Понятие юридических фактов

и научности юридической практики) // Российский юридический журнал. — 2012. — № 3. — С. 19-24.

5. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. — М.: Издание Бр. Башмаковых,

1911. — 173 с.

6. Якушев П.А. Юридические акты и поступки как основания правоотношений. — Владимир: ВГПУ 2003. — 228 с.

УДК 340.1

Цыпленков Евгений Александрович

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Нижний Новгород

Шиндяпин Аркадий Витальевич

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Нижний Новгород

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ: АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ

Юридические факты представляют огромный интерес для современной науки, что говорит о значимости данного явления и отдельных аспектов его понимания и толкования. Сложившееся представление о юридических фактах как фактах реальной действительности, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий, не дает представления об их подлинном назначении и роли в правовом регулировании. В данной статье юридический факт определяется автором в качестве образа конкретного обстоятельства существующей действительности. Появление или отсутствие данного образа связано с определенными юридическими последствиями, в том числе с возникновением, изменением и прекращением правовых отношений.

Ключевые слова: юридический факт, юридическое познание, состязательность, доказывать, образ, обстоятельство реальной действительности.

В современной научной литературе делается вывод о том, что обстоятельства, которые затрагивают в определенной степени общественные отношения, можно подразделить на юридически значимые, порождающие определенные юридические последствия, и юридически безразличные — не порождающие правовые последствия. Первые условно называют «юридическими фактами». Теория права считает юридическими фактами определенные жизненные обстоятельства, ввиду которых происходит наступление различных юридических последствий .

Необходимо отметить, что определения юридических фактов, которые встречаются в цивилистике, воспроизводят дефиниции, предлагаемые в рамках общей теории права. Возникновение последствий является возможным только в том случае, если присутствуют цепочки, состоящие из определенных звеньев:

1) закрепление в содержании нормы права особой правовой модели, определенного обстоятельства, в результате наступления которого будут возникать конкретные последствия;

2) наступление определенного жизненного обстоятельства, отличающегося от абстрактного его прототипа наличием множества признаков частного характера;

3) реализация правовой нормы, под действием которой находится определенное обстоятельство.

Большое значение имеет проведение детального раздела между важнейшими юридическими категориями и описание основного содержания следующих понятий:

а) идеальная правовая модель обстоятельства;

б) реальное жизненное обстоятельство;

в) юридический факт .

В современных условиях данные понятия отождествляются.

Правовая модель обстоятельства, которую можно было бы назвать идеальной, представляет собой абстрактное обстоятельство, закрепленное в гипотезе правовой нормы или ряда норм, с которым правовая норма связывает наступление конкретных последствий. Правовая норма не может закреплять в гипотезе определенное указание на обстоятельство, так как предусматривает лишь общие правила и устанавливает идеальную модель обстоятельства, которое возможно произойдет в будущем

Нормы права являются ценностно-ориентаци-онной категорией. Они выполняют прагматическую функцию, направленную на регулирование общественных отношений. В правовых нормах должны содержаться модели, которые являются необходимыми для осуществления функции регулятора отношений, они должны находиться в противоречии с данными отношениями. Кроме того, они призваны не отражать современную действительность, а менять ее в соответствии с целями и волей законодателя. Совпадение правовой нормы и фактического поведения людей констатирует отмирание ввиду ненадобности.

Право можно представить как систему иерархически подчиненных моделей, где в формате общих правовых предписаний происходит создание конкретных правовых типов общественных отношений.

© Цыпленков Е.А., Шиндяпин А.В., 2017

Вестник КГУ ^ № 2. 2017

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правовая норма, в качестве регулятора общественных отношений, содержит следующие аспекты:

1) особенности фактических отношений, которые уже существуют;

2) факторы объективной действительности, которые включают: цели и задачи, оказывающие воздействие на регулируемые отношения;

3) необходимость развития и движения отношения согласно определенной нормативной модели .

Стартовой для правоприменительного процесса является юридически значимая ситуация — основание и конечный объект социально-правового организующего воздействия, входящая в сферу регулирования через юридический факт.

Юридическое познание и доказывание представляют собой регулируемый правовыми нормами процесс, который ставит задачей установление действительных прав и обязанностей для правильного применения закона.

Познание и доказывание юридических фактов — это одна из актуальных проблем современной юридической науки. Представление о юридических фактах как о фактах действительности, с которыми правовые нормы связывают юридические последствия (возникновение и изменение правоотношений), не дает полного представления о подлинном их назначении и значении в правовом регулировании .

Юристы понимают под «фактом» реальность и сведения о данной категории, которые применяются в рамках доказывания, а также средства доказывания. Под понятие «факт» может подходить различный круг феноменов, обладающих двумя общими признаками:

1) «факт» связывается с понятием «единичное»;

2) представление о факте связывается с уверенностью в действительном существовании содержания имеющегося представления.

В данном случае можно установить наличие противоречия, возникающего между онтологическим и гносеологическим толкованием термина «факт». В онтологическом отношении следует понимать факт как событие, определенное явление, предмет в человеческом мировидении и мироощущении.

Философия определяет факт в качестве отражения явления или отдельного отношения. В ретроспективном познании данное понятие не отождествляется с определенным событием, так как факт не является просто событием, существующим вне субъекта, но данным событием, которое отражается в сознании у субъекта, поэтому для него оно представляется фактом .

Таким образом, можно констатировать отход от традиционного разграничения между объективным и субъективным в рамках структуры факта.

Процесс, связанный с формированием факта, можно охарактеризовать как:

1) подготовку субъекта к получению определенной информации, к определению целей, к наблюдению, к созданию условий, необходимых для исследования реальности, прединтерпретации, которая способна отразить весь процесс, направленный на формирование субъекта познания в качестве специалиста в определенной области, процесс усвоения опыта предыдущих поколений.

2) получение эмпирических данных в случае применения определенных методов познания.

3) обработку (интерпретацию) данных, которые получены. Данная деятельность состоит из выявления и обобщения содержания данных, их выражения специальным языком.

Конечная цель юридического познания состоит в собирании фактов и их последующем обобщении с выведением оснований для решения вопросов.

С учетом всей конкретности прав и обязанностей, их осуществление, собственно, как и правых норм и общих правоотношений, обеспечивается с помощью юридических фактов. Если обратиться к субъективному праву и обязанностям, то следует сказать о том, что, несмотря на то, что их модели находят свою реализацию в материальной жизни и в фактических отношениях, последние правовыми не становятся.

Содержанием юридических фактов становятся явления прошлого и обстоятельства, связанные с настоящим. В правоприменении юридические факты формируются на основании различных социальных обстоятельств, которые называются доказательственными фактами. Данные факторы представляют собой информацию, отражающую определенные следы. Субъекты в рамках доказывания доказывают истину фактами. При этом они используют источники доказательств .

Доказывание юридических фактов связано с системой мировоззренческих идей, которые, в свою очередь, заложены в праве. В данном плане факты являются и эмпирическими образами конкретных ситуаций реальности и простейшими, обобщенными определениями правовых ситуаций.

Субъективная составляющая факта представляется не только толкованием проинтерпретированных и полученных эмпирических данных в масштабах существующей парадигмы, но и содержит отсылки к основным априорным гносеологическим положениям. Именно данные положения определяют возможность толкования и правила отбора и обобщения материала эмпирического характера.

Факт — это элемент в сфере мыслительной деятельности, своеобразная идея. Аргумент является суждением стороны, основанным на доказательственном факте. Собирание и расположение различных фактов в аргументы требует связи между данными явлениями. Связь, возникающая между фактами, представляет собой конструкцию словесного и умственного характера .

Вестник КГУ ^ № 2. 2017

Далее следует сказать о том, что факт является диалектическим единством субъективного и объективного. В факте информация, полученная из определённого источника, объединяется с субъективной позицией получателя данной информации. Субъективный момент, имеющий связь с личностью субъекта, находит воплощение в определенных фактах. Факт создается путем интерпретации субъектом определенных данных.

В содержании фактического знания вместе с информацией об объектах всегда присутствует конкретный слой знания, который относится к априорным положениям, предшествующим процессу познания и происходящим из рационального опыта освоения и несущим юридико-технический, прагматический характер. В факте присутствует субъективная компонента — идеология, психология, традиция.

Содержание факта является отражением не действительного объекта нашей реальности, а абстрактного объекта, искусственно созданного для выполнения определенной задачи.

Как вывод, факт — это событие, которое устанавливается в результате юрисдикционного процесса и принимается, допускается полномочным органом как результат целенаправленной деятельности, либо произошедшего в реальности. В юридическом правоприменительном процессе происходит формирование юридических фактов.

Ключевой момент процесса преобразования ряда сведений, касающихся фактических обстоятельств дела в юридических фактах — юридическая оценка (квалификация). Квалификация — это организующая составляющая, она управляет процессом сбора доказательственной базы. Содержание данного явления представляет собой установление и юридическое закрепление тождества фактически значимых признаков фактического обстоятельства с признаками юридической модели, отраженной в норме права. При осуществлении квалификации, установленный надлежащим органом образ фактического обстоятельства будет признаваться юридическим фактом и официально получает данное качество. Ошибка, которая может быть допущена в юридической оценке, будет означать приписывание фактам несвойственного для них значения, что приводит к принятию незаконного решения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юридический факт — это не привычное знание естественнонаучного типа. Объективно и од-

нозначно, оно отражает реальное событие, но в большей степени является проекцией сложной юридической деятельности, которая несет на себе печать и личности юриста, а также особенности меняющейся ситуации в масштабах отечественной юриспруденции. Следовательно, юридический факт определяется в качестве образа конкретного обстоятельства существующей действительности, принимаемого за истинное. Появление или отсутствие данного образа связано с определенными юридическими последствиями, в том числе с возникновением, изменением и прекращением правовых отношений.

Установление юридических фактов приводит в действие диспозицию и санкцию правовой нормы, иные предписания правового характера, определяет границы возможного и должного поведения всех сторон правоотношений. Связь между юридическими фактами и юридическими последствиями не характеризуется наличием причинно-следственной связи. В данном случае подразумевается связь, которая основана на приказе правовой нормы. Исчезает норма, следовательно, прерывается связь между фактами и последствиями юридического характера.

Библиографический список

1. Александров А.С., Кухта А.А. Судебные факты // Российский судья. — 2007. — № 8. — С. 4.

2. Боруленков Ю.П. Теоретические основы процессуального познания. — Владимир: ВГПУ, 2006. — 227 с.

3. Боруленков Ю.П. Юридический факт, как образ обстоятельства реальной действительности // Юридический мир. — 2013. — № 10. — С. 50-56.

4. Боруленков Ю.П. Юридическое познание как фундаментальная категория правоведения // Юридический мир. — 2009. — № 12. — С. 52-56

5. Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — 152 с.

6. Микешина Л.А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. — М.: Канон, 2009. — 559 с.

7. Новицкий В.А. Теория доказательственного права: Монография: В 2 т. Т. 2. — М.: ЗАО «Пресса», 2005. — 304 с.

8. Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. — Екатеринбург: УИФ Наука, 1993. — 257 с.

Вестник КГУ № 2. 2017

Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство (событие или действие), с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

Признаки:

1) Юридические факты по своему содержанию – это реальные жизненные факты (явления);

2) Юридические факты – это обстоятельства конкретные, индивидуальные. Если речь идет о фактах – действиях, то конкретность действий означает, что они совершены определенными субъектами и несут конкретное социальное и правовое содержание. Конкретность юридических фактов-событий выражается в том, что они происходят в определенной местности в некоторый момент времени.

3) Юридические факты – это обстоятельства, конкретные определенным образом выраженные вовне. Юридическими фактами не могут быть абстрактные понятия, мысли, события внутренней духовной жизни человека.

4) Юридические факты – это обстоятельства, состоящие в наличии или отсутствии определенных явлений материального мира. Необходимо учитывать, что юридическое значение могут иметь не только позитивные (существующие) явления, но и так называемые негативные факты (отсутствие служебной подчиненности, родства, другого зарегистрированного брака и т.п.)

5) Юридические факты – это обстоятельства, несущие в себе информацию о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования. Юридические факты – это такие обстоятельства, которые затрагивают прямо или косвенно права и интересы общества, государства, личности;

6) Юридические факты – это обстоятельства, прямо или косвенно предусмотренные нормами права. Многие юридические факты исчерпывающе определены в норме права.

7) Юридические факты – это обстоятельства, которые зафиксированы в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме. Многие юридические факты имеют правовое значение лишь в том случае, если они надлежащим образом оформлены и удостоверены (в виде документа, справки и т.д.)

8) Юридические факты – это обстоятельства, вызывающие предусмотренные законом правовые последствия. Имеется в виду, прежде всего, возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Очень часто для возникновения правоотношения требуется фактическийюридический состав, то есть совокупность двух или нескольких юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения правоотношений. Так, для возникновения пенсионного правоотношения нужны достижение определенного возраста, наличие трудового стажа и решение органов социального обеспечения о назначении пенсии. Для поступления в вуз необходимы следующие факты: аттестат об окончании средней школы, сдача вступительных экзаменов или собеседование, проходной балл по конкурсу, приказ ректора о зачислении на первый курс соответствующего учебного заведения. Для вступления в брак необходимы достижение определенного возраста, заявление будущих супругов о регистрации брака и акт его регистрации в органах ЗАГС.

62.Виды юридических фактов:

1.По последствиям юридические факты делятся:

а) правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, это гражданско-правовые сделки, заключение трудового договора, заключение брака, поступление в ВУЗ и т.д.)

б) правоизменяющие факты изменяют правоотношения. Например, перевод на другую работу изменяет содержание трудового правоотношения между сторонами, хотя в целом правоотношение сохраняется.

в) правопрекращающие фактыобусловливают прекращение правоотношений. Таковыми являются действия лица по осуществлению субъективного права или исполнению юридической обязанности. Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие, например, смерти человека (субъекта правоотношения), гибели вещи (объекта правоотношения).

Один и тот же факт способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношений по наследованию, прекращение трудового правоотношения, изменение правоотношения по найму жилого помещения.

2. По волевому признаку юридические факты делятся на:

а) события

б) деяния (действие или бездействие)

События – это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (пожар от удара молнии, истечение срока, естественная смерть человека и др.).

Они делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные события – это юридические факты, наступление которых вообще не зависит от воли людей(например, пожар дома в результате удара молнии приводит к возникновению страховых правоотношений между собственником и страховой компанией, если дом был застрахован. Юридическим фактом является не удар молнии, а гибель имущества в результате пожара).

Относительные события – это юридические факты, которые наступают в результате действий третьих лиц.Данные лица не являются участниками правоотношений, возникающих в результате их действий. Например, пожар в результате поджога приводит к возникновению правоотношений между собственником и страховой компанией.

Деяния – это действия либо бездействие сторон правоотношения.

Деяния делятсянадействия и бездействие.

Действия – это волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Они могут быть правомерными и неправомерными.

Правомерные действия– это поведение людей, соответствующее нормам права и порождающее правовые последствия.

Они делятся на юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты – это действия, совершенные с целью породить юридические последствия (приговоры и решения суда, договоры между организациями, гражданско-правовые сделки).

Юридические поступки– это фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений и не преследующее правовых целей, но объективно порождающие правовые последствия (например, создание литературного произведения, выполнение трудовых обязанностей и т.д.).

Неправомерные деянияпротиворечат правовым предписаниям, причиняют вреда интересам общества и государства.

К неправомерным деяниям относятсяправонарушения, а именно: преступления и проступки.

Бездействие –это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

Юридические факты-события можно классифицировать по различным основаниям:

а) по происхождению:природные (стихийные) и зависящие в своем происхождении от человека;

б) в зависимости от повторяемости события:уникальные и повторяющиеся (периодические);

в) по протяженности во времени:моментальные (происшествия) и протяженные во времени (явления, процессы);

г) по количеству участников:персональные, коллективные, массовые; с определенным и неопределенным количеством участников;

д) по характеру наступивших последствий: обратимые и необратимые.

По форме проявления:

а) положительные – это такие юридические факты, с наличием которых норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений (Например, ч.1 ст. 12 Семейного кодекса РФ: «Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста”).

б) отрицательные – это такие юридические факты, с отсутствием которых норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений (Например, ст. 14 Семейного кодекса РФ Обстоятельства, препятствующие заключению брака: Не допускается заключение брака между: лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

По характеру действия:

а) факты однократного действия

б) факты непрерывного юридического действия

. С точки зренияпродолжительности существования фактических обстоятельств:

а) факты краткосрочного действия;

б) факты длительного действия (например, создание художественного произведения);

Особое место среди юридических фактов занимают правовые состояния, то есть длящиеся (непрерывные или периодически возникающие) обстоятельства, отражающие положение субъекта в обществе, его отношения с другими людьми и т.д. (гражданство, брак, болезнь, трудовой стаж).

Специфическими юридическими фактами выступают презумпции, фикции, преюдициальные факты.

Презумпция – это закрепленное в нормах права предположение о существовании некоторого факта, которое считается достоверным, если (пока) не будет доказано обратное (например, презумпция невиновности).

Фикции (правовые фикции) — несуществующие обстоятельства, которые в соответствии с нормами права признаны существующими и, как следствие, способные влечь юридические последствия (например, признание гражданина умершим – ст. 45 ГК РФ).

Преюдициальные факты – это обстоятельства, которые установлены вступившими в юридическую силу решениями судов и являющиеся обязательными для всех судов при рассмотрении ими других дел.

63. Правоотношение, его признаки, место и роль в механизме правового регулирования.

Правоотношение — это урегулированное нормами права и охраняемое государством общественное отношение, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности (В.И. Цыганов)

Признаки правоотношения:

1) Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормой права. Опосредуя экономические, политические и иные общественные отношения, правоотношения служат юридической формой взаимодействия между участниками этих отношений.

2) Правоотношения складываются (возникают, изменяются или прекращаются) на основе правовых норм, в которых выражается и закрепляется государственная воля. Нет нормы права – нет и правоотношения.

3) Правоотношение – это связь между сторонами с помощью субъективных прав и юридических обязанностей. В рамках правоотношения праву одной стороны корреспондирует обязанность другой и наоборот.

4) Правоотношение – это такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.

5) Правоотношение выступает в виде конкретной (индивидуализированной) общественной связи, причем степень конкретизации может быть различной. Минимально конкретизируются правоотношения, которые возникают непосредственно из закона. В подобных случаях все адресаты юридической нормы имеют общие (одинаковые) права и свободы и несут равные обязанности независимо от каких-либо условий. Типичный пример – конституционные права и свободы. Рассматривая последние применительно к отдельному гражданину, мы переводим нормативные предписания в плоскость правоотношений. Каждый гражданин сам определяет, в какой мере он будет использовать имеющиеся у него в соответствии с Конституцией права и свободы. Средняя степень конкретизации наблюдается, когда индивидуализирован не только субъект, но и объект правоотношения. Например, в правоотношении собственности определены собственник и вещь – объект собственности. Максимальная степень конкретизации наличествует в тех случаях, когда точно известно, какие именно действия должно совершить обязанное лицо в интересах управомоченного. Здесь индивидуально устанавливаются объект, обе стороны и содержание правовой связи между ними. Так, по договору подряда (ст. 702 ГК РФ) одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

6) Правоотношение – это всегда волевое отношение, так как для его возникновения необходима воля его участников, хотя бы с одной стороны.

7) Правоотношение – это отношение, охраняемое и обеспеченное государством.

8) Правоотношение – это отношение по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В нее входят субъект, объект и содержание правоотношения.

Место и роль правоотношения в механизме правового регулирования:

Правоотношение занимает центральное место в механизме правового регулирования. Нормы права образуют основу правового регулирования. Правоотношения возникают только на основе норм права. Если норма права – это статическое состояние правового регулирования, то правоотношение – динамическое. Правоотношения переводят идеальную модель общественных отношений, содержащуюся в норме права, в наличное бытие у конкретных субъектов конкретных прав и обязанностей.

64. Содержание правоотношения – это субъективные юридические права и обязанности.

Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной сторон.

Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Признаки субъективного права:

1) Субъективное право есть мера возможного поведения. Мера означает границу, предел проявления чего-нибудь. Применительно к субъективному праву мера включает в себя вид и размер возможного поведения. Например, Трудовой кодекс РФ, регулирующий право на оплачиваемый отпуск, определяет и вид поведения (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка) и его размер (продолжительность отпуска). Субъективное право – это возможное поведение, то есть носитель субъективного права всегда имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий. Субъективное право совершенно верно связывается со свободой. Это мера свободы.

2) Содержание анализируемого права устанавливается нормами права и юридическими фактами.

3) Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. В одних случаях эта обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право другой стороны, в других – данное право обеспечивается исполнением обязанности, то есть активными действиями обязанного лица.

4) Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов; при отсутствии последнего стимул для осуществления субъективного права теряется.

5) Данное право состоит не только в возможности, но и в юридическом или фактическом поведении управомоченного лица.

Структура субъективного права:

Субъективное право – сложное явление, включающее в себя ряд правомочий:

а) право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению). Правопользование.

б) право на юридические действия, на принятие юридических решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать и т.д.). Правоповедение.

в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, то есть право на чужие действия (займодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей). Правотребование.

г) право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, то есть право на принудительное исполнение обязанности (в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе). Правопритязание.

Юридическая обязанность – это предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого должного поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Признаки юридической обязанности:

1) Это мера необходимого, должного поведения, точное определение того, каким оно должно быть. Соблюдение такой меры обязательно, ибо обязанность обеспечена возможностью государственного принуждения.

2) Она устанавливается на основе юридических фактов и требований правовых норм.

3) Обязанность устанавливается в интересах управомоченной стороны – отдельного лица или общества (государства) в целом.

4) Обязанность есть не только (и не столько) долженствование, но и реальное фактическое поведение обязанного лица.

5) У обязанного лица нет выбора между исполнением и неисполнением обязанности. Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридической обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

1) Воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);

2) Совершение конкретных действий (активное поведение);

3) Претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

Объекты правоотношений

Объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности; это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Выделяют 2 подхода к пониманию данной категории:

1) Монистический подходнашел выражение и обоснование в работах О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородского. С точки зрения этого подхода объектом правоотношения может выступать только поведение его участников.

2) Плюралистический подход исходит из многообразия объектов правоотношений, к которым относятся:

а) Предметы материального мира. К ним относятся вещи. В юридическом смысле вещами являются предметы природы в их естественном состоянии, а также созданные в процессе трудовой деятельности человека, по поводу которых возникает правоотношение.

б) Продукты духовного творчества. Это то, что является результатом интеллектуальной (духовной, творческой) деятельности: произведения искусства, литературы, науки, живописи, кино, компьютерные программы и др.

в) Личные неимущественные блага. Под личными неимущественными благами как объектами правоотношений понимаются нематериальные блага, непосредственно связанные с человеком, его личностью. Это жизнь, здоровье, честь, достоинство человека.

г) Поведение участников правоотношений. Поведение человека выражается либо в действии (активное поведение), либо в бездействии (пассивное поведение).

д) Результаты поведения участников правоотношений

Результаты поведения – это те последствия, к которым приводит то или иное действие или бездействие. Многие правоотношения и устанавливаются ради того, чтобы путем поведения лиц добиться определенного результата. В этом случае не само поведение будет объектом правоотношения, а именно результат поведения. Примером может служить правоотношение, возникающее на основе договора перевозки (ст. 78 ГК РФ).

е) Документы и ценные бумаги – паспорта, аттестаты, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий, административные протоколы.

Виды правоотношений

I) По отраслевому признаку или в зависимости от предмета правового регулирования: конституционные, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д.

II) По функциям права:

1) Регулятивные правоотношенияявляются результатом осуществления регулятивных норм права, закрепляющих определенный порядок отношений. Связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией.

Регулятивные правоотношения, в свою очередь, делятся на:

а) активные,выражающие динамическую функцию права и складывающиеся на основании обязывающих норм, осуществления определенных положительных действий (например, налоговое правоотношение);

б) пассивные,выражающие статическую функцию права и складывающиеся на основе управомачивающих и запрещающих норм (авторское правоотношение).

2) Охранительные правоотношенияпоявляются на основе охранительных норм права вследствие совершения правонарушения, связаны с государственным принуждением, возникновением и реализацией юридической ответственности.

III) В зависимости от степени конкретизации (индивидуализации) субъектов (сторон):

1) относительные правоотношения.В них конкретно (поименно) определены обе стороны (лица управомоченные и лица обязанные) (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик, работодатель и работник).

2) абсолютные правоотношения.В них названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона – это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права).

IV) В зависимости от характера:

1) материальные, возникающие на основе норм материального права (например, финансовые, трудовые и т.д).

2) процессуальные, возникающие на основе процессуальных норм права. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридического дела (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные и др.)

V) В зависимости от состава участников (количества сторон):

1) простые,возникающие между двумя субъектами (например, правоотношения купли-продажи);

2) сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношения отбывания уголовного наказания).

VI) В зависимости от продолжительности действия:

1) кратковременные(например, правоотношения мены, участие в выборах);

2) долговременные, длящиеся(например, правоотношения гражданства);

VII) По методам регулирования:

1) Управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов (директор завода и работник, командир воинского подразделения и его подчиненный);

2) Договорные, для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга (взаимоотношения коммерческих фирм);

VIII) По составу участников:

1) Двусторонние,возникающие между двумя субъектами (договор аренды);

2) Многосторонние,где есть три и более участников (купля-продажа через посредника);

IX) По значимости:

1) Главные (основные);

2) Производные;

Например, на основании обращения в суд с иском возникает главное правоотношение между судом и участниками процесса (истцом и ответчиком). Это отношение длится постоянно от начала до завершения процесса. Если в процессе участвуют прокурор, эксперт или третьи лица, то возникают дополнительные процессуальные правоотношения между судом и этими участниками процесса (суд-прокурор, суд-эксперт).

66.Реализация права: понятие, формы

Реализация права — фактические действия, поступки сторон правоотношения по взаимному выполнению их субъективных прав и обязанностей (Петров А.В.).

Реализация права (точнее следует говорить о реализации правоотношений) — завершающая стадия механизма правового регулирования, на которой предписания юридических норм, конкретизированные в правоотношении в виде субъективных прав и субъективных обязанностей, воплощаются в реальном поведение людей. Содержанием и итогом реализации правоотношений является правомерное поведение субъектов, осуществление ими своих прав и обязанностей в соответствии с предписаниями юридических норм. В результате правомерного поведения достигает стабильность, упорядоченность общественных отношений, реализуются цели правового регулирования (Петров А.В.).

Право имеет смысл, если оно реализуется. Издание законов – это не самоцель для правотворческих органов. Реализация права является завершающей стадией механизма правового регулирования, когда субъективные права и юридические обязанности воплощаются в реальном поведении людей. Реализация права по своему содержанию есть правомерное поведение субъектов.

В зависимости от критерия можно выделять различные формы реализации права.

По субъекту: индивидуальная и коллективная формы реализации.

По внешней стороне: действие и бездействие.

В зависимости от характера действий субъектов выделяют 4 формы реализации права:

1) соблюдение – воздержание от действий, запрещенных нормами права, то есть пассивное поведение. Это реализация запрещающих норм (норм-запретов). Нормы – запреты – это многие нормы УК РФ, многие нормы административного права.Например, работник не нарушает установленные в правилах внутреннего трудового распорядка запреты.

2) исполнение связано с выполнением обязанностей, то есть строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны. Это реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для которых требуется активное поведение:уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу по трудовому договору, явится в суд по повестке в качестве свидетелей и т.д.

3) использование выражается в осуществлении субъективных прав, посредством этого лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права. Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Характерный признак данной формы – добровольность. Никто не может заставить гражданина использовать свое право.

Пример активного поведения: получение высшего образования, участие в выборах и т.д.

4) применение – это властная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных юридических норм (например, в соответствии с уголовным кодексом суд выносит приговор подсудимому за совершение им преступления).

67. Применение права как особая форма его реализации

Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем в некоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственного вмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной. Цель применения права – обеспечить нормальный ход реализации права.

Применение – это особая форма реализации права и характеризуется следующими признаками:

1) Особый субъект. Применение права осуществляется уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами, наделенными функциями государственной власти, то есть имеет государственно-властный характер, то есть акты, которые издаются в процессе правоприменения, являются обязательными для лиц, которым они адресованы и их неисполнение влечет за собой государственное принуждение.

2) имеет индивидуальный характер. Правоприменение связано с принятием решения по конкретному делу и его оформлением и проводится в отношении строго установленных лиц.

3) направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности;

4) реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах. Данная деятельность жестко регламентирована нормами права;

5) завершается вынесением индивидуального юридического решения, то есть принятием правоприменительного акта (например, приговора суда, судебного решения по делу и т.д.).

6) это организующая деятельность, так как представляет собой решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это «приложение закона”, правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам.

7) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);

Применение права необходимо в тех случаях, когда:

1) Правоотношение не может возникнуть без властного веления государственного органа или должностного лица (например, установление права на получение пенсии);

2) Возникают споры о праве и сами стороны не могут достигнуть соглашения или есть препятствия к осуществлению субъективного права (например, раздел супругами имущества);

3) Общественные отношения в силу их особой значимости необходимо проконтролировать с позиций законности (например, регистрация брака);

4) Возникает необходимость в государственном принуждении (например, в привлечении к юридической ответственности, так как совершено правонарушение и в отношении правонарушителя необходимо реализовать санкции);

5) Требуется в официальном порядке установить, подтвердить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридическое значение (признание человека безвестно отсутствующим, признание человека умершим);

6) Необходимо защитить чье-то субъективное право;

7) Необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей (нотариально удостоверить, получить разрешение на какую-либо деятельность);

8) Реализация права с помощью и под контролем государственного органа;

Применение права должно соответствовать следующим требованиям:

1) Законность – строгое соблюдение установленного законодательством порядка правоприменительной деятельности;

2) Обоснованность – полное, всестороннее исследование всех относящихся к делу фактических обстоятельств.

3) Целесообразность – максимально полный учет конкретных обстоятельств дела, ситуации, личности, субъекта.

№ 328

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ноябрь

ПРАВО

УДК 349.3

Е.И. Бутенко

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ» И «ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Анализируются разграничения юридических фактов в праве социального обеспечения и социально-обеспечительных юридических фактов. Специфика последних заключается в том, что они имеют юридическое значение в различных отраслях права, однако процедура их установления (подтверждения) всегда регулируется нормами права социального обеспечения. Социально-обеспечительные факты образуют основания и условия возникновения права на социальное обеспечение.

Ключевые слова: право социального обеспечения; юридические факты.

Юридические факты, как известно, позволяют увидеть динамический «срез» той или иной отрасли права, поскольку именно с ними связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений и наступление иных правовых последствий. Для каждой правовой отрасли характерны определенные юридические факты, формирующие и отражающие наряду с предметом и методом правового регулирования специфику соответствующих правовых норм.

Специфика права социального обеспечения заключается в том, что используемые в данной сфере правового регулирования юридические факты чрезвычайно разнообразны, что связано со стремлением законодателя закрепить в нормах права все возможные ситуации, приводящие к нужде. Это разнообразие ведет к тому, что понятия «юридический факт в праве социального обеспечения» и «социально-обеспечительный юридический факт», несмотря на их кажущуюся идентичность, не являются тождественными.

Юридический факт в праве социального обеспечения — это любое обстоятельство, с которым правовые нормы связывают наступление каких-либо юридических последствий (материального или процедурного характера). Социально-обеспечительный юридический факт — это такой факт, который определяет необходимость предоставления лицу того или иного вида социального обеспечения (возраст, инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.); другими словами, социально-обеспечительный факт обусловливает наступление материально-правовых последствий, показывает, по какой причине и при каком условии (условиях) гражданин вправе получать государственную помощь или содержание. Поэтому к социально-обеспечительным фактам нельзя отнести заявление нуждающегося и решение органа социального обеспечения о предоставлении определенного вида обеспечения (это, по большому счету, юридически значимые обстоятельства вспомогательного характера, которые нужны для законного и обоснованного наступления материально-правовых последствий). Таким образом, в рамках отрасли права социального обеспечения первое из указанных понятий шире второго по объему, поскольку включает также юридические факты процедурного характера.

Однако ни одна отрасль права не существует в вакууме, она, напротив, активно взаимодействует с дру-

гими правовыми отраслями. Поэтому различие категорий «юридический факт в праве социального обеспечения» и «социально-обеспечительный юридический факт» нужно усматривать и в другом. Говоря о юридических фактах в праве социального обеспечения, мы ограничиваемся только рамками данной отрасли, в то время как социально-обеспечительные факты могут закрепляться и в иных отраслях права. Например, для назначения государственному служащему пенсии за выслугу лет необходимо наличие стажа государственной службы (ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. ), а категории граждан, относящихся к государственным служащим, порядок прохождения государственной службы и ряд других отношений регулируются нормами административного права (ст. 8-11, 21-41, 45-59 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. ). Такой факт, как страховой стаж связан в большинстве случаев с определенным периодом работы на основании трудового договора (п. 1 ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. ), а это уже сфера действия норм трудового права (раздел III ТК РФ ). Существование в настоящем или прошлом трудового правоотношения, по общему правилу, представляет собой необходимую предпосылку наличия страхового стажа, поскольку именно в период работы работодатель должен отчислять взносы в Пенсионный фонд РФ (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Таким образом, многие социально-обеспечительные факты существуют во взаимосвязи с фактами других отраслей, в чем, собственно, проявляется органическая связь и взаимодействие права социального обеспечения с иными отраслями российского права. Эта тесная связь позволяет говорить о межотраслевой природе данных юридических фактов, поскольку часто их нельзя отнести к какой-либо одной правовой отрасли.

Вместе с тем использование социально-обеспечительных фактов в иных отраслях российского права не преследует специфичных социально-обеспечительных целей. Другими словами, в этих случаях не идет речь о предоставлении помощи или содержания государства, а при помощи социально-обеспечительных фактов решаются задачи правового регулирования, свойственные тем или иным отраслям российского

права (например, задача полного возмещения вреда, причиненного смертью кормильца , задача трудоустройства инвалидов и т.д.). Будучи же закрепленными в нормах права социального обеспечения, данные юридические факты преследуют цель поддержки нуждающихся граждан, т.е. приобретают определенную отраслевую направленность в соответствии с теми задачами, которые стоят перед отраслью права социального обеспечения на современном этапе ее развития.

С этой точки зрения понятие «социально-обеспечительный юридический факт» является более широким, поскольку простирается за пределы отрасли права социального обеспечения. В данном случае используется несколько иной по отношению к терминам «юридический факт в праве социального обеспечения» и «социально-обеспечительный юридический факт» подход: во внимание принимается взаимосвязь права социального обеспечения с другими отраслями и более широким по объему признается то понятие, которое выходит за пределы права социального обеспечения.

Социально-обеспечительные юридические факты образуют основания и условия предоставления социального обеспечения, которые различаются по своей юридической природе и выполняемым функциям. Этот вопрос крайне редко затрагивается в специальной литературе, хотя различия в правовой природе фактов, требуемых для назначения того или иного социального предоставления, достаточно очевидны. Основание -это своего рода «главный (основной) факт», который определяет юридическую природу данного вида социального обеспечения, это причина, по которой лицо вправе претендовать на помощь государства. В.С. Андреев для обозначения подобных фактов использовал понятие «собственно юридический факт», тогда как все остальные он относил просто к юридическим фактам . Однако указанное словосочетание не обладает достаточной определенностью и четкостью. Представляется, что значимость «собственно юридического факта» можно адекватно отразить при помощи термина «основание получения социального обеспечения». Условие — это факт дополнительный, конкретизирующий, главный. Применительно к пенсионному обеспечению разграничение социально-обеспечительных юридических фактов на основания и условия сформулировано В. С. Аракчеевым следующим образом: «Основания -это такие закрепленные в законе фактические жизненные обстоятельства (юридические факты), которые не только порождают субъективное право граждан на пенсию, но и одновременно обусловливают их право на определенный вид пенсионного обеспечения. Условия, по общему правилу, во-первых, вне связи с основаниями этого права не порождают и, во-вторых, они не предопределяют деления пенсий на виды и формируют лишь подвиды пенсионного обеспечения и в этом отношении обладают меньшей правообразующей силой, нежели основания» . Например, в пенсионном правоотношении по возрасту основанием получения данной пенсии является достижение установленного пенсионного возраста, а наличие не менее пяти лет страхового стажа — это дополнительное условие, которое конкретизирует возрастной ценз. Иными словами, роль условий сводится к тому, чтобы не допустить ис-

кажения права на получение социального обеспечения. При отсутствии основания возникновения права на тот или иной вид социального обеспечения лицо даже при наличии условий не вправе рассчитывать на помощь со стороны государства. В то же время при наличии требуемых законом оснований, но отсутствии необходимых условий социальное обеспечение также не может быть предоставлено. Например, при достижении установленного пенсионного возраста, но при отсутствии страхового стажа определенной продолжительности лицо не вправе претендовать на получение трудовой пенсии по возрасту. Однако это лицо может обратиться за назначением социальной пенсии, но при этом увеличивается возрастная планка выхода на пенсию. В этой связи нужно отметить, что ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» вообще не содержит термина «основания» предоставления пенсионного обеспечения. Следовательно, при буквальном толковании данного нормативного акта приходится сделать вывод, что социальные пенсии в настоящее время назначаются при отсутствии к тому оснований. Но в действительности представляется, что речь в данном случае должна идти о несовершенстве юридической терминологии. На самом деле достижение указанного в законе возраста есть не что иное, как основание для предоставления соответствующего вида социального обеспечения, поскольку именно возраст свидетельствует о нуждаемости лица в предоставлении содержания со стороны государства.

Хотелось бы в этой связи отметить, что ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» также не избавлен от указанной ошибки. Согласно ст. 7 (которая названа законодателем «Условия назначения трудовой пенсии по старости») право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Достижение указанного возраста — это основание для предоставления пенсии, поскольку возраст, как уже отмечалось, обусловливает нуждаемость лица. В то же время трудовая пенсия может быть назначена лишь при том условии, что лицо участвовало в общественнополезной деятельности, т.е. трудилось хотя бы в течение пяти лет. В противном случае, т. е. при отсутствии страхового стажа требуемой продолжительности, лицо может получать лишь социальную пенсию. (Как уже отмечалось, в этом случае устанавливаются повышенные требования к возрасту.) Однако это уже другой вид социального обеспечения, для возникновения которого нужны другие юридические факты. Таким образом, и основания, и условия в равной степени необходимы для того, чтобы гражданин мог получать тот или иной вид социального обеспечения. Но если основания отвечают на вопрос о том, в связи с чем у гражданина возникает такое право, то условия лишь уточняют указанные основания. «Условие — это вспомогательный инструмент, который нормотворцем используется в качестве стимулятора трудоспособного населения страны к созданию более благоприятных условий жизнесущест-вования человека, реализовавшего свое субъективное право на пенсию» .

Разграничение оснований и условий предоставления социального обеспечения в определенной степени

напоминает разграничение показателей и условий премирования в трудовом праве: показатель указывает на те результаты труда, достижение которых стимулируется, а условия призваны предотвращать достижение показателя за счет ухудшения других результатов труда (например, показатель — экономия сырья, условие -выпуск качественной продукции) . В праве социального обеспечения основание формулирует причину, по которой лицо вправе претендовать на помощь или содержание государства, а условие корректирует основание с тем, чтобы социальное обеспечение не превращалось в такое негативное явление, как социальное иждивенчество.

Следует отметить, что социальное обеспечение может предоставляться в безусловном порядке, хотя такое встречается крайне редко. Например, для получения скорой (неотложной) медицинской помощи не требуется каких-либо условий, она предоставляется всем в ней нуждающимся. Получателями государственной социальной помощи, согласно ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. , могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. В данном случае основанием для предоставления государственной социальной помощи является малообеспеченность (бедность) и никаких дополнительных условий не требуется. Но, повторим, такая ситуация является лишь исключением, а по общему правилу для получения социального обеспечения нужно не только основание, но и условие. Именно условия выполняют роль дополнительного критерия при предоставлении социального обеспечения, позволяя в полной мере реализовать принцип адресности социального обеспечения, т.е. обеспечения только того, кто в этом действительно нуждается. Таким образом, социальное обеспечение может быть безусловным, и тогда для его получения необходимо лишь наличие предусмотренного законом основания. Условие, следовательно, является факультативным (необязательным) элементом в фактическом составе, определяющем право лица на получение того или иного вида социального обеспечения. Но никогда социальное обеспечение не может быть безосновательным, ибо основание — это как раз та причина, по которой лицо вправе претендовать на помощь или содержание государства. Если такая причина отсутствует, то и о самом социальном обеспечении говорить достаточно трудно. Стало быть, основание всегда должно присутствовать в фактическом составе, и без него социальное обеспечение вообще утрачивает всякий смысл.

В подавляющем большинстве случаев в качестве основания предоставления нуждающемуся лицу социального обеспечения выступает единичный юридический факт. Это может быть, например, инвалидность, выслуга лет, временная утрата трудоспособности, смерть и т.д. Это вполне закономерно и оправданно, ведь основание, как уже было указано выше, — это конкретное проявление нуждаемости, в силу которого лицо становится ущербным, неполноценным, неспособ-

ным обеспечить собственное существование. Проявление нуждаемости в каждом конкретном случае должно быть одно, ибо в противном случае законодательство о социальном обеспечении становится размытым, коль скоро оно не может дать четкого ответа на вопрос: почему то или иное лицо вправе претендовать на помощь государства? Однако при анализе норм ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», касающихся пенсий по случаю потери кормильца, выделить одно (единственное) основание не представляется возможным. Согласно п. 1 ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. В самом деле, почему в случае смерти кормильца государство принимает на себя обязанность по содержанию (пенсия — это всегда содержание) членов его семьи? Потому ли только, что кормилец умер или был признан безвестно отсутствующим? Потому ли, что без средств к существованию оказались именно члены семьи умершего кормильца? Действующее законодательство не позволяет дать одного четкого ответа на этот вопрос. Юридическое значение причины, по которой лицо признается нуждающимся, придается четырем фактам: 1) смерть кормильца; 2) наличие брачно-семейных отношений между кормильцем и нуждающимся лицом (статус «члена семьи»); 3) нетрудоспособность членов семьи; 4) нахождение их на иждивении кормильца. Ни один их этих фактов, взятый отдельно, вне связи с другими права на пенсию не порождает и не может считаться основанием для предоставления пенсии по случаю потери кормильца.

Несмотря на то, что социально-обеспечительные юридические факты находят закрепление в самых различных отраслях российского права, процедура (порядок) их установления является сугубо прерогативой права социального обеспечения. Например, статусу инвалида придается правовое значение не только нормами права социального обеспечения, но также, например, трудового (ст. 92, 94, 99, 113, 128 и др. ТК РФ), уголовно-исполнительного (ст. 26, 42, 49, 88, 90, 97 и др. УИК РФ ), налогового (ст. 218, 239, 333 и др. НК РФ ), гражданского (ст. 1088, 1090, 1184 и др. ГК РФ). При этом процедура установления инвалидности регулируется исключительно нормами права социального обеспечения, а именно постановлением Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 г. «О порядке и условиях признания лица инвалидом» . Другими словами, правовой механизм действия социально-обеспечительных юридических фактов весьма своеобразен: они могут порождать правовые последствия не только в виде получения права на то или иное социальное предоставление (пенсию, пособие, льготу и др.), но также имеют юридическое значение в других отраслях российского права (выслуга лет — в административном, потеря кормильца — в гражданском и т.д.), предоставляя гражданину определенные права и возлагая на него обязанности; однако для того, чтобы воспользоваться этими правами и обязанностями, заинтересованное лицо должно сначала установить необходимый социально-обеспечительный факт при помощи особой процедуры, закрепленной в нормах права социального обеспечения. Материальные юридические факты могут

иметь значение для нескольких отраслей, но процедура их установления всегда регулируется социальнообеспечительными правовыми нормами, причем нормами не закона, а подзаконных нормативных актов, хотя собственно социально-обеспечительные юридические факты закреплены на законодательном уровне. Например, норма о том, что основанием назначения пенсии по инвалидности является инвалидность, содержится в п. 1 ст. 8 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а порядок установления инвалидности регулируется указанным выше постановлением Правительства РФ. Такое условие пенсионирования по возрасту, как страховой стаж продолжительностью не менее пяти лет, закреплено в п. 2 ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий также утверждены постановлением Правительства № 555 от 24 июля 2002 г. . Здесь было бы уместно вспомнить такое требование (принцип), предъявляемое к нормативной модели юридической процедуры, как законодательный уровень. В.Н. Протасов раскрыл основные положения этого принципа следующим образом: «В идеале процедурные нормы должны быть того же законодательного уровня, что и основные. Например, если нормы, которые процедура должна обеспечивать, закреплены законом, то и процедура должна быть установлена законом. Несоблюдение этого требования способно снизить авторитет процедуры, что, в свою очередь, отразится на ее эффективности. Кроме того, это чревато искажением норм закона, ибо подзаконные процедурные акты зачастую имеют ведомственный характер» . С этим требованием тесно связано и другое, а именно совместное расположение основных и процедурных норм (если основные нормы содержатся в законе, то и процедурные следует по возможности размещать в том же законе) . Целесообразность применения указанных требований применительно к отрасли права социального обеспечения может вызвать определенные сомнения. Можно привести следующие аргументы против закрепления процедурных норм на законодательном уровне. Что касается совместного расположения основных и процедурных норм, то такой вариант построения нормативных актов вызывает возражения потому, что с

неизбежностью ведет к увеличению объема, «разбуханию» законодательных актов и, как следствие, сложности их применения и необходимости постоянной корректировки. Поэтому ситуация, когда сами социальнообеспечительные факты закрепляются на законодательном уровне, а порядок их установления — на уровне подзаконных актов (постановлений Правительства, актов министерств и т.д.), является нормальным и даже неизбежным явлением в современном государстве.

Но изложенный подход является сугубо ведомственным, страдает противоречивостью. Так, неясно, что препятствует закреплять нормы позитивной процедуры на законодательном уровне, ведь процессуальные нормы обладают именно силой закона, и трудности, связанные с их закреплением на подобном уровне, оказываются вполне преодолимыми. Причины широко распространенного ведомственного, поднормативного нормотворчества в праве социального обеспечения и в современной российской правовой системе в целом следует искать в отсутствии подготовленных специалистов в законодательных органах власти, стремлении переложить часть работы на исполнительные органы, уйти от ответственности, наконец, многолетних традициях. Представляется, что пришло время изменить эту ситуацию. Именно закрепление важных, имеющих большое значение для населения юридических норм на уровне закона свидетельствует о высокой правовой культуре и подлинном демократизме современного государства. Кроме того, это существенно снижает возможность противоречий между материальными и процедурными нормами, т.к. они разрабатываются одновременно и закрепляются в одном законе.

Таким образом, специфика социально-обеспечительных юридических фактов находит проявление в том, что они являются фактами «широкого профиля», т.е. используются в различных отраслях российского права. Однако социально-обеспечительную направленность эти факты приобретают только после закрепления в нормах права социального обеспечения. При этом законодатель руководствуется стремлением придать юридическое значение тем обстоятельствам, которые характерны для всех или подавляющего большинства граждан и являются социально значимыми.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51, ст. 4831.

2. Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31, ст. 3215.

3. Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.), ст. 4920.

4. Трудовой кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1), ст. 3.

5. Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5, ст. 410.

6. О занятости населения в РФ: Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 // Собрание законодательства РФ. 22.04.1996. № 17, ст. 1915.

7. Право социального обеспечения: Учеб. / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2001.

8. Аракчеев В.С. Основания и условия пенсионного обеспечения в России // Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

9. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб., 2003.

10. Савич В.И. Управление трудом и трудовое право. Томск, 1986.

11. Собрание законодательства РФ. 19.07.1999. № 29, ст. 3699.

12. Уголовно-исполнительный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ. 13.01.1997. № 2, ст. 198.

13. Налоговый кодекс РФ. Ч. 2 // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32, ст. 3340.

14. Собрание законодательства РФ. 27.02.2006. № 9, ст. 1018.

15. Собрание законодательства РФ. 05.08.2002. № 31, ст. 3110.

16. ПротасовВ.Н. Юридическая процедура. М., 1991.

Статья представлена научной редакцией «Право» 1 июня 2009 г.

Добавить комментарий