Понятие значение и признаки подсудности

Институт подсудности уголовных дел в системе уголовного процесса занимает положение пограничного характера, включая в себя как определенные нормы, осуществляющие деятельность по регламентации судебного устройства, так и нормы, которые регламентируют производство судебного порядка. Именно из-за этого термин «подсудность» достаточно часто применяется сразу в нескольких значениях. Во-первых, данным термином обозначается некая компетенция определенного органа судебной власти юрисдикции общего характера, то есть тот круг дел правонарушительной направленности, который подлежит рассмотрению, а также разрешению по существу данным судебным органом. Во-вторых, применительно к отдельному уголовному делу или группе дел он означает специфическую принадлежность этого дела к кругу тех, которые в свою очередь подлежат рассмотрению судебным органом в определенном составе.

Определение 1

Отсюда получается, что подсудность по большей части показывается как совокупность признаков дела правонарушительного порядка, позволяющая определить, какой именно орган власти судебной направленности первой инстанции и в каком именно составе уполномочен заниматься разбирательством того или иного дела уголовной направленности по существу.

Что касается, вопросов подсудности, то они имеют достаточно весомое значение, выходящее за рамки исключительно интересов процессуальной направленности. Неуклонное соблюдение конкретных норм о подсудности является одним из главных приоритетов государства в области реализации власти судебного характера, так как оно в самую первую очередь заинтересовано в том, чтобы уголовные дела рассматривались именно теми органами судебной власти, к компетенции которых они отнесены.

Это, в свою очередь, обусловлено сразу несколькими причинами:

  • организация системы судебной направленности Российской Федерации имеет прямую связь со сложностью, а также тяжестью дел, которые входят в компетенцию определенного ее звена;
  • число судебных органов рассчитано по конкретному предполагаемому количеству дел, а это означает, что преступление через какие-либо правила подсудности повлекло бы за собой нарушение равномерности распределения нагрузки между органами судебной власти и, а отсюда последовало бы снижение эффективности их деятельности;
  • с помощью специальных правил о подсудности защищаются какие-либо интересы лиц, имеющих определенный интерес в уголовном процессе, так как они гарантируют реализацию конституционного права лица на рассмотрение его дела в том органе судебной власти или тем судьей, к подсудности которых оно отнесено самим законом (статья 47 часть 1 Конституции Российской Федерации)

Определенное значение подсудного института предопределило тот факт, что, не обращая внимания на расширение состязательного, а также диспозитивного начала в современном правонарушительном судебном производстве он все также остается институтом публичного характера уголовно-процессуального права, так как соблюдение соответствующих правил является необходимой обязанностью судебного органа и никаким образом не зависит от волеизъявления сторон. Нарушение определенных правил подсудности сопровождается достаточно тяжелыми для суда последствиями. Как в свое время отмечал И. Я. Фойницкий, отказ в принятии судебным органом какого-либо дела, ему подсудного, есть отказ в правосудии; принятие к процессу рассмотрения дела, ему неподсудного, есть превышение власти. От точного соблюдения компетенции органа судебной власти зависит обеспечение правосудия, наличие совокупности процессуальных гарантий, которые в свою очередь являются необходимыми для хода разбирательства по существу определенной категории правонарушительных дел.

Виды подсудности

Различие определенных норм процессуальной направленности, которые служат для определения того или иного органа судебной власти, является четким основанием для осуществления разграничения подсудности на виды. Если посмотреть на это с точки зрения организации деяний судебного характера, то в процессе правосудия по делам правонарушительного порядка у подсудности есть сразу две стороны, в зависимости от того, разграничивается ли компетенция между звеньями судебной системы или между равными по уровню судебными органами. В первой ситуации определение подсудности напрямую зависит от границ, которые в свою очередь гражданин, который является законодателем устанавливает в виде предмета судебной деятельности определенного звена, отсюда, определяемая ими подсудность называется предметной (также ее достаточно часто называют родовой). Отмеченные границы компетенции не исчерпывают специального вопроса о разграничении каких-либо полномочий, так как есть еще внутренние границы, которые служат для определения компетенции различных органов судебной власти, входящих в единое звено.

Замечание 1

Данная компетенция определяется территорией юрисдикции конкретного суда, то есть конкретным местом его деятельности и составляет территориальную подсудность.

Предметная подсудность

Подсудность предметной направленности, как уже ранее говорилось, определяется специальным видом (или же можно сказать родом) конкретного преступления, которое в свою очередь выступает в качестве специального предмета производства по делу уголовной направленности и подсудно определенному звену судебной системы, то есть степени его судебной власти. Данный вид подсудности устанавливается законодателем в зависимости от квалификации инкриминируемого лица преступления, а это говорит о том, что в конечном счете устанавливается именно от вида и размера уголовного наказания.

Судьям мирового уровня подсудны дела уголовной направленности о каких-либо преступлениях, наивысшее наказание за совершение которых не превышает конкретного срока, который составляет три года лишения свободы, за исключением правонарушительных дел о преступлениях, предусмотренных в части 1 31 статьи Уголовного Правового Кодекса.

Судебном органу районной направленности вполне подсудны правонарушительные дела обо всех преступлениях, за исключением дел уголовного характера, которые в свое время законодателем отнесены к компетенции других звеньев судебной системы (об этом свидетельствует часть 2 статья 31 Уголовно Правового Кодекса).

Верховному органу судебной власти республики, краевому или областному суду, суду какого-либо города федерального значения, суду области автономной направленности и суду автономного округа подсудны:

  1. дела правонарушительного порядка о преступлениях, которые в свое время предусмотрены пунктом 1 частью 3 статьи 31 Уголовно Правового Кодекса
  2. дела уголовного характера, в свою очередь переданные в данные органы судебной власти в соответствии со статьей 34 и 35 Уголовного Правового Кодекса
  3. дела правонарушительной направленности, в материалах которых находятся определенные сведения, составляющие тайну государственной направленности

Замечание 2

Стоит отметить, что суду верхного порядка Российской Федерации подсудны дела правонарушительного порядка, в свое время отмеченные в 452 статье Уголовного Правового Кодекса, а также другие уголовные дела, имеющие отношение федеральным конституционным законом или федеральным законом к его подсудности (об этом свидетельствуется 4 част 31 статьи Уголовного Правового Кодекса).

Вывод 1

Таким образом, можно подвести итог, что подсудность предметной направленности в большей степени определяется для каждого органа судебной власти в его максимуме, в том случае, если происходит превышение его максимума, то это является нарушением определенных правил. Исключение составляет подсудность Верховного Суда Российской Федерации, к которой законодатель отнес дела особой сложности при конкретном условии, когда имеется необходимое ходатайство Генерального прокурора Российской Федерации, а также ходатайство обвиняемого. Как в большинстве случаев, показывает практика судебного характера, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в первой инстанции занимается разбирательством дел об особо тяжких преступлениях, а также дел, неоднократно ранее разбирающихся областными, а также районными органами судебной власти.

Территориальная подсудность

Территориальная подсудность позволяет распределить правонарушительные дела между органами судебной власти одного звена. В качестве общего правила для определения территориальной подсудности выступает конкретное место совершения преступления (forum delicti commissi). Так и получается, что дело уголовной направленности подлежит процессу разбирательства по существу тем судом, на территории юрисдикции которого выполнено конкретное деяние или последнее из действий, образующих состав преступления, инкриминируемого лицу (для преступлений с формальным составом) либо наступил требующийся для состава данных преступлений результат (для преступлений с материальным составом).

В той ситуации, если правонарушительное деяние было начато в месте, на которое в свою очередь, распространяется юрисдикция одного судебного органа, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное дело правонарушительного порядка подсудно суду по месту окончания преступления (часть 2 статья 32 Уголовного Правового Кодекса).

Замечание 3

Если те деяния, которые были совершены против закона и при этом в разных местах, то уголовное дело разбирается судебным органом, юрисдикция которого распространяется на то место, где в свою очередь было совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них (часть 3 статья 32 Уголовного Правового Кодекса).

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Распределение уголовных дел

Распределение дел уголовной направленности по какому-либо признаку территориальности обеспечивает реализацию принципа обеспечения доступа граждан к процессу правосудия и при этом направлено на минимизацию личных, а также каких-либо финансовых затрат, тесно связанных с судебным разбирательством правонарушительного дела. Именно этим объясняется некоторая подвижность определенных территориальных правил подсудности, а также некая возможность их изменения в конкретных законом случаях, что, как уже было указано, недопустимо для правил предметной подсудности, где совокупность процессуальных гарантий может быть предоставлена только органом судебной власти определенного уровня.

Замечание 4

Специфика построения судебной системы Российской Федерации, где существует большое количество судебных органов районной направленности с небольшим количеством судей, также обусловила потребность законодательной регламентации случаев, когда происходит изменение территориальной подсудности является необходимой и вынужденной мерой, которая в свою очередь обеспечивает реализацию основных принципов осуществления правосудия.

Что касается изменения подсудности, то оно может иметь место по ходатайству сторон либо по инициативе председателя органа судебной власти до начала процесса, когда происходит судебное рассмотрение в таких ситуациях:

  1. удовлетворение заявленного стороной специального отвода всему составу соответствующего органа судебной власти в конкретном порядке, который в свое время предусмотрен 65 статьей Уголовного Правового Кодекса
  2. все граждане при должности, которые являются судьями данного органа судебной власти ранее участвовали в процессе производства по разбираемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии с 63 статьей Уголовного Правового Кодекса
  3. в ситуации, когда не все лица, которые являются участниками судебного производства по правонарушительному делу проживают в конкретном месте, на которое распространяется юрисдикция данного органа судебной власти, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного дела уголовного порядка

Вопрос об изменении подсудности на территориальном уровне разрешается председателем вышестоящего органа судебной власти или его заместителем в конкретном порядке, который в свою очередь устанавливается для осуществления разбирательства жалоб на деяние и решения органов предварительного расследования (часть 3 статья 35 Уголовного Правового Кодекса).

Помимо предметной, а также территориальной подсудности в теории уголовного процесса принято отмечать некоторые другие ее виды.

Подсудность персонального порядка в большей мере предполагает именно распределение уголовных дел между абсолютно различными звеньями судебной системы при наличии специального субъекта и вследствие чего происходит процесс рассмотрения как разновидности предметной (родовой) подсудности. Также важно, что особенности личности обвиняемого лица, признаются законодателем во внимание во время определения подсудности судов военной направленности (часть 4 и 5 31 статья Уголовного Правового Кодекса), а также при определении подсудности Верховного Суда Российской Федерации, который в свое время рассматривает дела уголовного характера по отношению к членам Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и федеральных судей, заявивших об этом соответствующее ходатайство (часть 4 статья 31 Уголовно Правового Кодекса).

Подсудность по связи каких-либо дел правонарушительной направленности (forum connexitatis) возможна только в тех случаях, когда происходит обвинения одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела уголовного порядка о которых подсудны судам разных уровней. В разбираемой ситуации, дело правонарушительного порядка обо всех преступлениях подлежит рассмотрению специальным вышестоящим судом (об этом в свое время говорится в части 1 статьи 33 Уголовного Правового Кодекса).

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Подсудность – это совокупность признаков угол дела, в соответствии с которыми уголовно-процессуальный закон определяет суд, правомочный рассматривать данное дело в качестве суда первой инстанции.

Принято выделять родовой (предметный) признак подсудности, территориальный (местный) признак подсудности, персональный признак подсудности и признак подсудности по связи дел.

Родовой признакподсудности определяется родом (видом) преступления, составляющего предмет производства по угол делу. С помощью родового признака подсудности устанавливается, суд какого звена судебной системы компетентен рассматривать данное дело. Родовой признак подсудности определяется путем прямых указаний закона об отнесении определенной категории угол дел к ведению тех или иных судов.

С помощью данного признака подсудности закон относит рассмотрение угол дел к ведению мировых, районных, областных судов и Верховного суда РФ.

Подавляющее большинство угол дел рассматривается единолично федеральными судьями районных судов. Ограниченная категория угол дел о тяжких и особо тяжки преступлениях отнесена к подсудности верховных судов республик, краевых, областных судов. Также в компетенцию этих судов входит рассмотрение угол дел, в материалах которых содержатся сведения, составляющие гос тайну.

Верховному суду РФ подсудны угол дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Гос Думы, судьи федерального суда, если они ходатайствуют об этом.

Территориальный признак подсудности определяется правилом о том, что угол дело должно рассматриваться судом по месту совершения преступления. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, то на данное дело распространяется юрисдикция суда по месту окончания преступления.

Персональный признакподсудности связан с определенной должностной характеристикой субъекта преступления и действует в строго указанных в законе случаях.

Так, угол дела в отношении депутатов Гос Думы, членов Совета Федерации, судей по их ходатайству должны рассмотрены Верховным Судом РФ. Персональный признак положен в основу определения подсудности угол дел военным судам.

Подсудность по связи делсодержит правила, позволяющие определить, какой суд должен рассматривать дело при соединении в одном производстве дел по обвинению одного лица или группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, подсудных судом разного уровня. В этом случае угол дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом.


81 Место, понятие, сущность, структура и значение стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

Стадия назначения судебного заседания является: по отношению к предварительному расследованию — контрольной, про­верочной; по отношению к судебному разбирательству — подготовительной (гл. 33 УПК).

Деятельность судьи в данной стадии процесса является гарантией защиты прав и законных интересов граждан, преградой для назначения судебного засе­дания по уголовному делу, по которому предварительное рас­следование проведено с нарушениями закона.

Согласно ст. 227 по поступившему уголовному делу судья принимает одно из следующих решений:о направлении уголовного дела по подсудности;о назначении предварительного слушания;о назначении судебного заседания.

Таким образом, УПК предусматривает два вида порядка назначения судебного заседания:

общий порядок подготовки к судебному заседанию в форме единоличного рассмотрения судьей уголов­ного дела (гл. 33) и принятия по нему одного из решений, ука­занных в ст. 227 УПК;

проведение судьей предва­рительного слушания (гл. 34).

Решение судьи оформляется постановлением. В стадии назначения судебного заседания судья единолично выясняет: вопросы возможности назначения судебного заседания по делу (о со­блюдении требований процессуального закона, отсутствии его нарушений и иных препятствий для рассмотрения дела в суде в отноше­нии каждого обвиняемого — ст. 228 УПК). Эти вопросы должны быть разрешены;

направлено ли ему дело по подсудности (п. 1 ст. 228 УПК);

вручена ли копия обвинительного заключения или обвинительного акта (п. 2 ст. 228 УПК) обви­няемому и его защитнику, а также потерпевшему;

подлежит ли отмене или из­менению избранная мера пресечения (п. 3 ст. 228 УПК);

подлежат ли удовлетворению заяв­ленные ходатайства и поданные жалобы (п. 4 ст. 228 УПК);


разъяснено ли потерпевшему, гражданскому истцу право на возмещение вреда и предъявление гражданского иска, предъ­явлен ли гражданский иск, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением (ст. 230 УПК).

Судья по поступившему в суд делу решает, имеются ли осно­вания для проведения предварительного слушания (ст. 228, ст. 229 УПК).

Постановление о назначении предварительного слушания судья выносит при условии, что дело подсудно данному суду и при наличии оснований для его проведения (ст. 229 УПК), а именно:

при наличии ходатайства стороны об исключении доказательства;

при наличии основания для возвращения уголовного дела прокурору в случаях, предусмотренных статьей 237 Кодекса;

при наличии основания для приостановления или прекращения уголовного дела;

при наличии ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 247 Кодекса (по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в отсутствие подсудимого);

для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей;

82 Полномочия судьи и вопросы, подлежащие выяснению по поступившему в суд уголовному делу.

Производство в суде первой инстанции начинается с реализации полномочий судом по поступившему в суд уголовному делу.
Стадии производства в суде:
1. Судья единолично изучает поступившее к нему уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом.
2. Судья проверяет, соблюдены ли требования процессуального закона при производстве предварительного расследования и направлении дела в суд, подсудно ли ему дело, соблюдены ли правила собирания доказательств, составлено ли обвинительное заключение или обвинительный акт. Порядок производства в этой стадии имеет особенности применительно к делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей (ст. 325, 326 УПК РФ), и по делам, подсудным мировому судье (ст. 319 УПК РФ).
3. Судья назначает судебное заседание и выполняет необходимые подготовительные действия для рассмотрения дела в судебном заседании. Эта стадия является контрольной, проверочной, а также – подготовительной. Закон предусматривает два вида порядка назначения судебного заседания, а именно: общий порядок подготовки к судебному заседанию в форме единоличного рассмотрения судьей материалов поступившего в суд уголовного дела (гл. 33 УПК РФ) и в форме проведения судьей предварительного слушания (гл. 34 УПК РФ).
Судья вправе вынести одно из следующих решений:
1) о направлении дела по подсудности;
2) о назначении судебного заседания;
3) о назначении предварительного слушания (ст. 227 УПК РФ).
Решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления в суд дела, а если обвиняемый содержится под стражей, то в срок не позднее 14 суток со дня поступления дела.
В постановлении судьи должно содержаться решение, принятое на основе правил о подсудности.
Постановление судьи состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
Подготовительные действия судьи к судебному заседанию после назначения судебного заседания:
1. Судья вправе по просьбе стороны (прокурора, подсудимого и его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей) предоставить ей возможность дополнительно ознакомиться с материалами дела (ст. 227 УПК РФ) 2. Судья обязан обеспечить вручение подсудимому, потерпевшему и прокурору копии постановления о назначении судебного заседания не менее чем за пять суток до начала судебного заседания.3. Судья обязан сделать распоряжение о вызове в судебное заседание лиц, указанных в его постановлении о назначении судебного заседания, обеспечить своевременное вручение им судебных повесток.4. Согласно ст. 233 УПК РФ дело должно быть начато рассмотрением в судебном заседании не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, но не ранее семи суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта.

Предварительное слушание (сущность, основания и порядок проведения, виды принимаемых решений).

Предварительное слушание– это судебное заседание, которое проводится с участием заинтересованных сторон для рассмотрения вопросов, связанных с процедурой последующего судебного разбирательства, а также разрешения вопросов о допустимости и достаточности доказательственной базы по делу. Основания проведения предварительного слушания:

1) по инициативе (ходатайству) стороны: при наличии ходатайства стороны об исключении доказательства; для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей; при наличии ходатайства стороны о проведении судебного разбирательства в порядке заочного производства (ст. 247 Уголовно-процессуального кодекса);

2) по инициативе суда: при наличии основания для возвращения уголовного дела прокурору в случаях, предусмотренных ст. 237 Уголовно-процессуального кодекса; при наличии основания для приостановления или прекращения уголовного дела. Если нет возможности собирания достаточных доказательств, а собранные данные недостаточны для полноценного рассмотрения дела, тогда дело прекращается. Ходатайство о проведении предварительного слушания может быть заявлено стороной после ознакомления с материалами уголовного дела либо после направления уголовного дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд в течение 7 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения или обвинительного акта. Предварительное слушание проводится судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон. Все заинтересованные лица извещаются судом не позднее чем за трое суток до предварительного слушания дела. Явка сторон разбирательства признается законом необязательной, за исключением обвиняемого. Проведение предварительного слушания без участия обвиняемого возможно, только если он об этом вносит ходатайство.

По результатам предварительного слушания судья принимает одно из следующих решений в форме постановления:

о направлении уголовного дела по подсудности в случае изменения прокурором обвинения, которое повлекло изменение подсудности;

о возвращении уголовного дела прокурору;

о приостановлении производства по уголовному делу;

о прекращении уголовного дела;

о назначении судебного заседания.

Если судья удовлетворяет ходатайство об исключении доказательства, то в постановлении указывается, какое доказательство исключается и какие материалы уголовного дела, обосновывающие исключение данного доказательства, не могут исследоваться и оглашаться в судебном заседании и использоваться в процессе доказывания. После назначения судебного заседания подсудимый не вправе заявлять ходатайства:

о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей;

о проведении предварительного слушания.

Судебное решение, принятое по результатам предварительного слушания, обжалованию не подлежит, за исключением решений о прекращении уголовного дела и (или) о назначении судебного заседания в части разрешения вопроса о мере пресечения.

Подсудность – юридическое свойство уголовного дела, которое определяет, в каком суде это дело должно рас­сматриваться.

Виды подсудности:

· предметная (ро­довая),

· территориальная,

· персональная (специальная).

1) Предметнаяподсудность отвечает на вопрос, суд какого из звеньев судебной системы правомочен рассматривать данное дело. Предметная под­судность устанавливается в зависимости от тяжести преступлений, в кото­рых обвиняется лицо (правила предметной подсудности установлены в ч. 1-3 ст. 31 УПК). Этот вид подсудности предполагает отнесение уголовных Дел к компетенции областного и приравненного к нему суда, районного суда, а также мировых судей.

Областной и приравненный к нему суд рассматривает преимуществен­но дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также преступлениях, хотя и не отнесенных уголовным законом к тяжким, но причиняющих серь­езный ущерб складывающимся в государстве общественным отношениям. Перечень дел, подсудных судам субъектов федерации, установлен в ч. 3 ст. 31 УПК.

К подсудности мирового судьи относятся в основном дела о пре­ступлениях, за которые уголовным законом предусмотрена санкция не бо­лее трех лет лишения свободы. Исключения из этого правила указаны в ч. 1 ст. 31 УПК.

Районному суду подсудны все остальные дела (ч. 2 ст. 31 УПК). Если одно или несколько лиц обвиняются в совершении преступле­ний, дела о которых подсудны судам разного уровня, то все дело должно быть рассмотрено вышестоящим судом.

2) Территориальнаяподсудность дает ответ на вопрос, к компетенции какого суда одного уровня судебной системы отнесено конкретное дело. Общее правило территориальной подсудности заключается в том, что уго­ловное дело должно быть рассмотрено по месту совершения преступления. С учетом тяжести и характера последнего место судебного разбиратель­ства может ограничиваться определенным судебным участком, районом, городом, субъектом федерации.

В случае, когда преступление является длящимся, т.е. началось в одном месте, а завершилось в другом, дело должно рассматриваться в суде по месту окончания преступной деятельности (ч. 2 ст. 32 УПК). Если несколь­ко преступлений совершены в разных местах, дело должно рассматривать­ся в том месте, где было совершено большинство преступлений или совер­шено более тяжкое из них (ч. 3 ст. 32 УПК).

Уголовно-процессуальный закон предусматривает определенные условия, при которых территориальная подсудность может быть изменена (ст. 35 УПК). Так, территориальная подсудность может быть изменена по ходатайству сто­рон, если был удовлетворен заявленный стороной отвод всему составу суда. По инициативе председателя суда, где находится дело, либо по ходатайству сторон территориальная подсудность подлежит изменению:

· если, все судьи данного суда ранее уже участвовали в производстве по делу и должны быть отведены в силу указаний ст. 63, 64 УПК;

· если, ряд участников процесса проживает в иной местности, нежели та, на которую распространяется юрис­дикция соответствующего суда, и все обвиняемые согласны с изменением тер­риториальной подсудности дела. Вопрос об изменении территориальной под­судности разрешается до начала судебного разбирательства.

3) Персональная (специальная)подсудность определяет, каким судом дол­жно разбираться дело, исходя из должностного положения и психического состояния подсудимого. Персональная подсудность установлена в отно­шении военнослужащих (к ним приравнены граждане, проходящие воен­ные сборы), судей федеральных судов, членов Совета Федерации и депута­тов Государственной Думы Федерального Собрания России, а также в от­ношении психически больных лиц.

Большинство уголовных дел о преступлениях, совершенных военнос­лужащими и лицами, проходящими военные сборы, рассматривает гарнизонный военный суд. Его подсудность объединяет в себе подсудность миро­вого судьи и подсудность районного суда общей юрисдикции. Окружной, флотский военный суд разбирает дела, подсудность которых применитель­но к судам общей юрисдикции тождественна подсудности судов субъектов федерации (областному, краевому суду и т. д.).

Если в совершении преступления обвиняется несколько лиц, одни из которых являются военнослужащими, а другие нет, то дело при отсутствии возражений со стороны гражданских лиц, будет рассматриваться военным судом. При наличии возражений со стороны гражданских лиц относитель­но рассмотрения дела военным судом дело в отношении этих лиц выделяет­ся и передается затем в суд общей юрисдикции. Когда же выделение дела в отношении гражданских лиц невозможно по фактическим обстоятельствам, то все дело должен рассматривать суд общей юрисдикции.

Военным судам, находящимся за пределами РФ, под­судны дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданс­кими лицами, если эти преступления совершены на территории, подпадаю­щей под юрисдикцию РФ, либо совершены лицами при исполнении служебных обязанностей, либо посягают на интересы РФ (ч.8 ст. 31 УПК).

Верховному Суду РФ подсудны дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, а также судьями федеральных судов. Необходимым условием для рассмотрения Вер­ховным Судом дел в отношении названных лиц служит их ходатайство, заявленное до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК).

Изменение территориальной подсудности производится председателем вышестоящего суда или его заместителем в судебном заседании, проводи­мом по правилам предварительного слушания дела (глава 34 УПК). Реше­ние, принятое судьями по данному вопросу, должно быть отражено в соот­ветствующем постановлении.

По вопросам подсудности споры между судами не допускаются (ст. 36 УПК). Дело, переданное из одного в другой суд в порядке, предусмотренном законом, должно быть безусловно рассмотрено судом, которому оно передано.

Понятие персональной подсудности

Определение 1

Понятие персональной подсудности обозначено тем, что в зависимости от должности обвиняемого либо подсудимого, уголовное дело в отношении него подсудно непосредственно суду, указанному в законе.

К примеру, Верховный суд РФ принимает к рассмотрению уголовные дела по отношению к:

  • членам Совета Федерации,
  • депутатам Государственной Думы,
  • судьям федерального суда.

В отношении судей федерального суда уголовные дела рассматриваются Верховным судом РФ, если от них имеется соответствующее ходатайство, заявленное перед судебным разбирательством.Согласно статьи 452 УПК РФ существует особенный порядок привлечения к уголовной ответственности вышеуказанной категории лиц.

Согласно этому порядку, дела в отношении данных лиц либо привлечение их в качестве обвиняемых осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Данное процессуальное действие осуществляется коллегией, состоящей из из трех судей Верховного Суда Российской Федерации. Коллегия принимает решение о присутствии в действиях члена Совета Федерации либо депутата Государственной Думы признаков преступления.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Персональная подсудность 450 руб.
  • Реферат Персональная подсудность 280 руб.
  • Контрольная работа Персональная подсудность 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Особенности применения персональной подсудности

Рассматривая категории судебных органов, отметим, что в компетенцию гарнизонных военных судов входит разрешение уголовных дел по всем преступлениям, которые совершены военнослужащими либо лицами, которые проходят военные сборы. Исключение составляют уголовные дела, подсудные вышестоящим военным судам. Подсудность окружного военного суда схожа с подсудностью Верховного суда республики, краевого, областного суда города федерального значения, автономных образований.

Окружной военный суд компетентен рассматривать уголовные дела в отношении военнослужащих и лиц, находящихся в процессе прохождения военных сборов. Когда уголовное дело по обвинению одного лица или группы лиц, находится в подсудности военному суду и заведено в отношении хотя бы одного из этих лиц, то уголовное дело в отношении всех категорий лиц может быть рассмотрено военным судом, в случае.

Данное условие может быть соблюдено в случае, когда отсутствуют возражения со стороны лиц, которые не являются военнослужащими или лицам, находящимся в стадии военных сборов. Если имеются возражения со стороны участников уголовного дела, тогда в отношении данных граждан осуществляется выделение дела в отдельное производство. В ситуации, если выделение уголовное дело в отдельное производство не представляется возможным, тогда дело в отношении указанных лиц будет рассмотрено соответствующим судом общей юрисдикции.

Статьей 34 УПК РФ предусмотрено направление уголовного дела по подсудности. Согласно требованиям данной статьи, судья осуществляет следующие действия:

  • Судья, выявив факт неподсудности поступившего дела, на стадии назначения судебного заседания, направляет его по подсудности.
  • При выявлении факта подсудности уголовного дела суду того же уровня, судья имеет право оставить данное дело у себя в производстве, при согласии подсудимого. Однако, это возможно лишь в случае, если судья уже начал рассматривать дело в судебном заседании.

В ситуации, если уголовное дело подсудно вышестоящему суду или военному суду, эта категория в любом случае подлежит рассмотрению по подсудности.

Замечание 1

В соответствии с действующим законодательством, подсудность между судами неоспорима. Согласно ст. 34, 35, 36 УПК РФ, каждое уголовное дело, перенаправленное между судами, принимается к рассмотрению тем судом, который его получил.

Понятие подсудности и ее значение

Институт подсудности в уголовном судопроизводстве известен с древнейших времен.

Его существование и развитие обусловлены тем, что судебные системы всех государств и ранее, и в настоящее время состоят из различных судов, отличающихся друг от друга своей компетенцией.

Компетенция — совокупность всех полномочий суда как органа судебной власти.

Однако компетенция суда и подсудность уголовных дел о преступлениях суду — не тождественные, не идентичные и не равнозначные понятия.

Они соотносятся друг с другом как целое и часть, где общим (целым) является компетенция, а ее элементом (частью) — подсудность.

В уголовно-процессуальном законодательстве и правовой литературе термин «подсудность» употребляется в двух смыслах:

1) подсудность как элемент полномочий судов общей юрисдикции на рассмотрение и разрешение определенной категории уголовных дел в качестве суда первой инстанции;

2) подсудность как свойство уголовных дел, обусловливающее их рассмотрение и разрешение в определенном суде и в определенном составе судей.

Разумеется, эти понятия подсудности находятся в неразрывной взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимодействии.

Поэтому смысл термина «подсудность» обычно выявляется в ходе анализа контекста.

Из этих определений понятий подсудности следует, что правильное применение правил института подсудности в сфере уголовного судопроизводства требует от практических работников органов предварительного расследования, прокуратуры и суда отличного знания:

а) системы правоохранительных (или правоприменительных) органов и судоустройства Российской Федерации;
б) возможных составов судов общей юрисдикции, рассматривающих уголовные дела о преступлениях в первой инстанции.

Суд первой инстанции — суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу (п. 52 ст. 5 УПК РФ).

В настоящей главе будут рассмотрены лишь вопросы, связанные с понятием подсудности в качестве свойства уголовного дела.

Подсудность уголовного дела — свойство уголовного дела о преступлении, состоящее из совокупности его признаков, в зависимости от которых уголовно-процессуальный закон относит его к рассмотрению и разрешению:

  1. судом определенного звена в качестве суда первой инстанции;
  2. определенным составом судей суда первой инстанции с учетом требований закона или мнения обвиняемого.

Включение в понятие подсудности второго элемента обусловлено тем, что законодатель предусмотрел в настоящее время возможность рассмотрения и разрешения уголовных дел о преступлениях различными составами судей (единолично мировым судьей, единолично судьей федеральных судов, судом в составе трех профессиональных судей, судом с участием присяжных заседателей).

Таким образом, институт подсудности не распространяется на деятельность судов второй и надзорной инстанций, а также судов, рассматривающих уголовное дело ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Вопрос о подсудности уголовного дела рассматривается и разрешается прокурором при направлении дела с обвинительным заключением или обвинительным актом в суд (ст. 222 и 226 УПК РФ), а также судьями судов первой инстанции при получении уголовного дела от прокурора для его рассмотрения и разрешения по существу (ст. 227 и 236 УПК РФ и др.).

Правильное определение подсудности уголовных дел о преступлениях имеет большое социально-правовое значение, в связи с чем разрешение этого вопроса нельзя отнести только к технической операции.

Социально-правовое значение уголовно-процессуального института подсудности заключается в следующем.

Во-первых, институт подсудности обеспечивает своевременность, полноту, всесторонность и объективность исследования обстоятельств уголовного дела.

Во-вторых, рассматриваемый институт содействует реализации уголовно-процессуального принципа равенства граждан перед законом и судом.

В-третьих, правила подсудности гарантируют рассмотрение и разрешение уголовного дела о преступлении судом законным, компетентным, независимым и беспристрастным (ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Последнее правило нашло реализацию в принципе: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом» (ст. 47 Конституции Российской Федерации).

Этот принцип нашел также выражение в ст. 8 УПК РФ.

В-четвертых, установленные уголовно-процессуальным законом правила подсудности устраняют субъективизм, произвольность в решении вопроса о том, какой суд первой инстанции будет рассматривать конкретное уголовное дело.

Поэтому участники уголовного процесса (обвиняемый, потерпевший, гражданский истец и другие лица) заранее практически знают, какой суд первой инстанции будет рассматривать уголовное дело, в котором они принимают участие.

Подсудность уголовных дел

Институт подсудности сформулирован в ст. 30—36 УПК РФ.

В действующем уголовно-процессуальном законодательстве и теории уголовного судопроизводства выделяют родовой (предметный), персональный, исключительный, территориальный признаки подсудности и признак подсудности по связи уголовных дел.

Родовой (предметный) признак подсудности определяется характером совершенного преступления, выраженным в его уголовно-правовой характеристике (уголовно-правовой квалификации).

Этот признак используется для разграничения подсудности уголовных дел между различными звеньями одноименных судов и их судебными составами.

В частности, этот признак применяется для разграничения уголовных дел о преступлениях, подсудных мировому судье, суду районного звена, суду областного звена, а также дел, подсудных гарнизонным военным и окружным (флотским) военным судам в качестве судов первой инстанции.

В системе судов общей юрисдикции основную нагрузку по рассмотрению и разрешению уголовных дел о преступлениях несет районный суд.

Районный суд создается в судебном районе, который охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Фе-дерации.

Уголовно-процессуальный закон не дает перечня преступлений, уголовные дела о которых подсудны районному федеральному суду.

Поэтому в самом общем виде можно определить подсудность уголовных дел районному суду следующим образом.

Районному суду в качестве суда первой инстанции подсудны все уголовные дела, кроме дел, подсудных вышестоящим судам, а также дел, подсудных мировому судье.

Следовательно, подсудность уголовных дел районному суду определяется путем изъятия из нее уголовных дел о преступлениях, подсудных другим судам.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ мировому судье подсудны:

1) уголовные дела частного обвинения о преступлениях, предусмотренных ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ;

2) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, исчерпывающий перечень которых также дан в ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

В этом исключении находятся уголовные дела:

а) об убийстве, совершенном в состоянии аффекта (ч. 1 ст. 107| УК РФ);
б) об убийстве, совершенном при превышении пределов необходимой обороны, либо об убийстве, совершенном при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступления (ст. 108);
в) о причинении смерти по неосторожности (ст. 109);
г) о половом сношении и иных действиях сексуального характера с лицом, не достигшим 14-летнего возраста (ст. 134);
д) о развратных действиях (ст. 135);
е) о некоторых других преступлениях.

Мировые судьи (мировой суд) не функционируют в системе военных судов.

В связи с этим уголовные дела о преступлениях, подсудные мировому судье и совершенные военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 УПК РФ, т.е. в порядке, предусмотренном для деятельности мирового судьи.

В этих случаях решения судей гарнизонного военного суда обжалуются не в апелляционном, а в кассационном порядке (ч. 6 ст. 30 УПК РФ).

Таким же образом разрешается данный вопрос в уголовно-процессуальном законе применительно к гражданской ветви судов общей юрисдикции, если на территории, находящейся под юрисдикцией районного федерального суда, отсутствуют мировые судьи, как это имеет место до настоящего времени в г. Санкт-Петербурге и других регионах Российского государства.

Судам областного звена (Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа) подсудны уголовные дела:

  1. о преступлениях, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ;
  2. переданные этим судам в соответствии с положениями ст. 34 и 35 УПК РФ;
  3. в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Остается сожалеть, что при определении подсудности уголовных дел вообще и подсудности судов областного звена в частности законодатель не использовал уголовно-правовую классификацию преступлений, данную в ст. 15 УК РФ.

Верховному Суду Российской Федерации по родовому признаку подсудны уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом или федеральным законом к его подсудности.

В настоящее время перечень уголовных дел о преступлениях по рассматриваемому признаку отсутствует, так как законодатель до настоящего времени не принял специальный закон, регулирующий деятельность Верховного Суда Российской Федерации.

Применительно к подсудности уголовных дел о преступлениях военным судам уголовно-процессуальный закон установил следующие положения.

Основным звеном в системе военных судов является гарнизонный военный суд.

Подсудность уголовных дел этому военному суду по предметному признаку определяется следующим образом.

Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела обо всех преступлениях, которые подсудны мировому судье и районному суду.

Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела о преступлениях, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, т.е. он рассматривает и разрешает в качестве суда первой инстанции уголовные дела о преступлениях, подсудных судам областного звена (ч. 6 ст. 31).

При определении подсудности уголовных дел по предметному признаку в настоящее время большую роль играет волеизъявление обвиняемого для определения состава суда, т.е. подсудности уголовных дел о преступлениях различным составам.

В соответствии со ст. 30 УПК РФ рассмотрение уголовных дел о преступлениях осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.

Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

1) судья федерального суда общей юрисдикции единолично — уголовные дела обо всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2—4 ч. 2 ст. 30;

2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31, т.е. по уголовным делам о преступлениях, подсудных судам областного звена.

Следовательно, суд с участием присяжных заседателей действует i в настоящее время только на уровне судов областного звена и окружного (флотского) военного суда.

В настоящее время суды с участием присяжных заседателей действуют во всех субъектах Российской Федерации.

Предполагалось, что суд с участием присяжных заседателей будет введен в действие в Чеченской Республике с 1 января 2007 г., однако ввиду определенных обстоятельств он введен с 1 января 2010 г.

Социально-правовое значение этого срока определяется, в частности, тем, что суды до указанного периода в соответствии с решением Конституционного Суда Российской Федерации не вправе назначать подсудимым наказание в виде смертной казни;

3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного им до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ;

4) мировой судья единолично — уголовные дела, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

Здесь уместно отметить также следующие положения ст. 30 УПК РФ.

Рассмотрение и разрешение уголовных дел о преступлениях в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично.

Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке судебного надзора — в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них является председательствующим в судебном заседании.

Персональный признак подсудности уголовного дела определяется характеристикой личности обвиняемого (должностным положением, возрастом, состоянием психического здоровья и т.п.).

Этот признак применяется для разграничения подсудности уголовных дел между:

а) различными звеньями одноименных судов общей юрисдикции (ее гражданской ветвью);
б) судами общей юрисдикции (ее гражданской ветвью) и военными судами, которые также относятся к судам общей юрисдикции.

Персональный признак действует в уголовном судопроизводстве в случаях, прямо предусмотренных уголовно-процессуальным законом, и имеет превалирующее (преимущественное) значение в сравнении с другими признаками подсудности при наличии их конкуренции.

В частности, согласно ст. 452 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, совершенных членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, судьями всех федеральных судов, по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, должны быть рассмотрены Верховным Судом Российской Федерации, т.е. Судебной коллегией по уголовным делам или Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

Персональный признак лежит в основе определения подсудности уголовных дел военным судам.

В соответствии с ч. 5 и 6 ст. 31 УПК РФ военные суды рассматривают уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы.

Признак подсудности по связи уголовных дел определяется взаимосвязью уголовных дел, которые подсудны судам разных звеньев или различным судам одного звена.

Согласно ст. 33 УПК РФ при обвинении одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, дела о которых подсудны разноименным судам (судам различных звеньев, уровней), уголовное дело обо всех совершенных преступлениях рассматривается вышестоящим из этих судов.

Рассмотрение уголовных дел военными судами в отношении лиц, совершивших преступление и не являющихся военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5—8 ст. 31 УПК РФ.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может быть рассмотрено военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.

При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении них выделяется в отдельное производство и рассматривается гражданской ветвью соответствующего суда общей юрисдикции.

Если выделение уголовного дела о преступлении в отдельное производство невозможно, то данное уголовное дело в отношении всех лиц, в том числе военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции (гражданской ветвью судебной системы).

Подсудность рассмотрения и разрешения гражданского иска, вытекающая из уголовного дела о преступлении, определяется подсудностью уголовного дела, в котором этот гражданский иск был предъявлен (ч. 10 ст. 31 УПК РФ).

Исключительный признак подсудности — признак, определяемый характеристикой территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо особым положением, объявленным в стране или в одном из ее регионов.

В частности, военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами России, если:

1) деяние, содержащее признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией России, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации;

2) иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч. 8 ст. 31).

Территориальный признак подсудности уголовного дела определяется: 1) местом совершения преступления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 35 УПК РФ

Рассмотрение и разрешение уголовного дела в том суде, в районе деятельности которого совершено преступление, целесообразно в силу того, что:

а) в этом районе находятся, как правило, подсудимый, потерпевший, свидетели и большинство иных участников уголовного судопроизводства;

б) судьи хорошо знают местные условия, которые в той или иной мере всегда учитываются при принятии законного, обоснованного и справедливого судебного решения по уголовному делу;

в) судебные решения в этом случае обеспечивают наибольшее воспитательно-предупредительное воздействие на участников уголовного судопроизводства и население;

2) местом окончания предварительного расследования, если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого одноименного суда;

3) местом совершения большинства преступлений или местом совершения наиболее тяжкого из этих преступлений, если преступления совершены в различных местах (ст. 32 УПК РФ).

Территориальный признак подсудности обеспечивает достижение уголовно-процессуальной экономии, что имеет большое значение для эффективности уголовного судопроизводства.

Этот признак используется для разграничения подсудности уголовных дел о преступлениях между судами одного звена.

Правильное определение территориального признака подсудности уголовных дел необходимо потому, что юрисдикция каждого суда распространяется на соответствующую административно-территориальную единицу (или участок).

Значение территориального признака определяется тем, что он всегда присутствует в подсудности уголовного дела в сочетании с каким-либо иным признаком.

Вместе с тем уголовно-процессуальным законом допускается изменение территориального признака подсудности уголовного дела о преступлении до начала судебного разбирательства.

Согласно ст. 35 УПК РФ территориальный признак подсудности уголовного дела может быть изменен:

1) по ходатайству стороны — в случае удовлетворения в соответствии со ст. 65 УПК РФ заявленного ею отвода всему составу соответствующего суда;

2) по ходатайству стороны либо инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, — в случаях, если:

а) все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со ст. 63 УПК РФ;

б) не все участники уголовного судопроизводства по уголовному делу о преступлении проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориального признака подсудности данного уго-ловного дела.

Изменение территориальной подсудности уголовного дела допускается лишь до начала судебного разбирательства.

Вопрос об изменении территориального признака подсудности уголовного дела по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 35 УПК РФ, разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем в порядке, установленном ч. 3, 4 и 6 ст. 125 УПК РФ.

Думается, что правила изменения территориального признака подсудности уголовного дела о преступлении в определенной мере противоречат нормам конституционного и уголовно-процессуального законодательства по обеспечению прав участников уголовного судо-производства (а не только подсудимого) на рассмотрение их уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено уголовно-процессуальным законом.

Однако следует признать, что эти положения объективно необходимы, ибо они учитывают состояние судебной системы и реальную общественно-политическую ситуацию в стране или регионе.

Согласно ст. 34 УПК РФ судья, установив при разрешении вопроса о назначении судебного заседания, что поступившее уголовное дело не подсудно данному суду, выносит постановление о направлении данного уголовного дело по подсудности.

Суд, установив, что находящееся в его производстве уголовное дело подсудно другому такому же суду (суду того же звена, уровня), вправе с согласия подсудимого оставить уголовное дело о преступлении в своем производстве только в том случае, если он уже приступил к его рассмотрению в судебном разбирательстве.

Однако если уголовное дело о преступлении подсудно вышестоящему суду или военному суду, то оно во всех случаях подлежит направлению (передаче) по подсудности.

Уголовно-процессуальное законодательство не допускает споров о подсудности между судами.

Любое уголовное дело, направленное из одного суда в другой в порядке, предусмотренном ст. 34 и 35, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, куда оно направлено или передано (ст. 36 УПК РФ).

Добавить комментарий