Понятие цели государства

Задачи:

• обусловливают само существование (осуществление) функций;

• возникают раньше своей реализации;

• носят объективный характер по отношению к функции;

• определяют содержание функций;

• влияют на формы и методы реализации функций;

• без функций не может быть решена ни одна задача государства;

• одна и та же функция может решать ряд задач государства и
наоборот;

• функция — понятие более конкретное, т.к. те или иные пути
государственного воздействия зависят от множества факторов:
экономических и политических потребностей общества, этапа
развития государства, внешней и внутренней обстановки,
соотношения политических сил, национальных, этических,
религиозных и т.п. особенностей и т.п.

Цель государства- то, ради чего существует государство,
идеальное, теоретическое предвосхищение результата его деятельности.
Цель:

• выступает непосредственным мотивом, регулирующим и
направляющим функционирование государства, характер и
очередность выполняемых им задач;

• выступает как прогнозируемая модель, мыслимый прообраз
будущего государства, после выполнения им определенных задач;

• позволяет планировать государственную деятельность, выбирать
оптимальные пути среди возможных альтернатив;

• интегрирует функционирование государства в некую
последовательность или систему;

• достижение цели есть процесс преодоления несоответствия между
наличной жизненной ситуацией и целью.

Логическая, причинно-следственная связь между указанными
выше понятиями выглядит следующим образом:

• цель государства (зависит от объективных законов
действительности, реальных государственных ресурсов и
применяемых средств);

• задача государства (ступени достижения поставленной цели);

• функции государства (его деятельность);

• структуры государства (механизм, аппарат, органы и т.п.,
создаваемые для выполнения тех или иных функций).

Если двигаться по указанной цепочке в обратном направлении, то
цель государства может выступать в качестве конечной причины
его бытия.

нальные и психологические особенности. Единство же человеческого осмысления правовой жизни как целостного феномена как раз может быть достигнуто путем универсализации знания о праве на уровне смысла: с помощью концепта права и его смыслового поля.

Таким образом, важное значение при анализе сложной и многогранной проблематики смысла права имеют понятия «смысловое поле права», «правовое поле» и «правовая жизнь». Возникнув в рамках самостоятельных научных течений и претендуя на известную универсальность по отношению к другим правовым явлениям, они приобретают максимальное качество универсальности при совместной корреляции друг с другом. Данные понятия взаимно пересекаются в общем понятийном аппарате теории права и создают определенный диапазон для обозначения содержания, направленности и примерных границ познания общей проблемы смысла права.

6 См.: Михайлов А.Е., Невважай И.Д. Правовая жизнь //Правовая политика: словарь и проект концепции. Саратов, 2010. С. 47.

7 См.: Байтин М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения // Право и политика. 2000. № 4. С. 4-14.

В.Л. Кулапов

СООТНОШЕНИЕ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

В статье дается понятие целей, задач и функций государства. Особое внимание обращается на структурное содержание функции и влияние ее составных элементов на характер выполнения.

Ключевые слова: цель, задача, функция государства, элементы структуры функций государства.

V.L. Kulapov

RATIO OF THE PURPOSES, TASKS AND STATE FUNCTIONS

Keywords: aim, task, function of State, elements of structure of the functions of State.

В последние 20 лет в научной литературе, средствах массовой информации и даже на бытовом уровне очень часто возникают жаркие, порой непримиримые споры о месте и роли государства в повседневной жизни современного российского общества.

© Кулапов Виктор Лаврентьевич, 2014

Кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия права)

Одна сторона, к которой относятся преимущественно представители либеральных течений, убеждает в необходимости снижения социальной активности государства, уменьшения количества выполняемых им функций. Государство, якобы, доказало свою управленческую неэффективность. Его в значительной мере должны заменить институты гражданского общества, органы местного самоуправления и коммерческие структуры. Личность должна быть освобождена от диктата государства.

Другая сторона апеллирует к зарубежному опыту, где якобы уже продолжительное время наблюдается активизация социальной, координирующей деятельности государства и межгосударственных объединений. Да и практика последних десятилетий свидетельствует об ошибочности позиций либералов. В России гражданское общество еще не сложилось, а коммерческие структуры не готовы выполнять функциональную нагрузку государственных органов. Люди просто не готовы взять ответственность на себя и надлежащим образом участвовать в управлении. Об этом свидетельствуют провалы в экономике, образовании, медицине, ^ККХХ и т.д.

Думается, что элементы справедливости есть в рассуждениях и тех и других. Какой же должна быть роль современного Российского государства? Какие функции оно должно выполнять? Решению этого вопроса может способствовать оптимальное соотношение целей, задач и функций государства.

Политико-правовая цель — это идеально предполагаемая модель, отражающая то состояние общественной жизни, к которому стремится государство за счет реформирования тех отношений, явлений и процессов, которые существуют в настоящем. Она составляет основу долгосрочной политики и определяет базовые направления совершенствования законодательства. Для достижения значитель- ш ных результатов политико-правовая цель должна отражать насущные обществен- н ные потребности и интересы, стимулировать и объединять людей, направлять, С

а

ориентировать их на определенный качественно новый уровень жизни, а также Т

о

обеспечивать использованием необходимых и достаточных средств практическую к

о

деятельность субъектов по ее претворению в жизнь. о’

Как неотъемлемые структурные компоненты субъективной стороны будущих | участников политико-правовой жизни целевые установки должны мотивировать в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

их социальную активность и направлять на скоординированное достижение нн

о

социально-полезного результата. Ю

Таким образом, цель деятельности государства обладает следующими свой- |

ствами: с

к

1) отражает комплекс общественных и государственно-значимых потребностей а и интересов, что обусловливает ожидаемый, позитивный характер планируе- д

е

мого результата; |

2) выступает как образец, мысленно отраженный и прогнозируемый результат, № к достижению которого должны стремиться участники общественной жизни; 29

3) устанавливается государством на основе критического анализа современ- 22 ного состояния государственно-правовой жизни; 4

4) формально закрепляется с помощью определенных документов политико-правового характера;

5) предполагает использование определенного механизма достижения планируемого результата;

6) обеспечивается государственными ресурсами. В случае отклонения поведения субъектов от предполагаемого направления включаются меры государствен- 31

ного воздействия, призванные корректировать и обеспечивать их активность, направляя ее к определенным результатам.

Цели отличаются большим разнообразием. Они бывают истинными и ложными, прогрессивными и регрессивными, гуманными и антигуманными, ближайшими и перспективными, нравственными и безнравственными, общими и специальными и т.д.1; реализуются в жизнь и достигаются посредством постановки перед определенными субъектами и решения ими некоторого комплекса задач. Цели и задачи диалектически сочетаются меж собой и имеют следующие отличия:

1) если цель всегда представляет собой идеально предполагаемую модель, то задача всегда конкретна;

2) если цель всегда направлена на конечный результат, на будущее состояние отношений, то задача определяет сегодняшнее поведение субъектов, обеспечивающих своими действиями возможность наступления этого будущего, показывают, как и с помощью чего можно достичь предполагаемого результата;

3) в отличие от цели задача всегда более конкретна, детальна: адресована конкретным субъектам; предполагает совершение конкретных действий; использование при определенных условиях необходимого комплекса средств; выполняется в установленные сроки;

4) одна цель достигается посредством выполнения целого комплекса задач, обеспечивающих скоординированное достижение цели многими субъектами;

5) цель в большей мере носит объективный характер. Она определяется сущностной природой государства и потребностями общества в целом. Задачи зависят от культурного уровня развития этого государства, его ресурсов (прежде

* всего экономических) и субъективных возможностей политических лидеров, ? способных объективно оценивать сложившуюся ситуацию, отрешиться от по-а. литических пристрастий и корпоративных потребностей в интересах всего общества, объединить людей и с помощью профессионалов определить необходимые I и достаточные средства для решения возникающих проблем.

1 Цели и задачи выражают социальное предназначение государства, а до-| стижение определенных целей и решение конкретных задач, стоящих перед | государством, осуществляются посредством выполнения его функций. Функции | государства, обеспечивая выполнение его социального назначения, синтезируют

2 в деятельность государственного аппарата, определяя направления, средства и ной методы работы его органов.

ж В самом общем виде социальное назначение государства состоит в официаль-

| ном представительстве и объединении народа, в установлении баланса много-о образных интересов и на этой основе управлении общественными делами, в ойк сбережении социума и обеспечении его устойчивого, прогрессивного развития,

° благополучия общества. В этой связи, выполняя роль своеобразного общена-

го

ционального арбитра, современное государство должно выступать инициатором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 и организатором многих начинаний, без которых общество не может нормально | функционировать. Оно должно предоставить и обеспечить беспрепятственное

использование общедемократических прав и свобод, сдерживать отклоняющееся поведение людей, осуществлять социальный контроль за соблюдением действующего законодательства, результативно бороться с преступностью, поддерживать технический прогресс, экономическую безопасность, заботиться о здоровье нации, о развитии науки, культуры и образовании, поддерживать 32 достойный уровень жизни населения2.

В литературе и средствах массовой информации можно услышать утверждения о том, что эти и многие другие проблемы могут более эффективно разрешать коммерческие и иные самоуправляющиеся организации на основе рыночных отношений. Однако даже в условиях высокоразвитых общественных систем рыночные механизмы как самонастраивающиеся системы весьма ограничены в своих возможностях. Они порождают и постоянно воспроизводят безработицу, кризисы, инфляцию и социальное неравенство. Поэтому государство должно управлять рынком и дополнять его организующие возможности с помощью методов прямого и косвенного воздействия. Рыночные отношения действуют стихийно, противоречиво порождая кризисные явления и социальные конфликты. Как показывает международный опыт, эти отношения могут плодотворно развиваться лишь при поддержке и координационном воздействии государства. Современная экономика, как и социальная сфера, вовлекая в свой оборот сотни стран и миллионы разнородных производств, нуждается в согласованном скоординированном управлении. Для этого государство на основе познанных закономерностей, учитывая свои особенности и возможности, устанавливает правовые основы рынка, определяет правовой статус его участников, обеспечивает меры их экономической безопасности, устанавливает в интересах общества экономический, финансовый и иные формы контроля за их деятельностью, за использованием сырьевых ресурсов и т.д.

Поэтому только государство способно на основе согласования разнообразных потребностей и политико-правовых позиций обеспечить организацию общественной жизни в интересах всех и каждого. При этом особо следует отметить, что государство должно осуществлять только ту деятельность, которая отвечает его природе и социальному назначению в общественной жизни. Оно не должно ш заниматься мелочным регламентированием, вмешиваться в личную жизнь н своих граждан, в процесс производства какой-либо продукции, в отношения С

а

собственности и т.д. Распыление сил и средств на исполнение не свойственных Т

о

ему функций — свидетельство беспомощности, слабости государства и неэффек- к

о

тивности его организующей, управленческой деятельности3. о’

Направления деятельности государства объективно обусловлены закономер- | ностями конкретной политико-правовой системы, особенностями взаимодействия в

общества и государства, актуальными целями и задачами, выступающими перед нн

о

ними как на протяжении всей истории использования государства, так и в опре- Ю деленный исторический период. Они выделяются из числа иных направлений и

деятельности государства не столько по степени важности выполняемых задач, с

к

сколько по степени общности, комплексности деятельности государства. Функции а государства — это такие объективно необходимые направления его предметной д

е

деятельности, без которых общество в целом не может нормально существовать | и развиваться. Они устойчиво складываются в определенных сферах обществен- № ной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех 29 составных частей государственного механизма. Поэтому функции государства 22 не следует отождествлять с функциями определенных государственных органов, 4 а также сводить их содержание к конкретной, непосредственной деятельности.

Все это свидетельствует о том, что структурное содержание функции государства гораздо шире и богаче4. На наш взгляд, оно состоит из следующих составных элементов: 1) определяемой социальной природой и сущностной характеристикой государства — цели как идеально предполагаемого результата, состояния, определенной сферы общественной жизни, к которому должно стремиться данное 33

государство; 2) задачи как детализированной, конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в определенный исторический период; 3) объекта как определенной сферы общественной жизни, на трансформацию которой направлена деятельность государства; 4) субъектов, призванных практически решать возникшие проблемы; 5) методов, средств и способов управленческой деятельности, отражающих особенность проблемы правового положения субъектов и специфику объекта воздействия.

Изменения в содержании структурных элементов функции предопределяет характер ее возникновения, изменения или отмены. Так, трансформация объекта функционального воздействия неизбежно вызывает изменения в субъектах и средствах управленческого действия. При этом происходят изменения в рамках данного качества. Изменение целей и задач деятельности государства в определенной сфере общественной жизни предопределяет качественное изменение функции (ее существенную трансформацию, отмену или создание новой). При этом меняются системная взаимосвязь и значимость, актуальность тех или иных функций. Поэтому на одном этапе исторического развития приоритет может отдаваться политическим, на другом — экономическим или социально-культурным функциям, на третьем — функциям обороны и т.д.

Таким образом, своеобразие функций государства состоит в следующем:

1) их основой выступают социальная природа и социальное назначение, востребованность государства как единственного официального представителя всего населения по решению общих дел;

2) содержание и системные свойства функций зависят от основных задач, * стоящих перед государством в определенный период времени;

? 3) выполнение функций осуществляется скоординированными действиями

а. всего государственного механизма;

4) внешнее выражение функций проявляется в основных направлениях I устойчиво сложившейся, повторяющейся и объективно необходимой предмет-

1 ной деятельности государства в наиболее важных сферах общественной жизни.

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| Причем, основные направления состоят из ряда неосновных, детализированно

| решающих проблемы общественной жизни специализированной системой

| государственных органов;

2 5) содержание функций выражается в использовании целого комплекса ° средств, способов и методов управленческого воздействия, адекватно отражаю-£ щих специфику объекта воздействия, особенность правового положения субъ-| ектов и своеобразие решаемой проблемы;

0 6) реализация функций обеспечивается мощными ресурсами воздействия ° всего государственно-организованного общества.

° Применительно к современному Российскому государству принято говорить

го

3 о следующих внутренних функциях государства: экономической, социальной,

1 защиты населения, финансового контроля, экономической, развития науки, | охраны правопорядка, прав и свобод граждан, культуры и образования, регулирования межнациональных отношений.

Однако, на наш взгляд, представительская природа государства требует выделения такой основополагающей функции, как обеспечение реального народовластия. Именно эта функция логически предопределяет смысловое содержание всех иных внутренних и внешних функций. Теоретическая и практическая не-34 обходимость выделения такой функции диктуется не только целями и задачами,

стоящими перед современным государством, действующим законодательством, но и управленческими проблемами, которые так остро встали на повестку дня на Украине и не разрешены в России

Критическое восприятие вызывает и смысловое содержание экономической функции. Она характерна не только для государства. Ведь экономическую деятельность осуществляют и коммерческие организации, и органы местного самоуправления. Основное и эксклюзивное назначение государства в сфере экономики состоит в организации производственной деятельности, в ее координации и направлении на достижение общественно-полезного результата, не вмешиваясь в производственный процесс. Для этого государство выполняет задачи по формированию правовых основ управления экономическим процессом, структурной перестройке российской экономики, приватизации, поддержке стратегических и наукоемких производств, централизованной инвестиционной политике и т.д. Конечно, государство и само занимается непосредственно хозяйственной, экономической деятельностью и управлением государственной собственностью, но эта деятельность производна от основного его назначения. Поэтому экономическую функцию государства было бы, по нашему мнению, более правильно назвать организационно-хозяйственной.

Аналогичные возражения вызывает выделение таких аморфных по наименованию функций государства, как социальная, экономическая, культурная и т.д. Не только в структурном содержании, но и в наименовании функций должна быть отражена специфика организующей роли государства, его цели и задачи в определенный период развития общества. Ведь подобные недочеты влекут далеко идущие последствия. На этом воспитываются будущие специалисты и в своей последующей работе они не пожелают брать на себя обязанность по социальной защите населения или развивать науку, культуру и образование. Они будут заниматься лишь поддержкой этих процессов. Кто будет заниматься воспитанием молодежи, развивать нравственно-культурный уровень населения, поднимать престижность рабочих профессий и т.д.? Это не частная, а общегосударственная проблема, проблема национальной безопасности страны, ее идентичности в международном сообществе.

В современном глобальном мире происходит постепенное стирание граней между внутренними и внешними функциями. Поэтому, особенно при характеристике внешних функций, следует учитывать специфику целей и задач тех межгосударственных объединений, в которые входит страна. При этом необходим системный, комплексный анализ взаимосвязей и взаимозависимостей как отдельных функций меж собой, так и группы внутренних и внешних функций друг с другом.

Таким образом, объективная оценка функций государства невозможна без исследования социального назначения, целей государства, а также задач, стоящих перед ним на определенном этапе его существования. Кроме того, полноценный анализ каждой функции должен сопровождаться изучением и сопоставлением действия каждого из ее структурных компонентов.

1 Подробнее об этом см: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект: дис. .. .д-ра юрид. наук. М., 1995.

2 См.: Затонский В.А. Государство и государственность // Проблемы теории государства и права. М., 2012.

3 Подробнее об этом см.: Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник. М., 2014.

Добавить комментарий