Поощрительные нормы права примеры

В зависимости от функциональных особенностей отрасли права выделяют нормы процессуальные и материальные.

Материальное право — специфическое юридическое понятие, содержащее правовые нормы, предназначенные различными способами упорядочивать поведение субъектов права в различных сферах общественной жизни. Объектом материального права являются общественные отношения различного вида.

Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников. Такие нормы регулируют социальные, политические, имущественные и иные отношения. Они определяют права и обязанности субъектов права, а также содержательную характеристику правоотношений, возникающих между государством и гражданами (населением) в рамках регулятивных и охранительных правоотношений. При помощи материально-правовых норм определяются система, структура и компетенция органов государственной власти. Эти нормы образуют правовую основу, необходимую для функционирования общества и государства.

Процессуальное право — совокупность правовых норм, определяющих процедуру применения материального права (рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства).

Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Так, наряду с известными отраслями материального права существуют гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право и арбитражно-процессуальное право.

Императивные нормы — нормы права, которые не допускают законного отступления от содержащегося в ней правила поведения.

Пример № 1. Ст. 306 ТК РФ:

Об изменении существенных условий, предусмотренных трудовым договором, работодатель — физическое лицо в письменной форме предупреждает работника не менее, чем за 14 календарных дней.

Пример № 2. Ст. 50 ЗК РФ:

Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

Пример № 3. Ст. 20 ВозК РФ:

Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.

Диспозитивные нормы — нормы права, которые допускают законное, договорное отступление от содержащегося в ней правила поведения.

Пример № 1. ст. 33 СК РФ:

Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.

Пример № 2. п. 2 ст. 134 ГК РФ:

Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Пример № 3. ч. 4 ст. 301 ТК РФ:

Дни отдыха в связи с работой за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в пределах учетного периода оплачиваются в размере тарифной ставки (оклада), если иное не установлено трудовым договором или коллективным договором.

Поощрительные нормы — нормы права, закрепляющие поощрение участникам правоотношения, выполнившим определенные предписания.

Пример № l. П.п. 1 Дисципли­нарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации:

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, за образцовое руководство войсками и другие выдающиеся заслуги перед государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, за высокие показатели в боевой подготовке, за отличное освоение новых образцов вооружения и военной техники начальники от командира полка, командира корабля 1 ранга, им равные и выше, командиры отдельных батальонов (кораблей 2 ранга), а также командиры отдельных воинских частей, пользующиеся в соответствии со ст. И дисциплинарной властью командира батальона (корабля 3 ранга), имеют право ходатайствовать о представлении подчиненных им военнослужащих к награждению государственными наградами.

Пример № 2. п.п. 8 Устава о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота (утв. постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2000 г. № 715):

Членам экипажей, успешно и добросовестно выполняющим свои трудовые обязанности, предоставляются преимущества в области социально-культурного и жилищно-бытового обеспечения.

Пример № 3. п.п. 10 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 621) (с изменениями от 25 декабря 1993 г., 23 апреля 1996 г., 8 февраля 1999 г., 14 июля 2001 г.):

За особые трудовые заслуги работники представляются в установленном порядке к государственным наградам Российской Федерации.

Рекомендательные нормы — нормы права, содержание правила поведения, соблюдение которых выгодно для государства и общества, но не обязательно.

Пример № 1. п.п. 3 Приложения к постановлению Минтруда РФ от 17 января 2001 г. № 7 «Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»:

Под кабинет охраны труда в организации рекомендуется выделять специальное помещение, состоящее из одной или нескольких комнат (кабинетов), которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда.

Пример № 2. п.п. 4 Методических рекомендаций по организации деятельности территориальных органов Минюста России по осуществлению полномочий, представленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления:

В случае получения материалов, не относящихся к компетенции Минюста России, рекомендуется направлять их в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение данных материалов.

Пример № 3. п. 6 Приложения к постановлению Минтруда РФ от 30 ноября 2000 г. № 86 «Рекомендации по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации»:

В целях обеспечения организации экспертной деятельности по условиям труда органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающим вопросами охраны труда, рекомендуется в своих структурах образовывать самостоятельные подразделения (управления, отделы) государственной экспертизы условий труда, а также создавать исследовательские (измерительные) лаборатории по оценке условий труда, которые аккредитуются в установленном законодательством порядке и действуют в соответствии с областью аккредитации в структуре соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или вне ее.

* Некоторые авторы отрицает существование таких норм. А.И. Коваленко указывает на то, что такие нормы «с естественной необходимостью, не вытекают из природы права как принудительно- го регулятора общественных отношений».В ряде работ эти виды норм просто не упоминаются, и мнение авторов на проблему их существования не высказано.

* Другие (М.П. Карева, А.С. Пиголкин и др.) напротив, указывают на существование только поощрительных норм и не упоминают о нормах рекомендательных.

* Значительная часть ученых (В.К. Бабаев, М.И. Байтин, Н.Л. Гранат, В.В. Лазарев и др.) считает, что существует и тот, и другой вид норм. Ряд авторов связывает все большее распространение поощрительных и рекомендательных норм с тенденциями развития общества. Так, В.Л. Кулапов отмечает, что в ходе социального развития «происходит постепенная замена одних типов правового регулирования другими; более жестких и властно-распорядительных — менее жесткими, допускающими разумную самостоятельность в положении субъектов». К тому же выводу приходят Б.В. Дрейшев, В.Н. Кудрявцев, Ю.А. Тихомиров, В.К. Бабаев и другие теоретики.

* Довольно большая группа ученых (М.И. Байтин, А.В. Малько, В.К. Бабаев и др.) выделяют рекомендательные и поощрительные нормы по признаку метода правового регулирования наряду с императивными (авторитарными, категорическими) и диспозитивными (автономными).

Но! отдельно взятая норма права не может претендовать на выражение метода регулирования, тк метод — это совокупность приемов, способов и средств воздействия. + рекомендательные нормы по характеру своей обязательности являются диспозитивными — субъект имеет право самостоятельно избирать вариант поведения, решать следовать ли этим рекомендациям или нет. Поэтому включать их в одну группу как равноположенные с теми же диспозитивными нормами вряд ли правильно.

Поощрительные нормы — это предписания относительно предоставления определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.


Поощрительные нормы российского права выполняют важные функции, так как они выступают в качестве: а) средства обеспечения реализации правил общежития, некоторых технико-юридических и эстетических норм; б) фактора упрочения различных видов государственной дисциплины; в) стимулятора социальной активности индивидуальных и коллективных субъектов права; г) способа согласования общественных и личных интересов граждан; д) средства воспитания правосознания; е) положительного катализатора развития общественных отношений; ж) фактора мотивации правомерного поведения; з) разновидности социального контроля. Поощрительные нормы права оказывают стимулирующее воздействие на самые разнообразные виды деятельности. Несмотря на то, что количество поощрительных норм растет, их правовая природа остается спорной.

Особенности поощрительных норм выражаются в том, что им присущ: а) своеобразный способ воздействия на волевое поведение лиц и коллективных образований; б) особое содержание данных норм; в) специфика их социального назначения. Способ воздействия поощрительных норм строится так, что лицо не обязывается, а побуждается к достижению полезного для государства результата. Способ воздействия этой нормы в отношении ее адресата таков, что добиваться или не добиваться указанного в норме результата, а значит и государственного поощрения — добровольное дело субъекта. Особенности содержания поощрительных норм, прежде всего, связаны с закреплением в

них заслуги. Заслуга — фактическое и юридическое основание для государственного поощрения.

Заслуга устанавливается за следующие варианты поведения: 1) добросовестное и точное выполнение субъектами возложенных на них юридических и общественных обязанностей; 2) совершение участниками общественных отношений не предусмотренных правовой нормой таких полезных для государства деяний, которые превосходят обычные требования.

Рекомендательные нормы содержат определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Рекомендательная норма обязывает (в форме совета) субъекта права к совершению определенных действий, предоставляя ему возможность самостоятельно определить пути и способы выполнения предусмотренных нормой обязанностей, либо предписывает субъекту выполнение предусмотренных нормой действий, но допускает возможность конкретизации общих положений нормы, исходя из сложившейся фактической ситуации.

=> Все нормы по назначению делятся на два основных класса: специализированные нормы и нормы-правила поведения.

Специализированные нормы по функциям разделяются на два рода: основополагающие (исходные) и обслуживающие. Основополагающие

подразделяются по форме предписания на виды: нормы-принципы, декларативные, общеустановительные и др., а обслуживающие — на коллизионные, оперативные и др.

Нормы-правила поведения по функциям делятся на два рода — нормы регулятивные и охранительные. К числу регулятивных относятся виды: управомочивающие, обязывающие, запрещающие, рекомендательные и компетенционные, а к охранительным — штрафные (карательные), правовосстановительные, поощрительные и обеспечительные.

Признаки нормы права

Норма праваявляется разновидностью социальных норм, первичным элементом механизма правового регулирования.

Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права выступает в качестве образца возможного или должного поведения и является мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, она обеспечивается и охраняется принудительной силой государственной власти.

Нормам права присущи все общие характеристики социальных норм, но они также обладают специфическими свойствами. В переводе с латинского «норма» означает правило, предписание, образец. Непосредственным содержанием нормы является заключенная в ней информация о должном поведении, норма права выступает коммуникативным средством передачи информации о вариантах допустимого и разрешаемого поведения. В своей основе норма права является микромоделью механизма правового регулирования.

Норма права имеет следующие признаки:

· общий характерОбщий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.Общий характер правовой нормы обеспечивается таким ее качеством, как абстрактность. Она представляет собой оптимальную модель возможного или должного поведения в типичной жизненной ситуации. И в силу этого норма права, как любая модель, не воспроизводит частные, второстепенные стороны регулируемой ей жизненной ситуации, а фиксирует лишь ее наиболее существенные, важные черты и признаки.

· формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах — законах и подзаконных актах в виде конкретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию); Формальная определенность характеризуется еще и тем, что норма права выражена, как правило, в письменной форме.Появление письменности шло в параллель с появлением правовых норм.

· общеобязательность (властное предписание компетентных органов государства о вариантах возможного и должного поведения); Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.Норма права приобретает свое общеобязательное значение не в силу принудительности, обеспеченности возможностью государственного принуждения, а потому, что охватывает наиболее типичные, наиболее повторяющиеся, встречающиеся социальные процессы, причинно-следственные связи, образцы поведения. Норма права – это правило не только для единичного случая, но для всей органической суммы таких однотипных случаев. И в этом заключается ее большая социальная ценность.

· системностьСистемность – еще один признак. Этот признак на этапе развития зрелого права характеризует свойство нормы права: быть в определенной связи, в определенном соотношении с другими нормами, с правовым институтом, подотраслью, отраслью права. Нормы материального права, т.е. конкретные правила поведения, находятся как в определенных связях с другими материальными нормами права, так и с процедурными, процессуальными нормами права или микросистемность (норма права — системное правило поведения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов как гипотеза, диспозиция и санкция, кроме того, она выступает в единстве с другими нормами как элемент системы права).

· неоднократность (нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений. Это означает, что правовая норма создастся для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме. Так, закон о выборах депутатов парламента рассчитывается не на одну избирательную кампанию, а на все выборы депутатов, которые последуют и в будущем, гражданский кодекс – на все имущественные и иные, связанные с ними отношения, которые будут иметь место и т.п. Правда, так называемые временные законы, например о введении чрезвычайного положения, могут иметь временные ограничения, но в пределах установленного срока опять же применяются ко всем регулируемым отношения.

Можно предложить несколько оснований классификации и соответственно выделить несколько видов правовых норм:

1. По форме выражения: нормы-принципы, нормы-дефиниции нормы-декларациии нормы-правила поведения.

Нормы – принципы — это предписания, закрепляющие основополагающие императивные требования, начала, которые выражают сущность права в целом, или какой – либо его отрасли. Примером нормы — принципа может быть ст.1.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях: «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина».

Нормы – дефиниции содержат определения: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпри­нимательской деятельности правило поведения, не пред­усмотренное законодательством, независимо от того, за­фиксировано ли оно в каком-либо документе» (ст.5 Гражданского кодекса РФ).

Нормы – декларации содержат программные установки, указывают на задачи и цели: «Задачами законодательства об административных правонаруше­ниях, — говорится в ст.1.2. Кодекса об административных правонарушениях, — являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственно­сти, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществ­ления государственной власти, общественного порядка и обще­ственной безопасности, собственности, защита законных экономи­ческих интересов физических и юридических лиц, общества и госу­дарства от административных правонарушений, а также предупреж­дение административных правонарушений».

Нормы — правила поведения содержат указания на права или обязанности: «Участник полного товарищества обязан участвовать в его деятельности в соответствии с условиями учредительного договора» (ст.73 Гражданского кодекса РФ).

2. По целям: охранительныеирегулятивные.

Охранительные нормы содержат либо непосредственный запрет на совершение каких-либо действий, либо указание на наказание, которое ждет правонарушителя; большинство норм особенной части Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях являются охранительными. Например: «Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенниче­ства, присвоения или растраты влечет наложение административно­го штрафа в размере до трехкратной стоимости похищенного иму­щества, но не менее одного минимального размера оплаты труда» (ст.7.27 Кодекса об административных правонарушениях).

Регулятивные нормы содержат в себе указание на права, либо обязанности: «На период осуществления полномочий доверенного лица работодатель… обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск» (ст. 31. Закона Волгоградской области «О выборах депутатов областной Думы 2003 г.).

Следует заметить, что деление правовых норм на регулятивные и охранительные весьма условно, поскольку любая норма и регулирует и, одновременно, охраняет общественные отношения.

3.По отраслям права: материальныеипроцессуальные.

Нормы материального права определяют права и обязанности лиц, устанавливают что должен или может сделать субъект права, процессуальные – определяют процедуру осуществления прав и обязанностей, как нужно выполнять права и обязанности. Как правило, процессуальные нормы содержатся в специальных процессуальных нормативных актах – в Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном и т.п. кодексах.

Иногда, процессуальные нормы могут включаться и в нормативные акты материальных отраслей. Например, в разделе IV Кодекса об административных правонарушениях устанавливается порядок производства по делам об административных правонарушениях.

4. По характеру правового предписания: управомачивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомачивающие нормы содержат указания на права: «Каждый имеет право на жилище» (ст.40 Конституции РФ).

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ).

Примером запрещающей нормы является ч.3.118 Конституции РФ: «Создание чрезвычайных судов не допускается».

5. По методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы закрепляют строго определенный вариант поведения, которого неукоснительно должен придерживаться адресат нормы; выбора в этом случае у субъекта нет. Императивный характер присущ большинству норм конституционного, уголовного, административного и некоторых других отраслей права, например: «Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия» (ст.116 Конституции РФ).

Диспозитивные нормы предусматривают, как правило, несколько вариантов будущего поведения лица, к которому обращена норма; участники правоотношений самостоятельно, путем договоренности между собой выбирают один из возможных вариантов поведения. Диспозитивный характер присущ большинству норм гражданского, семейного, предпринимательского права. Например, в ст. 320 Гражданского кодекса установлено, что «должнику, обязанному передать кредитору одно или другое имущество, либо совершить одно из двух или нескольких действий, принадлежит право выбора…».

Рекомендательные нормы содержат в себе пожелание, совет придерживаться определенного поведения; при этом субъекты вовсе не обязаны неукоснительно его выполнять. Как правило, в национальной правовой системе рекомендательные нормы занимают весьма незначительное место; гораздо больше таких норм существует в международном праве. Примером рекомендательных норм являются, например, Типовой договор о выдаче преступников, разработанный органами ООН, Типовой договор об оказании взаимной правовой помощи по уголовным и гражданским делам и т.п.

Примером поощрительной нормы может служить ст. 191 Трудового Кодекса РФ: «Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии)».

6. По способу правотворчества: нормы, непосредственно установленные государством, и нормы, санкционированные государством.

Нормы непосредственно установленные государством содержатся в нормативно-правовых актах, принимаемых компетентными государственными органами.

Примером норм санкционированных государством являются правовые обычаи, учредительные договоры (уставы) об образовании юридического лица после регистрации их в государственных органах и т.п.

В литературе встречаются и иные классификации правовых норм: по предмету правового регулирования: конституционные, гражданские, уголовные, административные и т.д., по юридической силе (нормы закона и подзаконных актов), по времени (постоянные, временные и чрезвычайные), по субъекту нормотворчества (нормы, установленные народом, органами законодательной власти, Президентом, органами исполнительной власти, местного самоуправления), по широте охвата регулируемых отношений (общие и специальные).

Административно-правовые нормы, как и нормы права вообще делятся на группы по различным основаниям:

По предмету правового регулирования административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процедурные. Объединение в рамках одной отрасли права правовых норм, регулирующих материальные и процедурные общественные отношения, является качественной особенностью административного права. Материальные административно-правовые нормы регулируют управленческие отношения по существу, в то время как процедурные нормы регламентируют административные процедуры, обеспечивающие реализацию материальных норм административного права, и являются составной частью соответствующих институтов административного права. К примеру, в рамках института государственной службы можно выделить нормы, регламентирующие процедуры назначения на вышестоящую должность, присвоения очередного специального звания и т.п.

По методу правового регулирования нормы административного права делятся на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие и поощрительные.

Обязывающие нормы содержат предписания субъектам правоотношений совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных данной нормой. В соответствии с главой 2 Конституции РФ граждане обязаны защищать Отечество, платить налоги, охранять окружающую природную среду. В соответствии с законом «О полиции» полиция обязана предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни.

Запрещающие нормы – устанавливают запрет на совершение тех или иных действий. Сотрудникам полиции, например, запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда возраст их очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции. Следует заметить, что нормы Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях являются по своей сути запрещающими.

Уполномочивающие (дозволительные) нормы – предоставляют возможность субъектам права совершать действия или воздержаться от их совершения по своему усмотрению. В таких нормах отсутствуют прямые предписания и запреты (например, право на образование, на труд, на участие в политической деятельности, на подачу обращений в органы государственной власти и местного самоуправления, участие в общественных объединениях.).

Стимулирующие нормы – обеспечивают с помощью средств материального или морального воздействия должное поведение субъектов. Примером может служить Указ Президента РФ «О государственных наградах Российской Федерации».

Адресатом стимулирующих норм могут быть как физические лица, (граждане), так и коллективные образования (юридические лица). На основании таких норм им предоставляются налоговые и иные льготы, либо они освобождаются от уплаты налогов.

Рекомендательные нормы – содержат рекомендации по наиболее целесообразному решению задач, возложенных на соответствующие органы исполнительной власти. Такие нормы, как правило, не имеют юридически обязательного характера.

В зависимости от адресата выделяют нормы, устанавливающие правовой статус Президента РФ, органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, местного самоуправления, граждан, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, религиозных организаций, предприятий и учреждений.

По территории (масштабу) действия административно-правовые нормы подразделяются на: федеральные (например, нормы Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов); нормы субъектов Российской Федерации; межрегиональные нормы, нормы органов местного самоуправления, локальные нормы.

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на бессрочные и срочные. Примером бессрочных норм являются нормы Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, постановлений Правительства РФ. Действие административно-правовых норм во времени включает: момент вступления их в законную силу; момент прекращения их действия; условия применения нормы. Нормы административного права вступают в силу следующими способами: нормы законов вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если в тексте акта не указано иное; в результате указания даты в тексте нормативно-правового акта, с которой он вступает в силу; в результате указания на иные обстоятельства (с момента подписания; с момента опубликования). Акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу со дня их официального опубликования.

Примером срочных норм административного права являются нормы федеральных законов о военном или чрезвычайном положении соответствующих указов Президента РФ.

В соответствии со ст. 54 ч.2 Конституции РФ, закон обратной силы не имеет, если он устанавливает или отягчает ответственность. Ответственность лица определяется по закону, действовавшему в момент совершения правонарушения. Закон, отменяющий или смягчающий ответственность имеет обратную силу.

По юридической силе выделяют законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой и подзаконные акты.

Добавить комментарий