Понятия и элементы формы государства

Форма государства – это научная категория, характеризующая структурную и территориальную организацию государственной власти, а также методы ее осуществления.

Элементы формы государства:

1. Форма государственного правления (характеризует структурную организацию государственной власти): монархия, республика

2. Форма государственного устройства (характеризует территориальное устройство и территориальную целостность): федерация, конфедерация, унитарное государство.

3. Государственный режим (характеризует методы осуществления государственной власти): демократический, либеральный, авторитарный, тоталитарный.

Все элементы находятся в органичном единстве и в совокупности образуют форму государства.

Ведущую роль играет государственный режим, так как в нем проявляется сущность государства. Именно он оказывает решающее воздействие на остальные элементы формы государства.

Существенные изменения государственного режима отражаются на форме правления и значительно реже на форме государственного устройства.

Форма любого государства складывается естественно-исторически.

Причины многообразия форм государства

1. Влияние типа государства на его форму: прямой зависимости нет. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут существовать его различные формы, с другой стороны, государства различных типов могут иметь одну форму, но феодальному типу обычно соответствует монархическая форма, буржуазному – республиканская, а социалистические государства существуют исключительно в форме республик.

2. Соотношение социальных и классовых сил в обществе: преобладание демократических сил, как правил, ведет к установлению республиканских форм, трансформации монархии в парламентарную, а также установлению демократического режима. Преобладание консервативных сил ведет к реставрации монархии.

3. Географическое положение страны: большие государства тяготеют к недемократическим режимам.

4. Национальный состав населения: однонациональные государства имеют как правило унитарную форму. Многонациональные тяготеют к федеративной форме либо к созданию автономных образований в составе унитарного государства.

5. Исторические традиции.

6. Идеологический фактор: например, ислам обуславливает теократическую монархию и теократическую республику.

7. Конкретные исторические условия: например, поражения в войнах ведут к изменению формы государства.

Вышеназванные факторы в каждом государстве проявляются по разному и предопределяют форму государства.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

  1. социально-экономические, культурные;
  2. исторические, национальные и религиозные традиции;
  3. природные и климатические условия;
  4. расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

  1. порядок формирования органов государственной власти;
  2. структуру государственных органов;
  3. особенность территориальной самостоятельности населения;
  4. характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;
  5. специфику отношений государственных органов и населения;
  6. приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

  1. демократизм;
  2. федерализм;
  3. республиканская форма правления;
  4. разделение властей;
  5. политическое, идеологическое многообразие;
  6. признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления;
  7. государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации;
  8. правовое государство;
  9. социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

  1. добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ;
  2. равноправие субъектов Российской Федерации;
  3. самоопределение народов, наций и национальностей;
  4. государственная целостность;
  5. разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

Обществознание, 11 класс

Урок 28. Форма государства

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Форма государства.
  2. Форма правления.
  3. Форма государственно-территориального устройства.
  4. Форма политического режима.

Тезаурус:

Форма государства — это совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением.

Монархия — форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству

Республика – форма правления, при которой государственная власть формируется народом через выборы.

Форма государственного (территориального) устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

Политическим режимом называется совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением.

Демократия — способ организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014. – С. 232 – 237.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Форма государства — это совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного (территориального) устройства и форму (тип) политического режима.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. Различают две формы правления: монархию и республику.

Монархия — форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству. В абсолютной монархии власть правителя (монарха) никем и ничем не ограничена. В конституционной (парламентарной) монархии власть монарха ограничена парламентом. Правительство формируется из парламентского большинства и подотчетно ему. Лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром. Законодательные акты принимаются парламентом.

Республика – форма правления, при которой государственная власть формируется народом через выборы. Республики бывают парламентские, президентские и смешанные. В парламентской республике правительство формируется парламентом и, следовательно, подотчетно парламенту. Оно остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства. Президент избирается парламентом.

В президентской республике правительство назначается президентом и, следовательно, подотчетно ему. Президент избирается народом и является главой исполнительной власти. Он обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В смешанной республике президент избирается всенародным голосованием, правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. Правительство имеет двойную ответственность – перед парламентом и частично перед президентом. Президент имеет право роспуска парламента.

Форма государственного (территориального) устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федеративным. В унитарном государстве существует единая для всей страны система органов государственных органов, одна конституция, единая система законодательства, единая денежная и налоговая система. Государство может состоять из административных единиц (краев, провинций и т.п.), которые не имеют никакой политической самостоятельности.

Федеративное государство состоит из субъектов федерации (это могут быть штаты, области, республики и т.п.), которые имеют некоторую политическую самостоятельность. В таком государстве двухуровневая система власти (это значит, что существуют как федеральные органы власти, полномочия которых распространяются на всю территорию государства, так и органы власти субъектов федерации); двухпалатный парламент (в котором одна из палат как раз и представляет субъекты федерации); двухуровневая система налогов. Субъекты могут иметь свои конституции, конечно же, не противоречащие конституции страны.

Конфедерация – это объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств. Единая территория, единая правовая и судебная система отсутствуют. Государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме.

Политическим режимом называется совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Различают следующие типы политических режимов:

— демократия;

— авторитаризм;

— тоталитаризм.

Главным критерием различия государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. По этому критерию государства можно разделить на демократические и антидемократические или недемократические. Недемократическими являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Тоталитарный режим означает полный контроль государства как над обществом в целом, так и над каждым отдельно взятым человеком. Основными чертами тоталитарного режима являются:

-монополия на власть единственной партии;

— культ личности вождя;

-тотальный полицейский контроль над обществом, массовые репрессии;

— централизованная, командная экономика;

— права и свободы граждан декларируются, но не соблюдаются;

— оппозиция запрещена.

Авторитаризм — это политический режим, при котором власть принадлежит одному человеку или группе лиц (например, военной хунте).

Основными чертами авторитарного режима являются:

— монополизация политики при отсутствии тотального контроля над обществом;

— оппозиция может существовать, но под жестким контролем власти;

— нет террора;

-мощный государственный сектор может сочетаться с рыночной экономикой;

— опора на армию, церковь, бюрократию.

Демократия — способ организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

Признаками демократии являются:

— гарантия и защита прав и свобод человека;

— реальное осуществление принципа разделения властей;

— регулярное проведение выборов на конкурентной основе;

— гласность, отсутствие цензуры в СМИ;

— политический плюрализм, предполагающий многообразие политических идей, взглядов, программ, партий;

— подотчетность органов власти избирателям;

— демократический контроль общества над армией и правоохранительными органами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Вставьте верные термины в предложение:

«Различают следующие _____ государства: форму правления, форму (тип) политического режима и форму государственного __________».

Правильный вариант ответа:

«Различают следующие формы государства: форму правления, форму (тип) политического режима и форму государственного устройства».

2. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго

Форма государства

ХАРАКТЕРИСТИКА

Форма правления

совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением

Форма государственного устройства

состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением

Форма политического режима

административно-территориальная организация государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

Правильный вариант:

Форма государства

ХАРАКТЕРИСТИКА

Форма правления

состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением

Форма государственного устройства

административно-территориальная организация государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

Форма политического режима

совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением

12

Форма государства – это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность. Изучить государство с точки зрения его формы – это значит рассмотреть его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, методы осуществления государственной власти.

Форма государства – это сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента:

1. форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования. Под формой правления имеется в виду организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношением органов государства между собой и с населением. Выделяют две основные формы государственного правления в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или принадлежит коллективному органу: монархию и республику;

2. форму государственного устройства – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой. Под формой государственного устройства подразумевается административно-территориальная организация государственного аппарата, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Различают демократический и антидемократические режимы (авторитарный, тоталитарный, расистский);

3. форму государственного режима – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их воплощение в государственном строе. Это конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в государстве. Выделяют три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедеративное государство.

Все три стороны формы государства составляют органическое единство. Это три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. В тоже время ведущая роль принадлежит политическому режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей мере) на форме государственного устройства.

Исторический процесс развития государства характеризуется множеством его форм. В пределах одного и того же типа государства могут встречаться разные формы организации и деятельности государственной власти, и наоборот, государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство, т.е. категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Значительное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальный менталитет, географические условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений державы и ее органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и т.д.).

Традиционно по форме правления государства делятся на монархии и республики.

Форма государственного правления – способ организации органов государственной власти, характеризующейся особенностями их формирования и взаимоотношений и обусловленный их связью с носителем верховной государственной власти.

Форма правления характеризует порядок формирования и органи­зацию высших органов государственной власти. Эту сторону государ­ства определяют:

— структура и полномочия высших органов государственной власти страны;

— порядок их образования и взаимоотношений между собой;

— степень участия населения в формировании этих органов и влия­ния на принимаемые ими решения.

Наиболее общим, внешним, формальным признаком отличия государств по форме правления является статус главы государства. В соответствии с этим признаком государства представляют собой либо монархии, либо республики.

Монархией (греч. monarchia — единовластие) называ­ется такое государство, в котором верховная власть в стране сосредо­точена (полностью или частично) в руках единоличного главы госу­дарства и обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже — к дочери или родственнику по боковой линии, и ни один орган власти не вправе повлиять на этот процесс.

Юридические свойства монархии:

— бессрочное, т.е. пожизненное, пользование властью;

— занятие трона по наследству или по праву родства;

— представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;

— безответственность главы государства (в Швеции в 1809 году был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).

Монархии делятся на абсолютные и ограниченные:

Абсолютная монархия – вся полнота власти сосредоточена в руках монарха (Россия XVII – XVIII вв., Франция до революции 1789 г.). Основной признак абсолютной монархической формы правления — отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян, управляющих с помощью особой касты чиновников и полицейских. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.

Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях — дуалистической и парламентарной (в эпоху ка­питализма).

Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни замкнутого, натурального хозяй­ства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия- форма, при которой власть главы госу­дарства ограничена сословно-представительными органами (Земский со­бор в России, Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и т.д.), хотя сословное собрание как арена легальной борьбы сословий не была предоставлена огромному большинству на­селения (крестьянам).

Ограниченная (конституционная) монархия– власть монарха ограничена выборным органом – либо особым правовым актом – конституцией (Великобритания, Дания, Бельгия):

— дуалистическая(в с руках монарха сосредотачиваются полномочий в сфере государственной власти. Ему при­надлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значи­тельная часть власти законодательной, выражающейся в праве нала­гать абсолютное вето на законы, принятые парламентом. Этот акт не позволяет закону вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними (Марокко и Иордания));

— парламентарная(монарх — номинальный глава государ­ства, т. е. такое должностное лицо, у которого нет реальных полномочий какой-либо ветви государственной власти. «От имени» или «по поручению» монарха фактические полномо­чия высших органов законодательной и исполнительной влас­ти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно. В парламентарной монархии существует институт контрасигнатуры, означающий, что подпись мо­нарха действительна лишь при наличии подписи премьер-ми­нистра или другого компетентного члена правительства).

В некоторых монархических государствах (Саудовской Аравия) их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических.

Степень участия населения в формировании органов власти монар­хии составляет пропорцию, обратную объему власти, сосредоточенной в руках монарха. Как отмечалось выше, в абсолютных монархиях не толь­ко население страны, но и ни один орган государства; даже самый выс­ший, не вправе изменить выбор главы государства.

Население приобретает право на участие в формировании органов государственной власти в монархии только с момента ограничения вла­сти монарха.

Конкретный тип монархии, установившийся в стране, зависит в первую очередь от степени развития в ней производственно-экономи­ческих отношений.

Республикой(лат. res publica — общественное дело) называется такое государство, в котором верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государствен­ной власти.

Общие юридические свойства республиканской формы правления:

— ограничение власти главы государства, законодательных и ис­полнительных государственных органов конкретным сроком;

— выборность главы государства и других верховных органов го­сударственной власти;

— ответственность главы государства в случаях, определенных за­коном;

— представительство им интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

— обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

— преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответст­венность личности и государства.

История государственно-организованного общества знает несколько основных разновидностей республиканской формы правления, которые зарождаются еще в условиях рабовладения.

Демократическая республика существовала в Афинском государстве (V—IV вв. до н.э.), что обусловливалось социальной структурой общества, характером рабовладения, не признающим превращения свобод­ных афинян в рабов, наличием коллективного рабовладения, существо­ванием эффективной системы органов государственной власти, имею­щих строго определенные функции. Ведущая роль среди государствен­ных органов отводилась демократическим коллегиальным органам (Народному Собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, магистратура же выполняла второстепенные функции.

Аристократическими республиками были Спарта (V-IV вв. до н.э.) и Римское государство (V-II вв. до н.э.), выражающие преимущественно интересы аристократической части населения.

В эпоху феодализма существует республиканская форма правления в городах-республиках (Флоренция, Генуя, Венеция — в Италии; Нов­город и Псков — в России; вольные города в Германии, Англии, Фран­ции).

Феодальные республики образуются в результате укрепления мо­гущества и самостоятельности крупных городов, за которыми призна­ется право на самоуправление, издание законов, осуществление суда над горожанами и т.п. Наиболее важная особенность заключалась в признании свободы граждан и свободы рыночных отношений.

Эпоха капитализма породила парламентарную (парламентскую) и президентскую республики- формы, неизвестные прежним эпохам.

Парламентская республика — население страны на строго определенный срок избирает высший представительный законодатель­ный орган государственной власти. Особенность этих государств состоит в том, что парламенту в них принадлежит высшая государственная власть. Он не только является высшим законодательным органом государ­ственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). Определяет состав правительства, влияет на принимаемые им решения, производит перестановки в его составе, от­правляет в отставку правительство в полном составе или отдельных его членов. Отставка парламента или изменение соотношения в нем партийно-политического большинства и меньшинства автоматически влечет за собой отставку ответственного перед ним правительства, сформированного по принципу партийного большинства. Исключение составляет коалиционное правительство, формируемое парламентом в условиях отсутствия ярко выраженного парламентского большинства, представленного депутатами одной политической партии.

Концентрация государственной власти в руках парламента преодо­левается наличием в стране многопартийности, которая обеспечивает участие в нем, а иногда и в правительстве представителей различных политических партий. Неотъемлемым элементом парламентарной республики является развитая многопартийная система.

Положение президента в парламентской республике носят номинальный, формальный характер, боль­шей реальной властью в стране обладает глава правительства — пре­мьер-министр (в ФРГ — канцлер).

Президентская республика — возни­кают преимущественно в странах со слаборазвитой или с неразвитой многопартийной системой (США). Население из­бирает не только высший законодательный орган государственной власти, но и главу государства — президента, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких респуб­ликах обладает большей самостоятельностью в своих действиях и не­зависимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках. В президентских республиках на уровне кон­ституции закрепляется сложная система взаимных «сдержек и проти­вовесов». Они включают в себя отлагательное вето, налагаемое прези­дентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодо­лено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента; импичмент президента; судебный контроль за его деятельностью.

Главным признаком президентской республики является независи­мость ветвей власти друг от друга, выражающаяся прежде всего в от­сутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы прав­ления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт. Отсутствие прямой юридической связи между президентом и пра­вительством. В ряде государств всенародно избранный президент, бу­дучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое конститу­ция страны возлагает на правительство (Рос­сия). В этом случае конституция может устанавливать принцип дове­рия нижней палаты парламента по отношению к формируемому пре­зидентом правительству.

Одним из признаков, присущих исключительно республикам сме­шанного типа правления, является закрепленная в конституции стра­ны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по ини­циативе президента в случае возникновения непреодолимого конф­ликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (Франция).

Социалистическая республика — особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и согласно марксистской теории должна была бы стать подлинно демо­кратической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом.

Особенностями социалистической респуб­ликанской формы правления являются:

— соединение высших и местных органов власти в единую пред­ставительную систему, основанную на принципе демократического цент­рализма;

— ведущее положение представительных органов, составляющих ос­нову аппарата государственной власти;

— сочетание экономического, социально-политического и куль­турно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином го­сударственном механизме, что позволяет государственной власти уп­равлять обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ в мас­штабе всей страны;

— создание необходимых условий для обеспечения руководящей ро­ли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;

— отрицание идеи разделения властей.

Различают три разновидности социалистической республиканской формы правления: Парижская коммуна; Советская республика и Народно-демократическая (народная) республика, которые выступают государственной формой диктатуры пролетариата.

Форма государственного устройства — это способ территориальной организации государства, заключающийся в территориальном делении и установлении вертикальных и горизонтальных связей и отношений между органами государственной власти.

Федеративное государство -единое сложное государство, образованное на основе договора в союз, которому они передали свои полномочия на осуществление верховной государственной власти, превратившись в субъекты федерации, не обладающие государственным суверенитетом. В теории различают автономнуюи союзную (договорную)федерацию.

Принципы федерации:

— Добровольность образования союза (или вхождения в союз);

— В основе федерации лежит договор;

— Компетенция союза определяется вступающими в союз государствами;

— Правом выхода из союза субъекты федерации не обладают;

— Невмешательство союза во внутренние дела субъектов федерации;

— Равноправие субъектов федерации.

Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный или территориальный принцип, что способствует разрешению национального вопроса. В первом случае федерация образуется из самостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором — субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территориальному при­знаку.

В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законо­дательный орган традиционно состоит из двух палат, в одной из ко­торых представлены ее субъекты. В Российской Федерации в Совете Федерации каждый из ее субъектов имеет по два представителя. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы госу­дарственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновре­менно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные воору­женные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирова­ния.

Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федера­тивное единство государства. Ранее такое право признавалось Догово­ром об образовании СССР, союзными и республиканскими конститу­циями, хотя ни разу и не использовалось.

Разграничение компетенции в федеративном государстве называется разделением властей по вертикали. При этом разграничиваются предметы ведения федерации и субъектов федерации, а также полномочия федерации и субъектов фе­дерации по предметам совместного ведения.

Правовой основой большинства существующих в мире федераций является конституция (Основной Закон) страны. Вместе с тем в осно­ву федерации может быть положен договор (так называемые договор­ные федерации). Особенность договорных федераций проявляется в большей самостоятельности ее субъектов. Конституционные федера­ции построены преимущественно в форме реализации воли «центра», закрепленной в принимаемых высшими органами государственной власти конституциях. Конечно, конституция в той или иной форме закрепляет определенную самостоятельность субъектов федерации, но изменение конституции — исключительное право федеральных орга­нов государственной власти. Что же касается договорных федераций, то основа их правового положения — результат сопряжения воли двух сторон (федерации и ее субъектов), в равной степени способных вли­ять на изменение содержания договора.

Исходя из данной классификации типов федерации, Россия в соответствии с действующей Конституцией (ст. 5 и 11) относится к числу федераций смешанного типа — конституционно-договорных, посколь­ку основа ее федеративного устройства заложена Конституцией, но отдельные вопросы разграничения вопросов ведения между централь­ными и региональными органами государственной власти могут ре­шаться на основании федеративного и иных договоров.

Унитарное государство – это единое государство, тер­ритория которого подразделяется на административно-терри­ториальные единицы. В унитарном государстве есть только один законодательный орган, обладающий нормотворческой компетенцией по всем отраслям законодательства; нормотворческие органы автономий в унитарном государстве, по существу, обладают подзаконной компетенцией, даже если акты этих органов называются законами. Исполнительную власть осу­ществляют центральные органы исполнительной власти и со­зданные ими территориальные (местные) административные органы. Реже территориальные административные органы из­бираются местным населением. В унитарном государстве су­дебная система является единой.

Помимо административно-территориальных единиц, уп­равляемых органами центрального подчинения, в унитарном государстве могут быть автономные образования. Население автономных образований самостоятельно формирует свои пар­ламенты и органы исполнительной власти, действующие на основе разграничения компетенции между центральными орга­нами власти и органами власти автономии.

Например, в Испании наряду с историческими об­ластями (страна басков и Каталония), выделенных по национальному признаку, созданы и территориальные автономии. Но эти самостоя­тельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и еди­ное законодательство (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).

Наряду с территориальными органами исполнительной власти в унитарном (также и в федеративном) государстве существуют формируемые населением органы местного само­управления. Последние не входят в систему государственных органов. Но государство может передавать этим органам пол­номочия территориальных органов государственной власти и контролировать их деятельность в пределах переданных пол­номочий. Унитарные государства, в которых органы местного самоуправления выступают и как территориальные органы вла­сти, называют относительно децентрализованными. Чисто цен­трализованными считаются унитарные государства, в кото­рых власть на местах осуществляют исключительно чиновни­ки, назначаемые из центра.

Унитарное государство примечательно единством власти, террито­рии и населения.

Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория «форма государства» означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.

Если территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам, то в понятии «форма государства» выражается их внутренняя организация, способ устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга.

От формы государства в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.

Элементами формы государства являются:

1) форма правления — характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства — отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим — представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

Таким образом, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Форма государственного правления

Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого monarchia — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно;

3) не зависит от волеизъявления населения.

Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).

Хотя ряд современных государств с монархической формой правления приняли Конституции и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Республика (от латинского res publica — государственное, общественное дело) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) — совместно президент и парламент.

В президентской республике:

1) Президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства.

2) Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству.

3) Президент не может распустить парламент.

Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto — запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

В зависимости от этого критерия различают следующие формы.

Унитарное государство — простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене. Монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства. Территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги. Унитарные государства бывают централизованными — Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными — Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация — сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).

Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая — субъектов федерации; третья — совместной компетенцией союза и его членов.

В настоящее время в мире существует 26 федеративных государств. Они находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики — Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 г. сербско-хорватско-мусульманская федерация в Боснии); в Азии (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан); в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, Сент-Китс и Невис); в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); в Океании (Папуа-Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии); федерацией является Австралия. Некоторые элементы федерализма присущи Европейскому Союзу, объединяющему 15 стран Европы.

Конфедерация — временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982 — 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 — 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого — государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.

Политический режим: понятие, признаки, виды

Политический (государственный) режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные.

По мнению других авторов, понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», поскольку включает в себя методы и приемы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим представляет собой совокупность способов, средств и методов практического осуществления правящими кругами, главным образом высшими должностными лицами, государственной властной воли. В известном смысле политический режим близок к понятию «стиль государственного управления», но если последний раскрывает технологию управления с точки зрения ее рациональности и эффективности, то политический режим фиксирует политическую сторону государственного управления — реальную принадлежность власти определенным субъектам политических действий, способы владения и удержания ее и, соответственно, механизмы воздействия на людей. В политическом режиме скрыты многие секреты властеотношений, которые к тому же специально камуфлируются, маскируются, прикрываются благообразным антуражем (Г.В. Атаманчук).

Политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.

Политический режим определяется уровнем развития и интенсивностью социально-политических процессов; структурированностью правящей элиты; состоянием отношений с бюрократией; развитостью социально-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием, поведением, типом легитимности.

Понятие «политический режим» включает в себя следующие параметры (признаки):

— степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

— соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности;

— характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом;

— положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

— место и роль негосударственных структур в политической системе общества; соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

— тип политического поведения; характер политического лидерства;

— доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической власти;

— политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.);

— меру политического плюрализма, в том числе многопартийности.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Демократический режим. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

— провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

— решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

— предполагается существование правового государства и гражданского общества;

— выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

— силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества;

— доминируют методы убеждения, компромисса;

— политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции;

— гласность; средства массовой информации свободны от цензуры;

— реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений) (см. схему 15).

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название — непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них — выборы, референдумы — четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она: дает больше возможностей (по сравнению с представительными институтами) для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии — это отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью, сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий, низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства «правителей» и т.д.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа — депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей (по сравнению с институтами прямой демократии) для принятия эффективных решений, поскольку в этом процессе участвуют, как правило, профессионалы, компетентные лица, специально занимающиеся данной деятельностью; более рационально организует политическую систему и т.п.

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты: возможно неограниченное развитие бюрократии и коррупции; отрыв представителей власти от своих избирателей; принятие решений в интересах не большинства граждан, а номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д.

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогает четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдается личности, ее правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы.

Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» (от латинского totus — весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

— государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

— общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

— монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

— государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

— доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

— господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством,

— запрет оппозиционно настроенных сил;

— права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

— фактически устраняется плюрализм; централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества и т.д.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода компромисс между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он (авторитарный режим), с одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но с другой — жестче, антинароднее, чем демократический.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

Основные характеристики авторитарного политического режима:

— в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

— игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

— роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

— суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

— сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

— сохраняется ограниченная цензура, «полугласность», в то же время отсутствует террор;

— существует частичный плюрализм;

— права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте;

— силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях и т.п.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства.

В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам:

1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю;

2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика «выборочного» террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

Добавить комментарий