах» и др.

Источниками права являются конституции республик, входящие в состав субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения и других субъектов РФ, а также законы, принимаемые субъектами в пределах своей компетенции, например Закон г. Москвы «О налоговых льготах в городе Москве» от 1 июля 1996 г. и т. д.

Наряду с законами (федеральными конституционными, федеральными, субъектов РФ) источниками права являются подзаконные акты. К подзаконным актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции министерств и ведомств, решения органов местного самоуправления, имеющие нормативный характер. Все подзаконные акты имеют свою иерархию по их юридической силе.

К источникам права относят:1

— нормы морали (нравственности), т. е. сложившиеся в обществе
правила поведения людей в соответствии с общепринятыми взгляда
ми, общественным мнением. Не случайно в российском законодательстве появилась обязанность возмещения морального вреда. Не
которые поступки могут прямо не противоречить закону, однако не
соответствовать требованиям норм морали, например аморальны не
благодарность, несправедливость;

— обычаи, т. е. правила поведения, вошедшие в привычку в связи с
их многократным применением. Имеются национальные обычаи
многих народов, обычаи в деловой практике предпринимательской
деятельности, в мореходной области учитываются обычаи морских
Портов и др. В ст. 5 ГК РФ обычай делового оборота рассматривается
КАК норма, не противоречащая законодательству или договору;

— нормы общественных организаций, содержащиеся в их уставах пни положениях.

В новейшей юридической литературе в качестве источника права рассматривается нормативный договор — соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся правила, регулирующие взаимоотношения его участников, например Федеративный Договор, заключенный между субъектами Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти, Устав ООН, международные конвенции по вопросам торговли, мореплавания и др.

В юридической литературе как источник права рассматривается обычный гражданско-правовой договор (контракт), регулирующий отношения его участников. Провозглашенная в Гражданском кодексе свобода договора позволяет его участникам широко использовать договорные условия для регулирования содержания, порядка исполнения, ответственности и др.2

4.Система права.

Правовые нормы взаимосвязаны и составляют систему права.

Система Российского права – это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права.

Различают следующие его отрасли: государственное (конституционное), административное, финансовое, международное, земельное, лесное, горное, водное и другие отрасли природоохранительного права; гражданское, трудовое, семейное, аграрное; отрасли регулирующие охрану правопорядка, прав и свобод граждан и организаций: уголовное право, право судоустройства и прокурорского надзора, арбитражно-процессуальное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право, исправительно-трудовое право.

Добавить комментарий