Поправки в статье 228

Измените ст.228 и 228.1

После ужесточения законодательства в рамках борьбы с наркотиками по ст. 228.1 УК РФ колонии строгого режима заполнены людьми, которым дали огромные сроки. Не маньякам, не убийцам и насильникам, не рецидивистам, а людям, которые зачастую вообще не сделали никому ничего плохо, не нанесли никакого ущерба, и им дают просто немыслимые сроки, которые ломают не только их жизнь, но и жизни их близких.
Кроме того, что ужесточилось законодательство (изменились градации крупного и особо крупного размеров, сильно увеличились сроки за преступления по этой, и подобным статьям), судьи, как будто не понимая, что сроки в 10 лет и больше, за не такие уж страшные преступления, не могут способствовать исправлению, особо не принимают в расчет различные смягчающие обстоятельства.
Когда задачей уголовного кодекса является «охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений» неужели такое наказание соразмерно совершенным преступлениям??? Ведь большинство осужденных по этим статьям это те, кто являются рядовыми преступниками, а не организаторами преступных группировок, не «наркобаронами», они не имеют связей с реальной мафией, занимающейся наркотиками, чья деятельность действительно представляет опасность для общества. Они искренне раскаиваются и не планируют в дальнейшем продолжать преступную деятельность. Тем не менее, закон жесток и неумолим. В результате же страдают множество людей, а ситуация с наркотиками в стране не улучшается.
Хотелось бы, чтобы целью нашей судебной системы было справедливое наказание виновных, чтобы судебное разбирательство было разбирательством по существу, а не фарсом с заранее определенным окончанием. Ведь очень часто дела ведутся просто не правильно, часты случаи фальсификации данных и т.п.
Позвольте рассказать об обстоятельствах дела, которое коснулось меня лично. Мой муж начал курить коноплю несколько лет назад, когда в теплице на даче вырос куст конопли, которую никто специально не высаживал и не культивировал, дикорастущую, но куст вырос огромным, поскольку в теплице видимо сложились очень благоприятные для этого условия. Будучи человеком со слабым здоровьем, муж изучал и занимался различными практиками, направленными на улучшение состояния здоровья, среди которых было и лечение травами, а конопля это лекарственное растение. Поэтому он собрал и сохранил то, что выросло. Курение было для него средством преодоления тяжелого психологического состояния после череды смертей родственников (бабушки, дяди, мамы, отчима, деда) и знакомых, которые он переживал очень тяжело. Поскольку у него были попытки выращивать в домашних условиях различные с/х культуры, муж купил через интернет медицинские семена конопли и попробовал вырастить несколько кустов сам. Для себя. Не имея преступного умысла сбыть. И вот однажды, ходе «проверочной закупки» один его знакомый, который знал, что у него есть конопля, попросил у мужа для себя, поскольку «едет на Алтай и срочно очень надо» и муж вынес ему один пакетик (вес 0.62гр как было написано в результатах экспертизы). И был арестован сотрудниками полиции. В ходе обыска дома были обнаружены 22 растения (про которые, почему то, было написано в сопроводительной бумажке: «горшки с корнями растений в количестве 17 штук и 5 больших горшков с корнями растений», по фотографиям видно, что 17 растений совсем маленькие, высотой примерно 7-10см) и много различных по виду и объему пакетиков и банок, содержащих разное количество разной по виду сухой травы. В ходе экспертизы было установлено, что не все содержимое является марихуаной. Кроме этого был обнаружен пакетик с веществом «шалфей предсказателей» и грибы, содержащие псилоцин. Еще в доме были обнаружены весы, с ед.изм. 0.01. Свидетель, участвовавший в «закупке» давал показания такого плана – «я решил прекратить преступную деятельность и пришел в отдел полиции с предложением «закупки»; сам я не употребляю, но несколько раз до этого покупал для себя; мы договаривались посредством звонка – потом менял показания – я ошибся, посредством мессенджера» — т.е. давал путаные, странные показания. В итоге, к делу не было приобщено больше никаких доказательств (ни в телефоне, ни на домашних компьютерах ничего найдено не было, других свидетелей обвинения не было).
Тем не менее, было предъявлено обвинение по ст. ч.1 ст. 231, ч. 1 ст. 228.1, ч.3 ст.30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 и по совокупности назначено наказание 12.6 лет колонии строго режима. Муж ранее не судим, даже ни разу не привлекался, все характеристики положительные, занимается преподаванием китайских техник цигун, спокойный, мирный, доброжелательный человек, имеет проблемы со здоровьем. Суд не принял в расчет ни показаний обвиняемого, ни показаний свидетелей, такое ощущение, что вообще не обратил внимание на факты. Областной суд отклонил апелляционную жалобу и оставил приговор без изменений.
При этом, если человек состоит в преступной группе, связан с большим оборотом наркотиков, причем тяжелых, получил на этом огромные деньги, но при аресте пошел на сотрудничество со следствием, на досудебное соглашение, то ему скорее всего дадут около 7 лет. Обстоятельства дела моего мужа таковы, что ему даже не предложили сотрудничать со следствием, поскольку он выращивал коноплю один, для личного употребления и ничем не мог помочь следствию.
В п. 13 Постановления пленума ВС РФ №14 написано — Об умысле на сбыт указанных средств, веществ, растений могут свидетельствовать при наличии к тому оснований их приобретение, изготовление, переработка, хранение, перевозка лицом, самим их не употребляющим, количество (объем), размещение в удобной для передачи расфасовке, наличие соответствующей договоренности с потребителями и т.п. – по обстоятельствам дела очевидно, что сам употреблял, объем вещества не такой уж большой; размещение в удобной для передачи расфасовке – в данных обстоятельствах спорный момент.
Соответственно, можно утверждать, что исходя из обстоятельств дела, доказательств подтверждающих наличие умысла на сбыт нет, и квалифицировано деяние не справедливо, а исходя из обычной следственной практики: крупный размер (хотя в общей сложности хранимых дома частей растения конопля было обнаружено в сухом виде около 800гр.) + факт сбыта – следовательно, покушение на сбыт. И отсутствие каких либо других доказательств этому не помеха. При том, что есть показания людей, подтверждающие, что он использовал коноплю по большей части в медицинских целях; и что содержание собственно наркотического вещества мало и этот материал обладает слабым наркотическим эффектом.
Если принцип справедливости, заложенный в УК РФ, гласит, что «наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного», неужели такое суровое наказание действительно соответствует степени общественной опасности и характеру данного преступления??? Ведь курение конопли многими расценивается не таким опасным явлением, как алкоголизм.
Кодекс определяет, что «приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам», а покушением на преступление «признаются умышленные действия лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам» – как определяется какие действия были направлены на совершение преступления? Неужели факт хранения дома частей растения конопля, не систематизированная «расфасовка» их по пакетикам можно признать «действием, непосредственно направленным на совершение преступления»??? При единственном доказанном факте передачи одного пакетика другому лицу??
Если «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений» неужели нужно давать за такое преступление больше 12 лет колонии строгого режима??? Какая «социальная справедливость» нарушена?
Наказание по этой статье настолько жестокое, суровое, что большинство людей, в том числе сами сотрудники СИЗО называют статью политической, т.е. несправедливой.
Почему нельзя применить обязательные, исправительные или принудительные работы?
Ведь очевидно, что условия содержания в российских тюрьмах ужасны, и не идут ни в какое сравнение с «человеческими» условиями содержания, как, к примеру, в Европе. Питание кошмарное, передача нормальной еды от родственников и то затруднительна, особенно в колониях строгого режима, даже витамины, купленные в аптеке не принимают!!!Как можно сохранить здоровье в таких условиях??а когда оно и так подорвано???

В связи с этим, прошу внести в законодательство следующие изменения:

1. Принять единый, универсальный, научно-методический, подход при исследовании наркотических средств
а. Ввести новую таблицу размеров наркотических средств и психотропных веществ.
Изменить действующую законодательную и нормативную базы, с конкретизацией и уточнением формулировок, что считать «наркотическим средством», «психотропным веществом».
б. Разграничить понятие «препарат» и «смесь», ввести естественно научное понятие «размер наркотического средства».
в. Ввести в правоприменительную практику формализованный порядок фиксации, основных характеристик химического состава наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Для этого на стадии предварительного их исследования (справки об исследовании) необходимо определять количественное содержание наркотически активного компонента, психотропного веществ или их аналога, и считать вес, за который назначается наказание именно по нему.
г. Ввести градацию наркотических веществ, по-разному оценивая степень общественной опасности:
А. растительные, не обработанные, не провоцирующие летальный исход (конопля и энтеогены)
Б. относимые к категории опасных наркотиков (героин, кокаин, синтетика и т.п.)

и, соответственно, назначать разное наказание, расценивая как смягчающий фактор и основание для применения ст.64 УК РФ.

2. Смягчить сроки наказания для:
а. лиц, совершивших преступление впервые;
б. лиц, совершивших неоконченное преступление (ст. 30 УК РФ);
в. лиц, при расследовании уголовного преступления которых не было выявлено пострадавших;
г. лиц, имеющих несовершеннолетних детей и престарелых родителей;

и давать по ст.228.1 ч. 2,3,4 не больше 10 лет.
Применять для такой категории осужденных условно-досрочное освобождение после ½ срока, применять ст.80 УК РФ после фактического отбытия 1/3 срока.

3. Ввести такие виды наказания как обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы для:
а. лиц, совершивших преступление впервые;
б. лиц, совершивших неоконченное преступление (ст. 30 УК РФ);
в. лиц, при расследовании уголовного преступления которых не было выявлено пострадавших;
г. лиц, имеющих несовершеннолетних детей и престарелых родителей
и дать тем самым реальный шанс на исправление.

4. Для лиц, совершивших неоконченное преступление по ст. 30 применять наказание ½ от минимального срока, либо отменить 30 ст., и квалифицировать как хранение.

5. Инициировать проведение амнистии для осужденных по статьям 228, 228.1 УК РФ, в том числе совершивших особо тяжкие преступления, и распространить ее положения на:
а. лиц, совершивших преступление впервые;
б. лиц, совершивших неоконченное преступление (ст. 30 УК РФ)
в. лиц, при расследовании уголовного преступления которых не было выявлено пострадавших
г. лиц, имеющих несовершеннолетних детей и престарелых родителей.

МВД создаст спецподразделения для борьбы с нарушениями в работе сотрудников наркоконтроля

Законопроект ФСКН о внесение изменений в ст.228 УК РФ

В настоящий момент работа над законопроектом остановлена в связи с расформированием ФСКН.

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О внесении изменений в статьи 821 и 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50, ст. 4848; 2006, № 2, ст. 176; 2009, № 52, ст. 6453; 2010, № 19, ст. 2289; № 21, ст. 2525; 2011, № 50, ст. 7362; 2012, № 10, ст. 1166; 2013, № 48, ст. 6165) следующие изменения:

1) в части первой статьи 821 слова «частью первой статьи 228,» заменить словами «частями первой и второй статьи 228,»;

2) в статье 228:

а) в абзаце втором части второй слова «от трех до десяти лет» заменить словами «от двух до пяти лет»;

б) в абзаце втором части третьей слова «от десяти до пятнадцати лет» заменить словами «от пяти до пятнадцати лет».

Статья 2

В пункте 4 части первой статьи 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2003, № 50, ст. 4847; 2010, № 8, ст. 780; 2011, № 50, ст. 7362; 2012, № 10, ст. 1162) слова «частью первой статьи 228,» заменить словами «частями первой и второй статьи 228,».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 821 и 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Законопроект подготовлен во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 17 июня 2015 г., и направлен на изменение санкций за преступления, предусмотренные статьей 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК России), с учётом степени их общественной опасности.

Анализ уголовного законодательства Российской Федерации и судебно-следственной практики его применения свидетельствуют о том, что отдельные уголовно-правовые нормы требуют совершенствования.

Так, в настоящее время преступления, связанные с хранением наркотических средств и психотропных веществ в крупном и особо крупном размерах без цели сбыта, относятся к одной и той же категории, что и аналогичные преступления, совершенные в целях сбыта – тяжким и особо тяжким преступлениям.

При таких условиях лицо, хранящее наркотики для личного потребления, приравнивается по степени тяжести данного преступления к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в организованных формах (в соответствии с УК России ответственность за участие в преступном сообществе (преступной организации), являющейся наивысшей формой организованной преступности (часть вторая статьи 210 УК России), предусмотрена в виде лишения свободы сроком до десяти лет, аналогичная санкция и за незаконное хранение без цели сбыта наркотических средств и психотропных веществ в крупном размере (часть вторая статьи 228 УК России).

При таких обстоятельствах деяния, связанные с хранением наркотиков, совершаемые без цели сбыта, нуждаются в особом подходе, отражающем степень опасности данных преступлений для социума.

Следует отметить, что практически все осужденные по статье 228 УК России являются наркоманами, для которых хранение наркотика (без цели сбыта) обусловлено наличием заболевания, а следовательно болезнь является фактором, способствующим совершению преступлений.

Соответственно к таким лицам необходимо более активно применять механизмы правового побуждения к отказу от наркопотребления с целью своевременного возвращения наркопотребителей к нормальному образу жизни.

Данные отчета Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации формы № 10.3.01 свидетельствуют о том, что в 2014 году при рассмотрении 17 759 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частью 2 ст. 228 УК России, суды назначали наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет в 261 случае, от 8 до 10 лет – в 17 случаях, а в 2457 случаях суды назначали наказание, используя исключительный механизм по назначению наказания ниже низшего предела установленных санкций.

Таким образом, нельзя считать нормальной ситуацию, когда возможность назначения наказания сроком от 5 до 10 лет остается судами практически не востребованной, а исключительный механизм назначения наказания, предусмотренный УК России, используется на регулярной основе.

Изложенное в полной мере свидетельствует о необходимости перевода наименее опасных преступлений, связанных с хранением наркотиков без цели сбыта, в категорию менее тяжких.

Предлагаемые законопроектом изменения по снижению санкций за преступления, предусмотренные частями второй и третьей статьи 228 УК России приведут их в соответствие со степенью общественной опасности совершенных деяний и в то же время позволят более широко использовать имеющиеся меры уголовно-правового побуждения лиц к отказу от потребления наркотиков.

Для этих целей законопроектом предлагается распространить положения статьи 821 УК России на лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных не только первой, но и второй частью статьи 228 УК России.

Таким образом, вносимые законопроектом изменения будут способствовать выполнению стратегических задач в области борьбы с наркоманией и наркопреступностью, а также избавлению лиц от наркозависимости.

Принятие законопроекта потребует принятия федерального закона «О внесении изменения в статью 1781 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

В этой связи в законопроекте предусмотрено его вступление в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов за счёт средств федерального бюджета.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Законопроект относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. № 299).

Данная редакция законопроекта появилась недавно, ранее законопроект был опубликован в следующем виде:

Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

Проектом федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»предлагается дополнить статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК России) таким новым квалифицирующим признаком, как «средний размер наркотических средств и психотропных веществ», что позволит дополнительно дифференцировать ответственность за преступления, предусмотренные указанной статьей.

Введение указанного квалифицирующего признака позволит устранить существенный разрыв в размерах наркотических средств и психотропных веществ между действующими в настоящее время крупным и особо крупным размерами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2012 г. № 1002.

Кроме того, предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочием утверждать значительный, средний, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей статьи 228 УК России.

Проведенный анализ уголовных дел о преступлениях, связанных с хранением наркотиков без цели сбыта, показал, что карательная политика в отношении лиц, хранящих наркотик для личного потребления, себя не оправдывает. В 2014 году за преступления, предусмотренные статьей 228 УК России (хранение без цели сбыта), осуждено около 96 тыс. лиц. Все осужденные являются наркоманами, для которых болезнь является фактором, способствующим совершению данного преступления.

При таких обстоятельствах деяния, связанные с хранением наркотиков, совершаемые без цели сбыта, нуждаются в особом подходе, отражающем степень опасности данных преступлений для социума.

В настоящее время для квалификации наркопреступлений установлены единые размеры наркотиков без их дифференциации в зависимости от степени общественной опасности совершаемых деяний.

При таких условиях лицо, хранящее наркотики без цели сбыта для личного потребления, приравнивается по степени тяжести данного преступления к лицам, совершившим преступления в сфере незаконного оборота наркотиков в организованных формах.

Именно поэтому необходимо адаптировать систему уголовного наказания к общественной опасности принципиально разных преступных деяний, а именно: хранение наркотиков без цели сбыта, их оптовый сбыт и сбыт в организованных формах.

Оптимальным решением данного вопроса будет введение дополнительного квалифицирующего признака «средний размер наркотических средств и психотропных веществ» для целей статьи 228 УК России путем дополнения указанной статьи частью 11.

Кроме того, законопроектом предлагается распространить положения статьи 821 УК России на лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных указанной новой частью статьи 228 УК России.

Таким образом, вносимые законопроектом изменения будут способствовать выполнению стратегических задач в области борьбы с наркоманией и наркопреступностью, а также избавлению лиц от наркозависимости.

Кроме того, необходимо отметить, что на содержание наркопотребителей учреждения пенитенциарной системы ежегодно затрачивают значительные суммы денег, а предложенные законопроектом меры приведут к экономии средств, повышению эффективности работы правоохранительных органов Российской Федерации без привлечения дополнительных финансовых затрат.

Реализация указанного предложения позволит более активно применять механизмы правового побуждения лиц к отказу от наркопотребления, а также благотворно скажется на социальной обстановке в обществе.

Принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации по борьбе с наркоманией.

Новая часть 11 статьи 228 УК России будет отнесена к подследственности дознавателей (следователей) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Принятие законопроекта потребует принятия федерального закона «О внесении изменения в статью 1781 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

В этой связи в законопроекте предусмотрено его вступление в силу по истечении пяти месяцев со дня его официального опубликования.

Законопроект относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 299).

Законопроект соответствует Договору о ЕАЭС, а также положениям иных международных актов.

Вносится Правительством Российской Федерации

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50, ст. 4848; 2006, № 2, ст. 176; 2009, № 52, ст. 6453; 2010, № 19, ст. 2289; № 21, ст. 2525; 2011, № 50, ст. 7362; 2012, № 10, ст. 1166; 2013, № 27, ст. 3477) следующие изменения:

1) в части первой статьи 821 слова «частью первой статьи 228,» заменить словами «частями первой и первой 1 статьи 228,»;

2) в статье 228:

а) дополнить частью 11 следующего содержания:

«11. Те же деяния, совершенные в среднем размере,-

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.»;

б) в абзаце втором части второй слова «от трех до десяти лет» заменить словами «от пяти до десяти лет»;

в) примечание 2 изложить в новой редакции:

«2. Значительный, средний, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, а также значительный, крупный и особо крупный размеры для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей настоящей статьи, статей 228.1, 229 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.»;

в) в примечании 3:

после слова «Значительный,» дополнить словом «средний,»;

после слова «значительному,» дополнить словом «среднему,»;

3) статью 2281 дополнить примечанием следующего содержания:

«Примечание. Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических средств и психотропных веществ для целей настоящей статьи, статей 229 и 229.1 настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.».

Статья 2

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2002, № 22 ст. 2027; № 30 ст. 3020, 3029; № 44 ст. 4298; 2003, № 27 ст. 2700, 2706; № 50, ст. 4847; 2004, № 27 ст. 2711; 2005, № 1 ст. 13; 2006, № 28 ст. 2975, 2976; № 31 ст. 3452; 2007, № 1 ст. 46: № 24 ст. 2830, 2833; №49 ст. 6033; 2009, № 11 ст. 1267; № 44 ст. 5170; 2010, № 1 ст. 4; № 8, ст. 780; № 15 ст. 1756: № 27 ст. 3431; 2011, № 1 ст. 6, 16; № 23 ст. 3259; № 30 ст. 4605; № 45 ст. 6334; № 50, ст. 7361, 7362; 2012, № 10, ст. 1162, 1166; № 30 ст. 4172; № 31 ст. 4330, 4331; № 47 ст. 6401; № 49 ст. 6752; № 53 ст. 7637; 2013, № 26 ст. 3207; № 27 ст. 3442, 3478; № 30 ст. 4078; № 44 ст. 5641; № 51 ст. 6685; № 52 ст. 6945; 2014, № 19 ст. 2303, 2310, 2333; № 23 ст. 2927; № 26 ст. 3207, 3385; № 30 ст. 4219, 4259, 4278; № 48 ст. 6651; 2015, № 1 ст. 83, 85; № 6 ст. 885; № 21 ст. 2981; № 29 ст. 4391) следующие изменения:

1) в пункте 8 части 3 статьи 151 слова «228 частью первой» заменить словами «228 частями первой и первой 1»;

2) в пункте 4 части первой статьи 398 слова «частью первой статьи 228,» заменить словами «частями первой и первой 1 статьи 228,».

Что нового в содержании

Намечаются глобальные изменения в уголовном законодательстве, которые касаются киберпреступников.

В Кодекс будет внесен новый состав 274.1, в котором предусмотрено следующее:

За распространение, создание или пользование компьютерными программами для заведомо неправомерных действий, которые могут воздействовать на инфраструктуру РФ Сюда относится блокирование, копирование, изменение информации или нейтрализация защитных мер для распространения информации. Максимальной мерой наказания за такие деяния является 5 лет лишения свободы, а также штраф в размере 1 миллиона руб.
За доступ без надлежащих прав к охраняемой информации, которая содержится в критической инфраструктуре РФ Сюда же можно отнести использование компьютерных программ или других средств для нанесения ущерба критической инфраструктуре РФ. Максимально за такое злодеяние можно получить до 6 лет в местах лишения свободы и штраф величиной 1 миллион руб.
За несоблюдение правил использования средств хранения, передачи или обрабатывания информации, которая охраняется, если она содержится в критической инфраструктуре РФ или других системах, связанных с ней, если это повлекло за собой повреждение критической информации Наибольшее наказание за такое преступление – до 6 лет в тюрьме, лишение права занимать определенные должности сроком до 3 лет.
За вышеприведенные преступления предусмотрена повышенная мера наказания в том случае, если злодеяние было совершено группой лиц, или лицом, которое использовало свое служебное положение Также более жесткое наказание будет наложено на преступника, если его деяние повлекло за собой тяжкие последствия.

Уголовное право регулирует самые опасные виды правонарушений, поэтому и наказания за них следуют соответственные. Последние изменения касаются многих норм уголовного законодательства.

Вносимые коррективы

Одно из первых изменений касается статьи 142.2, которая регулирует избирательный процесс. Сегодня в случае получения незаконно выданного бюллетеня можно получить до 4 лет тюрьмы. Если состав преступления будет квалифицированным, то наказание может достичь и 5 лет.

Принято много изменений, которые касаются этилового спирта. Теперь законодательство запрещает любые действия с этиловым спиртом и другими алкогольными продукциями, если на это нет лицензии.

Если преступление совершено в крупных размер или же группой лиц, то наказание будет в виде 5 лет лишения свободы. Размер штрафов зависит от тяжести преступления. Если оно было признано крупным, нужно будет заплатить 100 тысяч рублей, если особо крупным – 1 миллион.

Довольно крупные правки были приняты касательно управленческих отношений. Если гражданин уклоняется от наблюдения, или же больше одного раза не соблюдал законодательные ограничения, то он за это будет нести ответственность.

Это касается тех лиц, которые пребывают под просмотром по месту своего проживания, но неправомерно покинули это место с целью уклонения от надзора.

В этом случае важна неоднократность. Если лицом такое деяние было совершено один раз, то его ожидает только административная ответственность. Во второй и последующие разы его уже будет ожидать уголовное наказание.

Изменения в Уголовном кодексе

Правовое регулирование предполагает внесение поправок в Уголовный кодекс. Это довольно частая процедура, которая производится регулярно.

Главные изменения коснулись:

  • фальсификации доказательной базы;
  • мошенничества;
  • миграции без разрешения;
  • принудительных работ.

Фальсификация преступлений – это особая категория уголовного права, которая касается только некоторых лиц. В 2019 году были внесены поправки и в эту правовую сферу. Эта статья больше всего касается должностных лиц, которым было установлено более жесткое наказание за преступление такого рода.

Наказание для мошенников также требует изменений, но жестких поправок сделано не было. В последние годы эта категория изменялась несколько раз, и все поправки только облегчали жизнь преступников.

Изменения в миграционном законодательстве повлекли за собой правки в Уголовном кодексе. С 2019 года незаконным мигрантам лучше дважды подумать, прежде чем без разрешения пересекать границу с РФ. Изменения в статьях сделали наказание за такие проступки очень жесткими. Теперь мигранта отправят на принудительные работы, или в места лишения свободы, или выпишут огромные штрафы.

В законодательстве теперь предусмотрены признаки для квалификации таких преступлений:

  • происходила ли миграция по сговору;
  • граница пересекалась в одиночку или группой;
  • процесс происходил с наличием насилия или без него и пр.

Теперь незаконному мигранту грозит лишение свободы до 6 лет или же уплата огромного штрафа. На меру наказания влияет тяжесть преступления.

Депутаты сейчас ведут разговоры о введении в действие нового законодательного акта, который будет касаться принудительных работ. Планируется, что в некоторых случаях заключение в места лишения своды можно будет заменить принудительными работами.

Первые разговоры по принятию такого закона начались еще в 2014 году, но законодательный акт так и не был принят. Теперь же осужденный к принудительным работам человек будет отправлен в специальное учреждение. Но это не значит, что его свобода будет как-то ограничена – гражданин сможет спокойно передвигаться.

Еще неизвестно, за какие средства государство будет реализовывать эти проекты, но от работы преступников можно будет получать доход в бюджет.

В Уголовном кодексе не раз случались изменения, которые касались упрощения наказания для преступлений небольшой тяжести. Это вполне цивилизованное решение, так как из-за случившейся глупости человек может потерять много лет своей жизни в тюрьме.

Дополнительные нюансы

Уголовное законодательство регулирует самые тяжкие преступления и устанавливает наказания за них – нарушителя может ожидать как тюрьма, так и исправительные работы. Последние изменения затрагивают очень много важных вопросов в этой сфере, поэтому они вводятся очень медленно и аккуратно.

Вполне логично, что очень активно вводится в действие законодательство, касающееся компьютерной преступности. Ранее в Уголовном кодексе существовало всего несколько статей по этому поводу. Сейчас же вопрос регулируется намного шире, установлено новые санкции за подобные действия.

Существует довольно много мошеннических схем, которые происходят в сети. Легко предугадать, что для их раскрытия и устранения будут приниматься новые и новые поправки к уголовному законодательству. Такое совершенствование законов просто необходимо в меру развития преступности в Интернете.

Кроме того, в УК до сих пор остается очень много нераскрытых и необъясненных статей, которые либо нужно расшифровывать, либо изменять. Проблемы классификации преступлений все еще остаются очень актуальными.

Внесенные поправки в статьи УК являются очень актуальными, так как совершенствуют действующее законодательство. Насколько они эффективны – покажет время.

Статья 228 часть 2 УК РФ — последние поправки и сроки наказания

  • Главная
  • Уголовное право
    • Холодное оружие — условия хранения и ношения по закону
    • Ст 199 УК РФ с комментариями — уход от уплаты налогов
    • Какое наказание полагается за телефонное хулиганство и как с ним бороться
    • Вандализм ст 214 УК РФ — состав преступления и наказание
    • Статья 125 УК РФ: оставление в опасности
    • Наказание по статье 168 УК РФ за порчу имущества
    • Понятые: их права, обязанности и отличие от свидетелей
    • Перечень наркотических средств и наркосодержащих растений
    • Чем грозит фальсификация доказательств по гражданскому делу — статья 303 УК РФ
    • Штраф за продажу алкоголя без лицензии
    • Оценка вреда здоровья при сотрясении головного мозга
    • Спаивание несовершеннолетнего — преступление и наказание
    • Можно ли снять судимость с базы данных онлайн
    • К чему приводит установка магнитов на счетчики воды
    • Принцип предупреждения как меры наказания
    • Тюрьма и колония — в чем различия?
    • Статья 158 УК РФ кража — от чего зависит наказание
    • 108 статья УК РФ — убийство при превышении пределов самообороны
    • Протокол допроса свидетеля — бланки для скачивания + правила оформления
    • Скупка краденого — ответственность по статье 175 УК РФ
    • Ст 112 УК РФ — умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
    • Превышение должностных полномочий — ст 286 УК РФ с изменениями на 2016 год с комментариями
    • Как узнать, в какой тюрьме сидит человек
    • В каких случаях применим особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде
    • Статья 228 часть 2 УК РФ — последние поправки и сроки наказания
    • Приказ МВД 736 — порядок регистрации обращений граждан в полицию
    • Статья 115 УК РФ в новой редакции с комментариями — причинение легкого вреда здоровью человека
    • Какое наказание полагается за умышленный поджог — статья 167 УК РФ
    • Статья 148 УК РФ — что считается оскорблением чувств верующих
    • Статья 134 Уголовного Кодекса РФ — ответственность и судебная практика
    • Какое наказание может грозить за доведение до суицида
    • Что может считаться злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности
    • Злоупотребление должностными полномочиями — разъяснения по статье 285 УК РФ
    • Что грозит за незаконное хранение оружия — статья 222 УК РФ
    • Какое наказание предусмотрено за похищение человека — ст 126 УК РФ
    • Статья 330 УК РФ — ответственность за самоуправство
    • Нюансы применения статьи 160 УК РФ — присвоение или растрата
    • Когда применяется и какое наказание за нарушение ст 131 УК РФ
    • Халатность Ст 293 УК РФ — преступное отношение к должностным обязанностям
    • Обзор статьи 290 УК РФ с комментариями 2016 — получение взятки
    • Статья 167 УК РФ — умышленное уничтожение или повреждение имущества
    • Убийство по неосторожности — статья 109 УК РФ
    • Что может грозить на нарушение статьи 318 УК РФ
    • Какое наказание грозит за угон автомобиля статья согласно ст 166 УК РФ
    • О чем говорит статья 156 УК РФ — разъяснения с комментариями 2018
    • Что такое превенция — ее виды и способы предупреждения преступлений
    • Мошенничество в интернете — виды обмана и статья УК РФ
    • Моральный вред ст 151 ГК РФ — нюансы применения
    • Какое наказание может грозить за мелкое хищение — Ст 7.27 КоАП РФ
    • Декриминализация ст.116 УК РФ — юридические разъяснения
    • 117 статья Уголовного Кодекса РФ — истязание
    • Статья 137 УК РФ с комментариями — ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни
    • Статья 264 УК РФ — Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
    • ФЗ-115 о противодействии легализации отмыванию доходов
    • Особенности применения ст 6.9 КоАП РФ за употребление наркотиков
    • Ответственность за факт коммерческого подкупа — статья 204 УК РФ
    • Незаконное проникновение в жилище — 139 статья УК РФ
    • С какого возраста наступает уголовная ответственность
    • Квалификация 228 статьи Уголовного Кодекса РФ в 2018 году
    • Какие сроки подачи и рассмотрения кассационной жалобы по уголовному делу
    • Как обналичить деньги — последствия незаконного исполнения и легальные способы
    • Ст. 306 УК РФ с комментариями — заведомо ложный донос
    • Как найти уголовное дело по фамилии онлайн
    • Хулиганство ст. 213 УК РФ — состав и виды этого преступления
    • Мошенники на Авито просят номер карты — виды мошенничества на сайте
    • Покушение на убийство статья 30, 105 УК РФ — срок наказания и особенности применения
    • Колония-поселение — условия содержания и особенности режима
    • Что такое контрафактная продукция и какая ответственность за ее продажу
    • Что это такое — презумпция невиновности в уголовном и административном праве
    • Подделка подписи на документах — ответственность
    • Статья 162 УК РФ — Разбой
    • Статья 282 УК РФ — разжигание межнациональной розни
    • Шантаж — статья 163 Уголовного кодекса РФ
    • Угроза жизни статья 119 УК РФ — наказание
    • Статья 328 УК РФ — уклонение от службы
    • Статья за совращение малолетних
    • Статья за вымогательство денег УК РФ
    • Служебный подлог статья 292 УК РФ — комментарии
    • Сколько дают за убийство человека
    • Статья за оскорбление личности в социальных сетях — какая ответственность и наказание
    • Какая статья УК РФ квалифицирует воровство
    • Разглашение персональных данных — ответственность по закону
    • Что грозит за дачу ложных показаний — 307 статья УК РФ
    • Как заключить досудебное соглашение о сотрудничестве в уголовном процессе
    • Какое наказание грозит за взятку должностному лицу — статья 291 УК РФ

В России предусмотрена уголовная ответственность за хранение, перевозку и оборот наркотических средств. Каждый год тысячи россиян попадают в тюрьму по «антинаркотической» статье 228 УК РФ и получают сроки от 2 до 15 лет. Многие считают, что это наказание слишком суровое и не соответствует целям реабилитации и ресоциализации человека, попавшегося на крючок зависимости. В связи с этим уже не первый год обсуждается частичная декриминализация «антинаркотической» статьи или хотя бы ее смягчение.

Расскажем, ожидаются ли поправки в УК РФ в 2019 году. Последние новости – по ст. 228 ч 2 изменения в 2019 году пока не запланированы, но положение осужденных по ст. 228 может улучшиться благодаря другим поправкам в УК РФ.

Действующая нормативная база

Статья 228 УК РФ (часть 1) предусматривает наказание за незаконную покупку, хранение, транспортировку, производство, переработку запрещенных или ограниченных в обороте веществ без цели сбыта.

К таким веществам относятся:

  • наркотики;
  • психотропные средства;
  • их аналоги;
  • растения, имеющие в своем составе подобные вещества;
  • смеси, где содержатся наркотические/психотропные соединения.

Если размер (то есть вес вещества) признается значительным, то санкция выражается:

  • в виде штрафа до 40 тыс. руб. либо дохода виновного до 3 месяцев;
  • в обязательных работах до 480 часов, исправительных — до 2 лет;
  • в виде ограничения или лишения свободы до 3 лет;

Статья 228 УК РФ (часть 2) устанавливает наказание, если размер крупный. Возможно:

  • лишение свободы на 3-10 лет;
  • штраф до 500 тыс. руб. или взимание дохода сроком до 3 лет или ограничение свободы до 1 года.

В ч. 3 говорится уже об особо крупном размере, а срок лишения свободы увеличивается и составляет от 10 до 15 лет.

Граждане, в добровольном порядке раскаявшиеся в совершении преступления, сдавшие все запрещенные вещества, активно сотрудничающие с правоохранительными органами, могут быть освобождены от ответственности. Но важно, чтобы такое деятельное раскаяние произошло до задержания и следствия.

Последние корректировки в данную норму вносились в 2012 году, изменения в ст. 228 УК РФ в 2019 году пока не запланированы.

Актуальное положение и сложности

Квалифицирующим признаком выступает размер (вес) запрещенного вещества, который определен в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ» от 01.10.2012 № 1002.

Это постановление редактировалось в текущем году: актуальная версия введена Постановлением Правительства РФ от 22.06.2018 № 718 и начала действовать с 3 июля. Но правки касались включения в список ряда препаратов (бензилфентанил, фоназепам, цинозепам и т. д.).

Между тем, к документу предъявляются следующие претензии:

  • вес, который признается значительным, не является таковым для лиц, у которых уже сформировалась стойкая зависимость. Поэтому при приобретении необходимой для выживания дозы они автоматически попадают на крупный размер;
  • когда дело касается различных смесей, для определения размера (и, соответственно, квалификации преступления по частям ст. 228) берется вес всей смеси, а не самого запрещенного вещества.

Никто не спорит, что наркотики несут угрозу обществу, но есть логика и в словах тех, кто высказывается за смягчение кары. Заключение не избавляет от наркотической зависимости, а озлобляет, подрывает здоровье, часто полностью отсекает все возможности для нормальной социальной жизни.

Глава ФСКН В. Иванов в 2015 году приводил такие цифры: «…из почти 600 тысяч осужденных по уголовным делам, связанным с наркотиками, лишь четверть привлечена за сбыт наркотиков. А три четверти, то есть 400 тысяч самих наркопотребителей, государство уголовило за хранение наркотиков без цели их сбыта». Эту многотысячную массу потребителей государство вынуждено кормить и содержать. Не логичнее было бы отправлять их на принудительные работы, одновременно обязывая проходить медико-социальную реабилитацию? Такой вопрос ставит петиция, которая, однако, уже закрыта и подписана всего 206 людьми.

Тем не менее, тему обсуждают в блогах и на форумах сами заключенные и их родственники, а также практикующие юристы. Речь идет не только о необходимости правок, но и конкретных предложениях и даже о законопроектах (иногда публикуются тексты старых проектов, уже снятых с рассмотрения).

Обзор закона о зачете срока нахождения в СИЗО по схеме «день за полтора» в 2018 году

Как изменится ст. 228 ч. 1 УК РФ

С изменениями на 2019 год, с комментариями официальных лиц дело обстоит запутанно. В апреле 2018 г. «Российская газета» опубликовала «Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год». В нем, в том числе, указывается, что в повестке Уполномоченного есть «вопросы, связанные с необходимостью совершенствования антинаркотического законодательства». В его адрес неоднократно направлялись «мотивированные предложения законодательного плана от известных отечественных правозащитников, связанные с необходимостью либерализации антинаркотического законодательства в части смягчения уголовной ответственности за хранение наркотиков в крупном размере без их распространения путем перевода преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, из разряда тяжких в разряд преступлений средней тяжести».

Эксперты считают, что таким путем можно добиться существенного сокращения сроков лишения свободы тысячам лиц. Указывается, что сейчас количество осужденных за хранение наркотиков в разы превышает число тех, кто сидит за их распространение, «что не отвечает принципу справедливости». Омбудсмен считает, что совершенствовать надо подзаконную базу (т. е. Постановление № 1002) — уточнить список производных, синтетических заменителей запрещенных веществ.

На сайте Российской общественной инициативы также рассматривалось предложение «Внести изменения в статьи 228, 228.1 УК РФ с целью их гуманизации». Многие ждут и обсуждают смягчающие участь осужденных поправки в УК РФ в 2019 году. Последние новости – по ст. 228 ч. 2 изменения в 2019 году пока не запланированы.

Хотя 30 октября интернет-газета ZNAK сообщала, что «Парламент попробует взглянуть на наркоманов иначе», а в Госдуму может поступить несколько законопроектов на эту тему. Якобы в них идет речь о смягчении кары для потребителей наркотиков, а всего проектов — 3:

  1. предлагающий уточнить состав наркосодержащих препаратов (ввести понятие смесей) и скорректировать закон «О наркотических веществах и психотропных веществах», чтобы при определении веса таких смесей учитывалось только содержание наркотиков.
  2. предлагающий приобретение, хранение веществ в крупном размере, но без цели сбыта, переквалифицировать из тяжких в преступление средней тяжести. А также снизить санкцию до 2-5 лет.
  3. рекомендующий смягчить сроки и порядок отбывания несовершеннолетним преступникам (в том числе по ст. 228).

Однако издание не приводит текстов законопроектов и не ссылается на официальные источники.

Многим также интересно, произойдет ли смягчение наказания по ст. 228.1 УК РФ в 2019 году. Сроки за производство, пересылку и сбыт наркотиков более суровые, чем за хранение. Наказание в виде лишения свободы составляет от 4 до 20 лет и может быть пожизненным. Изменения в статью 228.1 вносились в самом начале 2018 года, Федеральным законом от 31.12.2017 № 494-ФЗ, в пункт а) ч. 2. В нем назначается ответственность за сбыт веществ в СИЗО, учреждениях УИС, административных и образовательных заведениях, на спортивных, транспортных, развлекательных объектах. Пункт дополнен еще одним признаком — повышенное наказание теперь грозит и за сбыт в воинских частях (срок — от 5 до 12 лет).

Амнистия к 25-летию Конституции РФ – официальный текст проекта Постановления Госдумы РФ

Другие изменения в УК, которые надо учитывать

И все-таки смягчение наказания для осужденных по «наркотической» статье возможно. Шанс оказаться на свободе раньше дает корректировка ст. 80 УК о замене неотбытого срока на принудительные работы. Смысл в том, что законопроект № 485101-7 уже фактически принят — 18 декабря он одобрен в 3-м чтении и может вступить в силу в начале 2019 года.

Принудительные работы — альтернатива лишению свободы. Их можно применять при совершении небольшой или средней тяжести проступках, или за тяжкое преступление, совершенное впервые. Осужденные по 228 с соблюдением этого условия могут просить о замене при:

  • отбытии четверти срока за преступления небольшой и средней тяжести;
  • отбытии трети срока — за тяжкие;
  • отбытии половины срока — при особо тяжких.

Важно примерное поведение и погашение причиненного вреда. Это изменение улучшает положение заключенных, так как по поводу замены на другие виды более мягких наказаний продолжают действовать старые правила. Осужденным за тяжкие преступления надо отбыть не менее половины срока, за особо тяжкие — две третьих, за небольшие и средние — треть.

Также надо учитывать, что замена лишения свободы на «принудиловку» не отменяет и не заменяет возможности применить к осужденным по ст. 228 УДО. В 2019 году сокращение сроков возможно для тех, кто осужден по ч. 1 ст. 228 при применении норм ст. 72 УК о зачете. Напомним, время содержания под стражей засчитывается в срок лишения свободы. Расчет таков: 1 день за 1 день при отбывании в тюрьме, ИК строгого, особого режима; за 1,5 дня — когда отбывать приходится в воспитательной колонии, ИК общего режима; за 2 дня — для колоний-поселений.

— Предоставить суду право отстрочить отбывание наказание для осужденных по ч 2 ст 228 УК РФ к реальному лишению свободы, которые признаны больными наркоманией и изъявили желание пройти медицинскую реабилитацию. То есть, законопроект предлагает предоставить осужденным по ч 2 ст 228 УК РФ возможность лечится вместо того чтобы отправляться в места лишения свободы.
Добавлю, что законопроект не предусматривает смягчения наказания за сбыт наркотиков, поэтому поправок в статью 228.1 УК РФ в 2019 году не предвидится.
Принятие законопроекта повлияет и на судьбу уже осужденных за приобретение и хранение наркотиков в крупном размере. Уголовный закон, смягчающий наказание, имеет обратную силу. Поэтому принятие этого законопроекта должно привести в снижению и уменьшению наказаний в виде лишения свободы для осужденных по части 2 статьи 228 УК РФ.
Также, в случае принятия законопроекта, осужденные по ч 2 ст 228 УК РФ смогут претендовать на условно-досрочное освобождение (УДО) по отбытии одной трети (1/3) назначенного судом срока наказания, а не не трех четвертей (3/4) срока наказания, как сейчас. В общем, новости позитивные…

Добавить комментарий