Понятие юридической науки

УДК 001 : 1 ББК 72

С. Э. Валдавина, Е. С. Косарева ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ И ЕЕ ПРИЗНАКИ

В статье анализируется определение науки как таковой, показано отношение между юридической наукой и ее предметом, а также рассматриваются ее признаки. Авторы не ограничиваются формальными дефинициями, а ставят вопросы в широком проблемном контексте, уточняя определение науки с помощью других понятийных конструктов. Таковыми являются, например, юридический уровень рациональности в праве, модернизация.

Ключевые слова: юридическая наука, наука права, научное познание, признак научности, инно-вационность, модернизация, систематизированность, правопонимание.

NOTION OF LEGAL SCIENCE AND ITS FEATURES

В ХХ веке словосочетания «юридическая наука» и «наука права» практически вышли из употребления в английском языке в Англии и США. Английское science, как правило, не относится к гуманитарным наукам. Но в других языках — французском, немецком, итальянском и русском — оно используется.

Если в качестве базиса представлений о том, что такое наука, принять науковедение, то есть оставить в стороне позитивистские ответы на этот вопрос, то итог получится неутешительным: «после полувекового развития науковедения как отдельной отрасли знания мы не располагаем общепринятой формулировкой науки, хотя бы применительно к классическому и постклассическому естествознанию, не говоря уже о науке в целом» .

Во взглядах на науку в целом практически общепризнано неокантианское противопоставление «наук о природе» с их обобщающим и объясняющим методами и «наук о духе» (общественных и гуманитарных наук, к которым относится и юриспруденция), опирающихся на индивидуализирующий метод понимания и герменевтику. Однако, как отмечает один из основоположников этого метода французский философ Поль Рикер, человек есть существо, которое принадлежит одновременно «порядку объяснения и порядку понимания». Поэтому использовать понятие «наука» об обществе, истории, духе, человеке, не проанализировав такой ее универсальный признак, как объяснение, нам представляется некорректным.

Согласно давней традиции научным объяснением признано считать указание на причины исследуемых фактов. Научное познание — это установление того закона или тех законов причинной связи, частным случаем которого или которых является данный факт. Данное определение принадлежит Дж. Ст. Миллю, одному из основателей «первого» позитивизма. В этой дефиниции просматривается характеристика научного мышления как движения от единичного к всеобщему и от кажущегося случайным события к необходимости, к выяснению того, что не могло не случиться. В таком движении преодолевается ограниченность субъективных представлений, зависящих от пристрастий и сиюминутных устремлений человека, обретается теоретическое созерцание предмета в его собственных, не зависящих от человека характеристиках. Итогом познания является объективное знание — прочная опора для успешного практического действия.

Заданную фактами предметную область, образующую устойчивый каркас содержания специальной науки и причинных связей между отдельными ее явлениями, можно рассматривать в качестве формально-всеобщих критериев научности, использующихся как в естествознании, так и в общественных науках. Беспредметной и индетерминистской науки не существует, что подтверждают исследования В. В. Бартольда. Крупнейший отечественный востоковед, разрабатывая критерии для уяснения научной или не-

научной природы различных областей знания в средневековом арабском мире, предлагает их развернутую комбинацию. Он называет три признака научности: «1) признание закона причинности и установление причинной связи между отдельными фактами; 2) систематическое расположение фактов в зависимости от выяснившейся причинной связи между ними; 3) установление объективных признаков достоверности фактов, вошедших в эту систему» .

Следующим универсальным признаком науки, выделяющим ее из знания вообще и из обыденных представлений о фактах и их причинах в частности, является систематизирован-ность полученных в ходе исследования знаний, а также процедур, методов. Наука есть система в том смысле, что в каждый момент своего существования она представляет собой «сцепление истин и возражений на ложные утверждения» (Лейбниц). «Сцепление» зиждется на надлежащей форме доказывания, на логических законах (непротиворечия, достаточного основания и так далее) и свидетельствах опыта. Динамично устанавливая связь между своими разрозненными фрагментами, система научных знаний «выкристаллизовывает» внутри себя свод непреложных обобщений и отторгает ложные утверждения. Удовлетворяясь полученными промежуточными результатами, она «никогда не бывает законченной, но живет в продвижении, которое ведет в непредвиденность. Все, что появляется в мире, она превращает в свой предмет. Она открывает то, что до того никто даже не предвидел. Она обостряет и уясняет наше сознание сущего и создает подступы к практическим действиям и созиданиям» .

При этом наука несовместима с суждениями и объяснениями на основе авторитета и традиции. По природе своей она инновационна. Как система непрерывно генерируемых новых знаний, выплавляемых в интеллектуальном горниле доказательств и опровержений, она есть высшая форма рациональности.

Итак, в качестве рабочего определения науки можно принять следующее: это постоянное обновление знаний о причинно-следственных зависимостях рассматриваемых природных и социальных объектов. В методологических терминах науку в современном смысле можно определить как «единую сумму знаний, в которой систематически объясняются частные проявления феноменов в терминах общих принципов или истин (законов), знание которых (то есть и феноменов, и общих

принципов) получено путем наблюдения, гипотезы, проверки и, насколько возможно, эксперимента. Однако научный метод исследования и систематизации, несмотря на эти общие черты, не одинаков для всех наук, а должен быть специально приспособлен к частным случаям проявления феноменов, исследуемых каждой частной наукой. Это определение отвергает взгляд, разделяемый ныне многими (особенно в США и Англии), что только свойственные естественным наукам методы, физике и химии в первую очередь, правильно называть научными» .

В континентально-европейской и отечественной традиции к теоретической, или доктриналь-ной, части юриспруденции термин «наука», как отмечалось выше, применяется без колебаний. Соответственно, анализ понятия «юридическая наука» предполагает выяснение того, на какие единичные факты опирается теоретическое мышление правоведов, с помощью каких общих принципов и специфических методов анализируемые факты возвышаются до знания их непреложного и необходимого в содержании и в чем, наконец, конкретно выражается инновационность юридической науки.

Выясним, прежде всего, отношение между юридической наукой и ее предметом — классом тех явлений или фактов, которые исследуются учеными-юристами.

С точки зрения историка западноевропейского права Г. Дж. Бермана, в исследованиях и произведениях итальянских, французских, английских, германских и прочих юристов XI, XII и XIII веков «изучаемые явления состояли из решений, норм, обычаев, статутов, других юридических материалов, изданных церковными соборами, папами и епископами, императорами, королями, герцогами, городскими магистратами, другими светскими правителями, а также содержащихся в Священном Писании, кодификации Юстиниана, других письменных источниках. Юристы воспринимали эти правовые материалы как данные, которые следовало наблюдать, классифицировать и систематически объяснять в терминах общих принципов и общих понятий истины. Объяснения следовало проверять и подтверждать логикой и опытом. Так как можно было привести положительные примеры их применения и измерять эффект, наличествовал и своего рода эксперимент» .

Развитое в методологическом отношении искусство анализировать тексты законов обеспечивается союзом юридического позитивизма с позитивизмом логическим и лингвистической фи-

лософией. Юридическая наука (аналитическая юриспруденция) развивается в унисон с позитивистской философией науки. Последняя, как известно, занята искоренением неверифицируемых обобщений, исходящих от априорного, умозрительного философствования о сущностях, идеальных началах и причинах, недоступных опытной проверке.

Между тем идеальные начала в виде созданных а priori «чертежей», то есть своего рода «инженерных проектов», направленных на видоизменение сложившегося опыта, на преодоление его неудовлетворительного состояния и разрешение накопившихся проблем и противоречий, прогнозирующих эволюцию общества и реконструирующих его, есть необходимый элемент обновленческих процессов и самой истории. Характеризуя науку как таковую, мы стремимся показать, что она служит одним из источников инноваци-онности. Возможно ли этот признак отнести к догматической юриспруденции и юридическому позитивизму?

Мы полагаем, что нельзя, так как невозможно совместить принцип авторитета, неизбежно ограничивающий горизонт знания, и неудержимое «устремление науки в непредвидимость».

Для юридической науки непредвидимость, в отличие от естествознания, означает «проект-ность», предвосхищение, опережающее наличный опыт отношений (априорность) и готовность реагировать на непредвиденные последствия его реконструирования. Занятая решением этой проблемы наука должна покинуть здание догматической юриспруденции, возведенное замысловатым сплетением текстов и смыслов действующего права.

Проектирование более совершенных отношений между людьми и их объединениями не всегда согласуется с задачами обеспечения социального контроля. Право в этой своей функции подчинено воспроизводству общества как целостности, то есть сохранению того, что уже существует, и решению солидарных задач в соответствии с известными правилами.

Социальный контроль зиждется на установлении стабильной, институционально закрепленной и нормативно фиксированной основы регулирования различных сторон человеческой деятельности.

С другой стороны, подчеркнем еще раз, условия жизни общества постоянно изменяются. Изданный вчера закон уже сегодня нуждается в поправках. Современный правовой порядок должен быть столь же стабильным, сколь и динамичным, постоянно изменяющимся.

«Жизнь неустанно движется вперед, создает новые условия существования и выдвигает новые цели для деятельности людей. Право должно поспевать за этим движением жизни. Ощущается непрерывная потребность в изменении действующего права, в установлении все новых и новых юридических норм. Научное правоведение должно взять на себя удовлетворение этой потребности и вырабатывать руководящие начала для критического суждения о действующем праве и для установления надлежащих целей и средств дальнейшего правового творчества. Эту задачу принимает на себя политика права» .

Политика права (или правовая политика) определяется сейчас как последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности .

Политика права как особая область теоретической юриспруденции есть наука о стратегии и тактике законотворчества. Именно здесь обретаются правовые и социальные долженствования, идеальные прообразы улучшений. Традиционно эта область юридической науки связана с естественным правом и философией права, или правовой идеологией. Именно она призвана питать инновационность общества, «прорывы» в измерения социального бытия, неизвестные с точки зрения сложившегося опыта. Если бы общество перестало создавать идеальные конструкции, оно было бы «мертвым обществом» (П. И. Новгородцев); без критики действующего права и социальных институтов остановилась бы и замерла общественная жизнь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особую роль политика права, не связанная в отличие от догматической юриспруденции принципами авторитета и законности, а занятая проблемами правотворения, играет в периоды радикальных общественных преобразований, подобных тем, которые переживает сегодня Россия. Постепенные небольшие нововведения в эпоху революционных — стремительных и прерывных — перемен приводят к реорганизации всей системы положительного права. Правотво-рение в таких случаях руководствуется представлениями о полном изменении общества, идеями о том, какими должны быть фундаментальные перемены в экономике, духовной жизни и куль-

туре общества и новый политический строй. Поскольку такие идеи предвосхищают реальность, они относятся к разряду априорных, по природе своей противоположных позитивистскому эмпиризму, настаивающему на правомерности одних только суждений a posteriori (зависимый от опыта).

И правоприменение, и законотворчество нуждаются в одном общем для них элементе: в объяснении социально-экономических и социокультурных причин, по которым, например, Уголовный кодекс советского периода, использовавшийся с рядом поправок и дополнений до 1996 года, включал в свой состав статью об ответственности за спекуляцию и подпольную предпринимательскую деятельность, а сменивший его новый Уголовный кодекс России эти составы преступления исключил и ввел ответственность за воспрепятствование предпринимательству. Исследование вопроса о том, как создавались нормы действующего права, под влиянием каких условий они сложились, какая цель преследовалась при их установлении, способствует лучшему выяснению содержания и смысла действующего права. Эти запросы практики связываются с такими отраслями юридической науки, как история и социология права.

Так выглядит юридическая наука, подразделяемая не по предметно-отраслевому принципу, а по преобладающему методу познания: юридический позитивизм и догматическая юриспруденция; априорное конструирование идеальных прообразов и философия (или идеология) и политика права; исторический и эмпирико-социологиче-ский метод и история и социология права.

Данная структура юридической науки универсальна, она используется как в системе общего, или прецедентного, права (Англия и США), так и в романо-германской правовой семье, куда с некоторыми оговорками может быть отнесена и славяно-русская правовая семья. Как явление науки и продукт научной формы мышления, она безотносительна к тому, какая отдельная национальная система права служит объектом исследования. Ее контуры сложились уже в конце XVIII века. Немецкий юрист Г. Гуго, предтеча исторической школы права, писал, что юриспруденция должна состоять из трех частей: юридической догматики, философии права (философии позитивного права) и истории права. Для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом и представляющей собой «юридическое ремесло», согласно Гуго, достаточно эмпирического знания. А философия права и история права составляют «разумную основу научного познания права» и образуют «ученую, либеральную (то есть мыслящую сво-

бодно, в отличие от чиновных служителей правосудия, правоприменителей. — Авт.) юриспруденцию (элегантную юриспруденцию)».

Ситуация в России в 90-е годы ХХ века складывалась так, что правовая культура Запада стала источником правовых ценностей стратегического характера. Были заимствованы идеи прав и свобод человека, правового и социального государства, либерально-индивидуалистического правопонимания.

Но претворение их в жизнь столкнулось с драматическим обстоятельством: право, как оказалось, не делится без остатка на разум, апробированный опытом западных стран. В право надо верить, в противном случае оно не будет работать. Оно не исчерпывается научной рациональностью, поскольку включает в себя не только разум, но и веру, не только легальность, но и легитимацию массовым правосознанием с его устойчивыми стереотипами оценок всего того, что относится к справедливости, равенству, свободе и другим ценностям. Российская модернизация выверялась по классическим канонам либерализма. Но ни искусственное конструирование рыночных отношений вместо их эволюционного «выращивания», ни поспешный «вывод» государства — ради права свободы — из сферы экономики и других областей общественной жизни не дали ожидаемых результатов. Подтвердилось давно известное правило, что одни и те же институты и учреждения у разных народов приводят к различным результатам: «что русскому здорово, то англичанину каюк». Вне заимствованных институтов и учреждений существует нечто, без чего самые совершенные, казалось бы, образцы устройства приводят к печальным результатам. Это нечто обозначается категориями «менталитет», «национальный характер», «этнонациональная и цивилизационная идентичность». М. Вебера называет это «рациональностью по принципу отнесения к ценностям, или рациональностью коммуникативной».

Таким образом, исследование отечественной политики права в эпоху модернизационных процессов на рубеже ХХ и XXI веков предполагает анализ ее соотношения с рациональностью как социокультурной характеристикой Запада и национальными самобытными элементами.

Литература

1. Бартольд В. В. Сочинения: в 9-ти т. М., 1977. Т. 9.

2. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

3. Малько А. В., Шундиков К. В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. 2001. № 7.

4. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

5. Тарановский Ф. В. Энциклопедия права. СПб., 2001.

6. Феномен человека: антология / сост. и автор вступ. статьи П. С. Гуревич. М., 1993.

УДК 34 (091) (470.61) ББК 67.99

Г. Г. Небратенко

НАКАЗАНИЕ В ОБЫЧНОМ ПРАВЕ ДОНСКИХ КАЗАКОВ:

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

Статья посвящена смертной казни, которая у казаков долгое время являлась основным видом наказания, назначаемым за большинство преступлений. Автор отмечает, что санкции за совершение правонарушений являлись неотъемлемой частью обычного права донских казаков. В правовой традиции казачества сформировался комплекс обычаев, посвященных наказанию, сопровождавшихся особым ритуалом приведения его в исполнение.

Ключевые слова: смертная казнь, обычное право, обычай, наказание, преступление, донские казаки, казачество.

PUNISHMENT IN THE CUSTOMARY LAW OF THE DON COSSACKS: THE DEATH PENALTY

Keywords: capital punishment, custom law, custom, punishment, crime, the don Cossacks, the Cossacks.

Наказание в обычном праве донских казаков — пеня — представляло собой «меру общественного возмездия и принуждения», которая применялась по приговору потестарной власти или по самосуду. Причем рассмотрение правонарушений (преступлений и проступков), приговор и его приведение в исполнение осуществлялись максимально скоро, что успешно действовало на правосознание казаков, так как каждый, осуждая своего товарища, знал, что никто не избежит заслуженного наказания .

Самосуд есть проявление народного возмездия и стремление к немедленному «торжеству правды и справедливости», достигаемому путем охлократии (власти толпы) без судебных проволочек, апелляционных и кассационных процедур. В истории Донского казачьего войска известны случаи осуществления самосуда даже на войсковом круге. Так, например, Степан Разин в 1670 году вызвал царского посланника Евдокимова, самолично обвинил его в том, что он послан на Дон «лазутчиком», «учал бранить и бить и, бив до полусмерти, посадил в воду в Дон-реку», при-

чем все было произведено по самосуду, вопреки воле казаков и войскового атамана Корнилы Яковлева. Последний после самосуда сказал Разину, что делать так, «как он учинил, непригоже» . Впрочем, этот случай является скорее исключением из судебной практики войскового круга, являвшейся основой формирования «войскового права», практически не связанного с самосудом.

Термин «пеня» (наказание) в обычном праве казаков также трактовался как штраф и возникшая в результате его наложения «порочность лица». Пеня могла носить разовый или пролонгированный характер, при этом распространялась на отдельных индивидов или целые городки (казачьи общины). Если правонарушение не являлось особо тяжким и была возможность быстрого разрешения «эксцесса» путем наложения «щадящего наказания», то после его применения лицо не ограничивалось в правах. Повторное совершение деликтов, допущенное спустя непродолжительный период времени, приводило к ужесточению санкций и естественному

Юридическая наука. Понятие, предмет и метод теории государства и права
Понятие, признаки и система юридической науки

Научное познание явлений является особой сферой человеческой деятельности, в которой вырабатываются новые знания о действительности.

Отличие науки от обыденного познания заключается:

1) в том, что ее исследования не сводятся к объектам обыденного опыта. Например, наука изучает понятие сущности права, без которых в повседневной жизни можно легко обойтись;

2) науке присущ специфический аппарат процедур и методов, используемых специалистами для получения и проверки знаний;

3) научное знание — это всегда систематизированное знание. Наука соотносит все свои новые результаты с существующей системой аксиом, постулатов, положений и лишь после этого включает их в общий фонд научных знаний. При этом прежние знания не перечеркиваются, а лишь переосмысливаются и уточняются;

4) научное знание всегда имеет общезначимый характер, поскольку апеллирует не к уникальным способностям выдающихся людей, а является доступным для всех, кто имеет соответствующую подготовку;

5) о науке в собственном смысле этого можно говорить лишь тогда, когда процесс получения новых знаний и их систематизации становится не просто средством деятельности людей (так это было уже в начале человеческой истории), а одной из ее самостоятельных целей. Наука является мощной преобразовательной силой общества.

Науку разделяют на естественные (биологические), технические и общественные (социальные, гуманитарные) науки. Естественные и технические науки направлены на изучение природных явлений и техники.

Общественные науки имеют целью всестороннее исследование явлений, связанных с развитием общества или с различного рода ценностями, имеющими значение для людей. В число общественных наук входят и юридические.

Юридическая наука – это система знаний о государстве и праве в целом и отдельных сторонах государственно-правовой действительности.

Характерные черты юридической науки:

— Юридическая наука – это специальная область знаний в системе гуманитарных наук;

— В пределах юридической науки осуществляется теоретико-прикладное освоение государства и права;

— Задачей юридической науки является – познание закономерностей государственно-правовой жизни общества;

— Юридическая наука обладает качеством системности;

— Юридическая наука – это система объективных, достоверных знаний о государстве и праве. Знания о государстве и праве основываются на достижениях других общественных наук, а также проверяются практикой.

— Юридическая наука обладает своим объектом и предметом исследования. Объект науки — это те явления, которые она изучает. Объект исследования всех общественных наук — общество, общественное бытие и общественное сознание. Предмет науки — это то, что интересует данную науку в конкретном объекте. Предмет юридических наук — государство и право, государственно-правовые явления.

Принято различать следующие группы юридических наук:

1. теоретико-исторические — теория государства и права, всеобщая история государства и права, история государства и права России, история политических и правовых учений;

2. отраслевые – наука конституционного права, наука административного права, наука гражданского права, наука уголовного права и др.;

3. специальные юридические науки, изучающие деятельность соответствующих государственных органов (правоохранительных органов, прокурорского надзора и т.п.);

4. прикладные, использующие данные других наук, — криминалистику, судебную медицину, судебную психиатрию, судебную статистику, судебную психологию и др.

5. международные – наука международного публичного права и наука международного частного права.

Понятие, основные черты и предмет теории государства и права как науки и учебной дисциплины

Теория права и государства — это общественная наука об общих и специальных закономерностях возникновения, развития и действия права и государства, их взаимосвязи, природе, общесоциальном и общечеловеческом назначении, о содержании, формах, исторических судьбах, месте и роли в общественной системе.

Основные черты теории государства и права:

1. Теория права и государства — наука теоретическая. Теория понимается как система обобщенного знания, объяснение различных сторон исследуемого явления, как форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

2. Теория права и государства — наука общественная, или гуманитарная. Она представляет определенную и весьма значимую часть гуманитарного знания — науку о праве и государстве. Это наука о закономерностях поведения и деятельности людей в государственно-правовой сфере.

3. Теория права и государства – наука фундаментальная. В системе юридической науки теория права и государства является фундаментальной, обобщающей наукой общетеоретического и общенаучного характера и значения. При этом общенаучный характер данной науки значим не только в рамках юриспруденции и не только применительно к самим юридическим дисциплинам (историческим, отраслевым, прикладным), но и к тем наукам, которые изучают те или иные аспекты права и государства.

4. Теория права и государства — наука юридическая, политико-правовая. Политико-правовой характер отражен в самом названии этой науки: государство относится к политическим явлениям, а право — к юридическим. Соответственно, политическая и юридическая действительность — объект изучения теории права и государства. В то же время политический характер не является доминирующим: Теория права и государства — наука преимущественно юридическая. В политических реалиях, прежде всего в государстве, она исследует юридическую сущность.

Объектом теории права и государства являются государство и право, а предметом — сущностные характеристики права и государства. Объектом теории права и государства выступают социально-правовая и государственно-правовая действительность, а предметом теории государства и права — общие и специфические закономерности их возникновения и развития, познание и использование которых позволяет разрабатывать фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение для всех юридических и государствоведческих дисциплин и общественной практики в целом.

Предмет теории государства и права — это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты.

Различаются общие и специфические закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Общие закономерности присущи государству и праву как общественным явлениям и изучаются философией, социологией, экономической теорией и другими общественными науками. Это означает, что теория государства и права опирается в своих выводах на данные этих наук, конкретизирует выработанные ими понятия применительно к исследованию государственно-правовой сферы. Вместе с тем, поскольку государство и право — это специфические общественные явления, то для них характерны закономерности, свойственные только им. Теория государства и права изучает специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Но предмет теории государства не ограничивается только закономерностями. Он включает также разнообразные вопросы, характеризующие государство и право с точки зрения их формы, функций, механизмов проявления, а также основные понятия, общие для отдельных групп или всех юридических наук.

Предмет теории государства и права позволяет, во-первых, отграничить государство и право от других общественных институтов и тем самым определить их место в системе социальных явлений, во-вторых, проникнуть вглубь государственно-правовой материи.

Теория государства и права имеет двуединый предмет — государство и право. Они тесно связаны, взаимообусловлены, не существуют одно без другого. Но государство и право вместе с тем относительно самостоятельны, имеют свои специфические закономерности возникновения и развития. Естественное право, идеи свободы и справедливости определяются не государством и не им даруются. Но нормы положительного права, определяющие реальные положения личности, иные юридические предписания формулируются государственными правотворческими органами, а правоохранительными государственными органами эти предписания охраняются от нарушений. Государство в свою очередь немыслимо без права как средства решения государственных задач и выполнения фундаментальных своих функций. Без права государство существовать и функционировать не может.

Содержанием предмета охватываются:

1) происхождение, сущность, типы, функции, механизм, форма государства, характеристика правового и социального государства;

2) проблемы происхождения, сущности права; форма (источники) права; нормы права; система права; правотворчество, законодательство и законодательная техника; правоотношения; правосознание и правовая культура; реализация права; правонарушения; юридическая ответственность; законность и правопорядок;

3) методологические и теоретические способы и средства познания государства и права;

4) история развития юридической науки; перспективы и проблемы развития науки о государстве и праве, ее роль в современном мире и конкретном обществе.

Существенное значение придается формулированию принципов права и законодательства, правотворчества, применения права, привлечения к юридической ответственности, которые выступают исходной методологической и теоретической основой для остальных юридических наук. Таковыми являются принципы гуманизма и демократии права, равноправия, сочетания законности и справедливости, применения ответственности только за вину и др.

Запрос «Правоведение» перенаправляется сюда; о журнале см. Правоведение (журнал).

Наука

Юриспруденция
лат. jūris prūdentia

Предмет изучения

Право

Период зарождения

Античность

Философы закона спрашивают: «Что такое закон и что это должно быть?»Платон (слева) и Аристотель (справа), деталь Афинской школы

Юриспруде́нция (лат. jūris prūdentia «правоведение» от jūs род. п. jūris «право» + prūdentia «предвидение, знание») — наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.

Таким образом, под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:

  1. Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм, и способы регулирования общества.
  2. Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
  3. Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.

Правовые науки, юридические науки — общественные науки, изучающие право, правовую систему как систему социальных норм, правотворческую и правоприменительную деятельность.

В России также используется термин правове́дение.

Отрасли

  • Теоретические и философские правовые науки — юриспруденция, история государства и права (история права), теория государства и права, история правовых учений.
  • Правовые (юридические) науки по отраслям права: наука гражданского права, наука уголовного права и др.
  • Прикладные правовые науки — криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, юридическая психология и др.

История

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности.

Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Секст Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев. В IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и екса Юстиниана.

Среди различных прочих функций, которые выполняли юристы в классическую эпоху существования римского права (первые три века нашей эры), были такие две: (1) давать юридические ответы (responsa) на поступавшие к ним вопросы от граждан; авторитетные знатоки права обычно собирали свои ответы по наиболее интересным делам и публиковали их в виде отдельной книги; так в юридической литературе сформировался особый жанр «Responsa»; (2) комментировать законы и иные нормы права с целью установления их смысла; данная функция могла осуществляться юристами в рамках учебной и научной деятельности, когда они писали разного рода учебники и авторские комментарии (к законам, эдикту и т. д.). Именно эти две функции привели к тому. что в эпоху классики юриспруденция превратилась в Риме в самостоятельный способ формирования новых правовых норм, то есть в один из источников (причем важнейший) римского права.

Средневековье

Фома Аквинский был самым влиятельным западным средневековым правоведом

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.

В арабских странах господство перешло к религиозному праву — шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII—XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права. Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Особенностью юриспруденции средневековой Англии стало появление многочисленных документов, brevia writs, содержащих индивидуализированные, подобно римским, иски на каждый случай нарушения прав, охраняемых законами. Постепенно такие brevia подвергаются юридической разработке со стороны законоведов. Рядом со сборниками brevia появляются сборники судебных решений (records), комментарии к ним, судебные руководства (reports), с изложением наиболее важных судебных случаев и аргументации, на которой стороны основывали свои притязания. Наконец, появляются целые обзоры действующего права, имевшие огромное воспитательное и практическое юридическое значение. В XII и XIII веках среди таких сборников наиболее известен «Трактат о законах и обычаях королевства Английского» (Tractatus de legibus et consuetudinibus regni Angliae) Гленвиля — первый трактат по общему праву, а также «De legibus et consuetudinibus regni Angliae libri quinque» (англ. On the Laws and Customs of England) Генриха Брэктона — наиболее значительное из средневековых юридических сочинений Англии, представляющее собой обработку многочисленных судебных казусов и решений, проникнутую характерной для английской юриспруденции логикой и практическим смыслом. В нём также заметно влияние римского права и знакомство с Институциями Юстиниана.

Значительное отличие английской местной юридической традиции от континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитие англо-саксонской и романо-германской правовых семей.

Французская юриспруденция до XV века направляет своё внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume — обычай), но преимущественно с изучением римского права. Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов. На их основе в 1389 году был составлен «Большой сборник обычаев Франции», который однако не смог преодолеть разрозненность национального права во Франции (вплоть до Великой Французской революции).

Юриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала в развитии от английской и французской. Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским римским.

Новое время

Англия

Утилитарные теории Бентама оставались доминирующими в законе до двадцатого века

Новый толчок к развитию английской юриспруденции во второй половине XV века дают сочинения Фортескью: «De laudibus legum Angliae» и Литльтона: «Tenures». Первое имеет преимущественное значение в области публичного, второе — в области частного права. За Литльтоном следуют С. Жермэн («Dialogus de fundamentis legum Angliae et de conscientia», 1523), Фитцгерберт («New Natura Brevium», 1538 г.), Стаунфорд, старейший английский теоретик уголовного права («The Pleas of the Crown», до 1558 г.), Смит (его «De republica Anglorum» представляет собой сжатый компендиум государственного, уголовного и гражданского права Англии его времени, 1565 г.).

Хорошо известно также сочинение Кока как общего характера — «Institutes of the laws of England». Существовал целый ряд второстепенных юристов, последовательно разрабатывающих отдельные отрасли и всю систему английского права (из них выдаются Hall, Hawkins, Comyns — юристы XVII века).

Одним из наиболее известных трудов английской юриспруденции Нового времени можно назвать четырёхтомную работу Уильяма Блэкстона «Комментарии к английским законам» (англ. Commentaries on the laws of England) конца XVIII века. Им же было введено преподавание в университете национального общего права (англ. Common Law) в Великобритании, что оказало значительное влияние и на юриспруденцию США.

Франция

К концу XV века во Франции началась серьёзная обработка судебных решений в интересах практического применения права Jurisprudence des Arrêts, среди деятелей которой особенно выделялись Луэ (Louet), составивший около 1602 года сборник решений, и Денизар (Denisart). Затем следовал ряд юристов, направивших своё внимание, кроме изучения римского права, на обработку уже выработанного обычного права и многочисленных королевских ордонансов (ставших играть заметную роль вследствие воссоединения французских земель и усиления королевской власти), с целью объединения всех видов источников права во Франции. Среди них выделялись Дю-Мулэн, Кокиль, Луазель, Лорьер, Савари (в области торгового права), Потье, Д’Агессо, Домат.

После Великой французской революции издание новых ексов (уголовный екс, гражданский екс Наполеона) вызвало многочисленную группу их комментаторов и создало научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития французского права.

Испания

Основная статья: Саламанкская школа

Германия

По мере Рецепции римского права внимание правоведов Германии сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений, образцом которых является Ульрих Цазий. Практическое изучение права сосредоточивается в школе юристов, действовавших в области подсудности рейхскаммергерихта Священной Римской империи и его деятельности. Среди них выдаются во 2-й половине XVI века Иоахим Минзингер фон Фрундек (протестант) и его противник Андрей Гайль (католик).

Германское право изучается в смысле противоположения его римскому (в названии юридических трудов характерно differentiae). Здесь обращают на себя внимание «Differentiae juris civilis et sassonici» Бенедикта Рейнгарда (1549) и Людвига Факса (1567). С XVII века германская юриспруденция пытается вступить в оппозицию против господства римского права. В этом направлении проявляют свою деятельность школа естественного права и германисты. В 1643 году появляется сочинение Генриха Конринга: «De origine juris germanici», осветившее процесс развития национального германского права и его истинное отношение к римскому. За ним следуют работы Иоганна Шильтера — «Praxis juris romani in foro germanico» (1698) и Самуила Штрика — «Usus modernus pandectorum» (1690—1712).

В XVIII веке работы немецких юристов сосредоточиваются на вопросе о ификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского: здесь выделяются имена Самуэля Кокцеи и Готтлиба Суареца.

Россия

Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в России предпринимались с XVI века. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии. В 1715 году Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В 1703—1715 годах в Москве существовало т. н. Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика. В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 года была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 году), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях. При учреждении в 1725 году Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726—1765 годах в академическом университете преподавалась юриспруденция. В 1732 году был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции.

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII—XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.

В дореволюционной России в сфере образования общественные науки объединялись под названием «юриспруденция».

СССР

Основная статья: История юриспруденции в СССР

В СССР подготовка юридических кадров была Организована на юридических факультетах университетов с 5-летним сроком обучения и 4-годичных юридических институтах, были открыты вечернее и заочное обучение, рассчитанные на 5-6 лет.

Готовили специалистов широкого профиля, вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической специальности. Изучались социально-экономические (политэкономия, философия, история КПСС, научный коммунизм) и общеобразовательные дисциплины (иностранный язык, логика и т. п.), широкий круг правовых наук: общая теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений, государственное право (СССР, зарубежных социалистических стран, буржуазных и развивающихся стран), административное право, гражданское право, земельное право, трудовое право, колхозное право, финансовое право, уголовное право, криминологию, судоустройство, гражданский процесс, уголовный процесс, международное право и др. Специализация осуществлялась по профилям: государственное управление и советское строительство, юридическая служба в народном хозяйстве, судебно-прокурорско-следственная работа. Дополнительно изучался цикл определённых спецпредметов, было организовано прохождение производственной практики в организациях. Специалистов-юристов для органов МВД готовила Академия внутренних дел, для Вооруженных Сил СССР — военно-юридический факультет Военного института Советской Армии.

Современная юриспруденция

Юридическое образование

Оливер Венделл Холмс был самоучкой (правовым реалистом) Милль считал, что закон должен создавать счастье

В XX веке в развитых странах Западной Европы, Северной Америки и ряде других стран юридическое образование распространилось чрезвычайно широко и стало как бы традиционным. Это связано с возросшей ролью правового регулирования общественных отношений в современных государствах. Некоторое сокращение числа студентов-юристов наблюдалось после окончания Второй мировой войны, однако с середины 1950-х гг. в США, Великобритании, Германии и других странах диплом юриста даёт право занимать чисто юридические должности и работать по ряду смежных профессий, но для работы в качестве адвоката, в прокуратуре, на некоторых постах государственного аппарата часто требуется дополнительная профессиональная подготовка. Во Франции для занятия судебной должности или работы в качестве адвоката необходимо, имея диплом, сдать дополнительные экзамены и получить ещё один диплом (то есть квалификационный сертификат). В скандинавских странах, в Латинской Америке диплома о юридическом образовании, как правило, достаточно для занятия любых юридических должностей.

Юридическое образование разделено на несколько учебных циклов. В США, Великобритании, Мексике и других странах 1-й цикл длится 3 года и окончившим присуждается степень бакалавра права, 2-й цикл — 1 год (выпускники получают степень магистра права). В некоторых университетах существует 3-й цикл, предусматривающий повышенную научную подготовку после которой присваивается степень доктора права). Во Франции юридическое образование включает два двухгодичных цикла: общая подготовка (по окончании выдаётся диплом) и специализация (присваивается звание лиценциата права). Звание доктора права присуждается окончившим дополнительный цикл повышенного уровня и написавшим диссертацию.

В Европе в последнее время наблюдается объединение национальных систем высшего образование в единую зону (Болонский процесс), что влияет в том числе и на организацию юридического образования в странах, входящих в эту зону (включая Россию).

Российская Федерация

Организация юридического образования в России, в целом, наследует советскую систему подготовки юристов.

Основной формой получения юридического образования в России являются юридические факультеты университетов, а также юридические институты и колледжи (последние дают не высшее, а среднее юридическое образование).

Для получения высшего юридического образования нужно пройти 5-летний срок очного обучения (для специалистов; по программе для бакалавров срок меньше, для магистров — больше). Существует также вечернее и заочное обучение, рассчитанное на 5-6 лет.

Учебный процесс построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать на любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания по определённой области юридической деятельности. Поэтому все студенты изучают, наряду с социально-экономическими, гуманитарными и общеобразовательными дисциплинами, широкий круг правовых наук:

  • общую теорию государства и права, историю политических и правовых учений;
  • применительно к России и зарубежным странам — историю государства и права, конституционное право;
  • отрасли национальной системы права — административное право, гражданское право, налоговое право, земельное право, трудовое право, финансовое право, уголовное право, гражданский процесс, уголовный процесс и т. д.
  • а также римское право, криминологию, судоустройство, международное публичное и частное право, нотариат и др.

На последних курсах обучения преподаётся дополнительный цикл специальных предметов, происходит специализация студентов-юристов по профилям: гражданско-правовой, государственно-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой и т. п., когда учебные предметы в зависимости от профиля разнятся.

Кроме того, студенты-очники проходят производственную практику.

В России существуют также ведомственные юридические учебные заведения: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, готовящая специалистов для органов юстиции; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институты прокуратуры (Московский, Уральский и Саратовский), готовящие специалистов для органов прокуратуры; вузы МВД России (бывшие высшие школы милиции), готовящие специалистов для работы в органах внутренних дел; вузы ФСИН, готовящие специалистов для пенитенциарной системы; Академии государственной службы и управления, государственного и муниципального управления и т. п., готовящие кадры для различных органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления. Как правило, они не только готовят специалистов, но и обеспечивают их переподготовку и повышение квалификации.

В настоящее время в России ведущими ВУЗами по подготовке юристов являются: юридический факультет МГУ, юридический факультет СПбГУ, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), факультет права Национального Исследовательского Университета — Высшей Школы Экономики, Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, Уральская государственная юридическая академия, Российский государственный университет правосудия.

После получения высшего юридического образования можно продолжить обучение и научную деятельность по юридическим специальностям в аспирантуре (очная — 3 года, заочная — 4) с защитой кандидатской диссертации и присвоением учёной степени кандидата юридических наук. Потом возможно путём докторантуры защитить докторскую диссертацию с присвоением учёной степени доктора юридических наук.

Примечания

Литература

Ссылки

В Викисловаре есть статья «юриспруденция»

  • Национальная юридическая энциклопедия
  • Научные публикации по юриспруденции из научных библиотек
  • Юридические науки

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4076570-2 · Microsoft: 71043370 · NDL: 00563426

Научные направления

Добавить комментарий