Понятие управления использованием и охраной земель

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 11

Самостоятельная работа

Вопросы:

1. Понятие и виды управления в области использования и охраны земель.

2. Общее государственное управление в области использования и охраны земель.

3. Специальное государственное управление в области использования и охраны земель.

4. Муниципальное управление землями.

5. Производственное управление землями.

6. Общественное управление в области использования и охраны земель.

7. Основные функции управления в области использования и охраны земель.

– Государственный земельный кадастр.

– Мониторинг земель.

– Землеустройство.

– Земельный контроль.

– Перевод земельных участков из одной категории в другую.

– Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними.

Методические указания

Управление в области использования и охраны земель – это деятельность, направленная на организацию рационального использования и охраны земли как компонента окружающей среды, средства производства, пространственно-операционного базиса, объекта имущественных отношений.

В зависимости от субъекта управления выделяют:

– государственное управление (государственные органы общей и специальной компетенции),

– муниципальное управление (органы местного самоуправления),

– производственное управление (землепользователи),

– общественное управление (граждане и общественные объединения).

идами государственного управления являются общее и специальное управление.

Общее государственное управление осуществляется органами общей компетенции. Общее управление землями распространяется на всю территорию РФ независимо от категорий земель и форм собственности на землю. К органам общей компетенции относятся Правительство РФ и высшие органы исполнительной власти субъектов РФ.

Компетенция Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ». Компетенцию исполнительного органа субъектов РФ определяют конституции республик и уставы иных субъектов РФ

Специальное управление (ведомственное) осуществляются определенными министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами.

Специально уполномоченными государственными органами исполнительной власти в области использования и охраны земель являются:

–Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации,

– Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

– Федеральная служба по надзору в сфере природопользования,

– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору,

– Федеральная регистрационная служба,

– Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости,

– Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Студентам следует изучить компетенцию каждого государственного органа, механизм их взаимодействия друг с другом.

Функции государственного управления в области использования и охраны земель – это основные направления деятельности государственных органов.

Основными функциями являются: землеустройство, ведение ГЗК, мониторинг земель, перевод земель в другую категорию, земельный контроль.

Землеустройство –это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации использования и охраны земель, упорядочению существующих объектов, организации рационального использования земель, для обеспечения традиционного землепользования коренных малочисленных народов.

Объектами землеустройства являются:

– территории субъектов РФ и муниципальных образований,

– территориальные зоны,

– земельные участки,

– части казанных объектов землеустройства.

Виды землеустройства: внешнее и внутрихозяйственное.

Основания проведения землеустройства являются: решения органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебное решение, договоры о проведении землеустройства.

Содержание землеустроительных работ:

– геодезические и картографические работы,

– почвенные обследования и изыскания,

– оценка качества почв,

– инвентаризация земель.

Землеустроительная документация:

– генеральная схема землеустройства РФ, ее субъектов, муниципальных образований,

– проекты территориального землеустройства,

– материалы межевания объектов землеустройства,

– карты (планы) объектов землеустройства, проекты внутрихозяйственного землеустройства,

– атласы, карты,

– материалы землеустроительных работ.

В ходе землеустройства осуществляется межевание земель.

Межевание земель – это установление границ муниципальных и других административно – территориальных образований, а также земельных участков. Содержание межевания включает определение границ, закрепление границ объекта на местности межевыми знаками, изготовление карты землеустройства.

Контроль за использованием и охраной земель в РФ. Виды земельного контроля: государственный земельный контроль, муниципальный контроль (осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами), общественный земельный контроль (осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями, гражданами), производственный контроль (осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке).

Государственный земельный контроль – это контроль, осуществляемый специально уполномоченными государственными органами за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земли.

Мониторинг земель. Государственный мониторинг земель является составной частью государственного мониторинга окружающей среды и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.

Объектом государственного мониторинга земель является вся земля в РФ.

Задачи мониторинга земель:

– своевременное выявление изменений состояния земель, прогнозирование этих изменений,

– информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства,

– информационное обеспечение государственного управления землями.

Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Земельный кадастр. Государственный земельный кадастр (ГЗК) – это совокупность документированных сведений о земельном участке, его местоположении, площади, целевом назначении, экономические и качественные характеристики, связь с иными объектами недвижимости.

Студенты должны изучить цели ведения ГЗК, принципы ведения ГЗК, виды документов ГЗК, порядок предоставления сведений из ГЗК, порядок и основания проведения кадастрового учета.

Перевод земель из одной категории в другую категорию – это одна из важнейших функций государственных органов и органов местного самоуправления. Поэтому студенты должны изучить Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ и обратить внимание на основания и особенности перевода различных категорий земель

Государственная регистрация прав на земельные участки и сделки с ними – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на земельные участки и сделки с ними.

Согласно ст. 131 ГК РФ все права на земельные участки и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации. Исключение составляет договор аренды сроком до 1 года и право безвозмездного срочного пользования, предоставленное сроком до 1 года. Необходимо изучить принципы государственной регистрации, основания и порядок государственной регистрации, основания отказа в государственной регистрации, документы о правах на земельные участки, особенности упрощенного порядка государственной регистрации на отдельные категории земельных участков.

Нормативные правовые акты

Федеральное законодательство

1. Конституция РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года в ред. от 11 апреля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; Российская газета. 2007. 10 января; Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1148.

4. Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

5. Водный кодекс РФ от 4 июня 2006 года № 74-ФЗ в ред. от 4 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

8. Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ в ред. от 5 февраля 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44.Ст. 4148; 2007. № 7. Ст. 834.

14. Указ Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20 мая 2004 года № 649 в ред. 12 марта 2007 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 21. Ст. 2023; 2006. № 27. Ст. 2920; 2007. № 12. Ст. 1374.

15. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении мониторинга земель» от 28 ноября 2002 года № 846 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 49. Ст. 4882.

16. Постановление Правительства РФ «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 30 июля 2004 года № 401 в ред. от 14 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3348; 2006. № 52 (3 ч.). Ст. 5587.

17. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 года № 370» в ред. от 20 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3347; 2006. № 52 (3 ч.). Ст. 5597.

18. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов РФ» от 22 июля 2004 года № 370 в ред. от 20 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3260; 2006. № 52 (3 ч.). Ст. 5597.

20. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства» от 16 июля 2004 года № 283 в ред. от 27 ноября 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2556; 2006. № 52 (2 ч.). Ст. 5598.

21. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» от 16 июня 2004 года № 282 в ред. от 20 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25. Ст. 2564; 2006. № 52 (3 ч.). Ст. 5598.

22. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства» от 26 апреля 2002 года № 273 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 18. Ст. 1762.

23. Постановление Правительства РФ «О государственном земельном контроле» от 15 ноября 2006 года № 689 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 47. Ст. 4919.

24. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинге земель в РФ» от 28 ноября 2002 года № 846 // Российская газета. 2002. 5 декабря.

25. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» от 19 августа 2004 года № 418 в ред. от 15 ноября 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3554; 2006. № 47. Ст. 4319.

26. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил кадастрового деления территории РФ» от 6 сентября 2000 года № 660 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 50. Ст. 4899.

27. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления сведений ГЗК» от 2 декабря 2000 года № 918 в ред. от 27 мая 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2000. № 50. Ст. 4899; 2006. № 23. Ст. 2512.

28. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» от 11 июля 2002 года № 514 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 47. Ст. 4676.

29. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» от 7 июня 2002 года № 396 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 28. Ст. 2870.

30. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации» от 4 апреля 2002 № 214 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 23. ст. 2193.

31. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли» от 27 августа 2004 года № 443 в ред. от 31 июля 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 36. Ст. 3670; 2006. № 32. Ст. 3578.

32. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» от 27 ноября 2004 года № 691 в ред. от 14 декабря 2006 года // Собрание законодательства РФ. 2004. № 49. Ст. 4897; 2006. № 52 (3 ч.). Ст. 5587.

Земельное законодательство Вологодской области

1. Устав Вологодской области от 18 октября 2001 года № 716-ОЗ в ред. от 20 ноября 2006 года // Красный Север. 2001. 23 октября; 2006. 27 ноября.

2. Закон Вологодской области от 20 ноября 2006 года № 1518-ОЗ «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Город Вологда» // Красный Север. 2006. 23 ноября.

3. Закон Вологодской области от 24 марта 2005 года № 1244-ОЗ «О полномочиях органов исполнительной государственной власти и органов местного самоуправления области при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в ред. от 6 декабря 2006 года // Красный Север.2005. 29 марта; 2006. 12 декабря.

4. Закон Вологодской области от 12 января 2007 года № 1539 –ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти области в сфере лесных отношений» // Красный Север. 2007. 13 января.

5. Постановление Правительства Вологодской области от 3 февраля 2003 года № 79 в ред. от 14 августа 2006 года «О мероприятиях по реализации федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы) // СПС «КонсультантПлюс».

6. Постановление Правительства Вологодской области от 29 мая 2006 года № 506 в ред. от 5 июля 2006 года «Об утверждении Положения о контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, участков недр местного значения на территории Вологодской области» // Красный Север. 2006. 6 июня.

7. Решение Вологодской городской Думы от 25 августа 2005 года № 301 в ред. от 28 июня 2006 года «О принятии Устава муниципального образования «Город Вологда» // Вологодские новости. 2005. 31 августа; 7 сентября; 2006. 23 августа.

7. Решение Вологодской городской Думы от 24 июня 2004 года № 71 в ред. от 27 декабря 2005 года «Об утверждении Порядка осуществления муниципального контроля за использованием и охраной земель на территории муниципального образования «Город Вологда» // Вологодские новости. 2004. 14 июля; 2006. 11 января; 2006. 18 января.

8. Решение Вологодской городской Думы от 27 декабря 2005 года № 404 в ред. от 23 июня 2006 года «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в г. Вологде» в ред. от 23 июня 2006 года // Вологодские новости. 2006. 11 января; 18 января; 2006. 5 июля.

9. Постановление Главы г. Вологды от 16 октября 2006 года № 4273 в ред. от 28 ноября 2006 года «Об утверждении Положения об управлении землепользования Департамента градостроительства, землепользования и экологии Администрации г. Вологды, Положения об отделе земельных отношений Управления землепользования и экологии Администрации г. Вологды, Положения об отделе аренды земельных участков Управления землепользования и экологии Администрации г. Вологды» // Вологодские новости. 2006. 25 октября.

Дополнительная литература

1. Иванова Т. Г. Правовое регулирование межевания // Экологическое право. 2003. № 2. С. 16-24.

2. Липски С. А. Кадастр и мониторинг земель в системе земельных отношений // Экономика природопользования. 2000. № 5. С. 46.

Практические задания

Задача 1.ООО «Превия» обратилось в арбитражный суд с иском к Москомзему об обязывании зарегистрировать договор аренды земельного участка от 2 марта 2002 года № 134 площадью 400 кв. м. Решением суда иск был удовлетворен. Постановлением аппеляционной инстанции решение суда отменено, в иске отказано. ООО «Превия» обратилось с кассационной жалобой.

Судебная коллегия кассационной инстанции пришла к выводу о законности решения аппеляционной инстанции на том основании, что Московский комитет по земельным ресурсам и землеустройству не является органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Определите государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Оцените законность решения кассационной инстанции.

Задача 2.Сидоров в 2002 году обратился в администрацию района с заявлением о предоставлении ему земельного участка для огородничества на праве пожизненного наследуемого владения. Глава района издал постановлении о предоставлении Сидорову земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения. Сидоров обратился с заявлением о государственной регистрации права пожизненного наследуемого владения, В государственной регистрации права было отказано.

Правомерен ли отказ в государственной регистрации?

Задача 3. К регистратору Иванову обратился его знакомый Лесков с просьбой о регистрации договора купли – продажи земельного участка. Лесков пояснил, что покупаемый им земельный участок принадлежит Зязиной на праве собственности, но отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы. Поэтому за 30 тыс. рублей он просил Иванова зарегистрировать переход права собственности на земельный участок от Зязиной к Лескову без предоставления соответствующих документов. Иванов осуществил необходимые регистрационные действия.

Может ли Иванов быть привлечен к юридической ответственности? Определите вид ответственности.

Объектом управлении являются отношения по поводу земельного фонда.

Это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений.

2 вида управления:

1. Общее управление — осуществляют органы общей и специальной компетенции. Это управление имеет территориальный характер и распространяется на все земли, независимо от их принадлежности.

2. Ведомственное управление — возложено на Федеральные агентства, службы, в исключительных случаях на Министерства и распространится это управление на земли определенных отраслей народного хозяйства.

Содержание управления – это основные направления деятельности уполномоченных органов – функции:

· ведения государственного кадастра недвижимости и государственного кадастрового учета.

· землеустройство.

· мониторинг земель.

· планирование, использование и охрана земельных ресурсов.

· государственный земельный надзор.

· осуществление земельного контроля.

Органы общей компетенции:

· Правительство РФ, которое призвано обеспечить проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, призвано обеспечить организацию деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов и регулированию природопользования

· Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляют деятельность исполнительного характера в соответствии с требованиями ФЗ и уставов

· Муниципальные органы и иные органы и их должностные лица, предусмотренные уставами муниципальных образований и обладающих соответствующей компетенции.

Специальные органы:

· Минэкономразвития. Вырабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование, в том числе в области земельных отношений за исключением земель сельхозназначения, государственного кадастра недвижимости, в сфере осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, в сфере государственной кадастровой оценки, в сфере функционирования зон территориального развития и в сфере регистрации прав на имущество и сделок с ним. Напрямую осуществляет управление особыми экономическими зонами, ведет Банк данных земельных участков, отведенных под особые экономические зоны, выдает разрешения на строительство на территории особых экономических зон, утверждает документацию по планировке территорий особых экономических зон, определяет разрешенное использование земельных участков особых экономических зон.Контролирует деятельность федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество).

· Росреестр (составляет протоколы об административных правонарушениях в сфере земельных правоотношений, в установленном порядке рассматривает дела об административных правонарушениях и накладывает штраф, проводит государственную экспертизу землеустроительной документации, осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости, государственного реестра кадастровых инженеров, государственный кадастровый учет земельных участков, осуществляет государственный мониторинг земель за исключением земель сельхозназначения, государственный земельный надзор, предоставляет информацию о зарегистрированных правах на земельные участки и сведения, внесенные в государственном реестре кадастровых инженеров, организует проведение государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти).

· Росимущество.

· Минводресурсы.

· Росводреестр.

· Рослесхоз.

Государственный кадастровый учет и государственный кадастр недвижимости

До 1 марта 2008 года существовал государственный земельный кадастр, сегодня государственный кадастр недвижимости включает в себя информацию обо всех объектах недвижимости. До 2008 года система кадастра включала в себя информацию только о земельных участках. Правовая основа – Федеральный закон от 24.06.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Государственный кадастр недвижимости – это систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, о государственных границах РФ, о границах между субъектами РФ, муниципальных образований, населенных пунктов, сведений о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования и иные предусмотренные Федеральным законом сведения. То есть, он содержит информацию о земельном участке, о существующих границах между публичными образованиями, а также информацию о территориальных зонах, защитных зонах и т. д.

Государственный кадастровый учет – это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр недвижимости, которые подтверждают существование или прекращение существования данного объекта недвижимости.

Кадастровые работы – работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов необходимых для ведения государственного кадастрового учета. Кадастровые инженеры должны иметь квалификационный аттестат. Основаниями для проведения кадастровых работа являются:

· Договор, который оформляется в виде договора подряда.

· Определение суда в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Государственная служба – Росреестр ведет государственный реестр кадастровых инженеров. В результате кадастровых работ выдается один из следующих документов:

· Межевой план.

· Технический план.

· Акт обследования – выдается, когда планируется исключить информацию из государственного кадастра.

Государственный кадастровый учет. Для его проведения вся территория РФ делится на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы. В результате кадастра учета земельному участку присваивает учетный кадастровый номер – уникальный, неповторимый по времени и территории номер земельного участка. Государственный кадастровый учет осуществляет Росреестр и государственные земельные кадастровые палаты. С 1 января 2013 года такая функция предоставляется многофункциональным информационным центрам.

Государственный кадастровый учет осуществляется, во-первых, при постановке на учет земельного участка (когда происходит образование или создание земельного участка), во-вторых, при внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.

Государственный кадастровый учет по общему правилу проводится в течение 20 рабочих дней с момента подачи заявки и требуемых документов, а при смене адреса правообладателя – в течение 5 дней.

Кто имеет право обращаться за учетом? За постановкой на учет земельного участка – любые лица. Изменение сведений об объекте недвижимости – собственники объекта недвижимости, а если земельный участок государственный или муниципальный – лицо, обладающее на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, арендатор – если договор аренды сроком свыше 5 лет. За постановкой на учет части земельного участка могут обращаться собственники либо лица, в интересах которых устанавливается обременение.

Результатом государственного кадастрового учета являются:

· Кадастровый паспорт – при постановке на учет.

· Кадастровая выписка – в случае постановки на учет части земельного участка либо изменения сведений о земельном участке.

Основаниями для отказа в кадастровом учете земельных участков являются:

· Если земельный участок образован из земель, относящихся к разным категориям земель, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

· Если при образовании земельного участка произошло пересечение границ населенного пункта или муниципального образования. Участок не может находиться на территории двух муниципальных образований или населенных пунктов.

· Доступ к образуемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе, путем установления сервитута.

· Размер образуемого или измененного земельного участка не соответствует требованиям о предельных минимальных или максимальных размерах.

Сведения о части земельного участка имеют временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер с даты государственной регистрации обременения или ограничения, установленных на данную часть участка. Если по истечении 2-ух лет с даты постановки на учет части земельного участка государственная регистрация права не будет произведена сведения о части участка аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

Государственный кадастр недвижимости является государственным информационным ресурсом. Он ведется на бумажных и электронных носителях.

Кадастровые сведения являются общедоступными за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами. Любое совершеннолетнее лицо может получить информацию о любом объекте недвижимости. Информация выдается в виде:

· Копии документов, на основании которых были внесены сведения об объекте недвижимости.

· Кадастровые выписки об объекте недвижимости – документ, который содержит запрашиваемые сведения об объекте недвижимости.

· Кадастровый паспорт земельного участка – содержит информацию необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним.

· Кадастровый план территории – получают органы местного самоуправления для осуществления планирования, землеустройства и т. д.

· Кадастровые справки – статистическая информация для органов.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципа единства технологии его ведения на всей территории РФ.

Принцип актуализации сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Принцип сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в иных государственных реестрах – водном, лесном, участков недр и др.

Принцип сохранности сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости в случае их изменений, если иное не предусмотрено Федеральным законом. В целом, это информация очень длительного хранения.

Состав сведений государственного кадастра недвижимости:

1. Основные:

· Вид объекта.

· Кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости.

· Описание местоположения границ земельного участка.

· Площадь земельного участка.

2. Дополнительные:

· Адрес.

· Сведения о вещных правах на земельный участок и о их обладателях.

· Сведения об ограничениях и обременениях и о лицах, в интересах которых установлены ограничения и обременения.

· Сведения о водных объектах, лесах и других природных объектах, расположенных в границах земельного участка.

· Сведения о категории земель.

· Сведения о кадастровой стоимости участка и дате проведения кадастровой оценки.

Государственный кадастр недвижимости состоит из следующих разделов:

· Реестр объектов недвижимости – документ, в котором содержится информация об объектах в текстовой форме путем их описания.

· Кадастровые дела – скомплектованные и систематизированные документы, на основании которых вносится информация в государственный кадастр недвижимости.

· Кадастровые карты – тематические карты, в которых в графической и текстовой форме воспроизводятся сведения об объектах недвижимости, территориальных зонах и границах публичных образований.

Землеустройство

Правовая основа – Земельный кодекс РФ, закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».

Землеустройство – совокупность мероприятий по изучению состояния земель, планированию и рациональному использованию земель, по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, по организации рационального использования земельных участков для сельско-хозяйственного производства, по организации территорий, используемых общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и их представителями для обеспечения традиционного их образа жизни.

Объекты землеустройства – это территории субъектов РФ, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования и их части. Земельные участки сюда не относятся.

Землеустроительные мероприятия:

· Изучение состояния земель – проводится для получения информации о качественном и количественном состоянии земель и включает в себя следующие работы:

o Обследование изыскания, которое проводится для получения информации о загрязнении земель, об их порче либо о существовании иных негативных процессов.

o Инвентаризация земель – это работы для выявления неиспользуемых земель, нерационально используемых или используемых не по целевому назначению.

o Оценка качества земель – проводится в двух основных целях: для получения информации о возможности использования земель в сельском хозяйстве (в рамках этой деятельности осуществляется проверка качества земель, проверка плодородия); для определения возможности и продуктивности оленьих пастбищ и о наличии биологических ресурсов необходимых для осуществления традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

· Планирование и организация рационального использования земель и их охрана. В рамках этой функции разрабатываются предложения по использованию и охране земель.

· Это описание местоположения границ объекта землеустройства. Этапы:

o Подготовительные работы: сбор и анализ информации об объекте землеустройства. Сбор сведений, имеющихся на геодезической и картографической основе.

o Составление карты или плана границ объекта землеустройства.

o Составление землеустроительного дела.

o Согласование и утверждение карты границ объекта землеустройства.

o Сдача землеустроительного дела заказчику и в Государственный банк данных, полученных в результате осуществления землеустройства.

· Установление на местности границ объекта землеустройства – это, например, знаки на въезде в населенный пункт с наименованием населенного пункта.

· Мероприятия по внутрихозяйственному землеустройству:

o Мероприятия по улучшению сельско-хозяйственных угодий, по освоению новых земель, по восстановлению, консервации земель, по защите земель (оползни, сели и др.) и т. д.

o Организация рационального использования земель, Используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, относящимися к ним.

Основаниями для проведения землеустройства являются:

1. Договоры о проведении землеустройства.

2. Решение органов государственной власти и органов местного самоуправления о проведении землеустройства.

3. Судебное решение.

Проведение землеустройства обязательно:

1. При изменении границ объектов землеустройства.

2. При выявлении нарушенных земель и земель, подвергнутых негативному воздействию – для того, чтобы установить, какие мероприятия необходимо осуществлять.

3. Проводятся мероприятия по восстановлению нарушенных земель, мероприятия по рекультивации, консервации или защите земель от негативного воздействия.

Восстановительные мероприятия

Восстановительные мероприятия – применяются в тех случаях, когда нарушения уже имеются. Не всегда мероприятия имеют восстановительный характер в чистом виде. Эрозия – разрушение или снос верхних почвенных слоев под воздействием ветра или воды. Эрозия бывает водная и ветровая. Пример водной эрозии – Лагерный Сад в Томске.

Рекультивация земель – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и хозяйственной ценности земель и улучшение состояния окружающей среды. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых, при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных и иных работ, связанных с нарушением почвенного слоя, а также при ликвидации промышленных, гражданских и иных объектов. Нарушенные земли – это земли, утратившие свою хозяйственную ценность либо являющиеся источником вредного воздействия на окружающую среду в результате техногенного разрушения почвенного слоя либо нарушения гидрологического режима.

Мелиорация земель– это коренное улучшение состояния земель путем проведения различных мелиоративных мероприятий. Цели: 1) повышение продуктивности и устойчивости земледелия; 2) обеспечение получения гарантированного объема сельхоз продукции; 3) вовлечение в сельско-хозяйственный оборот малопродуктивных или неиспользуемых земель. Мелиорация земель происходит на основании планов, утверждаемых Министерством сельского хозяйства.

Существует 4 типа мелиорации:

· Гидромелиорация – орошение, полив и др.

· Агро-лесомелиорация – посадка растений.

· Культур-техническая мелиорация – расчистка земель от пней, камней и т. д.

· Химическая мелиорация – удобрения.

Консервация земель – проводится в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий. Деградация – это процесс, имеющий устойчивый и негативный характер по изменению состояния почв.

В зависимости от степени загрязнения, в зависимости от комплекса разрабатываемых мер возможна консервация путем перевода земель в земли запаса (типичный способ), возможно установление ограничений в использовании земельных участков, например, в соответствии со ст. 14 ЗК РФ земли, которые подверглись радиоактивному или химическому загрязнению в зависимости от степени загрязнения могут переводиться в земли запаса либо подлежат ограничению в использовании (запрет на производство сельскохозяйственной продукции в целях реализации).

Консервации подлежат сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными почвами. Во-вторых, это земли, загрязненные токсичными отходами сверх предельно-допустимых норм, а в-третьих, это иные почвы, использование которых по целевому назначению приводит к дальнейшему ухудшению их состояния, развитию негативных процессов либо к ухудшению экологической обстановки. О принятом решении о консервации земельного участка информируется орган Росреестра. Разрабатывается специальный проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации, устанавливаются мероприятия по предотвращению негативных процессов, очередность их проведения и стоимость. Здесь же указываются предложения по дальнейшему использованию земель после проведения мероприятий.

Ответственность в сфере использования и охраны земель

В объективном смысле, это совокупность правовых норм, устанавливающих неблагоприятные последствия за совершение земельного правонарушения и порядок их применения. В субъективном смысле это обязанность лица, совершившего земельное правонарушения претерпеть санкцию или меру ответственности, предусмотренные законом и (или) договором.

Функции:

· Карательная (штрафная).

· Восстановительная.

· Принудительно-воспитательная.

Особенность – обязанность возмещения вреда уже после применения мер административной или уголовной ответственности.

Земельное правонарушение – это виновное противоправное деяние, нарушающее правовые нормы, регулирующие земельные отношения. Соответственно, общим объектом всех земельных правонарушений являются земельные правоотношения – отношения в сфере использования, управления и охраны земель. В качестве специального объекта могут быть отношения собственности на землю – самовольный захват земельного участка. Объективная сторона – как действие, так и бездействие. Субъектами являются физические и юридические лица, нередко специальный субъект – должностное лицо. Субъективная сторона – обе формы вины (чаще всего – косвенный умысел).

Виды ответственности – административная, уголовная, гражданская, дисциплинарная, земельно-правовая.

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административное правонарушение – это противоправное действие или бездействие, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность.

В общем виде под управлением земельным фондом понимается исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти и органов МСУ в пределах их компетенции, направленная на публично правовое регулирование земельных отношений РФ в целях обеспечения рационального использования и охраны земель. Оно распространяется на всех участников земельных отношений, независимо от их организационно-правовых форм и видов прав на земельные участки.

Объектом управления являются отношения в сфере использования и охраны земель.

Различают несколько видов управления в сфере использования и охраны земель: общее, специальное и ведомственное (отраслевое) управление.

Общее управление.

Общее управление носит территориальный характер и касается всех правообладателей земельных участков, осуществляющих свою деятельность в пределах территории всей страны, субъекта РФ или муниципального образования.

Такое управление осуществляют органы общей компетенции, к которым относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах их компетенции

Специальное управление.

Его осуществляют специально уполномоченные органы государства в данной области, для которых выполнение соответствующих функций управления является главной задачей. Такое управление, как правило, не зависит от территориального размещения земельных участков и реализуется под контролем органов общего управления.

Ведомственное управление.

Его осуществляет ряд федеральных органов исполнительной власти в отношении земель, которые находятся, как правило, в федеральной государственной собственности. Регулирование охраны и использования земель не является для этих органов их основной задачей, чем они и отличаются от органов специальной компетенции. Этот вид управления распространяется, прежде всего, на подведомственные данным органам предприятия, учреждения и организации. К ним, в частности, можно отнести Министерство обороны РФ, Министерство транспорта РФ и некоторые другие.

Внутрихозяйственное (производственное) управление.

Его осуществляют непосредственно сами правообладатели земельных участков в отношении находящихся у них земель (внутрихозяйственный учет, контроль за использованием земель, внутрихозяйственная организация земельного участка и т.д.)

Содержание управления в данной области заключается в выполнении органами организаций управленческих функций, необходимые для организации эффективного использования и охраны земель.

Общественное управление.

Например, при установлении публичного сервитута необходимо проведение общественных слушаний. Или проведение экологической экспертизы.

Земельное управление осуществляется в двух формах:

1. Нормотворчество, т.е. издание подзаконных нормативных актов и актов применения права;

2. Правоприменительная деятельность.

Принципы управления в сфере использования и охраны земель

Основой государственного управления в сфере использования и охраны земель является принцип устойчивого развития. Его смысл в том, что государство не должно не допускать без достаточных оснований перевода их из одной категории в другую, а также осуществлять контроль за режимом использования земель в зависимости от их целевого назначения.

Иные общие принципы управления в сфере использования и охраны земель:

1. Общие социальные принципы управления:

а) Непосредственного уча­стия граждан в разработке, принятии и контроле за реализацией решений, затрагивающих их земельные и связанные с ними интересы;

б) Учета общест­венного мнения;

в) Законности и др.

2. Общие организационно-технические принципы управления:

а) Принцип конкретности прав, обязанностей и ответственности за их нарушение;

б) Принцип сочетания территориального и отраслевого подходов;

в) Принцип сочетания коллегиальности с единоначалием;

г) Разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций и др.

Специальные принципы:

а) Принцип приоритета здоровья населе­ния при постановке и решении целей и задач управления в сфере использова­ния и охраны земель;

б) Принцип дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

в) Принцип сочетания административно-территориального под­хода с природно-географическим районированием:

Добавить комментарий